Нормандская операция 1944. "героическая высадка" союзников в нормандии


Нормандская операция, или операция «Оверлорд» - стратегическая операция Союзников по высадке войск во Франции, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.

Операция открыла Западный (или т. н. «второй») фронт в Европе во Второй мировой войне. До сих пор является крупнейшей десантной операцией в истории - в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.
Нормандская операция осуществлялась в два этапа:
  • Операция «Нептун» - кодовое имя начальной фазы операции «Оверлорд» - началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля;
  • Операция «Кобра» - прорыв и наступление по территории Франции была осуществлена союзниками сразу по завершении первой фазы

Британские военные с надувным макетом американского танка M4 «Шерман» на юге Англии.

Взвод чернокожих американских солдат в городе Вьервилль-сюр-Мер (Vierville-sur-Mer) готовится к поиску снайпера, засевшего неподалеку.
Сержант и солдат слева вооружены карабинами М1, солдат по центру - винтовкой М1 Гаранд.

Расчет зенитной пушки на транспорте Береговой охраны США во время высадки в Нормандии.
На фото слева - матрос 3-го класса Джон Р. Смит (John R. Smith), справа - Дэниэл Кашоровски (Daniel J. Kaczorowski).
Джон Смит участвовал в высадках в Африке, Сицилии и Италии.

Учения-репетиция высадки союзников в Нормандии. Проводились в Слэптон Сандс на побережье Великобритании.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-20, выброшенный на берег штормом во время высадки союзников в Нормандии. Корабль получил пробоину в днище. Позже был переправлен в Великобританию и отремонтирован.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-21 во время высадки союзников в Нормандии
Этот корабль принадлежал к спасательной флотилии ВМС США и занимался спасением солдат с потопленных или поврежденных десатных кораблей.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-1 швартуется к десантному кораблю #549 в день высадки союзников в Нормандии в районе пляжа Омаха.

Американские солдаты направляются на десантные суда перед высадкой в Нормандии в одном из портов Великобритании.

Американский солдат у своего товарища, раненного во время высадки на пляже Омаха.

Вид на пляж «Омаха». Войска союзников высаживаются на захваченный плацдарм.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США выбираются на на пляж «Омаха» под обстрелом.
Фотокорреспондент журнала «Life» Роберт Капа сошел на берег «Омаха» вместе с первыми десантниками, высаживавшимися здесь под ураганным огнем береговой обороны немцев. Оказавшись под обстрелом, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы не попасть в прицел немецких пулеметчиков. Он чудом не погиб. Из снятых в тяжелейших условиях ста с небольшим кадров получилось только восемь - остальные испортил лаборант журнала, спешивший поскорее проявить пленку для нового номера. Но эти восемь нерезких снимков десантников, выбирающихся из воды на берег под обстрелом, стали знамениты на весь мир. Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг, снимая свой фильм «Спасение рядового Райна», не только воспроизвел эти кадры на экране, но и попытался передать эффект размытости изображения, снимая некоторые сцены трясущейся камерой и убрав с объективов защитную пленку от брызг.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США укрываются от обстрела за противотанковыми «ежами» на пляже «Омаха».

Американский солдат в воде на пляже «Омаха» под обстрелом.

Выведенный из строя немецким артогнем десантный катер USS LCI(L)-93 стоит на мели на пляже «Омаха». Корабль был поврежден огнем немецкой артиллерии после того, как войска с него сошли на берег.

Британский танк «Кромвель» (Cromwell Mk IV) командира 1-й польской танковой дивизии Станислава Мачека (Stanis?aw Maczek) в Скарборо, Англия. Дивизия была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав 2-го корпуса 1-й канадской армии.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр инспектируют 506-й полк 101-й воздушно-десантной дивизии.

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии. Летное поле Гринхем Комн, Беркшир, Англия (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с командиром 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии подполковником Робертом Коулом (Robert Cole). За спиной Эйзенхауэра стоит его морской помощник Гарри Батчер (Harry Butcher). Фото сделано перед погрузкой парашютистов в самолеты накануне «Дня Д» на летном поле Гринхем Комн (Беркшир, Англия) (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Впоследствии подполковник Коул был награжден Медалью Почета за штыковую атаку на «Аллее Пурпурного Сердца» («Purple Heart Lane») недалеко от Карентана, Нормандия. Он не смог получить награду, так как был убит во время операции «Маркет Гарден» 18 сентября 1944 года.
Фото частично повреждено цензурой (замазаны нашивки на плечах подполковника и солдата правее него).

Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс (Slapton Sands) в Англии.

На переднем плане на песке лежат рулоны сетки Зоммерфельда (Sommerfeld Tracking), которые применялись для укрепления слабых и вязких грунтов.

В центре кадра американский истребитель танков M10 с именем «Бесси» («Bessie»), оборудованный специальными коробами, которые защищают двигатель от попадания воды. За «Бесси» виден бульдозер «Катерпиллер», использовавшийся союзниками при высадке для расчистки пляжей и проделывания проходов для людей и техники.

На фотографии видны два десантных судна класса LCT с номерами 27 и 53. Чуть далее производит высадку большой десантный корабль LST-325, который впоследствии участвовал в доставке войск на пляж Омаха. После войны он был продан Греции и служил во флоте этой страны до 1999 года. В 2000 году он был выкуплен США и сейчас служит мемориалом кораблям этого класса в Эвансвилле штат Индиана (Evansville, Indiana).

Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта.

Немецкие парашютисты из 6-го парашютно-десантного полка на развалинах города Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise) в Нормандии.

Командующий немецкой группой армий «В» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует укрепления Атлантического вала близ французского города Сангат (Sangatte) у мыса Белый Нос (Cap Blanc Nez) на побережье пролива Па-де-Кале. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива.

Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха. На переднем плане боец с пулеметом Браунинг M1919.

Немецкие военнопленные, сдавшиеся при высадке американцев в Нормандии, несут своих раненых в американский полевой госпиталь. Справа вверху грузовик-амфибия Dukwi. Пляж Сен-Лоран-сюр-Мер.

Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии.
Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand. Слева виден миномет.

Крайний слева - первый сержан Сэнди Мартин (1sg Sandy Martin) (будет убит во время высадки), перед ним рядовой первого класаа Фрэнк Локвуд (PFC Frank E. Lockwood), в центре Джозеф Маркович (Joseph J. Markowitz), крайний справа - капрал Джон Лошиаво (Cpl. John B. Loshiavo).

Разгромленные позиции и немецкий ДОТ, уничтоженный союзниками во время высадки в Нормандии.

Взятие в плен немецких солдат американцами в местечке Пойнт ду Ок (Pointe du Hoc), примерно в 6,5 км к западу от побережья Омаха. Некоторые пленные переодеты в гражданское.

Американские десантные корабли типа LCI(L) пересекают Ла-Манш на пути к Нормандии, к сектору Юта. Ближайшие в левой колонне LCI(L)-96 и LCI(L)-325, в правой - LCI(L)-4. Каждый корабль имеет заградительный аэростат для защиты от атак немецких самолетов.

Немецкие военнопленные на пляже Омаха Бич в ожидании отправки в Англию.

Британский премьер-министр Уистон Черчилль на борту эсминца «Келвин» (HMS Kelvin) направляется к побережью Нормандии.

Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг - принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. 12 июня, на шестой день после так называемого «дня Д», Черчилль пересек Ла-Манш на эсминце «Келвин» и высадился на побережье Нормандии в местечке Курсель-сюр-Мер в 11 часов дня.

Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные.

Медик из 3-го батальона, 16-го пехотного полка, 1-й пехотной дивизии армии США идет по полосе прибоя и руководит оказанием помощи раненым товарищам, укрытым за скалами.

Американское подкрепление движется к пляжу «Омаха». С борта десантного катера хорошо видно, как на холм уже поднимаются люди и техника с захваченного берега.
Фото сделано 6 июня 1944 года ровно в полдень.

Солдаты 16-го пехотного полка (1-я пехотная дивизия) рядом со своими ранеными товарищами, одному из которых переливают плазму. Пляж «Омаха».

Американские десантники в десантном катере LCVP 6 июня 1944 года, перед высадкой в Нормандии.

Санитары американской 4-й американской пехотной дивизии оказывают помощь раненым 8-го пехотного полка на пляже Юта. Дуги на касках (синие в оригинале) у двух бойцов позади указывают на то, что они относятся к 1-й специальной инженерной бригаде (Engineer Special Brigade). То, что они находятся здесь, вероятно, означает, что раненых готовят к эвакуации на корабли.

6 июня 1944 года в 8:30 во время следования к месту высадки на пляже Омаха, десантный катер LCI(L)-85 подорвался на мине и получил сильные повреждения. На борту погибли 15 и были ранены 30 человек, на судне возник пожар.
Около 12:00 к нему подошел транспорт АРА-26 «Samuel Chase», который снял раненых и уцелевших с LCI(L)-85. Эвакуация была завершена в 13.30, а в 14:30 катер затонул (место неизвестно). Фото снято около 14.00 после завершения эвакуации людей.
По другим данным, катер был поврежден немецкой артиллерией и сам смог подойти к транспорту для пересадки уцелевших людей.

Тела германских парашютистов из 6-го парашютно-десантного полка, убитых в бою с американскими десантниками из 82-й дивизии.
Битва за город Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise).

