Каковы риски возникновения игровой зависимости у ребенка. Компьютерная игровая зависимость у детей

Ассаламу алейкум! У меня двое детей. Сыну 8 лет и дочке 6. Дело в том, что сын увлекся компьютерными играми. Он ходит на дзюдо и в школу во второй класс, но его интересуют только игры на планшете. Мы с мужем уже забрали планшет и даем его только на выходные. Но он все равно ничего не хочет делать. На тренировки ходить не хочет. Там он жалуется, что устал. В школе может заплакать, сказать учительнице, что у него живот болит. Мне приходится его забирать с уроков. Но когда приходим домой, у него уже ничего не болит, и он хочет играть на планшете. Если планшета нет, то играет на телефоне. Телефон не забираем, так как бывает необходимо ему позвонить, предупредить, что, например, с тренировки попозже заберем. Меня пугает еще и то, что его сестренка видит это и тоже начала тянуться к этим играм. Помогите советом, что же делать? Как заинтересовать ребенка чем-то другим, помимо компьютерных игр?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Ваша проблема сейчас очень актуальна во многих семьях. АльхамдулиЛлях, что вы уже сейчас обеспокоены ей. Дело в том, что современный мир и общество уже сложно представить без всевозможных гаджетов (сотовые телефоны, планшеты, компьютеры). И многие родители включают их в процесс воспитания. Хорошо, если они используются для благих целей, например, послушать Коран или посмотреть какой-то обучающий фильм, но, как правило, вначале родители включают детям мультики, потом устанавливают игры. Тем самым, они сами подталкивают детей к зависимости от компьютерных игр (кибераддикция ). Так называется зависимость от всех видов игр на любом электронном носителе
Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь в них Всевышний заложил более сильные, чем у девочек, конкурентные, соревновательные мотивы, стремление к первенству.

Компьютерная зависимость может возникнуть и в более раннем возрасте. В младшем школьном возрасте, в силу возрастных особенностей психика ребенка еще нестабильна. В этом возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Такое состояние психики ребенка является одной из причин возникновения различных видов зависимостей, и не только компьютерных. Кроме того, детская психика наиболее подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее. К слову, вот почему важно именно с 7 лет, а не позже приучать к намазу, как велел делать это Пророк (салляллаху алейхи ва саллям).

Под влиянием компьютерных игр у ребенка даже в раннем возрасте может сформироваться зависимость, когда он стремится уйти от реальности. Происходит процесс, во время которого ребенок останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к виртуальным играм.

Чтобы помочь ребенку, необходимо для начала определить, действительно ли у него уже сформировалась зависимость (кибираддикция). Вот ряд признаков, которые помогут вам диагностировать компьютерную зависимость ребенка:

Потеря контроля над временем, проведенным за компьютером,

Оправдание собственного поведения и пристрастия,

Важным симптомом компьютерной зависимости является смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером,

Раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается,

Ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.

Отказ от общения с друзьями.

Психологи уже доказали негативное влияние компьютерных игр на психическое состояние личности. Также наблюдаются и физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью: нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, повышенная утомляемость, бессонница, боли в спине, туннельный синдром (боли в запястье).

Что делать?

Если ваш ребенок еще не страдает кибераддикцией, то отвыкание от компьютерных игр пройдет легче. Если же вы уже обнаружили симптомы зависимости, то необходимо действовать следующим образом:

1. Поскольку кибераддикция - это тоже болезнь, следуем сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), как при любой другой болезни. Обращаемся за помощью к Аллаху.

2. Обсудите вместе с ребенком предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться.

3. Необходимо хотя бы на время отказаться от компьютерных игр. А лучше отказаться от них вообще. При этом и вы сами тоже не должны в них играть. Поверьте, ребенок прекрасно может существовать без такого рода развлечений и в современном обществе. Конечно, поначалу вам и ему будет нелегко занять свое время другими способами, не прибегая к компьютеру, но со временем, иншаАллах, вы научитесь этому.

4. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Объясняйте, что компьютер - это с одной стороны облегчение, данное Аллахом (доступность нужной информации, помощь в обучении), а с другой стороны - это испытание от Него.

5. Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Следует показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество, игры с друзьями.

Удаляйте детям побольше времени, дарите им качественное внимание, и тогда у них не будет потребности погружаться в виртуальный мир.

Да поможет вам Аллах. Аминь.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Хаят Ибрагимова, детский психолог

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков.

По результатам исследований в компьютерные игры играют около 90% старшеклассников и около 40% студентов вузов. (Урсу, А.В., Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология //Ж. «Психическое здоровье». – № 8 (39). – 2009)

Хорошо или плохо, когда дети и подростки играют в компьютерные игры? В целом, ничего особо хорошего в этом нет. Пользы компьютерные игры не приносят, в отличие от развивающих и познавательных интернет-ресурсов. Но если ребенок играет в компьютерные игры умеренно, то и ничего страшного тоже нет.

Но зависимость от компьютерных игр - это уже болезнь. Справиться с ней без помощи специалиста бывает трудно.

Основные признаки компьютерной игровой зависимости:

  • Неспособность контролировать время, проводимое за компьютерной игрой.
  • Навязчивое желание играть.
  • Постоянные мысли об игре.
  • Подъем настроения при принятии решения поиграть.
  • Раздражительность и снижение настроения при ограничении игровой деятельности.
Компьютерная игровая зависимость не возникает у детей внезапно. К сожалению, взрослые часто не обращают внимания на признаки ее появления. Более того, бывают случаи, когда родители сами способствуют ее формированию, приучая ребенка к компьютерным играм с раннего возраста. Подталкивают его к тому, чтобы стать геймером.

Кто такой ребенок геймер?

Отрывок из книги В.В.Козлов, Н.Н.Фетискин «Трудные дети», М.2017

Дети кибер-геймеры

«В настоящее время к геймерам относят лиц, играющих в видеоигры или проводящих за ними много времени.
Геймеры относятся к числу лиц, зависимых от компьютерных игр.
Ребенок-геймер часами сидит за компьютером, не ощущая времени и не в силах оторваться от монитора, стреляя, управляя или со­здавая для себя собственную виртуальную Вселенную.


Компьютерные игры для геймера – это возможность сконструировать свой мир, желаемый ему в данный момент и созвучный мыслям или настроению. Геймер в своей виртуальной реальности – и герой, и творец, ему просто нет равных. Поэтому геймеру трудно отрываться от этой насыщенной жизни, где сегодня он всадник на ретивом коне, а не «всадник без головы». Ему незачем подставлять свою голову под град нравоучений или же нареканий недовольных родителей и педагогов, когда можно стать принцем, потом королем, несмотря на то, что сейчас дома он неудачник. А в каком мире это все произойдет, не имеет значения, если он «есть», даже пусть только лишь для тебя.


В виртуальной реальности для геймера все задачи решаемы в одночасье без помощи, если будет ошибка – исправишь ее без каких-то тяжелых последствий, унижений и злых комментариев. Ты хозяин здесь сам себе, как и слуга. Сам приказы даешь, и сам их выполняешь, и ответственен сам за себя. Хочешь – делаешь, не хочешь – нет.


Безусловно, у каждого геймера свой набор самых важных компьютерных игр. А они, как известно, бывают не только жестокими, но и совершенно безвредными на первый взгляд; зато очень полезными, например образовательными или развивающими. Так, например, мальчиков-геймеров больше всего притягивают к себе игры-стратегии, в которых можно превратиться в великого полководца, не хуже Наполеона, и ощутить триумф победителя. А девочкам больше нравятся игры-квесты, так называемые логические игры. Но самые привлекательные для большинства детей и подростков – это RРС – игры, благодаря которым возможно осуществить все мыслимые и немыслимые желания. Однако, по мнению А. Баркан, самое страшное, конечно, когда Ваш ребенок зацикливается на играх с насилием, покушаясь на жизнь людей. И пусть это все происходит пока еще только лишь в виртуальной реальности. Но если вдруг эту игру геймеры потом попытаются скопировать для жизни, причем без здравых рассуждений, по инерции, то можно и переусердствовать в актуализации, накопленной виртуальной жестокости и проявляемой по игровым компьютерным шаблонам. Из этого нетрудно сделать вывод о том, что жестокие игры – это своеобразный провоцирующий фактор «дремлющей» агрессивности ребенка. Подтверждением сказанного могут служить данные о прямой связи между виртуальным и реальным насилием, а также о стимуляции компьютерных игр с элементами насилия на агрессивность поведения человека в конфликтных ситуациях. А переполненный ежедневной игровой агрессией геймер-ребенок за конфликтную ситуацию может принять что угодно, используя для разрешения ее единственно знакомый ему выход – физическую силу со всеми вы­текающими из этого последствиями. Киберигры программируют мышление и поведение на физическую агрессию, на уничтожение врага, подобно супергерою, поощряя юного геймера различными психологическими бонусами.


