Не сторож я брату своему. Я не сторож брату своему

Разве я сторож брату моему?

«Богу неприятно видеть человека, пекущегося только о своем благе и закрывающего глаза на интересы ближних» –Свидетельства для церкви, т. 8, с. 137.

«Помогая другим, они сами становятся счастливее и повышают свою полезность»–Адвентистский дом, с. 485.

«Только жизнь, посвященная служению, дает истинное счастье»–Сыновья и дочери Божьи, с. 272.

Где остальные?

  1. Как Каин ответил на вопрос Господа о том, где его брат? Что Господь говорит о тех, кто не хотят заботиться о других людях?

Быт. 4:9; И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Пс. 9:34, 35; Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь"?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Иак. 4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

«Их [некоторых членов церкви], по-видимому, не интересует и не заботит, спасутся ли эти сироты или погибнут. Они считают, что это не их дело. Вместе с Каином они говорят: „Разве я сторож брату моему?”» –Адвентистский дом, с. 168.

«Повсюду нас окружают люди, которых необходимо спасти, люди, которые погибают; мы находим их везде - у своих дверей, вокруг себя - мужчин и женщин, умирающих без надежды, без Бога, но почему-то мы все еще не чувствуем заинтересованности в их спасении, и если не словами, то своими делами как бы говорим: „Разве я сторож брату моему?“» – (Ревью энд Геральд, 14 августа 1888 г.) Христианское служение, с. 93.

  1. Следует ли нам заботиться только о себе или наша обязанность и преимущество – быть сторожем брату своему?

Фил. 2:4 Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других.

Рим. 15:1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

Иез. 34:6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их.

«Братья и сестры! Возникал ли в вашем сердце когда-нибудь вопрос: сторож ли я брату своему? Если вы претендуете на то, чтобы быть детьми Божьими, тогда каждому из вас необходимо быть сторожем брату своему. Господь поручил Церкви заботиться о душах, для которых она может быть средством спасения» (Исторические очерки, c. ). …

Мир восхваляет людей, отдавших свою жизнь ради спасения других, и называет их героями и мучениками. Как должны мы, имеющие надежду на вечную жизнь, чувствовать себя, если не приносим даже небольших жертв, которые Бог требует от нас ради спасения человеческих душ» (Ревью энд Геральд, 14 августа 1888 г.)» –Христианское служение, с. 13, 93, 94.

Смысл братства

  1. Что сказано о человечестве, несмотря на то, что мы происходим из разных рас, наций, языков и культур? Кем мы все поэтому являемся по сотворению?

Деян. 17:26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,

Мал. 2:10 Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?

Деян. 7:26 На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга?

«Бог не признает национальных, расовых или социальных различий. Он - Творец всего человечества. Все люди являются одной семьей благодаря как творению, так и искуплению. Христос пришел, чтобы разрушить все разделяющие людей стены, открыть все пространства храма, чтобы каждая душа получила свободный доступ к Богу. Его любовь столь широка, столь глубока, столь полна, что она проникает всюду. Она вырывает из объятий сатаны бедные души, обманутые его ухищрениями. Она приводит их к престолу Бога, престолу, озаренному радугой обетования.

Во Христе нет ни еврея, ни эллина, ни раба, ни свободного. Все стали близки Его драгоценной Кровью (см. Гал. 3:28; Еф. 2:13).

Каковы бы ни были различия в религиозных верованиях, зов всякого страдающего человека должен быть услышан и не должен остаться без ответа. Там, где существуют горькие чувства, порожденные различиями в религиозных представлениях, велика роль личного служения людям. Такое сердечное служение разрушает предрассудки и завоевывает души для Бога»–Наглядные уроки Христа , с. 386.

  1. Какой обширный смысл заключен в этой великой истине? Что в первую очередь означает быть сторожем брату своему?

Кол. 3:14 Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства.

Гал. 5:14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

«Всякий, в чье сердце обильным потоком излита Божья любовь, будет отражать чистоту и любовь Иеговы, явленную Христом в нашем мире. Человек, в чьем сердце живет Божья любовь, не враждует против Божьего закона, но добровольно повинуется всем Его заповедям, а это и есть христианство. Тот, кто любит Бога превыше всего, проявит любовь и к своим ближним, принадлежащим Богу - как по праву сотворения, так и по праву искупления. Любовь есть исполнение закона, и долг всякого чада Божьего - повиноваться Его заповедям...»–Сыновья и дочери Божьи, с. 51.

Любовь и евангельская весть

  1. Что является главным свидетельством того, что наши сердца действительно исполнены любовью к нашим собратьям?

