Народ: литовцы. Кое-что любопытное о литовцах

Федот КУДРИНСКИЙ

ЛИТОВЦЫ
(Общий очерк)
Продолжение

II.
Быт древних литовцев 21)


Литовцы издавна занимались земледелием, жили деревенскою жизнью. Земледелие, конечно, не стояло у литовцев на высокой степени. Долго после принятия христианства они употребляли деревянные лемеши вместо железных. Суеверное уважение к дереву заставляло, литовцев держаться этого обычая. Некоторые исследователи древней Литвы видят в этом остаток языческого древопоклонения. Предметы труда на всех литовских диалектах (а их несколько: в одной Виленской губернии различаются говоры: трокский, эйшишский, свенцянский) имеют древнейшие корни: lyd, dir, lavk, trak. От этих корней происходит масса названий, деревень, местечек. Напр. lydimas расчистка, dirva пашня, dir-bu делаю, darbas - работа, lavkas - поле, trakas - заросли на возвышенных местах. Древнейшее употребление этих слов указывает, что земледелие было главным коренным занятием литовцев.


Литовцы разводили много хорошего и крупного скота. Молоко было их любимым продуктом. Их лошади были малорослые, но чрезвычайно крепки и терпеливы.
Издавна они умели приготовлять пиво (alus) и мёд для питья с небольшою примесью хмелю. Крепких напитков не любили. Знатные на своих пирушках пили из буйволовых рогов, простые из деревянных сосудов. Литовцы любили поесть. Известно, что своим аппетитом они приводили в ужас аккуратных немцев. Один немецкий писатель XVII в. сравнивает их с волками и утверждаешь, что они никогда не могут наесться досыта. «Они никогда не веют зерно, - прибавляет при этом писатель, - а мелют полову вместе с зерном, потому что чистый хлеб кажется литовцам легким, как пена. Белый горох они проглатывают целиком. Они поедают волков, лисиц, ворон, сов, сорок и всякую другую мерзость».
Женщины литовские отличались верностью мужьям, трудолюбием, занимались пряжею и тканьем полотен, которые составляли обычную летнюю одежду обоего пола. Зимою одевались в обычные кожухи, покрытые полотном. Грубое сукно на одежде считалось признаком зажиточности. Девушки носили при поясе колокольчики, которые своим звуком давали возможность родителям следить за ними. - На голове девушки носили венок или повязку, замужние - шапочку.


Литовцы селились небольшими селами. Древние литовские деревни - это маленькие уединенные поселения. Этим, кажется, литовцы отличались от славян, которые, напротив, любили общительность. Характерная черта древнего быта литовцев состояла в отсутствии у них городов, центральных пунктов земского единства в территории каждого племени. Города появились в Литве не раньше XIII в. Основателями их были большею частью иностранцы (На территории исторической Литвы города строили славяне – ред.) .
Первые города литовской Пруссии построены были крестоносцами. В земле жемгалы упоминается город Тервета, укрепленный туземцами уже в исходе их борьбы с ливонским орденом, т. е. в конце XIII столетия. В земле ятвягов единственные существовавшие города были основаны волынскими князьями. На границе собственно Литвы города возводились русскими князьями, как напр. Гродна, упоминаемая в летописи под 1128 годом, и Новгородок - Литовский, основание которого приписывалось в. к. Ярославу. Что же касается собственно литовских городов, то сколько-нибудь точные указания и предания об основании их относятся к половине ХIII столетия. Под 1252 г. летопись упоминает в Литве город Воруту и в Жмуди - Твиремет. Упоминание о Кернове встречаем около 1250 г., об Эйраголе в 1262 г., о Гольшанах в 1280, о Тельшах, Вильне, Троках, Лиде только около 1320 и т. д. (Предки нынешних литовцев к возникновению названных городов не имели никакого отношения – ред.)


Жилое помещение у всех литовцев называется «nams», «nums». Прототип литовского «namas» или «numas» состоит из бревенчатого продолговатого сруба, покрытого только крышей из древесной коры, ветвей или соломы. Ни потолка, ни перегородок внутри не было. Широкие двери посреди длинной восточной стены вели людей и домашний скот внутрь дома, который делился посредством жердей на две половины: для людей и для животных. В людской половине, посреди земляного пола была большая яма - очаг, вокруг него сидела семья на краю ямы, опустив ноги в нее и занималась работой при свете костра. Дым выходил через отверстие в крыше и узкие оконца в стенах. Такие ямы часто встречались еще в конце XVIII столетия. Этот прототип постепенно усложнялся. - Низкая жердевая изгородь постепенно сменялась глухою стеною с дверью. В людской половине очаг заменился печью, у жмудинов с топкою из скотного отдела, у литовцев с людской. - Скотный отдел отделялся от сеней глухою стеной, двери прорубались со двора.


У жмудинов под влиянием немецкой и польской культуры скотные помещения отделялись в особую постройку и назывались с немецкого - «стальдес». У литовцев - тоже делается значительно позже. Скотный двор у них зовется «diendarzis», т. е. ряд хлевов («gurbu», «tvartu», «kuginiu»). С отделением скотного двора, выделяется и кладовая, сначала у сувалкских литвинов и жмудинов, а затем и у остальных. Удивительно, что жмудины, далеко опередившие многих литовцев в улучшении хозяйственных построек, сохранили тот же прототип. Они в передней («numelis» или «priangė») оставили топку главной печи, а посреди передней - очаг с приспособлением для подвешивания над очагом котла. Это приспособление зовется по старинному «вашкара». На восточной пограничной полосе Литвы заметно влияние великорусского типа построек, в виде смыкания в четырехугольник жилого дома, амбара и скотного двора.
В домашнем своем быту древние литовцы были очень просты и нетребовательны. Обстановка была простая деревянная. Только зажиточные люди спали на мешках, набитых сухой травой или перьями. Хозяин ложился у дверей, а хозяйка близ печи. Они беспрестанно вставали и следили за огнем, чтобы он не погас, и чтобы не сделалось пожара. Народный обычай требовал, чтобы огонь всегда поддерживался в избе. Один из писателей конца XVII в. так между прочим описывает жилище литовцев: «Они живут в жалких, маленьких домишках, которые по большей части состоят из одной курной избы, иногда еще из кладовушки. В избе находится сложенная из больших камней печь, которая сильно накаляется. Около неё вповалку и вперемешку, как попало, спят ночью на полу отец, дед, мать и дети, подостлав под себя разные лохмотья; попадаются изредка и постели. Остальное пространство в избе занимает скот. Построены эти дома из толстых стволов ели, которые снаружи, по большей части, несколько сглажены, а внутри остаются круглыми. Они сложены так ловко, что ветру никак не удается пробиться внутрь; щели заткнуты мхом. Крыты дома соломой, или положенными поперек бревнами».
Как и у славян, у литовцев считалось знаком гостеприимства напоить гостей допьяна. Пили не только взрослые, но и молодые и девицы. Пиво было у литовцев символом дружелюбия и веселости. К празднику делали складчины-братчины и приносили в жертву козла или быка. Осенью в литовских деревнях начиналось веселое время. - Зажиточный хозяин убивал корову или свинью, варил пиво и звал соседей из своей и соседней деревни. Лучшим угощением считалась дичь. - Мужчины отправлялись в леса, били зверей, птиц и соперничали друг с другом в стрельбе.
Семейная жизнь и зависящие от неё отношения решались приговором жрецов (криве), которые были хранители и истолкователи древних обычаев, постепенно принявших значение положительных законов. (Жрецы «криве» были духовными вождями славян кривичей, а не жмудинов, предков нынешних литовцев – ред.) Жрецы поддерживали строгую нравственность и жестоко преследовали все, что клонилось к её нарушению. По законам жрецов, прелюбодеяние, напр., наказывалось сожжением, как мужчин так и женщин.
Находимые теперь в прусских и литовских могилах предметы показывают, что прусские литовские женщины в глубокой древности украшали шеи, уши и руки цепями, кольцами, серьгами, браслетами, а в волосы втыкали согнутые булавки. Издавна известны были между ними чужеземные монеты, служившие тоже для украшений.
Баня у литовцев и пруссов считалась удовольствием, как и у русских. - Ей придавали священное значение. Язычник-литовец ходил в баню в честь своих богов.