Танки PzKpfw V «Пантера» 130-го полка танковой учебной дивизии вермахта в Нормандии. На переднем плане - дульный тормоз орудия одной из «Пантер».

Солдаты 352-й пехотной дивизии вермахта, оборонявшей пляж «Омаха» в Нормандии тренируются незадолго до «Дня Д» - высадки войск союзников в Нормандии 6 июня 1944 года. На переднем плане пулеметчик с ручным пулеметом MG-42.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» в Нормандии - месте высадки канадских войск во время Нормандской десантной операции.

Канадский солдат рядом с двумя немецкими пленными, захваченными канадскими войсками на пляже «Юнона» во время высадки. Пленные сидят у противотанковой стены.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» (Juno Beach) во время высадки в Нормандии.

Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» («Stormont, Dundas & Glengarry Highlanders»), входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у городка Бернье-сюр-Мер. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI(L)-299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу.

Подготовка к операции «Оверлорд». На переднем плане три американских солдата в БТР M3A1, оснащенном пулеметом M2 50-го калибра. Начало июня 1944 года.

Молодой немецкий солдат сдается американцам. Нормандия, Франция.

Раненые американские солдаты из состава 1-ой пехотной дивизии. Район Фокс Грин к востоку от Кольвиль-сюр-Мер, сектор «Omaha Beach».

Союзные войска обустраивают лагерь на отбитом у немцев побережье Нормандии.

Английские штурмовые десантные катера типа LCA (landing craft, assault), в том числе №№-521, 1377, доставляют войска на десантный корабль в ходе подготовки к высадке в Нормандии. Южное побережье Англии, неподалеку от порта Уэймут (Weymouth).
Катера приписаны к войсковому транспорту «Принц Бодуэн» («Prince Baudouin»). На борту катеров военнослужащие 5-го батальона рейнджеров 5-го корпуса 1-й американской армии, которые будут высаживаться в секторе «Омаха», на участке «Dog Green».

Американские рейнджеры на борту английских штурмовых десантных катеров типа LCA (landing craft, assault) в порту Уэймут (Weymouth). Дальше стоят пехотно-десантные корабли типа LCI(L) (landing craft, infantry (large)) №№- 497, 84 и тяжелый десантный катер LCH (landing craft, heavy) №-87.

Американские рейнджеры проходят контрольную палатку офицеров службы тыла, где получают горячий кофе и пончики перед погрузкой на корабли. Порт Уэймут (Weymouth) , Англия.
Погрузка рейнджеров на корабли началась за пять дней до начала операции «Оверлорд» 01 июня 1944 из соображений секретности.

Американские десантники выбираются из воды на пляж Омаха.

Десантный катер LCVP с группой солдат передового отряда 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США приближается к зоне высадки Омаха.

Панорамный вид на пляж «Омаха». Войска союзников выгружают технику и грузы на захваченный и уже «обустроенный» плацдарм. Высаживается американская 2-я бронетанковая дивизия - первая танковая дивизия, высаженная в Нормандии.

Погибшие десантники из 325-го планерно-пехотного полка (82-я воздушно-десантная дивизия) рядом с разбившимся при посадке вечером 6 июля 1944 года планером «Horsa» английского производства.

Американские десантники высаживаются с десантных катеров на пляж «Юта» в Нормандии.

Высадка войск союзников с десантных катеров на пляже «Омаха» под ожесточенным пулеметным огнем немцев. На снимке запечатлен момент начала высадки подразделений роты E 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США. Высадка этих десантников производилась с транспортного судна «Сэмюэл Чейз» (USS» «Samuel Chase» (APA-26) посредством десантных катеров LCVP. Авторское название фото – «Челюсти смерти» («The Jaws of Death.»).

Омаха-бич, наши дни

При подготовке материала активно использовались сайты:

Операция «Оверлород»

Много лет прошло со дня знаменитой высадки союзных войск в Нормандии. И до сих пор не утихают споры - нужна ли была эта помощь советской армии - ведь перелом в войне уже наступил?

В 1944 году, когда уже было ясно, что война вскоре придет к победному концу, было принято решение об участии союзных войск во Второй мировой войне. Подготовка к операции началась еще в 1943 году, после знаменитой Тегеранской конференции, на которой , наконец, сумел найти общий язык с и Рузвельтом.

Пока советская армия вела ожесточенные бои, англичане и американцы тщательно готовились к предстоящему вторжению. Как говорят английские военные энциклопедии на эту тему: «Союзники располагали достаточным временем для подготовки операции с той тщательностью и продуманностью, которой требовала ее сложность, на их стороне были инициатива и возможность свободного выбора времени и места высадки». Конечно, нам странно читать про «достаточное время», когда в нашей стране ежедневно гибли тысячи солдат…

Операция «Оверлород» должна была осуществляться и на суше, и на море (морская ее часть имела кодовое название «Нептун»). Задачи ее были таковы: «Высадиться на побережье Нормандии. Сосредоточить силы и средства, необходимые для решительного сражения в районе Нормандия, Бретань, и прорвать там оборону противника. Двумя группами армий преследовать противника на широком фронте, сосредоточив основные усилия на левом фланге, чтобы захватить необходимые нам порты, выйти к границам Германии и создать угрозу Руру. На правом фланге наши войска соединятся с силами, которые вторгнутся во Францию с юга».

Невольно поражаешься осторожности западных политиков, долго выбиравших момент для высадки и откладывающих ее день за днем. Окончательное решение было принято уже летом 1944 года. Черчилль так пишет об этом в воспоминаниях: «Таким образом, мы подошли к операции, которую западные державы с полным основанием могли считать кульминационным пунктом войны. Хотя лежащий впереди путь мог оказаться длинным и тяжелым, мы имели все основания быть уверенными в том, что одержим решающую победу. Русские армии изгнали немецких захватчиков из своей страны. Все то, что Гитлер так быстро завоевал у русских за три года до этого, было им утрачено при громадных потерях в людях и снаряжении. Крым был очищен. Были достигнуты польские границы. Румыния и Болгария отчаянно пытались избежать мести со стороны восточных победителей. Со дня на день должно было начаться новое наступление русских, приуроченное по времени к нашей высадке на континенте»…
То есть, момент был самым подходящим, и советские войска все подготовили для успешного выступления союзников…

Боевая мощь

Высадка должна была осуществляться на северо-востоке Франции, на побережье Нормандии. Войскам союзников следовало захватить штурмом берег, а потом отправиться освобождать сухопутные территории. В военных штабах рассчитывали на то, что операция увенчается успехом, так как Гитлер и его военачальники считали, что в этой местности десанты с моря практически невозможны - слишком сложный рельеф берега и сильное течение. Поэтому район побережья Нормандии был слабо укреплен немецкими войсками, что увеличивало шансы на победу.

Но при этом Гитлер не напрасно считал, что высадка врага на этой территории невозможна - союзникам пришлось немало поломать голову, придумывая как же все-таки осуществить высадку в таких невозможных условиях, как преодолеть все трудности и укрепиться на необорудованном берегу...

К лету 1944 года на Британских островах сосредоточились значительные силы союзников - целых четыре армии: 1-я и 3-я американские, 2-я английская и 1-я канадская, которые включали в себя 39 дивизий, 12 отдельных бригад и 10 отрядов английской и американской морской пехоты. Воздушные силы были представлены тысячами истребителей и бомбардировщиков. Флот под руководством английского адмирала Б. Рамсея насчитывал тысячи боевых кораблей и катеров, десантных и вспомогательных судов.

Согласно тщательно разработанному плану, морской и воздушный десант должны были высадиться в Нормандии на участке протяженностью около 80 км. Предполагалось, что на берег в первый день десантируется 5 пехотных, 3 воздушно-десантных дивизии и несколько отрядов морской пехоты. Зона высадки была поделена на два района - в одном должны были действовать американские, а во втором - английские войска, усиленные союзниками из Канады.

Основная нагрузка в этой операции ложилась на морской флот, которому следовало осуществить доставку войск, обеспечить прикрытие десанта и вести огневую поддержку переправы. Авиации следовало прикрывать район высадки с воздуха, нарушать коммуникации врага, подавлять оборону противника. Но самое тяжелое пришлось испытать пехоте, которой руководил английский генерал Б. Монтгомери…

Судный день


Высадка была назначена на 5 июня, но из-за плохой погоды пришлось отложить ее на день. Утром 6 июня 1944 года началось великое сражение…

Вот как об этом рассказывает британская военная энциклопедия: «Никогда ни одно из побережий не претерпело того, что пришлось претерпеть побережью Франции в это утро. Параллельно велись обстрел с кораблей и бомбардировка с воздуха. Вдоль всего фронта вторжения земля была загромождена обломками от взрывов; снаряды из корабельных орудий пробивали бреши в укреплениях, а с неба на них сыпались тонны бомб... Сквозь тучи дыма и падающие обломки защитники, охваченные ужасом при виде картины всеобщего разрушения, смогли с трудом различить сотни кораблей и других плавательных средств, неумолимо приближавшихся к берегу».

