Некролог анне ахматовой.

В девичестве знаменитая поэтесса Анна Ахматова, родившаяся 23 июня 1889 года, носила фамилию Горенко. По семейной легенде предки ее матери происходили от татарского хана Ахмата, и именно поэтому Анна впоследствии взяла себе именно такой творческий псевдоним. С раннего детства и до шестнадцатилетия Анна прожила в Царском Селе, девочка училась чтению с помощью азбуки Льва Толстого, уже в пять лет она понемногу начала овладевать французским языком, слушая, как учительница занимается со старшими детьми в ее семье.

Писать стихи Анна впервые попробовала в одиннадцать лет, а обучение в царскосельской женской гимназии никогда не доставляло девочке никакого удовольствия. В 1903 году в жизни Анны появился Николай Гумилев, который начал посвящать ей едва ли не все свои стихотворения. В 1905 году, когда родители Анны разошлись, девушка переехала в Евпаторию и завершила образование в гимназии в Киеве, что произошло в 1907 году. Она поступила на Киевские высшие женские курсы, училась также на историко-литературном отделении таких же курсов в Петербурге. В 1910 году Анна дала согласие стать супругой Гумилева, хотя до этого несколько раз отвечала на его предложение отказом.

До 1916 года молодая женщина проживала с супругом в Царском Селе, впервые побывала за рубежом еще во время медового месяца. В 1912 году на свет появился сын Николая и Анны Лев, в 1918 году муж и жена оформили развод, хотя фактически их брак перестал существовать значительно раньше, еще в 1914 году. Вторым мужем будущей известной поэтессы стал Владимир Шилейко. Свое литературное творчество Анна впервые решилась показать авторитетной и компетентной аудитории в 1910 году.

Первая попытка напечатать стихи самостоятельно в журнале «Русская мысль» оказалась неудачной, однако в конце 1910 года ее поэтические опыты охотно разместили в таких изданиях, как «Аполлон» и «Всеобщий журнал», после чего Анна окончательно решила посвятить себя поэзии. Ее первый сборник «Вечер» сразу же обрел немалый успех, и слава поэтессы начала быстро расти, в 1913-1914 годах ее портреты писали многие художники, известные литераторы посвящали ей свои стихи, в том числе и Александр Блок. Второй сборник Ахматовой под названием «Четки» подвергался переизданию не менее десяти раз.

С началом Первой мировой войны Анна резко ограничила публичность своего существования и контакты с людьми, на ее внутреннем состоянии сказался туберкулез, от которого поэтесса страдала в течение продолжительного периода времени. В ее стихах постепенно начало проявляться сильнейшее интегрирующее, единое начало, Владимир Маяковский справедливо назвал ее поэтические произведения монолитными, способными выдержать любой голос без всякого искажения.

На протяжении нескольких лет после революции Анна существовала в отдалении от творческой среды, фактически в полном духовном одиночестве. Но в 1921 году после расстрела Николая Гумилева и смерти Блока, разорвав отношения с Шилейко, поэтесса снова вернулась к активной гражданской и литературной деятельности, участвуя в различных организациях писателей и постоянно публикуясь в периодических изданиях. В 1922 году Анна стала женой Н.Н. Пунина, специалиста в области искусства. После публикации двух сборников Ахматовой «Anno Domini. MCMXXI» и «Подорожник», в 1924 году стихи Анны стали доступными для общественности в последний раз, после чего на ее имя на долгие годы был наложен запрет, хотя и негласный.

В течение более чем десяти лет печатались лишь сделанные Анной переводы, в 1935 году под арестом оказались ее супруг Пунин и сын Лев, однако поэтесса письменно обратилась к И.В.Сталину, после чего ее близкие были освобождены. В 1937 году НКВД постепенно приступило к подготовке материалов для того чтобы обвинить Ахматову в антисоветской и контрреволюционной деятельности, в 1938 году ее сын Лев вновь был арестован. Стихи этих тяжелейших для поэтессы лет она мысленно складывала в сборник «Реквием», но долго не решалась доверить свои мучительные переживания бумаге.

