Норманская операция второй мировой. «Оверлорд» (операция)

Во время Второй мировой войны (1939-1945) с июня 1944 года по август 1944 года происходила битва за Нормандию, которая освободила союзников Западной Европы от контроля нацистской Германии. Операция носила кодовое название «Оверлорд». Она началась 6 июня 1944 года, (этот день назвали День-Д), когда около 156 тысяч американских, британских и канадских сил высадились на пять пляжей, растянувшихся на 50 миль укрепленного побережья французского региона Нормандия.

Это была одна из самых больших военных операций в мире и потребовала масштабного планирования. До Дня-Д союзники провели крупномасштабную операцию по дезинформации противника, призванную ввести в заблуждение немцев о предполагаемой цели вторжения. К концу августа 1944 года вся северная Франция была освобождена, и к следующей весне союзники победили немцев. Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе.

Подготовка к Дню-Д

После начала Второй мировой войны с мая 1940 года Германия оккупировала северо-западную Францию. Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами (которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию) рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать.

В ноябре 1943 года , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил (1891-1944) возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники. Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий.

В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969) был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале (самое узкое место между Великобританией и Францией), а не Нормандия. Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест.

Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями.

Задержка высадки в Нормандии из-за погоды

5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки. Ранним утром 5 июня штатный метеоролог союзных войск сообщил об улучшении метеоусловий, эти новости стали определяющими и Эйзенхауэр дал добро на операцию «Оверлорд». Он сказал войскам: «Вы отправляетесь в Великий Крестовый поход, который все мы готовили много месяцев. Взгляды всего мира устремлены на Вас».

Позже в тот же день более 5 тысяч кораблей и десантно-высадочных средств, перевозящих войска и орудия, вышли из Англии по проливу во Францию, а для прикрытия и поддержки вторжения с воздуха вылетело более 11 тысяч самолетов.

Десантирование в День-Д

На рассвете 6 июня десятки тысячи десантников и парашютистов были заброшены во вражеский тыл, перекрыв мосты и выезды. Десант высадился в 6:30 утра. Британцы и канадцы тремя группами легко преодолели участки пляжей «Голд», «Джуно», «Сорд», американцы ― участок «Юта».

Армия США и союзников столкнулась с ожесточенным сопротивление немецких солдат на участке «Омаха», где потеряли более 2 тысяч человек. Несмотря на это концу дня 156 тысяч союзных войск успешно штурмовали пляжи Нормандии. По некоторым оценкам, в День-Д погибло более 4 тысяч солдат союзников, и около тысячи были ранены или пропали без вести.

Нацисты отчаянно сопротивлялись,но 11 июня, пляжи полностью перешли под контроль армии США, и в Нормандию огромными потоками хлынули солдаты Американской армии 326 тысяч челоек, 50 тысяч автомобилей и около 100 тысяч тонн снаряжения.

В немецких рядах царило замешательство ― генерал Роммель был в отпуске. Гитлер предполагал что это хитроумный маневр, которым Эйзенхаур хочет отвлечь Германию от атаки к северу от Сены и отказался направить близлежащие дивизии, для контратакующих действий. Подкрепления находились слишком далеко, что вызвало бы задержку.

Он также колебался, подтягивать ли на помощь танковые дивизии. Эффективная авиационная поддержка наступления союзников, не давала немцем поднять головы, а подрыв ключевых мостов заставил немцев сделать крюк в несколько сотен километров. Огромную помощь оказала корабельная артиллерия, которая беспрестанно утюжила берег.

В последующие дни и недели союзная армия с боями пробивались через залив Нормандии, фашисты уже тогда понимали всю плачевность своего положения, поэтому сопротивлялись невероятно отчаянно. К концу июня союзники захватили жизненно важный порт Шербур, что позволило им беспрепятственно перебрасывать войска, в Нормандии дополнительно прибыло 850 тысяч человек и 150 тысяч автомобилей. Армия была готова продолжить свое победное шествие.

Победа в Нормандии

К концу августа 1944 года союзники подошли к реки Сене, Париж был освобожден, а немцы были выбиты с северо-запада Франции ― битва при Нормандии была фактически завершена. Перед войсками открылась дорога на Берлин, где они должны были встретиться с войсками СССР.

Вторжение в Нормандию стало важным событием в войне против нацистов. Атака США позволила свободнее вздохнуть советским войскам на восточном фронте, Гитлер был психологически сломлен. Следующей весной, 8 мая 1945 года, союзники официально приняли безоговорочную капитуляцию нацистской Германии. Неделей раньше, 30 апреля, Гитлер совершил самоубийство.

Высадка в Нормандии: 70 лет спустя

6 июня 1944 года началась высадка войск союзников на севере Франции - стратегически важная операция, ставшая одним из значимых событий в истории Второй мировой войны. Основными силами союзников, принявшими участие в операции, были армии США, Великобритании, Канады и французского движения Сопротивления. Они пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе. Операция открыла Западный фронт в Европе во Второй мировой войне. До сих пор она является крупнейшей десантной операцией в истории - в ней приняли участие более 3 миллионов человек. Берега Нормандии 70 лет спустя - в фотопроекте «Ъ».



Операция «Нептун» - первая часть большой Нормандской операции - началась с пляжа "Омаха". Это кодовое название одного из пяти секторов вторжения союзников на побережье оккупированной нацистами территории Франции. Фильм «Спасти рядового Райана» режиссера Стивена Спилберга начинается со сцены высадки в секторе Dog Green Омахи-бич. Сегодня пляж посещают как для отдыха, так и для того, чтобы увидеть исторически важную территорию. Омаха находится в ближайших окрестностях города Кольвиль-Сюр-Мер. Пляж имеет довольно большую протяженность, здесь всегда высокие волны, поэтому побережье облюбовали серферы.




Танки британской армии направляются по дороге "Золотого пляжа" после высадки на берег. Согласно официальным записям рапортов, "…танкам пришлось тяжело… они спасли день, устроив адский обстрел немцам и получив адский обстрел от них". С началом дня оборона пляжа постепенно сокращалась, часто благодаря танкам. 70 лет спустя это одно из самых популярных мест для туристов с развитой инфраструктурой для отдыха.




На пляже "Джуно" - один из 5 секторов высадки - 6 июня разбился американский истребитель. Это была восьмикилометровая полоса побережья, на которую выходили Сен-Обен-сюр-Мер, Берньер-сюр-Мер, Курсель-сюр-Мер и Грей-сюр-Мер. Высадка на этом участке побережья была поручена третьей Канадской пехотной дивизии под командованием генерал-майора Рода Келлера и второй бронетанковой бригаде. В общей сложности за день высадки на пляже "Джуно" союзники потеряли 340 человек убитыми и 574 ранеными. В мирное время здесь отдыхают каждый год тысячи туристов.




