Краткая биография: Батюшков Константин Николаевич. Основные даты жизни и творчества к

Константин Николаевич Батюшков, родился 29 (по старому стилю 18) мая 1787 г. в Вологде, происходил из старинного, но не знатного и не особенно богатого дворянского рода. Очевидно, в роду была наследственность относительно душевных болезней; мать вскоре после рождения будущего поэта сошла с ума.
Детство Батюшков провел в родовом селе Даниловском Бежецкого уезда Новгородской губернии. Он получил прекрасное домашнее воспитание, а с десяти лет обучался в петербургских пансионах. Батюшков считался одним из образованных людей того времени, он владел французским, итальянским, латинским и немецким языками.
Важнейшую роль в образовании поэта сыграл его двоюродный дядя, писатель М.Н. Муравьев, в то время – куратор Московского университета. Это был человек замечательного ума и дарования, в дом к которому наведывались Державин, Львов, Оленин, Капнист, Карамзин и другие знаменитые писатели. В этой атмосфере сформировались взгляды юноши, его литературный вкус, развился кругозор, расширились границы знаний. С 1802 по 1806 гг. Батюшков жил в доме дяди и служил письмоводителем в его канцелярии в Министерстве народного просвещения.
В 1805 г. Батюшков дебютирует в печати сатирой «Послание к стихам моим». Он публикуется в петербургских журналах и становится членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
Между тем, общее патриотическое движение, возникшее после аустерлицкого боя, где Россия потерпела жестокое поражение, увлекло Батюшкова, в 1807 г. он записывается в ополчение, участвует в русской кампании против Наполеона – в походе в Пруссию, затем в войне со Швецией. Все это время, однако, он не перестает писать.
В связи с тяжелым ранением, Батюшков получает отпуск. Он отправился в деревню отца, в Даниловское. Но из-за второй женитьбы отца и семейного раскола ему и его сестрам пришлось переселиться в деревню их покойной матери Хантоново Череповецкого уезда. Здесь он активно занимается литературной работой. Написана сатира «Видение на берегах Леты», определившая отношение поэта к литературной борьбе тех лет. Сатира быстро получила широкое распространение и вызвала неудовольствие осмеянных в ней «староверов», сторонников А. Шишкова. Об том, что у него появились враги, Батюшков узнал уже в Москве, куда переехал из деревни в конце 1809 г. Здесь его ожидали новые знакомства, которые многое определили в его дальнейшей жизни и литературной деятельности. Он сдружился с группой молодых последователей и почитателей Карамзина, впоследствии вошедших в литературное объединение «Арзамас». Это были Василий Львович Пушкин, Жуковский, Вяземский. Батюшков познакомился и с самим Карамзиным. Он окончательно встает в ряды карамзинистов, борьба которых против осмеянных уже им шишковистов тогда стала особенно острой.
Батюшков выходит в отставку и живет на доходы с имения, проводя время то в Москве, то в Хантонове. Но доходов этих не слишком много, и мысль о необходимости служебной карьеры не покидает молодого человека. Он мечтал не о канцелярской, а о дипломатической деятельности, которая дала бы ему возможность посетить Европу.
В начале 1812 г. Батюшков приехал в Петербург. Директор Публичной библиотеки А.Н. Оленин, знакомый поэта по прежним годам, устроил его помощником хранителя манускриптов. (Батюшков работал в библиотеке недолго, однако спустя несколько лет, уже не работая, был избран почетным библиотекарем.)
Вскоре Батюшков становится признанным главой так называемой «лёгкой поэзии». Воспевание радостей земной жизни, дружбы, любви сочетается в его дружеских посланиях с утверждением внутренней свободы поэта, его независимости. Программным произведением этого рода становится послание «Мои Пенаты» (1811–1812).
Между тем началась Отечественная война 1812 г. Батюшков, несмотря на расстроенное ранением здоровье, не хочет оставаться в стороне от борьбы с Наполеоном. В 1813 г. он возвращается на военную службу, принимает участие в ожесточенных сражениях, в частности в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом (в эту пору поэт был адъютантом генерала Н.Н. Раевского-старшего), и в составе русской армии, в 1814 г. попадает в Париж. Таким образом, Батюшков стал очевидцем и участником величайших исторических событий.
