Конспект занятия по фэмптема: «сложение и вычитание. Конспект занятия по развитию математических способностей в старшей группе «Туфелька Золушки Конспект занятия по фэмп знак минус вычитание

Айша Курбанова
Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.

Задачи :

Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме цвете предметов;

Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;

Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

Материал к занятию :

Демонстрационный –картинки птиц, кошек, зайчат, белки, орехи, геометрические фигуры (два набора, в каждом – по 1прямоугольника желтого и по 3 круга -красного, по 3 треугольника-оранжевого, 2 овала-белого, 2 круга-коричного цвета). Модели «мешков» , карточки со знаком «+» и «=» .

Раздаточный – набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры, модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила куклу Машу. Она была очень грустная и попросилась к нам в гости. Вы знаете, какая она любознательная? Её сказочные друзья загадали ей загадку, но она не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможете Маше?

Дети : Поможем.

Воспитатель : Сейчас я прочту вам загадку послушайте внимательно и ответьте .

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс» , то, без сомнения,

Это действие … (дети - «сложение » ) – слайд 1

Сегодня тема нашего занятия «сложение » . Если отгадаете загадку, то вы узнаете каким знаком выражается сложение .

А этот «крестик» каждый знает :

Сложить он цифры помогает .

Ответит каждый карапуз,

Что этот знак зовётся. (дети : плюс) - слайд 2

Воспитатель : Ребята, Маша вместе с вами хочет узнать, что такое сложение .

А хотите я вам расскажу историю?

Жил-был во дворе воробей. – слайд 3.

Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети вынесут ему крошки. – слайд 4.

Однажды утром он прилетел на рябину и видит : сидят там вот такие гости. –слайд 5. - трех снегирей

Кто это?

Дети : Снегири.

Они прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей : ««Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят : «Не гони нас воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем.» Не стал воробей жадничать. «ладно, ешьте-говорит,- а мне дети из садика хлебных крошек принесут» . Так и остались они вместе на рябине.

Сколько на рябине снегирей? (дети - три)

Сколько воробьев? (дети один)

Как можно назвать воробья и снегирей одним словом? (дети – птицы) .

Сколько всего птиц на дереве? (ответы детей - 4)

Как вы узнали (сложили )

Молодцы, правильно! Сложение обозначается знаком плюс (показ) .

Посмотрите, сколько птиц сидят на ветке. Что получилось в результате сложения ? (1воробей и 3 снегиря – всего 4 птицы)

Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 прямоугольнику и по 3 круга, карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 прямоугольник, а во второй 3 кружка. На доске все действия дублируются.

Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 прямоугольник)

Что лежит во втором мешке? (3 кружка)

- Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 прямоугольник и 3 кружка)

Что мы сделали с фигурками?

Дети : Собрали, сложили , объединили их в общий большой мешок.

Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, сложили .

Давайте еще раз вспомним все сначала.

Что было в первом мешке? (один прямоугольник) – это первая часть.

Что было во втором мешке? (три кружка) – это вторая часть.

Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .

На доске на столах у детей появляется картина

Мы получили две суммы. Равны ли они? (слева 1 прямоугольник и 3 кружка, и справа 1 прямоугольник и 3 кружка. Суммы равны).

Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).

А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :

Физкультминутка :

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

А теперь давай поиграем и решим веселые задачки.

Первая задача : Три игривых рыжих кошки

Сели рядом у окошка

Тут две кошки подбежали

Сколько кошек вместе стало? (дети – пять) .

Воспитатель : Как вы узнали (дети сложили )

Молодцы, правильно! Сложение обозначается каким знаком (дети плюс) .

Слайд -6. - Посмотрите, сколько кошек сели рядом у окошка. Что получилось в результате сложения ? (дети было 3 кошки и 2 подбежали – всего стало 5 кошек) . Правильно молодцы.

А теперь решаем остальные задачи самостоятельно. У вас на столах лежат геометрические фигуры и модели мешков. Я сейчас вам прочитаю задачку, а вы внимательно слушайте и выполняйте. Какими геометрическими фигурами мы можем заменит орехи? (дети - желтыми кружочками, а белочек (оранжевыми треугольниками, зайчат (белыми овалами, медвежат (коричневыми кругами) .

Вторая задача : Я нашел в дупле у белки

Пять лесных орехов мелких

Вот еще лежит один

Ну и белка! Вот хозяйка

Ты орешки сосчитай – ка!