Канадские военные патрулируют улицу Сен-Пьер после того, как немецкие войска были вытеснены из Кана в июле 1944 года. Целью союзников был захват французского города Кан, одного из самых больших городов в Нормандии. Город является важным транспортным узлом: он был возведен на реке Орне, позже был построен Канский канал; как следствие, город стал пересечением важных дорог. Битва за Кан летом 1944 оставила древний город в руинах. Сейчас здесь проживают более 100 тыс. человек, улица Сен-Пьер является одним из главных центров для шоппинга туристов.




Тело мертвого немецкого солдата лежит на главной площади Руана после того, как город был взят войсками США, которые высадились в соседнем пляже "Омаха". Руан - историческая столица Нормандии, больше всего это место известно тем, что здесь сожгли Жанну Д"Арк. Министерство культуры Франции причислило Руан к списку городов искусств и истории. Французский писатель Стендаль назвал Руан «Афинами готического стиля». Хотя различные гражданские и религиозные постройки Руана существенно пострадали в ходе бомбардировок и пожаров в годы Второй мировой войны, к счастью, большая часть наиболее знаковых исторических памятников города была реконструирована или выстроена заново, благодаря чему Руан находится в первой шестерке французских городов по количеству классифицированных исторических памятников, и в пятерке - по древности своего исторического наследия.




Американская парашютно-десантная высадка в Нормандии стала первой боевой операцией США в ходе операции "Оверлорд" (вторжения в Нормандию западных союзников) 6 июня 1944 года. Около 13 тыс. 100 парашютистов из американских 82 и 101 воздушно-десантных дивизий высадились в ночь на 6 июня, в ходе дня также высадились почти 4 тыс. солдат на планерах. Их конкретная задача заключалась в том, чтобы блокировать подходы в районе амфибийной высадки в секторе Юта-би, захватить выходы с пляжей через дамбы и создать переправы через реку Дув у Карентана. Они отбросили назад шестой немецкий парашютный полк и 9 июля связали свои линии. Командование седьмого корпуса отдало приказ дивизии захватить Карентан. На помощь обессилевшему 502 полку пришёл 506 парашютный полк и 12 июня атаковал Карентан, разбив арьергард, оставленный немцами в ходе отступления.




Солдаты армии США поднимаются на возвышенность, где находится немецкий бункер, в районе пляжа "Омаха". Высадка была полностью засекречена. Все военнослужащие, получившие приказ относительно будущей операции, переводились в лагеря на базах погрузки, где они изолировались, и им было запрещено покидать базу. Сегодня в этих местах регулярно проводят экскурсии, рассказывая о событиях 70-летней давности.




Плененные немцы идут по пляжу «Юнона» - место высадки канадских войск во время Нормандской десантной операции. Здесь проходили одни из самых ожесточенных сражений. После окончания войны, когда инфраструктура территории была восстановлена, сюда хлынул туристический поток. Сегодня для приезжих здесь есть десятки экскурсионных программ по боевым местам 1944 года.




Американские военные изучают захваченный немецкий бункер на пляже "Омаха". Самые тяжелые потери понесли части, высадившиеся на крайних концах Омахи-бич. На востоке в секторе Fox Green и примыкающей к нему части сектора Easy Red, рассеявшиеся подразделения трех рот, потеряли половину людей, прежде чем добрались до гальки, где оказались в относительной безопасности. Многим из них пришлось ползти 270 метров по пляжу опережая наступающий прилив. Сейчас здесь на участке высадки стоит мемориальный музей. На площади 1,2 тыс. кв. м представлена обширная коллекция военной формы, оружия, личных вещей, транспорта, использовавшихся в те дни. В архиве музея хранятся снимки, карты, тематические плакаты. На выставке также представлены 155 мм пушка Лонг Том, танк Шерман, десантный катер и многое другое.




Батальон армии США идет вдоль береговой линии в городе Дорсет, расположенном в юго-западной части Англии на побережье пролива Ла-Манш. Во время Второй мировой войны Дорсет принимал активное участие в подготовке вторжения в Нормандию: репетиции высадки проводились возле Стадленда и Уэймута, а деревня Тинихем была задействована для тренировок армии. После войны в графстве наблюдалось стабильное увеличение числа отдыхающих. Побережье Уэймута, впервые прославившееся в качестве места отдыха еще при короле Георге III, а также малонаселенные сельские районы графства каждый год привлекали миллионы туристов. Роль сельского хозяйства в экономике региона постепенно снизилась, в то время как туризм приобретал все большее значение.




Солдаты высаживаются с кораблей и пробираются к берегу, пляж "Омаха". "Я был первым высадившимся. Седьмой по счету солдат, так же как и я, выскочил на берег, не получив ущерба для себя. А вот все между нами были подстрелены: двое убиты, трое ранены. Вот насколько везучим нужно было быть" - вспоминает капитан Ричард Меррил, из второго батальона рейнджеров. Сегодня здесь часто проводят парусные соревнования.




Бульдозер очищает путь рядом с башней разрушенной церкви, единственным строением, которое осталось стоять после бомбежки союзных сил, Оне-сюр-Одон (коммуна во Франции, находится в регионе Нижняя Нормандия). Позже церковь была восстановлена. Оне-сюр-Одон всегда считалось небольшим поселением, сейчас здесь живет 3-4 тыс. человек.




Американские военные готовят план сражения, остановившись на территории фермы, где от артиллерийских ударов погиб скот, пляж "Юта". К исходу дня 6 июня американцы потеряли на «Омахе» около 3 тыс. солдат, в то время как на участке «Юта» было всего 197 убитых. Фермеру Раймонду Берто было 19 лет, когда союзные войска сошли на берег в 1944 году.

Фото: Chris Helgren/Reuters, U.S. National Archives, National Archives of Canada, U.K. National Archives



Греция

Германия Германия

Командующие

Операция была крайне засекречена. Весной 1944 года в целях безопасности было даже временно прекращено транспортное сообщение с Ирландией. Все военнослужащие, получившие приказ относительно будущей операции, переводились в лагеря на базах погрузки, где они изолировались, и им было запрещено покидать базу. Операции предшествовала крупная операция по дезинформации противника о времени и месте вторжения войск союзников в 1944 году в Нормандии (операция Fortitude), в её успехе большую роль сыграл Хуан Пужоль .

Основными силами союзников, принявшими участие в операции, были армии США , Великобритании , Канады и французского движения Сопротивления . В мае и начале июня 1944 года войска союзников были сконцентрированы преимущественно в южных районах Англии возле портовых городов. Перед самой высадкой союзники перевели свои войска на военные базы, расположенные на южном побережье Англии, самой важной из которых был Портсмут . С 3 по 5 июня происходила погрузка на транспортные суда войск первого эшелона вторжения. В ночь с 5 на 6 июня десантные корабли были сосредоточены в проливе Ла-Манш перед высадкой морского десанта. Точками высадки были преимущественно пляжи Нормандии , получившие кодовые названия «Омаха », «Сорд », «Джуно », «Голд » и «Юта ».

Вторжение в Нормандию началось с массированного ночного парашютного десанта и высадки на планерах, воздушными атаками и обстрелом немецких береговых позиций флотом, а рано утром 6 июня началась высадка десанта с моря. Высадка производилась несколько суток, как днём, так и в ночное время.

