Осуждение, обличение и рассуждение. Обличение пастора: учение и практика

Вера и жизнь

Как обличать грех?

Как редактор христианской газеты часто получаю письма. Недавно прочитал письмо брата во Христе с колонии строгого режима. Он с горечью пишет, что не может смотреть на все беззакония в церквах, верующие только прикрываются Христом и делают грех. Неохотно помогают ему, бедному брату в узах. Так и хочется сказать: «Дорогой брат, так в чем же дело? Если не можешь смотреть, то правильно сделаешь, если перестанешь смотреть на то, на что и не стоит смотреть!» Слово Божье и Сам Иисус Христос, апостолы рекомендуют смотреть на Христа и не только говорить, а даже и думать только о том, что Богу угодно. А на мирское, на грехи, всякие недостатки и смотреть не нужно.

Дорогие христиане, не варитесь в грехах и беззакониях других людей, не кормитесь недостатками, болями и ранами членов церкви. Зачем это вам? Вы так сильно переживаете за чистоту церкви? Есть Тот, кто держит в руках метлу и тщательно выметает. Он бодрствует над этим. Это Господь Иисус Христос - Глава Церкви. А наше дело молиться, бодрствовать над собой. Потому что бывает, к сожалению, и так, что себе потакаем, а за другими тщательно следим, чтобы нехотя кто-нибудь не споткнулся. А если споткнулся, не руку подаем, а сильнее толкаем. Он и так упал, лучше помоги ему встать, а не добивай своими упреками, обличениями.

Конечно, у нас должна быть непримиримость ко греху (мы не должны ему потакать), но иногда создается впечатление, что обличитель ненавидит не грех, а ближнего, соседа в собрании, и готов растерзать его во имя правды. Но как важно делать все по слову Божьему: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф.18:15).

Это заповедь Иисуса Христа Своим ученикам. Почему некоторые христиане забывают это место с Евангелия и идут сразу рассказывать о грехе брата другим членам церкви, но не брату, который согрешил. Или бывают моменты, когда кто-то внесет в наши уши непроверенную информацию, и мы готовы сразу всему поверить, забывая, что дьявол день и ночь клевещет на братьев. Я понимаю, что современное христианство много в чем настолько скомпрометировало себя, что наша вера в информацию через десятые уши, бывает, имеет основание. Как говорят, дыма без огня не бывает. Но Слово Божье должно быть на первом месте, и мы обязаны поступать по Слову. Заповеди Божьи - на первом месте, а не наши чувства, наш опыт и др.

Как здесь не вспомнить один поучительный пример: в одной церкви прихожане охотно слушали проповеди пастора. Через некоторое время он увидел невнимательность, охлаждение, перешептывание, подозрения слушателей. Когда начал выяснять причину, каждый опускал глаза и пытался избежать разговора, наконец, кто-то более смелый отважился сказать, что видели, как он гонялся вокруг своего дома с поленом за своей женой, а она громко визжала. Пастор оторопел от такой информации, а после выяснения, наконец, понял, что же произошло на самом деле. Однажды он управлялся по хозяйству, как из-под ног жены выскочила большая крыса, жена от неожиданности завизжала, а отважный муж бросился за крысой с тем, что под руку попало. Именно в тот момент мимо его двора проходил один браток, который очень переживал за чистоту церкви и всегда подозревал, что их пастор не чист, и надо же: бог ему открыл такое, о чем он немедленно сообщил всем членам церкви. Все они только и говорили, как пастор бьет супругу, дошло даже до того, что уже вокруг дома гоняет и угрожает убить. И что примечательно: никто не догадался спросить об этом у самого пастора. Я не думаю, что это целиком придуманная история. Наверное, она имела место в истории христианской церкви во многих вариантах. Может быть, это случилось у вас? Нет? Тогда слава Господу!

Одна сестра очень любила подобные истории о своем пасторе и при случае с энтузиазмом рассказывала ближним. Когда же ее обличили в неправде, сплетнях, она вынуждена была прийти к пастору с извинением, просила прощения. Пастор, будучи духовным братом, конечно, простил ее, но он дал ей подушку и попросил разорвать во дворе. Она это сделала, потом пастор попросил ее собрать все перышки, но она с удивлением замахала руками и сказала, что это невозможно, так как ветер уже разнес все перья, что их даже не найти, не то, чтобы собрать. «Вот так и ваша неправда, как эти перья, разнесена ветром в народе… Я вас, дорогая сестра, простил, и похвально, что вы покаялись в этом, но, сколько еще носиться этим перьям неправды - неизвестно». Давайте подумаем: не летают ли где-то в народе перья неправды, авторами которой являемся мы?