В 1940 году с разрешения руководителя государства все же был опубликован сборник Ахматовой «Из шести книг», но вскоре его сочли не соответствующим идеологической линии того времени и немедленно изъяли из всех библиотек.

С началом Великой Отечественной войны Анна начала писать плакатные стихотворения, которые через некоторое время обрели всенародную известность. Власти распорядились об ее эвакуации из Ленинграда еще до того как началась первая чудовищная блокадная зима, на протяжении двух с лишним лет поэтесса жила в Ташкенте. После окончания войны Ахматова стала, как и Михаил Зощенко, одним из главных объектов жесткой критики партийных идеологов. Стихи Анны снова перестали публиковаться, лишь в 1950 году из этого правила было сделано единственное исключение, когда Ахматова постаралась изобразить преданность вождю в стихах на юбилей И.В. Сталина, пытаясь повлиять на судьбу сына, который снова оказался лишенным свободы.

В последние десять лет перед смертью Анны ее стихи постепенно, с большим трудом преодолевая бюрократические барьеры, становились доступными и интересными для следующего поколения читателей. В 1965 году был издан ее последний сборник «Бег времени», в этом же году она была удостоена звания доктора Оксфордского университета. Несколько ранее, в 1964 году, творчество Анны Ахматовой было отмечено литературной премией Этна-Таормина итальянского происхождения.

Поэтесса скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово, и для многих людей ее уход оборвал последнюю связь с уже завершившейся важнейшей эпохой в истории и культурной жизни страны.

Биография и эпизоды жизни Анны Ахматовой. Когда родилась и умерла Анна Ахматова, памятные места и даты важных событий её жизни. Цитаты поэтессы, фото и видео.

Годы жизни Анны Ахматовой:

родилась 11 июня 1889, умерла 5 марта 1966

Эпитафия

«Ахматова двувременной была.
О ней и плакать как-то не пристало.
Не верилось, когда она жила,
Не верилось, когда ее не стало».
Евгений Евтушенко, из стихотворения «Памяти Ахматовой»

Биография

Анна Ахматова — величайшая русская поэтесса не только и не столько Серебряного века, но и всех времён в принципе. Её талант был ярок и самобытен настолько же, насколько была непроста её судьба. Жена и мать врагов народа, автор «антисоветских» стихов, Ахматова пережила и аресты самых близких людей, и блокадные дни в Ленинграде, и слежку КГБ, и запреты на публикацию своих произведений. Некоторые из её стихов не были опубликованы ещё многие годы после её смерти. И при этом ещё при жизни Ахматова была признана классиком отечественной литературы.

Анна Ахматова (в девичестве — Горенко) родилась в Одессе, в семье флотского инженера-механика. Она рано начала писать стихи и, так как отец запретил подписывать их собственной её фамилией, выбрала в качестве псевдонима фамилию своей прабабушки. После переезда семьи в Царское Село и поступления Анны в Царскосельский лицей её первой любовью стал Петербург: с этим городом судьба Ахматовой оказалась связанной навсегда.

В дореволюционной России Ахматова успела стать знаменитой. Её первые сборники издавались немалыми по тем временам тиражами. Но в послереволюционной России места для подобных стихов не было. А дальше было только хуже: арест единственного сына поэтессы, историка Льва Гумилёва, Великая Отечественная война и блокада Ленинграда… В послевоенные годы положение Ахматовой так и не упрочнилось. В официальном постановлении ЦК ВКП(б) её назвали «типичной представительницей чуждой народу пустой безыдейной поэзии». Её сын вновь был отправлен в исправительный лагерь.

Но трагедия Ахматовой, нашедшая воплощение в её «Реквиеме» и других стихах, была больше трагедии одного человека: это была трагедия целого народа, которому выпало за несколько десятилетий чудовищное количество потрясений и испытаний. «Такой судьбы не было ни у одного поколения», — писала Ахматова. Но поэтесса не покинула Россию, не отделила свою судьбу от судьбы своей страны, а продолжала описывать то, что видела и чувствовала. Результатом стали одни из первых стихов о советских репрессиях, увидевших свет. Юная девушка, стихи которой, как позже говорила сама Ахматова, «годились только для влюблённых лицеисток», прошла длинный путь.