Фил. 1:14, 17 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
17 а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

«Людей, готовых оставить свои фермы, свой бизнес, а если потребуется, и свои семьи, Бог призывает стать Его миссионерами. И Его призыв не останется без ответа. В прошлом были люди, движимые любовью Христа и понимавшие нужды погибающих, - они оставляли уют домашних очагов и общество друзей, а иногда даже жен и детей, чтобы идти в чужие земли и проповедовать Благую весть идолопоклонникам и дикарям. Многим это стоило жизни, но на их место вставали другие и продолжали начатое дело. Так, шаг за шагом, продвигалось дело Христа, и семя, посеянное в печали, приносило обильный урожай. Знание о Боге распространилось в отдаленных местах, и знамя креста было поднято в языческих странах. …

Сердце Павла горело любовью к грешникам, и он делал для приобретения душ все. История не знала более самоотверженного и стойкого труженика. Полученные благословения он расценивал как большие преимущества, которыми нужно делиться с другими. Он не упускал возможности рассказать о Спасителе или помочь попавшим в беду и переходил из одного места в другое, проповедуя Евангелие Христово и создавая церкви. Всюду, где он находил слушателей, он противодействовал неправде и направлял людей на путь праведности» –Деяния апостолов, с. 370, 367.

  1. Относясь к ближнему, как брату, какие желания будут наполнять нас?

Тит. 3:8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

Гал. 6:10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

1 Ин. 3:17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?

«Мы имеем наказ «делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). В нашей благотворительной работе особую помощь следует оказывать тем, кто, благодаря представленной истине, уверовал и обратился. Мы должны проявлять заботу о тех, кто имеет нравственное мужество принять истину и вследствие этого теряет свое положение, или о тех, кому отказано в работе для содержания семьи. Нужно принимать меры и оказывать помощь достойным бедным, находить работу тем, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди. Их нельзя оставлять без помощи, чтобы они не стояли перед выбором: работать в субботу или голодать. … Именно об этой категории особым образом заботится Господь, когда Он говорит: «Скитающихся бедных введи в дом» (Ис. 58:7)»–Свидетельства для церкви, т. 6, с. 85.

  1. Можем ли мы пренебрегать этим святым принципом или откладывать его исполнение? Что обещано всем, кто любит своих братьев?

Иак. 2:15, 16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?

Матф. 25:41, 45 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

Деян. 20:35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

«Всякое пренебрежение со стороны тех, кто называет себя последователями Христа, всякое нежелание восполнить нужды брата или сестры, несущих иго бедности и угнетения, отмечается в небесных книгах как проявленное по отношению ко Христу в лице Его святых. Какая же расплата ждет у Господа тех многих, очень многих, кто несут людям слова Христа, но не проявляют нежного сострадания к брату по вере, менее успешному и благополучному, чем они сами…» –Служение благотворительности, с. 210.

«Истинное счастье обретается только в служении. Человек, живущий бесполезной, эгоистичной жизнью, несчастен. Он недоволен собой и всеми окружающими» –В небесных обителях, с. 229.

Для дальнейшего исследования

  • 1 Кор. 10:24
  • Матф. 25:42-44
  • Ис. 58:10-12; 20:35

«Счастье, к которому стремятся из корыстных побуждений, отказываясь от исполнения долга, не может быть долговечным и прочным. Оно быстро проходит, а человек, искавший его, остается в одиночестве и печали. Но служение Богу приносит радость и удовлетворение» –Путь ко Христу, с. 124, 125 (1892); Разум, характер и личность, т. 2, с. 644.

«Но помните, что вы не найдете счастья, замыкаясь в общении лишь друг с другом, … Используйте любую возможность внести свой вклад в счастье живущих вокруг вас. Помните, что истинную радость можно найти лишь в бескорыстном служении» –Служение исцеления, с. 362.

Завоевывание душ

Я встретил христианского торговца, которого посещал маклер, продававший товары из каталога. Однажды торговец сказал себе: я имею дело с этим маклером уже девять или десять лет, и мы встречались почти каждый день. Он приносил мне свой товар, и я платил за него, но я никогда не пытался сделать для него что-то хорошее. Это неправильно. Провидение поставило его на моем пути, и я должен, по крайней мере, спросить, любит ли он Иисуса.

Когда теперь маклер пришел в следующий раз, этот уважаемый брат подумал, что сейчас не очень подходящий момент начинать религиозную беседу. Но больше маклер не пришел. Товары доставил его сын. «Что случилось?» - спросил торговец.

«Папа умер», - ответил мальчик.

Этот торговец, мой близкий друг, сказал мне чуть позже: «Я никогда не смогу себе этого простить. В тот день я не мог больше оставаться на работе. Я чувствовал себя ответственным за кровь этого человека. Раньше у меня не было об этом ни единой мысли. Как же я могу избавиться от чувства вины, когда я помню, как моя глупая застенчивость закрыла мне рот?»

Дорогие друзья, мы ответственны за наших братьев, за их жизнь, за их будущее, за их спасение. Не мучайтесь ужасным раскаянием, но говорите с ними, помогайте им, давайте им весть, и это будет благословением также и для вас самих. –Адаптировано по C.H. Spurgeon, цитируемому вA.Lerín, 500 Ilustraciones , № 485.

Разве я сторож брату моему?