События войны, захват и разрушение Москвы, личные потрясения становятся причиной духовного кризиса Батюшкова. Он разочаровывается в идеях просветительской философии. Его поэзия окрашивается во все более печальные тона (элегии «Разлука», «Тень друга»). Свои впечатления о войне он отразил также в стихотворениях «Пленный», «На развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн», в очерках «Воспоминание мест, сражений и путешествий», «Путешествие в замок Сирей».
Вернувшись в Петербург, поэт увлекается жившей в семье Олениных Анной Фурман. Получив согласие девушки на брак, он, однако, сам отказывается от него, поняв, очевидно, что согласие это не определяется любовью. Роман оставил в душе поэта горький осадок; к этой неудаче прибавился неуспех по службе, и Батюшков, которого уже несколько лет назад преследовали галлюцинации, окончательно погрузился в тяжелую и унылую апатию, усиленную пребыванием в глухой провинции, в Каменец-Подольске, куда ему пришлось отправиться со своим полком.
В это время, (1815–1817 гг.) с особенной яркостью вспыхнул его талант, в последний раз перед тем, как ослабеть и, наконец, угаснуть, что он всегда предчувствовал. Он отказывается от сатир и эпиграмм, в его творчестве все чаще появляются философские и религиозные размышления, мотивы трагической любви, вечного разлада художника-творца с действительностью. Написаны элегии: «Мой гений», «Таврида», «Надежда», «К другу», «Пробуждение», «Последняя весна», «Умирающий Тасс», «Беседка муз», часть стихотворений цикла «Из греческой антологии». В 1817 г. выходит сборник «Опыты в стихах и прозе», имевший большой успех у читателя. В первом, прозаическом томе собраны очерки, переводы, морально-философские статьи, литературно-теоретические рассуждения, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк. Во втором томе – стихи, сгруппированные по жанровому признаку.
Эти годы являются и периодом наибольшей литературной известности Батюшкова. Его считают первым поэтом России, избирают членом «Московского общества любителей русской словесности»; при вступлении на заседании Общества была прочитана его речь «О влиянии легкой поэзии на язык». После выхода в свет «Опытов в стихах и в прозе» он становится почетным членом Вольного общества любителей словесности в Петербурге. Но наиболее близким Батюшкову объединением был «Арзамас».
В 1816 г. Батюшков вышел в отставку и поселился в Москве, изредка наезжая в Петербург или в деревню. Но постепенно наследственность начала вносить в жизнь поэта свои коррективы. Появились первые признаки умственного расстройства. В 1818 г. друзья выхлопотали ему место при русской миссии в Неаполе, куда он отправился с надеждой на выздоровление. Батюшков покровительствует колонии русских художников, продолжает писать и занимается переводами из Байрона. Однако довольно быстро выяснилось, что служба не ладится, первые восторженные впечатления были пережиты, поэт стал тосковать. В 1821 г. он решил бросить и службу и литературу, получил бессрочный отпуск и вскоре переехал в Германию. Здесь Батюшков набрасывает свои последние поэтические строки, полные горького смысла, – «Завещание Мельхесидека» – и сжигает все, что написал в Италии.
В 1822 г. он вернулся в Россию уже больным. Это была мания преследования. Попытки лечения не принесли успеха, душевное расстройство усиливается. В 1823 г. Батюшков сжигает свою библиотеку, трижды покушается на самоубийство. В 1824 г. сестра увозит его в психиатрическую лечебницу в Саксонии; однако лечение в течение трех лет оказывается безрезультатным.
С 1828 по 1832 гг. Батюшков живет у родственников в Москве, затем его перевозят к родственникам в Вологду. Здесь 19 (по старому стилю 7) июля 1855 г. поэт умирает от тифа. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре недалеко от Вологды.