Воспитатель : Ну, что у вас получилось.

Дети : Мы сложили две части и получили одно целое – шесть орешек. – слайд 7

Воспитатель : Правильно теперь вы знаете как можно получить одно целое.

Третья задача : Вот задумал еж друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат

Двух зайчат и трех бельчат

Посчитайте поскорей

Сколько у ежа гостей?

Дети : Мы сложили три части и получили одно целое – семь гостей. –

Молодцы ребята справились вы с заданием.

Итог :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Вам понравилось? (да)

Нашей гостье тоже очень понравилось. Она говорит вам большое спасибо!

Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение ) Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +) . Спасибо, ребята, вы все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект комплексной НОД по математике для старшей группы ДОУ. Тема «В сказку с тетушкой Козой» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростов-на-Дону «Школа №30» (дошкольный уровень) КОНСПЕКТ.

Конспект кружкового занятия в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание». Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Задачи: - Закреплять навыки количественного.

Конспект занятия по математике для детей старшей группы по сказке «Теремок» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закрепить количественный и порядковый счёт,порядковые числительные. 2. Сравнить предметы по величине. 3. Закрепить.

Конспект занятия по математике для старшей группы «Знакомство с числом 10» Цель. -познакомить детей с цифрой 10, учить ее записывать; -закреплять знания цифр в пределах 10? -продолжать учить ориентироваться по плану.

Тема: Сложение.

Цель:

  1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
  4. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

  1. 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
  2. Муляжи яблока и груши.
  3. Лист для работы воспитателя к заданию 3.1.
  4. Карточки для обозначения вагонов к заданию 5.1.
  5. Образец выполнения задания 5.2(а).
  6. Образец выполнения задания 5.2(б).

Раздаточный:

  1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному.
  2. Лист к заданию 3.1.
  3. Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию 5.1.

Ход занятия

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.

Как вы думаете, правильно ли поступили дети?

В какие игры нельзя играть дома?

Почему?

Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

Воспитатель предлагает детям исправить положение.

Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу?

Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний

2.1. Игра «Разбитая ваза».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:

На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

Покажите одну часть, другую часть.

Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)

2.2.Игра «В магазине».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представления о действии сложения групп предметов;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.

Дети садятся на стульчике на ковер. Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет.

Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила.

Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)

Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.

Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты?

Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты?

Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке.

Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.)

Как вы думаете почему этого нельзя делать?

Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк.

Воспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили , соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).

3.Затруднение в игровой ситуации.

  1. Игра «Письмо бабушке».

Дидактические задачи:

  1. Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;
  2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  3. Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы и работают на листке к заданию 3.1.

Воспитатель говорит, что брат и сестра хотят написать бабушке и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку.

Что мама купила Тане? (Грушу.)

Нарисуйте в одном маленьком мешке желтое яблоко.

Что мама купила Ване? (Яблоко.)

Нарисуйте зеленый треугольник в другом маленьком мешочке.

Что дети сделали потом? (Сложили все в мамин пакет.)

Воспитатель уточняет: части покупки сложили , объединили в одно целое.

Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.

Какой знак мы можем записать?

Надо подвести их к тому, что мы не знаем как записывается знак сложения.

Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того кто знает.)

4.Открытие нового знания.

4.1.Игра «Письмо бабушке» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. Уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

Кто знает такой знак?

После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешками знак + и говорит, что действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих тетрадях.

Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)

Нарисуйте яблоко и грушу в большом пакете.

Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске.

Воспитатель обращает внимание детей на два маленьких мешка со знаком между ними и на большой мешок.

В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, а во втором случае – части положили в один пакет и тоже получили целое.

Мы получили два целых.

Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)

Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках яблоко и груша и в одном большом мешке те же самые яблоко и груша.)

Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки.)

Какой знак можно поставить между маленькими мешками и большим? (Знак =.)

Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – в тетрадях.

Покажите части покупки.

Покажите целую покупку.

Воспитатель делает вывод :

  1. Знак плюс говорит о том, что части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);
  2. Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.

5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1.Игра «Трамвай».

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней поехать в другие магазины.

На чем можно ездить по городу?

Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.

Воспитатель раздает детям билеты.

На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.

Приехали. Наша остановка.

5.2.Работа в тетради.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

№1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

Как вы будете выполнять сложение?

Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

№2.

Иногда козлики хотели одинаковый обед, иногда, как, например, в этот раз, каждый мечтал о своем обеде.