Отмечая пагубность последствий киберигр на личностные особенности геймера, необходимо отметить, что киберигровая зависимость геймера неравнозначна наркотической зависимости, т.к. в первом случае задействованы другие участки мозга.


Вместе с тем длительное «зависание» геймера над экраном монитора способствует перевозбуждению нервной системы, они плохо спят, доигрывая «недоигранное», потому что им суток уже не хватает на свое увлечение, тормозится деятельность интеллекта. Некоторые авторы, как, например, Тохоку, объясняет агрессивность геймеров недоразвитостью лобных долей мозга, отвечающих за программирование поведения и контроль эмоций.


Несмотря на доводы сторонников киберигр и их производителей о безвредности виртуально-сказочной жестокости, агрессивности, насилия, они, вместе с тем, не отрицают и того, «что только 10-15% геймеров совершают жестокие антисоциальные поступки, а для основной массы детей – это просто обычное времяпровождение без вытекающих из него каких-то отягощенных последствий» (А. Баркан, 2010. – С. 125).
В заключение отметим, что мальчики в два раза больше тратят времени на киберигры, в отличие от девочек.


Причем мальчиков больше всего привлекают азартные игры, связанные с борьбой или соревнованиями, и меньше всего логические игры, а у девочек более популярны как раз именно логические игры и менее – «бой­цовские». Так что компьютерная зависимость развивается чаще у маль­чиков. Родителям же важно помнить, что, поощряя киберигры своих детей и особенно жестокие компьютерные, ценой или расплатой за эти игры может явиться не только здоровье ребенка-геймера (соматические нарушения в виде искривления позвоночника, осанки, ожирения от машинального поглощения чипсов и пицц во время игр, повышения общей утомляемости, снижения остроты зрения и др.), но и сужения познавательных интересов и «заклинивание» ребенка на играх с насилием, покушением на жизнь людей.


Эта латентная смесь виртуальных замыслов с живой реальностью может актуализироваться по предположению А.Г. Асмолова в виде «синдрома Вельда», ассоциированного на основе одного из рассказов американского фантаста Рея Брэдбери. Краткая суть этого синдрома такова. Герои Р. Брэдбери жили в компьютеризированном доме с игровой комнатой для детей, где господствовала виртуальная реальность. Благодаря этой реально­сти создавался эффект присутствия ребенка в прайде африканских львов, вышедших на охоту. Дети постоянно играли в «Вельд», и роди­телей почему-то вдруг стали беспокоить все время слышимые ими из детской тревожные крики и голоса, чем-то знакомые им. А когда, на­конец, нервы взрослых не выдержали и они запретили играть детям в «Вельд», то родные, любимые дети заманили их тут же к себе, в иг­ровую... В игровую, где вдруг виртуальные львы превратились в ре­альных и, сойдя с экранов, бросились на родителей. Лишь теперь только стало понятно родителям, чьи же крики их так волновали. Но уже было поздно. Это были их крики сегодня.
В связи с этим вполне справедливы предупреждения о том, что родители не должны допустить, чтобы ребенок «возвысился» до этого «почетного» ранга геймеров».


Все ли дети и подростки одинаково склонны к компьютерной игровой зависимости?


Как и в случае любой зависимости есть предрасположенные к ней люди, а есть достаточно устойчивые. Точно так же как к алкоголизму. Подчеркиваем, что речь идет именно о возникновении зависимости от компьютерных игр, как у алкоголика от алкоголя или наркомана от наркотиков.