Битва за Нормандию продолжалась более двух месяцев и заключалась в основании, удержании и расширении береговых плацдармов силами союзников. Она закончилась освобождением Парижа и падением Фалезского котла в конце августа 1944 года.

Силы сторон

Побережье Северной Франции, Бельгии и Голландии обороняла немецкая группа армий «B» (командующий генерал-фельдмаршал Роммель) в составе 7-й и 15-й армий и 88-го отдельного корпуса (всего 39 дивизий). Её основные силы были сосредоточены на побережье пролива Па-де-Кале , где немецкое командование ожидало высадки противника. На побережье Сенской бухты на 100-км фронте от основания полуострова Котантен до устья р. Орн оборонялось всего 3 дивизии. Всего в Нормандии у немцев находилось около 24 000 человек (к концу июля немцы перебросили в Нормандию подкрепления, и их численность выросла до 24 000 человек), плюс ещё около 10 000 на остальной территории Франции.

Экспедиционные силы союзников (верховный главнокомандующий генерал Д. Эйзенхауэр) состояли из 21-й группы армий (1-я американская, 2-я британская, 1-я канадская армии) и 3-й американской армии - всего 39 дивизий и 12 бригад. ВМС и ВВС США и Великобритании имели абсолютное превосходство над противником (10 859 боевых самолётов против 160 у немцев [ ] и свыше 6000 боевых, транспортных и десантно-высадочных судов). Общая численность экспедиционных сил составляла свыше 2 876 000 чел. Позже это число увеличилось до 3 000 000 и продолжало увеличиваться, так как в Европу регулярно прибывали новые дивизии из США. Численность сил десанта в первом эшелоне составляла 156 000 человек и 10 000 единиц техники .

Союзники

Верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников - Дуайт Эйзенхауэр .

  • 21-я группа армий (Бернард Монтгомери)
    • 1-я канадская армия (Харри Крирар)
    • 2-я британская армия (Майлс Демпси)
    • 1-я американская армия (Омар Брэдли)
    • 3-я американская армия (Джордж Паттон)
  • 1-я группа армий (Джордж Паттон) - сформирована для дезинформации противника.

В Англию прибывали и другие американские части, которые позже сформировали в 3, 9 и 15-ю армии.

Также в Нормандии принимали участие в боях польские части. На кладбище в Нормандии, где покоятся останки погибших в тех сражениях, захоронено примерно 600 поляков .

Германия

Верховный главнокомандующий немецкими войсками на Западном фронте - генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт .

  • Группа армий «B» - (командующий генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель) - на севере Франции
    • 7-я армия (генерал-полковник Фридрих Долльман) - между Сеной и Луарой ; штаб в Ле-Мане
      • 84-й армейский корпус (командующий генерал от артиллерии Эрих Маркс) - от устья Сены до монастыря Мон-Сен-Мишель
        • 716-я пехотная дивизия - между Каном и Байё
        • 352-я моторизованная дивизия - между Байё и Карантаном
        • 709-я пехотная дивизия - полуостров Котантен
        • 243-я пехотная дивизия - северная часть Котантена
        • 319-я пехотная дивизия - острова Гернси и Джерси
        • 100-й танковый батальон (вооруженный устаревшими французскими танками) - около Карантана
        • 206-й танковый батальон - к западу от Шербура
        • 30-я подвижная бригада - Кутанс , полуостров Котантен
    • 15-я армия (генерал-полковник Ганс фон Зальмут , впоследствии генерал-полковник Густав фон Цанген)
      • 67-й армейский корпус
        • 344-я пехотная дивизия
        • 348-я пехотная дивизия
      • 81-й армейский корпус
        • 245-я пехотная дивизия
        • 711-я пехотная дивизия
        • 17-я авиаполевая дивизия
      • 82-й армейский корпус
        • 18-я авиаполевая дивизия
        • 47-я пехотная дивизия
        • 49-я пехотная дивизия
      • 89-й армейский корпус
        • 48-я пехотная дивизия
        • 712-я пехотная дивизия
        • 165-я резервная дивизия
    • 88-й армейский корпус
      • 347-я пехотная дивизия
      • 719-я пехотная дивизия
      • 16-я авиаполевая дивизия
  • Группа армий «G» (генерал-полковник Йоханнес фон Бласковиц) - на юге Франции
    • 1-я армия (генерал от инфантерии Курт фон Шевалери)
      • 11-я пехотная дивизия
      • 158-я пехотная дивизия
      • 26-я моторизованная дивизия
    • 19-я армия (генерал от инфантерии Георг фон Зодерштерн )
      • 148-я пехотная дивизия
      • 242-я пехотная дивизия
      • 338-я пехотная дивизия
      • 271-я моторизованная дивизия
      • 272-я моторизованная дивизия
      • 277-я моторизованная дивизия

В январе 1944 года была сформирована подчинявшаяся непосредственно фон Рундштедту танковая группа «Запад» (с 24 января до 5 июля 1944 года ею командовал Лео Гейр фон Швеппенбург , с 5 июля по 5 августа - Генрих Эбербах), преобразованная с 5 августа в 5-ю танковую армию (Генрих Эбербах , с 23 августа - Йозеф Дитрих).

План союзников

При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенности в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали - место и время проведения операции «Оверлорд». Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена серия крупнейших дезинформационных операций - операция Bodyguard , операция Fortitude и другие. Бо́льшую часть плана высадки союзных войск продумал британский фельдмаршал Бернард Монтгомери .

Разрабатывая план вторжения в Западную Европу, командование союзников изучало все её атлантическое побережье. Выбор места высадки определялся по различным причинам: мощность береговых укреплений противника, расстояние от портов Великобритании, и радиус действий истребителей союзников (так как флоту союзников и десанту требовалась поддержка авиации).

Для высадки десанта наиболее подходили районы Па-де-Кале , Нормандии и Бретани , так как остальные районы - побережье Голландии, Бельгии и Бискайского залива - были слишком удалены от Великобритании и не удовлетворяли требованию снабжения морским путём. В Па-де-Кале укрепления «Атлантического Вала» были самыми мощными, так как немецкое командование считало, что это наиболее вероятное место высадки союзников, поскольку оно ближе всего к Великобритании . Командование союзников отказалось от высадки в Па-де-Кале. Бретань была менее укреплённой, хотя находилась сравнительно далеко от Англии.

Оптимальным вариантом, по-видимому, было побережье Нормандии - там укрепления были мощнее, чем в Бретани, но не столь глубоко эшелонированные, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем до Па-де-Кале , но меньше, чем до Бретани. Немаловажным фактором было и то, что Нормандия находилась в радиусе действия истребителей союзников, а расстояние от английских портов соответствовало требованиям, необходимым для снабжения войск морским транспортом. В связи с тем что в операции планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри », на начальном этапе союзникам не требовался захват портов, вопреки мнению германского командования. Таким образом, выбор был сделан в пользу Нормандии.