В грохоте и взрывах десант начал высадку на берег, и к вечеру на территории, захваченной врагом, оказались значительные силы союзников. Но при этом им пришлось понести немалые потери. Во время десантирования погибли тысячи военнослужащих американской, британской, канадской армий… Был убит практически каждый второй солдат - такую тяжелую цену пришлось заплатить за открытие второго фронта. Вот как об этом вспоминают ветераны: «Мне было 18. И мне было очень тяжело смотреть, как ребята умирают. Я просто молился Богу, чтобы он дал мне вернуться домой. А многие не вернулись».

«Я пытался оказать помощь хоть кому-то: быстро делал инъекцию и писал на лбу у раненого, что я ему вколол. А потом мы собирали погибших товарищей. Знаете, когда тебе 21 год, это слишком тяжело, тем более, если их сотни. Некоторые тела всплывали через несколько дней, недель. Мои пальцы проходили сквозь них»…

Тысячи юных жизней оборвались на этом негостеприимном французском берегу, но задача командования была выполнена. 11 июня 1944 года Сталин прислал Черчиллю телеграмму: «Как видно, массовая высадка, предпринятая в грандиозных масштабах, удалась полностью. Мои коллеги и я не можем не признать, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения».

Союзные войска продолжали свое победное наступление, освобождая один городок за другим. К 25 июля Нормандия была практически очищена от врага. Союзники за период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тысячи человек. Потери немецких войск составили 113 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, а также 2 117 танков и 345 самолетов. Но в результате операции Германия оказалась между двух огней и была вынуждена вести войну на два фронта.

До сих пор продолжаются споры, так ли необходимо было участие союзников в войне. Некоторые уверены, что наша армия сама бы успешно справилась со всеми трудностями. Многих раздражает тот факт, что в западных учебниках по истории очень часто рассказывается о том, что Вторую мировую войну на самом деле выиграли английские и американский войска, а кровавые жертвы и битвы советских солдат вообще не упоминаются…

Да, скорей всего, наши войска самостоятельно справились бы с гитлеровской армией. Только произошло бы это попозже, и с войны не вернулось бы гораздо больше наших солдат… Конечно, открытие второго фронта приблизило окончание войны. Только жаль, что союзники приняли участие в военных действиях лишь в 1944 году, хотя могли бы сделать это намного раньше. И тогда страшные жертвы Второй мировой войны были бы меньше в несколько раз…

В ночь с 5 на 6 июня 1944 года началась высадка союзных войск в Нормандии. Для того чтобы самая грандиозная десантная операция в истории не закончилась столь же грандиозным провалом, командованию союзников необходимо было достичь самого высокого уровня координации всех родов войск, принимавших участие в высадке. Исключительная сложность задачи, разумеется, не позволила исполинскому механизму вторжения отработать без единого сбоя; накладок и проблем хватало. Но главное — цель была достигнута, и Второй фронт, открытия которого так долго ожидали на Востоке, начал функционировать в полную силу.

Уже на ранней стадии подготовки вторжения командованию союзников было ясно, что без завоевания абсолютного превосходства в воздухе любые действия морских и сухопутных сил обречены на неудачу. В соответствии с предварительным планом, действия военно-воздушных сил должны были проходить в четыре этапа. Первый этап — бомбардировка стратегических целей на территории Германии. Второй — удар по железнодорожным узлам, береговым батареям, а также по аэродромам и портам в радиусе около 150 миль от зоны вторжения. На третьем этапе авиация должна была прикрывать войска во время переправы через Ла-Манш. Четвёртый этап предусматривал непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, препятствование переброске подкреплений для немецкой армии, проведение воздушно-десантных операций и обеспечение воздушного снабжения войск необходимыми грузами.

Отметим, что наладить взаимодействие между авиацией и другими родами войск было довольно трудно. Английские ВВС после того, как вышли в 1918 году из подчинения армии и флота, всеми силами старались сохранить независимость.

Американские ВВС также стремились к максимальной независимости. При этом и англичане, и американцы были уверены, что бомбардировщики смогут сокрушить противника при минимальном участии солдат и моряков.

Некоторая доля истины в этом убеждении была. С осени 1943 года английские и американские стратегические бомбардировщики наносили по Германии удары, направленные на уничтожение промышленных центров и снижение воли немцев к сопротивлению. Использование «летающих крепостей» и «Либерейторов» в сопровождении истребителей привело к тому, что немцы, отбивая воздушные атаки, теряли в боях с истребителями сопровождения не только машины, но и пилотов (что было куда серьёзней, так как хорошего лётчика быстро воспитать было невозможно). В результате средний уровень мастерства пилотов люфтваффе очень сильно упал к моменту начала операции «Оверлорд».

Крупным успехом союзной авиации было то, что из-за постоянных бомбёжек с мая по август 1944 года в Германии резко упал уровень производства синтетического топлива и авиационного спирта. По мнению некоторых исследователей, если бы «летающие крепости» генерала Карла Спаатса продолжали действовать в том же духе, то Германию можно было бы разбить уже к концу 1944 года. Насколько это убеждение верно, можно только предполагать, потому что с самого начала года генералы, прорабатывавшие планы высадки, старались подчинить стратегическую авиацию своим интересам. И после долгих споров главнокомандующий союзными силами Дуайт Эйзенхауэр добился своего: бомбардировочная авиация была передана в подчинение объединённого англо-американского комитета начальников штабов.

Для участия в операции были выделены Английское бомбардировочное командование А. Харриса, 8-я американская армия стратегической авиации К. Спаатса и Союзные экспедиционные воздушные силы в составе 9-й американской воздушной армии и английских Вторых тактических ВВС. Командовал этим соединением главный маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори. Последнего существующее разделение сил не устраивало. Он заявил, что без участия бомбардировочных сил не сможет обеспечить выполнения задач по прикрытию флота во время пересечения Ла-Манша, а также надлежащую поддержку наземным силам. Ли-Мэллори хотел, чтобы всеми действиями авиации руководил один штаб. Такой штаб был развёрнут в городке Хиллингдон. Начальником штаба стал маршал авиации Конингхэм.

Был разработан двухэтапный план применения бомбардировщиков. В соответствии с этой идеей, вначале стратегическая авиация должна была нанести максимальный урон железным дорогам Франции и Бельгии для снижения их пропускной способности. Затем, уже непосредственно перед высадкой, нужно было сосредоточиться на бомбёжках всех путей сообщения, мостов и транспортного подвижного состава в зоне высадки и на прилегающих территориях, тем самым блокировав перемещения германских войск. Ли-Мэллори наметил 75 целей, которые следовало уничтожить в первую очередь.

Командование решило проверить план на практике. Для начала в ночь на 7 марта около 250 британских бомбардировщиков «отработали» по станции Трапп около Парижа, на месяц выведя её из строя. Затем в течение месяца было нанесено ещё восемь подобных ударов. Анализ результатов показал, что Ли-Мэллори в принципе прав. Но был неприятный момент: подобные бомбардировки неизбежно влекли за собой жертвы среди гражданских лиц. Будь это немцы - союзники бы не слишком переживали. Но бомбить предстояло Францию и Бельгию. И гибель мирных жителей едва ли способствовала бы доброжелательному отношению к освободителям. После долгих споров было решено: удары наносить только там, где риск потерь среди гражданского населения будет минимальным. 15 апреля окончательный список целей был утверждён и доведён до сведения командующих стратегической авиацией.

К началу высадки союзников бомбёжкам было подвергнуто около 80 объектов, на которые суммарно обрушилось более 66 тысяч тонн бомб. В результате перемещение немецких войск и грузов по железным дорогам оказалось сильно затруднено, а когда операция «Оверлорд» началась, немцы не смогли организовать быструю переброску сил для решительного контрудара.

Чем ближе была дата нападения, тем активнее становились авианалеты союзников. Теперь бомбардировщики громили не только железнодорожные узлы и промышленные объекты, но также радиолокационные станции, эшелоны, военные и транспортные аэродромы. Сильным атакам подвергались береговые артиллерийские батареи, причём не только те, которые находились в зоне высадки десанта, но и другие, расположенные на побережье Франции.

Параллельно с бомбёжками союзники занимались обеспечением воздушного прикрытия районов сосредоточения войск. Было организовано непрерывное патрулирование истребителями над Ла-Маншем и в окрестностях. Приказ командования гласил: появление немецких самолетов над Южной Англией необходимо исключить полностью. Впрочем, люфтваффе уже не были способны к серьёзному воздушному наступлению, так что немногочисленные разведывательные вылеты не смогли вскрыть союзнических планов.

Немцы, конечно же, понимали, что высадка англо-американских войск на континенте неизбежна. Но жизненно важного знания о том, где именно это случится, они не получили. Между тем сил на обеспечение надежной обороны всего побережья у германской армии не было. А так называемый «Атлантический вал», о неприступных укреплениях которого в Германии не слышали разве что глухие, был в большей степени пропагандистской выдумкой, чем реальным оборонительным сооружением. Когда фельдмаршала Роммеля назначили командующим группой армий «В», он совершил инспекционную поездку по «Валу» и был неприятно поражён увиденным. Многие укрепления существовали только на бумаге, строительные работы велись с непозволительным пренебрежением, а имеющихся
в наличии войск не всегда хватало даже на то, чтобы заполнить уже построенные фортификации. И самое страшное, что понял тогда Роммель, это то, что никаких усилий не хватит, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

На момент начала операции «Оверлорд» перед ВВС стояли две главные задачи: прикрыть флот вторжения и высадку войск, а также доставить к месту назначения планёрные и парашютные части воздушных десантников. Причём планёры были даже в какой-то мере важней, потому что на них перевозились противотанковые орудия, автомобили, тяжёлое вооружение и прочие массивные грузы.