Биография К.Н. Батюшкова

Русский поэт. Константин Николаевич Батюшков родился 29 мая (по старому стилю - 18 мая) 1787 года в Вологде, в обедневшей дворянской семье. Происходил из старинного, но незнатного дворянского рода. Двоюродный дед его был душевнобольной, отец, Николай Львович, был неуравновешенный, а мать (урожденная Бердяева) вскоре после рождения будущего поэта сошла с ума и была разлучена с семьей (умерла в 1795 году); таким образом, Константин Батюшков носил в крови предрасположенность к психозу. Детство провел в родовом селе Даниловском, Бежецкого уезда, Новгородской губернии. В 10 лет (по другим сведениям в 14 лет) был определен в петербургский французский пансион Жакино, где провел четыре года, а потом два года учился в пансионе итальянца Триполи. Здесь он получил самые элементарные общенаучные сведения и практическое знание французского, немецкого и итальянского языков (Константин Батюшков был одним из первых наших поэтов, хорошо знавшим итальянский язык). Как натура пассивная и аполитическая, к жизни и к литературе относился эстетически. В 1802 году было написано первое из известных стихотворений Батюшкова - "Мечта".

В конце 1802 года поступил на службу в управление министерства народного просвещения, где служил под началом своего родственника М.Н. Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. В 1805-1806 годах публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств начинается литературная деятельность Батюшкова. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А.Н. Оленина (Н.И. Гнедич, И.А. Крылов , О.А. Кипренский).

Общее патриотическое движение, возникшее после аустерлицкого сражения, где Россия потерпела жестокое поражение, увлекло Батюшкова, и в 1807 году, когда началась вторая война с Наполеоном, он поступил на военную службу, участвовал в прусском походе, а 29 мая 1807 года был ранен под Гейльсбергом. К этому времени относится его первое любовное увлечение (к рижской немке Мюгель, дочери хозяина дома, где поместили раненого поэта). Вернушись через несколько месяцев на военную службу, участвовал в шведской войне, был в финляндском походе. В 1809 году Батюшков вышел в отставку и поселился в Хантоново - имении матери в Череповецком уезде Новгородской губернии, находившемся в совместном владении его и старших сестер. В 1810 году поселился в Москве и сблизился с князем П.А. Вяземским , И.М. Муравьевым-Апостолом, В.Л. Пушкиным. Возвратившись в начале 1812 года в Петербург, поступил в Публичную Библиотеку, где тогда служил И.А. Крылов , но в следующем году снова поступил на военную службу. Поход 1813-1814 годов совершил в должности адъютанта генерала Н.Н. Раевского. Побывал в Германии, Франции, Англии и Швеции.

Вернувшись в Петербург, Батюшков полюбил жившую у Оленина А.Ф. Фурман, но, по вине его собственной нерешительности и пассивности, роман внезапно оборвался; к этой неудаче прибавился неуспех по службе, и поэт, которого уже несколько лет назад преследовали галлюцинации, окончательно погрузился в тяжелую и унылую апатию. В январе 1816 года Батюшков вышел в отставку и поселился в Москве, изредка наезжая в Петербург, где был принят в литературное общество "Арзамас" (под псевдонимом "Ахилл"). Мечтая об Италии, в 1818 году выхлопотал назначение на дипломатическую службу в Неаполь, в состав Русской миссии (по другим сведениям этого назначения добились для Батюшкова Жуковский и А.И. Тургенев). В конце 1820 года добился перевода в Рим. В апреле 1821 года получил бессрочный отпуск и вернулся в Россию. В конце 1821 года у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 году он едет в Крым, на Кавказ, где болезнь обостряется: в припадках безумия он уничтожает рукописи новых стихов. После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, но в 1828 году выписывают в связи с полной неизлечимостью. В 1828-1833 годах Батюшков живет в Москве, потом в Вологде, под надзором своего племянника Г.А. Гревенса. Умственно он ранее всех своих сверстников выбыл из строя, но физически пережил почти всех их: Константин Николаевич Батюшков скончался от тифа, в родной Вологде 19 июля (по старому стилю 7 июля) 1855 года.

Среди произведений Константина Николаевича Батюшкова - статьи, стихи: "Опыты" (1 том в прозе, 2 том в стихах)

Источники информации:

  • "Поэты пушкинского круга". Биографические очерки В.В. Кунина. М. Правда, 1983
  • "Русский биографический словарь" rulex.ru
  • Проект "Россия поздравляет!"

Константин Николаевич Батюшков происходил из старинного, но не особенно богатого дворянского рода Батюшковых. Отец его, Николай Львович – человек просвещённый, но неуравновешенный, был большим любителем французской литературы и философии ХVIІІ века. Константин Николаевич был пятым ребёнком и первым сыном, младшим из детей отца от его первого брака с Александрой Григорьевной Бердяевой. Детство поэта прошло в родовом имении отца – селе Даниловское Бежецкого уезда Новгородской губернии. Детские годы были омрачены психической болезнью и ранней смертью матери.

Потеря матери сильно отразилась на детской натуре поэта, лишенного с нежного возраста материнской любви и забот.

