Нарушение речи у детей. Нарушение речи: причины

Такая проблема, как задержка речевого развития у детей, стала весьма распространенной в последние годы. И родители, и педагоги дошкольных учреждений жалуются на то, что детки поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь примитивна. Поэтому уже сегодня во многих группах детского сада проводят дополнительные занятия с логопедами. Такая картина наблюдается не только в нашей стране.

Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. С чем связана такая патология? На что следует обратить внимание родителей при задержке речи у ребенка ? Где искать помощи в решении проблемы? Ответить на все эти актуальные вопросы мы попробуем в нашей статье.

Норма речевого развития у ребенка

Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. Неблагоприятные факторы, влияющие на развитие малыша, необходимо искоренять как можно раньше. В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка свидетельствует о наличии неблагоприятных факторов, мешающих крохе правильно произносить слова. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих квалифицированной помощи логопеда.

Отметим, что практически все дошкольники неправильно произносят звуки. Однако такие нарушения носят временный характер, поэтому по мере созревания речевого аппарата ребенка его звукопроизношение постепенно совершенствуется. Помочь малышу избавиться от «возрастного косноязычия» способна правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих его взрослых людей. Помните о том, что дети, подобно губке, впитывают любую информацию, копируя поведение, привычки и даже речь родителей. Поэтому когда взрослые начинают «сюсюкать» с малышом или же в семье присутствует картавость, то велики риски того, что он долгое время будет подражать взрослым.

Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста

Предлагаем вам рассмотреть, какие факторы влияют на задержку речевого развития у малышей. Как оказалось, их немало. Например, различные неблагоприятные воздействия могут возникнуть как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

При поражениях нервной системы плода недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих повреждение мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, недостаточность кислородного снабжения малыша, несовместимость крови мамы и плода по резус-фактору, заболевания центральной нервной системы.

Различные болезни, сопровождающие малыша в первые годы жизни, также могут повлиять на развитие речи. Особенно опасными являются частые вирусные и инфекционные недуги, менингиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

Причиной задержки речи у ребенка дошкольного возраста может стать травма черепа, сопровождающаяся сотрясением мозга. Наследственные факторы (такие как врожденные дефекты речи, патологии верхней губы и челюсти, мягкого и твердого неба, а также изменения формы и величины зубов, подъязычной уздечки) нередко приводят к нарушению речевого развития малыша.

Таким образом, большая роль в возникновении проблем с речью принадлежит генетическим факторам. В этих случаях дефект может проявить себя под влиянием даже незначительных неблагоприятных факторов.

Нарушения социально-бытовых условий жизни, приводящие к подавлению эмоционально-волевой сферы крохи, довольно часто провоцируют дефицит развития речи. А если эти факторы сочетаются с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то патологии речевого развития у малышей дошкольного возраста приобретают более стойкий характер.

Тяжелое нарушение речи у детей

Основными признаком особо тяжкой патологии в развитии речи является резкая выраженная ограниченность средств общения при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Такие детки обладают скудным речевым запасом или совсем не говорят. При этом они способны понимать обращенную к ним речь, но не могут в словесной форме общаться с окружающими. Это ведет к отставанию психического развития, ограниченности мышления, трудностям в чтении и письме. Ребенок становится замкнутым, апатичным. Существуют и другие виды тяжелых речевых нарушений. Рассмотрим их подробно.

Нарушение речи у детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта

Врожденная или приобретенная глухота приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей. Следовательно, детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать. Частичная или полная глухота является наиболее распространенной патологией, приводящей к нарушению речевого развития.

Дефекты речи наблюдаются и у детей с нарушением зрения. Замедленность формирования речевого навыка проявляется из-за недостаточности активного взаимодействия ребенка с патологией зрения в отношении с окружающими людьми. Он не имеет возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, поскольку отсутствует четкий образ движения губ во время разговора, из-за чего он часто допускает ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов делают рассказы таких деток информативно бедными, непоследовательными, нелогичными. Наблюдается снижение внешнего проявления эмоций.

У детей с нарушением интеллекта задерживается развитие активной речи, ведь они значительно хуже своих здоровых сверстников понимают обращенную к ним речь. Такие дети трудно общаются с взрослыми, редко участвуют в беседах, на вопросы отвечают односложно и не всегда правильно. Выполнение поручений и заданий становится значительно осложненным для малышей с нарушением интеллекта.

Нарушение речи у детей с аутизмом

Отметим, что у таких «особенных» малышей на ранних этапах речь может быть абсолютно нормальной, причем по темпу ее развития иногда ребенок обгоняет даже своих здоровых сверстников. Но в возрасте 1,5 лет речь утрачивается: малыш перестает говорить с окружающими, хотя иногда может продолжать вести беседу с самим собой или во сне. Утрата речи всегда сочетается с потерей жестикуляции и имитационного поведения.

При раннем детском аутизме отмечается отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простые словесные инструкции, при этом косвенно можно определить, что он понимает обращенную к нему речь. Малыши с ранним детским аутизмом недостаточно используют жесты и интонацию в общении, редко имеют полноценную речь, отличаются нарушением общей и мелкой моторики.