Жертвоприношения в честь морских божеств указывают на историческую близость литовцев к морю. В литовском языке сохранились самобытные, незаимствованные извне и носящие явную печать старины названия, относящиеся к мореплаванию. По свидетельству Адама Бременского, прусские суда плавали из Самландии к Юлину в Померании, к Гедаби в Шлезвиг и в Швецию в гавань Бирку. Вообще, море с незапамятных времен способствовало знакомству литовского племени с произведениями чужеземной цивилизации, хотя, впрочем, это знакомство нисколько не отразилось на улучшении быта древних литовцев. В своем родовом быту литовцы были строго консервативны.
Главными вывозными товарами были дорогие меха и янтарь. Еще до Рождества Христова мореходцы плавали за ними в чужие страны. Наше слово янтарь находит для себя полное фонетическое соответствие в литовском «hentaros». Литовцы вели торговые сношения с русскими, на что указывают находимые в изобилии в Литве русские монеты. Историк Нарбут прямо свидетельствует о торговых сношениях литовцев, с одной стороны, с немцами, а с другой, - с новгородскими славянами. Торговля с русскими славянами тем легче могла развиться у литовцев, что пошлины здесь были значительно меньше немецких.

Древние свидетельства дают нам мало данных для суждения о гражданском и общественном строе древнего литовского мира. Кажется, жрецы были вместе и установителями гражданского порядка. По мере столкновения с иноплеменниками возникало отделение светской власти от духовной. Кроме «криве», у литовцев существовали выборные князья, называемые у пруссов риксами или риками («rykis»), а у собственно литовцев «кунигасами».


Из некоторых мест одной древней хроники (Петра Дюйсбургского) видно, что у литовцев существовали народные собрания или веча. На вече сходились из более или менее отдаленных сторон. Собрание принимало вид верховного собора всей страны. Они происходили обыкновенно у священных мест. Пользовались ли «рики» и «кунигасы» правом собирания дани - неизвестно. Кажется, они получали в вознаграждение земли, дававшие доход. Первоначальное значение «риксов» и «кунигасов» ограничивалось предводительством на войне. Частые перемены династии «кунигасов» в языческой Литве заставляют предполагать, что наследственность не имела особенного значения при замещении вакантного княжеского места. Власть «кунигасов» не доходила до самодержавия. Признаки наследственности обозначаются позднее, при гедиминовом доме и, может быть, заимствованы у славян.
Вообще, древнее литовское племя не составляло государства. Оно представляло рассыпанную массу небольших волостей, управлявшихся независимыми вождями, почти без всякой политической связи друг с другом. Однородность языка составляла между различными народами литовского племени связь этнографическую. Однородность религиозного культа служила связью нравственною.
Древнее литовское войско составлялось из добровольцев-охотников, оставлявших свои дома ради защиты отечества от вторжения неприятеля или ради добычи. Пруссы сражались в пешем строю, литовцы - пешим и конным строем, ятвяги вели наезднический образ войны.
Одежда воинов состояла из медвежьих шкур. На головах они носили большие войлочные шапки, называемый неромками. На знаменах были изображения божеств или щита, с грудным изображением человека с медвежьей головой. Иногда на знамени изображался щит с двумя венцами голубого (вверху) и желтого (внизу) цвета. На литовских знаменах часто изображался также бегущий всадник. Отсюда - погоня - знаменитый герб Великого княжества Литовского (этот герб заимстовован из Новгорода-ВЕликого - ред.) . Для возбуждения мужества играли на трубах, сделанных из буйволовых рогов. С усилением воинственности, пробужденной крестоносцами, многие богатые люди набирали себе особенные дружины.
Перед началом военного предприятия литовцы обыкновенно гадали на человеческой жертве. Вайделот поражал обреченного на жертву пленника ножом в грудь или шею и наблюдал по истечению его крови - удачным, или неудачным будет предприятие. Если кровь брызгала фонтаном, это был хороший знак. Если же она струилась медленно - это был знак неудачи, и поход отменялся. На войне употребляли луки, копья, мечи, метательные камни и топоры. Луки их были не велики. Большими луками, которые натягивались посредством кольца, литовцы научились владеть только со времени знакомства с немцами. Древним народным оружием литовцев служила дубина с одним толстым концом. Военная тактика древних литовцев имела признаки, обще всем вообще народам первобытной цивилизации: нечаянное нападете на неприятеля, притворное бегство с целью заманить врага в лес и т. п. Осажденных утомляли беспрерывными нападениями. В походе литовцы везли за собою рядами сани или возы и, в случае нужды, делали из них подвижное укрепление. Обычая мазать колеса не было, поэтому при движении литовского обоза на далекое пространство раздавалась дикая колесная музыка. На случай переправы через реку возили с собою в походах лодки, сделанные из зубровых шкур. За недостатком таких лодок переправлялись через реки вплавь, держась за хвосты лошадей, как это делали татары. С пленниками, особенно с немцами, обращались бесчеловечно, - черта не воинственного народа. Всякого, кто с ними воевал, они считали злодеем и разбойником. Пленников, по окончании войны, иногда, приносили в жертву, особенно знатнейших. Остальных убивали или обращали в неволю. Взятый в плен считался скорее вещью, чем человеком. С русскими и поляками, впрочем, обращались милостивее. По окончании войны, возвращавшихся с победою приветствовали женщины и девицы, пели песни и били в ладоши. Так был встречен Ольгерд в 1361-м году, по возвращении из под Москвы. Подобный обычай, как известно, был и у гуннов (при Аттиле).
Неудача на войне наказывалась выражениями всеобщего презрения. Бежавших с поля битвы казнили смертью. У литовцев был даже обычай самоубийства в случае проигрыша сражения. Вообще, литовцы-язычники не дорожили слишком жизнью. Самоубийство было у них делом вовсе не предосудительным. Нередко жены, потеряв мужей, павших в сражении, убивали себя. Древний литовец, глубоко веря в будущую жизнь, с нескрываемым равнодушием относился к настоящей 22).
В древней Литве не было твердынь и замков. Охрана жилищ ограничивалась только выбором неприступного местоположения для постройки. Искусство возводить деревянные укрепления литовцы заимствовали у немцев и русских. С приближением неприятеля, селяне без сожаления сжигали свои хижины и скрывались в леса. Отсутствие объединяющего начала в жизни разрозненных племен надолго задержало культурно-политическое развитие Литвы. Только с половины XIII столетия, когда сведения о литовском племени становятся более подробными и обстоятельными, мы встречаем известия о литовских вождях, как государственных правителях.
Литовцы поздно были обращены в христианство. Литва была крещена в 1387 году, а Жмудь в 1417 г. (Тогда произошло крещение по католическому чину части княжеской верхушки кричивей из рода Гедиминовичей, а православное христианство константинопольского чина на территории Литвы было со времён похода на эти земли Ярослава Мудрого в 11 в. – ред.) Переход литовцев в (католическое - ред.) христианство не сопровождался в народе переменою его убеждений и долгое время носил совершенно фиктивный характер.
Принимая христианство, литовцы не отказывались от языческих воззрений. Крещение «смывалось» населением. Ни в одном из народов России не сказалось столько равнодушия к христианству и приверженности к языческому культу, как у литовцев. Вот, напр., что писал о своем народе в сравнительно позднее время 1587 году епископ жмудский: «В наибольшей части моего епископства нет никого, кто бы хоть раз в жизни исповедовался, никого, кто бы хоть раз причащался, никого, кто знал бы молитву или знак св. креста, кто имел бы какое-нибудь понятие, о таинствах веры. Довольствуются одним: мы не лютеры (лютеране) в пятницу мяса не едим; повсюду приносят жертвы громам; чтут ужей, почитают дубы за святых, угощают души умерших пирами, и еще много таких странностей, которые имели источник не злость, но невежество, не признают за грехи».
В течение XVII столетия языческий элемент у литовцев и жмудинов (не вполне корректное противопоставление «литовцев» и «жмудинов», поскольку именно жмудский язык лёг в основу современного литовского языка – ред.) держался во всей силе. Языческое суеверие вместе с предрассудками, возникшими на почве средневекового католицизма особенно отразилось в процессах о колдовстве и ведьмах.