Разве я сторож брату моему?
Из Библии. В Ветхом Завете (Бытие, гл. 4, ст. 9) приводится этот ответ Каина, убившего своего брата Авеля, на вопрос, где находится брат его.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Разве я сторож брату моему?

В библейском рассказе о Каине и Авеле (Бытие, 4, 9) эти слова произносит братоубийца Каин в ответ на вопрос бога об Авеле.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Разве я сторож брату моему?" в других словарях:

    Разве я сторож брату моему? - крыл. сл. В библейском рассказе о Каине и Авеле (Бытие, 4, 9) эти слова произносит братоубийца Каин в ответ на вопрос бога об Авеле … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    По Библии (Книга бытия, гл. III), старший сын Адама, убивший своего брата Авеля. К. совершил первое преступление на земле братоубийство, и с именем его связана «первая смерть на земле», первая скорбь матери, потерявшей сына. В Библии об этом… … Литературная энциклопедия

    My Sister’s Keeper Титульная страница первого издания … Википедия

    В Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом кана (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей:… … Энциклопедия Кольера

    - (др. евр. קין) Пол: Мужской Толкование имени: «Создавать» Занятие: Земледелие, Градостроительство Отец: 1) Адам, или 2) Самаэль, или 3) лукавый (дьявол) М … Википедия

    Основная статья: Гаргульи (мультсериал) Мультсериал «Гаргульи» условно делится на две части: оригинальные «Гаргульи» (65 серий, 1 сезон 13 серий, 2 сезон 52 серии) и «Гаргульи. Хроники Голиафа» (13 серий), созданные без Грега Уайзмена. Описание… … Википедия

    1) старший сын Адама и Евы. Его имя, впервые упомянутое в Быт 4:1, исследователи связывают с глаголом кана (приобретать, добывать). После его рождения Ева сказала: Приобрела (евр. канити) я человека от Господа. К. стал земледельцем. Господь… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Пс.9:13 Пс.115:6 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - (приобретение) (Быт.4:1 , 9, 1Иоан.3:12 , Иуд.1:11 , Евр.11:4) имя двух лиц и название города: а) Старший сын Адама и Евы, брат Авеля. Приобрела я человека от Господа, говорила Ева по его рождении (Быт.4:1), т.е. приобрела того избавителя,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Я не сторож брату своему

Литература

Я не сторож брату своему

ПОЭТОГРАД

Сергей СОКОЛКИН

Николаю Ивановичу Тряпкину

Дано нам жить под строгим небом –

у верной Родины в горсти,

чтоб, умирая,

русским хлебом

по всем окопам прорасти.

Как сеятель в часы восхода,

что Господом дана,

только в чрево рода

свободы вечной семена.

где гудит страна, предвосхищая сечу,

и незачатый плод кричит из бездны дней,

там всем нам танцевать

за голову Предтечи

и, получив её, не знать, что делать с ней.

О, бедный мой народ, разверившийся

на горе и крови свой замесивший хлеб,

беззубым ртом опять свистаешь

клич соловий

и точишь лезвие впотьмах своих судеб.

Искупят сыновья отцовскую проруху.

И день придёт, когда сердца отпустит

Но не дано нам знать,

подняв на ближних руку,

как светел Божий Лик

на полотне ножа…

Где мосты сожжены и деревни погублены

и где воздух тлетворный бесплоден и слеп,

где могучие руссы под корень подрублены,

там цветёт наш корявый,

безрадостный хлеб.

И где катит тягуче –

с последними силами

смерть-старуха свой крест –

на скрипучей оси,

окопалась земля родовыми могилами

среди глада и мора великой Руси.

Глаз мёртвой девушки чуть-чуть

подслеповат.

В него война глядится, словно в воду.

И видит сквозь него слепой солдат

кровавый путь в Господнюю свободу.

Се попущенье пасмурных времён, –

где в гневе поднял камень брат на брата, –

в бесславной бойне не оценит он

и не опустит дула автомата.

И тени искорёженных друзей,

взывая к мщенью, восстают из праха.

И ангел – в окровавленной слезе, –

взмахнув крылом, сползает на рубаху

и чёрный штык.

А враг придёт назад,

как подлый тать…

И повернувшись к Богу,

обняв холодный труп, сидит солдат

и мёртвым глазом смотрит на дорогу.

Я не сторож брату своему.

И не брат я сторожу тому,

кто стрелял на соловьиный шорох,

кругом первым сделав Колыму.

Я не сторож брату твоему,

что поверил в гордую войну.

И стрелял на север, юг и запад,

доверяя Богу одному.

Просто брат я брату своему,

просто честь не подчинить уму,

просто он тогда меня не выдал…

И теперь мне трудно одному.

Я не сторож брату своему.

Приглашаю всех на Колыму…

Я в Москве люблю ходить на небо,

А ещё – в Бутырскую тюрьму…

МАСЛЕНИЦА

Кто на Руси не любит шумной казни,

весёлой разудалой русской казни –

с блинами, и икрой кроваво-красной,

и водкой серебристо-ледяной?!