Её душевная болезнь по наследству перешла к Батюшкову и его старшей сестре Александре.

Десяти лет Константин Батюшков определен был в петербургский французский пансион Жакино, где провел четыре года, а потом учился два года в пансионе Триполи.

Здесь он получил практическое знание немецкого, французского и итальянского языка, а в остальном самые элементарные общенаучные сведения.

Гораздо больше дала Константину семья его двоюродного дяди, Михаила Никитича Муравьева, государственного деятеля и писателя, который его литературный интерес направил в сторону классической художественной литературы.

Под влиянием Муравьёва Константин Батюшков в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира; стал поклонником Горация и Тибулла, которым он подражал в первых своих произведениях.

Оставив пансион в 1802 году, Константин Батюшков жил в доме у Муравьева. В лице супруги Михаила Никитича – Екатерины Федоровны, энергичной, доброй и умной женщины, Батюшков нашел себе вторую мать. В конце 1802 года он был определен на службу во вновь образованное министерство народного просвещения, затем был письмоводителем в канцелярии Муравьева по московскому университету.

Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые были сторонниками карамзинского направления в литературе. Эти последователи Карамзина основали «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».

В мае 1810 года Батюшков получил отставку из полка. Жил отчасти в Москве, иногда в деревне. В начале 1812 года Батюшков поступил на службу в Публичную библиотеку в Петербурге помощником хранителя манускриптов.

29 марта 1813 года был зачислен в чине штабс-капитана в Рыльский пехотный полк. В качестве адъютанта генерала Раевского он прошёл путь до Парижа . За участие в битве под Лейпцигом получил орден Св. Анны 2-й степени. В 1814 году через Англию , Швецию и Финляндию вернулся в Петербург.

Выйдя в отставку в1816 году, Батюшков отправился в Москву. Он относительно много писал в это время: за год написал двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений. Все они были напечатаны в вышедшем в октябре 1817 года собрании его сочинений под названием «Опыты в стихах и прозе».

Батюшков был членом литературного общества «Арзамас », где получил имя «Ахилл».

Весной 1818 года он отправился на юг, в Одессу, поправлять своё здоровье. Позднее получил место при дипломатической миссии в Неаполе.

Италия произвела на Батюшкова сильное впечатление. Однако вскоре появилась тоска по России, к этому добавились еще служебные неприятности. Получив весной 1821 года отпуск для лечения, Батюшков уехал на воды в Германию. Зиму 1821-1822 года он провёл в Дрездене.

В 1822 году болезнь обострилась; на короткое время весной Батюшков появился в Петербурге, затем уехал на Кавказ и в Крым, однако признаки сумасшествия всё усиливались, в Симферополе он неоднократно покушался на самоубийство.

Батюшкова в 1823 году привезли в Петербург, где о нём заботилась Е. Ф. Муравьева, а в следующем 1824 году его отвезли на средства, пожалованные императором Александром I, в частное психиатрическое заведение Зоннштейн в Саксонии. Там он провёл четыре года, но состояние не улучшилось, и тогда было решено вернуть его в Россию. В Москве почти прекратились острые припадки, и безумие его приняло тихое, спокойное течение.

Пять лет Батюшков пробыл в Москве. В 1833 году он был уволен в отставку, и остаток жизни он провел в Вологде в доме его племянника Г. А. Гревенса, а это целых 22 года. Скончался от тифа 7 июля 1855 года. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды.

Говоря о значении Батюшкова в развитии русской лирики, В. Г. Белинский указывал:

«Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно».

Константин Батюшков родился в то время, когда Россия испытывала небывалый подъем: оживилась политическая мысль, укрепилось положение империи на международной арене, все громче звучали голоса, требовавшие просвещения и реформ во всех сферах жизни, которые правительство не давило мощной гирей цензуры.

Годы жизни

Батюшков прожил долгую жизнь – с 1787 по 1855 гг. Но лишь первая часть ее оказалась счастливой: детство и юность юного дворянина отмечены любовью и заботой близких, которые рано рассмотрели его поэтическое дарование. Родившийся в Вологде отпрыск просвещенного дворянского семейства получил прекрасное образование в нескольких частных пансионах Санкт-Петербурга. Он легко освоил несколько иностранных языков.

