Классификация операций сектора государственного управления. Для чего используются коды косгу Классификация операций сектора государственного управления характеристика

Новые положения установлены в Приказе Минфина от 08.06.2018 № 132н (ред. от 30.11.2018) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям. Ранее закреплены виды расходов, КОСГУ в Приказе 65н, с изменениями на 2020 год устаревший Приказ использовать недопустимо.

Изменены правила формирования КОСГУ — новый Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 30.11.2018). Работать по старым правилам недопустимо!

Важно четко понимать, в чем разница КБК и КОСГУ. Код бюджетной классификации представляет собой 20 символов, он определяет содержание операции. КОСГУ — это всего три цифры. Шифр используется для дополнительной детализации операций бюджетного учета.

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.

Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.

С 2020 года изменен порядок применения КБК и КОСГУ! Инструкция 65н по бюджетному учету с изменениями в 2020 году упразднена. Используйте в работе положения Приказов Минфина № 132н и № 209н.

Понятие КОСГУ

Даже у опытных бухгалтеров вызывает затруднение расшифровка, что такое КОСГУ в бюджете. Классификация операций сектора государственного управления — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.

С 2016 года статьи КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2020 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2018).

Классификация ОСГУ представляет собой следующие группировки:

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2015 года в части затрат код заменен на код видов расходов.

Расшифровка КВР

Определим, как звучит расшифровка, что такое КВР в бюджете. Это код вида расходов. Но по сути, это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов.

Структура КВР — это три числа с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов. КВР представлен следующими группами:

  • затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • межбюджетные трансферты;
  • предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • иные ассигнования.

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.

Особые случаи при применении КОСГУ и КВР в 2020 году

Отражение в 2020 году некоторых расходов по КОСГУ в учете изменилось. 21.10.2019 Минфин скорректировал правила применения кодификаторов. На этот раз исключили всего одну увязку, которая предназначена для расчетов с военнослужащими. Речь идет о КВР 133 и подстатье 262 КОСГУ в части выплат пособий по уходу за ребенком.

Ранее законодатели ввели совершенно новые коды, например, для отражения поступлений. Также были изменены названия старых кодировок и расширены значения действующих.

Так, например, введен новый шифр ОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что относят в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 главы 2 Приказа № 209н.

Чиновники из Министерства финансов довели до пользователей отдельное Письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, в котором отражены методические рекомендации по применению новых КОСГУ.

На практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая бюджетная классификация КВР предусматривает особый порядок. В 34-36 разрядах ставится 0, если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.

Таблица соответствия

Поскольку КВР более укрупненная группировка, чем классификаторы ОСГУ, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление КВР и КОСГУ бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2020 году.

Наименование

Наименование

100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами

110 Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений

Фонд оплаты труда учреждений

Заработная плата

Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда

Транспортные услуги

Прочие работы, услуги

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений лицам, привлекаемым, по законодательству, для выполнения отдельных полномочий

Заработная плата

Транспортные услуги

Прочие работы, услуги

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

Начисления на выплаты по оплате труда

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Поступление нефинансовых активов

120 Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов

Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов

Заработная плата

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда

Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Транспортные услуги

Прочие работы, услуги

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Ответственность за нарушение

Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. По сути, уровень наказания за неверное отражение КВР и кодов ОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по статье 15.14 КоАП.

С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. В соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетник определяет кодировки самостоятельно. И привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе КВР нельзя. Но неверный код отражен в отчетности — а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.16.6 КоАП).

Все операции сектора государственного управления в Российской Федерации имеют четко выраженную систему классификации.

В построение классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) заложено 3 принципа:

1) принцип влияния на чистую стоимость активов;

2) принцип влияния на секторы экономики;

3) принцип раздельного учета операций между подсекторами.

Классификация операций сектора государственного управления приведена в приложениях 4, 11, 16 к учебному пособию. Она включает 8 разделов:

100 Доходы

200 Расходы

300 Поступление нефинансовых активов

400 Выбытие нефинансовых активов

500 Поступление финансовых активов

600 Выбытие финансовых активов

700 Увеличение обязательств

800 Уменьшение обязательств.

Дальнейшая детализация классификации операций сектора государственного управления производится посредством статей и подстатей.

Классификация операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) группирует операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы сектора государственного управления.

Введение кодов операций сектора государственного управления в состав кода бюджетной классификации является принципиальным отличием от ранее действующей бюджетной классификации. Введение КОСГУ позволяет:

Классифицировать не только движение денежных средств, но и активов и обязательств сектора государственного управления;

Применять метод начисления в бухгалтерском учете бюджетной сферы.