Высадка воздушного десанта началась в ночь с 5 на 6 июня. В ней принимали участие 1662 самолета и 500 планёров со стороны американских ВВС и 733 самолета и 335 планёров британской военной авиации. За ночь на территорию Нормандии было сброшено 4,7 тысяч солдат, 17 орудий, 44 автомашины «Виллис» и 55 мотоциклов. Ещё 22 планёра с людьми и грузом разбились при посадке.

Параллельно с высадкой воздушного десанта проводились отвлекающие операции в районе Гавра и Булони. Возле Гавра 18 британских кораблей проводили демонстративное маневрирование, а бомбардировщики сбрасывали металлические ленты и зеркальные рефлекторы, чтобы на экранах германских радаров отображалось много помех и казалось, что к континенту движется большой флот.

В это же время на северо-западе Франции разыгрывался другой спектакль: с самолётов сбрасывали чучела парашютистов и пиротехнику для имитации стрельбы.

Пока флот приближался к берегам Нормандии, союзная авиация бомбила места расположения немецких войск, штабы, береговые батареи. На главные батареи самолёты англо-американских ВВС обрушили более 5000 тонн бомб, на оборонительные сооружения в бухте Сены - почти 1800 тонн.

Мнения относительно результативности этого налёта довольно противоречивы. Во всяком случае, точно известно, что многие батареи и после интенсивной бомбёжки вели огонь по морскому десанту союзников. Да и сама бомбардировка не всегда была точной. В местечке Мервилль своими же бомбами накрыло 9-й парашютный батальон. Подразделение понесло тяжёлые потери.

Около 10 утра, когда высадка с моря шла уже полным ходом, в воздухе находилось примерно 170 истребительных эскадрилий. По воспоминаниям очевидцев и участников в воздухе творился настоящий хаос: из-за низкой облачности самолёты «Мустанг» и «Тайфун» были вынуждены летать на малой высоте. Из-за этого немецкой зенитной артиллерии удалось сбить 17 и повредить большое количество крылатых машин.

Немногочисленные германские ВВС были захвачены врасплох. Вообще, немцы не имели ни малейшего шанса наладить сопротивление крылатой армаде союзников, так как из четырёх сотен боевых самолетов, имевшихся в наличии 3-го воздушного флота, менее двухсот могли подняться в воздух. Фактически взлетело только несколько самолётов, не оказавших на ситуацию ни малейшего
влияния.

Небольшие группы истребителей «Фокке-Вульф» и «Ме-110» пытались действовать против флота вторжения. В период с 6 по 10 июня им удалось потопить американский эсминец и одно десантное судно. В масштабах высадки это были совершенно мизерные потери.

Утром 7 июня 175 немецких бомбардировщиков пытались атаковать высадившиеся войска. «Спитфайры» британских ВВС отразили это нападение, и единственное, что удалось немцам, - это выбросить небольшое количество мин в бухту Сены. На них подорвалось несколько десантных кораблей.

К 10 июня союзникам удалось закончить строительство первого аэродрома на территории Нормандии. С него начали действовать три эскадрильи из состава 144-го авиакрыла канадских ВВС. Другими подразделениями этот и прочие аэродромы, которые стремительно возводились на континенте, поначалу использовались как точки дозаправки и пополнения боекомплекта, а по мере того, как линия фронта сдвигалась от побережья, самолёты союзников стали пользоваться ими и как постоянными.

Потери немецкой авиации в период с 6 июня по 5 сентября составили более 3500 самолётов, британцы лишились 516 машин. Одним из результатов этого разгрома стало то, что уменьшилось количество лётчиков-асов в союзных ВВС, так как вероятность встречи с противником в воздухе резко упала.

Значение ВВС на подготовительной стадии вторжения в Нормандию и непосредственно во время операции «Оверлорд» трудно переоценить. Стратегическая авиация союзников нанесла сильнейший ущерб транспортным коммуникациям на оккупированных территориях Франции и Бельгии. Истребители и лёгкие бомбардировщики захватили безоговорочное господство в воздухе над зоной высадки, благодаря чему немецкая авиация, и так не слишком сильная, оказалась нейтрализованной практически на сто процентов. Зенитная артиллерия немцев физически не могла справиться с теми армадами самолётов, которые подняли в воздух союзники. Даже несмотря на допущенные ошибки и довольно сомнительную эффективность действий авиации в ряде моментов, это была чистая победа.



Греция

Германия Германия

Командующие

Операция была крайне засекречена. Весной 1944 года в целях безопасности было даже временно прекращено транспортное сообщение с Ирландией. Все военнослужащие, получившие приказ относительно будущей операции, переводились в лагеря на базах погрузки, где они изолировались, и им было запрещено покидать базу. Операции предшествовала крупная операция по дезинформации противника о времени и месте вторжения войск союзников в 1944 году в Нормандии (операция Fortitude), в её успехе большую роль сыграл Хуан Пужоль .

Основными силами союзников, принявшими участие в операции, были армии США , Великобритании , Канады и французского движения Сопротивления . В мае и начале июня 1944 года войска союзников были сконцентрированы преимущественно в южных районах Англии возле портовых городов. Перед самой высадкой союзники перевели свои войска на военные базы, расположенные на южном побережье Англии, самой важной из которых был Портсмут . С 3 по 5 июня происходила погрузка на транспортные суда войск первого эшелона вторжения. В ночь с 5 на 6 июня десантные корабли были сосредоточены в проливе Ла-Манш перед высадкой морского десанта. Точками высадки были преимущественно пляжи Нормандии , получившие кодовые названия «Омаха », «Сорд », «Джуно », «Голд » и «Юта ».

Вторжение в Нормандию началось с массированного ночного парашютного десанта и высадки на планерах, воздушными атаками и обстрелом немецких береговых позиций флотом, а рано утром 6 июня началась высадка десанта с моря. Высадка производилась несколько суток, как днём, так и в ночное время.

Битва за Нормандию продолжалась более двух месяцев и заключалась в основании, удержании и расширении береговых плацдармов силами союзников. Она закончилась освобождением Парижа и падением Фалезского котла в конце августа 1944 года.

Силы сторон

Побережье Северной Франции, Бельгии и Голландии обороняла немецкая группа армий «B» (командующий генерал-фельдмаршал Роммель) в составе 7-й и 15-й армий и 88-го отдельного корпуса (всего 39 дивизий). Её основные силы были сосредоточены на побережье пролива Па-де-Кале , где немецкое командование ожидало высадки противника. На побережье Сенской бухты на 100-км фронте от основания полуострова Котантен до устья р. Орн оборонялось всего 3 дивизии. Всего в Нормандии у немцев находилось около 24 000 человек (к концу июля немцы перебросили в Нормандию подкрепления, и их численность выросла до 24 000 человек), плюс ещё около 10 000 на остальной территории Франции.

Экспедиционные силы союзников (верховный главнокомандующий генерал Д. Эйзенхауэр) состояли из 21-й группы армий (1-я американская, 2-я британская, 1-я канадская армии) и 3-й американской армии - всего 39 дивизий и 12 бригад. ВМС и ВВС США и Великобритании имели абсолютное превосходство над противником (10 859 боевых самолётов против 160 у немцев [ ] и свыше 6000 боевых, транспортных и десантно-высадочных судов). Общая численность экспедиционных сил составляла свыше 2 876 000 чел. Позже это число увеличилось до 3 000 000 и продолжало увеличиваться, так как в Европу регулярно прибывали новые дивизии из США. Численность сил десанта в первом эшелоне составляла 156 000 человек и 10 000 единиц техники .

Союзники

Верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников - Дуайт Эйзенхауэр .

  • 21-я группа армий (Бернард Монтгомери)
    • 1-я канадская армия (Харри Крирар)
    • 2-я британская армия (Майлс Демпси)
    • 1-я американская армия (Омар Брэдли)
    • 3-я американская армия (Джордж Паттон)
  • 1-я группа армий (Джордж Паттон) - сформирована для дезинформации противника.

В Англию прибывали и другие американские части, которые позже сформировали в 3, 9 и 15-ю армии.

Также в Нормандии принимали участие в боях польские части. На кладбище в Нормандии, где покоятся останки погибших в тех сражениях, захоронено примерно 600 поляков .

Германия

Верховный главнокомандующий немецкими войсками на Западном фронте - генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт .

  • Группа армий «B» - (командующий генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель) - на севере Франции
    • 7-я армия (генерал-полковник Фридрих Долльман) - между Сеной и Луарой ; штаб в Ле-Мане
      • 84-й армейский корпус (командующий генерал от артиллерии Эрих Маркс) - от устья Сены до монастыря Мон-Сен-Мишель
        • 716-я пехотная дивизия - между Каном и Байё
        • 352-я моторизованная дивизия - между Байё и Карантаном
        • 709-я пехотная дивизия - полуостров Котантен
        • 243-я пехотная дивизия - северная часть Котантена
        • 319-я пехотная дивизия - острова Гернси и Джерси
        • 100-й танковый батальон (вооруженный устаревшими французскими танками) - около Карантана
        • 206-й танковый батальон - к западу от Шербура
        • 30-я подвижная бригада - Кутанс , полуостров Котантен
    • 15-я армия (генерал-полковник Ганс фон Зальмут , впоследствии генерал-полковник Густав фон Цанген)
      • 67-й армейский корпус
        • 344-я пехотная дивизия
        • 348-я пехотная дивизия
      • 81-й армейский корпус
        • 245-я пехотная дивизия
        • 711-я пехотная дивизия
        • 17-я авиаполевая дивизия
      • 82-й армейский корпус
        • 18-я авиаполевая дивизия
        • 47-я пехотная дивизия
        • 49-я пехотная дивизия
      • 89-й армейский корпус
        • 48-я пехотная дивизия
        • 712-я пехотная дивизия
        • 165-я резервная дивизия
    • 88-й армейский корпус
      • 347-я пехотная дивизия
      • 719-я пехотная дивизия
      • 16-я авиаполевая дивизия
  • Группа армий «G» (генерал-полковник Йоханнес фон Бласковиц) - на юге Франции
    • 1-я армия (генерал от инфантерии Курт фон Шевалери)
      • 11-я пехотная дивизия
      • 158-я пехотная дивизия
      • 26-я моторизованная дивизия
    • 19-я армия (генерал от инфантерии Георг фон Зодерштерн )
      • 148-я пехотная дивизия
      • 242-я пехотная дивизия
      • 338-я пехотная дивизия
      • 271-я моторизованная дивизия
      • 272-я моторизованная дивизия
      • 277-я моторизованная дивизия

В январе 1944 года была сформирована подчинявшаяся непосредственно фон Рундштедту танковая группа «Запад» (с 24 января до 5 июля 1944 года ею командовал Лео Гейр фон Швеппенбург , с 5 июля по 5 августа - Генрих Эбербах), преобразованная с 5 августа в 5-ю танковую армию (Генрих Эбербах , с 23 августа - Йозеф Дитрих).

План союзников

При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенности в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали - место и время проведения операции «Оверлорд». Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена серия крупнейших дезинформационных операций - операция Bodyguard , операция Fortitude и другие. Бо́льшую часть плана высадки союзных войск продумал британский фельдмаршал Бернард Монтгомери .

Разрабатывая план вторжения в Западную Европу, командование союзников изучало все её атлантическое побережье. Выбор места высадки определялся по различным причинам: мощность береговых укреплений противника, расстояние от портов Великобритании, и радиус действий истребителей союзников (так как флоту союзников и десанту требовалась поддержка авиации).

Для высадки десанта наиболее подходили районы Па-де-Кале , Нормандии и Бретани , так как остальные районы - побережье Голландии, Бельгии и Бискайского залива - были слишком удалены от Великобритании и не удовлетворяли требованию снабжения морским путём. В Па-де-Кале укрепления «Атлантического Вала» были самыми мощными, так как немецкое командование считало, что это наиболее вероятное место высадки союзников, поскольку оно ближе всего к Великобритании . Командование союзников отказалось от высадки в Па-де-Кале. Бретань была менее укреплённой, хотя находилась сравнительно далеко от Англии.

Оптимальным вариантом, по-видимому, было побережье Нормандии - там укрепления были мощнее, чем в Бретани, но не столь глубоко эшелонированные, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем до Па-де-Кале , но меньше, чем до Бретани. Немаловажным фактором было и то, что Нормандия находилась в радиусе действия истребителей союзников, а расстояние от английских портов соответствовало требованиям, необходимым для снабжения войск морским транспортом. В связи с тем что в операции планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри », на начальном этапе союзникам не требовался захват портов, вопреки мнению германского командования. Таким образом, выбор был сделан в пользу Нормандии.

Время начала операции определялось соотношением между приливом и восходом солнца. Высадка должна произойти в день при минимальном уровне прилива вскоре после восхода солнца. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений в полосе прилива. Такие дни были в начале мая и в начале июня 1944 года. Вначале союзники планировали начать операцию в мае 1944 года, но из-за разработки плана высадки ещё одного десанта на полуострове Котантен (сектор «Юта») дату высадки перенесли с мая на июнь. В июне было только 3 таких дня - 5, 6 и 7 июня. Датой начала операции выбрали 5 июня. Однако из-за резкого ухудшения погоды Эйзенхауэр назначил высадку на 6 июня - именно этот день и вошёл в историю как «День Д».

После высадки десанта и укрепления его позиций войска должны были произвести прорыв на восточном фланге (в области Кана). В указанной зоне должны были сосредоточиться вражеские силы, которым предстояла бы длительная битва и удерживание со стороны канадских и британских армий . Таким образом, связав вражеские армии на востоке, Монтгомери предполагал прорыв по западному флангу американских армий под командованием генерала Омара Брэдли , которые опирались бы на Кан. Атака должна была пройти на юг до Луары , что помогло бы повернуть по широкой дуге к Сене возле Парижа за 90 дней.

Монтгомери сообщил свой план полевым генералам в марте 1944 года в Лондоне . Летом 1944 года военные действия проводились и проходили согласно этим указаниям, но благодаря прорыву и быстрому продвижению американских войск в ходе операции «Кобра» форсирование Сены началось уже к 75-му дню операции.

Высадка и создание плацдарма

Пляж Сорд. Саймон Фрейзер, лорд Ловат, командир 1-й британской бригады коммандос, высаживается на берег со своими солдатами.

Американские солдаты, высадившиеся на пляже Омаха, продвигаются вглубь континента

Аэрофотосъёмка местности на полуострове Котантен в западной части Нормандии. На фотографии изображены «живые изгороди» - бокаж

12 мая 1944 года союзная авиация провела массированные бомбардировки , в результате которых было уничтожено 90 % заводов, производящих синтетическое горючее . Немецкие механизированные части испытывали острый дефицит топлива, потеряв возможность широкого манёвра.

В ночь на 6 июня союзники под прикрытием массированных ударов авиации высадили парашютный десант : северо-восточнее Кана 6-ю британскую воздушно-десантную дивизию, а севернее Карантана - две американские (82-ю и 101-ю) дивизии.

Британские десантники были первыми из войск союзников, кто ступил на землю Франции в ходе Нормандской операции - после полуночи 6 июня они высадились к северо-востоку от города Кана, захватив мост через реку Орн, чтобы противник не мог перебрасывать по нему подкрепления к побережью.

Американские десантники из 82-й и 101-й дивизий высадились на полуострове Котантен в западной части Нормандии и освободили город Сент-Мер-Эглиз , первый город во Франции, освобождённый союзниками.

К исходу 12 июня был создан плацдарм протяжённостью 80 км по фронту и 10-17 км в глубину; на нём находилось 16 дивизий союзников (12 пехотных, 2 воздушно-десантные и 2 танковые). Немецкое командование к этому времени ввело в бой до 12 дивизий (в том числе 3 танковые), ещё 3 дивизии были на подходе. Немецкие войска вводились в бой по частям и несли большие потери (к тому же надо учитывать, что немецкие дивизии по численности были меньше союзных). К концу июня союзники расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20-40 км в глубину. На нём было сосредоточено свыше 25 дивизий (в том числе 4 танковые), которым противостояли 23 немецкие дивизии (в том числе 9 танковых). 13 июня 1944 года немцы безуспешно контратаковали в районе города Карантана, союзники отразили атаку, форсировали реку Мердер и продолжили наступление на полуостров Котантен.

18 июня войска 7-го корпуса 1-й американской армии, наступая к западному побережью полуострова Котантен, отрезали и изолировали немецкие части на полуострове. 29 июня союзники овладели глубоководным портом Шербур , и тем самым улучшили своё снабжение. До этого союзники не контролировали ни одного крупного порта, и в бухте Сены действовали «искусственные гавани» («Mulberry»), через которые происходило всё снабжение войск. Они были очень уязвимы из-за неустойчивой погоды, и командование союзников понимало, что им нужен глубоководный порт. Взятие Шербура ускорило прибытие подкреплений. Пропускная способность этого порта составляла 15 000 тонн в сутки.

Снабжение войск союзников:

  • К 11 июня на плацдарм прибыли 326 547 человек, 54 186 единиц техники и 104 428 тонн материалов снабжения.
  • К 30 июня более 850 000 человек, 148 000 единиц техники, и 570 000 тонн материалов снабжения.
  • К 4 июля численность высаженных на плацдарм войск превысила 1 000 000 чел.
  • К 25 июля численность войск превысила 1 452 000 чел.

16 июля Эрвин Роммель был тяжело ранен, когда ехал в своём штабном автомобиле и попал под огонь британского истребителя. Водитель машины погиб, а Роммель получил тяжёлые ранения, и его заменил на посту командующего группой армий «B» фельдмаршал Гюнтер фон Клюге , которому пришлось также заменить смещённого главнокомандующего немецкими войсками на западе Рундштедта . Фельдмаршал Герд фон Рундштедт был смещён из-за того, что требовал от германского генерального штаба заключить перемирие с союзниками.