Далее последовала дипломатическая служба. Пятилетие Батюшков посвятил трудам в Министерстве народного просвещения. В 1807 г. он почувствовал тягу к мундиру – и вступил в народное ополчение. Участвовал в Прусском походе.

После он вернулся к мирной жизни, в Санкт-Петербурге свел близкое знакомство с цветом тогдашнего просвещенного общества – с Вяземским, Карамзиным, влился в ряды членов «Арзамаса», куда чуть позже пришел и юный лицеист . Отныне основную часть времени Батюшков посвящает литературному творчеству. Его стихи легки и воздушны – современники даже считали их предтечей пушкинской поэзии и были правы: Пушкин поначалу учился у Батюшкова, перенимая простоту слога, четкость ритмов.

Батюшков стал одним из первых, кто разгадал в мальчике-Пушкине будущее «солнце русской поэзии». В 1815 г. он, блестящий офицер, побывавший в сражениях, навестил Царскосельский лицей – специально с целью вдохновить Александра на активное занятие литературой. Можно себе представить, какой восторг и восхищение у 15-16-летних мальчишек вызвало прибытие к ним воина, принимавшего участие в заграничных походах против самого Наполеона!

После Батюшков направляется по службе в Италию. Жизнь обещала великолепные перспективы. Но грянула болезнь. Душевное здоровье поэта пошатнулось. Он сошел с ума и все оставшиеся годы провел у родных. В периоды просветления сам он с горечью говорил: «Я похож на человека, несшего прекрасный кувшин, но он разбился. Поди угадай теперь, что в нем было…»

В 1830 г. неизлечимо больного Батюшкова посетил Пушкин. Зрелище так потрясло его, что вскоре родилось полное боли стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…».

Стихи

Творчество Батюшкова можно поделить условно на 2 этапа. Первый – «довоенный» период: тогда юношу интересовали исключительно мифические красавицы Лилеи и Дориды, которым он посвящал исполненные узорных красот легкие, воздушные строки.

При этом сам поэт никогда не любил настоящим, «земным» чувством: он будто побаивался любовного огня, которым может опалить его любимая женщина. Но стихи его безупречны: о них с искренним восторгом и почитанием отзывался Пушкин, причем не только в юности, но и в зрелые годы. Можно сказать, Батюшков положил начало реформам языка, продолженным Пушкиным: он убрал все тяжелое, сложносочиненное, переполненное «мудрствованием лукавым».

Второй этап – после 1813-1814 гг. Здесь в творчество вплетаются иные мотивы: Батюшков побывал в нескольких войнах, он близко видел боль, кровь и смерть. Сам он говорил одному из приятелей, желавших узнать, не вышло ли из-под пера поэта какого-нибудь очередного посвящения Хлое или Лилете: «Как могу я после того, что видел, писать о любви?»

Батюшков лелеял много творческих замыслов. Наверное, томики его стихов сегодня стояли бы на полочках книжных шкафов каждого дома, не срази его болезнь. Талант его не успел окончательно созреть. Но мы благодарны поэту за образы его обворожительных Дорид и, конечно, за Пушкина, для которого Батюшков стал одним из проводников, указавших арзамасскому «Сверчку» путь на вершину литературного Олимпа.

Константи́н Никола́евич Ба́тюшков (18 (29) мая 1787, Вологда - 7 (19) июля 1855, Вологда) - русский поэт, предшественник Пушкина.

Биография

Был первым сыном и пятым ребёнком в семье Батюшковых; отец - Николай Львович Батюшков (1753-1817); мать, Александра Григорьевна (урождённая Бердяева), заболела, когда мальчику исполнилось 6 лет; вскоре она умерла и была похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Её душевная болезнь по наследству перешла к Батюшкову и его старшей сестре Александре.

Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское.

В 1797 году его отдали в Петербургский пансион Жакино, где будущий поэт изучает европейские языки, с упоением читает европейских классиков и начинает писать свои первые стихи. В 1801 году он перешёл в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни (1802) Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это же время он близко сошёлся со своим дядей, известным писателем Михаилом Никитичем Муравьёвым. Под его влиянием занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьёва Батюшков выработал в себе литературный вкус и эстетическое чутьё.