В статистике государственных финансов активы подразделяются на: нефинансовые и финансовые, а пассивы определяются обязательствами сектора государственного управления. При этом для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно выполняться базовое соотношение:

НФА + ФА = О +ЧСА, (1)

где НФА - нефинансовые активы;

ФА - финансовые активы;

О - обязательства;

ЧСА - чистая стоимость активов.

Таким образом, чистая стоимость активов представляет собой разность между совокупными активами и обязательствами:

ЧСА = (НФА + ФА) - О. (2)

Доходы и расходы представляют собой операции, соответственно увеличивающие или уменьшающие чистую стоимость активов сектора государственного управления. Остальные операции рассматриваются с точки зрения поступления или выбытия активов, увеличения или уменьшения обязательств сектора государственного управления.

Структура экономических активов сектора государственного управления представлена на рисунке 3.

В соответствии с принципом воздействия на активы и пассивы КОСГУ не относит к доходам, например, средства от продажи основных средств. Если те или иные элементы основных средств реализуются по балансовой стоимости, то такие операции не затрагивает величину чистой стоимости активов. Ее результатом является изменение структуры соотношения активов и пассивов за счет обмена одного актива (нефинансового актива) на другой актив (финансовый актив). Подобная операция отражается, с одной стороны, как поступление финансовых активов (код 510 «Поступление на счета бюджетов» или 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ). А с другой стороны - как выбытие нефинансовых активов (код 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ).

Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 3. Структура экономических активов сектора государственного управления.

Аналогичным образом к расходам не относятся операции, связанные, например, с приобретением основных средств. Результатом такой операции также является изменение структуры баланса активов и пассивов. При этом один актив (приобретенный нефинансовый актив) меняется на другой актив или обязательство (выплаченные денежные средства либо обязательство в виде кредиторской задолженности). С одной стороны подобная операция отражается как поступление нефинансовых активов (код 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ), а с другой - как выбытие финансовых активов или увеличение обязательств (код 610 «Выбытие со счетов бюджетов» или код 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ).

Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОСГУ построена таким образом, чтобы обеспечить полное соответствие остатков (запасов) активов и пассивов сектора государственного управления на начало и конец отчетного периода изменениям этих остатков (запасов) в течение отчетного периода, то есть проведенным за отчетный период операциям.

КОСГУ применяется при формировании номера счета Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006г. № 25н «Инструкция по бюджетному учету». Номер счета Плана счетов состоит из 26 разрядов, последние три из которых определяются КОСГУ. Таким образом, решается задача интеграции бюджетной классификации и Плана счетов.

Использование КОСГУ при формировании номера счета Плана счетов обеспечивает возможность:

Вести учет по методу начисления и по кассовому методу;

Отражать операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы сектора государственного управления.

Рассмотрим более подробно структуру активов и обязательств сектора государственного управления.

К нефинансовым активам относятся:

Основные средства (например: здания, сооружения);

Непроизведенные активы (например: земля, ресурсы недр);

Нематериальные активы (например: патенты, товарные знаки);

Амортизация основных средств;

Материальные запасы (например: канцтовары, запчасти);

Вложения в нефинансовые активы (например: капитальные вложения, изготовление материалов, готовой продукции, работ, услуг);

Нефинансовые активы в пути (например: основные средства, нематериальные активы, материалы в пути).

К основным средствам относятся:

Жилые помещения;

Нежилые помещения;

Сооружения;

Машины и оборудование;

Транспортные средства;

Производственный и хозяйственный инвентарь;

Библиотечный фонд;

Мягкий инвентарь;

Драгоценные и ювелирные изделия;

Прочие основные средства.

К материальным запасам относятся:

Медикаменты и перевязочные средства;

Продукты питания;

Горюче-смазочные материалы;

Строительные материалы;

Прочие материальные запасы;

Готовая продукция.

К финансовым активам относятся:

Денежные средства учреждения (на банковских счетах, во временном распоряжении, в пути, касса, денежные документы, аккредитивы, денежные средства в иностранной валюте);

Средства на счетах бюджетов;

Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Финансовые вложения (депозиты, акции и иные формы участия в капитале, облигации, векселя);

Расчеты с дебиторами по доходам;

Расчеты по выданным авансам;

Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам;

Расчеты с подотчетными лицами;

Расчеты по недостачам;

Расчеты с прочими дебиторами.

К обязательствам относятся:

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (внутренним и внешним);

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (расчеты по оплате труда, услугам связи, транспортным услугам, коммунальным услугам, арендной плате за пользование имуществом, услугам по содержанию имущества, прочим услугам и т.д.);

Расчеты по платежам в бюджеты;

Прочие расчеты с кредиторами;

Расчеты по невыясненным поступлениям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Расчеты с кредиторами по прочим операциям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Группировка статей в экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов имеет некоторые отличия от группировки статей в КОСГУ.