Время начала операции определялось соотношением между приливом и восходом солнца. Высадка должна произойти в день при минимальном уровне прилива вскоре после восхода солнца. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений в полосе прилива. Такие дни были в начале мая и в начале июня 1944 года. Вначале союзники планировали начать операцию в мае 1944 года, но из-за разработки плана высадки ещё одного десанта на полуострове Котантен (сектор «Юта») дату высадки перенесли с мая на июнь. В июне было только 3 таких дня - 5, 6 и 7 июня. Датой начала операции выбрали 5 июня. Однако из-за резкого ухудшения погоды Эйзенхауэр назначил высадку на 6 июня - именно этот день и вошёл в историю как «День Д».

После высадки десанта и укрепления его позиций войска должны были произвести прорыв на восточном фланге (в области Кана). В указанной зоне должны были сосредоточиться вражеские силы, которым предстояла бы длительная битва и удерживание со стороны канадских и британских армий . Таким образом, связав вражеские армии на востоке, Монтгомери предполагал прорыв по западному флангу американских армий под командованием генерала Омара Брэдли , которые опирались бы на Кан. Атака должна была пройти на юг до Луары , что помогло бы повернуть по широкой дуге к Сене возле Парижа за 90 дней.

Монтгомери сообщил свой план полевым генералам в марте 1944 года в Лондоне . Летом 1944 года военные действия проводились и проходили согласно этим указаниям, но благодаря прорыву и быстрому продвижению американских войск в ходе операции «Кобра» форсирование Сены началось уже к 75-му дню операции.

Высадка и создание плацдарма

Пляж Сорд. Саймон Фрейзер, лорд Ловат, командир 1-й британской бригады коммандос, высаживается на берег со своими солдатами.

Американские солдаты, высадившиеся на пляже Омаха, продвигаются вглубь континента

Аэрофотосъёмка местности на полуострове Котантен в западной части Нормандии. На фотографии изображены «живые изгороди» - бокаж

12 мая 1944 года союзная авиация провела массированные бомбардировки , в результате которых было уничтожено 90 % заводов, производящих синтетическое горючее . Немецкие механизированные части испытывали острый дефицит топлива, потеряв возможность широкого манёвра.

В ночь на 6 июня союзники под прикрытием массированных ударов авиации высадили парашютный десант : северо-восточнее Кана 6-ю британскую воздушно-десантную дивизию, а севернее Карантана - две американские (82-ю и 101-ю) дивизии.

Британские десантники были первыми из войск союзников, кто ступил на землю Франции в ходе Нормандской операции - после полуночи 6 июня они высадились к северо-востоку от города Кана, захватив мост через реку Орн, чтобы противник не мог перебрасывать по нему подкрепления к побережью.

Американские десантники из 82-й и 101-й дивизий высадились на полуострове Котантен в западной части Нормандии и освободили город Сент-Мер-Эглиз , первый город во Франции, освобождённый союзниками.

К исходу 12 июня был создан плацдарм протяжённостью 80 км по фронту и 10-17 км в глубину; на нём находилось 16 дивизий союзников (12 пехотных, 2 воздушно-десантные и 2 танковые). Немецкое командование к этому времени ввело в бой до 12 дивизий (в том числе 3 танковые), ещё 3 дивизии были на подходе. Немецкие войска вводились в бой по частям и несли большие потери (к тому же надо учитывать, что немецкие дивизии по численности были меньше союзных). К концу июня союзники расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20-40 км в глубину. На нём было сосредоточено свыше 25 дивизий (в том числе 4 танковые), которым противостояли 23 немецкие дивизии (в том числе 9 танковых). 13 июня 1944 года немцы безуспешно контратаковали в районе города Карантана, союзники отразили атаку, форсировали реку Мердер и продолжили наступление на полуостров Котантен.

18 июня войска 7-го корпуса 1-й американской армии, наступая к западному побережью полуострова Котантен, отрезали и изолировали немецкие части на полуострове. 29 июня союзники овладели глубоководным портом Шербур , и тем самым улучшили своё снабжение. До этого союзники не контролировали ни одного крупного порта, и в бухте Сены действовали «искусственные гавани» («Mulberry»), через которые происходило всё снабжение войск. Они были очень уязвимы из-за неустойчивой погоды, и командование союзников понимало, что им нужен глубоководный порт. Взятие Шербура ускорило прибытие подкреплений. Пропускная способность этого порта составляла 15 000 тонн в сутки.

Снабжение войск союзников:

  • К 11 июня на плацдарм прибыли 326 547 человек, 54 186 единиц техники и 104 428 тонн материалов снабжения.
  • К 30 июня более 850 000 человек, 148 000 единиц техники, и 570 000 тонн материалов снабжения.
  • К 4 июля численность высаженных на плацдарм войск превысила 1 000 000 чел.
  • К 25 июля численность войск превысила 1 452 000 чел.

16 июля Эрвин Роммель был тяжело ранен, когда ехал в своём штабном автомобиле и попал под огонь британского истребителя. Водитель машины погиб, а Роммель получил тяжёлые ранения, и его заменил на посту командующего группой армий «B» фельдмаршал Гюнтер фон Клюге , которому пришлось также заменить смещённого главнокомандующего немецкими войсками на западе Рундштедта . Фельдмаршал Герд фон Рундштедт был смещён из-за того, что требовал от германского генерального штаба заключить перемирие с союзниками.

К 21 июля войска 1-й американской армии продвинулись в южном направлении на 10-15 км и заняли город Сен-Ло , английские и канадские войска после ожесточённых боёв овладели городом Каном . Командование союзников в это время разрабатывало план по прорыву с плацдарма, так как плацдарм, захваченный в ходе Нормандской операции к 25 июля (до 110 км по фронту и глубиной 30-50 км ), был в 2 раза меньше того, который предусматривалось занять по плану операции. Однако в условиях абсолютного господства в воздухе союзной авиации оказалось возможным сосредоточить на захваченном плацдарме достаточно сил и средств для проведения в последующем крупной наступательной операции в Северо-Западной Франции. К 25 июля численность войск союзников уже составляла более 1 452 000 человек и продолжала непрерывно увеличиваться.

Продвижению войск сильно мешали «бокажи » - живые изгороди , посаженные местными крестьянами, которые за сотни лет превратились в непреодолимые препятствия даже для танков, и союзникам приходилось придумывать ухищрения для преодоления этих препятствий. Для этих целей союзники использовали танки M4 «Шерман» , к днищу которых прикреплялись острые металлические пластины, срезавшие «бокажи». Немецкое командование рассчитывало на качественное превосходство своих тяжёлых танков «Тигр » и «Пантера » перед основным танком союзных войск M4 «Шерман». Но танки здесь уже мало что решали - всё зависело от ВВС: танковые войска вермахта становились лёгкой мишенью для господствующей в воздухе авиации союзников. Подавляющая часть немецких танков была уничтожена штурмовиками союзников P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt . Превосходство союзников в воздухе решило исход битвы за Нормандию.

