Крестовый поход детей (1212). Крестовые походы детей Дети в крестовых походах

1212 год удался на славу: дождей не было, солнце палило, весь урожай засох на корню, на пороге замаячил голод, запахло апокалипсисом... Как водится в лихую годину, объявилось множество пророков, предвещающих самые разные несчастья грешному человечеству...

Церковь так никогда и не высказала своего отношения к детскому крестовому походу

Более того, некоторые святые отцы даже отрицают сам факт его существования

МОЛОКО И МЕД ПАПЫ РИМСКОГО

«Всем идущим туда в случае их кончины отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи... Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен, там станет богат». Речь папы Урбана II произвела впечатление на слушателей. Первый Крестовый поход - во имя освобождения Иерусалима от мусульман - состоялся в 1095 году. Потом было еще четыре: неверные сдаваться не спешили, завоеванную Палестину приходилось удерживать при помощи оружия, а Гроб Господень в руки крестоносцев не давался. Почему? В мае 1212 года французский пастушок Этьен узнал ответ на этот вопрос. Иисус явился ему и сказал: взрослые погрязли в грехах, они алчны и развратны. Господь же любит невинных. Стало быть, очистить Иерусалим от неверных могут только дети. И он - Этьен - поведет их в поход...

УСТАМИ МЛАДЕНЦА

Этьен с его видением мало бы чем отличался от десятков других не в меру экзальтированных личностей, если бы не одно но: парнишке едва исполнилось 12 лет. а потому к его россказням отнеслись благоговейно, ведь известно: устами младенца глаголет истина. К тому же «младенец» искренне вообразил себя Божьим посланником, о чем и поведал святым отцам из аббатства Сен-Дени в Париже.

Располагал Этьен и вполне материальным свидетельством своей «богоизбранности»: письмом от Иисуса на имя короля Франции. В послании содержался все тот же призыв освободить Иерусалим силами детей. Помахивая этой грамотой, Этьен в сопровождении примкнувших к нему монахов, крестьян, ремесленников и всякого сброда разъезжал по городам и весям и призывал детей идти с ним - и дети шли. «Крестоносная лихорадка» охватила французскую бедняцкую детвору - 10-12-летние мальчики и девочки в простых холщовых рубашках с нашитыми на них крестами толпами устремлялись за «Божьим посланником». Почему их не удерживали родители? Этим людям, нищим в большинстве своем, не на что больше было надеяться, кроме как на милость Божью. И пусть движение крестоносцев XII века опорочило себя грабительством и военными неудачами, вера в то, что Господь будет милосерднее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим, в народе еще теплилась. К тому же масла в огонь подливали священники.

Церковь не хотелось терять ни своего влияния, ни тем более богатых палестинских земель. Но охотников воевать за Иерусалим становилось все меньше и меньше. Поэтому в ход пошла «тяжелая артиллерия» - дети. Иннокентий III заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю». Думается, этим сказано все: папа рассчитывал, что вслед за детьми в крестовый поход отправятся их родители, но... Король Франции Филипп II, который, кстати, так и не получил письма Иисуса, быстро разобрался в ситуации и издал указ, запрещавший организацию любых походов. Остановить детей монарху оказалось не под силу: движение приобрело массовый характер, к тому же ссориться с папой напрямую было опасно...

Около 30 тысяч детей под предводительством Этьена прошли Тур, Лион и другие французские города, кормясь милостыней. И вот перед ними портовый Марсель. «Божий посланец* не раз повторял им слова, якобы сказанные Иисусом: «По велению Божьему Средиземное море расступится перед вами, и вы пройдете по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберете у неверных «святой гроб». Дети остановились у моря, пропели религиозные гимны и усердно взмолились Господу. Но чуда не произошло: море и не подумало расступиться. По истечении двух недель, во время которых, кстати, бесследно исчез Этьен, судьба улыбнулась юным крестоносцам, уже готовым усомниться в своей вере. Некие торговцы - Хуго Ферриус и Вильям Пор-кус - предложили детям свои услуги: дескать, вот вам прекрасные корабли, ради богоугодного дела мы готовы предоставить их безвозмездно, то есть даром Семь чудесных, больших, крепких кораблей! Бесплатно! Де і и возрадовались чуду и бесстрашно взошли на палубы. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Святого Петра (как символично!), суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять пристали-таки к берегам. Только не Палестины, а Египта, где юных крестоносцев предприимчивые коммерсанты Хуго и Вильям продали в рабство. Домой не вернулся никто... Однако это еще не вся история.

ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА

В том же мае 1212 года немецкому отроку Николасу тоже было видение: он узрел на небе крест и услышал Божественный приказ - собирать детей и двигаться в Иерусалим. Приказ есть приказ, к тому же над «имиджем» Николаса здорово поработали святые отцы. Доселе ничем не примечательный - разве что слишком мечтательный - 10-летний мальчик вдруг обрел способности целителя К нему потянулись слепые, глухие и прокаженные - и всем им Николас, если верить средневековым хроникерам, даровал здоровье, не попасть под его обаяние было невозможно. В результате тысячи детей устремились вслед за ним - в Иерусалим.

Исходной точкой движения немецкого детского крестового похода стал Кельн - один из главных религиозных центров тогдашней Германии Немецкие бароны выступали резко против этой затеи, но страной тогда правил юный король - 17-летний Фридрих II Гогенштауффен. обязанный своим престолом римскому папе. Формально он запретил поход, но после его запрета движение стало приобретать массовый характер. Биться за Гроб Господень отправлялись даже 5-6-летние дети! Этим малышам пришлось труднее, чем их французским сподвижникам: те хотя бы шли по своей территории, по дорогам Франции. На пути же немецких детей встали Альпы. Конечно, их можно обогнуть, но это займет какое-то время. А медлить нельзя! Гроб Господень в опасности - эту мысль внушали детям святые отцы, сопровождавшие их (читай - руководившие ими) в походе. И тысячи ребятишек отправились в горы - под звуки фанфар и труб, распевая религиозные гимны, написанные специально для них. Очень скоро голод стал их постоянным спутником, а потом и убийцей. Мертвых не хоронили - оставляли лежать на земле, не прочитав даже молитвы: на это не было сил. Из 40 тысяч детей, начавших переход через Альпы, в Италию пришел лишь каждый четвертый...

25 августа 1212 года измученные немецкие ребятишки оказались на генуэзском берегу - ждали, когда расступится море. Им это было обещано, но - увы - не сбылось. А тут еще - какое странное совпадение!- исчез Николас. Неуправляемую толпу правитель Генуи поспешил прогнать из своего города - только этих германских голодранцев ему не хватало!

Дети разбрелись по всей Италии. Лишь немногие из них достигли города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек оказался настолько жалок, что местные власти во главе с епископом воспротивились продолжению похода. Пришлось детям возвращаться домой. Обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска. Трупы детей еще долго лежали вдоль дорог - никто и не думал предавать их земле...

Часть мальчиков - видимо, самых упрямых - направились из Бриндизи в Рим: просить у папы освободить их от крестового обета. И Иннокентий III смилостивился: дал отсрочку до совершеннолетия...

И французский, и немецкий крестовые походы детей явно скроены по одному сценарию. Кто же автор этой «заказной постановки»? Разумеется, имен и фамилий сейчас никто не назовет, да оно и не нужно: ясно, что все происходило с молчаливого согласия папы. Все Крестовые походы совершались по указке главы Римско-католической церкви, заинтересованного в том, чтобы католичество распространялось как можно шире. Не стал исключением и этот - детский. Понятно, что доверчивостью наивных мальчишек и девчонок элементарно воспользовались. Даже их предводители - и Этьен, и Николас - скорее всего, были лишь безвольными марионетками в умелых руках. Похоже, сами они искренне верили в свою избранность. Верили, что все испытания, которые выпали на долю юных крестоносцев, не напрасны. Они отправились освобождать Святой город и были готовы к страданиям: раз страдал Иисус, то почему бы и им не испить чашу горестей до дна? Ведь потом - в Царствии Божьем - им отпустят все грехи и придет наконец счастье...

Европы. Многие еще грезили возвращением потерянного Гроба Господня, но во время IV Крестового похода был захвачен не Иерусалим, а православный Константинополь. Скоро армии крестоносцев снова пойдут на Восток и потерпят очередное поражение в Палестине и Египте. В 1209 году начались Альбигойские войны, одним из следствий которых стало создание в 1215 году папской инквизиции. Ливония была завоевана меченосцами. Никея воевала против сельджуков и Латинской империи.

В интересующем нас 1212 году Чехия получила «Золотую Сицилийскую буллу» и стала королевством, на Руси умер Всеволод Большое Гнездо, короли Кастилии, Арагона и Наварры разгромили войско халифа Кордовы у Лас-Навас-де-Толоса. И одновременно с этим происходят какие-то уже совершенно невероятные события, поверить в которые трудно, но все же придется. Речь идет о так называемых Крестовых походах детей, о которых упоминается в 50 вполне серьезных источниках (из них 20 – сообщения хронистов-современников). Все описания чрезвычайно короткие: то ли этим странным авантюрам не придавалось большого значения, то ли они уже тогда воспринимались, как нелепое происшествие, которого следует стыдиться.