Что хочет получить на обед козлик, находящийся слева? (Арбуз и желтое яблоко.)

Что хочет получить на обед козлик, находящийся справа? (Дыню и красное яблоко.)

Как надо поступить, чтобы узнать, что нужно принести братьям – козликам на обед? (Надо сложить обе части обеда.)

Дети самостоятельно выполняют сложение.

6.Итог занятия.

Дидактические задачи : провести рефлексию деятельности на занятии .

Воспитатель собирает детей около себя.

Где вы сегодня побывали?

Что полезного сделали?

Какие новые знания дали вам возможность написать письмо бабушке, сесть в нужный трамвай, накормить козликов?

Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.


Цель:

Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку.

Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю.

Закрепить названия времен года, названия месяцев.

Упражнять в порядковом счете.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант.

Формировать умение группировать предметы по определенным признакам, определяя эти признаки и ориентируясь по схеме.

Формировать самостоятельность в поиске ответов, побуждать детей замечать недостатки в работе сверстников, проявлять взаимопомощь, воспитывать смекалку и любознательность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вводная часть

Воспитатель. - Дети, послушайте загадку:

«Семь братьев возрастом равные, а именами разные.» (Дни недели )

Сколько всего дней недели? Кто хочет их назвать?

Какой первый? Седьмой? Пятый?

Среда по порядку какой день недели? А суббота?

Какой сегодня день недели? Какой он по порядку? (Вторник)

Воспитатель. -Сегодня Королева Математики приглашает нас в свое королевство. Скажите, а зачем нам нужна математика?

Ответы детей.

Тогда давайте выполним несколько ее задач, чтобы проверить свои знания.

1 задание

Первое о чем она хотела бы узнать - знаете ли вы времена года .

Какое сейчас время года?

Сколько всего времен года? Назовите их.

А сколько месяцев в каждом времени года?

Назовите осенние, зимние, весенние и летние месяцы.

Сколько всего в году месяцев?

Королева Математика хотела бы проверить, всем ли хватит задач на столах.

Дети считаются парами.

Королева Математика предлагает новые задачи. (Дети садятся за столы)

Основная часть

Следующая задача от королевы:

2 задание

Составление примеров по рисункам.

Какие математические знаки нужны для решения примеров?

Когда мы используем знак «+»? (Когда выполняем прибавление или увеличиваем количество)

А когда используется знак «-»? (Когда вычитаем, или уменьшаем количество)

Какой еще знак нам нужен? (=)

Королева Математика хотела бы вам напомнить правила сложения и вычитания.

Чтобы выполнить сложение, надо к одной части добавить еще часть и найти целое.

Чтобы выполнить вычитание надо от целого отнять часть и получить оставшуюся часть.

Кто изображен на рисунке?

Сколько было котят?

Сколько прибежали? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их всего стало?

Почему Вы считаете, что следует добавлять?

Как можно это записать в виде примера? математика в детском саду

Составим пример по следующему рисунком.

Сколько птиц было в кормушке?

Сколько полетело? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их осталось? Улетели все птицы или только часть из них? Как найти вторую часть, если мы знаем сколько было всего птиц?

Почему Вы считаете, что следует отнимать?

Как можно это записать в виде примера?

А теперь выполните самостоятельно задачи, которые у вас на столах. (Составление примеров по рисункам) (Воспитатель проверяет правильность выполнения и предлагает проверить друг друга)

Королева Математика довольна вашей работой и она решила пригласить вас на прогулку в «Геометрический лес», но прежде чем мы туда пойдем, она хотела бы, чтобы вы узнали кто в нем живет.

3 задание

Графический диктант «Кто в лесу живет».(сложность подбирается)

Двигайтесь от точки по схеме.

Воспитатель предлагает помочь друг другу. (Детям, которые справились раньше других предлагается раскрасить рисунок)

Как вы думаете, кто в лесу живет?

Да, это волк. Он приглашает нас на лесную поляну.

Физкультминутка «Лесная полянка»

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнём,

А потом гулять пойдём.

(Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)

4 задание

Дидактическая игра «Поможем посадить деревья»

В геометрическом лесу растут деревья различной формы, размера и цвета. Нужно взять саженцы (геометрические фигуры) и посадить их на трех аллеях:

1 аллея- деревья, которые не имеют углов, большие по размеру, красного и желтого цвета.

