Короля франции решившего что париж стоит мессы. Что значит «Париж стоит мессы»

"Париж стоит мессы" был заимствован из французского языка "Paris vaut bien une messe". Под этим выражением обозначают расчётливый выбор между выгодой и своими убеждениями, понятно, что побеждает в этом споре выгода. Историки считают, что эту поговорку впервые произнёс достаточно известный французский король Генрих 4. Этот афоризм был найден в книге "Recueil general des caquets de l’accouchee", это название дословно переводится, как: "Общие серии сплетен новой матери". Автор данной книге ныне не известен, а эта брошюра увидела свет в 1622 году.

Чтобы понять, в какое время зародилась пословица "Париж стоит мессы", стоит заглянуть в прошлое Франции.

В 1559 году умирает французский король Генрих 2 (31 марта 1519 - 10 июля 1559 года). Корону получает его сын Карл 9, которому в то время едва исполнилось 10 лет. Поскольку он явно не мог принимать важнейшие решения, страной управляла его матушка Екатерина Медичи.
Это время знаменательно началом сильной вражды между протестантами и католиками. Следует отметить, что сами французские протестанты именовали себя "товарищами по клятве ", то есть гугенотами. Среди них находились весьма влиятельные граждане, например такие, как: король Генрих Наваррский, адмирал Колиньи, принц Конде.

Через некоторое время вражда между двумя сторонами только обострялась и вся Франция погрузилась в пучину конфликтов и мелких стычек. Понимая, что сейчас гугеноты сильны, как никогда Екатерина Медичи попыталась снизить растущее напряжение. Однако наладившиеся мирные взаимоотношения были одномоментно разрушены герцогом Гизом, который был руководителем партии католиков. Он решил действовать жёстко и беспощадно и устроил кровавую бойню в местечке Васси, когда протестанты находились в своём храме. Никто не спасся от жестокого герцога, все попытки к побегу жёстко пресекались. Очевидцы события описывают целые ручьи крови, которые собирались в лужи на мостовой возле церкви гугенотов. Множество тел, отрубленных рук и ног валялось в живописном беспорядке на брусчатке. Это событие привело в сильную ярость вождей гугенотского движения. С этого момента начались стычки с применением всех видов оружия между католиками и протестантами. Это событие станет впоследствии известно под названием "религиозной войны".

Сначала французские протестанты одержали верх над своими заклятыми врагами. В следствии чего в 1570 году между гугенотами и католиками был подписан Сен-Жерменский мир


В результате своей победы гугенотам достались несколько хорошо защищённых крепостей. Им было разрешено работать в правительстве и придерживаться своих неоднозначных религиозных обрядов. Через какое-то время Карлу 9 начинает нравится протестантизм. Первым своим шагом он приближает к себе мудрого полководца Колиньи. Подобное решение было неоднозначно воспринято среди католиков. Даже Екатерина Медичи начала опасаться карьерного взлёта Колиньи. Она не придумала ничего лучше, чтобы снова устроить массовое побоище гугенотов, теперь уже по всей стране. Толчком к этому кровопролитию явилась свадьба между молодым Генрихом и Маргариты Валуа, сетры Карла 9. Для венчания были приглашены сразу два священника, один был гугенотом, а другой католиком. Это не добавило дружеских чувств к протестантам.

После того, как скончался Карл 9, корону получил король Генрих 3. После смерти его брата герцога Анжуйского в 1584 году первым претендентом на трон стал самый ближайший родственник короля и по совместительству заговорщик от гугенотов, непримиримый борец с католиками Генрих Наваррский. Герцог Гиз был этим обстоятельством крайне удручён и не хотел допустить Генриха к короне. Он делает громкое заявление, что также имеет право стать королём Франции поскольку свой род ведёт от самого Карла Великого.

После этого Гиз собирает по всей стране войска и организовывает восстания католиков. Кроме того, он просит помощи у Испании


Однако это не помогло и католический король Генрих 3 решил пойти на уступки после чего заключил перемирие с гугенотом Генрихом Наваррским. Чтобы подсластить пилюлю он казнит этого мясника герцога Гиза. Правда позже Генриха 3 убивают заговорщики, так умер последний из рода Валуа. Надо отдать должное Генриху Наваррскому, он смог победить несмотря на могущественных врагов. В итоге корона достаётся ему в 1593 году. Затем он принимает мудрое решение, решив раз и навсегда остановить междоусобные войны, становится католиком.