Гюстав Доре, Крестовый поход детей

Явление «героя»

Началось все в мае 1212 года, когда ничем не примечательный до того времени пастушок по имени то ли Этьен, то ли Стефан встретился с монахом, возвращавшимся из Палестины. В обмен на кусок хлеба, незнакомец подал мальчику какой-то непонятный свиток, назвал себя Христом, и приказал ему, собрав армию из невинных детей, идти с ней в Палестину, дабы освободить Гроб Господень. По крайней мере, именно так рассказывал о тех событиях сам Этьен-Стефан – вначале путался и противоречил сам себе, но потом вошел в роль и говорил уже без запинки. Спустя 30 лет один их хронистов написал, что Стефан был «рано возмужавшим негодяем и гнездилищем всех пороков». Но данное свидетельство нельзя признать объективным – ведь в то время уже известны были плачевные результаты организованной этим подростком авантюры. И вряд ли деятельность Этьена-Стефана имела бы такой успех, если бы в окрестностях у него была настолько сомнительная репутация. А успех его проповеди был просто оглушительным – причем не только среди детей, но и у взрослых. Ко двору французского короля Филиппа Августа в аббатство Сен-Дени 12-летний Стефан пришел не один, а во главе многочисленной религиозной процессии.

«Рыцарям и взрослым не удалось освободить Иерусалим поскольку, они шли туда с грязными помыслами. Мы – дети, и мы чисты. Бог отступился от погрязших в грехах взрослых людей, зато раздвинет морские воды по пути к Святой земле перед чистыми душой детьми»,


– заявил Стефан королю.

Малолетние крестоносцы, по его словам, не нуждались в щитах, мечах и копьях, ибо их души безгрешны и с ними сила любви Иисуса.

Папа Иннокентий III поначалу поддержал эту сомнительную инициативу, заявив:

«Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».


Папа Иннокентий III, прижизненный портрет, фреска, монастырь Субиако, Италия

Скоро он раскается в этом, но будет поздно, и моральная ответственность за гибель и искалеченные судьбы десятков тысяч детей навсегда останется с ним. А вот Филипп II колебался.


Филипп II Август

Человек своего времени, он тоже был склонен верить во всевозможные знамения и божьи чудеса. Но Филипп был королем не самого маленького государства и прожженным прагматиком, его здравый смысл противился участию в этой, более чем сомнительной, авантюре. Он хорошо знал о власти денег и мощи профессиональных армий, но сила любви Иисуса... Эти слова привычно было слышать на проповеди в церкви, однако всерьез рассчитывать на то, что неоднократно разбивавшие рыцарские армии Европы сарацины вдруг капитулируют перед безоружными детьми, было, мягко говоря, наивно. В итоге он обратился за советом в Парижский университет. Профессора этого учебного заведения проявили редкостное по тем временам благоразумие, постановив: детей нужно отправить по домам, ибо весь этот поход – затея Сатаны. И тут случилось то, чего не ожидал никто: пастушок из Клуа отказался подчиниться своему королю, объявив о сборе новых крестоносцев в Вандоме. И популярность Стефана была уже такова, что король не посмел препятствовать ему, опасаясь бунта.


Проповедь Стефана

Мэтью Пэрис, английский хронист, писал о Стефане-Этьене:

«Стоило сверстникам увидеть его или услышать, как они в бесчисленном множестве следовали за ним, оказавшись в сетях дьявольских козней и распевая в подражание своему наставнику, они оставляют отцов и матерей, кормилиц и всех друзей своих, и, что самое удивительное, их не могли остановить ни засовы, ни уговоры родителей».

Мало того, истерия оказалась заразной: в разных городах и деревнях стали появляться другие «пророки» от 8 до 12 лет, которые утверждали, что посланы Стефаном. На фоне всеобщего помешательства, сам Стефан и некоторые из его последователей даже «излечивали бесноватых». Под их руководством устраивались шествия с пением псалмов. Участники похода одевались в простые серые рубахи и короткие штаны, в качестве головного убора – берет. На груди нашивали крест из материи разного цвета – красного, зеленого или черного цвета. Выступали они под стягом святого Дионисия (Орифламмой). Среди этих детей были и переодетые в мальчиков девочки.


Участники Крестового похода детей

Крестовые походы 1212 года: «детские» лишь по названию?