Напоминаю заповедь Христа из Евангелия от Матвея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…». Запомним хорошенько: им одним!

Читаем дальше: «если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и их не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Вот такой божественный порядок, который доныне никем не отменяется. Не перепутаем: не церкви сразу нужно говорить о грехе брата, а ему, лично, и не дай Бог, чтобы кто-то с церкви догадался. Сказать церкви, то есть другим - это уже последний этап, когда все другие пункты пройдены, и брат не раскаялся, а продолжает грешить. Пытаясь не запачкаться, кто-то занимает позицию стороннего наблюдателя: рассказывает другим, справедливо гневается, но, когда вдруг появляется согрешивший брат, ревнитель правды, будто воды в рот набрал.

Не должно так быть, дорогие братья и сестры.

Но я упустил два предыдущих пункта Заповеди Иисуса Христа из Евангелия от Матфея. Давайте обратимся к Первому Посланию апостола Иоанна (5:16): «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти». Мы часто рассуждаем, что же это за грех такой - к смерти, и иногда, к сожалению, создается впечатление, что все грехи братьев именно к смерти, потому, что в отношении к ним забываем главное - молиться. То есть, прежде чем идти обличать кого-то, нужно хорошо об этом помолиться. И как помолиться? С любовью к брату, который согрешил, может быть, Бог даст ему покаяние. Помолиться не с гневом на брата, и не со словами «я так и знал, что он такой и ему не место в церкви избранных Божьих». А помолиться со слезами: «Господи, помилуй моего брата, и я не лучше его. Если я стою, то это милость Божья, Дух Святой, дай брату покаяние в жизнь. Ты, Господи, думаешь, как бы даже отверженного не отвергнуть. Боже, Ты полюбил его, и я его люблю, он мой брат!» Имеем ли мы такое сожаление, милосердие? Или только осуждение, справедливость, меч буквы закона, правосудие? Если не полюбил, не имею сочувствия, имею ли я право вообще идти и обвинять? Мы достигнем успеха только тогда, когда скажем слова обличения с любовью (ведь мы хотим приобрести брата или только высказать ему все плохое, что мы о нем думаем?).
И, бывает, высказываем и выплескиваем всю горечь, обиду, вражду. Это не любовь, а то, кем мы, по сути, являемся: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Заметьте, что имеет силу (достоинство нашего звания христианина) - вера, действующая любовью. Имеем ли мы такую веру? Апостол Павел говорит так: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов!» (1Петр. 4:8). Другими словами: если имеешь искреннюю любовь к брату, сможешь достичь того, что твоя любовь покроет его грех! А если не имеешь любви, тогда раскроешь, разнесешь по свету, не сделаешь ничего из того, что заповедал Христос.

Следовательно, прежде чем обвинять, говорить другим о грехах ближнего, нужно подумать: исполнил ли я все пункты Господних заповедей в их правильной последовательности? Имею ли я любовь? Молился ли я хотя бы раз за брата, который согрешил (желательно с постом)?

В заключение своей далеко не полной проповеди хочу процитировать самые главные слова Иисуса Христа, касающиеся отношений членов Христовой церкви (надеюсь, нас с вами): «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35).

Все узнают, что это церковь Божья и что живой Христос пребывает в ней, если покажете этому миру любовь среди вас, среди членов церкви. Мы иногда переживаем, чтобы приобрести многих и евангелизировать весь мир, проявляя прежде любовь к неверующим, забывая о своих по вере, а действующий рецепт иной: любите друг друга, и тогда не нужно много слов.

Геннадий АНДРОСОВ,
"Благовісник", 3,2012

Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1-2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17).

А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.

Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.

Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство - красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод - искреннее раскаяние.

Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека.

Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель - спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.

Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов - имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа - значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.

Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, - но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.

Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.

Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья, там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.

Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития. Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.

В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь к ближнему.

Может быть, только у нас в провинции можно такое встретить, но подозреваю, что подобные случаи не редки и в других городах и весях нашей необъятной : час пик, неплохая машина (чаще всего джип) останавливается на узкой проезжей части или напротив остановки, и ее хозяин или хозяйка, не обращая внимание на моментально скопившуюся сзади толпу автомобилей, величественно шествует к ларьку прикупить какую-нибудь мелочь…

Узнаете ситуацию? Наверняка, да. Хотя вроде бы давно уже не слышно анекдотов про «новых русских»: современные успешные предприниматели стали как-то посолидней да поинтеллигентней… Ну, так речь не про них. Мало ли на свете еще осталось грубоватых и неотесанных людей. В конце концов, нечто подобное можно встретить в любом сословии и классе, даже среди нас, призванных быть примером для всех и во всем, - попов.