Перед самой своей коронацией Генрих Наваррский произносит, "Париж стоит мессы ". Именно с этого момента он становится королём Франции и в историю вошёл, как Генрих 4. С этого момента началась династия Бурбонов, а династия Валуа канула в лету . Бурбоны правили ещё несколько столетий до начала Великой Французской революции


Почему Париж стоит мессы

Париж стоит мессы (Paris vaut bien une messe) — афоризм, приписываемый французскому королю Генриху IV. Фраза используется при обозначение циничного выбора между убеждениями и выгодой, естественно, в пользу выгоды. Словосочетание приведено в книге «Recueil general des caquets de l’accouchee» («Пересуды у постели роженицы») неизвестного автора, изданной в 1622 году

Генриху IV — первый король династии Бурбонов, сменивший на троне последнего короля династии Валуа

Генрих IV

На современный манер Генриха можно было бы назвать «метисом», ведь мать его Жанна д’Альбре исповедовала протестантизм, а отец, король Наварры, Антуан де Бурбон был католиком. Это двойственность значительно повлияла на судьбу Генриха. Мать воспитывала сына в своей вере, но в уже в юности он перешел в католичество. Ведь королева-мать Екатерина Медичи устроила ему брак со своей дочерью Маргаритой, сестрой короля Генриха III. Легенда утверждает, что знаменитую сентенцию о Париже и мессе Генрих произнес как раз в день свадьбы 18 августа 1572 года, когда его, жениха, но гугенота, не пустили на богослужение в Собор Парижской богоматери. Ровно через неделю после свадьбы случилась Варфоломеевская ночь, но Генрих уже считался католиком и его не тронули. В 1576 году Генрих вернулся к религии матери.

Далее последовали 17 лет участия Генриха в религиозных войнах католиков и протестантов, коих было девять с 1562 по 1598 годы, в которых он показал себя искусным и храбрым полководцем, в политической борьбе с лидерами католической партии Гизами и протестантской — Конде, интригах против испанцев, в любовных похождениях. 1 августа 1589 года бездетный король Франции Генрих III умер, признав перед смертью Генриха Наваррского, как прямого потомка по мужской линии короля Людовика IX, своим наследником. Так король Наварры Генрих стал королём Франции Генрихом IV.

Однако французы, ожесточенные в религиозном противостоянии, отказались признать своим лидером гугенота. Пришлось Генриху снова менять убеждения. Другая легенда гласит, что «Париж стоит мессы» (или более пространно «корона Франции стоит католической литургии») он произнес 25 июля 1593 года, когда в очередной раз перешел в католицизм, чтобы примирить враждующие партии и возглавить страну, уставшую от распрей. 27 февраля 1594 года состоялась церемония коронации. В 1596 году Генрих издал так называемый Нантский эдикт, уравнявший в правах католиков и гугенотов

23 июля 1593 года король Наварры Генрих Бурбон – вождь гугенотов (французских кальвинистов) в эпоху религиозных войн объявил о намерении перейти в католичество, убирая, таким образом, последнее препятствие на пути к французскому трону. После убийства Генриха III – последнего представителя династии Валуа, наваррский король был единственным законным претендентом на французскую корону. К тому же на его стороне были неоднократные и крупные военные успехи. Но еретик (таковым он был в глазах католического большинства) не может быть помазанником Божьим, т.е. законным правителем, а быть узурпатором – себе дороже: война, длившаяся не одно десятилетие, разгорится с новой силой. И не нужно забывать о могущественной, титулованной аристократии, входившей в Католическую Лигу, которая сделает всё возможное, чтобы отправить его к праотцам.

В 1594 году Генрих по заведённой традиции короновался в Шартре, а 22 марта того же года вошёл в Париж. Народ встретил его с ликованием.

Смена вероисповедания принесла ожидаемые плоды. Париж действительно стоил мессы. Однако основатель новой династии хрестоматийную фразу, ставшей крылатой, никогда не произносил – она была ему приписана безымянным автором книги «Общие серии сплетен новой матери», вышедшей в 1622 году.

Каждый человек, который добровольно или под давлением обстоятельств жертвует чем-либо значимым ради достижения поставленной цели, ссылается на пример Генриха. Одним подобная жертва даётся относительно легко, а другим с огромным трудом, принося невыносимую боль и страдания: слишком тяжело «носить маску», пытаться быть тем, кем не являешься.

В этой связи следует задаться вопросом: а стоит ли Париж мессы? Стоит ли даже самая большая выгода предательства самого себя?

Нет, не стоит!

Не стоит и этого даже жизнь близких и родных тебе людей, судьба родины. Действительно ли страна является родиной, если она требует такую не малую цену…?

Тут следует рассказать о другом историческом событии.

В 1296 году во время Реконкисты крупные силы мавров осадили город Тарифу. Комендантом крепости был известный кастильский военачальник Алонсо Перес де Гусман также известный как Гусман Добрый, давший клятву ни при каких условиях не сдавать твердыню.