Склонность к компьютерной зависимости обладают примерно 10% людей.


Самая рискованная возрастная группа - 12-15 лет. В этом возрасте чаще всего начинает формироваться зависимость от компьютерных игр.


Вред зависимости детей и подростков от компьютерных игр доказывать не надо. Здесь все очевидно. Главное – это отрыв от реальности, погружение в виртуальный мир, который подменяет собой настоящий, утрата или препятствие формированию навыков реального взаимодействия с окружающими.

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков никогда не возникает без причин.

Причем иногда родители прямо подталкивают их в этом направлении, начиная с раннего возраста. Например, маленькому ребенку, чтобы не заниматься им, дают в руки планшет с играми, заменяя тем самым непосредственное с ним общение или игру.

Многочисленные исследования показывают, что формированию зависимого поведения, в т.ч. и игровой компьютерной зависимости способствует недостаток общения, эмоциональной близости, взаимопонимания и частые конфликты в семье.


Нередко бывает, что злоупотребление компьютерными играми у подростков ведет к еще большему увеличению их конфликтов с родителями. Получается замкнутый круг.


Как же помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости?


Если ее степень велика, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Но в любом случае, основное, что могут сделать родители и другие взрослые, окружающие ребенка, это установить с ним контакт через общение.


Никакие лекции, нотации или силовые методы, например, лишение компьютера не помогут. Может стать только хуже.


Первое, с чего необходимо начать, это понять причины, подталкивающие ребенка к жизни в виртуальной реальности. Сделать это без доверительных взаимоотношений невозможно.
Кстати, ничего плохого не случится, если взрослые проявят интерес к компьютерной игре, в которой «зависает» их ребенок. Попытаются понять, что его в ней привлекает, через обсуждение игры попытаются установить контакт.


Поняв причины, мы можем предложить ребенку или подростку способы заменить компьютерные игры чем-то в реальной жизни. Это могут быть кружки или курсы, спортивная секция, какие-то совместные мероприятия, в конце концов, просто общение на интересные темы. Но главное – это создание психологически безопасной атмосферы общения в семье.


И помните, что любая зависимость – это болезнь, которая не проходит быстро, ее лечение требует времени, усилий и настойчивости. А в возникновении игровой компьютерной зависимости у детей чаще всего виноваты взрослые. Так стоит ли обвинять детей в этом случае?


Как и в избавлении от любой зависимости неизбежен период болезненной «ломки», который необходимо пережить. И здесь ребенку как никогда важна поддержка окружающих его взрослых, прежде всего родителей.


Ограничивать время, проводимое ребенком за компьютерными играми, надо постепенно, обязательно предлагая что-то взамен. Этот «заместитель» компьютерной игры должен вызывать у ребенка положительные эмоции.

Но самый лучший способ борьбы - это профилактика. Мы живем в компьютерном мире и чем дальше, тем больше IT технологии будут нами использоваться, влиять на нашу деятельность и жизнь в целом.

Родители могут уже с раннего возраста помогать ребенку воспринимать компьютер, как источник новых знаний и инструмент, с помощь которого можно создавать интересные вещи. Особенно если они это будут делать в виде совместной с ним деятельности. В этом случае решается задача общения с ребенком и обучения его работы с современными информационными технологиями.

Источники.
Пережогин Л.О. «Зависимости от Интернета и компьютерных игр в детской психиатрической практике»
Козлов В.В, Фетискин Н.Н. «Трудные дети», М.2017


Титова В.В. «Компьютерная зависимость: механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике». Журнал «Теория и практика психотерапии» 2015, №1


Урсу, А.В., Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология //Ж. «Психическое здоровье». – № 8 (39). – 2009.- С.28-32


Psychiatric features of individuals with problematic internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, P.E. Keck, Jr. // Journal of Affective Disorders. – 2000. – Vol. 57, № 1–3. – P. 267–272.