К 21 июля войска 1-й американской армии продвинулись в южном направлении на 10-15 км и заняли город Сен-Ло , английские и канадские войска после ожесточённых боёв овладели городом Каном . Командование союзников в это время разрабатывало план по прорыву с плацдарма, так как плацдарм, захваченный в ходе Нормандской операции к 25 июля (до 110 км по фронту и глубиной 30-50 км ), был в 2 раза меньше того, который предусматривалось занять по плану операции. Однако в условиях абсолютного господства в воздухе союзной авиации оказалось возможным сосредоточить на захваченном плацдарме достаточно сил и средств для проведения в последующем крупной наступательной операции в Северо-Западной Франции. К 25 июля численность войск союзников уже составляла более 1 452 000 человек и продолжала непрерывно увеличиваться.

Продвижению войск сильно мешали «бокажи » - живые изгороди , посаженные местными крестьянами, которые за сотни лет превратились в непреодолимые препятствия даже для танков, и союзникам приходилось придумывать ухищрения для преодоления этих препятствий. Для этих целей союзники использовали танки M4 «Шерман» , к днищу которых прикреплялись острые металлические пластины, срезавшие «бокажи». Немецкое командование рассчитывало на качественное превосходство своих тяжёлых танков «Тигр » и «Пантера » перед основным танком союзных войск M4 «Шерман». Но танки здесь уже мало что решали - всё зависело от ВВС: танковые войска вермахта становились лёгкой мишенью для господствующей в воздухе авиации союзников. Подавляющая часть немецких танков была уничтожена штурмовиками союзников P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt . Превосходство союзников в воздухе решило исход битвы за Нормандию.

В Англии размещалась 1-я группа армий союзников (командующий Дж. Паттон) - в районе города Дувра напротив Па-де-Кале , чтобы у немецкого командования создалось впечатление, что союзники собираются нанести главный удар именно там. По этой причине в Па-де-Кале находилась 15-я немецкая армия, которая ничем не смогла помочь 7-й армии, нёсшей большие потери в Нормандии. Даже через 5 недель после «Дня Д» дезинформированные немецкие генералы считали, что высадка в Нормандии является «диверсией», и всё ждали Паттона в Па-де-Кале с его «группой армий». Здесь немцы допустили непоправимую ошибку. Когда они поняли, что союзники их обманули, то было уже поздно - американцы начали наступление и прорыв с плацдарма.

Прорыв союзников

План прорыва в Нормандии - операция «Кобра» - был разработан генералом Брэдли в начале июля и 12 июля представлен вышестоящему командованию. Целью союзников был прорыв с плацдарма и выход на открытую местность, где они могут использовать своё преимущество в мобильности (на плацдарме в Нормандии их продвижение затрудняли «живые изгороди» - бокаж , фр. bocage ).

Плацдармом для сосредоточения американских войск перед прорывом стали окрестности города Сен-Ло, который был освобождён 23 июля. 25 июля более 1000 американских орудий дивизионной и корпусной артиллерии обрушили на противника более 140 тысяч снарядов. Кроме массированных артиллерийских обстрелов, для прорыва американцы также использовали поддержку ВВС. Немецкие позиции 25 июля подверглись «ковровой» бомбардировке самолётами «B-17 Flying Fortress » и «B-24 Liberator ». Передовые позиции немецких войск возле Сен-Ло оказались практически полностью уничтожены бомбардировкой. Образовалась брешь во фронте, и через неё 25 июля американские войска, используя своё превосходство в авиации, совершили прорыв в районе города Авранша (операция «Кобра») на фронте шириной в 7000 ярдов (6400 м). В наступлении на таком узком участке фронта американцы задействовали более 2000 единиц бронетехники и быстро прорвались через образовавшуюся в немецком фронте «стратегическую дыру», наступая из Нормандии на полуостров Бретань и в регион Страна Луары . Здесь наступающим американским войскам уже так не мешали бокажи, как это было севернее, в прибрежных районах Нормандии, и они использовали своё превосходство в мобильности на этой открытой местности.

1 августа была сформирована 12-я группа армий союзников под командованием генерала Омара Брэдли , в её состав вошли 1-я и 3-я американские армии. 3-я американская армия генерала Паттона совершила прорыв и за две недели освободила полуостров Бретань , окружила немецкие гарнизоны в портах Брест, Лориан и Сен-Назер. 3-я армия вышла к реке Луаре , достигнув города Анже, захватила мост через Луару, а затем направилась на восток, где достигла города Аргентана. Здесь немцы не могли остановить продвижение 3-й армии, поэтому они решили организовать контратаку, что также стало для них грубейшей ошибкой.

Завершение Нормандской операции

Разгром немецкой бронеколонны во время операции «Люттих»

В ответ на прорыв американцев немцы попытались отрезать 3-ю армию от остальных частей союзников и перекрыть их линии снабжения, захватив Авранш. 7 августа они предприняли контрудар, известный как операция «Люттих» (нем. Lüttich ), который закончился сокрушительным провалом.

Первый удар был нанесен по Мортену в районе высоты 317. Мортен был захвачен, но дальше дела у немцев пошли плохо. 1-я американская армия удачно отражала все атаки. В район боевых действий подтягивались 2-я английская и 1-я канадская армии с севера и 3-я армия Паттона с юга. Немцы предприняли несколько атак на Авранш, но так и не смогли прорвать оборону противника. 3-я армия Паттона, обойдя противника, атаковала с юга во фланг и тыл наступающих на Авранш немецкие войска в районе Аргентана - войска 15-го американского корпуса под командованием Уэйда Хэйслипа, после быстрого продвижения по региону Страна Луары , вошли в соприкосновение с противником в районе Аргентана, атаковав его с юга и юго-востока, то есть с тыла. Далее к 15-му корпусу присоединились другие американские части, наступавшие с юга. Атака американских войск с юга поставила немецкую 7-ю и 5-ю танковую армии под реальную угрозу окружения, и вся система немецкой обороны Нормандии развалилась. Брэдли заявил: «Такая возможность открывается командиру раз в столетие. Мы собираемся уничтожить вражескую армию и дойти до самой германской границы»

Вторая мировая. 1939–1945. История великой войны Шефов Николай Александрович

Высадка союзников во Франции

Высадка союзников во Франции

6 июня 1944 года началась высадка союзных войск на северо-западном побережье Франции, в Нормандии. Предстоящее вторжение скрыть было невозможно. Поэтому главный вопрос заключался в том, где начнется высадка. Линия французского побережья, составлявшая свыше 2 тыс. км, давала широкие возможности для выбора района десантирования. Это вынуждало немцев распылять свои ограниченные силы на широком фронте.

Время и место высадки сохранялись в глубокой тайне. Например, в прибрежные районы, где находились готовые к вторжению войска, был закрыт доступ для гражданского населения. Проводилась активная работа по дезинформации относительно района вторжения. Немецкой разведке не удалось добыть необходимые сведения о времени и месте высадки. В результате германское руководство не располагало точной информацией. Оно ожидало высадки союзников в районе пролива Па-де-Кале, где расстояние между Англией и материком было минимальным. Здесь были сосредоточены главные силы, а также находилась наиболее укрепленная часть так называемого «Атлантического вала» - системы оборонительных сооружений на французском побережье. Другие районы были защищены значительно слабее.

Побережье Северной Франции, Бельгии и Голландии обороняла немецкая группа армий «В» под командованием фельдмаршала Роммеля в составе 7-й и 15-й армий и 88-го отдельного корпуса. Общее командование немецкими войсками на Западе осуществлял фельдмаршал К. фон Рундштедт. Экспедиционные силы союзников под командованием генерала Г. Монтгомери объединялись в 21-ю группу армий (1-я американская, 2-я английская, 1-я канадская армии).

Соотношение сил и средств сторон накануне высадки союзников в Нормандии

Из таблицы видно, что союзники имели подавляющее превосходство в силах. В таблице учтены немецкие войска, которые могли быть привлечены для отражения десанта, в том числе и из других районов Франции. Но при господстве в воздухе союзной авиации и активных действиях французских партизан сделать это было крайне трудно. Впрочем, и войска союзников были высажены во Франции не одновременно.

Высадка союзников в Нормандии (операция «Оверлорд») оказалась для немецкого командования полной неожиданностью. В ночь на 6 июня под прикрытием массированных ударов авиации севернее Карантана и северо-восточнее Канна было высажено два крупных воздушных десанта (до 18 тыс. чел.), которые постарались блокировать немецкие коммуникации.

С наступлением рассвета авиация и корабли союзников засыпали северное побережье Нормандии градом авиабомб и снарядов. Они подавляли немецкие батареи, разрушали оборонительные сооружения, сметали проволочные заграждения, уничтожали минные поля и повреждали линии связи. Под прикрытием этого мощного огня к берегу подошли десантные суда.

Утром 6 июня на 100-километровом участке между рекой Орн и восточной частью полуострова Котантен были высажены морские десанты. Они захватили 3 крупных плацдарма глубиной от 2 до 9 км. Для высадки было использовано свыше 6 тыс. боевых кораблей, транспортных и десантных судов. Благодаря успешным действиям надводных кораблей и авиации немцам не удалось использовать свое превосходство в подводных лодках, чтобы помешать доставке войск и грузов. К исходу 6 июня союзники высадили на побережье 156 тыс. солдат, а также доставили на захваченные плацдармы более 20 тыс. единиц техники. Это была крупнейшая десантная операция Второй мировой войны.

Находящиеся в данном районе немецкие силы были далеко не достаточны, чтобы оказать серьезное сопротивление численно превосходящим соединениям союзников. Кроме того, германское командование не сразу разобралось в ситуации, продолжая считать десант в Нормандии отвлекающим маневром. Гитлер, убежденный, что вскоре в районе Па-де-Кале высадится основной десант, запретил поначалу выдвигать крупные резервы в Нормандию.