Предводитель неприятельского войска – инфант Хуан, брат кастильского короля привёл к воротам крепости старшего сына коменданта, пообещав перерезать мальчику горло, если защитники не сложат оружия. На это военачальник ответил: «Я растил сына на страх врагам, а не для того, чтобы он сделался орудием в их руках! Что медлишь? Может, у тебя ножа нет? На, возьми мой!», после чего он швырнул свой клинок шантажисту и отправился обедать. В ярости инфант убил пленника. Мавры, придя в ужас, ушли восвояси.

Поступок Гусмана – пример стойкости и верности своим убеждением. Он, поддавшись слабости, мог бы сдать крепость, но тогда несмываемый позор клятвопреступника и труса будет и на нём лично, и на его семье. Честь, как известно, дороже всего. Дороже жизни сына.

Кастильский военачальник не пошёл на сделку со своей совестью. Он не изменил своим убеждением и сдержал клятву!

Не пошли на сделку со своей совестью и тысячи христианских мучеников, которых распинали, сжигали заживо, скармливали диким зверям во время гонений в Риме. Можно, конечно же, по-разному относится к христианской религии и требованием, которая она предъявляет к своим адептам, но первые христиане заслуживают уважения. От них требовалось только формального участия в некоторых языческих культах, в частности в культе императора – никто не требовал от них отказаться от Христа, но они не пошли и на такой «компромисс».

Примеру первых христиан осознанно или нет подражали тысячи борцов за свободу, героев-революционеров. Они шли на эшафот, гнили в тюрьмах, умирали на каторге от непосильного труда, но изменяли своим убеждениям. Они не предали дело освобождения людей от гнёта эксплуатации.

Не менее яркий пример верности себе, своим взглядам - судьба академика Вавилова, ставшего невинной жертвой сталинских репрессий. Николаю Ивановичу принадлежит (а может тоже приписывается) знаменитая цитата: "На костёр пойдём, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!"

Многие, прежде всего мужчины, могут обоснованно возразить: «А как же отношения с любимыми, близкими людьми? Может ради сохранения отношений, семьи стоит поступиться некоторыми убеждениями, принципами?"

Нет, не стоит.

Грош цена отношениям, семье, которые побуждают и, тем более, требуют поступиться убеждениями, пойти на сделку с совестью. Такие отношения счастья не принесут, а вот попытка их сохранить рано или поздно аукнется болезнями на нервной почве. Да и расстройства психики обеспечены на все сто процентов.

Жизнь, конечно же, - сложная штука. Раз на раз не приходится, как говорится. Да и не у всех хватает мужества, смелости, отваги, чтобы до конца следовать своим убеждениям. Очень сильно искушение пойти на сделку с совестью, купить Париж.

В 1610 году Генрих IV Бурбон был подло убит религиозным фанатиком: убийца заколол правителя кинжалом, напав из-за угла. За бесчестную измену убеждениям король справедливо поплатился кровью.

После смерти французского короля Генриха II (1559) на престоле оказался его десятилетний сын Карл IX , но фактически страной правила его мать, Екатерина Медичи . В это время обострилась борьба между католиками и протестантами. Французские протестанты называли себя гугенотами, то есть «товарищами по клятве». Среди гугенотов были такие сильные и влиятельные люди, как принц Конде, адмирал Колиньи , король зависимой от Франции Наварры Генрих .

Франция раскололась на два противоборствующих лагеря. Видя силу гугенотов, Екатерина Медичи пыталась примирить враждующие стороны. Но все ее попытки были сорваны предводителем католической партии герцогом Гизом. С отрядом своих сторонников герцог ворвался в местечко Васси во время протестантского богослужения и убил там множество гугенотов. После этого начались открытые боевые действия, которые в истории известны под названием религиозных войн.

Вначале удача была на стороне гугенотов. В 1570 году католикам пришлось заключить с ними Сен-Жерменский мир .

Гугеноты получили в свое распоряжение несколько крепостей, за ними признавалось право занимать государственные должности, придерживаться своих религиозных обрядов. Молодой король также стал симпатизировать гугенотам. Он приблизил к себе одного из их предводителей – отважного полководца адмирала Колиньи. Это вызвало ярость католиков. Екатерина Медичи тоже была напугана успехами Колиньи. В 1572 году она вместе с герцогом Гизом организовала массовую резню гугенотов во всей Франции. Поводом к ней послужила свадьба Генриха Наваррского и сестры Карла IX Маргариты Валуа. Молодых венчали сразу два священника: католический и протестантский. Это еще больше озлобило католиков.