В Англии размещалась 1-я группа армий союзников (командующий Дж. Паттон) - в районе города Дувра напротив Па-де-Кале , чтобы у немецкого командования создалось впечатление, что союзники собираются нанести главный удар именно там. По этой причине в Па-де-Кале находилась 15-я немецкая армия, которая ничем не смогла помочь 7-й армии, нёсшей большие потери в Нормандии. Даже через 5 недель после «Дня Д» дезинформированные немецкие генералы считали, что высадка в Нормандии является «диверсией», и всё ждали Паттона в Па-де-Кале с его «группой армий». Здесь немцы допустили непоправимую ошибку. Когда они поняли, что союзники их обманули, то было уже поздно - американцы начали наступление и прорыв с плацдарма.

Прорыв союзников

План прорыва в Нормандии - операция «Кобра» - был разработан генералом Брэдли в начале июля и 12 июля представлен вышестоящему командованию. Целью союзников был прорыв с плацдарма и выход на открытую местность, где они могут использовать своё преимущество в мобильности (на плацдарме в Нормандии их продвижение затрудняли «живые изгороди» - бокаж , фр. bocage ).

Плацдармом для сосредоточения американских войск перед прорывом стали окрестности города Сен-Ло, который был освобождён 23 июля. 25 июля более 1000 американских орудий дивизионной и корпусной артиллерии обрушили на противника более 140 тысяч снарядов. Кроме массированных артиллерийских обстрелов, для прорыва американцы также использовали поддержку ВВС. Немецкие позиции 25 июля подверглись «ковровой» бомбардировке самолётами «B-17 Flying Fortress » и «B-24 Liberator ». Передовые позиции немецких войск возле Сен-Ло оказались практически полностью уничтожены бомбардировкой. Образовалась брешь во фронте, и через неё 25 июля американские войска, используя своё превосходство в авиации, совершили прорыв в районе города Авранша (операция «Кобра») на фронте шириной в 7000 ярдов (6400 м). В наступлении на таком узком участке фронта американцы задействовали более 2000 единиц бронетехники и быстро прорвались через образовавшуюся в немецком фронте «стратегическую дыру», наступая из Нормандии на полуостров Бретань и в регион Страна Луары . Здесь наступающим американским войскам уже так не мешали бокажи, как это было севернее, в прибрежных районах Нормандии, и они использовали своё превосходство в мобильности на этой открытой местности.

1 августа была сформирована 12-я группа армий союзников под командованием генерала Омара Брэдли , в её состав вошли 1-я и 3-я американские армии. 3-я американская армия генерала Паттона совершила прорыв и за две недели освободила полуостров Бретань , окружила немецкие гарнизоны в портах Брест, Лориан и Сен-Назер. 3-я армия вышла к реке Луаре , достигнув города Анже, захватила мост через Луару, а затем направилась на восток, где достигла города Аргентана. Здесь немцы не могли остановить продвижение 3-й армии, поэтому они решили организовать контратаку, что также стало для них грубейшей ошибкой.

Завершение Нормандской операции

Разгром немецкой бронеколонны во время операции «Люттих»

В ответ на прорыв американцев немцы попытались отрезать 3-ю армию от остальных частей союзников и перекрыть их линии снабжения, захватив Авранш. 7 августа они предприняли контрудар, известный как операция «Люттих» (нем. Lüttich ), который закончился сокрушительным провалом.

Первый удар был нанесен по Мортену в районе высоты 317. Мортен был захвачен, но дальше дела у немцев пошли плохо. 1-я американская армия удачно отражала все атаки. В район боевых действий подтягивались 2-я английская и 1-я канадская армии с севера и 3-я армия Паттона с юга. Немцы предприняли несколько атак на Авранш, но так и не смогли прорвать оборону противника. 3-я армия Паттона, обойдя противника, атаковала с юга во фланг и тыл наступающих на Авранш немецкие войска в районе Аргентана - войска 15-го американского корпуса под командованием Уэйда Хэйслипа, после быстрого продвижения по региону Страна Луары , вошли в соприкосновение с противником в районе Аргентана, атаковав его с юга и юго-востока, то есть с тыла. Далее к 15-му корпусу присоединились другие американские части, наступавшие с юга. Атака американских войск с юга поставила немецкую 7-ю и 5-ю танковую армии под реальную угрозу окружения, и вся система немецкой обороны Нормандии развалилась. Брэдли заявил: «Такая возможность открывается командиру раз в столетие. Мы собираемся уничтожить вражескую армию и дойти до самой германской границы»

И бегство с европейского континента (), и высадка в Нормандии ("Оверлод") очень не похожи на их мифологическую интерпретацию...

Оригинал взят у jeteraconte в Высадка союзников в Нормандии... Мифы и реальность.

Я думаю, что каждый образованный человек, знает о том, что 6 июня 1944 года, была высадка союзников в Нормандии, и наконец, полноценное открытие второго фронта. Только оценка данного события имеет разные трактовки.
Тот же пляж сейчас:

Почему союзники дотянули до 1944 года? Какие цели преследовали? Почему операция была проведена так бездарно и с такими чувствительными потерями, при подавляющем превосходстве союзников?
Эту тему поднимали многие и в разное время, я попробую максимально понятным языком рассказать о происходивших событиях.
Когда смотришь американские фильмы типа:«Спасти рядового Райана» , игры "Call of Duty 2" или читаешь статью в Википедии, кажется, описывается величайшее событие всех времен и народов, и именно здесь решилась вся вторая мировая война...
Пропаганда во все времена была самым мощным оружием. ..

К 1944 году всем политикам было ясно, что война Германией и ее союзниками проиграна, а в 1943году во время Тегеранской конференции Сталин, Рузвельт и Черчиль, примерно поделили мир между собой. Еще немного и Европа, а самое главное Франция, могли стать коммунистическими, если бы их освободили советские войска, поэтому союзники были вынуждены спешить, чтобы успеть к разделу пирога и выполнить свои обещания по вкладу в общую победу.

(Рекомендую почитать"Переписку председателя совета министров СССР с президентами США и премьер - министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945" выпущенной в 1957 году, в ответ на воспоминания Уинстона Черчиля.)