Схематично соотношение между КОСГУ и экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов и экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации представлено на рисунке 4.

КОСГУ Экономическая

классификация

Доходы
Расходы
Поступление нефинансовых активов
Выбытие нефинансовых активов
Поступление финансовых активов
Выбытие финансовых активов

Источники финансирования дефицитов бюджетов

Увеличение

обязательств

Уменьшение обязательств

Рис. 4. Соотношение между КОСГУ и экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов и экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов.

Экономическая классификации доходов бюджетов:

100 Доходы (кроме кода 171)

400 Выбытие нефинансовых активов (в части кодов 410, 420, 440)

Экономическая классификация расходов бюджетов:

200 Расходы (все коды)

300 Поступление нефинансовых активов (в части кодов 310, 320, 340)

500 Поступление финансовых активов (в части кода 530, 540)

600 Выбытие финансовых активов (в части кодов 620, 640)

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов:

100 Доходы (в части кода 171)

300 Поступление нефинансовых активов (в части кодов 310, 330)

400 Выбытие нефинансовых активов (в части кодов 410, 430)

500 Поступление финансовых активов (в части кодов 510, 520, 530, 550)

600 Выбытие финансовых активов (в части кодов 610, 620, 630, 650)

700 Увеличение обязательств (все коды)

800 Уменьшение обязательств (все коды)

Главное различие в группировке статей в экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов по сравнению с группировкой в КОСГУ связано с различием в аналитических целях, которые преследуются при группировке.

Основная аналитическая цель экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации – обеспечить формирование показателя дефицита/профицита бюджета и отразить, за счет каких источников органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют финансирование этого дефицита или каким образом они используют средства превышения доходов над расходами. Показатель дефицита/профицита бюджета традиционно анализируется при кассовом исполнении бюджета, когда основное внимание органов государственной власти и местного самоуправления сосредоточено на поступлении и выбытии денежных средств в результате операций по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. При этом, исходя из целей проводимой государственной политики и бюджетного законодательства, в доходы и расходы бюджета включатся некоторые операции, которые с точки зрения экономического содержания доходами или расходами не являются. В качестве примера из рассматриваемой экономической классификации расходов можно привести операции по предоставлению бюджетных кредитов или операции по приобретению оборудования, которые с точки зрения экономического содержания должны относиться не к расходам, а к операциям с активами.

Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная аналитическая цель КОСГУ – обеспечить группировку операций исходя из их экономического содержания и того воздействия, которое эти операции оказывают на изменение нефинансовых активов, финансовых активов, обязательств и чистой стоимости активов.

Четкая взаимосвязь между экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов, экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и КОСГУ обеспечивает возможности:

Применения единых кодов при ведении учета государственных и муниципальных финансов кассовым методом и методом начислений;

Согласования классификации операций, проводимых в течение отчетного периода, с классификацией остатков (запасов) государственных и муниципальных активов и обязательств;

Формирования отчетности, отражающей реальное экономическое содержание проведенных в секторе государственного управления операций и влияние этих операций на состояние государственных и муниципальных активов и пассивов;

Формирования отчетности в структуре закона (решения) о бюджете, которая определяется целями проводимой государственной политики и положениями действующего бюджетного законодательства.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минфина РФ от 28-12-2010 190н (ред от 14-06-2011) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ... Актуально в 2018 году

V. Классификация операций сектора государственного управления

Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и социальное пособие на погребение;

другие аналогичные расходы.

Подстатья 263 Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления

На данную подстатью относятся расходы по социальному обеспечению категорий граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо выплаты за особые заслуги перед Российской Федерацией, кроме выплат по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию, в том числе:

пособия и компенсации:

Выплата ежемесячного пособия в течение пяти лет после увольнения военнослужащим и приравненным к ним лицам, имеющим выслугу от 15 до 20 лет;

Выплата пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию в течение одного года после увольнения сотрудникам, имеющим выслугу менее 15 лет;

Выплата пособий и компенсаций по оплате ритуальных услуг (выплаты пособий и компенсаций, а также оплата услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплата изготовления и установки надгробных памятников указанным лицам);

Ежемесячное пособие несовершеннолетним иждивенцам погибшего сотрудника правоохранительных органов;

Единовременное пособие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при получении телесных повреждений, исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью, в случае осуществления выплаты после их увольнения;

Пожизненное содержание судей (включая надбавку в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания); расходы по выплате судьям, пребывающим в отставке, компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта; оплата путевок на санаторно-курортное лечение судьям, находящимся в отставке;

Дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на государственную пенсию специалистов ядерно-оружейного комплекса Российской Федерации;

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией;

Пенсии, назначенные лицам, проходившим службу в системе национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства, судьям, прокурорским работникам и членам их семей (пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.);

Дополнительное ежемесячное обеспечение к пенсиям государственных служащих Российской Федерации, государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих;

Ежемесячные доплаты к пенсиям, назначенным в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также к пенсиям в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа;

Другие расходы, выплачиваемые организациями сектора государственного управления:

Расходы на обеспечение социальных гарантий и прав, установленных для пенсионеров из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение (в т.ч. обеспечение проезда к месту лечения и обратно);

Возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близкому родственнику в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей, кроме гражданских исков о возмещении вреда;

другие аналогичные расходы.

Статья 290 Прочие расходы

На данную статью относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе:

уплата налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней:

Налог на имущество;

Земельный налог, в том числе в период строительства объекта;

Транспортный налог;

Плата за загрязнение окружающей среды;

Государственные пошлины и сборы в установленных законодательством случаях;

Погашение задолженности по налогам, в том числе организацией-правопреемником;

Уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций;

выплата стипендий:

Ученым, научным работникам;

Работникам организаций оборонно-промышленного комплекса, безработным гражданам, обучающимся по направлению службы занятости, студентам, учащимся, аспирантам, докторантам, ординаторам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования;

выплата государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;

Выплата государственных премий, грантов в различных областях;

Выплата окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов российских академий наук, имеющих государственный статус;

Поощрительные выплаты спортсменам-победителям и призерам спортивных соревнований, а также тренерам и специалистам сборных команд, обеспечивающим их подготовку (Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, чемпионатов мира и Европы);

Выплата материальной помощи безработным в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

Оплата труда учащихся школ в трудовых отрядах;

возмещение убытков и вреда:

Возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов;

Возмещение морального вреда по решению судебных органов;

Ежемесячная компенсация вреда, причиненного повреждением здоровья стороннему гражданину в результате дорожно-транспортного происшествия, в исполнение судебного акта;

Выплата денежных компенсаций истцам по соответствующим решениям Европейского Суда по правам человека;

Компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам;

Возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель;

приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:

Поздравительных открыток и вкладышей к ним;

Приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т.п.;

иные расходы:

Представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;

Отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

Возмещение судебных издержек по гражданским искам в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

Оплата судебных издержек, в том числе связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах, юридических и адвокатских услуг;

Выплаты по решениям Правительства Российской Федерации, связанным с исполнением судебных решений судебных органов иностранных государств;

Приобретение (изготовление) специальной продукции;

Взносы за членство в организациях, кроме членских взносов в международные организации;

Выплата суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю;

другие аналогичные расходы.

Группа 300 Поступление нефинансовых активов

Данная группа детализирована статьями 310 - 340, в рамках которых группируются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов.

Статья 310 Увеличение стоимости основных средств

На данную статью относятся расходы по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе:

Жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений;

Драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Рабочего, продуктивного и племенного скота, иных животных (в т.ч. в зоопарках и в иных учреждениях, кроме подопытных животных, молодняка и скота для убоя);

Объектов основных фондов имущества казны, в том числе, входящих в государственный материальный резерв;

Изготовление объектов основных средств из материала подрядчика;

другие аналогичные расходы.

Статья 320 Увеличение стоимости нематериальных активов

На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение в государственную, муниципальную собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе:

На программное обеспечение и базы данных для ЭВМ;

На товарные знаки и знаки обслуживания;

На "ноу-хау" и объекты смежных прав;

На научные разработки и изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

На исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

На фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

На сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

На аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

На производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры, аранжировки и другие переработки произведений наук и литературы);

На сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

На иные объекты нематериальных активов.

Статья 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов

На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости непроизведенных активов в государственной, муниципальной собственности, не являющихся продуктами производства (земля, ресурсы недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.

Кроме того на данную статью относятся расходы неинвентарного характера (не связанные с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, тоннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов.

Статья 340 Увеличение стоимости материальных запасов

На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:

Медикаментов и перевязочных средств;

Медицинской техники, вживляемой в организм пациента;

Продуктов питания;

Горюче-смазочных материалов;

Строительных материалов;

Мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды);

Запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;

Спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Кухонного инвентаря;

Молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;

Кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;

Саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения;

Материальных запасов в составе имущества казны, в том числе, входящих в государственный материальный резерв;

другие аналогичные расходы.

Группа 400 Выбытие нефинансовых активов

Данная группа детализирована статьями 410 - 440, в рамках которых группируются операции по продаже нефинансовых активов.