Гуляй, честной народ,

сегодня праздник,

гуляй, братва, и пей

за сырный праздник.

Царь-батюшка не любит

трезво-праздных,

царь-батюшка сегодня сам такой…

Попеть бы, погулять бы,

побухать бы

и с каждой спелой бабой

справить свадьбу.

Под утро свадьбу, ночью

снова свадьбу.

Чё рот раззявил, наливай полней!

Кто кровь не любит погонять

по венам,

севрюжинку и с хреном и без хрена,

язык русалки к яйцам или к хрену!

Ух, расплодилось по весне дряней…

Как весело, легко снежинки

румяных мягких баб головки

Из сочных девок груди прут наружу

и набухают солнцем и весной.

И парни, затянув себя потуже,

друг дружку лупят искренне

по рожам,

по красным мокрым и счастливым

Ведь праздник, праздник к нам

пришёл домой!

Дудят рожки и громыхают трубы,

и чарочки братаются друг с другом.

Лихой купец целует девок в губы

и самым сочным дарит соболя.

И казнокрад монаху дует в уши

и нищим пятаки бросает в лужи.

Ведь завтра он уже царю не нужен,

башка его не стоит и рубля...

И вот везут по кочкам и ухабам

большую разухабистую бабу,

соломенную фифу, дуру-бабу.

Не баба – смерть уселась на санях.

Её когтит медведь, она и рада.

Цепной шатун-медведь.

И нет с ним сладу.

Он мясо жрёт, пьёт водку с шоколадом.

И пиво пенно плещется в бадьях.

Вокруг идёт-гудёт война-работа,

храп лошадей и псовая охота.

И мне охота, и тебе охота, –

так получай метлою в левый глаз.

Ну, потерпи, соколик, белый голубь…

Ты победил, – тебя за шкварник –

в прорубь,

глотни с ведра. И голым задом – в прорубь.

И ещё раз. И двести сорок раз…

А праздник разгулялся, шумный праздник,

полнеба подпалил уже проказник.

Он, как жених, красив палач-проказник, –

лишь спичкой чиркнул. И – за воротник.

Он язычком ласкает бабу красным, –

огонь, огонь, ах, как она прекрасна

в страданьях… Кто не любит шумной

Кто не любил, давно уже привык…

И пьяный попик на корявых ножках

пьёт из горла. И с ним какой-то –

в рожках,

пушистенький – в совсем нестрашных

Даёт-суёт хрустящие рубли.

Едят блины и взрослые и дети,

едят блины и «до» и «после» смерти.

У русских – первый блин идёт за третьим.

И за четвёртым – тоже первый блин.

Грустью я обижен и растрачен –

на тебя, на жизнь, на белый свет.

Я растрачен и переиначен,

бьёт в глаза холодный белый свет.

Это там, где небо было вольно

под крестом могучего орла,

там, где песня-сказка, вспыхнув болью,

по оврагам-кочкам понесла.

Там, где был я верен и уверен

в крепости заветного кольца.

Сердца жар был волчьей страстью мерян

в злых зрачках любимого лица.

И теперь под волчий вой, играя,

как река, – в предчувствии беды –

кровь моя бурлящая дурная

сносит этой крепости следы.

Размыкая ветреные руки

безучастной спутницы-судьбы,

жаркого дыхания разлуки

на твоих губах растут клубы.

Словно с ветки лист – в страну иную –

с губ слетает поцелуя след.

Словно песню спев свою земную –

в небо вышел неземной поэт…

Зачищены три олигарха…

Но это сверху – Богом данное.

Большой Иван кутит без страха

с опричниною окаянною.

Отрезанными головами

по-над страной собаки лаются.

И птицы с чёрными крылами

с восьми концов сюда слетаются.

Но не берут меня в Малюты.

Теперь Малюта – имя бранное,

как деревянная валюта,

но, впрочем, тоже Богом данная.

Теперь словарь собачий в моде…

Скинхед – какое имя странное.

И я скинхеду дал по морде –

за то, что слово – иностранное.

В.К.А.

Страну украли. И потерян след.

До послезавтра доживём едва ли.

Гуляет доллар, как хмельной сосед.

При Сталине бы расстреляли.

Куда летим мы, позабыв азы

(всё нам «хип-хоп» и всё нам

«трали-вали»),

забыв, что мы народ, забыв язык?!

При Сталине бы расстреляли.

Кричу я: – Люди, мы ж не хуже всех!..

Но тишина. И я опять в печали.

В печали я! Уныние есть грех.