Анну Ахматову, умершую от сердечной недостаточности в Домодедове, похоронили на кладбище в Комарово, где находился её знаменитый домик «Будка». На могиле сперва был поставлен простой деревянный крест, как и хотела того сама поэтесса, но в 1969 г. он был заменён на металлический. Надгробный памятник создал сын Ахматовой, Л. Гумилёв, сделав его похожим на тюремную стену в память о том, как мать приходила к нему в годы заключения.

Линия жизни

11 июня (23 июня по старому стилю) 1889 г. Дата рождения Анны Андреевны Ахматовой.
1890 г. Переезд в Царское Село.
1900 г. Поступление в Царскосельскую гимназию.
1906-1907 гг.
1908-1910 гг. Учёба на Высших женских курсах в Киеве и историко-литературных курсах в Петербурге.
1910 гг. Брак с Николаем Гумилёвым.
1906-1907 гг. Учёба в Фундуклеевской гимназии в Киеве.
1911 г. Публикация первого стихотворения под именем Анны Ахматовой.
1912 г. Публикация сборника «Вечер». Рождение сына Льва Гумилёва.
1914 г. Публикация сборника «Чётки».
1918 г. Развод с Н. Гумилёвым, брак с Владимиром Шилейко.
1921 г. Расставание с В. Шилейко, расстрел Н. Гумилёва.
1922 г. Гражданский брак с Николаем Пуниным.
1923 г. Стихи Ахматовой прекращают печатать.
1924 г. Переезд в «Фонтанный дом».
1938 г. Сын поэтессы, Л. Гумилёв, арестован и приговорён к 5 годам лагерей. Расставание с Н. Пуниным.
1935-1940 гг. Создание автобиографической поэмы «Реквием».
1949 г. Повторный арест Л. Гумилёва, приговорённого ещё к 10 годам лагерей.
1964 г. Получение премии «Этна-Таормина» в Италии.
1965 г. Получение диплома почётного доктора Оксфордского университета.
5 марта 1966 г. Дата смерти Анны Ахматовой.
10 марта 1966 г. Похороны Анны Ахматовой на Комаровском кладбище под Ленинградом .

Памятные места

1. Дом № 78 по Фонтанской дороге в Одессе (ранее – 11 ½ станция Большого Фонтана), где родилась Анна Ахматова.
2. Дом № 17 по Леонтьевской улице в Пушкине (Царском Селе), где Анна Ахматова жила во время учёбы в лицее.
3. Дом № 17 в Тучковом переулке, где поэтесса жила с Н. Гумилёвым в 1912-1914 гг.
4. «Фонтанный дом» (№ 34 по наб. реки Фонтанки), ныне – мемориальный музей поэтессы.
5. Дом № 17, стр. 1 по улице Большая Ордынка в Москве, где Ахматова жила во время своих приездов в столицу с 1938 по 1966 гг. у писателя Виктора Ардова.
6. Дом № 54 по ул. Садыка Азимова (ранее – ул. В. И. Жуковского) в Ташкенте, где Ахматова жила в 1942-1944 гг.
7. Дом № 3 по ул. Осипенко в посёлке Комарово, где находилась знаменитая дача Ахматовой («Будка»), в которой с 1955 г. собиралась творческая интеллигенция.
8. Никольский собор в Санкт-Петербурге, где проходила церковная панихида по Анне Ахматовой.
9. Кладбище в Комарово , где похоронена поэтесса.

Эпизоды жизни

Стихи молодой Ахматовой создавались в духе акмеизма, литературного течения, идеологом которого был Н. Гумилёв. В противоположность символизму, акмеисты ставили во главу угла конкретность, материальность и точность описаний.