А теперь попробуем разобраться, что же и как происходило на самом деле. Первым делом я решил поехать и посмотреть своими глазами на местность, и оценить, какие именно трудности, высаживающимся под огнем войскам, необходимо было преодолеть. Зона высадки занимает около 80км, но это не значит, что на всем протяжении этих 80 км, на каждом метре высаживались десантники, на самом деле она была сосредоточена в нескольких местах: " Сорд", "Джуно" "Голд", "Омаха бич"и" Пуант д ок".
Я прошел вдоль моря эту территорию пешком, изучая фортификационные сооружения, сохранившиеся до сих пор, побывал в двух местных музеях, перелопатил множество различной литературы о этих событиях и пообщался с жителями в Байё, Кан, Соммюр,Фекан, Руан и др.
Более бездарно проведенной десантной операции, при полном попустительстве противника, очень трудно себе представить. Да, критики скажут,что масштаб высадки небывалый, но и бардак при этом такой же. Даже согласно официальным источникам, небоевые потери! составляли 35 %!!! от общих потерь!
Читаем "Вики", ого, как много немцев противостояло, как много немецких частей, танков, пушек! Каким же чудом высадка удалась???
Немецкие войска на Западном фронте, были размазаны тонким слоем по территории Франции и эти части, выполняли в основном охранные функции, а многие боевыми, можно, назвать только условно. Чего стоит дивизия, прозванная "Дивизией белого хлеба". Рассказывает очевидец, английский автор М. Шульман: «После вторжения во Францию, немцы решили заменить на о. Вальхерен обычную пехотную дивизию, дивизией, личный состав, которой страдал желудочными заболеваниями. Бункеры на о. Вальхерен, теперь занимали солдаты, имевшие хронические язвы, острые язвы, раненые желудки, нервные желудки, чувствительные желудки, воспаленные желудки — в общем все известные гастриты. Солдаты поклялись стоять до конца. Здесь, в богатейшем краю Голландии, где в изобилии был белый хлеб, свежие овощи, яйца и молоко, солдаты 70-й дивизии, прозванной «Дивизией белого хлеба», ожидали неминуемого союзного наступления и нервничали, ибо их внимание поровну делилось между проблематичной угрозой со стороны врага и реальными желудочными расстройствами. В бой эту дивизию инвалидов вел престарелый, добродушный генерал-лейтенант Вильгельм Дейзер... Ужасающие потери среди старшего офицерского состава в России и Северной Африке, явились причиной того, что он был возвращен из отставки в феврале 1944 г. и назначен командиром стационарной дивизии в Голландии. Его действительная служба окончилась в 1941 г., когда он был уволен из-за сердечных приступов. Теперь, имея 60 лет от роду, он не горел энтузиазмом и не имел способностей, чтобы превратить оборону о. Вальхерен в героический эпос германского оружия».
В немецких "войсках"на Западном фронте были инвалиды и калеки, для выполнения охранных фунций в доброй старой Франции, не нужно иметь два глаза, две руки или ноги. Да, были и полноценные части. А были также, собранные из различного отребья, вроде власовцев и им подобных, которые только и мечтали сдаться в плен.
С одной стороны союзники собрали чудовищно мощную группировку, с другой стороны немцы всеже имели возможности нанести неприемлемый ущерб своим противникам, но...
Лично у меня сложилось впечатление, что командование немецких войск, просто не мешало союзникам высадится. Но в тоже время не могло приказать войскам поднять руки или разойтись по домам.
Почему я так считаю? Напомню, это время, когда готовится заговор генералитета против Гитлера, идут тайные переговоры, немецкой верхушки о сепаратном мире, за спиной у СССР. Якобы из - за плохой погоды авиаразведка прекращена, торпедные катера свернули разведывательные операции,
(Совсем недавно до этого, немцы потопили 2 десантных корабля, повредили один, во время учений при подготовке к высадке и еще один погиб от "дружественного огня"),
командование улетает в Берлин. И это в то время, когда тот же Роммель прекрасно знает из разведданых о готовящемся вторжении. Да, он мог не знать о точном времени и месте, но не заметить сбор тысяч кораблей!!!, подготовку, горы снаряжения, тренировки десантников, было невозможно! То, что знает больше двух человек, то знает и свинья- эта старая поговорка, четко отражает суть невозможности скрыть приготовления к подобной масштабной операции, как вторжение через Ла - Манш.

Расскажу несколько интересных моментов. Зона высадки Pointe du Hoc . Она весьма знаменита, здесь должна была находиться новая береговая батарея немцев, но установили старые французские пушки 155 мм, 1917 года выпуска. На этот весьма небольшой участок, было сброшено бомб, выпущено 250 штук 356 мм снарядов с американского линкора «Техас», а также массу снарядов более мелких калибров. Два эсминца поддерживали высадку непрерывным огнем. А затем группа рейнжеров на десантных баржах подошла к берегу и вскарабкалась на отвесные скалы под командованием полковника Джеймса Э. Раддера, захватила батарею и укрепления на берегу. Правда батарея оказалась выполненной из дерева, а звуки выстрелов имитировали взрывпакетами! Настоящую переместили, когда одно из орудий было уничтожено, во время удачного авианалета, несколько дней назад, и именно его фотографию можно увидеть на сайтах под видом орудия уничтоженного рейнджерами. Есть утверждение, что рейнжеры всеже нашли эту переместившуюся батарею и склад с боеприпасами, как ни странно не охраняемые! После чего взорвали.
Если вы когда- нибудь окажитесь на
Pointe du Hoc , то увидите то, что было раньше"лунным " пейзажем.
Роскилл (Роскилл С. Флот и война. М.: Воениздат, 1974. Т. 3. С. 348) писал:
«Было сброшено свыше 5000 тонн бомб, и, хотя прямых попа-даний в орудийные казематы было немного, нам удалось серьезно нарушить связь противника и подорвать его моральный дух. С на-ступлением рассвета оборонительные позиции атаковали 1630 «либерейторов», «летающий крепостей» и средних бомбардировщиков 8-го и 9-го авиасоединений ВВС США... Наконец, в последние 20 минут перед подходом штурмо-вых волн истребители-бомбардировщики и средние бомбарди-ровщики нанесли бомбовый удар непосредственно по оборони-тельным укреплениям на берегу...
Вскоре после 05.30 корабельная артиллерия обрушила на побережье всего 50-мильного фронта град снарядов; такого мощного артиллерийского удара с моря никогда еще не нано-силось. Затем в дело вступили легкие орудия передовых де-сантных кораблей, и, наконец, перед самым часом «Ч» к бере-гу двинулись танкодесантные корабли, вооруженные ракетными установками; ведя интенсивный огонь 127-мм ракетами в глубину обороны. Противник практически никак не ответил на подход штурмовых волн. Авиации не было, а береговые батареи не причинили никакого вреда, хотя и сделали несколько залпов по транспортам».
В общей сложности 10 килотонн в тротиловом эквиваленте, это равносильно по мощи атомной бомбе сброшенной на Хиросиму!

