Льготы организациям страховые взносы производство. Льготы по страховым взносам

Порядок установления минимального размера взноса на капитальный ремонт, утверждения региональной программы капитального ремонта, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, определение размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, в Москве установлены Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом г. Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" (в редакции, действующей в 2019 году).

Обязанность и срок уплаты взносов на капитальный ремонт

В соответствии с действующим законом собственники жилья обязаны оплачивать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе взносы на капитальный ремонт (ст. 154, 155, 158, 169 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом , обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возложена на собственников квартир. Об обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт и ответственности за их неуплату читайте в статье по ссылке.

Собственники квартир в многоквартирном доме обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Срок уплаты взносов на капитальный ремонт определены статьей 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца , следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Таким образом , взносы на кап. ремонт необходимо оплатить до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. То есть за январь взнос оплачивается в срок не позднее 10 февраля, за февраль - до 10 марта, за март - до 10 апреля и т.д.

При нарушении сроков уплаты начисляются пени.

Новое. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

По общему правилу в отношении обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт действует трехгодичный срок исковой давности, и региональный оператор вправе принудительно взыскивать денежные средства в пределах корректно рассчитанных сумм задолженности собственников помещений в многоквартирных домах по взносам на капитальный ремонт.

Работы по кап. ремонту, оплачиваемые за счет средств фонда капитального строительства

Очередность проведения капитального ремонта определяется в региональной программе капитального ремонта.

За счет средств, перечисляемых на капитальный ремонт, могут быть выполнены следующие виды работ:

  1. ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, в том числе установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления электрической энергии, и узлов управления и регулирования потребления электрической энергии;
  2. ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения, в том числе установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления газа, и узлов управления и регулирования потребления газа;
  3. ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в том числе установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов;
  4. ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  5. ремонт крыши;
  6. ремонт фасада, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, ремонт фундамента многоквартирного дома.

Ставки взносов на капитальный ремонт в Москве

Обратите внимание, минимальные ставки взносов на капитальный ремонт в Московской области , а также льготы по их уплате иные.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается постановлением Правительства г. Москвы. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается в расчете на один квадратный метр занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме. В г. Москве применяются одни из высоких ставок в России.

Размер взносов на капремонт в г. Москве на 2019 год составляет 18,19 рублей/кв.м.

Ставки взносов на капитальный ремонт в г. Москве с 2015 года по настоящее время отражены в таблице.

Справочно. Постановлением г. Москвы от 4 декабря 2018 г. N 1498-ПП с 01 января 2019 года ставки взносов на капитальный ремонт увеличены до 18 рублей 19 копеек.

Льготы по уплате взносов на капитальный ремонт в Москве

Установлены федеральные и региональные льготы по уплате на капитальный ремонт.

Федеральные льготы

Законами, действующими в РФ, предоставлена льгота в виде компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 % для следующих категорий граждан:

  • инвалидам, участники Великой Отечественной Войны;
  • ветеранам боевых действий;
  • лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  • инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов;
  • гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию.

Региональные льготы

В Москве установлены льготы по уплате взносов на капитальный ремонт в виде скидок по оплате взносов и компенсации расходов по их уплате. Порядок предоставления льгот определены Законом г. Москвы от 23.03.2016 N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 05.04.2016 N 161-ПП.

Льготы на уплату взносов на капитальный ремонт предоставляется следующим категориям граждан:

  1. одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 %;
  2. одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 80 лет , - в размере 100 %;
  3. проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 %;
  4. проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 80 лет, - в размере 100 %.

Справочно. К неработающим гражданам пенсионного возраста относятся женщины, достигшие возраста 55 лет, мужчины, достигшие возраста 60 лет, не осуществляющие работу.

Важно. Таким образом, льгота предоставляется пенсионерам, достигшим возраста 70 или 80 лет, только в том случае, если они проживают сами или совместно с неработающими гражданами пенсионного возраста.

Меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт предоставляются:

  1. В виде скидки по оплате взноса на капитальный ремонт собственникам жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы (за исключением территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы).
  2. В виде компенсационной выплаты по оплате взноса на капитальный ремонт собственникам жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

Льготы по оплате взноса на капитальный ремонт предоставляются:

  • В беззаявительном порядке - собственникам жилых помещений, сведения о возрасте которых, составе их семьи, возрасте членов их семьи, факте неосуществления собственниками жилых помещений и (или) членами их семей трудовой и (или) иной деятельности имеются в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций города Москвы, в том числе в связи с получением собственниками жилого помещения, членами их семей региональной социальной доплаты к пенсии, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иных социальных выплат.
  • На основании обращения собственника с заявлением о предоставлении льгот – в случаях, если сведения о возрасте, составе семьи отсутствуют в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций.

Таким образом, если в органах власти г. Москвы имеются достаточные данные для назначения льготы, то она предоставляется автоматически.

В случае, если льгота положена, но ее не предоставляют, необходимо обращаться:

  • в филиал МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя, а также места нахождения жилого помещения в городе Москве, если начисление платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и формирование платежных документов осуществляется с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ";
  • в районные отделы Государственного казенного учреждения города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (далее - РОЦЖС), если начисление платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и формирование платежных документов осуществляется без использования Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" и платежные документы формируются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.

Документы для получения льготы:

  • заявление на компенсацию;
  • паспорт гражданина РФ заявителя (или иной документ, удостоверяющий личность), членов семьи, совместно зарегистрированных с заявителем, претендующим на получение компенсации расходов взносов на капитальный ремонт;
  • копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего прекращение работы и (или) иной деятельности (с предъявлением подлинника);
  • копия документа, подтверждающего право собственности заявителя на жилое помещение (в случае наличия нескольких жилых помещений, принадлежащих на праве собственности заявителю, копия указанного документа на остальные жилые помещения представляется по желанию заявителя) (с предъявлением подлинника).
  • документы, подтверждающие состав семьи заявителя (единый жилищный документ, выписка из домовой книги) или документ об одиноком проживании заявителя (единый жилищный документ, выписка из домовой книги);

Льготы предоставляются не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. Назначение льготы производится на основании заявления гражданина с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения.

Подготовлено "Персональные права.ру"

№ 1155134-6 с поправками в НК РФ, которые продлевают до 2023 года срок применения пониженных тарифов страховых взносов для IT-компаний, одобрен Госдумой и должен вступить в силу с 1 января 2017 года. Но, несмотря на наличие этой льготы, IT-компаниям бывает нелегко реализовать свое право на нее. Эксперт по налогообложению Игорь Кармазин проанализировал для БУХ.1С практику применения пониженных тарифов IT-компаниями и выяснил, у кого не бывает проблем с получением льготы и как относятся судьи к тем, кто свое право решает отстаивать в суде.

На практике проблем с доначислением взносов не возникает только у тех компаний, которые занимаются разработкой и реализацией своих собственных программных продуктов. Сложнее организациям, реализующим продукты сторонних разработчиков - администраторы страховых взносов нередко отказывают им в применении пониженных тарифов. Причем, как показывает судебная практика, по надуманным причинам.

Гарантированные законом льготы

Льготы по страховым взносам для IT-компаний установлены п. 6 ч.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Напомним, данный закон перестает действовать с 1 января 2017 года. Это обусловлено принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, который внес поправки в НК РФ и передал функции по администрированию страховых взносов налоговикам.

Закон дополнил вторую часть НК РФ главой 34 "Страховые взносы в РФ". Между тем, льготы по взносам и условия их предоставления остаются прежними. С той лишь разницей, что с нового года пониженные тарифы страховых взносов для айтишников будут регламентироваться п. 3 ч. 1 ст. 427 НК РФ.