Ахматова разошлась с первым мужем, Николаем Гумилёвым, ещё задолго до его ареста и расстрела, а с третьим, Николаем Пуниным, — до его отправки в лагерь. Самой большой болью поэтессы стала судьба сына, Льва, и всё время, что он провёл в Ленинградской тюрьме «Кресты» и затем в лагере, она не прекращала попыток вызволить его оттуда.

Отпевание Анны Ахматовой в Никольском соборе, гражданскую панихиду и похороны поэтессы тайно снимал режиссёр С. Д. Аранович. Впоследствии эти материалы были использованы при создании документального фильма «Личное дело Анны Ахматовой».

Заветы

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

«Опять поминальный приблизился час
Я вижу, я слышу, я чувствую вас
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мной».


Документальный фильм «Личное дело Анны Ахматовой»

Соболезнования

«Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».
Издатель и культуролог Никита Струве

«С каждым годом она становилась величественнее. Нисколько не заботилась об этом, это выходило у нее само собой. За все полвека, что мы были знакомы, я не помню у нее на лице ни одной просительной, заискивающей, мелкой или жалкой улыбки».
Корней Чуковский, писатель, поэт, публицист

«Ахматова создала лирическую систему - одну из замечательнейших в истории поэзии, но лирику она никогда не мыслила как спонтанное излияние души».
Писатель и литературовед Лидия Гинзбург

«Грусть была, действительно, наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже — когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно красивым. Всякий раз, когда я видел ее, слушал ее чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся ее стройность были тоже символом поэзии».
Художник Юрий Анненков

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) (23 июня 1889 – 5 марта 1966) – великая русская поэтесса XX века, в чьём творчестве соединялись элементы классического и модернистского стилей. Её называли «нимфой Эгерией акмеистов », «королевой Невы», «душой серебряного века ».

Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Лекция

Ахматова создала чрезвычайно разнообразные произведения – от небольших лирических стихов до сложных циклов, как знаменитый «Реквием» (1935-40), трагической шедевр об эпохе сталинского террора . Ее стиль, характеризуемый краткостью и эмоциональной сдержанностью, поразительно оригинален и выделяет её из всех современников. Сильный и ясный голос поэтессы прозвучал как новый аккорд русской поэзии.

Портрет Анны Ахматовой. Художник К. Петров-Водкин.

Успех Ахматовой состоялся именно из-за личного и автобиографического характера ее стихов: они откровенно чувственны, и эти чувства выражены не в символических или мистических терминах, а на простом и внятном человеческом языке. Главная их тема – любовь. Стихотворения ее реалистичны, живо-конкретны; их легко представить себе зрительно. У них всегда определенное место действия – Петербург, Царское Село, деревня в Тверской губернии. Многие могут быть охарактеризованы, как лирические драмы. Главная черта ее коротких стихотворений (они редко бывают длиннее, чем двенадцать строк, и никогда не превышают двадцати) – их величайшая сжатость.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои.

Это стихотворение написано в ее первой манере, которая ее прославила и которая господствует в сборнике Четки и, большей частью, в Белой стае . Но в этой последней книге уже проявляется новый стиль. Он начинается с пронзительных и пророческих стихов под многозначительным названием Июль 1914 . Это более строгий, более суровый стиль, и материал его трагический – тяжкие испытания, которые начались для ее родины с началом войны. Легкая и грациозная метрика ранних стихов сменяется суровой и торжественной героической строфой и другими подобными размерами нового ритма. Иногда ее голос достигает грубого и мрачного величия, которое заставляет вспомнить о Данте . Не переставая быть женским по чувству, он становится «мужским» и «мужественным». Этот новый стиль постепенно вытеснил ее раннюю манеру, а в сборнике Anno Domini овладел даже ее любовной лирикой, стал доминантой ее творчества. Ее «гражданскую» поэзию нельзя назвать политической. Она надпартийна; скорее она религиозная и пророческая. В ее голосе слышится авторитет того, кто имеет право судить, и сердце, чувствующее с необычной силой. Вот характерные стихи 1916 г.:

Чем хуже этот век предшествующих? Разве
Тем, что в чаду печали и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог.

Еще на западе земное солнце светит
И кровли городов в его лучах блестят,
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.