Этого предвзятого мнения германское высшее командование твердо придерживалось в течение нескольких дней. Когда же, наконец стало ясно что дело идет о серьезной масштабной операции, драгоценное время было упущено. Союзники закрепились на плацдармах, и выбить их оттуда при имеющемся соотношении сил и средств у немцев было очень мало шансов.

Тем не менее благодаря постепенному подтягиванию подкреплений численность немецких войск была доведена в ближайшие дни до трех пехотных и одной танковой дивизии. Это позволило им оказать упорное сопротивление. Но оно не могло сдержать превосходящих сил союзников, которым при поддержке корабельной артиллерии и авиации удалось установить связь между плацдармами. К 10 июня из них был создан один плацдарм, имевший свыше 70 км по фронту и 10–17 км в глубину. К 12 июня численность войск на нем достигла 327 тыс. чел., 5400 самолетов, 104 тыс. тонн боевой техники и снаряжения. Сбросить такую массу людей и техники в море немцам, не имевшим серьезной поддержки танков, авиации и артиллерии, было уже практически невозможно. Основные усилия немецких войск теперь шли на то, чтобы как можно дольше задержать продвижение союзников и не дать им вырваться на оперативный простор.

Плацдарм тем временем расширялся. 18 июня 7-й корпус США достиг западного побережья полуострова Котантен. В результате этой операции оказался изолирован находящийся на северной оконечности полуострова порт Шербур. К 21 июня американцы подошли к Шербуру и после мощной авиационной подготовки начали штурм крепости. 27 июня ее гарнизон сложил оружие.

Вскоре после высадки союзников в Нормандии немцы начали обстрел Англии своим новым оружием - крылатыми ракетами ФАУ-1. Гитлер в течение трех лет шел на огромные затраты, разрабатывая программу производства ракет дальнего действия, мишенью которых должен был стать Лондон и южные английские порты. В середине июня 1944 года состоялся первый обстрел Лондона. В конце лета появилась еще более мощная ракета ФАУ-2. За семь месяцев немцы выпустили по Лондону 1100 ракет ФАУ-2, а по Льежу и Антверпену - 1675 ракет. Однако новое оружие не дало того эффекта, на который рассчитывали руководители рейха, и не смогло серьезно повлиять на ход войны.

К концу июня плацдарм на побережье Нормандии достигал 40 км в глубину и 100 км в ширину. На нем находилось 875 тыс. солдат и 23 аэродрома, куда перебазировалась значительная часть союзной авиации. На плацдарме теперь имелся крупный порт Шербур, который после восстановления (в первой половине июля) стал играть существенную роль в снабжении союзных войск во Франции.

Против плацдарма на фронте в 100 км действовало 18 немецких дивизий. Это была очень высокая плотность обороны. Однако эти немецкие дивизии испытывали нехватку личного состава и боевого снаряжения, а также терпели серьезный урон от мощных ударов артиллерии и авиации. Резко увеличивать свои силы в Нормандии Гитлер все-таки не решался из-за опасения высадки второго десанта в Па-де-Кале. Крупных же резервов у немцев во Франции не было. Главные силы вермахта сражались на Восточном фронте, где в то время началось мощное наступление советских войск в Белоруссии. К 1 июля германское командование было вынуждено констатировать, что справиться с группировкой противника в Нормандии не удалось и не удастся.

Однако попытки союзников расширить плацдарм в июле месяце наткнулись на упорное сопротивление немецких частей. С 25 июня по 25 июля фронт в Нормандии сдвинулся всего на 10–15 км. Наиболее жестокие бои в июле развернулись за узлы дорог - городки Сен-Ло и Канн. Полное превосходство союзников в воздухе сочеталось с четким взаимодействием армии и авиации. Вот как описывает генерал Арнольд продвижение американских войск на Сен-Ло: «Истребители и истребители-бомбардировщики, поддерживая самую непосредственную связь и действуя под общим командованием, летели впереди, поражая военные цели. Поддерживая прямую радиосвязь с танками, истребители в постоянной боевой готовности барражировали над нашими танковыми колоннами. Офицеры с земли вызывали истребители для бомбежки или обстрела попадавших на пути артиллерии или танков. Летчики предупреждали командиров танков о противотанковых ловушках».

Не имея поддержки с воздуха, немецкие войска тем не менее не собирались отступать и сражались стойко. Они создали глубоко эшелонированную оборону, обеспеченную большим количеством противотанковых средств. Несмотря на авиаподдержку 2000–2200 бомбардировщиков, взять этот узел сопротивления удалось лишь после многочисленных атак. Сен-Ло пал 18 июля.

В тот же день был осуществлен самый сильный танковый удар под Канном. В нем участвовало сразу три бронетанковых дивизии союзников. Они перешли в наступление после интенсивных бомбовых ударов, которые нанесли 2 тыс. бомбардировщиков. Эти удары были столь мощны, что большинство пленных, оглушенных разрывами, почти сутки не могли даже отвечать на вопросы. Казалось, что союзники обречены на успех прорыва и выхода на оперативный простор. Однако оборона немцев оказалась гораздо более глубоко эшелонированной, чем предполагало союзное командование. Канн продержался еще три дня и пал 21 июля после ожесточенных боев. К 25 июля союзники вышли на рубеж Сен-Ло, Комон, Канн.

На этом операция «Оверлорд» завершилась. Союзники потеряли в ней около 122 тыс. чел., немцы - около 117 тыс. человек. Медленное продвижение союзных армий в июле не оправдывало больших надежд, появившихся после успешного осуществления высадки. Плацдарм, захваченный в ходе операции в Нормандии (до 110 км по фронту и глубиной 30–50 км), был в 2 раза меньше того, который предусматривалось занять по плану операции. Однако в условиях абсолютного господства в воздухе союзники смогли беспрепятственно сосредоточить на нем достаточные силы и средства для проведения крупной наступательной операции.

Тяжелое положение немцев на фронте усугубилось дезорганизацией их высшего командования. Высадка союзников в Нормандии и разгром немецких войск в Белоруссии вызвали политический кризис в Германии. Он выразился в попытке государственного переворота, который организовали недовольные Гитлером военные. Заговорщики предполагали физически устранить фюрера, захватить власть, а затем заключить мир со всеми странами антигитлеровской коалиции.

Убийство главы Третьего рейха было возложено на полковника Штауфенберга. 20 июля он оставил в комнате, где Гитлер проводил совещание, портфель с бомбой замедленного действия. Но взрыв вызвал лишь небольшие разрушения, и фюрер остался жив. Заговор потерпел неудачу. Его организаторы были схвачены и расстреляны. Дело Штауфенберга негативно отразилось на моральном состоянии офицерского корпуса Германии, породив в его рядах страх перед репрессиями.

А тем временем союзники готовились перейти в решительное наступление. Для этого они имели 32 дивизии, 2,5 тыс. танков и 11 тыс. самолетов. Им противостояли 24 немецкие дивизии, имевшие около 900 танков, которые имели слабое прикрытие с воздуха. Наступление началось утром 25 июля с мошной авиационной подготовки. На район предполагаемого прорыва (глубиной 8 и шириной 1,5 км) было сброшено 4700 т бомб. Используя этот нокаутирующий бомбовый удар, союзные дивизии рванулись вперед. К исходу третьего дня боев немецкая оборона была прорвана на всю тактическую глубину (15–20 км).

Преследуя отступающие немецкие части, союзные войска вышли на оперативный простор. Стремясь остановить этот прорыв, немцы бросили в бой последние резервы. Но тщетно. Попытка немецкого контрудара 8 августа в районе Мортена с целью рассечь надвое наступавшие войска не удалась. Значительную роль в неудаче немцев сыграла нехватка у них горючего и массированные удары авиации союзников по танковым колоннам. Не достигнув поставленных целей, контрудар под Мартеном обернулся для немецких войск серьезной проблемой. Он задержал их отход, пока союзные войска обходили с флангов контратакующие немецкие части.

После провала контрудара под Мортеном значительная часть застрявших к западу от Сены немецких войск была отрезана от основных сил и угодила в мешок в районе Фалеза. Тем временем командующий с начала июля немецкими войсками во Франции фельдмаршал Клюге отводил свои уцелевшие армии за Сену. Он стремился поскорее вырваться из ловушки, в которой они оказались вследствие запрета Гитлера отходить от занимаемых позиций. Из-за недостаточной координации действий союзников основные силы окруженных сумели пробиться на восток через коридор между Аржантаном и Фалезом. Хотя основная масса к 19 августа вырвалась из фалезского мешка, около 50 тыс. немцев все же попало в плен, а 10 тыс. погибло в боях.

В результате прорыва союзников из Нормандии немецкий фронт в северной Франции был расколот надвое. Его восточная часть продолжала отходить к границам Германии, а западная группировка (до 200 тыс. чел.) оказалась отрезанной и прижатой к западному побережью Франции. Большая часть отрезанных войск засела в гарнизонах прибрежных городов-крепостей. Некоторые из них (в Лорьяне, Сен-Назере и др.) продолжали сопротивление до конца войны.