Нарушение речи у детей с ДЦП

Речь детей с детским церебральным параличом имеет некоторые отклонения или нарушения, что негативно сказывается на развитии и общении ребенка. При ДЦП сильно страдают некоторые участки головного мозга, участвующие в непроизвольных движениях. Речевые и двигательные механизмы на ранних стадиях формирования скелета уже «поломаны», поэтому такие дети отстают в развитии.

При лечении нарушений речи на фоне ДЦП перед логопедом встает серьезная задача определить, чем вызваны дефекты. А именно: вследствие неправильного развития мозговых клеток или недостаточностью социальных контактов.

Дизартрия - эта форма нарушения речи более часто встречается у детей с ДЦП и патологиями нервной системы, когда кроме неправильного произношения наблюдается нарушение тонуса языка.

Развитие детей с нарушениями речи

Речевые патологии, которые проявляются в тяжелой форме, приводят к тому, что ребенок обладает весьма скудным словарным запасом. Это ограничивает его общение с окружающими, даже если он понимает обращенную к нему речь. Такие малыши неуютно чувствуют себя в коллективе, редко принимают участие в играх со сверстниками. В результате недоразвития речи у них может наблюдаться интеллектуальное отставание, неустойчивое и нестабильное внимание, быстрое забывание материала, ограниченность мышления, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий. Все это усложняет обучение - овладение грамотой, арифметическими задачами, письмом. Осознание своей неполноценности делает детей с речевыми нарушениями вялыми, отстраненными и апатичными. Поэтому им необходима своевременная логопедическая помощь.

Крайне важна ранняя диагностика речевых нарушений, поскольку именно она позволяет легче и эффективнее скорректировать дефекты. Обследование ребенка на предмет этой патологии необходимо проводить еще в дошкольном возрасте, иначе потом у него могут возникнуть проблемы с устной и письменной речью - при чтении и письме.

Во многих детских садах существуют логопедические группы, где с детьми проводят логопедические занятия. В некоторых случаях для обследования нездоровых малышей создаются комиссии, в состав которых могут входить также другие специалисты - психолог, невропатолог, хирург, стоматолог. Медики выясняют, какой именно компонент речевой деятельности нарушен: лексика, фонетика или грамматика, а затем назначают соответствующее лечение.

Профилактика речевых нарушений сводится к устранению тех причин, которые впоследствии могут привести к возникновению патологии. Будущим мамам во время беременности необходимо внимательно относиться к своему здоровью, соблюдать режим, больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Также для профилактики речевых нарушений у детей существенное значение имеет своевременное консультирование у специалистов-генетиков.

Вторичная профилактика речевых нарушений проводится в тех случаях, когда первичные меры не «сработали», и у ребенка все же возникла определенная речевая проблема. Основная задача профилактики заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего развития нарушений речи. При этом помощь таким детям должна оказываться не только специалистами. Родителям также необходимо постараться приложить максимум усилий, чтобы ребенок смог справиться с проблемой.

Лечение детей с нарушениями речи должно иметь систематический характер и начинаться как можно раньше, поскольку в дальнейшем исправить имеющиеся проблемы с речью будет гораздо сложнее.

Специально для - Надежда Витвицкая

Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей студии на ток-шоу “Домашний логопед”. Тема нашей передачи “Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста”. В гостях у нас родители средних и старших групп. А это наши помощники – дети логопедических групп Артем и Арина, которые будут сегодня нам помогать вести эту передачу.

В нашу студию поступило много вопросов от вас, уважаемые родители, в которых вы нас спрашиваете, почему у ваших детей появились те или иные речевые нарушения и как их преодолеть в домашних условиях. На эти и другие интересующие вас вопросы мы все вместе сегодня постараемся ответить.

Прежде всего, давайте поговорим о причинах речевых нарушений и их видах.

Презентация . 3 .слайд

Основными причинами речевых нарушений являются:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Можно выделить некоторые виды дефектов речи: 4 слайд

  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • фонетические и фонематические нарушения (ФиФН);
  • дислалия;
  • дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент);
  • заикание и др.

Светлана Анатольевна, мы с вами знаем, что распространёнными видами нарушений являются ФФНР и ОНР. Расскажите нашим гостям об этих нарушениях.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Почему нужно обращать внимание на эти нарушения? Дело в том, что оба этих речевых нарушения являются серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной школе.

Как правило, детей с общим недоразвитие речи и фонетико-фонематическим недоразвитием логопед набирает в логопедическую группу.

Наталья Сергеевна, расскажите нашим родителям, на что же нужно обратить внимание, для того, чтобы снизить риск тех речевых нарушений, о которых мы только что говорили?

Профилактика непосредственно речевых нарушений складывается в основном из таких компонентов:

1) забота o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов (долечивание ушных заболеваний, ранее протезирование зубов, своевременное подрезание короткой уздечки и многое другое);

2) забота o правильном речевом развитии ребенка , включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий (как можно больше разговаривать с ребенком и поощрять словесные ответы, работа над постепенным исправлением неправильной речи ребенка, занятия танцами, пением, развитее мелкой моторики и т.п.).