Меня удивляет в этой ситуации совсем другое: почему почти никто не пытается напомнить зазнавшемуся (а может, и мечтательно зазевавшемуся) джентльмену или леди, что они не только нарушают правила дорожного движения, но и банально мешают другим? Что мешает взять и просто, без излишнего начетничества, остановиться и сказать: , ты не прав и так поступать нехорошо? Смотри, мол, друг-водитель, вдруг где-то там сзади сейчас отчаянно опаздывает «скорая» к твоему ребенку. Или к ребенку твоей сестры, или еще к кому-то… Ну, или можно ничего не говорить, а хотя бы без излишней агрессии коротко «бибикнуть».

Ведь Господь наш Иисус Христос не зря заповедовал нам, христианам, друг друга, описав весь алгоритм этого спасительного действия: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17).

Духовную жизнь патриарха или архиерея корректирует духовник. Мужу «бибикает» жена, детям - родители. И без этого никуда

Без этого мы все погибнем, ведь со стороны - многое всегда видней. Так уж получилось, что наша самооценка неизбежно субъективна и мы, ежели желаем совершенствоваться сами и смиренно помогать другим, непременно нуждаемся в обличающем взгляде со стороны. Нуждаемся в человеке, который нам всегда без обиняков «бибикнет». Нобелевский лауреат и академик, написав новую монографию, отнесет ее на критику рецензенту, у которого может быть меньше регалий, но тот хоть немного, да «обличит» его труд. Духовную жизнь патриарха или архиерея корректирует духовник. Мужу «бибикает» жена, детям - родители. И без этого никуда.

Если посмотреть на вопрос с другой стороны - со стороны обличаемого, то можно увидеть следующую психологию человека, совсем порабощенного : как бы грешник низко ни падал - он всегда подсознательно и сознательно верит, субъективно расширяя рамки дозволенного, что на его месте, в его ситуации каждый вел бы себя так же. Заматеревший вор убежден, что все люди в той или иной степени воры, просто некоторые боятся воровать, а другим это, наверное, невыгодно. Подобным образом мыслит и развратник, и сребролюбец, и честолюбец, и любой другой человек, одержимый какой бы то ни было страстью.

Вот живет себе казнокрад, например, и в ус не дует. Но тут его спокойный мирок с высушенным чучелом совести на дальней полке начинают тревожить сомнения - один, а потом и второй близкий человек неожиданно говорит, что так поступать и жить дальше нельзя… Когда так скажет третий, уютный мирок перестает быть уютным, и какая-то неуверенность появляется у коррупционера: а вдруг оно, и правда, некрасиво - красть-то? Ну а четвертое или пятое обличение может и вовсе пробить скорлупу субъективности, из-за которой покажется маленький, но кусачий птенец совести.

Так почему же так редко мы обличаем друг друга? Может быть, вспоминаем фразу из книги Притчей Соломоновых: «Обличаяй же нечестиваго, опорочит себе: бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе, обличай премудра, и возлюбит тя» (Притч. 2: 7-8). Да, наверное, так и есть. Нередки ситуации, когда обличение явно не вызовет раскаяния, но будет скорее всего использовано как предлог для скандала и лишь усугубит ситуацию. Некоторые, наверное, вполне справедливо не доверяют себе, полагая, что у них не получится обличить деликатно и кротко, и, скорее всего, они правильно делают, отмалчиваясь в некоторых ситуациях.

Это вообще «не всем дано» - обличать деликатно и с пользой для ближнего. Нередко сталкиваешься с жалобами людей: близкие, мол, перестали со мной общаться, звоню - кидают трубку. А начинаешь немного расспрашивать, и выясняется, что перед тобой стоит эдакий ходячий обличитель, который ежедневно настырно лезет к ближним и дальним с «духовными советами» по поводу и без. То обличение, которое не к , а к пользе - это событие редкое, исключительное в отношениях двух людей, событие обдуманное, взвешенное, совершаемое по сути нехотя, а не в боевом настрое «наставлю-ка я его сейчас на путь истинный!»