Статья 410 Уменьшение стоимости основных средств

По данной статье отражаются поступления от реализации основных средств.

Статья 420 Уменьшение стоимости нематериальных активов

По данной статье отражается уменьшение стоимости нематериальных активов в результате их реализации.

Статья 430 Уменьшение стоимости непроизведенных активов

По данной статье отражается уменьшение стоимости непроизведенных активов в результате их реализации.

Статья 440 Уменьшение стоимости материальных запасов

По данной статье отражается уменьшение стоимости материальных запасов в результате их реализации.

Группа 500 Поступление финансовых активов

Данная группа детализирована статьями 510 - 550, в рамках которых группируются операции, связанные с поступлением финансовых активов.

Статья 510 Поступление на счета бюджетов

Данная статья отражает увеличение остатков денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. размещение средств на банковских депозитах.

Статья 520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале

Данная статья отражает вложения денежных средств в векселя, облигации и иные ценные бумаги (кроме акций).

Статья 530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале

На данную статью относятся расходы на вложения денежных средств в акции и иные формы участия в капитале, а также в уставные фонды государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в том числе в рамках бюджетных инвестиций.

Статья 540 Увеличение задолженности по бюджетным кредитам

На данную статью относятся операции по предоставлению бюджетных кредитов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, государственных кредитов иностранным юридическим лицам и правительствам иностранных государств, бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), а также бюджетных кредитов за счет средств, поступивших от возвратов ранее выданных бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, юридическим лицам.

На данную статью относятся также операции по предоставлению бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, юридическим лицам для целей закупки и доставки топлива в соответствующие субъекты Российской Федерации.

Статья 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов

На данную статью относятся вложения денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в иные финансовые активы, в том числе средства, переданные управляющим компаниям.

Группа 600 Выбытие финансовых активов

Данная группа детализирована статьями 610 - 650, в рамках которых группируются операции, связанные с выбытием финансовых активов.

Статья 610 Выбытие со счетов бюджетов

Данная статья отражает уменьшение остатков денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. размещенных на банковских депозитах.

Статья 620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале

Данная статья отражает поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от реализации ценных бумаг (кроме акций).

Статья 630 Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале

Данная статья отражает поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Статья 640 Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам

Данная статья отражает поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от погашения предоставленных ранее за счет средств бюджетов бюджетных ссуд, бюджетных кредитов бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, физическими и юридическими лицам, государственных кредитов иностранными юридическими лицами и правительствами иностранных государств.

Статья 650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов

Данная статья отражает возврат денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с иных финансовых активов, в том числе со счетов управляющих компаний.

Группа 700 Увеличение обязательств

Данная группа детализирована статьями 710 и 720, в рамках которых группируются операции, связанные с увеличением обязательств.

Статья 710 Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу

Данная статья отражает операции, связанные с увеличением внутренних долговых обязательств (размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг, получение кредитов, привлечение прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов).

Статья 720 Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу

Данная статья отражает операции, связанные с увеличением государственных внешних долговых обязательств (размещение государственных ценных бумаг, получение кредитов и привлечение прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов).

Группа 800 Уменьшение обязательств

Данная группа детализирована статьями 810 и 820, в рамках которых группируются операции, связанные с уменьшением обязательств.

Статья 810 Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу

Данная статья отражает операции, связанные с погашением государственных (муниципальных) ценных бумаг, возвратом кредитов, погашением иных внутренних обязательств, а также исполнением государственных (муниципальных) гарантий, в случае, если исполнение гарантом государственных (муниципальных) гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу.

Статья 820 Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу

Данная статья отражает операции, связанные с погашением государственных ценных бумаг, возвратом кредитов, погашением иных обязательств, а также исполнением государственных гарантий в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу.

Учитываются ли коды КОСГУ при планировании и исполнении бюджетов в 2016 году? Производится ли детализация поступлений и выбытий по кодам КОСГУ при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности?

Различными нормативными актами, изданными в последнее время, исключаются ссылки на применение классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) из Бюджетного кодекса, Федерального закона № 83-ФЗ , Закона об автономных учреждениях и ряда других документов, регулирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений. Коды КОСГУ также исключаются из структуры кода бюджетной классификации РФ. При этом КОСГУ по-прежнему остается составной частью бюджетной классификации РФ. Бухгалтеры и экономисты учреждений, привыкшие к тому, что КОСГУ до 2016 года была чуть ли не основной классификацией, в соответствии с которой планировались и осуществлялись расходы и поступали доходы, сейчас гадают, стоит ли ее применять и если да то, в каких случаях. В статье постараемся разъяснить ситуацию с применением КОСГУ с 2016 года.