В число "льготников" включаются организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Таковыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных, или оказывающие услуги по разработке, адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ.

Для того, чтобы иметь возможность применять пониженные тарифы , организация должна отвечать следующим критериям (ч. 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ):

  • наличие документа о государственной аккредитации;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ и оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, а также услуг по установке, тестированию и сопровождению указанных программ составляет не менее 90% всех доходов за период;
  • средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 7 человек.

Законопроект № 1155134-6 предполагает дополнить пункт 2 статьи 427 НК РФ новым подпунктом 1, который предусматривает, что для IT-организаций в течение 2017 - 2023 годов ставки страховых взносов составят :

  • на обязательное пенсионное страхование ‑ 8,0%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ‑ 2,0 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), - 1,8%;
  • на обязательное медицинское страхование ‑ 4,0%.

Напомним, в 2016 году IT-компании уплачивают взносы по следующим тарифам: в ПФР – 8%, в ФСС – 2%, в ФФОМС – 4% (п. 3 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ). Таким образом, льготный тариф по страховым взносам будет продлен до 2023 года включительно.

Утрата права на льготы

Лишение аккредитации, недостаточная численность работников и малый объем выручки от операций с программными продуктами в общей доле доходов (менее 90 %) повлекут невозможность применения льгот. Причем права на пониженные тарифы организация лишится, если по итогам отчетного периода будет зафиксирован хотя бы один из вышеуказанных фактов (ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ).

Например, если компания по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев не подтвердит соответствие условию о доле доходов, то она должна будет применить к выплатам работникам общеустановленный тариф страховых взносов. Причем общий тариф нужно применить с начала расчетного периода (календарного года) и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей.

Если организация по итогам деятельности за какой-либо последующий отчетный период подтверждает соответствие данному условию, то она вправе применить пониженные тарифы с начала года. При этом компания может произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета (Письмо Минтруда от 20.07.2016 № 17-3/В-281).

Если компания, необоснованно применяющая пониженные тарифы, не произведет перерасчет взносов в добровольном порядке, его произведут проверяющие. При этом организации будет предложено уплатить недоимку и соответствующие пени. Кроме того, компания будет привлечена к ответственности по п.1 ст.47 Закона №212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления.

Другая причина, наряду с отзывом аккредитации, по которой компания однозначно лишится права на применение пониженных тарифов – отсутствие необходимой среднесписочной численности работников. Несмотря на то, что эта численность определена в законе (не менее 7 человек), на практике с ее расчетом могут возникнуть спорные моменты.

Один из таких споров разрешил Арбитражный суд Пермского края в Решении от 24.09.2015 года № А50-13679/2015. Спор касался определения числа работников общества, которое осуществляло деятельность всего 10 месяцев (компания была создана в марте). Страхователь определял среднесписочную численность как суммирование численности работников за 10 месяцев и деления полученной суммы на 10 (по числу месяцев работы). При этом ФСС, отказывая в применении пониженных тарифов, делил полученную сумму на 12 месяцев.

Суд пояснил, что если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12. Это прямо вытекает из п. 84.10 Указаний, утвержденных приказом Росстата России от 12.11.2008 № 278. Произведенный таким образом расчет показал, что общество не выполняет условия о минимальной среднесписочной численности работников в целях применения пониженных взносов. Решение о доначислении взносов было признано законным.

Претензии страховщиков

Главная причина, по которой компании могут отказать в применении пониженных тарифов, а заодно и доначислить страховые взносы – это несоблюдение необходимой доли доходов (не менее 90 %) от реализации программ для ЭВМ и оказания услуг по их обслуживанию. Это является прямым нарушением страхователем условий для применения пониженного тарифа страховых взносов, установленных п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом расчет доли доходов для применения пониженных тарифов производится страховщиками весьма странным образом. В указанной доле обычно учитывают только доходы от реализации программного обеспечения и баз данных, разработанных самой IT- компанией, а также доходы от установки, тестирования и сопровождения тех программ для ЭВМ, разработку, адаптацию и модификацию которых она осуществляет.