Эти процессы велись в течение всего XVIII века. Как плохо литвины понимали своих «казнодзеев»-проповедников в Ковне, об этом в 1582 году Стрыйковский сообщает в своей хронике любопытные исторические анекдоты. Отсутствие просвещения долго держало литовцев во тьме и мешало усвоению христианства. (Слово «казнодзей», польского происхождения и означает – «читающего проповеди», естественно, после Люблинской унии, на польском языке - ред.)
Умственное развитие литовцев стояло на низкой степени. Это обстоятельство было главною причиною легкого подчинения литовцев влиянию славянской образованности. Петр Дюйсбургский положительно указывает, что у прусско-литовского народа не существовало букв. Когда пруссу нужно было помнить о том, что следовало сделать через несколько дней, он чертил на своем кожаном поясе по заметке на каждый день и, таким образом, доходил до условленного дня. Литовско-прусские письмена вызвали много споров в науке. В хронике XVI века Симона Грюнау, бравшего свои сведения из прежних хроник, говорится о некоторых письменах, бывших на щите и знамени прусских литовцев. Странная форма этих письмен приводимых в хронике, много занимала немецких ученых. Тунман, между прочим, объясняет эту надпись как обращение к богу воину Корсу или Коршу: «Боже, Корс, возъярись на опустошителей, сотвори им зло». Байер считал надпись подделкою. Гримм признает её подлинность и находит в ней сходство с готскими рунами. Вопрос о надписи остается еще не разрешенным до настоящего времени.
Систематическое обучение литовского и прусского народа предпринял впервые герцог Альбрехт прусский, любитель наук, искусств и просвещения, основатель Кёнигсбергского университета, библиотек, гимназий и других просветительных учреждений. В своих заботах о распространении евангелического учения среди инородцев («Evangelizirung»), он обратил особое внимание на старожилов-пруссов в Натангии и Самланде и на литовцев, живших у берегов Немана-Мемеля. В 1545 году был дважды издан, по его повелению, прусский катехизис. Экземпляр второго исправленного издания этой редкости хранится, между прочим, в Императорской Публичной Библиотеке в Петербурге. Эти первенцы литовско-прусской печати вышли из типографии Ганса Вейнрейха в Кёнигсберге (их составителем был лютеранский монах Мартинус Мосвидиус из Кёнигсберга – ред.) .


........................................................................................................................................................................................................................................


ПРИМЕЧАНИЯ
1) Главнейшие труды по вопросу о древних литовцах.
В. Б. Антоновича: «Монографии по истории Западной и Юго-Западной России» т. I, Киев, 1885 г. (Очерк истории Литвы до смерти Ольгерда). Его же «История Литвы».
Э. А. Вольтер: «Об этнографической поездке по Литве и Жмуди летом 1887 г.». Записки Имп. Ак. Наук, т. LVI 1888 г.
А. Л. Погодин: «Из древнейшей истории литовскаго племени». (Сборник статей по археологии и этнографии). СПБ. 1902 г.
И. И. Потулов: «Заметки о древних литовцах и их могильниках в Виленской губ.».
Памят. книжка Виленской губ. 1901 г.
П. С. Матулянис: «Литовское племя в Виленской губ.». Пам. книжка Виленской губ. за 1902 г.
М. О. Коялович: «Чтения по истории Западной России».
Д. Иловайский. «История России» ч. III. (Московско-Литовский период).
П. Н. Батюшков. «Белоруссия и Литва». Историческия судьбы Северо-Западнаго края». СПБ. 1890.
Из польских историков изучением древней Литвы занимались:
Ярошевич («Obraz Litwy pod wzlędem jej cywilizacyi od czasów naidawniejszych» r. I - III. Wilno. 1844 - 1845 r.), Крашевский («Litwa» т. I - II. Warszawa. 1850 r.), Лелевель («Dzieje Litwy i Rusi». Роznаń. 1884 г.), Мацеевский («Perwotne dzieje Polski i Litwy». Warszawa. 1846 г.), Нарбут («Dzieje starożytne narodu litewskiego». I - IX. Wilno. 1835 - 1841), Нарушевич, Рогальский, Сарнецкий, Сенявский, Скирмунт («Dzieje Litwy». Krakow. 1885 г.), Смолка («Najdawniejsze pomniki.» Krakow. 1889 г.) и др. Самая обстоятельная библиография Литвы у Балтромайтиса: «Сборник библиографических материалов для географии, истории, истории права, статистики и географии Литвы», изд. второе. СПБ. 1904 г. (Общий очерк).
2) И. И. Потулов: «Заметки о древних литовцах». «Пам. кн. Вил. губ.» 1901 г. стр. 46.
3) Lelewel: «Narody na ziemiach słowianskich przed powstaniem Polski». Poznan 1853 г. стр. 274 - 278.
4) А. W. Maciejowski: «W Tacitowej Germanii są slady dziejow Polski i Litwy». «Bibl. Warsz.». 1844 г.
5) О готах - литовцах статья Латома (Lathom) в «Современнике» 1853 г. XLII. Ф. Браун: «Разыскания в области гото-славянских отношений: Готы и их соседи до V вика». 1899 г.
6) А. Погодин: «Древние литовцы». «Книга для чтения по русской истории» Довнар-Запольскаго. Т. I. Москва. 1903 г. стр. 629.
7) В науке высказано мнение, что литовцы занимали огромную площадь нынешней южной России и даже Балканскаго полуострова. Бассанович в своих этнологических исследованиях находит на Балканском полуострове литовския названия разных урочищ. Дунай часто прославляется в литовских песнях. Главнейшая литература по этому вопросу: Кочубинский: «Територия доисторической Литвы». «Журн. Минист. Народн. Просвещ.» 1897 г. СССIХ. «Следы литовскаго владычества в новороссийском крае» - А. Скальковскаго, в «Жур. Мин. Внут. дел». 1845 г. т. XI. «Об окружных жителях балтийских окрестностей». Ю. Венелина в «Чт. Общ. Ист. и Др. Рос.» 1846 г. № 4.
8) В русской литературе, за исключением случайных заметок, совершенно нет изследований о «ятвягах», равно и о «голяди» (литовское племя доходившее до пределов тульск. губ.).
9) Костомаров: «Литовское племя и отношение его к русской истории».
10) Впрочем, филологическия разследования древне-литовской географической номенклатуры допускают и другия объяснения вышеприведенных наименований.
11) Ign. Daniłowicz: Skarbiec diplomatów papieżskich, cesarskich, królewskich, książęcych... posługuiących do krytycznego wyjasnienia dziejów Litwy.» Wilnо. 1860 - 1862 г. t. I, str. 36. По сообщению кведлинбургской, магдебургской летописей и летописца Сека, Брунон был убит «in confinio Russiae et Lituae», а по словам Дитмара и Мариана Скотта « - in confinio Russiae et Prussiae».
12) «Kronika Dytmara, spolszczona przez Zygm. Komarnickiego». Zytomierz r. 1862, стр. 267.
13) Т. Narbutt: «Dzieje starożytne...» t. II, str. 310.
14) Helmold: «Kronika sławianska» Warszawa. 1866 г. стр. 6.
15) Т. Narbutt: «Dzieje starożytne nar. litew.» t. II str. 310.
16) Нарбутта т. II, стр. 311.
17) Balinski: «Starożytna Polska», t. III, str. 509.
18) Danilowicz: «Skarbiec»... t. I, str. 36. «Название литовскаго народа» «Ков. губ. Вед.» 1849 г. № 3. «О происхождении и названии литовскаго народа» «Ков. губ. вед.» 1854 г. № 10, 1855 г. № 1.
19) Литовская мифология в русской литературе мало разработана. Из польских писателей ею занимались - Стрыйковский, Крашевский, Балицкий, Нарбутт и др. В ней находили следы иранской, кельтогальской, греко-римской, скандинавской, славянской теософии. А. Вrückner: «Starożytna Litwa. Ludy i bogi. Szkice historyczne i mitologyczne». Warszawa. 1904. А. Mierzynski: «Zrodła do mitologiy litewskiej». I. - «Od Тасуtа do konca XIII wieku. II - Wiek XIV, XV. Warszawa. 1892 и 1896. Вольтер Э. «Об изучении литовской мифологии». Пам. книжка Ковенск. губ. 1887 г. Литовская мифология изложена сравнительно подробно у Иловайскаго: «История России. - ч. III. - Московско-литовский период». СПБ. 1883 г. Миллер В. «Очерки арийской мифологии». Москва. 1876 г. стр. 129 - 133. Кузнецов: «О литовской мифологии Нарбутта». в «Изв. Имп. Рос. Геогр. общ.» 1873 г. т. IV, № 4.
20) Narbutt. Dzieje staroż. nar. Lit.» I, str. 225. Jaroszewicz - «Obraz Litwy» t. I, str. 192; Коjа1оwicz - «Histor. Lituaniae». Раrs рrior de rebus Lituanorum» р. 31. А. Погодин считает вымыслом хронистов все, что разсказывается о Ромове, Зниче, Криве-Кривейто. Мержинский: «Ромове». Археолог. изслед. Труды X археологич. съезда I стр. 350 - 355. Теобальд. «Зничь. Мнимый священный огонь языческо-литовский». «Виленск. Вестн.» 1890 г. № 93. Его же. - «Литовские языческие очерки». Историческия изследования. Вильна. 1890 г.
21) Бестужев-Рюмин: «Русская История» Спб. 1872 г. т. I. Костомарова Н.: «Русские инородцы - литовское племя» (из лекции по русской истории, читанных в С.-Петербург, университете 1860 г.) Напечат. в «Русском Слове» 1860 г. № 5.
22) Известно, что древний литовец XVI в., приговоренный к смертной казни, вешал себя собственными руками.