Составление и исполнение бюджетов без КОСГУ

Составление и исполнение бюджетов, начиная с бюджета на 2016 год, осуществляется без применения КОСГУ.

Планирование и использование доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, составляющих бюджет, осуществляется в соответствии с установленными классификациями (группировками) доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета путем присвоения соответствующих кодов.

До 2016 года составной частью структуры кода классификаций (группировками) доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета являлся код КОСГУ (последние три цифры структуры кода). Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ в ст. 20, 21, 23 БК РФ, с 2016 года такой код из названных классификаций исключен.

Таким образом, теперь в составлении и исполнении бюджетов КОСГУ не участвует.

Соответствующие изменения внесены приказами Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н, от 01.12.2015 № 190н в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н). О порядке применения Указаний № 65 при исполнении бюджетов в 2016 году разъяснено в Письме Минфина РФ от 04.02.2016 № 02-05-10/5485.

Согласно обновленным Указаниям № 65н сейчас вместо кода КОСГУ в последних трех цифрах структуры кода классификации доходов бюджета указывается аналитическая группа подвида доходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета – аналитическая группа вида источников финансирования дефицита бюджета, классификации расходов бюджета – код вида расходов бюджета (далее – код ВР).

Стоит отметить, что коды аналитических групп подвида доходов бюджета и аналитических групп вида источника финансирования дефицита бюджета соответствуют ранее применяемым кодам КОСГУ. Поэтому переход на новые правила формирования кода классификации доходов бюджета и классификации источников финансирования дефицита бюджета особых затруднений не вызывает.

Что касается формирования кода классификации расходов бюджета, здесь все намного сложнее. Код ВР является более укрупненным группировочным кодом, чем код КОСГУ. Поэтому порядок его присвоения соответствующим расходам отличается от порядка присвоения кодов КОСГУ. Далее рассмотрим особенности применения кодов ВР.

Код ВР вместо кода КОСГУ.

В качестве методической помощи по переходу с кодов КОСГУ на коды ВР Минфин разработал различные сопоставительные таблицы, размещенные на официальном сайте в разделе «Бюджетная классификация РФ».

Также увязка кодов ВР и кодов КОСГУ представлена в приложении 5.1 к Указаниям № 65н, которым необходимо руководствоваться в 2016 году (Письмо Минфина РФ от 04.02.2016 № 02-05-10/5485).

Наиболее распространенными кодами ВР, в частности, являются:

1) при закупке товаров, работ и услуг – код ВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Сюда включаются многие расходы, возникающие в рамках заключенных договоров (расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, прочих услуг, расходы на приобретение основных средств, материальных запасов и прочие расходы);

2) при выплате заработной платы – код ВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений»;

3) при возмещении командировочных расходов – код ВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». Стоит отметить, что данный код включает несколько видов командировочных расходов (возмещение суточных, расходов на приобретение проездных билетов, расходов на оплату найма жилья).

Исключение КОСГУ из нормативной базы для государственных (муниципальных) учреждений

Исполнение бюджетов осуществляется, в том числе, через казенные учреждения, являющиеся участниками бюджетного процесса. Кроме того, в расходовании бюджетных средств участвуют бюджетные (автономные) учреждения, к которым эти средства поступают в виде субсидий. Таким образом, изменения, связанные с отменой КОСГУ для исполнения бюджетов, затронули также нормативную базу, регламентирующую деятельность государственных (муниципальных) учреждений, а именно:

1) в части осуществления операций (расходов) за счет средств учреждений:

а) операции со средствами бюджетных учреждений больше не учитываются по кодам КОСГУ (п. 5 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ исключен Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ (далее – Федеральный закон № 406-ФЗ));

б) расходы, производимые бюджетными (автономными) учреждениями, за счет средств целевых субсидий (в том числе субсидий на цели осуществления капитальных вложений), не будут проверять на соответствие кодам КОСГУ (п. 16 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ и п. 3.10 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, в редакции Федерального закона № 406-ФЗ);

2) в части финансового планирования:

а) из формы бюджетной сметы, а также порядка ее заполнения исключили указания на коды КОСГУ. Теперь показатели сметы формируются в разрезе кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4, 8, 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н, в редакции Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 № 201н (далее – Приказ № 201н));

б) из формы плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных (автономных) учреждений, а также порядка его формирования исключили детализацию по кодам КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 24.09.2015 № 140н «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н» (далее – Приказ № 140н)). Детализация плановых показателей по выплатам учреждения теперь осуществляется по кодам ВР. Причем согласно обновленной редакции Приказа № 140н (в редакции Приказа № 201н) такую детализацию необходимо производить уже с 1 января 2016 года (то есть при составлении планов финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год);

3) в части раскрытия и опубликования информации об учреждении. При предоставлении и размещении на официальном сайте www.bus.gov.ru информации о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества коды КОСГУ не указываются. Например, при публикации сведений о кассовых выплатах учреждения (Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденный Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н, в редакции Приказа № 201н).