Бывает, человек терпит что-то от ближнего, не обличая его, ради хорошего к себе отношения

А самая распространенная причина, по которой мы чаще всего всё же отказываемся ближнего, - это не скромность и взвешенное решение не вмешиваться, а человекоугодническое желание всем нравиться и для всех быть приятными. Бывает, человек терпит что-то от ближнего, не обличая его, ради хорошего к себе отношения, но при этом бестактно жалуется на этого ближнего всем встречным и поперечным.

Как-то раз довелось мне среди многих других священников быть приглашенным на престольный праздник в один храм. И вот, встретив среди местных прихожан свою старую знакомую, я услышал от нее жалобу на местного священника:

Батюшка у нас хороший настоятельствует: к людям внимателен, бескорыстен, попроси - последнюю рубашку отдаст, молитвенник… Но есть у него один недостаток, который смущает всех прихожан: произносит он очень длинные проповеди, прямо как кубинский лидер Фидель Кастро: говорит - не остановишь… Так вот, может, вы ему, отче, намекнете, чтобы чуть покороче говорил?

Я спрашиваю:

А сами-то пробовали с ним поговорить?

Нет, что вы… - отвечает, - он же обидеться может.

Ну так и поговорите с ним так, чтоб не обиделся: мол, все мы знаем вашу и к нам, недостойным, дорогой отче! Все мы счастливы от того, как вы славно совершаете свое служение в нашем храме, но, как известно, и солнце не без пятен. Поэтому хотим сказать, что, испытывая огромную радость от вашего служения, совсем изредка имеем мы мизерную скорбь от того, что ваше драгоценное время тратите вы на нас, присных своих богомольцев, временами слишком озадачивая наши темные умы вашими продолжительными проповедями…

Мой экспромт понравился опытной прихожанке, и она им вдохновилась. Не знаю, как там дальше было дело, но точно уверен, что если батюшку кротко обличили, то он обязательно примет к сведению и постарается исправиться, уже не беря своих горячо любимых прихожан, как говорят семинаристы, «на измор».

Станем и мы, дорогие братья и сестры, стараться в меру наших сил и способностей кротко и с любовью обличать близких, иногда (иногда!) им «бибикая» и не позволяя впасть в большее искушение. Ибо иначе и здесь можно своим равнодушным молчанием «предать Бога». Давайте, по завету Христа Спасителя, будем учиться с любовью обличать ближних и сами смиренно вкушать горькие, но спасительные пилюли обличения.

Несмотря на то, что внешне практика обличения и осуждения очень близка, их суть на самом деле очень различна. Этимологии слов: «Обличение» – значит, показать истинный облик оступка. «Осуждение» – значит вершить суд над человеком.

Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом – Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. (Лев.19:17).

Так же через пророка Бог сказал — Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей (Иез.33:8)

Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете»

Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8:7 . Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и, поэтому, права судить. Обличать всегда эмоционально тяжело. Осуждать всегда естественно легко. Обличение требует собственной чистоты. Осуждение часто совершается и не менее виновным человеком. Обличение духовно-сдержанно. Осуждение душевно-эмоционально.

ОБЪЕКТ СУЖДЕНИЯ

Обличение – это объективное осуждение пагубного поступка [Фил. 3:18 ] человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2:14-15 . Осуждение же – это субъективное осуждение самого человека и мотивов его поступков.

Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3:16 . Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.

МОТИВЫ

Обличение стремиться восстановить согрешившего, являясь проявлением «чистосердечной любви» к человеку, «нелицемерно верующим» ближним – 1 Тим.1:5 . Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.

Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему. Осуждение же чаще всего выражается в, завуалированном под праведность, эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого.

Обличение стремиться исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один-на-один – Мтф. 18:15 . Осуждение же стремиться всячески унизить осуждаемого и поэтому чаще всего совершается публично и «за спиной» самого человека.

Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мтф. 18:15-17 . Осуждение же стремиться поскорее вынести «ссор из избы».

Обличение считается успешно завершенным сразу после признания человека в соделанном грехе. Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для дальнейшего развития последующего унижения.

Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление. Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.

Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17:9 . Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться.

Баптисты и многие православные любят отвергать библейское учение об обличении греха, не понимая, насколько серьезен хотя бы один грех, насколько свят Всевышний, и насколько строг Его Суд - ведь Адаму и Еве было достаточно сделать ОДИН грех, чтобы быть изгнанными из рая, понести на себе Божии проклятия (Бытие 3:16-19) и затем умереть за свой грех, "ибо возмездие за грех - смерть , а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем." (Римлянам 6:23).