Отметим, что такого правила в законодательстве не содержится. Оно является надуманным и искусственно сужает перечень возможных к получению доходов, которые учитываются в целях применения пониженных тарифов.

В результате, если доля доходов компании от реализации собственных продуктов составляет, скажем, 80 процентов, а все прочие доходы образуются от обслуживания сторонних программ, компании могут отказать в применении льгот. Между тем, согласно ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, оказание услуг по адаптации программ для ЭВМ и баз данных являются самостоятельным основанием для реализации права на уплату взносов в пониженном размере.

Но суды, к счастью, признают подобную позицию не соответствующей закону (см., например, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 22.08.2016 года № 18АП-9579/2016).

В некоторых случаях проверяющие идут еще дальше и доначисляют взносы по причине того, что IT-компания якобы вообще не является организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. К такому выводу страховщики могут прийти в связи с неосуществлением компанией деятельности по разработке программ для ЭВМ и баз данных (собственных программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).

С точки зрения того же ФСС деятельность по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных не дает права для применения пониженного тарифа. То есть, условие о собственной разработке программ и баз данных ЭВМ является ключевым в целях применения пониженных тарифов. Таким образом, компании, занятые реализацией, внедрением и сопровождением сторонних продуктов для ЭВМ, могут попасть в зону риска.

На наш взгляд, данные доводы контролеров являются ошибочными и не соответствуют нормам действующего законодательства. На ошибочность подобной позиции обратил внимание и Минтруд России в Письме от 25.11.2015 года № 17-3/В-572. В данном письме речь шла об организации, которая оказывала клиентам услуги по адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ несобственной разработки. Модификация и разработка программ организацией не осуществлялась. Минтруд указал, что с целью применения пониженных тарифов страховых взносов организация вправе учесть доходы от оказания услуг по адаптации и модификации программ для ЭВМ, в том числе тех, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам.

Положительная судебная практика

Полагаем, что с передачей функций по администрированию страховых взносов в ФНС России (c 1 января 2017 года), мало что изменится и судебная практика по вопросам применения пониженных тарифов страховых взносов IT-компаниями останется прежней. Сейчас арбитражные суды придерживаются мнения, что право на применение этой льготы не связано с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ и баз данных.

АС Уральского округа в Постановлении от 15.11.2016 года по делу № А76-28947/2015 прямо признал, что организации, не являющиеся разработчиками и не осуществляющие деятельность по разработке программ для ЭВМ, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Суд установил, что основным видом деятельности компании является «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (ОКВЭД 72.60). В проверяемом периоде обществом осуществлялась деятельность по оказанию услуг по адаптации, установке, тестированию и сопровождению правовой справочной системы. К созданию и разработке данной системы общество отношения не имело.

При этом компания имела государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Средняя численность работников общества в проверяемых периодах составляла не менее 30 человек. Все доходы (100%) были получены от деятельности по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что обществом в данном конкретном случае были соблюдены все условия, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов. Соответственно, решение о доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также соответствующих пени и штрафа было признано незаконным.

К схожему выводу пришел АС Уральского округа в Постановлении от 05.10.2016 года № А76-1133/2016 и Арбитражный Суд Челябинской области в Решении от 02.06.2016 года № А76-6543/2016.

В ряде случаев суд не препятствуют применению пониженных тарифов даже тогда, когда выручка от оказания услуг реализации, внедрения, адаптации и сопровождения программных продуктов, составляет менее 90% от величины общего дохода.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.04.2016 года № 18АП-2983/2016 разрешил компании учесть в указанной доле доходов выручку от консалтинговых и образовательных услуг. Суд установил, что показатели выручки от разработки и реализации разработанных компанией программ для ЭВМ не позволяли применять пониженный тариф.