Ф. Кудринский. Литовцы (Общий очерк) // Виленский календарь на 1906 простой год. Издан под редакцией Ф. Н. Добрянского. Вильна: Типография «Русский Почин», уг. Виленской ул. и Богадельнаго пер. дом Одынца № 25. Дозволено Цензурою. Вильна, 3 Декабря 1905 г. С. 75 – 92.

Современная энциклопедия

- (самоназвание летувяй) народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек, 1992). В Российской Федерации 70 тыс. человек, в Латвии 34,6 тыс. человек; в США св. 300 тыс. человек Общая численность 3,45 млн. человек (1992). Язык литовский. Верующие… … Большой Энциклопедический словарь

ЛИТОВЦЫ, литовцев, ед. литовец, литовца, муж. Народ, составляющий основное население Литвы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЛИТОВЦЫ, ев, ед. вец, вца, муж. Народ, составляющий основное коренное население Литвы. | жен. литовка, и. | прил. литовский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (самоназвание летувяй), народ, основное население Литвы. В Российской Федерации 70 тыс. человек. Язык литовский балтийской группы индоевропейских языков. Верующие в основном католики. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Литовцы - (самоназвание летувяй) народ общей численностью 3450 тыс. чел., основное население Литвы (2924 тыс. чел.). Другие страны расселения: США 290 тыс. чел., Российская Федерация 70 тыс. чел., Латвия 35 тыс. чел., Канада 28 тыс. чел., Польша 15 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ев; мн. Нация, основное население Литвы; представители этой нации. ◁ Литовец, вца; м. Литовка, и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. * * * литовцы (самоназвание летувяй), народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек, 1995). В Российской Федерации … Энциклопедический словарь

литовцы - представители самой большой по численности нации среди народов Прибалтики. Вне своей республики литовцы расселены во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. Только за период 1886 1940 гг. из Литвы уехало около 25 процентов всего ее… … Этнопсихологический словарь

литовцы - ЛИТОВЦЫ, ев, мн (ед литовец, вца, м). Народ, составляющий основное коренное население Литвы (Литовской Республики), государства в Вост. Европе; люди, принадлежащие к этому народу; офиц. яз. литовский, балтийской группы индоевропейской семьи… … Толковый словарь русских существительных

- (самоназв. лиетувяй (lietuviai)) нация, составляющая осн. часть населения Литовской Советской Социалистической Республики. Численность Л. в СССР 2326 тыс. чел. (1959); из них в Литовской ССР 2151 тыс. чел., в др. республиках (гл. обр. северо… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно , М.К. Любавский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Настоящий фундаментальный труд, обобщающий историю великого княжества Литовского до его вхождения в…
  • Из князи в грязи , Александр Бубенников. Корчатся в языках пламени боярин Мамон и его жена. С ужасом смотрит народ, непривычный к подобным зрелищам, на их муки. С ужасом смотрит на это и князь Иван Можайский, лично повелевший…

(34,6 тыс. человек), Белоруссии (7,6 тыс. человек), Украине (11,3 тыс. человек), Польше (15 тыс. человек), США (290 тыс. человек), Канаде (28 тыс. человек) и др. Общая численность 3,45 млн. человек. Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с XVI века на латинской графической основе. Верующие - главным образом католики.

Основой формирования литовцев были балтийские племена, предки которых, отождествляемые с носителями неолитической культуры ладьевидных топоров, проникли в бассейн рек Неман и Даугава в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры, ассимилировав местное население. В начале нашей эры здесь сформировались племена, вошедшие позднее в состав литовцев, - собственно литовцы, или аукштайты, жемайты, скальвы и надрувы, а также часть судавов, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотангов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в XVI веке субэтническую группу летувинников (литовников).

В IX-XII вв. складываются государственные образования - княжества-«земли»: Делтува, Каршува, Летува и др., объединённые в первой половине XIII века в Великое княжество Литовское, включая северо-западные области Белоруссии (так называемую Чёрную Русь), со второй половины XIII века - западно-русские земли, к середине XV века - вплоть до Верхнего Поднепровья и верховьев Оки и Волги. В XIII-XIV вв. Литва вела борьбу с агрессией Тевтонского ордена, захватившего в 1283 земли пруссов и в 1382-98 - Жемайтию. После принятия католичества в 1387 усиливаются связи Литвы с Польшей , приведшие к образованию в 1569 единого польско-литовского государства - Речи Посполитой - и усиленной полонизации литовской феодальной верхушки. Литературный язык начал складываться на основе аукштайтского диалекта с XVII века.