6 слайд

Речевое развитие ребенка предполагает умение понимать и пользоваться родным языком. Для этого должны быть сформирована моторная сфера, развиты высшие психические функции, развиты фонематический слух и восприятие, должен быть богатый словарь и осознание состава слова, сформированы грамматические категории, развиты коммуникативные умения, связная речь.

Остановимся подробнее на правильном формировании некоторых компонентов речевого развитияс целью профилактики речевых нарушений. И о первом из них -о развитии моторной сферы.

Формирование моторной сферы предполагает развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой ручной моторики. Для развития органов артикуляционного аппарата используют упражнения артикуляционной гимнастики.

7 слайд

Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности и ловкости языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика позволяет в первую очередь языку выполнять точные, целенаправленные движения. В возрасте 2-4 лет артикуляционная гимнастика позволяет формировать правильное звукопроизношение.

Артикуляционную гимнастику в начальный период лучше проводить перед зеркалом в течение 5-7 минут в виде сказки.

В возрасте 5-7 лет артикуляционная гимнастика позволяет преодолеть сложившиеся нарушения. Не огорчайтесь, если артикуляционная гимнастика у вашего ребенка не получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и все у вас получится.

В нашу студию поступил вопрос о том, что же нужно делать для постановки звука “Р”. В первую очередь нужно заниматься артикуляционной гимнастикой. В качестве примера давайте вместе, Ариной и Артемом попробуем выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, которые нужны для постановки звуков “Р” и “Ш”. Правда, их недостаточно, нужны еще несколько основных, но о них мы с вами поговорим в частном порядке.

(Выполняются упражнения “Чашечка” и “Лошадка”)

Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о логоритмике, как одном из составляющих развития моторной сферы.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

  • Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. С помощью стихотворной ритмической речи развивается координация, общая и мелкая моторика, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
  • Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
  • В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Давайте все встанем и под музыку попробуем выполнить простое, малоподвижное, но очень любимое всеми детьми небольшое логоритмическое упражнение “Моль”. Помощники помогайте нам. (Выполняется логоритмика “Моль” под музыку) (Рисунок 1)

Одним из видов логоритмики, который позволяет развивать мелкую моторику является пальчиковые игры.

Светлана Анатольевна, расскажите нам о влиянии пальчиковых игр на умственное развитие ребенка. (10 слайд)

  • Простые движения рук помогают убрать напряжение губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. (11 cлайд)
  • Тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок овладел простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
  • В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. (12 слайд). Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры и упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста.
  • Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, выкладывание предметов из карандашей, пуговиц, спичек, счетных палочек.
  • Давайте попробуем выполнить две небольшие пальчиковые гимнастики. (Выполняется гимнастика “Улитка” и “Теремок”).

    “Улитка”

    Тычет рожками улитка

    (Правая рука: большой палец придерживает средний и безымянный, указательный палец и мизинец – прямые.)

    Заперта в саду калитка

    (тычет “рожками” в ладонь левой руки)

    Отвори скорей калитку

    (левая рука “открывает” калитку)

    Пропусти домой улитку

    (правая рука “проползает”)

    “Теремок”

    На поляне теремок (сложить ладони “домиком”),
    Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в “замок”),
    Из трубы идет дымок (сделать “колечки” из пальцев),
    Вокруг терема забор (руки перед собой пальцы растопырить),
    Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами),
    Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)

    Открывайте, я ваш друг (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).

    В коре головного мозга речевая, моторная и слуховая зоны находятся в непосредственной близости, поэтому одним из важнейших условий формирования правильной речи является развитие фонематического слуха и восприятия.

    13 слайд

    Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

    Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", “бочка-почка”.

    Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

    Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: “Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?” К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие.

    В нашу студию поступил от вас, уважаемые родители, вопрос о том, как научить ребенка различать в речи звуки С и Ш. Прежде всего необходимо развивать у ребенка фонематический слух, в частности научить различать эти звуки на слух. В этом вам помогут специальные упражнения .

    Непосредственно на дифференциацию звуков С-Ш подойдет игра “Найди картинки, в которых есть заданный звук” (в какой домик поселим картинки со звуком С, в какой со звуком Ш) и т.п. (14 слайд). “Найди место звука в слове”: определить, где “прячется” звук в слове (начало, середина или конец).

    Развитие фонематического слуха и восприятия является мерой профилактики, необходимой для успешного овладения фонетическим анализом в старшем дошкольном возрасте, так как дети должны уметь не только услышать в слове тот или иной звук, но и точно определить его место в слове, дать ему характеристику, четко соотносить звук с соответствующей буквой. В свою очередь фонетический анализ, является мерой профилактики дизграфии и дезлексии в школьном возрасте.

    Существует три этапа овладения фонетическим анализом:

    1. Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
    2. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, середина, конец.
    3. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа:

    Чтобы помочь своему ребенку правильно развить фонематическое восприятие, родитель должен хорошо владеть фонематическим анализом слова. Сейчас, я попрошу кого-то из родителей помочь нам, кто хочет провести звуковой анализ слов?