2 аллея - деревья, которые имеют четыре и меньше углов, маленькие по размеру, синего и зеленого цвета.

3 аллея - деревья, которые имеют пять и более углов, большие по размеру, оранжевого и фиолетового цвета.

Посмотрите, впереди аллеи указана схема, посадите свое деревцо на нужную аллею.

Почему ты посадил свое дерево на этой аллее?

Воспитатель. - Королева Математика осталась довольна вашими знаниями и умением. Но она хотела бы спросить у вас...

Итог. Рефлексия

Какие задачи вам больше всего понравились?

А какие задачи выполнить было сложнее?

Кому помогали сегодня на занятии?

Наталья Глебова
«Знак минус, вычитание». Конспект занятия по математике в старшей группе

НОД Познание в старшей группе

Тема «Знак минус , вычитание »

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество»

Цели :

1. Познакомить детей с математическим знаком минус , формировать умение решать примеры на вычитание .

2. Развивать любознательность, связную речь.

3. Умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы, развивать интерес к математике .

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами отправимся в страну Знаний в город Математику . Как вы уже знаете, в этом городе живут различные цифры, геометрические фигуры и математические знаки . С одним жителем этого города, мы сегодня с вами познакомимся . Знакомьтесь это знак МИНУС . Вот как он выглядит. При появлении минуса всё уменьшается , идет на убыль или совсем исчезает.

Минус любит все отрицать . Иногда его называют знаком отрицания . Сравните утверждения и отрицания

Этого мальчика зовут Егор – это утверждение или отрицание

Он не Егор – это утверждение или отрицание

Я люблю мороженое (утверждение)

Я не пойду гулять (отрицание)

Это не слон (отрицание)

Это жираф (утверждение)

А теперь девочки придумают любое утверждение, а мальчики отрицание.

Ребята, вы заметили, что отрицание всегда всё превращает в противоположное.

Давайте с вами поиграем. Назовите, одним словом

Небыстрый (медленный)

Нетихий (громкий)

Нечистый (грязный)

Неглупый (умный)

Незлой (добрый)

Небольшой (маленький)

Нетяжёлый (легкий)

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сядь.

Истории, в которых участвует минус тоже можно записывать числами.

На столе лежало семь яиц. Мышка бежала, хвостиком махнула, пять яиц упало и разбилось. Сколько яиц осталось на столе? (правильно два)

А записывается это так

А теперь ребята, я запишу примеры, а вы придумаете и нарисуете к ним истории.

(работа в парах)

Дети рассказывают свои истории (по желанию)

Воспитатель предлагает детям рассказать, что нового они узнали. Подводит итог, благодарит детей за работу.

Литература

Е. В. Соловьёва. Математика и логика для дошкольников

для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи: закреплять умение прибавлять и отнимать; формировать понятия что такое «плюс», и что такое «минус»; развивать внимание, память; воспитывать желание выполнять действия, идти к поставленной цели, начатое дело доводить до конца.

Материалы и оборудования: «незнайка», карточки «плюс и минус», 3 больших модулей квадратов и 2 маленьких модулей квадрата, счетный материал: на каждого ребенка по 5 яблок и один ежик.

Ход работы:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим… (стук в дверь), - Кто это? (входит «Незнайка» и ежик).

«Незнайка», - Здравствуйте ребята, я к вам так торопился в гости, что упал и у меня в голове все перепуталось, я вам нес показать какие-то странные знаки чтобы вы мне помогли разобраться что это, а так как я все перепутал я наверно вообще ничего не смогу понять! (плачет).

«Воспитатель», - Ребята, может, поможем нашему «незнайке» разобраться что у него за знаки?

(Ответы детей.)

(Воспитатель показывает детям «плюс», «минус».)

Ребята, вы знаете эти знаки? - Как они называются? (плюс и минус)

Молодцы ребята! – А что нам помогает сделать «плюс»? («Плюс» может прибавить одно число к другому.)

А что делает «минус»? («Минус» может одно число отнять от другого.)

Молодцы, правильно!

«Воспитатель», Незнайка, ты понял, что это за знаки? (Да.)

Ребята, давайте мы с вами сначала «незнайке» покажем, как прибавлять предметы друг к другу?

Дети, посмотрите, перед вами лежат 5 квадратов, посмотрите внимательно на них и скажите, какие у них отличия?

(3 квадрата больших и 2 квадрата маленьких.)

Молодцы, правильно!