Однако сразу следует сказать, что «детские крестовые походы» были не совсем и не полностью детскими. Джованни Миколли ещё в 1961 г. обратил внимание, что латинское слово pueri («мальчики») в те времена использовалось для обозначения простолюдинов – независимо от их возраста. А Питер Рэдс в 1971 г. разделил все источники, где повествуется о событиях похода 1212 г. на три группы. В первую вошли тексты, написанные около 1220 г., их авторы были современниками событий и потому данные свидетельства представляют особую ценность. Во вторую – написанные между 1220 и 1250 г.г.: их авторы также могли быть современниками, либо – пользоваться рассказами очевидцев. И, наконец, тексты, написанные после 1250 г. И сразу же выяснилось, что «детскими» походы называются лишь в трудах авторов третьей группы.

Таким образом, можно утверждать, что данный поход стал неким повторением Крестового похода бедноты 1095 года, а мальчик Стефан – «реинкарнацией» Петра Амьенского.


Стефан и его крестоносцы

Но, в отличие от событий 1095 года, в 1212 году в Крестовый поход действительно отправилось огромное количество детей обоего пола. Общее число «крестоносцев» во Франции, по расчетам историков, составило около 30 000 человек. Среди взрослых, отправившихся в поход вместе с детьми, по сведениям современников, оказались монахи, целью которых было «всласть пограбить и вдосталь намолиться», «старцы, впавшие во второе детство», и бедняки, идущие «не для Иисуса, а ради хлеба куса». Кроме того, было немало преступников, скрывавшихся от правосудия и рассчитывающих «совместить приятное с полезным»: пограбить и помародерствовать во имя Христа, получив при этом «пропуск в рай» и прощение всех прегрешений. Были среди этих крестоносцев и обедневшие дворяне, многие из которых решили, отправившись в поход, скрыться от кредиторов. Были и младшие сыновья знатных семейств, которых немедленно окружили профессиональные мошенники всех мастей, почуявшие возможность наживы, и проститутки (да, и «блудниц» тоже было немало в этом странном воинстве). Можно предположить, что дети были нужны лишь на первом этапе похода: чтобы расступилось море, рухнули стены крепостей и впавшие в безумие сарацины покорно подставили свои шеи под удары христианских мечей. А потом должны были последовать дела скучные и детям совершенно неинтересные: делёж добычи и земель, распределение должностей и титулов, решение "исламского вопроса" на вновь приобретенных землях. И взрослые, надо полагать, в отличие от детей, были вооружены и готовы немного поработать мечами в случае необходимости - дабы не отвлекать возглавившего их чудотворца от выполнения основной и главной задачи. Стефан-Этьен в этой разношерстной толпе почитался, чуть ли не святым, в путь он отправился в ярко раскрашенном экипаже под балдахином, который эскортировали юноши из наиболее «благородных» семей.


Стефан в начале похода

Тем временем в Германии

Схожие события разворачивались в это время и в Германии. Когда слухи о «чудесном пастушке» Стефане достигли берегов Рейна, некий, оставшийся безымянным, сапожник из Трира (монах-современник прямо назвал его «пройдошливым дурнем») послал своего 10-летнего сына Николаса проповедовать у Гробницы трех волхвов в Кельне. Некоторые авторы утверждают, что Николас был умственно неполноценным, чуть ли не юродивым, слепо выполнявшим волю своего алчного родителя. В отличие от бескорыстного (по-крайней мере, на первых порах) мальчика Стефана, прагматичный взрослый немец сразу же организовал сбор пожертвований, большую часть которых без стеснения отправлял в свой карман. Возможно, он намеревался тем и ограничиться, но ситуация быстро вышла из-под контроля: не успели Николас и его папа оглянуться, как за их плечами оказалось от 20 до 40 тысяч «крестоносцев», которых все-таки пришлось вести в Иерусалим. Более того, в поход они выступили даже раньше своих французских сверстников – в конце июня 1212 года. В отличие от колебавшегося французского короля Филиппа, император Священной Римской империи Фридрих II к этой затее сразу же отнесся резко отрицательно, запретив пропаганду нового Крестового похода, и тем спас немало детей – участие в этой авантюре приняли только уроженцы ближайших к Кельну прирейнских областей. Но и их оказалось более чем достаточно. Любопытно, что мотивы организаторов французского и германского походов оказались совершенно разными. Стефан говорил о необходимости освободить Гроб Господень и обещал своим последователям помощь ангелов с огненными мечами, Николас – взывал к мести за погибших крестоносцев Германии.