Наряду с указанной деятельностью организация осуществляла деятельность по оказанию консультационных услуг по работе с комплексом автоматизированных систем управления, услуг по расширенной технической поддержке комплекса информационных систем. Также ей осуществлялась образовательная деятельность. Суд признал, что эти услуги прямо связаны с основной деятельностью и обслуживают ее. Соответственно, доходы от этих услуг были учтены при расчете доли доходов для применения пониженного тарифа.

Отметим, сейчас суды признают право на применение пониженных тарифов даже за организациями, которые к разработке программ имеют весьма отдаленное отношение, или же вовсе не имеют никакого отношения. Например, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 02.09.2016 года № 18АП-10388/2016 признал такое право за компанией, чьи доходы были получены преимущественно за оказанные информационные услуги с использованием экземпляров сторонней базы данных.

Общество имело соответствующие полномочия от обладателя исключительных прав на базу данных. В рассматриваемом периоде оно оказывало услуги по сопровождению базы данных путем предоставления своим контрагентам экземпляров текущих ежедневных выпусков еженедельных версий, проведения рекламных кампаний и демонстрации возможностей этой базы. Кроме того, оно осуществляло обучение своих клиентов работе с электронной базой данных.

В ходе проверки было установлено, что штатная структура общества укомплектована такими специалистами, как специалист по обучению работе со справочными системами, по обслуживанию баз данных. В их обязанности входило, в том числе, обучение клиента работе с продуктом, установка продукта на его персональный компьютер, обновление продукта и т.п.

На основании этого судьи пришли к выводу, что общество занимается адаптацией и техническим сопровождением программного обеспечения для ЭВМ. Суд указал, что в п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ не закреплено право применять пониженный тариф при оказании услуг по установке, адаптации, модификации, тестированию технологий только при условии собственной разработки программ.

Даже если учесть, что общество деятельностью по разработке программ для ЭВМ и баз данных не занимается, оно занимается их установкой, тестированием и сопровождением. Эта деятельность также подпадает под пониженные тарифы страховых взносов, заключил суд.

Таким образом, как показывает судебная практика, реализация услуг по программным продуктам, к разработке которых страхователь не имеет отношения, не препятствует применению пониженных тарифов по страховым взносам.

В льготах откажут только при очевидном нарушении условий применения таких тарифов.

Регулируются ст. 427 НК РФ. Расскажем в статье, кому и в каком размере полагаются льготы по страховым взносам.

Условия для применения льготных тарифов по страховым взносам

Некоторые субъекты экономико-хозяйственной деятельности могут рассчитывать на послабления при расчете размера выплат во внебюджетные фонды. Представим ниже подробную информацию о том, как правильно применять пониженные тарифы, и кто вправе сократить платежи, используя положенные льготы по страховым взносам.

Сниженные тарифы могут использовать организации, чья деятельность направлена на внедрение результатов интеллектуального труда, права на которые находятся в исключительной собственности (в том числе и совместной) учредителей или участников этих организаций, а также их партнеров (бюджетных и автономных научных учреждений).

Тарифная ставка для таких организаций снижается:

  • взносы в ПФР: 8 % на 2017 г, 13 % на 2018 г, 20 % на 2019 г;
  • взносы в ФСС: 2 % на 2017 г, 2,9 % на 2018-2019 гг., в отношении иностранных лиц, а также лиц без гражданства и временно пребывающих – 1,8 %;
  • взносы в ФОМС: 4 % на 2017 г, 5,1 % на 2018-2019 гг.

Для этого должны быть выполнены условия:

  • НИИ осуществляет опытно-конструкторскую деятельность;
  • деятельность ведется на УСН ;
  • в реестр учета внесены сведения о создании общества.

Льготы предоставляются компаниям и ИП, осуществляющим технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность в особых экономических зонах. Тарифные ставки аналогичны.

Снижена ставка для организаций-резидентов, осуществляющих деятельность по разработке информационных систем и программного обеспечения для ЭВМ, а также оказывающих услуги по модификации и адаптации программ и систем для ЭВМ.