Применение КОСГУ для ведения учета и составления отчетности

С 2016 года КОСГУ используется исключительно для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Об этом свидетельствуют обновленные редакции ст. 18 БК РФ и разд. V Указаний № 65н.

Исходя из приведенных норм законодательства государственные (муниципальные) учреждения продолжают использовать КОСГУ в 2016 году в целях ведения учета и составления отчетности.

Порядок применения кодов КОСГУ приведен в разд. V Указаний № 65н. В нем отмечено, что особенности использования кодов КОСГУ в целях бухгалтерского (бюджетного) учета также могут быть определены в нормативных актах Минфина, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет.

При использовании учреждениями кодов КОСГУ в 2016 году необходимо учитывать следующие новшества:

1) доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания теперь отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Напомним, что ранее они учитывались по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ;

2) на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ теперь следует относить возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками, в том числе:

  • расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно, к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;
  • расходов на наем жилых помещений;
  • дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
  • иных расходов, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.

Следует отметить, что ранее на подстатью 212 КОСГУ относились лишь расходы на выплату суточных. Остальные оплачивались по различным статьям КОСГУ исходя из их экономического содержания;

3) если расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно возникают на основании заключенных договоров по оказанию транспортных услуг, их следует отражать по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

4) если расходы на наем жилого помещения на период направления работников (сотрудников) в служебные командировки возникают на основании заключенных договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях, то данные расходы должны быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Перечисленные новшества введены в Указания № 65н Приказом Минфина РФ от 01.12.2015 № 190н.

Особенности применения КОСГУ для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета.

В бюджетном (бухгалтерском) учете государственных (муниципальных) учреждений КОСГУ учитывается при формировании рабочего плана счетов.

Рабочий план счетов утверждается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 21 Инструкции № 157н).

Напомним, что номер счета бюджетного (бухгалтерского) учета, включаемый в рабочий план счетов, состоит из 26 разрядов.

Согласно п. 21 Инструкции № 157н, п. 3 Инструкции № 174н , п. 3 Инструкции № 183н коды КОСГУ указываются учреждениями в 24 – 26-м разрядах номера счета рабочего плана.

С 2016 года в структуре номера счета (в разрядах с 15 – 17-й) бюджетным (автономным) учреждениям также следует указывать аналитический код поступлений (выбытий), соответствующий (п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н):

  • по доходам – коду аналитической группы подвида доходов бюджета;
  • по расходам – коду вида расходов;
  • по источникам финансирования дефицита бюджета – коду аналитической группы вида источников финансирования дефицита бюджета.

Например, для начисления расходов на возмещение суточных командированным сотрудникам за счет средств субсидии на выполнение государственного задания бюджетное учреждение культуры включит в рабочий план счетов следующий счет:

Особенности применения КОСГУ для составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с инструкциями № 191н , 33н государственные (муниципальные) учреждения обязаны применять КОСГУ для составления следующих форм бюджетной (бухгалтерской) отчетности:

  • отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) и отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721). Данные формы заполняются бюджетными и автономными учреждениями;
  • отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) и отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). Данные формы составляются казенными учреждениями.

Информацию о финансовых поступлениях и выбытиях в перечисленных формах следует заполнять с детализацией по КОСГУ.

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) заполняется бюджетными (автономными) учреждениями, начиная с отчетности за I квартал 2016 года, в разрезе аналитических кодов, соответствующих виду поступлений (доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения), виду выбытий (расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований). То есть в разрезе той аналитики, по которой отражаются плановые показатели в плане финансово-хозяйственной деятельности. В частности, детализацию по выплатам в указанном отчете необходимо проставлять по кодам ВР. Ранее показатели по выплатам в таком отчете отражались тоже в разрезе кодов КОСГУ.

Начиная с 2016 года при планировании и исполнении бюджетов КОСГУ не применяется. Поскольку государственные (муниципальные) учреждения напрямую или косвенным образом участвуют в исполнении соответствующих бюджетов, ссылки на применение КОСГУ исключены из нормативных актов, связанных, в частности:

  • с финансовым планированием таких учреждений;
  • с осуществлением кассовых выплат (проведением операций) за счет средств учреждений;
  • с раскрытием и размещением информации об учреждениях на сайте www.bus.gov.ru.