    17 слайд

    Сразу хотим оговориться, что данные задания первое время будут трудны для ваших детей. Мы хотим показать, к чему надо стремиться в работе над развитием фонематического слуха и восприятия к моменту поступления в школу. Еще нам будет помогать наша помощница Арина.

    На слайде вы видите картинки. Арина проведет разбор слова …. (ЗИМА), Ольга Ивановна … (УЛИТКА)

    Давайте проверим, правильно ли справились с заданием наши помощники. Теперь вы знаете, как научить ребенка слышать звуки и проводить звуковой разбор слов.

    Еще немаловажным компонентом в развитии речи детей является умение грамматически правильно оформить предложение и владеть другими лексико-грамматиескими категориями.

    19 слайд

    Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

    Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

    Наталья Сергеевна, продемонстрируйте на практике, какие упражнения можно использовать для развития грамматического строя речи и лексико-грамматических категорий в домашних условиях.

    Давайте поиграем в игру “Исправь деформированное предложение” или “Предложение рассыпалось”. Сейчас наш помощник Артём и вы, уважаемые родители, попробуете выполнить задание этой игры. Вам необходимо составить предложения из слов, которые рассыпались. Преступаем к заданию. Какие у вас получились предложения, давайте проверим? (22 слайд). Еще с одним заданием успешно справились наши гости.

    Я хочу предложить вам еще одно задание – игру “Один – много”. Нужно правильно называть предметы во множественном числе. На слайде картинки, которые вам надо назвать поочередно. Я называю существительное в единственном числе, я вы существительное во множественном числе.

    Светлана Анатольевна, мы с вами, ежегодно обследуя детей при наборе в логопедическую группу, сталкиваемся с тем, что связная речь большинства детей в возрасте 4-5 лет оказывается малоразвитой или совсем не развитой. Расскажите нашим гостям, что же представляет собой связная речь, почему уровень ее развития у современных дошкольников вызывает серьезные опасения и как же нужно ее развивать?

    24 слайд

    Под связной речью принято понимать состоящие из нескольких или многих предложений высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

    Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, умением полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить свой текст.

    К сожалению, современные дошкольники мало знают сказок и других произведений художественной литературы, затрудняются правильно и последовательно их пересказать. Такие нарушения связаны в первую и основную очередь с ограниченным общением взрослых с ребёнком; с незнанием русского фольклора, сказок других произведений; недостаточным развитием пересказа, умением рассуждать.

    Художественная литература является отличным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на развитие ребенка, помогает формировать готовность к учению.

    Произведения художественной литературы помогают ребенку открывать и понимать жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствуют речевому развитию, дают образцы правильного литературного языка. Чем чаще ребенок слышит произведения художественной литературы, тем грамотней его речь.

    Для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте можно сформировать у ребенка только в процессе ознакомления с художественными произведениями.

    Низкий уровень развития связной речи оказывается серьезной проблемой как в устных ответах детей, требующих умения рассуждать, пересказывать, так и в письменных при написании сочинений и изложений.

    Вы видите основные направления в профилактике развития связной речи.

  • Чтение с детьми русских народных сказок.
  • Сюжетно-ролевое обыгрывание сказок.
  • Разыгрывание мини-театров в домашних условиях.
  • Заучивание стихов с интонационной выразительностью.
  • Составление связного текста по картинке.
  • Пересказ небольшого текста.
  • Связный рассказ истории из своей жизни.
  • Умение рассуждать на заданную тему.
  • Сейчас дети старшей логопедической группы покажут вам инсценировку сказки “Курочка Ряба”.

    26–27 слайд

    В домашних условиях вы легко можете превратить постое чтение сказки в увлекательный театр, в котором ребенок с удовольствием примет участие, как в подготовке атрибутов, так и разыгрывании. Все дети любят быть артистами. Главное, чтобы у взрослого было желание. Персонажей для сказки можно делать из чего угодно (показываются образцы).

    Уважаемые родители и гости, хотелось бы подвести итог ток-шоу. К сожалению сейчас очень много факторов, которые способствуют появлению нарушения речи у детей. Это сказывается не только на речи ребенка, но и на развитии ребенка в целом. Только вы, родители, имеющие непосредственно близкий контакт с ребенком, сами или с помощью специалистов можете преодолеть все трудности, встречающиеся на пути у ребенка. Проявляя терпение и внимательное отношение к трудностям ребенка, помогая ему в борьбе с ними, развивая ребенка всесторонне, вы обязательно добьетесь успеха. Если у вас возникли какие-либо вопросы, на которые вы не знаете ответа или на которые вы сегодня не услышали ответа, подходите к нам на консультацию. Мы рады видеть вас и всегда придем к вам на помощь.

    – одно из самых важных качеств для современного человека, помогающее находить общий язык с окружающими. К сожалению, ей препятствуют различные дефекты речи. У людей, у которых отсутствует вербальная коммуникация, часто возникают проблемы в социализации личности, в профессиональной деятельности. Такие сложности затрагивают не только детей, но и взрослых людей. Для предотвращения этой проблемы следует знать, какие виды речи существуют и какие основные причины ее нарушения.