The Comorbid Psychiatric Symptoms of Internet Addiction: Attention Deficit and Hyperactivity Disorder (ADHD), Depression, Social Phobia, and Hostility / J.Y. Yen, C.H. Ko, C.F. Yen // Journal of Adolescent Health. – 2007. – Vol. 41, № 1, July. – P. 93–98

Несколько советов родителям

Психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил, которые помогают решить проблему зависимости ребенка от компьютерных игр и интернет-зависимости. Прочтите их, возможно, они помогут вам не только в решении этой проблемы, но и многих других.

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я – старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».

Если использовать эти несложные советы хотя бы частично, то со временем ребенок поймет, что родители желают ему только хорошего и являются его друзьями. Многие дети уверены в том, что родители создают им проблемы специально. Такие дети постепенно начинают думать о себе плохо, в результате низкой самооценки они могут стать проблемными детьми, с которыми сложно строить общение.

Давайте поговорим о таких проблемных детях, которые плохо успевают в школе, имеют трудности в общении со сверстниками.

Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной, реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную атмосферу.

Дети с хрупкой психикой стремятся уйти в мир фантазий и игры. Чтение книг и творчество требуют усилий. А в компьютерных играх все просто, создается впечатление собственного могущества. Ребенок сидит перед экраном компьютера, погружается в виртуальный мир, где он сам принимает решение, кого убить, кого помиловать, и делает это простым нажатием кнопки. А в действительности он не может совсем ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни стать лидером в соревновании. Но ему это и не нужно! Существует более простой способ стать героем. В результате дети растут физически слабыми, со страхом перед реальной жизнью. Завышенные притязания, низкий уровень силы воли – в реальности нет желания добиваться желаемого. При малейшей трудности у них опускаются руки, нет привычки доводить начатое до конца. Именно эти причины приводят к низкой успеваемости в школе, дети не любят читать, не проявляют интереса к творчеству. Несоответствие завышенных притязаний ребенка его реальным возможностям приводят в душе к внутреннему конфликту. Компьютер помогает уйти от неприятной реальности. Беда только в том, что компьютерный мир становится для них реальностью.

Есть вероятность, что если ребенок не стал зависимым от компьютера, то эта машина при неправильном ее использовании разрушительно действует на весь организм в целом. Зрение ухудшается в первую очередь. Может развиться компьютерный зрительный синдром (красные глаза с ощущением в них песка). Долгое виртуальное общение не дает нормальных навыков живого общения. Если у ребенка проблемы с сердечно-сосудистой системой, то игры типа «стрелялок» и «догонялок» могут привести к повышению артериального давления. Специалисты уже заметили, что световые вспышки на компьютерном экране возбуждают импульсы в коре головного мозга. В конечном счете у детей, постоянно играющих в компьютерные игры, появляются судороги.

Примером тому служит скандал в Японии. Он связан с тем, что компьютерная графика в анимационном фильме стала первопричиной развития у маленьких японцев массовые эпилептических припадков! Детских психиатров волнует еще и то, что фанаты компьютерных игр приспосабливаются к состоянию пассивного возбуждения, когда разрядка наступает без усилий, всего лишь методом возбуждения подкорковых структур, отвечающих за данную эмоцию. Это привносит релаксирующее воздействие на индивида, устраняет инициативу в зародыше, оказывает влияние, идентичное наркотическому. Ведь не зря данные дети ни о чем другом не беспокоятся, перерождаясь как бы в придаток компьютера.

Но сегодня жить без компьютера невозможно. Век информационных технологий обязывает каждого владеть этим чудом техники. В дошкольных учреждениях создаются компьютерные кабинеты, где малышам преподают навыки работы на компьютере. Каждая школа оснащена компьютерными классами. Даже в глубинках страны Интернет не является уже роскошью. В профессиональной сфере компьютерная грамотность является сегодня одним из важных пунктов при приеме на работу. Как сделать так, чтобы вопрос о компьютерной зависимости не возникал вообще? Если вам лично компьютер не особенно нужен, но вы уверенны, что современный ребенок не может без него существовать, не говорите это вслух. Сделайте вид, что приобретаете компьютер для собственных нужд. Тогда вы сможете сформулировать правила его использования для ребенка.

Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей? Можно выделить ряд рекомендаций, которые должны помочь родителям в данном вопросе.

1. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, не стоит мешать ребенку познавать мир постепенно и без вмешательства искусственного интеллекта. А уже начиная с 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15 – 20 мин. с перерывами. При этом надо объяснить ребенку, что реальная жизнь и герои компьютерных игр – две разные вещи, не совместимые между собой. С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального. После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных и индивидуальных особенностей детей в том или ином возрасте.

2. Нужно больше времени общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.

4. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.

5. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.

6. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

7. Нужно показывать ребенку личный положительный пример.

Если вы договорились, что ребенок будет играть 30 мин., то вы сами не должны играть дольше. Если развивать эмоциональную сферу и коммуникативные способности ребенка, то, возможно, он не убежит от нас в другую, компьютерную реальность.

Подведем итоги вышесказанного.

Чем чревата неадекватная тяга ребенка или подростка к компьютерным играм?

1. Возможна сильная зависимость ребенка от компьютера. Ребенок начинает вести себя как настоящий наркоман: постоянно ищет время, чтобы играть, тратит все карманные деньги, чтобы купить новые игры, может даже украсть деньги, если закончились свои; говорит только о компьютерных играх, прогуливает школу, чтобы поиграть.

2. Компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным. У зависимых от игры детей часто нарушается сон, зачастую им снятся кошмарные сновидения. Такое зависимое «общение» с компьютером делает ребенка замкнутым, неразговорчивым, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, может забросить учебу.

3. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и различным физическим нагрузкам, портит свое зрение, так как постоянно находится перед экраном компьютера. Родителям очень важно вовремя осознать, что их ребенок попал в зависимость от компьютера.

Итак, мы рассмотрели формирование компьютерной зависимости у детей. Конечно, многое зависит от воспитания ребенка: важно, как сами родители относятся к компьютеру, для каких целей он приобретался, как они преподнесли информацию о нем ребенку, следят ли они за тем, что делает ребенок за компьютером, ставят ли определенные рамки.

Говоря о механизме формирования зависимости от компьютерных игр, не нужно забывать и об особенностях возраста. Необходимо запомнить, что до 5 лет ребенка нельзя подпускать к компьютеру даже на короткий срок. Необходимо также принимать во внимание и индивидуальные личностные особенности детей. Кто-то более, а кто-то менее подвержен влиянию виртуальной реальности. Также родителям нужно самим выбирать или хотя бы наблюдать, в какие игры играет их ребенок. Ведь от типа компьютерной игры тоже зависит, насколько быстро и сильно может сформироваться компьютерная зависимость.

Родителям важно помнить и признаки игровой зависимости. Если ребенок начинает вести себя каким-либо странным способом, неадекватно реагирует на компьютер, то сразу необходимо принимать меры по устранению этой зависимости. Лучше сразу обратиться к специалисту. Но в любом случае зависимость лучше предупредить, чем потом с ней бороться. Родителям необходимо обратить на это большое внимание перед тем, как покупать компьютер для ребенка.

Как избавиться от компьютерной зависимости у подростков и детей: советы психолога

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.

Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры — вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой — без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.

Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит, нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты, седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.

Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа — это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.

Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта — стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу — оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.

Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Посмотрите следующие видео GuberniaTV и Первого канала о компьютерной зависимости у детей.


Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Подросток с игровой зависимостью недоволен реальной жизнью, у него наблюдаются проблемы с учебой, расстройства сна, изменение режима дня, агрессия, отказ от помощи. Психологи сравнивают игроманию с наркоманией и алкоголизмом, избавиться от нее крайне сложно. Чтобы вернуть подростка к нормальной жизни, родителям нужно действовать сообща и обратиться за помощью к специалистам.

Что делать родителям, если у подростка игровая зависимость?

Категорически запрещать компьютер нельзя. Отключить интернет или выкинуть игровую приставку, конечно, можно, но это только приведет к озлобленности подростка, он найдет место вне дома, где сможет поиграть.

Самый эффективный способ избавить подростка от игровой зависимости – как можно больше уделять ему внимания, проводить время вместе и разговаривать. Проанализируйте режим дня ребенка, вспомните, чем вся семья занимается в течение дня, вечером и по выходным. Введите ограничения на использование компьютера, но не запрещайте игры полностью. Обязательно объясните ребенку причину всех изменений.