В 1802 году Батюшков зачисляется на службу в министерство народного просвещения. Эта служба тяготит поэта, но обстоятельства не позволяют ему оставить службу. Старинный дворянский род Батюшковых обеднел, имение пришло в упадок. Высокопоставленных покровителей и меценатов, которые бывали у многих писателей, поэтов, художников, музыкантов, Батюшков не имел, и, быть может, из-за гордости, не хотел иметь: «Просить и кланяться в Петербурге не буду, пока будет у меня кусок хлеба». Впоследствии поэт скажет, противопоставляя себя многим угодливым поэтам того времени: «Я писал о независимости в стихах, о свободе в стихах».

В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира. Особенно близко сошёлся он с , А. Н. Олениным, . В 1805 году в журнале «Новости русской литературы» публикуется его стихотворение «Послание к стихам моим» - первое выступление Батюшкова в печати. Поступив в департамент министерства народного просвещения, Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».

В 1807 году Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться в Ригу. Во время похода им написано несколько стихотворений и начат перевод поэмы Тасса «Освобождённый Иерусалим». В следующем, 1808 году, Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным, в село Хантаново Новгородской губернии. В деревне он скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, всё больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.

В самом конце 1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту, светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с Василием Львовичем Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. 1810 и 1811 годы прошли для Батюшкова отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантанове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в начале 1812 года отправился в Петербург и при помощи Оленина (Алексей Оленин) поступил на службу в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. В доме Оленина был салон, посещавшийся многими писателями и художниками, с которыми встречался Батюшков. Сослуживцами Батюшкова по Публичной библиотеке были Гнедич и Крылов. Жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя его постоянно тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли всё хуже и хуже.

Начавшаяся Отечественная война 1812 года усиливает в душе поэта патриотическое чувство. Он желает пойти на войну, но болезнь, сильная лихорадка, мешает ему сразу же осуществить это намерение. Почти в канун Бородинской битвы, поэт берёт отпуск и приезжает в Москву, для того, чтобы сопровождать в Нижний-Новгород вдову своего наставника Е. Ф. Муравьёву и её семью. Стечение беженцев и народные бедствия, увиденные поэтом по пути следования из Москвы, производят на него сильное впечатление. Батюшков возвращается в Москву после изгнания из неё французов.

В 1813 году Батюшков, как только позволило состояние здоровья, выезжает в Дрезден, в главную квартиру действующей армии. Батюшков теперь адъютант генерала Раевского. В сражении под Лейпцигом погибает друг Батюшкова, воспетый в его стихах, И. А. Петин, и ранен Раевский. В 1814 году поэт участвует в переходе через Рейн и вступлении во Францию. Из Парижа, свидетелем капитуляции которого был Батюшков, он через Англию, Швецию и Финляндию возвращается в Петербург.

Неудавшаяся попытка жениться в 1815 году, расстройство личных отношений с отцом тяжело переживались поэтом. Некоторое время он живёт на Украине, в Каменец-Подольске, у своего военного начальства. Поэта заочно выбирают в члены литературного общества «Арзамас». В эту пору Батюшков переживает сильный творческий подъём: за год он пишет двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений. Он готовит к печати свои сочинения в стихах и в прозе.

После приезда в Москву поэт избирается в члены «Московского общества любителей словесности». При вступлении в него прочитывается «Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык», историко- и теоретико-литературная статья, опубликованная в «Трудах» общества. Батюшков избирается почётным членом «Вольного общества любителей словесности». Поэт принимает участие в заседаниях «Арзамаса». В октябре 1817 года выходят «Опыты в стихах и прозе», которую затем издаёт Гнедич. Книга благожелательно была встречена критикой и читателями.

После поездок в деревню с намерением спасти от продажи с публичного торга имение отца, умершего в 1817 году, после пребывания в Петербурге поэт весной 1818 года отправляется на юг, поправлять своё здоровье. По совету Жуковского Батюшков подаёт прошение о зачислении в одну из миссий в Италии. В Одессе поэт получает от Александра Тургенева письмо, извещающее о назначении поэта на дипломатическую службу в Неаполь. После долгого путешествия, он пребывает на место службы, с яркими впечатлениями от поездки. Важной для поэта была встреча с русскими художниками, в числе которых были Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский, жившие тогда в Риме.

Получив в конце 1820 года отпуск для лечения, Батюшков едет в Рим, а затем, уже в следующем году, на воды в Теплиц, где он узнаёт, что в «Сыне отечества» появилось анонимное стихотворение «Б… в из Рима», написанное от лица Батюшкова и принятое читателями как его произведение, хотя автором его был Плетнёв. Батюшков воспринимает это как личную обиду.