Несмотря на это, КОСГУ остается обязательной для применения в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Государственные (муниципальные) учреждения в 2016 году продолжают использовать коды КОСГУ для формирования рабочего плана счетов и применения таких счетов, кроме того, в разрезе таких кодов заполняют отчетные формы бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 228н).

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 229н).

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 № 199н).

КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления) и её использование в бухгалтерском учёте

КОСГУ – это специальный комплекс группированных операций в сфере государственного управления. Все операции объединены в зависимости от их содержания в экономическом плане. Коды КОСГУ используются для планирования и реализации бюджетов организаций, которые как-либо связанны с бюджетной системой Российской Федерации, а также в проводимых ими операциях.

Все аспекты применения КОСГУ на практике определены нормативными актами Министерства Финансов РФ, которые устанавливают правила ведения бухгалтерского учёта бюджетного характера.

Весь комплекс КОСГУ состоит из 8 общих групп, объединённых под общим экономическим содержанием, которые делятся на множество подстатей.

Группы КОСГУ

Каждая операция по системе КОСГУ может быть определена в одну из восьми групп, в каждую из которых собраны статьи, по содержанию соответствующие названию группы. Каждая группа внутренне сгруппирована и имеет свои подпункты.

Подпункты группы 100 – «Доходы»:

  1. Код 110 – прибыль бюджетов, связанная с налоговым законодательством РФ.
  2. Код 120 – прибыль, полученная от эксплуатации имущества, находящегося в постоянной или временной собственности бюджетной организации.
  3. Код 130 – прибыль, получаемая бюджетной организацией от предоставления клиентам различных платных услуг.
  4. Код 140 – прибыль, полученная организацией как следствие штрафов, санкций и обязательных платежей.
  5. Код 150 – финансы, получаемые организацией от других звеньев бюджетной системы РФ, международных финансовых организаций или от организаций и правительств других стран.
  6. Код 160 – доходы от страховых вкладов и пени по этим вкладам.
  7. Код 170 – курсовая разница национальной и иностранной валют, значение которой может быть положительным или отрицательным.
  8. Код 180 – источники прибыли, которые не удалось отнести к предыдущим подпунктам.
Подпункты группы 200 – «Расходы»:
  1. Код 210 – средства на оплату работы сотрудников.
  2. Код 220 – средства, затраченные на услуги сторонних организаций
  3. Код 230 – средства, потраченные на обслуживание госдолга.
  4. Код 240 – выплаты организациям на безвозмездной основе.
  5. Код 250 – выплаты бюджетам на безвозмездной основе.
  6. Код 260 – средства, переданные организацией в фонды соцобеспечения.
  7. Код 290 – затраты организации, которые не удалось отнести к предыдущим пунктам.
Подпункты группы 300 – «Поступление нефинансовых активов»:
  1. Код 310 – повышение цены основных средств.
  2. Код 320 – средства, затраченные организацией на увеличение нематериальных активов.
  3. Код 330 – рост стоимости непроизведённых активов и затраты на повышение цен собственности.
  4. Код 340 – повышение стоимости материального резерва.
Подпункты группы 400 – «Выбытие нефинансовых активов»:
  1. Код 410 – понижение цены основных средств.
  2. Код 420 – прибыль от сбыта нематериальных активов организации, таких как ОС, НМА, материальные запасы и им подобных.
  3. Код 430 – понижение стоимости непроизведенных активов.
  4. Код 440 – уменьшение цены материального резерва.
Подпункты группы 500 – «Поступление финансовых активов»:
  1. Код 510 – рост финансовых остатков членов бюджетной системы.
  2. Код 520 – рост стоимости ценных бумаг, кроме соучастия в капитале.
  3. Код 530 – рост цен на формы соучастия в капитале.
  4. Код 540 – средства, потраченные на выдачу бюджетных займов другим участникам бюджетного взаимодействия, за исключением иностранных.
  5. Код 550 – средства, затраченные из бюджета организации на другие финансовые активы.
Подпункты группы 600 – «Выбытие финансовых активов»:
  1. Код 610 – уменьшение остатка на бюджетном счету.
  2. Код 620 – падение стоимости ценных бумаг, без форм соучастия в капитале.
  3. Код 630 – понижение цены на формы соучастия в капитале.
  4. Код 640 – уменьшение долга бюджетных ссуд и кредитов.
  5. Код 650 – уменьшение стоимости других финансовых активов.
Подпункты группы 700 – «Увеличение обязательств»:
  1. Код 710 – повышение внутреннего долга организации.
  2. Код 720 – повышение внешнего долга организации.
Подпункты группы 800 – «Уменьшение обязательств»:
  1. Код 810 – уменьшение внутреннего долга организации.
  2. Код 820 – уменьшение внешнего долга организации.