Ребята, сколько будет, если отнять от 5 квадратов 3 больших квадрата? (2 маленьких квадрата.)

Правильно!

Если мы отнимем 2 маленьких квадрата от 2-х маленьких квадратов, сколько получится? (Правильно, 0 квадратов.)

А если от 5 квадратов отнимем 1 большой квадрат, сколько останется квадратов? (Останется 2 больших квадрата и 2 маленьких квадрата.)

Молодцы, правильно!

А теперь давайте попробуем прибавлять квадраты, какой мы будем ставить знак? («Плюс.)

Молодцы! Все верно!

Данил попробует выйти ко мне и к 1-му маленькому квадрату прибавить еще 1 маленький квадрат! – Сколько Данил, получится всего квадратов? (получится 2 маленьких квадрата) – Молодец, верно!

Теперь нужно к 2 маленьким квадратам прибавить 3 больших квадрата, сколько всего получится квадратов? (всего получится 5 квадратов) – Молодцы!

И последнее задание, слушайте внимательно: к 2-м большим квадратам прибавить 1 большой квадрат, получится?..(3 больших квадрата)

Правильно!

«Воспитатель», «Незнайка», ты все понял, для чего нужны знаки «плюс и минус»?

«Незнайка», да я все понял, «плюс» нужен для того что бы прибавлять, а «минус» для того что бы отнимать, правильно ребятки? (да).

«Воспитатель», ну хорошо ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и проведем с вами физ. минутку:

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

(2 раза)

Молодцы, садитесь за столы! – У каждого из вас, посмотрите, лежит по 5 яблок, и один ежик, сейчас вам «Незнайка», будем давать задания, а вы выполнять, только слушать нужно очень внимательно, иначе ничего у нас с вами не выйдет! - Хорошо? - Ну, тогда слушаем:

1-ое задание:

Нужно ежику на его иголки положить 5 яблок, и ежик пополз домой, пока он полз, он потерял 2 яблока, ребята, сколько у ежика на иголках осталось яблок? (у ежика на иголках осталось 3 яблока). – Молодцы, правильно! Ползет ежик дальше, и потерял еще 2 яблока, сколько у ежика осталось яблок? (Одно яблоко.)

Молодцы!

Ребята, в такой ситуации какой можно поставить знак «плюс» или «минус»? (минус).

Почему? (Потому что ежик терял яблоки по дороге, пока возвращался домой.)

Молодцы! Правильно!

2-ое задание:

Ежик очень расстроился, что потерял яблоки по дороге и решил вернутся и найти потерянные яблоки, вот он полз и нашел сначала 2 яблока, и у него стало сколько яблок? (теперь у ежика 3 яблока), дальше полз и нашел еще одно яблоко, сколько сейчас стало у ежика яблок? (у ежика 4 яблока).

Ребята, а сейчас какой использовался знак? («плюс»).

Молодцы! Правильно!

Ребята, но ежик дополз до того места от куда он начинал свою дорогу, и яблок больше не нашел, сколько ему не хватает яблок? (одно яблоко) – А почему одно яблоко не хватает? (Потому что, когда ежик начинал свой путь, у него было 5 яблок, а сейчас 4 яблока.)

Что нужно сделать, как вы думаете?

(Добавить одно яблоко.)

А где мы его возьмем, если его нет?

(Нарисуем.)

Хорошо! Давайте!

3-ие задание:

Посмотрите у каждого из вас лежит белое яблоко на столе, давайте мы с вами его раскрасим, и отдадим своему ежику, что бы он не расстраивался!

Приступайте к работе!

(Каждый ребенок раскрашивает свое яблоко и вешает его на своего ежика.)

«Незнайка» - Молодцы, ребята, вы справились с моими заданиями, и все помогли мне запомнить! Большое вам спасибо! Теперь я могу возвращаться обратно к себе домой! До свидания ребята!

«Д» - До свидания «Незнайка» и ежик!

«Воспитатель» - Ребята, а теперь давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?

Кто приходил к нам в гости?

Что такое «плюс и минус»?

Если мы прибавляем, то какой нужен знак?

А если отнимаем?

Что мы раскрашивали сегодня?

Зачем мы это делали? (помогали ежику вернуть свое яблоко).

(Ответы детей.)

Молодцы! Сегодня вы справились со всеми заданиями! Вам понравилось помогать «незнайке» и ежику?

Можете быть свободны! Идите играйте!