Карта детских крестовых походов

Огромная «армия», выступившая из Кельна, в дальнейшем разделилась на две колонны. Первую возглавил сам Николас, она двинулась на юг вдоль Рейна через Западную Швабию и Бургундию. Вторая колонна, во главе которой встал другой, оставшийся безымянным, юный проповедник, пошла к Средиземному морю через Франконию и Швабию. Разумеется, поход был чрезвычайно скверно подготовлен, многие из его участников не подумали о теплой одежде, а запасы продовольствия скоро закончились. Жители земель, через которые проходили «крестоносцы», страшась за своих детей, которых звали с собой эти странные пилигримы, были недружелюбны и агрессивны.


Иллюстрация из книги Артура Гая Терри "Истории других земель"

В результате до предгорий Альп сумели дойти лишь около половины тех, что вышли из Кельна: наименее стойкие и наиболее благоразумные отставали и возвращались домой, оставались в понравившихся городах и деревнях. Немало было заболевших и погибших в пути. Остальные слепо шли за своим малолетним вождем, даже не подозревая, что их ждет впереди.


Крестовый поход детей

Главные трудности ожидали «крестоносцев» во время перехода через Альпы: выжившие утверждали, что ежедневно умирали десятки, если не сотни их товарищей, и не было сил даже похоронить их. И только теперь, когда немецкие пилигримы устилали своими телами горные дороги в Альпах, в путь отправились французские «крестоносцы».

Судьба французских «крестоносцев»

Путь воинства Стефана проходил по территории родной Франции и оказался не в пример легче. В результате французы опередили немцев: уже через месяц они пришли в Марсель и увидели Средиземное море, которое, несмотря на искренние молитвы, ежедневно возносимые входящими в воду пилигримами, не расступилось перед ними.


Кадр из фильма «Крестовый поход в джинсах», 2006 г. (о попавшем в 1212 год современном мальчике)

Помощь предложили два купца – Гуго Ферреус («Железный») и Вильям Поркус («Свинья»), которые предоставили 7 кораблей для дальнейшего путешествия. Два корабля разбились о скалы острова Святого Петра близ Сардинии – рыбаки нашли в этом месте сотни трупов. Эти останки захоронили лишь спустя 20 лет, на общей могиле была построена церковь Новых Непорочных Младенцев, которая простояла почти три века, но потом была заброшена, и сейчас даже неизвестно ее местоположение. Пять других кораблей благополучно достигли другого берега, но пришли не в Палестину, а в Алжир: оказалось, что «сердобольные» марсельские купцы заранее продали пилигримов – европейские девочки высоко ценились в гаремах, мальчики должны были стать рабами. Но предложение превысило спрос, и потому часть детей и взрослых, непроданных на местном базаре, отправили на рынки Александрии. Там султан Малек Камель, известный также как Сафадин, купил четыреста монахов и священников: 399 из них остаток жизни провели за переводами латинских текстов на арабский язык. Но один в 1230 году смог вернуться в Европу и рассказал о печальном финале этой авантюры. По его словам, в то время в Каире находилось около 700 французов, отплывшими из Марселя ещё детьми. Там они и закончили свою жизнь, никто не проявил интереса к их судьбе, выкупить их даже не попытались.

Но и в Египте купили не всех, и потому несколько сотен французских «крестоносцев» все-таки увидели Палестину – по пути в Багдад, где были проданы последние из них. Согласно одному из источников, местный калиф предложил им свободу в обмен на обращение в Ислам, отказались лишь 18 из них, которые и были проданы в рабство и закончили свою жизнь рабами на полях.

Германские «крестоносцы» в Италии

А что же случилось с немецкими «детьми» (независимо от их возраста)? Как мы помним, до Альпийских гор сумели добраться лишь половина из них, пройти через Альпы удалось только трети оставшихся пилигримов. В Италии они были встречены крайне враждебно, перед ними закрывали ворота городов, отказывали в милостыне, мальчиков избивали, девочек насиловали. От двух до трех тысяч человек из первой колонны, в том числе и Николас, все же сумели дойти до Генуи.

Республике Святого Георгия требовались рабочие руки, и несколько сотен человек остались в этом городе навсегда, но основная масса «крестоносцев» продолжила свой поход. Власти Пизы выделили им два корабля, на которых часть пилигримов были отправлены в Палестину – и бесследно пропали там. Вряд ли их судьба была лучше, чем у тех, кто остался в Италии. Часть детей из этой колонны все же дошли до Рима, где ужаснувшийся их виду папа Иннокентий III приказал им вернуться домой. При этом он заставил их целовать крест в том, что «придя в совершенный возраст», они закончат прерванный крестовый поход. Остатки колонны рассеялись по Италии, и лишь немногие из этих пилигримов вернулись в Германию – единственные из всех.