При Сталине бы расстреляли…

Прокомментировать>>>

Комментарии:

Из книги Сатирические очерки автора де Ларра Мариано Хосе

Письмо Фигаро к своему корреспонденту, бакалавру Не знаю, помнят ли еще подписчики нашей старой газеты того Фигаро, который осужден вечно вызывать вашу улыбку, независимо от того, намерен он или нет развлекать себя и других. Однако возможно, что большая часть читателей

Из книги Русская поэзия за 30 лет (1956-1989) автора Бетаки Василий Павлович

Из книги Литературная Газета 6331 (№ 27 2011) автора Литературная Газета

47. «Доколе же брату прощать моему» или ПОПЫТКА ПРОРОЧЕСТВА (Александр Сопровский) Впервые я увидел имя Александра Сопровского в 1980 году в самиздатской антологии "Московское время". Участвовало вней около двадцати поэтов, в СССР не печатающихся, но в русской литературе

Из книги Литературная Газета 6345 (№ 44 2011) автора Литературная Газета

По младомыслию своему… Панорама По младомыслию своему… РЕПЛИКА Статья Дмитрия Быкова о Джамбуле, вышедшая в «Известиях» (№ 34, 2011 г.), настораживает с первых строк неизвестно откуда взявшимся сарказмом. Вроде и тема серьёзная (юбилей великого казахского поэта), и

Из книги Литературная Газета 6395 (№ 48 2012) автора Литературная Газета

«Уважение к своему народному достоинству» «Уважение к своему народному достоинству» НЕРАЗРЕШЁННЫЙ ВОПРОС Почему "Записка о древней и новой России" была запрещена как в царской империи, так и в Советском государстве Владимир ШУЛЬГИН, доктор исторических наук,

Из книги Дневник читателя. Русская литература в 2007 году автора Немзер Андрей

Сторож россии из пьесы абсурда Сторож россии из пьесы абсурда Юрий Влодов - 80 - Я настолько велик, что могу сходить и за пивом! Таких примирительно-мерильных парадоксов я слышал от Влодова сколько угодно. В приведённом он весь. В числителе - давно подписанный договор с

Из книги Литературная Газета 6427 (№ 33-34 2013) автора Литературная Газета

Подобный своему чудесному герою К двухсотсемидесятипятилетю Пьера Огюстена Карона де Бомарше. 24 января 1732 – 18 мая 1799Сын парижского часовщика не получил увековечившую его фамилию при рождении. Пьер Огюстен Карон прикупил дворянское прозванье «де Бомарше» взрослым

Из книги Люди и фразы [сборник] автора Десницкий Андрей Сергеевич

«Русские ко всему относятся по-своему» Сегодня на вопросы "ЛГ" отвечает доктор философских наук, действительный член Российской академии естественных наук, основатель и первый декан факультета социологии, заведующий кафедрой социальной антропологии и этнической

Из книги Земля (сентябрь 2007) автора Русская жизнь журнал

Из книги Бедность (февраль 2008) автора Русская жизнь журнал

Сторож-фантазер Сторож одного из псковских предприятий осужден за ложный донос. 29-летний житель Пскова был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 306 УК РФ («Заведомо ложный донос о совершении преступления»). 12 мая 2007 года мужчина обратился в

Из книги Эмиль XIX века автора Эскирос Альфонс

Сам себе сторож Поднимаюсь с третьего этажа на четвертый. Где-то в самом торце, как рассказали мне, живет 58-летний Николай Блохин, тоже выселенный сюда за коммунальные долги. Но соседка Блохина Аня («по отчеству не привыкла, хоть и шестой десяток пошел»), говорит: «Коля

Из книги В мире Достоевского. Слово живое и мертвое автора Селезнев Юрий Иванович

V Эмиль своему отцу Боннъ, 10-го Іюня 186…Ты просишь изв?щать тебя о моихъ занятіяхъ.Залы университета, зданія совершенно новаго, открыты л?томъ. отъ семи часовъ утра до часу по полудни, и отъ трехъ до шеста часовъ. Лекціи профессоровъ разд?ляются на частныя и публичныя;

Из книги Русское счастье по-путински [Что нам надо] автора Белковский Станислав Александрович

IX Эмиль своему отцу Гейдельбергъ, 18 январь, 186…Я оставилъ Боннъ и отправилъ свои книги (т. е. почти все, что я им?ю) въ Гейдельбергъ.Н?мецкіе университеты организованы такимъ образомъ, что студенты могутъ переходить изъ одного въ другой, не теряя при переход? пріобр?теннаго

Из книги автора

Из книги автора

Служить своему времени и своему народу Итак, разговор о «ЖЗЛ», во время которого, на мой взгляд, было высказано немало дельных, теоретически и практически полезных суждений, замечаний, пожеланий, движется к завершению.Отрадно, что, несмотря на разногласия, и довольно

Из книги автора

Каждый понимает по-своему 3 сентября Владимир Путин и Петр Порошенко обсудили шаги по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины, после чего Путин опубликовал 7 шагов по стабилизацию ситуации. Номинально все хотят скорейшего прекращения войны на Украине и