Тарифная ставка до 2023 года включительно:

  • взносы в ПФР и ФСС - 8 %;
  • взносы в ФОМС - 4 %.

Чтобы получить право на льготу по страховым взносам, должны быть соблюдены следующие условия:

  • получен документ о государственной аккредитации;
  • доход от основной деятельности составляет 90 % за отчетный период;
  • среднесписочная численность (ССЧ) более семи человек.

Льготные условия по уплате взносов вправе применять также организации и ИП, получившие статус:

  • участника свободной экономической зоны в соответствии с ФЗ № 377 от 29.11.2014 г;
  • резидента зон опережающего социально-экономического развития в соответствии с ФЗ № 473 от 29.12.2014 г;

Для них действуют следующие ставки:

  • ПФР - 6 %;
  • ФСС – 1,5 %;
  • ФОМС – 0,1 %.

Льготы действительны в течение 10 лет с момента получения вышеуказанного статуса.

Кто освобожден от выплат в ФСС и ФОМС?

Льготные условия вправе применять работодатели членов экипажей судов, зарегистрированных в общем реестре РФ. Оплата страховых взносов для таких организаций происходит по ставке 0 % до 2027 г.

Снижена ставка организациям и ИП на УСН , основной вид деятельности которых соответствует следующим кодам ОКВЭД: 9, 10.1-10.8, 11.07, 13-17, 20-23, 24.33, 24.34, 25-28, 30, 31.0, 33.12, 32.5, 33.13, 33.14, 33.2, 95.12, 32.2, 32.3, 32.9, 32.13, 32.4, 72, 85-88, 75.0, 93.11, 93.19, 38.3, 41-43, 45.2, 37, 38.1, 38.2, 81.29.9, 49-53, 60, 61.1, 79, 95.2, 96, 68.32, 59.1, 91.01-91.04, 62, 63.1, 95.1, 47.73, 47.74. Льготы по страховым взносам применяются при объеме доходов не более 79 млн руб., когда часть прибыли от основного вида деятельности составляет 70%.

Тарифная ставка до 2018 года включительно:

  • взносы в ПФР - 20%;
  • взносы в ФСС и ФОМС - 0%.

Те же тарифы и условия действуют для частных некоммерческих организаций на УСН, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.

Аналогичные процентные ставки также действуют для:

  • организаций на ЕНВД , осуществляющих фармацевтическую деятельность;
  • благотворительных организаций на УСН;
  • ИП на патентной системе налогообложения для части выплаченных вознаграждений в пользу лиц, осуществляющих деятельность, указанную в патенте.

Также освобождены от выплат в ФСС и ФОМС организации, являющиеся участниками проекта «Сколково». Ставка выплат в ПФР для них снижена и составляет 14 %. Льготные условия действуют в течение 10 лет с момента получения статуса участника.

В ФСС не платятся взносы за тех, кто работает по гражданско-правовым договорам, если на это нет прямого указания в договоре, а также ИП, если они не встали на учет в фонде соцстраха. Для ИП предусмотрена исключительно добровольная постановка на учет и уплата взносов в ФСС. При этом взносы в ФОМС по обеим категориям платятся в обычном порядке.

Е.А. Шаронова,
ведущий эксперт

О том, что для упрощенцев, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, названия видов деятельности в гл. 34 НК привели в соответствие с ОКВЭД2, мы уже рассказывали. Но с 01.01.2017 (задним числом) еще изменен порядок определения доли льготных доходов в общем объеме доходов. С новшествами помог разобраться специалист Минфина.

Поправки-2018 по страховым взносам для льготников на УСН

Изменен порядок определения доли льготных доходов

Одно из условий, которое необходимо соблюдать упрощенцу для уплаты страховых взносов по пониженным тарифам (на ОПС - 20%, на ОМС и ВНиМ - 0%подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ ), - доля доходов от льготного вида деятельности должна составлять 70% и более. Для наглядности старую и новую формулировки НК, касающиеся определения доли доходов от льготируемой деятельности в общем объеме доходов, приведем в таблице.