Поэтому ниже перечислены библейские заповеди, призывающие обличать грехи. Разумеется, следует понимать, что обличать грехи надо с умом, со Христовой любовью и с индивидуальным подходом - "к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая отквернена плотию." (Послание апостола Иуды 1:22-23). Кроме того, если человек обличает другого в том грехе, который делает сам, то за свое лицемерие он навлекает на себя суд Божий (Римлянам 2:1-3). Но это не означает, что не надо обличать вовсе - наоборот Иисус учил ВЫНУТЬ сначала бревно, а потом и сучок: "Лицемер! ВЫНЬ прежде бревно из твоего глаза и ТОГДА УВИДИШЬ, как ВЫНУТЬ сучок из глаза брата твоего." (Матфея 7:5). И надо признать, что наш Спаситель Иисус Христос не стеснялся в выражениях, изобличая фарисеев за то, что они гнали обличавших их пророков, и Он называл их "змии, порождения ехидны..., да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле" (Матфея 23:33-36). Посл. Иакова 5:19-20 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Иоанна 7:24 Не судите по наружности, но СУДИТЕ СУДОМ ПРАВЕДНЫМ.

1 Фесс. 5:11 увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

1 Тимофею 5:20 СОГРЕШАЮЩИХ ОБЛИЧАЙ ПЕРЕД ВСЕМИ, чтобы И ПРОЧИЕ СТРАХ ИМЕЛИ.

Ефесянам 5:11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и ОБЛИЧАЙТЕ .

Титу 1:13 ОБЛИЧАЙ их строго, дабы они были здравы в вере.

Левит 19:17-18 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ОБЛИЧИ ближнего твоего, и НЕ ПОНЕСЕШЬ ЗА НЕГО ГРЕХА. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но ЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

Притчи 24:25 а ОБЛИЧАЮЩИЕ БУДУТ ЛЮБИМЫ, и на них придет благословение.

Притчи 27:5 Лучше ОТКРЫТОЕ ОБЛИЧЕНИЕ, нежели скрытая любовь.

Притчи 28:23 ОБЛИЧАЮЩИЙ человека найдет после БОЛЬШУЮ приязнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притчи 29:1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

Матфея 23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры , что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд , милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Титу 2:15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

2 Тимофею 4:2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай , запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

1 Коринфянам 5:12-13 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Евреям 3:12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.

Евреям 12:15-16 Наблюдайте, ... чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие

Иуда 1:23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

Иезекииль 3:18 Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.

Иезекииль 33:8 Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, -то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей.

Исаия 58:1 Взывай ГРОМКО, НЕ УДЕРЖИВАЙСЯ; ВОЗВЫСЬ голос твой, подобно ТРУБЕ, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

"Громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе " - это громкое обличение в церкви! Если бы все христиане поступали именно так, как учит нас Библия, не отступали от Библии в угоду нечестивым (Иуда 4), то церкви были бы просто святы и непорочны! Притчи 1:7 Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

Притчи 1:23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Притчи 3:11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;

Притчи 9:8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

Притчи 10:17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение-блуждает.

Притчи 12:1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Притчи 13:1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

Притчи 15:5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.

Притчи 15:10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

Притчи 15:12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Притчи 15:32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Притчи 19:20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притчи 19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличи шь разумного, то он поймет наставление.

Притчи 25:12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.

Притчи 30:6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличи л тебя, и ты не оказался лжецом.

Захария 8:16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно СУДИТЕ у ворот ваших.

Исаия 59:2-5,7,8,15 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину ; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство; высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, - умрет, а если раздавит, - выползет ехидна. ... Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их -мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. ... И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда . И это неудивительно, ведь Он заповедал судить судом праведным (Иоанна 7:24, Матф. 7:15-20; 12:33; 23:23). Но, к большому сожалению, вместо выполнения заповеди обличения во многих "церквях" процветает компромисс с грехом. Амос 5:10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.

Второзаконие 1:16 выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

Псалтирь 140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои - против злодейств их.

Матфея 7:15-23 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Матфея 12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

В Иис. Навин 7 - только один грех Ахана среди Израиля остановил продвижение дела Божьего - Израиль не мог завоевать землю обетованную. Таким же образом только один нераскаянный грех среди церкви полностью останавливает продвижение дела Божьего - церковь не может спасать грешников. Она может сделать людей членами "церкви", но она полностью не может привести людей в послушание Христу (Иоанна 15:4-5; 2Кор. 10:3-6), ибо она сама непослушна Христу.

1 Иоанна 4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Притчи 27:5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

Иеремия 6:16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.

Этот старый добрый путь отражен в великом