Но посмотрим, какое и после этого безбожного поступка и после такого преступления, не заслуживающего никакого извинения; – посмотрим, какое снисхождение и человеколюбие являет Бог всяческих. «И рече Бог к Каину» . Это одно уже, что Он удостоил Своей беседы совершившего такое преступление, какую показывает благость? Если мы часто гнушаемся и подобными нам людьми, когда увидим их совершившими подобное преступление, то тем более должно удивляться благому Богу, явившему столько терпения, и – совершенно справедливо. Он – врач и отец любвеобильный. Как врач, Он употребляет все меры и средства, чтобы страждущим лютыми болезнями возвратить здоровье; а как отец любвеобильный, Он желает, силою отеческой любви, привести в прежнее благополучное состояние (детей) по беспечности утративших свое благородство. Так как благость Его безмерно велика, то Он хочет и дерзнувшему на такое беззаконие явить великое Свое человеколюбие, говорит ему: «где есть Авель, брат твой?» . Велико и безмерно снисхождение Божие? Спрашивает (Бог) не потому, чтобы не знал; нет, Он и с ним (Каином) поступил так же, как с отцем его: ничто не мешает нам снова рассказать об этом. В самом деле, как того (Адама), видя скрывающимся от стыда наготы, Бог спрашивал: «где еси?» (Быт.3:9) , не по незнанию, но желая ободрить его, чтобы он чрез исповедание своего падения омыл грех свой (Ему издревле и изначала обычно требовать от нас исповедания во грехах и даровать прощение), – так и теперь Он спрашивает Каина и говорит: «где есть Авель, брат твой?» Человеколюбивый Владыка принимает вид незнания для того, чтобы учинившего такое преступление вопросом побудить к исповеданию греха и чтобы он мог получить некоторое прощение и (воспользоваться) человеколюбием. «Где есть брат твой Авель?» Что же безрассудный, бесчувственный, упорный и бесстыдный? Ему надлежало бы подумать, что (Бог) вопрошает, не по неведению, но чтобы услышать от него исповедание, и нас вразумить не произносить до рассмотрения дела приговора над нашими братьями; надлежало бы помыслить о попечительности Господа, – как Он, желая удержать его от предприятия, и зная замысел души его еще до приведения его в дело, употребил предохранительные средства; надлежало бы ему, размысливши обо всем этом, остановить свое неистовство, рассказать, что было, показать язву врачу и принять от него лекарство; а он еще увеличивает рану, усиливает затвердение язвы. «И рече , – сказано, – не вем» . Смотри, какой бесстыдный ответ! Разве ты говоришь с человеком, которого можно и обмануть? Или не знаешь, жалкий и несчастный, кто беседует с тобою? Не понимаешь, что Он вопрошает по великой Своей благости, желая только найти повод, чтобы показать Свое человеколюбие и чтобы ты, после того, как Он с Своей стороны сделает все, не заслуживал уже никакого извинения, так как сам подвел себя под наказание? «И рече: не вем. Еда страж брату моему есмь аз?» Примечай здесь, как обличает совесть, как он (Каин), понуждаемый, так сказать, совестию, не остановился на этом слове: «не вем» , но прибавил: «еда страж брату моему есмь аз?» Только что не обличил сам себя. Да если бы у тебя все делалось по (естественному) порядку и по закону природы, то тебе следовало бы быть и стражем братнего счастия, потому что это внушала (тебе) природа, и рожденным от одной матери надлежало быть стражами друг друга. А если ты не захотел этого и отказался быть стражем брата, то для чего сделался и убийцей, умертвил того, кто ничем не оскорбил тебя, и еще подумал будто некому и обличить тебя? Но подожди, и увидишь, что сам убитый будет твоим обличителем, лежащий мертвым станет громогласно обвинять тебя, живого и ходящего.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.

Свт. Кирилл Александрийский

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему

Свт. Максим Туринский

Конечно, нет никакого голоса крови, но говорится, что невинно пролитая кровь вопиет потому, что она вопиет не голосом, но тем, что была пролита; и к Богу взывает не красноречивыми словами, но возмущением перед преступлением; и уличает преступника в совершенном преступлении не обвинительными речами, но голосом его собственной совести. Злодеяние, изобличаемое словами, может быть оправдано; но если пролитая кровь взывает к совести, нет ему оправдания, ибо совесть молча, не встречая возражений, обличает и судит преступника.

Проповеди.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему

Последствия братоубийства открывают в Каине ожесточение, простирающееся до отчаяния; а со стороны Бога являют правосудие, растворенное милосердием.

Где Авель, брат твой? Сей вопрос доказывает, что Бог, не хотящий смерти грешника, несмотря на пренебрежение первых своих внушений, еще хотел кротостью обратить Каина к покаянию. Для сего, подобно как прежде в обличении Адама, приемлет Он на Себя образ неведения, для сего именем брата возбуждает в нем кроткие чувствования природы.