В 1821 году в душевном состоянии К. Н. Батюшкова происходят серьёзные злокачественные изменения, имеющие, очевидно, наследственный характер. Судя по сохранившимся публикациям и письмам, происходит манифестация мании величия, которая переходит в бред преследования. Анонимное стихотворение П. А. Плетнева только способствовало ухудшению состояния его психики. В следующем году болезнь обостряется, и в припадках Батюшков сжигает свои рукописи, письма и стихи. Чтобы хоть как-то улучшить самочувствие, он переселяется в Крым. Но в Крыму происходят несколько неудачных попыток покончить с собой. Все эти события вынуждают его родственников и друзей активизировать участие в его судьбе. По возвращению Батюшкова в Петербург, император Александр I сверх жалования выделяет на его содержание 500 червонцев и направляет на лечение в Европу. Батюшков оказывается в частном психиатрическом заведении Зоннштейн в Саксонии. Там он проводит четыре года, проживая вместе со своей сестрой. Но так как выздоровления так и не наступает, его было решено везти обратно в Россию. В апреле 1830 года Батюшков находился в Москве. Там его посещал А. С. Пушкин, стихотворение которого «Не дай мне Бог сойти с ума» предположительно навеяно впечатлением от этого визита. В 1833 году император Николай I окончательно увольняет Батюшкова в отставку и назначает ему пенсию. В этом же году его перевозят в Вологду и помещают в семью своего племянника, где он оставался на их попечении до своей смерти.

7 июля 1855 года скончался от тифа в Вологде. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды. Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу ».

Творчество

Батюшкова считают непосредственным предшественником Пушкина, и не случайно - соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

Стихотворения первого периода литературной деятельности поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии Батюшкова - дружба и любовь. Отказавшись от морализма и манерности сентиментализма, он находит новые способы выражения чувств и эмоций в стихе, предельно ярких и жизненных:

Стройный стан, кругом обвитый
Хмеля жёлтого венцом,
И пылающи ланиты
Розы ярким багрецом,
И уста, в которых тает
Пурпуровый виноград -
Все в неистовой прельщает!
В сердце льет огонь и яд!

- «Вакханка» (1815)

В ответ на события отечественной войны 1812, Батюшков создал образцы гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с описанием глубоко индивидуальных переживаний автора:

… пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем -
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!

- «К Дашкову» (1813)

В послевоенный период поэзия Батюшкова тяготеет к романтизму. Темой одного из самых его известных стихотворений, «Умирающий Тасс» (1817), является трагическая судьба итальянского поэта Торквато Тассо

Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!
Увы! с тех пор добыча злой судьбины,
Все горести узнал, всю бедность бытия.
Фортуною изрытые пучины
Разверзлись подо мной, и гром не умолкал!
Из веси в весь, из стран в страну гонимый,
Я тщетно на земли пристанища искал:
Повсюду перст её неотразимый!

- «Умирающий Тасс» (1817)