Всё написанное ею можно условно разделить на два периода: ранний (1912-25) и более поздний (приблизительно с 1936 и до смерти). Между ними лежит десятилетие, когда она творила очень мало. В сталинский период поэзия Анны Ахматовой подвергалась осуждению и цензурным нападкам – вплоть до особого постановления ЦК ВКП(б) 1946 года . Многие её произведения были опубликованы лишь через двадцать с лишним лет после кончины. Однако Анна Андреевна сознательно отказалась от эмиграции, чтобы остаться в России близким свидетелем тогдашних великих и страшных событий. Ахматова обращалась к вечным темам хода времён, неумирающей памяти о минувшем. Она ярко выразила тяготу жить и писать в тени зверского коммунизма.

Сведения о жизни Ахматовой сравнительно скудны, так как войны, революция и советский тоталитаризм уничтожили многие письменные источники. Анна Андреевна долго подвергалась официальной немилости, многие из её близких погибли после большевицкого переворота . Первый муж Ахматовой, поэт Николай Гумилев был казнен чекистами в 1921. Её сын Лев Гумилев и её третий муж Николай Пунин много лет провели в ГУЛАГе . Пунин погиб там, а Лев выжил лишь чудом.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания – царскосельские: “ Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал”. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию. Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. В 1908-10 годах училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).

Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Н.С.Гумилева. В 1910 по 1916 год жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии. В медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж. Вторично побывала там весной 1911. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Первые публикации. Первые сборники. Успех.

Сочиняя стихи с 11 лет, и печатаясь с 18 лет (первая публикация в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов», секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А.Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

«Белая стая»

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

Послереволюционные годы

Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.

Годы молчания. «Реквием»

В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.

Война. Эвакуация

В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствии «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики. Направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.

Родилась под Одессой (Большой Фонтан). Дочь инженера-механика Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны, урожденной Стоговой. В качестве поэтического псевдонима Анна Андреевна взяла фамилию прабабушки татарки Ахматовой.

В 1890 г. семья Горенко переехала в Царское Село под Петербургом, где Анна прожила до 16 лет. Обучалась в Царскосельской гимназии, в одном из классов которой учился ее будущий муж Николай Гумилев. В 1905 г. семья переехала в Евпаторию, а потом в Киев, где Анна окончила гимназический курс в Фундуклеевской гимназии.

Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в Париже в 1907 г. в журнале «Sirius», издававшемся на русском языке. В 1912 г. вышла ее первая книга стихов «Вечер». К этому времени она уже подписывалась псевдонимом Ахматова.

В 1910-е гг. творчество Ахматовой было тесно связано с поэтической группой акмеистов, оформившейся осенью 1912 года. Основоположниками акмеизма были Сергей Городецкий и Николай Гумилев, который с 1910 г. стал мужем Ахматовой.

Благодаря своей яркой внешности, таланту, острому уму Анна Андреевна привлекала к себе внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших ее портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На ее произведения композиторы создавали музыку (С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.).

В 1910 г. посетила Париж, где произошло ее знакомство с художником А. Модильяни, который написал несколько ее портретов.

Наряду с громкой славой ей пришлось испытать немало личных трагедий: в 1921 г. был расстрелян ее муж Гумилев, весной 1924 г. вышло постановление ЦК ВКП (б), которым Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех ее друзей и единомышленников. Они коснулись и самых близких ей людей: вначале был арестован и сослан ее сын Лев Гумилев, затем ее второй муж искусствовед Николай Николаевич Пунин.

В последние годы жизни, проживая в Ленинграде, Ахматова много и интенсивно работала: помимо стихотворных произведений занималась переводами, писала мемуары, эссе, готовила книгу об А.С. Пушкине. Признанием больших заслуг поэта перед мировой культурой явилось присуждение ей в 1964 г. международной поэтической премии «Этна Таормина», а ее научные работы были отмечены присвоением Оксфордским университетом почетной степени доктора литературы.

Умерла Ахматова в санатории в Подмосковье. Погребена в поселке Комарово под Ленинградом.