Не знаю; разве я сторож брата моего? Если бы сии слова изъяснять только желанием скрыть преступление, то можно бы спросить: неужели Каин совсем не имел понятия о всеведении Божием? Но их произносит не столько притворство, сколько досада. Каин не знает, по его словам, о состоянии своего брата не потому, что не может, но потому, что не хочет и не почитает себя обязанным знать: он отрицается вопреки внушению природы - быть стражем , то есть пещись о безопасности младшего брата, дабы сим упрекнуть Бога, изъявившего к сему особенное благоволение.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 9-10 И рече Господь Бог ко Каину: где есть Авель брат твой? И рече: не вем: еда страж брату моему есмь аз? И рече Господь: что сотворил еси сие? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли

Каин, умертвив брата своего, ложно уверял родителей, будто бы Авель введен в рай, потому что благоугодил Богу, и говорил, что о введении его в рай свидетельствует благоугодность жертвы Авеля, - ибо соблюдение заповеди вводило в рай, как преступление ее изгоняло вон из рая. Когда Каин думал, что обманул родителей своих, и некому отомстить за Авеля, тогда является Каину Бог и говорит: где есть Авель брат твой? Бог является ему без гнева, чтобы, если покается, произнесенная его устами молитва загладила грех убийства, совершенный его рукой; а если не покается, то определено ему было тяжкое наказание, какого заслуживало злодеяние. Но Каин вместо покаяния исполняется негодования и Всеведущему, вопросившему его о брате, чтобы привлечь Каина к Себе, отвечает с гневом и говорит: не вем: еда страж брату моему есмь аз . Бог продолжает: что сотворил еси сие . Если не знаешь, где Авель, потому что ты не страж его, то Вопрошающему тебя о сделанном тобой скажи, что сделал ты, чтобы не спрашивать Ему о тебе других. Скажи, что сотворил еси ? Если бы Вопрошающий тебя не знал, что сделано тобой, то не стал бы и спрашивать тебя о поступке твоем. Когда же Каин не хотел сказать и этого, то есть что сделано им, тогда обнаруживается Божие ведение, и Бог, отличая преступление, говорит: глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли . Что скажешь, Каин? Отмстит, или не отмстит Правосудие за кровь, вопиющую к Нему? Не для того ли медлило Оно, чтобы покаялся ты? Не для того ли Оно скрывало ведение Свое и вопрошало тебя как неведущее, чтобы ты исповедал злодеяние свое? Поскольку же неугодно тебе делать доброе, как внушало тебе Правосудие, и ты устремился ко греху, от которого наперед предостерегало оно тебя, проклят ты на земли, потому что причинил скорбь Адаму и Еве, праотцам всей земли, проклят ты на земли, потому что всей земле отверз двери шеола (ада). Егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе , - потому что один ты хотел вкушать ее произведения, - стеня и трясыйся будеши на земли (Быт.4:12), - ибо ходил ты по ней с гордостью и высокомерием.

Толкование на Книгу Бытия.

Прав. Иоанн Кронштадский

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему

Посмотрите, как дерзко отвечает Каин Богу! Вот плод греха: он произвел в душе бедного Каина страшную бурю и возмущение, так что она бурлит пред лицем Самого Бога. Я так и вижу в душе его мрак, бурю и волнение. Не знаю (тьма), говорит, разве я сторож брату моему? (буря и волнение, приражающиеся к Самому Творцу всяческих). Надобно было наказать страшный грех – и Каин проклинается: земля, разверзшаяся для принятия крови Авеля, будет скупа для него в своих дарах; сам он будет стенать и трястись на ней, как изверг творения Божия, без мира, без утешения.

Дневник. Том I. 1856.

Ориген

Ст. 9-10 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли

Да знаем, что сказанное об Авеле, похороненном человекоубийцей и нечестивцем Каином, относится ко всем, чья кровь была неправедно пролита. Ибо эти слова: голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли , нам следует понимать так, что это сказано и о каждом из мучеников, голос крови которых вопиет к Богу от земли .

Увещание к мученичеству.

Сальвиан Марсельский

Ст. 9-10 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли

Каин, готовя злодеяние, завел брата в безлюдное место и там без помех совершил убийство. И явил себя равно нечестивейшим и глупейшим, ибо полагал, будто для совершения величайшего нечестия достаточно избежать людских глаз, тогда как свидетелем братоубийства предстояло стать Богу. Поэтому я думаю, что в Каине уже возникло то убеждение, которое сегодня присутствует во многих, а именно: будто Бог не взирает на земные дела и не видит людских преступлений. Это несомненно: ведь уже после того, как злодеяние совершилось и Бог стал вопрошать Каина, тот отвечал, что ничего не знает о пролитой крови брата. Он был так уверен, что Бог не ведает о его преступлении, что надеялся скрыть ложью самое чудовищное из нечестий. Однако вышло иначе, нежели он рассчитывал: когда он убивал, то думал, что Бог не видит злодейства; но понял, что Бог видит, когда Он покарал его.

О правлении Бога.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему

Суд и наказание Каина

«где Авель, брат твой?» По примеру суда над падшими прародителями (Быт. 3:9) и суда над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании.