Формулировка п. 6 ст. 427 НК РФ
до внесения поправок после внесения поправок
доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса» Льготный вид деятельности признается основным «при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса»

Как определять общие доходы

Получается, при подсчете общего объема доходов (знаменатель) нужно принимать не только доходы, с которых фактически уплачивается налог при УСН (выручку и внереализационные доходы), а также и другие поступления - доходы из ст. 251 НК РФ?

Определение общих доходов в целях применения пониженных тарифов взносов

Прежде всего, хочу обратить внимание, что порядок определения критерия доходов для применения пониженных тарифов в целях уплаты страховых взносов не увязывается с порядком определения доходов, с которых уплачивается налог при УСН. В гл. 34 НК такая зависимость не установлена. И Минфин в 2017 г. неоднократно разъяснял это в ПисьмахПисьма Минфина от 13.05.2017 № 03-15-07/28994 , от 10.10.2017 № 03-15-06/66041 .

Поэтому в п. 6 ст. 427 НК теперь четко указано, что общий объем доходов для целей применения пониженных тарифов определяется путем суммирования и доходов от реализации, и внереализационных доходов, и доходов, указанных в ст. 251 НК РФ.

Но ведь в ст. 251 НК перечислены и такие доходы, как займы, кредиты, взносы в уставный капитал, залог, задатокподп. 2, 3 , 10 п. 1 ст. 251 НК РФ . Нужно ли эти доходы учитывать при определении общей суммы доходов?

Кроме того, становится актуальным и вопрос о том, какие доходы нужно суммировать для определения предельной суммы (79 млн руб.), позволяющей применять пониженные тарифы страховых взносовподп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ .

Включать ли в 79 млн руб. абсолютно все доходы, в том числе и поименованные в ст. 251 НК РФ? Или же ограничиться только выручкой и внереализационными доходами? С этими вопросами мы обратились к специалисту Минфина.

Определение предельного размера доходов для применения пониженных тарифов взносов

В порядке определения предельной суммы доходов за налоговый период (79 млн руб.), позволяющей применять пониженные тарифы взносов, по сути ничего не изменилосьподп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ . Это все доходы, полученные упрощенцем, - как доходы от реализации и внереализационные доходы, так и доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Что же касается займов, кредитов и других возвратных средств, взносов в уставный капитал, а также целого ряда внереализационных доходов (дивидендов, процентов и т. п.), то их не нужно включать ни в состав общих доходов, ни в состав доходов от основного вида деятельности, поскольку они с какой-либо деятельностью их получателя не связаны в принципе. Поэтому все эти суммы не нужно учитывать для определения предельной суммы доходов за налоговый период (79 млн руб.), позволяющей применять пониженные тарифы.

Что включать в «основные» доходы

Кроме того, вместо доходов от реализации в НК появилось понятие «доходы в связи с осуществлением этого вида деятельности». Какие же доходы теперь нужно учитывать при их подсчете:

только выручку от реализации;

выручку от реализации плюс внереализационные доходы;

выручку от реализации плюс внереализационные доходы плюс доходы, указанные в ст. 251 НК РФ?

И почему понадобилась такая поправка? Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили специалиста Минфина.

Определение доли доходов от основного вида деятельности

В новой редакции НК закреплена позиция, которую Минфин ранее высказывал в своих письмах. Дело в том, что указанное в НК до внесения поправок понятие «доходы от реализации» нельзя было применить к тем плательщикам, которые работали в сфере здравоохранения, образования, культуры, вели деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда, а также осуществляли управление недвижимым имуществом.

Например, медицинские организации получали не только доходы от оказания платных услуг, но и средства от страховых компаний в рамках оказания услуг по системе ОМС. А ТСЖ, ЖСК, СНТ существуют в основном за счет взносов участников этих товариществ (вступительных, членских, целевых).