В 1795-1815 этническая территория литовцев вошла в состав Российской империи. В 1919 образована независимая Литовская республика, в 1940-90 - Литовская ССР в составе СССР. В марте 1990 Верхний Совет республики принял Акт о восстановлении Литовского государства, в мае - Декларацию о государственном суверенитете Литвы .

Основное традиционное занятие литовцев - пашенное земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с конца XVIII века - картофель). Старинные орудия - двузубая соха, борона-суковатка, вытесненная в XIX веке плетёной, затем рамной бороной, коса (в западных районах), в центральных - полукоса (коса с короткой рукояткой), в восточных - зубчатый серп; молотили цепами и деревянными катками. Были развиты коневодство, разведение крупного рогатого скота и свиней. Традиционное бортевое пчеловодство в XVI-XIX вв. сменилось на колодное, а в конце XIX - первой половине XX вв. - на рамное. На морском побережье развивается рыболовство. Традиционные ремёсла - ткачество, вышивка, кузнечное, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство.

Древнейший тип поселения - деревня с кучевой планировкой, в XVI веке распространилась уличная планировка, в XIX-XX вв. - однодворки (на западе они известны с древности). Усадьба состоит из жилого дома (в деревнях он ставился торцом к улице, перед ним разбивался цветник) и хозяйственных построек (кладовой-клети, риги, бани, скотного двора), расположенных вокруг открытого двора. Планировка усадеб в деревнях носит более строгий характер, чем на хуторе с разбросанными хозяйственными постройками. Древнейший тип жилища (нумас), служившего также хлевом, - однокамерная срубная постройка с открытым очагом в центре и дымовым отверстием в коньке крыши - по археологическим данным известен с 1-го тысячелетия нашей эры, с XVI века используется в основном как хозяйственная постройка и помещение для скота. На востоке распространяется курная изба с холодной пристройкой-сенями.

К XIX веку формируются 3 традиционных типа литовского жилища: жемайтский на западе, аукштайтский на востоке и юго-востоке, занеманский. Жемайтский срубный дом (троба) восходит к старинному нумасу: имеет четырёхскатную крышу, иногда с дымовыми отверстиями; в центре - нежилое помещение с очагом (каминас), на котором теперь готовят корм скоту (первоначально - единственным очагом в доме), по сторонам - жилые комнаты, теперь отапливаемые печами-голландками. Занеманский дом (гринча) близок к жемайтскому, имеет длинный узкий корпус с крыльцом в длинной стороне, ведущим в сени, и дополнительным входом с торца, ведущим в рабочие помещения, крыша двускатная, пологая, соломенная, черепичная или тесовая, в центре дома - кухня с сенями, с одной стороны от них - общая комната для повседневных работ с хлебной печью и отапливаемыми лежанками, с другой - спальня и помещение для гостей. Аукштайтская изба (пиркя) имеет прототипом курную избу, известную в Латгалии, у западных русских и белорусов. Состоит из жилой избы с чёрной русской печью, сеней и холодной светлицы-каморы. В первой половине XX века распространились сельские дома современной планировки типа коттеджей.

Традиционная женская одежда - длинная рубаха, широкая юбка (обычно 2-3), передник, тканый или плетёный пояс, по праздникам - безрукавка. На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда - на твёрдой основе, замужние женщины - полотенчатый убор-намитку. Со второй половины XIX века распространились чепцы и платки. Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы. Верхняя одежда - покрывало-скара, зимой - сермяги, овчинные полушубки. По покрою, расцветке и технике изготовления тканей выделяются 6 основных вариантов костюма: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский.

Мужская одежда раньше утратила национальную специфику, чем женская: она состояла из холщовой рубахи, полотняных, суконных или полушерстяных штанов, жилета, холщового или суконного кафтана, валяной шляпы; зимой носили сермягу, овчинные шубы и полушубки. Традиционная рабочая обувь литовцев - лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки (клумпяй), в праздничные дни - сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма; сохранились традиции вязания узорчатых перчаток, чулок и т. п.

Основу питания составляли ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупа, горох, молоко, мясо. С конца XVIII - начала XIX вв. широкое распространение получили картофельные блюда. Сохраняются традиционные блюда из тёртого картофеля с мясной, творожной и др. начинкой (цепелины), сыр с тмином и др.

В литовской деревне были сильны общинные традиции - помочи (галка), сябровство, посиделки и т. п. До XIII-XIV вв. преобладали большие семьи, позже большая патриархальная семья сменилась малой. В традиционных семейных отношениях главную роль играл отец, двор передавался по наследству старшему сыну или зятю.

В свадебных обрядах особую роль играл сват (пиршлис) и конный глашатай (квеслис), оповещавший о свадьбе. Традиционная свадебная обрядность богата песнями, шуточными диалогами, играми. Важное значение имели календарные праздники с ряжением на Святки и Масленицу, гулянья с кострами, качелями и т. п. на Иванов день и др. Традиции народных гуляний сохраняются до настоящего времени. Для народного искусства характерны деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка, обработка янтаря. Наиболее известные произведения фольклора - песни-дайны, трудовые, обрядовые, семейные, военно-исторические и др. С начала XX века устраиваются праздники песен, вселитовские - с 1924. Богат сказочный фольклор, повлиявший на профессиональное искусство (поэма и балет на сюжет сказки «Эгле - королева ужей»). В фольклоре многочисленны этиологические предания, реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.).

Литовцы с древнейших времен обитали у Балтийского моря. На это указывают данные лингвистики об отношении литовского языка к языкам остальных индоевропейских народов, затем топографическая номенклатура, а также все исторические данные. Длительные тесные связи литовцев со славянами можно считать научно установленным фактом, а существование балто-славянского единства в период, когда остальные индоевропейские народы уже разделились на отдельные ветви, можно также считать бесспорным, несмотря на сомнения, которые высказал А. Мейе. Но даже если не было абсолютного единства, то все же только со славянами у них были такие близкие отношения, которые привели к образованию двух диалектных районов единой балто-славянской области, причем народы обоих районов хорошо понимали друг друга. Когда здесь произошло окончательное разделение, сказать трудно. Правда, на основании того факта, что в славянский язык из иранского языка перешло слово churu (куръ), которое в литовском языке отсутствует, или на основании того, что финское название меда перешло в литовский язык (ср. литовское v?rias , pr. vargien , латышское var? ), в то время как в славянском языке имеется собственное слово «медъ», делался вывод, что во время прихода скифов в южную Русь и даже еще раньше, в начале II тысячелетия до н. э., в эпоху бронзы, оба народа уже жили раздельно. Однако такие доказательства для определения даты разделения этих народов совершенно неубедительны в настоящее время, если не считать того факта, что в начале нашей эры это разделение здесь уже произошло. Можно лишь сказать, что как славянские племена, так и литовцы представляли в это время самостоятельные объединения.

Нельзя также дать точный ответ и на вопрос, где первоначально проходила граница между обоими народами. Нынешняя территория Литвы и Латвии отделена от немцев, русских и финнов линией, протянувшейся от моря, начиная от устья Мемеля через Гольдап, Сувалки, Гродно, Друскеники на Немане, Вильнюс, Двинск (Даугавпилс), Люцин (Лудза) к Псковскому озеру и далее через Валк (Вулка) обратно к морю до Рижского залива. Эта территория по сравнению с территорией, занимаемой находящимися по соседству с Литвой и Латвией немцами или славянами, незначительна. Невелико и количество населения: по статистическим данным за 1905 год в России насчитывалось немногим больше 3 миллионов литовцев и латышей. Но первоначально литовцы не были так малочисленны. Занимавшаяся ими территория простиралась когда-то на западе вплоть до Вислы (литовские пруссы), а на севере до прихода финнов (см. выше, стр. 134) - до самого Финского залива; граница, отделявшая их от праславян и прафиннов, также проходила значительно дальше от моря, чем теперь.