«разве я сторож брату своему?» Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос.

И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Книга Бытие 4:8-9

Дорогие братья и сестры, все люди доброй воли!

С большим сожалением должен ныне сказать гласно, что среди правителей мира сего, по факту крещения относящихся к Православной Церкви, явился настоящий новый Каин - не по имени, но по делам.

Дела эти свидетельствуют, что упоминаемый правитель, как и первый в истории братоубийца Каин, подпал под действие сатаны.

Из Священного Писания мы знаем, что два великих греха, убийство и ложь, находятся в тесном единстве между собой, ведь начальником и вдохновителем обоих является дьявол. Поэтому всякий, кто предается этим грехам, по словам Спасителя, имеет отцом своим дьявола: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна 8:44).

«От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» - говорит Господь Иисус Христос (Евангелие от Луки 12:48). В руки упомянутого правителя дана большая власть, но мы и весь мир являемся свидетелями того, что эту власть он обратил не на совершение добрых дел, а на зло.

Именно по его воле средства массовой информации возглавляемой им страны днем и ночью на многих языках мира распространяют циничную ложь об Украине, сеют вражду против украинского народа, против нашего стремления быть независимыми и строить собственное суверенное государство, провоцируют кровопролитие и убийства в Донбассе.

Сам он говорит откровенную и явную ложь: организуя и посылая в нашу страну убийц-наемников - говорит о «внутреннем конфликте», к которому он якобы не причастен; направляя в Украину подчиненные ему войска - везде публично заявляет, что этих войск нет. В то время, когда в Украине погибших воинов, защитников Отечества, хоронят как героев - погибших на Донбассе воинов его страны хоронят тайно, тщательно скрывая правду об обстоятельствах их смерти.

Этот правитель цинично врет, говоря, что возглавляемая им страна не является стороной конфликта в Украине - хотя именно он сделал все для того, чтобы разжечь этот конфликт и поддерживать его.

Следствием таких его действий являются многочисленные жертвы. В течение последних месяцев ежедневно погибают военнослужащие и добровольцы, защищающие Украину от агрессора, любящего именовать себя нашим братом. От боевых действий страдают миллионы мирных жителей, десятки тысяч вынуждены спасаться от войны бегством, сотни - погибли. Города и села Донбасса превращаются в руины.

Видя это и, как Патриарх, неся ответственность перед Богом за православный украинский народ, утверждаю - наибольшая вина за все это лежит на упомянутом правителе. В его воле и власти - немедленно остановить смерти и кровопролития, но он ради гордыни своей продолжает умножать зло. Он называет себя братом для украинского народа, но на самом деле он по делам своим истинно стал новым Каином, проливая братскую кровь и ложью опутывая весь мир.

Некоторых его ложь вводит в заблуждение, и они думают, что в действительности этот правитель защищает традиционные духовные и моральные ценности от разрушительного действия глобализации. Но плоды дел его, по которым Евангелие призывает нас давать оценку, свидетельствуют об обратном.

Поэтому искушенным неправдой, а особенно православным, как в Украине, так и во всем мире, напоминаю слова Спасителя: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» (Евангелие от Матфея 7:15-20).

Ранее уже много раз звучали публично призывы к этому правителю и его приспешникам - одуматься, прекратить сеяние зла и смерти, раскаяться. Но кажется, что он остается глухим к этим призывам и только умножает зло, потому что в него, как в Иуду Искариота, вошел сатана.

Однако надеясь на милосердие Божие ко всем грешникам, сохраняем еще надежду и на покаяние этого правителя и обращаем к нему призыв миллионов людей - остановитесь, прекратите приумножение лжи и убийств, одумайтесь!

Ибо своими поступками Вы отлучаете себя от Православной Церкви и Бога, обрекаете себя на позорный конец этой жизни и на вечное осуждение в ад - в жизни будущего века. За всю кровь, пролитую по Вашей воле, и зло, по вашему приказу совершенное, наказание Ваше будет таким, как наказание братоубийцы и лжеца Каина - проклятие и вечное осуждение.

Если не покаетесь, на Вас исполнятся слова Писания: «Он возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!» (Псалом 108:17-20). От этой казни Вас может спасти только искреннее покаяние, подтвержденное делами, а не льстивые слова зависимых от Вас церковных иерархов во главе с Патриархом возглавляемой Вами страны.

Призываю также верующих в Украине молиться за справедливый суд и достойное возмездие от Бога этому правителю. Не бойтесь его силы - потому что перед силой Божией она ничто, и хотя стало сердце его жестоким, как сердце древнего фараона, но и конец силы его - близок.

Вспомните, братья и сестры, слова Писания, и пусть сердце ваше не сомневается, что правда и сила Божья победят новейшего Каина и нового фараона, из рабства которому выводит Господь Украину. «Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне. Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исход 14 10-14).

Призываю Божие благословение на Украину и наш набожный народ!

ФИЛАРЕТ , Патриарх Киевский и всея Руси-Украины