Вторая колонна дошла до Милана, который пятьдесят лет назад был разграблен войсками Фридриха Барбароссы – более негостеприимного города для немецких пилигримов трудно было представить. Утверждали, что их там, словно зверей, травили собаками. Вдоль побережья Адриатического моря они добрались до Бриндизи. Южная Италия в это время страдала от засухи, вызвавшей небывалый голод (местные хронисты сообщали даже о случаях людоедства), легко представить, как отнеслись там к немецким попрошайкам. Впрочем, имеются сведения о том, что попрошайничеством дело не ограничивалось – шайки «пилигримов» промышляли воровством, а наиболее отчаянные даже нападали на деревни и беспощадно грабили их. Местные крестьяне, в свою очередь, убивали всех, кого могли поймать. Епископ Бриндизи попытался отделаться от незваных «крестоносцев», усадив некоторых в какие-то утлые суденышки – они затонули в виду городского порта. Судьба остальных была страшной. Оставшиеся в живых девочки вынуждены были, как и многие их сверстницы из первой колонны, стать проститутками – ещё через 20 лет приезжие удивлялись огромному количеству блондинок в публичных домах Италии. Мальчикам повезло еще меньше – многие умерли от голода, другие фактически стали бесправными рабами, вынужденными работать за кусок хлеба.

Бесславный конец вождей походов

Печальной была и судьба предводителей этого похода. После погрузки пилигримов на корабли в Марселе, исчезает из хроник имя Стефана – их авторы с этого времени ничего не знают о нем. Возможно, судьба была милостива к нему, и он погиб на одном из кораблей, разбившихся у Сардинии. Но, может быть, ему пришлось пережить потрясение и унижение невольничьих рынков Северной Африки. Выдержала ли это испытание его психика? Бог весть. В любом случае, он заслужил все это - в отличие от тысяч детей, быть может, невольно, но обманутых им. Николас пропал в Генуе: либо он погиб, либо, потеряв веру, покинул свое "войско" и затерялся в городе. А, быть может, обозленные пилигримы сами изгнали его. В любом случае, с этого времени он уже не возглавлял крестоносцев, что так беззаветно верили ему и в Кельне, и в пути через Альпы. Третий, оставшийся навсегда безымянным, малолетний вождь немецких крестоносцев, видимо погиб в Альпийских горах, так и не добравшись до Италии.

Послесловие

Самое поразительное, что через 72 года история с массовым исходом детей повторилась в несчастном немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове. Но об этом загадочном происшествии будет рассказано в следующей статье.

800 лет назад, в 1212 году Европа сошла с ума. Безоружное войско детей двинулось в далёкий Иерусалим добывать Гроб Господень. Ничего подобного не происходило в мире ни до, ни после этого.

Разве что нечто похожее, как рецидив давнего заболевания, имело место быть в Третьем Рейхе, когда был создан гитлерюгент. Однако в нацистской Германии детей мобилизовало государство, им вручалось оружие и перед ними ставились чёткие военные цели. Дети же 1212 года организовались сами и пошли они на Иерусалим безоружные.

Европа тех времён представляла собой одно большое яблоко раздора. В ней роскошествовали церковники и крупные феодалы, издыхал от голода простой люд, а между теми и другими пробавлялась водой и хлебом безземельная знать (наследовать землю имели право только старшие сыновья в роду). К тому же Европа тогда переживала «городскую революцию» и закономерный «бэби-бум». Тьма разношерстного народа слонялась без дела, без царя в голове и надежды на лучшее.

Началось брожение умов. Как грибы после дождя, возникали еретические секты, в ответ на что церковь учредила инквизицию. В городах запахло жареной плотью, но пытки и казни делали только полдела. И вот римский папа Урбан II объявляет, что все беды происходят по простой и легкоустранимой причине – Гроб Господень и святая иерусалимская земля находятся в руках неверных. В общем, все на Восток - биться с мусульманами!

Так были убиты сразу два зайца. Рыцари-голодранцы пошли и добыли себе земель и золота, а простолюдины выпустили пар. Однако «благоденствие» длилось недолго. Вскоре мусульмане вышвырнули крестоносцев из Иерусалима, и Европа вновь погрузилась в уныние. Теперь беднота уже совершенно уяснила, что счастья ждать неоткуда. Особенно же остро испытали на себе тяготы и отчаяние бедняцкие дети.