    Причины, вызывающие нарушение речи

    Возникновение расстройств всегда настораживает врачей, так как это может быть сигналом о развитии серьезной болезни. Еще один неприятный эффект от речевого расстройства – социальная дезадаптация. Всего существует два вида речи – внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.

    Нарушения делятся на врожденные и приобретенные. В первом случае дефекты развиваются из-за родовых травм и пороков развития (). Для постановки точного диагноза врачи используют жизненный и акушерский анамнезы. Врожденные нарушения проявляются еще в раннем детстве (алалия, заикание, ).

    Вербальные дефекты также могут возникать по следующим причинам:

    1. Хромосомные аберрации.
    2. Генетические заболевания.
    3. Аутизм.

    Приобретенные речевые отклонения могут появляться на разных этапах жизни и механизмы их также различны. В результате инсульта может развиться афазия . Главные причины нарушения речи:

    • Травма. Вербальная декоммуникация возникает из-за непосредственного повреждения конкретной зоны головного мозга, отвечающей за один из аспектов речи. Данный признак может сигнализировать о других очаговых повреждениях мозга. Травма может возникнуть в ходе осложненных родов или в первые годы жизни. Известны случаи, когда повреждение мозга уже в зрелом возрасте приводило к возникновению речевых нарушений.
    • Неврологические причины. Дефекты появляются из-за повреждений центрального или периферического отдела нервной системы. У человека развиваются аутоиммунные воспаления и процессы дегенерации, которые приводят к нарушению проводимости нервных тканей. Такое состояние может появляться из-за раковых заболеваний головного или спинного мозга, инсульта, склероза, эпилепсии и инфекционных заболеваний головного мозга вроде менингита или энцефалита.
    • Психическая отсталость. Речевые нарушения могут возникать как из-за патологического воздействия заболевания, так и из-за умственной отсталости, осложняющей его. У пациентов проявляются признаки: непоследовательность мыслей, повторение отдельных слов и фраз. При умственной отсталости речь нарушается вследствие скудного лексикона. Также оказывают свое воздействие снижение памяти, концентрации. Осложнение проявляет себя, как или афазия.
    • Дефекты в строении голосового аппарата. В таких случаях регуляция мозга и иннервация могут быть в норме. Но нарушение анатомической структуры языка, гортани, губ и др. может привести к развитию дефектов речи.

    Причины дошкольного возраста без предрасположенности к дефектам заключаются, как правило, в негативном влиянии окружающей среды. Ссоры между родителями, раздражение, громкие разговоры и скандалы отрицательно влияют на умственное развитие малыша.

    Основные причины нарушения точности речи, как правило, внешние, точность словоупотребления у ребенка падает. Он заменяет одни слова другими, схожими, но не идентичными по смыслу. Такая проблема возникает обычно из-за педагогической запущенности. Для речевой точности обязательно необходим правильный пример (которым обычно выступают родители и педагоги).

    Механизмы возникновения

    Врожденное речевое нарушение возникает из-за повреждения головного мозга во время беременности. Различные осложнения беременности (токсикозы, инфекции, эндокринные и венерические болезни, резус-конфликт) приводят к тому, что развитие плода нарушается, а центры, отвечающие за речь, перестают функционировать нормально. Существует наследственная предрасположенность к дефектам артикуляционного аппарата (неправильная анатомия гортани, голосовых связок и т. д.).

    Патологическое течение родов может привести к нарушению работы головного мозга ребенка. При этом родовая травма может и не быть массивной. Использование различных стимуляторов, неправильная техника проведения родов могут поспособствовать травме младенца. Ребенок также очень уязвим в первый год жизни. Заболевания и травмы ребенка в этом возрасте могут привести к появлению речевых дефектов.

    По мнению ученого М. Е. Хватцева, одна из главных причин речевых расстройств у детей – неблагоприятное влияние окружающей среды. Экзогенно органическими причинами возникновения речевых расстройств называют внешние факторы, влияющие на малыша негативно. К ним относят невнимание родителей, отсутствие общения, стрессовые ситуации и т. д. Отсутствие предметно-практической деятельности приводит к тому, что в мозге не образуются новые связи, необходимые для умственного развития.

    Обратите внимание! К социально-психологическим причинам нарушения речи также относится гиперопека. Когда все потребности ребенка удовлетворяются родителями, у него нет стимула для самостоятельного развития.

    В некоторых случаях речь не может развиваться из-за проблем со слухом. Обычно они возникают после повреждения височной доли головного мозга. Ребенок не слышит речи, поэтому соответствующая разговорная модель у него не формируется. При этом артикуляционный аппарат может быть здоровым.

    Во взрослом возрасте серьезные дефекты речи могут появиться . Повреждаются важнейшие центры речи, которые отвечают за восприятие услышанного и собственную речь. Восстановительные меры могут частично реабилитировать пострадавшего.

    Профилактические мероприятия

    Детям с предрасположенностью к нарушениям речи рекомендуется проходить специальные профилактические курсы, которые позволят предотвратить или остановить возникновение отклонений. В учебных заведениях детям в возрасте до 14 лет назначают специальные осмотры с целью выявить дефекты. Совместная работа логопедов и педагогов дает возможность устранить отклонения.