16 августа Гитлер отстранил Клюге от командования и назначил на его место фельдмаршала Моделя. Но новый командующий не смог сколько-нибудь существенно исправить ситуацию. 25 августа войска союзников достигли Сены и вступили в столицу Франции Париж, освобожденный накануне в ходе народного восстания. На восточном берегу реки был захвачен плацдарм в районе Эвре.

Во время наступления на Париж союзники 15 августа 1944 года высадили крупный десант в Южной Франции, между Каннами и Тулоном. Там высадилась 7-я американская армия под командованием генерала А. Пэтча. В ее состав входили испытанные части, имевшие опыт боев в Северной Африке и Италии. Высадку десанта обеспечило около 700 боевых кораблей.

К 19 августа союзные войска создали плацдарм до 90 км по фронту и до 60 км в глубину. На нем было сосредоточено до 160 тыс. чел., 2500 тыс. орудий и 600 танков. Американцы извлекли уроки из своих предыдущих десантных операций и отказались от принципа наступления с планомерно подготовленного плацдарма. Теперь все высадившиеся войска, не теряя времени, продвигались как можно дальше вперед.

Находящаяся на юге Франции 19-я немецкая армия (10 дивизий) была плохо укомплектована людьми и имела низкую боеспособность. Ее войска, которые несли большие потери от ударов артиллерии и авиации, нигде не смогли оказать сколько-нибудь значительного сопротивления. Они начали поспешный отход на север, стремясь избежать окружения и разгрома.

Преодолевая незначительное сопротивление, союзники заняли Марсель и начали продвигаться вдоль долины Роны. За 8 дней они продвинулись вперед на 225 км. Немецкая 19-я армия отступила к Бельфору. К 10 сентября наступавшие с юга части союзников соединились в районе Дижона с подразделениями 3-й американской армии. В результате образовался единый фронт союзных войск на западе.

Первоначальный план Моделя оборонять северный берег Сены оказался неосуществимым. Немного задержавшись на этом рубеже, германская армия, сохранившая боеспособность, отступила к новой линии обороны у границ Германии.

В начале сентября командование немецкими войсками на западе вновь принял фельдмаршал Рундштедт. Фельдмаршал Модель стал лишь командующим группой армий «В». В это же время руководство всеми сухопутными операциями союзников на западе возглавил генерал Д. Эйзенхауэр. На левом фланге союзников наступала 21-я группа армий под командованием фельдмаршала Монтгомери (1-я канадская и 2-я английская армии). В центре 12-я группа армий под командованием генерала Д. Брэдли (1-я, 3-я и 9-я американские армии). На правом фланге - 6-я группа армий под командованием генерала Д. Диверса (7-я американская и 1-я французская армии).

Преследуя отступающие немецкие части, союзники вступили на территорию Бельгии. 3 сентября они заняли Брюссель, а на следующий день почти без боя вошли в Антверпен, где им достались полностью сохранившиеся портовые сооружения. Освобождение Франции в целом завершилось. Общее количество союзных войск на ее территории превысило к тому времени 2 млн человек. Мечта Гитлера о неприступной «крепости Европа» рушилась на глазах. Война подходила к рубежам, откуда она пришла четыре года назад.

Получив места базирования во Франции, союзники продолжили воздушное наступление на Германию. Так, английская бомбардировочная авиация за июнь - август сбросила по объектам на территории Германии около 32 тыс. тонн бомб. За это же время 8-я американская воздушная армия сбросила на объекты в Германии около 67 тыс. тонн бомб. Эти мощные бомбардировки вели к сокращению промышленного производства в Германии и странах - ее сателлитах. Так, производство горючего в Германии и союзных ей государствах составило в сентябре 32 процента от уровня начала лета 1944 года.

В ходе сражения за Францию немецкие войска потерпели сокрушительное поражение. Они потеряли почти полмиллиона человек. Потери союзников составили около 40 тыс. чел. убитыми, 164 тыс. ранеными и 20 тыс. пропавшими без вести. К середине сентября немецкое командование располагало на западном фронте всего 100 боеспособными танками против 2000, действовавших в составе первых эшелонов союзных сил, и 570 самолетами (у союзников их было 14 тыс.). Таким образом, союзные армии превосходили немцев в 20 раз по танкам и почти в 25 раз по самолетам.

Эти потрясающие успехи произвели на Монтгомери столь сильное впечатление, что он обратился к Эйзенхауэру с просьбой обеспечить ему подвоз достаточного количества снаряжения для прорыва вплоть до самого Берлина. Подобный оптимизм имел под собой веские основания. По воспоминаниям немецкого генерала Блюментрита, в конце августа 1944 года немецкий фронт на западе был фактически открыт. Когда в начале сентября союзники приблизились к германским границам, немцы не имели за Рейном крупных войск, и ничто не могло задержать продвижения союзников вглубь Германии.

Однако, когда победа казалась совсем близка, темпы продвижения союзных войск резко упали. Существенной причиной их замедления стали перебои с подвозом горючего. Коммуникации союзников растянулись, и строевые части далеко оторвались от баз тылового обеспечения. Войска испытывали острую нехватку топлива.

Не менее серьезным тормозом стало сопротивление немецких войск. В критической ситуации первой половины сентября тонкая линия остававшихся в строю частей вермахта ценой неимоверных усилий прикрыла собой путь к Рейну и продолжала удерживать позиции до подхода необходимых резервов. В результате броска за Рейн не вышло. Последнюю сотню километров на пути к этой реке союзникам пришлось преодолевать почти полгода с большими усилиями и потерями.

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги Россия в войне 1941-1945 автора Верт Александр

Глава V. Политические события весны 1944 г. СССР и высадка союзников в Нормандии К середине мая 1944 г. на советско-германском фронте наступил период относительного затишья. Теперь фронт (за исключением огромного белорусского выступа в центре, где немцы все еще вклинивались

Из книги История русской армии. Том третий автора Зайончковский Андрей Медардович

Из книги История Второй мировой войны автора Типпельскирх Курт фон

Из книги Ни страха, ни надежды. Хроника Второй мировой войны глазами немецкого генерала. 1940-1945 автора Зенгер Фридо фон

ВЫСАДКА СОЮЗНИКОВ Высадка 10 июля не стала неожиданностью. Вот выдержки из журнала боевых действий германской миссии связи при 6-й итальянской армии:«9 июля, 18.20. В радиосообщении из 2-го авиационного корпуса говорится о шести конвоях общей численностью 150-200 судов в водах

Из книги Секретные задания РСХА автора Скорцени Отто

Высадка На следующий день – а это было воскресенье 12 сентября 1943 года – мы отправляемся в пять утра на аэродром, где выясняется, что планеры будут приблизительно в десять. Я воспользовался этой отсрочкой, чтобы лишний раз проверить снаряжение своих людей. Каждый из них

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 4 ВЫСАДКА СОЮЗНИКОВ В КРЫМУ Поражение турок в Синопе ускорило вступление в войну Англии и Франции. 22 декабря 1853 г. (3 января 1854 г.) соединенный англо-французский флот вошел в Черное море. Через три дня английский пароход «Ретрибюшен» подошел к Севастополю и объявил

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Операция "Драгун" - высадка в Южной Франции Через некоторое время после занятия союзниками Рима (а оно, как мы помним, почти совпало с вторжением в Нормандию) три американские и две французские дивизии были отозваны с итальянского фронта для участия в операции "Драгун"

Из книги Хроника воздушной войны: Стратегия и тактика. 1939–1945 автора Алябьев Александр Николаевич

Глава 9 Курская дуга. Высадка союзников в Сицилии. Начало итальянской кампании Июль - декабрьЧетверг, 1 июля 1943 г.Секретный доклад службы безопасности СС о внутриполитическом положении № 410 (выдержка):«I. Общее.Наблюдается распространение слухов о новом оружии и

Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

7. Высадка в Южной Франции К тому времени, когда разгром группы армии «Б» нашел свое очевидное символическое выражение в потере французской столицы, обстановка в Южной Франции также коренным образом изменилась. На 15 августа Эйзенхауэр назначил давно уже намеченную и

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги Влияние морской силы на историю 1660-1783 автора Мэхэн Алфред

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1944, 6 июня Начало операции «Оверлорд», высадка союзников в Нормандии Союзники (американцы, англичане, канадцы, а также французы и поляки) довольно долго готовились к этой беспримерной десантной операции, в которой участвовало более 3 млн человек. Был учтен опыт

автора

2.2. Решающее наступление фашистского блока летом 1942 года Высадка союзников в Северной Африке вместо открытия второго фронта Сталинград - начало коренного перелома Фашистский блок рвется к победе на главном театре войныКрах «блицкрига» под Москвой поставил Германию и

Из книги Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне автора Ольштынский Леннор Иванович

2.3. 1943 год Обещанный второй фронт вновь отложен Курская битва - коренной перелом во Второй мировой войне Высадка союзников в Сицилии, антифашистская борьба в Италии Наступательные операции советских войск и союзников зимой - весной 1943 годаКонтрнаступление под

Из книги Крымская война, 1854–1856 автора Духопельников Владимир Михайлович

Высадка союзников на Крымский полуостров. Первые сражения Корабли объединенной эскадры у черноморских берегов России появились 8 (20) апреля 1854 г. и остановились в трех километрах от Одессы. 22 апреля 9 неприятельских кораблей подошли к берегу и начали бомбардировку