В 1212 году во Франции и в Германии объявляются два малолетних фанатика, которые возвещают, что всеобщее счастье придёт тогда, когда Гроб Господень заберут у мусульман невинные дети. Малышня должна прошествовать к Средиземному морю, и воды его расступятся, открыв прямой путь в Палестину. Интересно, что эти два проповедника повторяли друг друга почти слово в слово, будто каким-либо образом согласовывали свои речи.

Сперва поговорим о французском мальчике. Он стал известен в Париже в мае упомянутого 1212 года своим громким заявлением, что Христос передал ему через нищего старика чудесную грамоту. В ней детям Франции приказывалось пойти в Иерусалим и забрать без кровопролития Гроб Господень. Сделаете это – получите все блага мира, говорил он..

Мальчику было 12 лет. Звали его Этьен. До того, как получить грамоту от таинственного старика, он пас коров. Единственное его отличие от множества других деревенских детей – сильнейшее психическое расстройство. Возможно, именно благодаря своей шальной голове, он как раз и обладал тем жарким красноречием, которое буквально завораживало людей. Дети заслушивались его речами и обожали его со страстью неистовой.

На площадях и перекрёстках Этьен собирал сотни слушателей. Постепенно многие из них оставались со своим кумиром, забыв родителей, игры и заботы в отчем доме. Матери и отцы пытались образумить их, но зря. Со временем стало считаться зазорным отваживать своих отпрысков от святой цели.

Наконец, летом Этьен бросил клич выдвигаться. Дети нашили на одежду разноцветные кресты, взяли котомки и отправились в путь. Всего пошло 30 000 мальчиков и девочек от 6 до 12 лет. Это было потрясающее зрелище, описанное многими летописцами. Под флагами с изображением Христа и Богородицы двигалось настоящее малолетнее войско.

Питались они подаяниями. От города к городу к ним примыкали крестьяне, бродяги, священники, монахи, воры. Прибыв в Марсель, все воодушевились до состояния истерии. Вот сейчас Этьен вскинет руки, произнесёт молитву, и море обнажит своё дно. Но волны продолжали мерно биться о берег.

Бледные, худые, измождённые дети стали разбредаться, но тут на пристани объявились два ушлых судовладельца. Они предложили переправить бедолаг через море, заверив их в своём христианском бескорыстии. Дети погрузились на семь кораблей и поплыли навстречу святому подвигу. Близ берегов Сардинии два корабля перевернулись и все, кто на них находились, утонули. Другие пять кораблей дошли до Египта, и там юные крестоносцы были проданы судовладельцами в рабство «неверным».

В те же дни в Германии случились события, точь-в-точь схожие с французскими. Двадцать пять тысяч мальчиков и девочек, облачённые в одежды с нашитыми крестами, выдвинулись через Кёльн в Италию. Их вёл крестьянский сын Николас, которому не было и десяти лет. Он, как и Этьен, демонстрировал недетскую, просто демоническую харизму и влюблял в себя «с первого взгляда».

У него не было письменного приказа от высших церковных иерархов, да это было и ни к чему. Ведь ему время от времени являлся ангел, рассказавший, куда и зачем идти. Николас провёл своё войско через Альпы. По пути две трети детей не выдержали холода и тяжести перехода – умерли. По прибытию в Геную оставшиеся крестоносцы приготовившись увидеть чудо с морскими водами. Стоит ли говорить, что Николаса постигла та же неудача, что и Этьена.

Разница между французскими и немецкими событиями заключалась в том, что во втором случае не пришли на «помощь» судовладельцы. Случилось другое. Многих детей без обмана и пустых обещаний похитили пираты. Уцелевшая же часть войска отправилась обратно в Германию через Альпы, но почти никто не дошёл. Дороги тогда были усеяны детскими трупиками.

Лишь горстка крестоносцев во главе с Николасом погрузилась на два корабля и отбыла в Палестину. По некоторым свидетельствам, Николос впоследствии дрался с мусульманами в рядах Пятого крестового похода. Иные источники свидетельствуют, что никто из детей до Иерусалима так и не добрался.

Летописцы упоминают в своих хрониках детские крестовые походы 51 раз. Однако современная Европа стыдливо умалчивает об этих безумствах. Ведь так кошмарно зарождалась её культура, фасад которой щедро украшен сегодня гуманистическими постулатами.

Крестовый поход детей – такое название, в историографии, получило народное движение 1212 года.

Средневековье

Легендарный Крестовый поход детей дает отличное представление о том, до какой степени менталитет людей Средневековья отличался от мировоззрения настоящего времени. Реальность с вымыслом в голове человека XIII века тесно переплетались. Народ верил в чудо. В наши дни идея детского крестового похода кажется нам дикостью, тогда в успехе предприятия не сомневались тысячи людей. Хотя, нам до сих пор не известно, происходило ли это на самом деле.