В 1897 году профессор Кочубинский на основании разбора топографической номенклатуры нынешней Белоруссии пытался определить территорию доисторической Литвы. В его работе было отмечено много недостатков, и действительно, познания Кочубинского в старолитовском языке были недостаточны для решения столь трудной проблемы. Нельзя также не отметить, что новейшие лингвисты искали в бассейне Немана и Двины и кельтскую номенклатуру и что А. А. Шахматов даже такие наименования, как Неман, Вилия, считавшиеся раньше литовскими, рассматривал как кельтские.

Однако несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что территория нынешней Белоруссии первоначально в значительной своей части была заселена литовцами, что древние литовцы проникли до Ломжского Полесья, до северной части бассейна реки Припяти и до части бассейна реки Березины и что на Двине они зашли настолько далеко на восток, что где-то на территории бывшей Московской губернии сталкивались с волжскими финнами, что подтверждается также многочисленными примерами сходства в литовском языке и языке волжских финнов. Даже известный Лядинский могильник у Тамбова был объявлен археологами памятником литовской культуры, что, однако, весьма сомнительно. Но, с другой стороны, несомненно, что еще в XII веке на реке Протве в Московской губернии обитал народ литовского происхождения - голядь, - видимо, представлявший собой остатки первоначальных литовских насельников этой области (см. далее), а также что еще в XIII веке литовские поселения находились у истоков Двины, Волги, на Вазузе и в части Тверской и Московской губерний. Появление здесь голяди объясняется тем, что широкий клин славянской колонизации, продвигаясь вперед с большими усилиями, рассек область, занятую литовцами, и отделил их от волжских финнов.

В истории литовцы впервые появляются под именем «остиев» (????????) у Пифия, если, разумеется, полагать, что и аэстии тацитовской «Германии» (с. 45) являются литовцами и что уже позднее их наименование перешло на финнов, пришедших к Финскому заливу. Такое объяснение хотя и принято, но вовсе не обязательно.

Птолемей в своей карте Сарматии (III, 5, 9, 10) приводит у побережья Балтийского моря большое число наименований племен, и некоторые из них, несомненно, являются литовскими. Однако мы не можем сказать, какие именно из этих наименований являются бесспорно литовскими, за исключением двух - ???????? и????????. Первое наименование тождественно с русской голядью и с названием области Галиндия , которая известна позднейшим историческим источникам в Восточной Пруссии, в области Мазуров. Второе наименование тождественно с названием области Судавия , расположенной по соседству с Галиндией по направлению к Сувалкам. Наконец, и?????????, ошибочно помещенные Птолемеем далеко вглубь Сарматии, являются литовским племенем борусков (Пруссия - Боруссия). Зато, однако, наименование??????? не тождественно, как это полагал Мюлленгоф, наименованию литва , а является славянским названием велеты .

После Птолемея прошел долгий период времени, когда о Литве не было никаких известий. Только русские летописи, в первую очередь древнейшая Киевская, дают нам описание Литвы такой, какой она была известна русам в X и XI веках. В тот период пруссы обитали у побережья Варяжского моря, занимая область, протянувшуюся на восток от нижней Вислы и Дрвенце. Далее к востоку идут собственно литовцы , на север от них и западнее Полоцка зимегола , затем на правом берегу реки Двины летьгола ; южнее Рижского залива, у моря, обитало племя корсь , наконец, где-то еще, в месте, точно не установленном, племя, называемое нарова, норома (нерома ). О племени голядь , локализированном на реке Протве, отделенном от остальных литовцев, я уже упоминал выше.

В позднейший период произошло дальнейшее перемещение племен и изменение их названий. Пруссы стали с XIII века исчезать, особенно после того, как они в 1283 году были окончательно порабощены. Прусский язык еще в XVI веке влачил жалкое существование, и уже в 1684 году, по свидетельству Гарткноха, не было ни одной деревни, где бы понимали по-прусски. Литва разделилась на две части: Верхнюю Литву (в области Немана и Вилии), называемую Аукштота, и Нижнюю (на запад от Невяжи) Жемайтию, по-польски - жмудь . О Галиндии и Судавии в Восточной Пруссии уже упоминалось выше. Последним значительным племенем в XIII веке являлись ятвяги (по-польски Jadzwing). Это племя известно, правда, и Киевской летописи по походу Владимира на них в 983 году, однако где обитало это племя, говорят лишь позднейшие летописи XIII века, помещающие его за реки Нарев и Бобру, в озерные области Пруссии, куда они пришли незадолго до этого со своих первоначальных поселений, находившихся дальше к востоку. Таким образом, они обитали в Полесье, и нынешние русские и польские полешане (Pollexiani в польской хронике) - потомки ятвягов. Дрогичин на Буге, однако, не был их округом, как это считалось ранее. В пользу этого нет исторических доказательств, а старые археологические находки в окрестностях Дрогичина, насколько мне известно, носят славянский характер.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Литовцы против литовцев Юозас Абразявичус (родился в 1903 году), обучался в Каунасском (1922–1927) и Боннском (1931–1932) университетах. Преподаватель литовского языка и литературы в каунасской гимназии «Аушра» («Заря»), а с 1938 г. на филологическом факультете Каунасского

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

4. Литовцы и финны в Северной Руси В предыдущем рассказе мы уделяли главное внимание судьбам Южной Руси. В какой-то степени нас вынудил к такому подходу тот факт, что как в византийских, так и восточных источниках слишком мало сведений о Северной Руси. Однако, даже

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Литовцы и рыцари немецкие 1185-1200 годы На берегах Балтийского моря, стало быть, на западе России, в нынешних губерниях Лифляндской, Эстляндской и Курляндской, жили в XII веке литовцы и народы чудские, или просто чудь. Потомков последних мы видим теперь в наших финнах, или

Из книги Эпоха крестовых походов автора Лависс Эрнест

Глава 12 Восточная Европа: славяне, литовцы, венгры (середина XI - конец XIII в.) История Восточной Европы с XI по XIII в. не лишена аналогии с историей Западной Европы. Историческая материя находится в постоянном движении, и неопределившиеся национальности стремятся к

Из книги Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха автора Чуев Сергей Геннадьевич

Литовцы в Вермахте и СС В январе 1943 года начальник СС и полиции Литвы бригаденфюрер Визоки (впоследствии его сменил на этом посту бригаденфюрер Харм) предпринял попытку организовать из литовцев национальный легион СС. Мероприятие закончилось неудачей. Население под

Из книги Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский автора Андреев Александр Радьевич

Глава 5. Крестоносцы и литовцы 1230–1238 годы Пробыв в Новгороде после вокняжения в 1230 году всего две недели, князь Ярослав Всеволодович уехал в Переяславль, оставив за себя на Ярославовом дворище сыновей Федора и Александра.Джон Феннел писал о взаимоотношениях князя

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Литовцы и крестоносцы Разрозненные литовские волости, связанные между собою лишь племенной связью да властью могущественного Криве-кривейто, вероятно, долго еще не составили бы сильного государства, если бы исторические обстоятельства не помогли этому. Пока соседями

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Литовцы и крестоносцы» Торн – ныне польский город Торунь.Курляндия – Курземе, область расселения балтского племени куршей (корсь); ныне Западная Латвия.…брат Витеня Гедимин – степень родства Витеня и Гедемина до сих пор вызывает споры. Есть, например, версии

Предлагаем обзор, подготовленный по материалам нескольких официальных и полуофициальных литовских изданий для заграницы, о ранней литовской истории, включая период языческой Литвы и вопрос происхождения литовцев.