Поэзия Батюшкова Константина Николаевича
  • Без смерти жизнь не жизнь: и что она? Сосуд
  • Безрифмина совет
  • Беседка муз
  • В день рождения N
  • В Лаисе нравится улыбка на устах (Силенциарий/Батюшков)
  • В обители ничтожества унылой
  • Вакханка
  • Весёлый час
  • Весёлый час (Батюшков)/вариант
  • Взгляни: сей кипарис, как наша степь, бесплоден
  • Видение на берегах Леты
  • Воспоминание
  • Воспоминание (Батюшков)/вариант
  • Воспоминание (Батюшков)/ДО
  • Воспоминания
  • Воспоминания (Батюшков)/вариант
  • Воспоминания (Батюшков)/ДО
  • Всё Аристотель врет! Табак есть божество
  • Всегдашний гость, мучитель мой
  • Выздоровление
  • Выздоровление (Батюшков)/ДО
  • Гезиод и Омир, соперники
  • Дружество
  • Есть наслаждение и в дикости лесов
  • Жуковский, время всё проглотит
  • Известный откупщик Фадей
  • Изнемогает жизнь в груди моей остылой (Силенциарий/Батюшков)
  • Истинный патриот
  • Источник
  • К N. N.
  • К N. N. (Батюшков)/ДО
  • К Гнедичу
  • К Дашкову
  • К другу
  • К друзьям
  • К друзьям (Батюшков)/ДО
  • К Жуковскому
  • К Мальвине
  • К Маше
  • К Никите
  • К Петину
  • К постарелой красавице (Силенциарий/Батюшков)
  • К Тассу
  • К Филисе
  • К цветам нашего Горация
  • Как трудно Бибрису со славою ужиться
  • Кн. П. А. Вяземскому (Зачем, забывши славу…)
  • Книги и журналист
  • Когда в страдании девица отойдёт
  • Куда, красавица?
  • Ложный страх
  • Любовь в челноке
  • Мадригал Мелине, которая называла себя Нимфою
  • Мадригал новой Сафе
  • Меня преследует судьба
  • Мечта
  • Мечта (Батюшков)/вариант
  • Мои Пенаты
  • Мой Гений
  • Мщение
  • Мщение (Батюшков)/ДО
  • Н. И. Гнедичу (По чести, мудрено)
  • Н. И. Гнедичу (Прерву теперь молчанья узы)
  • Н. И. Гнедичу (Тебя и Нимфы ждут)
  • На книгу под названием «Смесь»
  • На перевод «Генриады»
  • На поэмы Петру Великому
  • На развалинах замка в Швеции
  • На развалинах замка в Швеции (Батюшков)/ДО
  • На смерть И. П. Пнина
  • На смерть супруги Ф. Ф. Кокошкина
  • Надежда
  • Надежда (Батюшков)/ДО
  • Надпись для гробницы дочери Малышевой
  • Надпись к портрету графа Буксгевдена
  • Надпись к портрету графа Эммануила Сен-При
  • Надпись к портрету Жуковского
  • Надпись к портрету Н. Н.
  • Надпись на гробе пастушки
  • Нереиды на развалинах Коринфа
  • О смертный! хочешь ли безбедно перейти
  • От стужи весь дрожу
  • Ответ Гнедичу
  • Ответ Тургеневу
  • Отрывок из I песни «Освобожденного Иерусалима» (Тассо/Батюшков)
  • Отрывок из XVIII песни «Освобожденного Иерусалима» (Тассо/Батюшков)
  • Отъезд
  • П. А. Вяземскому (Льстец моей ленивой музы)
  • Памфил забавен за столом
  • Пастух и соловей
  • Пафоса бог, Эрот прекрасной
  • Перевод 1-й сатиры Боало
  • Перевод Лафонтеновой эпитафии
  • Переход через Рейн
  • Песнь Гаральда Смелого
  • Писать я не умею
  • Пленный
  • Подражание Ариосту
  • Подражание Горацию
  • Послание г. Велеурскому
  • Послание И. М. Муравьёву-Апостолу
  • Послание к Н. И. Гнедичу
  • Послание к стихам моим
  • Послание к Тургеневу (О ты, который)
  • Послание к Хлое
  • Последняя весна
  • Привидение
  • Привидение (Батюшков)/ДО
  • Пробуждение
  • Радость
  • Разлука (Гусар, на саблю опираясь)
  • Разлука (Напрасно покидал страну моих отцов)
  • С отвагой на челе и с пламенем в крови
  • Свершилось: Никагор и пламенный Эрот
  • Свидетели любви и горести моей
  • Скалы чувствительны к свирели
  • Совет эпическому стихотворцу
  • Сокроем навсегда от зависти людей (Силенциарий/Батюшков)
  • Сон воинов
  • Сон могольца
  • Стихи г. Семёновой
  • Стихи на смерть Даниловой
  • Странствователь и домосед
  • Судьба Одиссея
  • Счастливец
  • Таврида
  • Тень друга
  • Теперь, сего же дня
  • Тибуллова элегия III
  • Тибуллова элегия XI
  • Ты знаешь, что изрек
  • Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы
  • Ты хочешь мёду, сын? - так жала не страшись
  • Увы, мы носим все дурачества оковы
  • Увы! глаза потухшие в слезах (Силенциарий/Батюшков)
  • Улыбка страстная и взор красноречивый (Силенциарий/Батюшков)
  • Умирающий Тасс
  • Хор для выпуска благородных девиц Смольного монастыря
  • Числа, по совести, не знаю
  • Элегия
  • Элегия из Тибулла
  • Эпиграмма на перевод Виргилия
  • Эпитафия
  • Явор к прохожему
Книги

Есть странствиям конец (фильм) avi

Материал взят с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Батюшков,_Константин_Николаевич