Будет не верным считать, что борьбой за Иерусалим духовенство смогло увлечь лишь жадное до наживы и ищущее подвигов рыцарство и столь же жадное итальянское купечество. Крестоносный дух поддерживался и в низших слоях общества, где обаяние его мифов было в особенности сильным. Поход юных крестьян стал воплощением этой наивной приверженности ему.

Как все начиналось

В начале XIII века в Европе укрепилось убеждение, что лишь безгрешные дети смогут освободить Святую землю. Зажигательные речи проповедников, оплакивавших захват «неверными» Гроба Господня, нашли широкий отклик среди детей и подростков, как правило из крестьянских семей Северной Франции и Прирейнской Германии. Подростковый религиозный пыл подогревался родителями и приходскими священниками. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, однако пресечь его не смогли. Священнослужители на местах, как правило, были так же невежественны, как и их паства.

Идейные вдохновители

1212 год, июнь – в деревне Клуа близ Вандома во Франции появился некий пастушок по имени Стефан из Клуа, объявивший себя посланцем Бога, который был призван стать предводителем христиан и вновь завоевать обетованную землю; море должно было высохнуть пред войском духовного Израиля. Якобы мальчику явился сам Христос и вручил письмо для передачи королю. Пастушек прошел по всей стране везде вызывая бурное воодушевление своими речами, а также и чудесами, совершаемые им на глазах тысяч очевидцев.

В скором времени во многих местностях появились мальчики-проповедники, они собирали вокруг себя целые толпы единомышленников и вели их со знаменами и крестами, с торжественными песнями к Стефану. Если кто-то спрашивал малолетних безумцев, куда они идут, то те отвечали, что они отправляются «за море, к Богу».

Король попытался пресечь это безумие, приказал вернуть детей домой, но это не помогло. Часть их послушалась приказа, однако большинство не обратило на него внимания, и вскорости в мероприятие были вовлечены и взрослые. К Стефану, путешествовавшему уже на колеснице, увешанной коврами и окруженной телохранителями, пристали не только священники, ремесленники и крестьяне, но также воры и преступники, «вставшие на путь истинный».

В руках работорговцев

1212 год – двумя потоками молодые путешественники направились к берегам Средиземного моря. Несколько тысяч французских детей (может быть, до 30 тыс. человек, если считать и взрослых пилигримов) под предводительством Стефана прибыли в Марсель, где циничные работорговцы погрузили их на корабли. Два судна затонуло во время шторма при острове Сан-Пьетро близ Сардинии, а остальные 5 смогли дойти до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство.

Многие из пленников якобы попали ко двору халифа, который был поражен упорством в своей вере юных крестоносцев. Некоторые из хронистов утверждали, что в последствии оба рабовладельца, перевозившие детей, попали в руки просвещенного императора Фридриха II, приговорившего преступников к повешению. Он же при заключении договора в 1229 году с султаном Алькамилом, может быть, смог возвратить часть пилигримов на родину.

Переход через Альпы

В те же годы тысячи немецких детей (может быть, до 20 тыс. человек), возглавляемые 10-ти летним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. Отец Николаса был рабовладельцем, также использовавший сына в своих корыстных целях. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дети смогли дойти до Рима, Генуи и Бриндизи. Епископ последнего из этих городов решительно воспротивился продолжению похода по морю и развернул толпу в обратном направлении.

Он и папа Иннокентий III освободили крестоносцев от обета и отправили на родину. Имеются сведения, что понтифик только дал им отсрочку по выполнению их планов до достижения совершеннолетия. Но по дороге домой почти все они погибли. Согласно легенде, сам Николас выжил и в 1219 году даже сражался при Дамиетте в Египте.

А могло быть и так…

Есть еще одна версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые все же поддались на уговоры Филиппа Августа и разошлись по домам. Немецкие же дети под предводительством Николаса дошли до Майнца, там некоторых смогли уговорить вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть из них прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа смогла дойти до Рима, некоторые дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа.

Крестовый поход детей в истории

Эти мрачные события, вероятно, легли в основу легенды о крысолове-флейтисте, который увел всех детей из города Гаммельн (). Некоторые генуэзские патрицианские роды даже вели свою родословную от оставшихся в городе немецких детей.

Невероятность такого рода мероприятия заставляет историков считать, что «Крестовым походом детей» в действительности назвали движение собравшихся в Крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу в Италии.