    Всего выделяют три формы профилактики:

    • Первичная. Направлена на предотвращение нарушений речи. Главная цель – сохранить здоровье, оградить ребенка от негативного влияния социальной и природной среды, которые могут стать причиной патологий. Во-первых, это внимательное и бережное отношение матери к беременности и правильно проведенные роды. Для будущей матери необходимы консультации у эндокринолога, гинеколога, невролога и иммунолога.

    Важно! Особое внимание следует обратить на родословную. Если в роду есть люди с патологией речи, то есть вероятность, что она передастся ребенку. Чтобы речь ребенка развивалась, мать и другие родственники, которые окружают ребенка, должны разговаривать и играть с ним.

    • Вторичная. Направлена на предотвращение перерастания речевого расстройства в хроническую форму, предупреждение последствий. На этом этапе необходима помощь логопеда. Специалист займется правильной постановкой звука, и памяти. Словарный запас ребенка будет расширяться и уточняться.
    • Третичная. Направлена на социализацию личностей с нарушением речи. Данный этап позволяет провести профессиональную подготовку для лиц с патологиями речевого развития.

    Вовремя проведенная профилактика для детей школьного и дошкольного возраста позволяет избежать развития серьезных проблем, а также обеспечивает эффективную и качественную коррекцию.

    Причины нарушения письменной речи могут возникать по вышеперечисленным причинам, однако иногда такая проблема вызвана ранним освоением грамоты и чтения по слогам без этапа анализа звука и букв.

    Для людей, переживших инсульт, реабилитационная схема значительно отличается. Она зависит от типа нарушения, возникшего в результате инсульта. Реабилитация может быть направлена на восстановление слуха, артикуляционного аппарата, речевой памяти. Часто требуется поддержка родственников и работа с логопедом.

    Заключение

    Механизмы и причины, вызывающие нарушения речи, разные. Но стоит помнить, что вовремя проведенная профилактика позволяет за короткое время избавиться от нарушений. Никогда не следует игнорировать проблему и пренебрегать коррекцией.

    Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

    Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

    Причины нарушения речи у детей

    Причины нарушения речи у детей:

    • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
    • недостаток общения с ребенком
    • родовые или послеродовые поражения мозга
    • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
    • плохая наследственность
    • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
    • привычка сосать пальцы
    • психические травмы
    • испуг
    • длительная напряженная ситуация в семье


    Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

    Особенности нарушения речи

    Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
    Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

    Различают следующие основные речевые недостатки:

    • афония — дефект произношения звуков
    • дислалия — проявляются дефекты фонетики
    • – прерывистый ритм, отсутствие плавности
    • брадилалия — неестественное замедление темпа
    • тахилалия – слишком быстрая речь
    • ринолалия — патологии тембра
    • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
    • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
    • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

    Видео: Ринолалия, формирование речи



    Видео: Речевые дефекты у детей

    Логопедические нарушения речи

    Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

    Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

    ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.



    Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

    Нарушение письменной речи

    Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

    Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

    • замене слогов или отдельных букв
    • нарушении порядка букв в словах
    • разрыве отдельных слов при их написании

    Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.



    Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

    Нарушение темпа речи у детей

    Темп речи - это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

    Различают несколько видов нарушений:

    • речевые запинки - неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
    • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
    • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

    Причинами возникновения нарушений могут быть:

    • внутриутробные пороки
    • повреждения ребенка в родах
    • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

    Нарушение функции речи у детей

    При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

    ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.



    Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

    Нарушения речи дошкольников

    Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и .

    ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.

    Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.



    Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

    Обязательные коррекционные мероприятия:

    • устранение нарушений устной и письменной речи
    • устранение особенностей психического развития
    • профессионально-трудовая подготовка.

    ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.

    Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.



    Работа с детьми с нарушением речи

    Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

    Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

    ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

    Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

    ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

    Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

    Игры для детей с нарушением речи

    Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

    «Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо - дети садятся на стульчики, когда громко - бегают по классу.

    «Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

    Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

    ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.



    Видео: Логопедические игры с детьми

    Коррекция нарушений речи у детей

    • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
    • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
    • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

    ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.

    Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.



    Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

    Тяжелые нарушения речи

    Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

    Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

    Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

    Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

    • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
    • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

    Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

    • нарушений
    • неустойчивого
    • отклонений в проявлении


    Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

    Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

    Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы

    По нормам, установленным педагогами, врачами и специалистами-логопедами, к 5-6 годам малыш должен полностью владеть родной речью и чисто произносить все звуки. Однако у большей части детей возникают проблемы с произношением того или иного звука, которые можно решить своевременной коррекцией. Это относится не только к сложным для проговаривания звукам, запинкам в процессе говорения, построения фраз, но и к проблемам с речью в целом.

    Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    • Заболевания нервной системы, внутриутробные пороки развития, травмы, полученные при родах, и болезни, перенесенные в младенчестве;
    • Патологии рта, языка, голосовых связок, изменение формы челюсти и зубов, повреждения мягкого и твердого неба;
    • Подавление эмоционально-волевой сферы, которая тесно связана с речью. Возможно, ребенок живет в неблагоприятных условиях, подвержен постоянному стрессу или лишен эмоционального контакта со значимым взрослым и общения со сверстниками;
    • Еще она причина торможения речевого развития, появляющаяся гораздо чаще – неправильное развитие и неправильный уход за ребенком в самом раннем возрасте, до двух-трех лет. Перед тем, как начать произносить слова, малыш должен натренировать свой речевой аппарат, научиться издавать звуки, контролировать движения губ и языка. Есть интересное наблюдение: дети, которые долгое время находились на грудном вскармливании, начинают говорить раньше и лучше, чем те, кого кормили из бутылочки. Это связано с тем, что питание из бутылочек требует от ребенка меньших усилий, чем высасывание молока из груди. Не менее важно развитие мелкой моторики у детей, потому что именно моторика связана с развитием центральной нервной системы и головного мозга. Именно поэтому современные педиатры не рекомендуют пеленать детей, давая малышам возможность раньше научиться управлять своими ручками и пальчиками.

    Еще вреднее для речевого развития детей переучивание левшей на правую руку. У правшей центр Вернике и зона Брока, областей мозга, отвечающих за распознавание речи, звукоподражание и артикуляцию, с рождения расположены в левом полушарии, а у левшей – в правом. Если приучать детей постоянно работать не той рукой, переучивать левшу на правую руку, то центры речи в мозге могут полностью или частично сместиться в другое полушарие, что вызовет торможение формирования всего речевого аппарата, затруднение звукопроизношения и заикание.

    Часто нарушения речи у детей не имеют связи с повреждением центральной нервной системы. Родителям, чей ребенок начал неверно произносить звуки, стоит присмотреться к окружению малыша и прислушаться к собственной речи. Дети склонны к повторению и подражанию, и если с ними постоянно сюсюкают, не проговаривая сложные звуки, то дети запоминают этот вариант произношения, как правильный, и неверно говорят очень долго, не понимая, что не нравится взрослым в их речи.

    Особенности развития речи у детей с аутизмом и ДЦП

    Аутизм – довольно распространенное генетическое заболевание, которое влияет и на развитие интеллекта детей, и на развитие речи.
    Обычно дети, страдающие аутизмом, начинают говорить раньше своих сверстников, но к двум годам ребенок замыкается и замолкает. Малыш может изредка беседовать сам с собой или говорить во сне, но контакта с окружающими при этом у него не будет. Вместе с потерей коммуникации замедляется и речевое развитие, теряется жестикуляция, подражание. Дети даже с легкой степенью аутизма редко обладают полноценной речью, хотя прекрасно понимают слова, обращенные к ним.

    ДЦП – еще одно заболевание, которое вызывает нарушение речевых функций и недоразвитие речевого аппарата. При заболевании центральной нервной системы, характерном при ДЦП, страдают некоторые участки мозга, и если задет центр Брока-Вернике, то ребенок может вовсе не начать говорить или начать намного позже сверстников. Второй аспект ДЦП – поражение периферической нервной системы и отсутствие контроля над своим телом, снижение тонуса губ, нижней челюсти, щек и языка.

    Дети, страдающе ДЦП, могут догнать своих сверстников, если с ними регулярно заниматься, выполнять специальные упражнения и звуковую гимнастику для развития речи и всего речевого аппарата, и развивать мелкую моторику .

    Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Существует два официальные общепризнанные педагогических типологии нарушений или дефектов речевого развития: клиническая и психологическая. Первая группа тесно связана с медициной и рассматривает речевые нарушения как часть или симптом соматической болезни, которую необходимо вылечить. Психолого-педагогическая система больше опирается на частные случаи, оценивая и исправляя звукопроизношение каждого конкретного ребенка.

    Клинико-педагогическая система делит все нарушения речи у малышей на две группы: нарушения устной и письменной речи.

    Дефекты произношения:

    • Дисфония или афония – расстройство голосовых связок, отсутствие голоса;
    • Ринолалия, которую некоторые психологи выделяют в отдельную категорию. Это частный случай нарушения тембра голоса из-за патологий рта, губ, гортани. Воздух при ринолалии не проходит через нос, и ребенок начинает гнусавить;
    • Брадилалия – ускорение речи, патологическое и чрезмерное;
    • Тахилалия – замедление речи;
    • Дислалия – нарушение произнесения определенных звуков. Обычно логопеды работают с этим нарушением речевого развития, с помощью психолого-педагогической системы. Дислалия бывает простой и сложной, в простом случае ребенок не выговаривает один или несколько похожих звуков (например, свистящие, или только «Р», или только «Л» и т.п.), а в сложном случае – несколько звуков из разных категорий;
    • Дизартрия – нарушение артикуляции и произношения, отсутствие подвижности рта, поражение нервов губ, языка и других органов;
    • Заикание – сбои в темпоритме речи из-за судороги мышц рта и гортани, логоневроза.

    Отдельно выделяют нарушение речевого развития из-за травм или недостаточного развития мозга. При таких поражениях у ребенка нет даже внутренней речи:

    • Алалия – нарушение вследствие повреждения речевых центров;
    • Афазия – поражение прочих отделов мозга, повлиявшее на речь.