На свадьбу своего вождя съехалось много гугенотов. Обстановка в городе накалилась до предела. Ночью 24 августа 1572 года , накануне дня святого Варфоломея, толпы вооруженных католиков стали собираться возле Парижской ратуши. Они узнавали друг друга в ночной темноте по белым повязкам на рукавах и белым крестам на шляпах. Такими же белыми крестами были заранее отмечены все дома гугенотов. По сигналу колокола началось избиение мирно спящих протестантов. В следующие дни волна погромов прокатилась по другим городам Франции. Были убиты десятки тысяч человек, в том числе и адмирал Колиньи. Генрих Наваррский и принц Конде спаслись, так как спешно перешли в католичество.

Три года Генрих Наваррский жил при королевском дворе как пленник. При первой же возможности он бежал в Наварру, вернулся в протестантскую веру и вновь возглавил ряды своих сторонников. Религиозные войны вспыхнули с новой силой.

К тому времени Карл IX умер, на престоле находился бездетный король Генрих III. В 1584 году умер его брат и наследник герцог Анжуйский. Таким образом, претендентом на трон становился ближайший родственник короля – предводитель гугенотов Генрих Наваррский. Этого не мог допустить глава католической партии герцог Гиз. Он объявил, что ведет свой род от Карла Великого и также имеет право на корону.

Гиз организовал восстания католиков в Париже и других городах Франции и призвал на помощь испанские войска.

Католик Генрих III был вынужден пойти на союз с протестантом Генрихом Наваррским. По его приказу герцог Гиз был казнен за измену. Но вскоре от рук заговорщиков погиб и сам Генрих III, последний французский король из династии Валуа. Генрих Наваррский сумел довести борьбу до победного конца и в 1593 году занял Париж. Чтобы покончить с религиозными воинами, он решил вновь принять католичество.

«Париж стоит мессы», – сказал он перед своей коронацией. Так Генрих, король Наварры, стал французским королем Генрихом IV, а династия Валуа сменилась династией Бурбонов. Они правили до Великой французской революции.

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Стоит пойти на компромисс ради существенной выгоды. Это – слова французского короля Генриха IV Наваррского. В годы, предшествовавшие его правлению, Францию сотрясали религиозные войны между католиками и гугенотами. Будущий король Генрих… … Справочник по фразеологии

- (Paris) город, столица Франции, ее важнейший политич., экономич. и культурный центр. Расположен на берегах р. Сены (близ впадения в нее Уазы и Марны) и близлежащих холмах (наибольшая выс. 129 м Монмартр). Площ. 104 км2. Нас. 2,8 млн. ч. (1962,… … Советская историческая энциклопедия

Политехническая Школа («Икс», (фр. l X)) … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Генрих IV. Генрих IV фр. Henri IV (III) окс. Enric IV (III) баск. Henrike IV (III) … Википедия

Из династии Бурбонов. Король Наварры в 1562 1610 гг. Король Франции в 1589 1610 в Сын короля Наварры Антуана до Бурбона и Жанны д Адьбре. Ж.: 1) с 1572 г. Маргарита Валуа, дочь короля Франции Генриха II (род. 1553 г., ум. 1615 г.); 2) с 1600 г.… … Все монархи мира

ГЕНРИХ IV (Henri IV Bourbon; Генрих де Бурбон) (13 декабря 1553, По, Беарн 14 мая 1610, Париж), французский король с 1589 (фактически с 1594), первый из династии Бурбонов (см. БУРБОНЫ); король Наварры с 1562 (Генрих Наваррский), сын Антуана… … Энциклопедический словарь

Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация … Википедия

1. германский король и император Священной Римской империи (Heinrich IV) (1050 1106 гг.), германский король и император Священной Римской империи из Франконской династии. Генрих, сын императора Генриха III и Агнессы Пуату, родился, вероятно, в… … Энциклопедия Кольера

I (1366? 1413), английский король с 1399, первый из династии Ланкастеров; низложил Ричарда II. При Генрихе IV расширены права парламента. II (1050 1106), германский король и император «Священной Римской империи» с 1056, из Франконской династии.… … Энциклопедический словарь

- (1553 1610), французский король с 1589 (фактически с 1594), первый из династии Бурбонов. Сын Антуана Бурбона, с 1562 король Наварры (Генрих Наваррский). Во время Религиозных войн глава гугенотов. Париж в 1594 признал Генриха IV королём после… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Генрих IV , Монторгей Жорж. В книге Генрих IV, принадлежащей перу известного французского писателя Жоржа Монторгёя (настоящее имя Октав Лебег), рассказывается об основателе династии Бурбонов. Веселый король Генрих,…
  • Генрих IV , Монторгей Жорж. В книге "Генрих IV", принадлежащей перу известного французского писателя Жоржа Монторгёя (настоящее имя Октав Лебег), рассказывается об основателе династии Бурбонов. Веселый король Генрих,…