Продолжение публикации о происхождении Литвы и литовских особенностях. Начало см. на

Немного о литовской этнографии и географии

Балтские племена в XII веке.

В обозначенный период они еще были язычниками.

Из этих племен позднее сформировались два родственных народа - литовцы и латыши.

(Илл. из официального литовского издания для заграницы к 600-летию Грюндвальдской битвы (2010 года).

На территории Прибалтики (т.е. области, примерно соответствующей современным Литве, Латвии, Эстонии, а также бывшей Восточной Пруссии, — немецкой территории, которая ныне состоит в России) в период начала формирования литовской государственности в XI-XII вв. проживало два финно-угорских племени: эсты (предки современных эстонцев) и родственные им ливы (ныне ливов всего несколько сот человек, живущих, главным образом, на территории Латвии); а также народности балтской группы, включавших племенные образования литва, жемайтов, ятвягов, куршей, латгалов и пруссов.

Рыцарские ордена, о которых мы говорили выше, завоевали ту часть Прибалтики, которая стала известна как Ливония (совр. Эстония и Латвия), т.е. территорию эстов, родственным им ливов, а также части балтов — латгалов и некоторого количества куршей. Также постепенно была завоевана вся область проживания пруссов , которые позднее полностью ассимилировались с немецким населением новообразованной германской Восточной Пруссии.

Из сохранившихся в Прибалтике народностей балтской группы — сформировались два родственных народа — литовцы (включили в себя собственно племя литва и его ответвление жемайтов, а также ятвагов и часть куршей) и латыши (включи в себя племя латгалов и частично куршей) .

Таким образом, в наше время на территории трех прибалтийских республик существуют три титульных наций: одна финно-угорского происхождения — эстонцы, имеющая общие корни с финнами; и отличная от эстонцев балтийская группа — родственные между собой литовцы и латыши .

Из трех существующих ныне титульных народов прибалтийских республик только литовцы смогли сохранять свою государственность с древнейших времен в течение почти тысячелетия до наступления Нового времени (литовцы лишились государственности только около 350 лет назад, восстановив ее в XX в.). В свою очередь, эстонцы, и латыши свою государственность обрели только в XX веке.

Литовское государство - средневековая сверхдержава - от моря до моря (на карте обозначена под цифрой 1).

Литовско-польское государство в 1466 году (вскоре после объединения литовской и польской короны и в период правления литовского князя и польского короля Казимира IV) и сопредельные гособразования:

Итак, под цифрой 1 обозначено Великое княжество Литовское;

Под цифрой 2 - королевство Польское;

Сопредельные гос. образования: 3 - Орден рыцарей меченосцев (по-польски Zakon Kawalerów Mieczowych);

4, 5 и 6 - соответственно Псковская, Новгородская республики и Тверское княжество;

7 -Золотая Орда; 8 - Московия;

9 - Чехия; 10 - Венгрия; 11 - Дания;

12 - Крымское ханство под вассалитетом Османской империи;

13 - Австрия;

14 - земли немецких рыцарей в Восточной Пруссии под вассалитетом литовско-польского государства;

15 польское Мазовецкое княжество под вассалитетом литовско-польского государства;

16 - Бранденбург;

17 и 18 - Померанские княжества (государства с польским и немецким населением, в рассматриваемый период под влиянием польской короны);

19 - Швеция;

Интересные факты о Литве

Литовское государство — средневековая сверхдержава .«После того, как в 1387 году с соседней Польшей был заключен Пакт (Уния), уже к 1430 году владения и мощь Литвы простирались от Черного до Балтийского моря» (Литовско-польское государство непосредственно граничило с . Прим. сайт). (

Современная Литва (2012) — это самое большое из трех балтийских государств . Его территория 65300 кв. км. (что, примерно, равно двум Бельгиям). Местность представляет собой плодородную низменность, усеянную множеством озер. Наибольшая протяженность границы с Беларусью — 502 км; Протяженность литовского побережья Балтийского моря — 99 км; (Из справочника «Вильнюс на русском языке», изданного Муниципальным правительством Вильнюса ок. 2007 г.) .

Отметим, что в настоящее время Литва счастливо не имеет общей границы с основным массивом России, за исключением границы с российской энклавной областью в бывшей Восточной Пруссии (227 км).

В Литве находится географический центр Европы . В 1989-м году Национальный географический институт Франции установил, что в 24 км к северо-западному направлению от Вильнюса находится географический центр Европы. (Из справочника «Литва. Новая и неожиданная». Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г ). (Под географическим центром Европы имеется в виду литовское село Гирия. Прим. сайт)

Литва — единственная из трех балтийских государств имеет тысячелетнюю историю, и в 2009 году отмечалось тысячелетие Литвы . (Из справочника «Литва. Тысячелетие в центре Европы». Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г) . Здесь имеется в виду, что среди трех ныне существующих прибалтийских государств только литовцам удалось сохранять государственность с языческих времен и до исторического периода Нового времени (когда в 1569 году Литва была полностью слита с Польшей). В то же время соседи литовцев — эстонцы и латыши со времен завоевания рыцарями-крестоносцами Ливонии (территория нынешней Латвии и Эстонии) ок. 1200 г. непрерывно находились под управлением то немцев, то поляков, то шведов, то датчан, то русских.

Монашки первые указали на факт существования Литвы, описывая попытки крещения язычников . Как пишет упомянутый выше справочник «Вильнюс на русском языке» : «История Литвы может быть прослежена в глубь веков по крайней мере с VII века, когда первые балтийские племена селились на берегах ее многочисленных рек.. Слово Литва, а точнее латинское название Lituae, впервые упоминается в Кведлинбургской хронике 1009 года. Текст летописи гласил: о том, что архиепископа «в Литве язычники оглушили ударом по голове, и тот отправился на небеса». (Так в тексте современного литовского справочника «Вильнюс на русском языке». Более точную версиию из летописи мы привели в начале этой статьи. «Анналы Кведлинбурга» на протяжении столетий составлялись не монахами, а учеными монахинями в женском Кведлинбургском аббатстве, возле города Кведлинбург в Саксонии. Интересно, что комплекс аббатства до сих пор существует, но с периода реформации это не монастырь, а просто приход, который принадлежит лютеранской церкви, не одобрявшей, как известно, монастыри. Но вернемся к Литве. Как следует из последующих изысканий историков, деятельность миссионера Бруно, который фигурирует в тексте «Анналы Кведлинбурга» с первым упоминанием Литвы была связана с неудачной попыткой крещения местного вождя Нетимера (Netimer), управлявшего балтийским племенем пруссов (о них в основном тексте обзора).

Языческий жрец Лиздейка толкует сон князя Гедиминаса, связанный с основанием Вильнюса .

«Поселения на территории современного Вильнюса существовали еще в VII в. до нашей эры, однако в письменных источниках (что означает его официальное признание исторической наукой) город впервые упоминается лишь в XIV веке, в период правления Великого князя Гедиминаса.

Согласно преданию, после удачной охоты князь остановился лагерем на ночлег недалеко от того места, где сливаются реки Вильня и Нярис. Усталый, он лег спать. И приснился князю железный волк, вой которого был подобен вою сотни волков. Что бы это значило?

Гедиминас попросил Кривю Кривайтиса (верховного жреца Литвы) Лиздейку истолковать значение сна. Жрец сказал, что волк — это символ большого и сильного города, а его вой — молва, слава, которая распространится по всему миру. Сон оказался вещим. На этом месте появился Вильнюс. 1323-й признан годом основания города. Гедиминас стал приглашать в новую столицу европейских торговцев, ремесленников и религиозных деятелей. В последующие двести лет Вильнюс процветал, привлекая иноземцев: славян, немцев, татар и евреев (город до сих пор называют Северным Иерусалимом). В начале XVI века Вильнюс был обнесен оборонительной стеной, небольшой фрагмент которой сохранился до сих пор». (Из справочника «Вильнюс на русском языке», изданного Муниципальным правительством Вильнюса ок. 2007 г.)