    Нарушения письменной речи:

    • Дисграфия – непонимание ребенком процесса письма, неспособность овладеть им;
    • Дислексия – аналогичное нарушение, связанное с непониманием букв при чтении, неспособностью распознать и воспроизвести звуки.

    Психолого-педагогическая систематизация работает с частными случаями неправильного звукопроизношения, из которых выводится статистика и на которых строится система. В этой системе специалисты отслеживают и произношение, и построение фраз, и звуки. Психолого-педагогическая система учета выделяет 2 типа нарушений речевого развития: нарушение средств общения и нарушение применения этих средств.

    Нарушение средств общения:

    • Общее недоразвитие речи, когда дети почти неспособны говорить;
    • Частичное недоразвитие, когда ребенок не может произнести некоторых звуков.

    К нарушениям применения средств общения относится заикание, а некоторые логопеды относят к этому же разделу речевой негативизм, явление, когда ребенок способен разговаривать, но отказывается это делать.

    Общее недоразвитие делится на четыре уровня:

    • В речи детей почти нет слов, а общение происходит посредством звуков и жестов. При этом физических патологий нет;
    • Присутствуют простые короткие слова, часто искаженные. Дети 5-6 лет с таким дефектом речи разговаривают как двухлетние, но их речь можно понять;
    • Ребенок говорит целыми фразами, но с нарушением правил их построения и дефектами произношения. Дети с третьим уровнем недоразвития способны общаться с окружающими, но только с участием взрослого;
    • Легкие нарушения устной речи, построения и произношения фраз. Дети с трудом овладевают письменной речью, и часто им ставят сопутствующий диагноз – дисграфию.

    Дети с нарушениями речи и ее развития обычно замкнуты, застенчивы. Если они посещают детский сад, то обычно их записывают в логопедическую группу, в окружении сверстников, которые тоже плохо говорят, дети чувствуют себя гораздо увереннее. Часто ребенок, имеющий проблемы с речью, отстает в развитии, что особенно отражается на интеллекте и воле, концентрации внимания, логике. Часто отмечается плохая координация и слабая мелкая моторика.

    Заикание

    Этот дефект встречается столь же часто, как дислалия, а запинки при построении фраз или произношении сложных слов появляются у 80% детей. Особенно это характерно в 2-4 года, когда пробуждается сознание, и ребенок начинает говорить осознанно, а не просто выдавать случайные наборы слов и звуков.

    Повторение слогов и отдельных звуков по нескольку раз в этом возрасте – вполне нормальное явление, нормальный этап формирования речи.
    Если ребенок делает паузы или повторяет отдельные слоги по нескольку раз – это не заикание, а развитие и обучение, которое окончится к четырем-пяти годам.

    Кроме того, ребенок может начать запинаться, если он говорит очень быстро, или волнуется, если на него оказывается давление. Такое заикание не имеет ничего общего с медицинским диагнозом и иногда встречается даже у взрослых.

    Под влиянием взрослых, в спокойной дружелюбной атмосфере, ребенок со временем начнет говорить правильно. Но запинки могут сохраняться довольно долго, особенно если у малыша нет контакта с социумом или контакты большей частью негативные. Если заикание вызвано общим недоразвитием речи или другими соматическими заболеваниями, то оно тоже может сохраняться довольно долго.

    Чтобы период запинок прошел быстрее, не нужно давить на малыша, просить его говорить понятнее, медленнее, не нужно смеяться над ним и просить помолчать. Лучше всего дети развиваются в спокойной дружелюбной атмосфере, без ругани, криков и насмешек.

    Клиническое заикание сможет вылечить только логопед. Лечение следует начинать как можно раньше, предварительно проконсультировавшись с неврологом и педиатром. Часто первичное заикание можно вылечить, просто создав в семье хороший психологический климат. Необходимо следить за режимом дня малыша, следить, чтобы он чаще гулял на свежем воздухе и спал необходимое количество времени. Психологи также рекомендуют убрать раздражающие нервную систему факторы, такие как телевизор, компьютерные игры и т.п.

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Профилактика нарушений речевого развития у детей начинается во внутриутробном периоде. Так как многие дефекты речи имеют неврологическую природу, связанную с поражением головного мозга и нервной системы, маме следует тщательно следить за своим здоровьем и течением беременности.

    Профилактика речевых нарушений у новорожденных и подрастающих детей главным образом относится к предоставлению им свободы движений. Младенцев не нужно пеленать слишком туго и часто, а с подросшими детьми стоит играть в игры, развивающие мелкую моторику.

    Проведение работы по развитию мелкой моторики пальцев будет полезно в любом возрасте, если у ребенка появились проблемы с речью. Область мозга, отвечающая за артикуляцию, отвечает также и за мелкую моторику, поэтому пальчиковые игры, перебирание мелких предметов и массаж ладошек положительно повлияют на речь малыша.

    Профилактика речевых нарушений – огромная и важная задача, которая стоит перед каждым родителем. Если ребенок здоров, развивается свободно и растет в атмосфере добра и любви, то он очень скоро начнет говорить чисто и без запинок, радуя родителей выученными стишками и песенками.