Да, ребята высадившиеся под огнем, ночью на мокрые скалы и гальку, поднявшиеся по отвесному обрыву- герои, но... Большой вопрос сколько выжило немцев, которые смогли им сопротивляться, после такой авиа и арт обработки? Наступающие в первой волне рейнджеры 225 человек...Потери убитыми и раненными 135 человек. Данные по потерям немцев: более 120 убитых и 70 пленных. Хм... Великое сражение?
Против высаживающихся союзников вели огонь от 18 до 20 орудий с немецкой стороны калибром больше 120 мм... Всего!
При абсолютном господстве союзников в воздухе! При поддержке 6 линкоров, 23 крейсеров, 135 эсминцев и миноносцев, 508 других боевых кораблей.В атаке участвовало 4798 судов. Всего флот союзников включал в себя: 6 939 кораблей различного назначения (1213 — боевых, 4126 — транспортных , 736 — вспомогательных и 864 — торговых судна(часть была в резерве)). Вы себе можете представить залп этой армады по берегу на участке 80 км?
Вот вам цитата:

На всех участках союзники понесли относительно небольшие потери, кроме...
Омаха бич, американская зона высадки. Здесь потери были катастрофичны. Много утонувших десантников. Когда на человека вешают 25-30 кг снаряжения, а потом заставляют десантироваться в воду, где до дна 2,5-3 метра, опасаясь подойти ближе к берегу, то вместо бойца, ты получаешь труп. В лучшем случае деморализованного человека без оружия... Командиры барж везших плавающие танки, заставили их десантироваться на глубине, боясь подходить близко к побережью. Итого из 32 танков на берег выплыли 2, плюс 3, которые, единственный не струсивший капитан, высадил прямо на берег. Остальные утонули из- за волнения на море и трусости отдельных командиров. На берегу и в воде творился полный хаос, солдаты бестолково метались по пляжу. Офицеры потеряли управление своими подчиненными. Но все же нашлись те, кто смог организовать уцелевших и начать небезуспешно противостоять гитлеровцам.
Именно здесь героически пал Теодор Рузвельт-младший, сын президента Теодора Рузвельта , который как и погибший Яков, сын Сталина, не желал прятаться в штабах в столице...
Потери убитыми на этом участке оценивают 2500 американцев. К этому приложил свои таланты немецкий ефрейтор пулеметчик Генрих Северло, прозванный впоследствии "Омахское чудовище" . Он из своего станкового пулемета, а также двух винтовок, находясь в опорном пункте W iderstantnest 62 убил и ранил больше 2000 американцев! Подобные данные заставляют задуматься, если бы у него не кончились патроны он что, всех бы там перестрелял??? Несмотря на огромные потери американцы захватили, опустевшие казематы, и продолжили наступление. Есть данные что отдельные участки обороны им сдавали без боя, и количество пленных захваченных на всех участках высадки было удивительно большим. Хотя почему удивительно? Война подходила к концу и только самые фанатичные приверженцы Гитлера не желали это признать...

Мини музей между зонами высадки :


Вид на Понт д Ок сверху, воронки, остатки укреплений, казематы.


Вид на море и скалы там же:

Омаха бич вид на море и зону высадки:


В ночь с 5 на 6 июня 1944 года началась высадка союзных войск в Нормандии. Для того чтобы самая грандиозная десантная операция в истории не закончилась столь же грандиозным провалом, командованию союзников необходимо было достичь самого высокого уровня координации всех родов войск, принимавших участие в высадке. Исключительная сложность задачи, разумеется, не позволила исполинскому механизму вторжения отработать без единого сбоя; накладок и проблем хватало. Но главное — цель была достигнута, и Второй фронт, открытия которого так долго ожидали на Востоке, начал функционировать в полную силу.

Уже на ранней стадии подготовки вторжения командованию союзников было ясно, что без завоевания абсолютного превосходства в воздухе любые действия морских и сухопутных сил обречены на неудачу. В соответствии с предварительным планом, действия военно-воздушных сил должны были проходить в четыре этапа. Первый этап — бомбардировка стратегических целей на территории Германии. Второй — удар по железнодорожным узлам, береговым батареям, а также по аэродромам и портам в радиусе около 150 миль от зоны вторжения. На третьем этапе авиация должна была прикрывать войска во время переправы через Ла-Манш. Четвёртый этап предусматривал непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, препятствование переброске подкреплений для немецкой армии, проведение воздушно-десантных операций и обеспечение воздушного снабжения войск необходимыми грузами.

Отметим, что наладить взаимодействие между авиацией и другими родами войск было довольно трудно. Английские ВВС после того, как вышли в 1918 году из подчинения армии и флота, всеми силами старались сохранить независимость.

Американские ВВС также стремились к максимальной независимости. При этом и англичане, и американцы были уверены, что бомбардировщики смогут сокрушить противника при минимальном участии солдат и моряков.

Некоторая доля истины в этом убеждении была. С осени 1943 года английские и американские стратегические бомбардировщики наносили по Германии удары, направленные на уничтожение промышленных центров и снижение воли немцев к сопротивлению. Использование «летающих крепостей» и «Либерейторов» в сопровождении истребителей привело к тому, что немцы, отбивая воздушные атаки, теряли в боях с истребителями сопровождения не только машины, но и пилотов (что было куда серьёзней, так как хорошего лётчика быстро воспитать было невозможно). В результате средний уровень мастерства пилотов люфтваффе очень сильно упал к моменту начала операции «Оверлорд».

Крупным успехом союзной авиации было то, что из-за постоянных бомбёжек с мая по август 1944 года в Германии резко упал уровень производства синтетического топлива и авиационного спирта. По мнению некоторых исследователей, если бы «летающие крепости» генерала Карла Спаатса продолжали действовать в том же духе, то Германию можно было бы разбить уже к концу 1944 года. Насколько это убеждение верно, можно только предполагать, потому что с самого начала года генералы, прорабатывавшие планы высадки, старались подчинить стратегическую авиацию своим интересам. И после долгих споров главнокомандующий союзными силами Дуайт Эйзенхауэр добился своего: бомбардировочная авиация была передана в подчинение объединённого англо-американского комитета начальников штабов.

Для участия в операции были выделены Английское бомбардировочное командование А. Харриса, 8-я американская армия стратегической авиации К. Спаатса и Союзные экспедиционные воздушные силы в составе 9-й американской воздушной армии и английских Вторых тактических ВВС. Командовал этим соединением главный маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори. Последнего существующее разделение сил не устраивало. Он заявил, что без участия бомбардировочных сил не сможет обеспечить выполнения задач по прикрытию флота во время пересечения Ла-Манша, а также надлежащую поддержку наземным силам. Ли-Мэллори хотел, чтобы всеми действиями авиации руководил один штаб. Такой штаб был развёрнут в городке Хиллингдон. Начальником штаба стал маршал авиации Конингхэм.

Был разработан двухэтапный план применения бомбардировщиков. В соответствии с этой идеей, вначале стратегическая авиация должна была нанести максимальный урон железным дорогам Франции и Бельгии для снижения их пропускной способности. Затем, уже непосредственно перед высадкой, нужно было сосредоточиться на бомбёжках всех путей сообщения, мостов и транспортного подвижного состава в зоне высадки и на прилегающих территориях, тем самым блокировав перемещения германских войск. Ли-Мэллори наметил 75 целей, которые следовало уничтожить в первую очередь.

Командование решило проверить план на практике. Для начала в ночь на 7 марта около 250 британских бомбардировщиков «отработали» по станции Трапп около Парижа, на месяц выведя её из строя. Затем в течение месяца было нанесено ещё восемь подобных ударов. Анализ результатов показал, что Ли-Мэллори в принципе прав. Но был неприятный момент: подобные бомбардировки неизбежно влекли за собой жертвы среди гражданских лиц. Будь это немцы - союзники бы не слишком переживали. Но бомбить предстояло Францию и Бельгию. И гибель мирных жителей едва ли способствовала бы доброжелательному отношению к освободителям. После долгих споров было решено: удары наносить только там, где риск потерь среди гражданского населения будет минимальным. 15 апреля окончательный список целей был утверждён и доведён до сведения командующих стратегической авиацией.