Средства целевого финансирования и членские взносы перечислены в ст. 251 НК РФ, и они не облагаются налогом при УСНподп. 14 п. 1 , подп. 1 п. 2 ст. 251 , подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ . Однако эти средства и у медицинских организаций, и у ТСЖ, ЖСК, СНТ связаны с ведением ими деятельности. Поэтому Минфин разъяснял, что в целях применения пониженных тарифов взносов и средства, полученные в рамках ОМС, и членские взносы относятся к доходам в связи с осуществлением основного вида деятельности. То есть включаются и в доходы для определения доли 70%, и в общую сумму полученных доходовПисьма Минфина от 26.05.2017 № 03-15-05/32406 , от 02.03.2017 № 03-15-05/11813 , от 19.05.2017 № 03-15-06/30979 , от 13.05.2017 № 03-15-07/28994 .

Хочу заметить, что аналогичные разъяснения в период действия законодательства РФ о страховых взносах (Закон № 212-ФЗ) давал и Минтруд, поскольку нормы этого Закона и гл. 34 НК схожиеч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (утратил силу с 01.01.2017) ; Письма Минтруда от 26.01.2016 № 17-3/ООГ-71 , от 29.12.2015 № 17-3/В-643 , от 18.12.2015 № 17-4/В-619 , от 10.07.2015 № 17-4/ООГ-1027 . Так что внесенными в НК поправками все разночтения в этих вопросах теперь устранены.

То есть в доходы для определения 70%-й доли нужно включать все поступления, прямо связанные с ведением основного вида деятельности. Хорошо, с некоммерческими организациями все понятно.

А что теперь считать «основными» доходами у коммерческих организаций? Например, как быть турагентам? У них доходом является комиссионное вознаграждение. Но они еще получают и средства от покупателей, которые затем перечисляют туроператору. И эти суммы поименованы как неучитываемые доходы в ст. 251 НКподп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ . Поскольку все эти деньги связаны с получением дохода от основного вида деятельности, то можно ли и вознаграждение, и средства от покупателей учесть и в числителе, и в знаменателе при расчете доли?

Определение турагентом доходов в целях применения пониженных тарифов

Для коммерческих организаций в порядке определения доходов, которые следует учитывать как в составе доходов от основного вида деятельности, так и в составе общих доходов, мало что изменилось. Для них по-прежнему это прежде всего выручка от реализации товаров, работ, услуг, к которым применительно к турагентам относится как комиссионное вознаграждение, так и средства, полученные от клиентов и перечисленные туроператору. То есть эти суммы при расчете доли доходов нужно учесть и в числителе, и в знаменателе.

При таком подсчете 70%-й доли доходов право на пониженные тарифы у упрощенцев, которые ведут виды деятельности, поименованные в гл. 34 НК, сохраняетсяподп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ . Именно эту цель и преследовал законодатель, когда распространял действие поправок, вступивших в силу с 27.11.2017, на правоотношения, возникшие с 01.01.2017пп. 1 , . То есть так же, как и поправок, касающихся приведения названий видов деятельности в гл. 34 НК в соответствие с новым ОКВЭД2пп. 1 , 9 ст. 9 Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ .

Поскольку поправки действуют с 01.01.2017, то упрощенцы, которые вели льготные виды деятельности и в течение 2017 г. рассчитывали взносы по основным тарифам, теперь могут подать в ИФНС уточненные расчеты и пересчитать страховые взносы по пониженным тарифам. И соответственно, излишне уплаченные взносыпп. 1.1 , 6.1 , 14 ст. 78 НК РФ :

на ОПС по тарифу 22% - зачесть в счет будущих платежей по тарифу 20%. А суммы взносов, еще не разнесенные ПФР на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц (например, за IV квартал 2017 г.), можно и вернуть;

на ОМС и ВНиМ - вернуть, поскольку по ним тариф 0%.