Составление сайт

В географии Литвы официальный справочник «Литва» (Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г) выделяет среди самого главного следующее:

« И хотя в Литве нет ни гор, ни дремучих лесов, красота ее — в разнообразии ландшафта. Меж холмов, мягко вырастающих из глади равнин, медленно текут реки и голубеют озера. Самая большая река, Нямунас, несет с собой воды всех остальных рек до самого Балтийского моря, где находится одно из самых замечательных мест на всем « янтарном побережье » . Это Куршская коса , узкая полоса песчаных дюн и сосен, общей длиной около 100 км, которая начинается на юго-западе и доходит почти до Клайпедского порта, огибая огромный Куршский залив. Веками на эти золотые пески море выносит свой драгоценный дар, янтарь. Куршская коса внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО».

Литва сквозь века

«До наступления Средневековья население балтийских берегов, состоящее из жемайтов, ятвягов, куршей, латгалов и пруссов (samogitians, yatvingians, curonians, latgalians prussians) — предков современных литовцев и латышей, процветала, ведя торговлю янтарем . (Официальное издание «Литва. Новая и неожиданная» 2005 г. называет также древнейшими предками литовцев балтийское племя айстиев, которые торговали янтарем еще с древними римлянами. Прим. сайт).

Первое упоминание Литвы и литовцев содержится в летописи XI-го века. Дальнейшая эволюция Литовского государства происходила из-за необходимости борьбы с «религиозным» пылом германских рыцарей, начавших крестовые походы. Литва была последним языческим государством в Европе , которое должно было быть обращено в христианство.

XIII век. Местные вожди объединились под предводительством первого и единственного короля Литвы Миндаугаса (Mindaugas), чтобы противостоять вторжениям со стороны Тевтонского и Ливонского орденов . Объединенная литовская армия нанесла тяжелое поражение ливонским рыцарям Ордена меченосцев в битве при Сауле (1236). (Саул — современный литовский город Шауляй. Прим. сайт). Миндаугас крестился и короновался в 1253 году, получив Папское признание. Однако Миндаугас был вскоре свергнут (1261), и от католицизма в Литве отказались. В то же время правление Миндаугаса завершило превращение литовских земель в мощное Великое Герцогство.

XIV век стал свидетелем основания Вильнюса (под названием Вильно, Вильна — Vilna,Wilno) в 1323 году под эгидой великого князя Гедиминаса (Gediminas — 1316 −1341). Гедиминас построил это укрепленное поселение при впадении рек Вилии (Нерис) и Вильня, куда он приглашал купцов, ремесленников и монахов.

Согласно легенде, когда Гедиминас мечтал о новом укрепленном городе-крепости на вершине холма в устье Вильня, то он услышал вой волка. Этот вой волка был истолкован как благоприятный знак, чтобы основать великолепный город и форт — будущую столицу королевства. Мифологический волк (лит. vilkas), символизирующий власть, величие и славу, оставил свое имя в названии города (Вильнюс, Vilnius) .

Завоевания Гедиминаса на Востоке привели к подчинению княжества Смоленского. Тем не менее, активизация борьбы с на Западе, в сочетании с растущей угрозой сил московитов на Востоке, обратили литовцев на поиски династической унии с Польшей. В соответствии с положениями З акона Крево (Krevo Act 1385) — ( . Прим. сайт) , великий князь Ягайло (или иначе Ягелло, Jogaila — Jagiello) женился на польской принцессе Ядвиге (Jadyyga), также известной как Ядвига Анжуйская, и перешел в католицизм. С подписанием унии закончилась политическая и культурная изоляция Литвы. В 1387 году Вильнюс принял Магдебургское право (Магдебургское право — средневековая система городского самоуправления, пошедшая из одноименного германского города Прим. сайт).

Династия Ягеллонов правила польско-литовским королевством в течение двух веков (1386 −1572).

XV век. Начало века ознаменовалось разгромом тевтонских рыцарей в битве при Грюнвальде / Griinwald (лит. Zalgiris) в 1410 г. польско-литовскими войсками под совместным руководством Владислава Ягеллона (Ladislas Jagiellon) и великого князя Витаутаса (Vytautas). (Иначе говоря - соответственно, Ягайло и Витовт) .

Витаутас Великий, один из самых выдающихся литовских средневековых политических деятелей, осуществивший централизацию Великого княжества и успешно вел войну против Московии. К моменту его смерти в 1430 году литовская гегемония достигла своего апогея, простираясь от Балтийского до Черного морей . Его смерть, однако, также положила конец независимому государству Литвы. В 1440 г. польская и литовская короны были объединены.

Согласно условиям Брестской унии (1565) Православная церковь Литвы переходит в ведение Римско-католической церкви в качестве католиков-униатов . (Брестская уния была принята после съезда православного духовенства литовско-польского государства в Бресте. При этом подавляющее количество верующего населения территории, где находится современная Литва, после принятия христианства и до сегодняшнего дня оставалось католиками . Прим. сайт).

Под опекой ягеллонских благодетелей — Зигмунта Старого (Zygmunt) и Зигмунта Августа (Zygmunt August) происходит внедрение идей гуманизма и распространение реформации в Литве. (Зигмунт Старый и Зигмунт Август, последовательно правившие с 1507 по 1572 гг. в качестве королей Польши и великих князей Литвы отец и сын, были последними представителями литовской династии Ягеллонов на троне литовско-польского государства. Хотя эти два правителя исповедовали католицизм, они не вели борьбу против реформации. Одновременно в 1563 году Зигмунт Август уравнял в правах православных и католиков, что было отражено и в Статуте Великого княжества Литовского 1566 года. Прим. сайт).

Значимые культурные достижения того времени включают книгопечатание, издание статута Литвы, и основания Вильнюсского университета (1579) иезуитами.

Заключение Люблинской унии (1569), ознаменовало окончательное преобразование польско-литовского союза в единое государственное Содружество — Rzeczpospolita (по-польски Rzeczpospolita (Речь Посполитая) можно перевести как «Содружество». Прим..

Прекращение династии Ягеллонов (1572) и начало избрания неместных королей на престол Rzeczpospolita привели к политической маргинализации Литвы. Польский стал государственным языком .

XVII / XVIII века. Постоянные войны с Россией и Швецией за Ливонию, Белоруссию и Украину ослабли Rzeczpospolita . Вильнюс неоднократно разорялся пожарами, эпидемиями и грабился шведами и казаками (Cossacks). Тройственный союз между Россией, Австрией и Пруссией привел к разделению Rzeczpospolita (в 1772, 1793 и 1795 гг.), Согласно результатам разделов, Литву отнесли к царской провинциальной административной системе (России). Царской власть принесла в Литву интенсивную русификацию и строгую цензуру», (Из справочника «Vilnius in your pocket», изданного в первый год после восстановления литовской независимости, 1992. (Перевод с английского и примечания сайт)

Этот обзор составлен сайт по нескольким официальным и полуофициальным литовским публикациям, а именно: справочнику «Литва» (Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г., рус. яз.); официальному иллюстрированному литовскому изданию, выпущенному совместно Министерствами культуры и иностранных дел Литвы к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010 г.,рус. яз.); справочнику по литовской столице и Литве «Vilnius in your pocket» (1992 г. и посл. издания, англ. яз.), справочнику «Познакомьтесь с Вильнюсом» (Вильнюсский туристический центр, ок. 2007 г., рус.яз.); др. материалам.