К началу высадки союзников бомбёжкам было подвергнуто около 80 объектов, на которые суммарно обрушилось более 66 тысяч тонн бомб. В результате перемещение немецких войск и грузов по железным дорогам оказалось сильно затруднено, а когда операция «Оверлорд» началась, немцы не смогли организовать быструю переброску сил для решительного контрудара.

Чем ближе была дата нападения, тем активнее становились авианалеты союзников. Теперь бомбардировщики громили не только железнодорожные узлы и промышленные объекты, но также радиолокационные станции, эшелоны, военные и транспортные аэродромы. Сильным атакам подвергались береговые артиллерийские батареи, причём не только те, которые находились в зоне высадки десанта, но и другие, расположенные на побережье Франции.

Параллельно с бомбёжками союзники занимались обеспечением воздушного прикрытия районов сосредоточения войск. Было организовано непрерывное патрулирование истребителями над Ла-Маншем и в окрестностях. Приказ командования гласил: появление немецких самолетов над Южной Англией необходимо исключить полностью. Впрочем, люфтваффе уже не были способны к серьёзному воздушному наступлению, так что немногочисленные разведывательные вылеты не смогли вскрыть союзнических планов.

Немцы, конечно же, понимали, что высадка англо-американских войск на континенте неизбежна. Но жизненно важного знания о том, где именно это случится, они не получили. Между тем сил на обеспечение надежной обороны всего побережья у германской армии не было. А так называемый «Атлантический вал», о неприступных укреплениях которого в Германии не слышали разве что глухие, был в большей степени пропагандистской выдумкой, чем реальным оборонительным сооружением. Когда фельдмаршала Роммеля назначили командующим группой армий «В», он совершил инспекционную поездку по «Валу» и был неприятно поражён увиденным. Многие укрепления существовали только на бумаге, строительные работы велись с непозволительным пренебрежением, а имеющихся
в наличии войск не всегда хватало даже на то, чтобы заполнить уже построенные фортификации. И самое страшное, что понял тогда Роммель, это то, что никаких усилий не хватит, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

На момент начала операции «Оверлорд» перед ВВС стояли две главные задачи: прикрыть флот вторжения и высадку войск, а также доставить к месту назначения планёрные и парашютные части воздушных десантников. Причём планёры были даже в какой-то мере важней, потому что на них перевозились противотанковые орудия, автомобили, тяжёлое вооружение и прочие массивные грузы.

Высадка воздушного десанта началась в ночь с 5 на 6 июня. В ней принимали участие 1662 самолета и 500 планёров со стороны американских ВВС и 733 самолета и 335 планёров британской военной авиации. За ночь на территорию Нормандии было сброшено 4,7 тысяч солдат, 17 орудий, 44 автомашины «Виллис» и 55 мотоциклов. Ещё 22 планёра с людьми и грузом разбились при посадке.

Параллельно с высадкой воздушного десанта проводились отвлекающие операции в районе Гавра и Булони. Возле Гавра 18 британских кораблей проводили демонстративное маневрирование, а бомбардировщики сбрасывали металлические ленты и зеркальные рефлекторы, чтобы на экранах германских радаров отображалось много помех и казалось, что к континенту движется большой флот.

В это же время на северо-западе Франции разыгрывался другой спектакль: с самолётов сбрасывали чучела парашютистов и пиротехнику для имитации стрельбы.

Пока флот приближался к берегам Нормандии, союзная авиация бомбила места расположения немецких войск, штабы, береговые батареи. На главные батареи самолёты англо-американских ВВС обрушили более 5000 тонн бомб, на оборонительные сооружения в бухте Сены - почти 1800 тонн.

Мнения относительно результативности этого налёта довольно противоречивы. Во всяком случае, точно известно, что многие батареи и после интенсивной бомбёжки вели огонь по морскому десанту союзников. Да и сама бомбардировка не всегда была точной. В местечке Мервилль своими же бомбами накрыло 9-й парашютный батальон. Подразделение понесло тяжёлые потери.

Около 10 утра, когда высадка с моря шла уже полным ходом, в воздухе находилось примерно 170 истребительных эскадрилий. По воспоминаниям очевидцев и участников в воздухе творился настоящий хаос: из-за низкой облачности самолёты «Мустанг» и «Тайфун» были вынуждены летать на малой высоте. Из-за этого немецкой зенитной артиллерии удалось сбить 17 и повредить большое количество крылатых машин.

Немногочисленные германские ВВС были захвачены врасплох. Вообще, немцы не имели ни малейшего шанса наладить сопротивление крылатой армаде союзников, так как из четырёх сотен боевых самолетов, имевшихся в наличии 3-го воздушного флота, менее двухсот могли подняться в воздух. Фактически взлетело только несколько самолётов, не оказавших на ситуацию ни малейшего
влияния.

Небольшие группы истребителей «Фокке-Вульф» и «Ме-110» пытались действовать против флота вторжения. В период с 6 по 10 июня им удалось потопить американский эсминец и одно десантное судно. В масштабах высадки это были совершенно мизерные потери.

Утром 7 июня 175 немецких бомбардировщиков пытались атаковать высадившиеся войска. «Спитфайры» британских ВВС отразили это нападение, и единственное, что удалось немцам, - это выбросить небольшое количество мин в бухту Сены. На них подорвалось несколько десантных кораблей.

К 10 июня союзникам удалось закончить строительство первого аэродрома на территории Нормандии. С него начали действовать три эскадрильи из состава 144-го авиакрыла канадских ВВС. Другими подразделениями этот и прочие аэродромы, которые стремительно возводились на континенте, поначалу использовались как точки дозаправки и пополнения боекомплекта, а по мере того, как линия фронта сдвигалась от побережья, самолёты союзников стали пользоваться ими и как постоянными.

Потери немецкой авиации в период с 6 июня по 5 сентября составили более 3500 самолётов, британцы лишились 516 машин. Одним из результатов этого разгрома стало то, что уменьшилось количество лётчиков-асов в союзных ВВС, так как вероятность встречи с противником в воздухе резко упала.

Значение ВВС на подготовительной стадии вторжения в Нормандию и непосредственно во время операции «Оверлорд» трудно переоценить. Стратегическая авиация союзников нанесла сильнейший ущерб транспортным коммуникациям на оккупированных территориях Франции и Бельгии. Истребители и лёгкие бомбардировщики захватили безоговорочное господство в воздухе над зоной высадки, благодаря чему немецкая авиация, и так не слишком сильная, оказалась нейтрализованной практически на сто процентов. Зенитная артиллерия немцев физически не могла справиться с теми армадами самолётов, которые подняли в воздух союзники. Даже несмотря на допущенные ошибки и довольно сомнительную эффективность действий авиации в ряде моментов, это была чистая победа.