Разнообразьте жизнь подростка и семьи: устраивайте совместные походы в кинотеатр, чаще выезжайте на природу, займитесь спортивным воспитанием ребенка. Если вы запрещаете постоянно сидеть за компьютером, сами не проводите много времени за монитором.

Помощь психолога при игровой зависимости

Если ребенок полностью погружен в виртуальный мир и не замечает ничего вокруг, исправить ситуацию родителям без помощи специалистов вряд ли получится. Вначале нужно обратиться к школьному психологу, а если он окажется бессилен, найти опытного психотерапевта. Психокоррекция, постоянное внимание и забота родителей помогут подростку избавиться от игровой зависимости.

Профилактика игровой зависимости

Основа профилактики – благополучная обстановка в семье. Ребенок не должен себя чувствовать одиноким и никому не нужным. Родители предупредят развитие игровой зависимости, если покажут своим детям, как прекрасна и разнообразна реальная жизнь. Проводите свободное время вместе: ходите в походы, гуляйте в парке, посещайте каток или бассейн. И самое главное – наладьте в семье дружеские и доверительные отношения.

Избавить подростка от игровой зависимости сложно. Это могут сделать только любящие родители и опытные психологи, а чтобы ребенок не вернулся в виртуальный мир, нельзя забывать о мерах профилактики.

Компьютерная зависимость у детей советы психолога. В современное время компьютер достаточно прочно вошёл в нашу жизнь, и на сегодняшний день представить себе существование без компьютера просто нереально.

Практически в каждом доме есть это устройство, которое используется по-разному: для работы, для учёбы и для развлечений.

Но помимо существенного облегчения нашей жизни, компьютер несёт и ряд проблем. Зачастую, дети и компьютер – это единое целое.

Причём это может быть не только настольный ПК, но и планшет или мобильный телефон.

Подростки отказались от игр на свежем воздухе, стали меньше двигаться, а в
сё больше времени проводят перед ПК, ведут малоподвижный образ жизни. Компания компьютерных героев их привлекает гораздо больше, нежели реальные друзья.

Именно такие игры для детей на компьютере и регулярное общение в социальных сетях приводит впоследствии к компьютерной зависимости. То есть виртуальный мир полностью заменяет подростку мир реальный.

Больше всего проявляется компьютерная зависимость у детей неуверенных в себе, закомплексованных, испытывающих определённые трудности в общении со сверстниками, от природы стеснительных и имеющих заниженную самооценку.

Игра позволяет им уйти от реальности, исполнить свои желания, почувствовать себя сильным, смелым, вооружённым и испытать абсолютно новые эмоции. В виртуальном мире можно «сделать себя» таким, каким хочешь: изменить пол и возраст, поменять внешность и имя, сделать совершенно другой свою биографию.

Положение усугубляется тем, что подросток проводит перед ПК всё больше и больше времени, общается в чате и играет. Бывают отдельные случаи, что реальность полностью смешивается с виртуальностью.

Ребёнок попросту «теряется» и начинает в настоящей жизни думать и действовать по-новому, стаёт очень агрессивным и проявляет склонность к насилию.

На сегодняшний день статистика выглядит пугающе. Компьютерная зависимость у детей является причиной каждого шестого случая обращения родителей к детскому психологу.


Какие признаки указывают на то, что у вашего ребёнка зависимость от компьютерных игр?

По утверждению психологов это следующие факторы:

1. Ребёнок проявляет явную эйфорию и прекрасное самочувствие, когда находится за ПК.

3. Если его насильно всё-таки «оторвали» от этого занятия, то не скрывает своего раздражения.

4. Не может вовремя остановиться. Пообещав родителям, что поиграет всего часок, может просидеть и два, и три, и гораздо больше. При этом абсолютно не замечает, как «течёт» время.

5. Чтобы постоянно обновлять программное обеспечение и апгрейд компьютера для новых игр, тратятся довольно большие суммы денег.

6. Если во время игры забывает обо всём на свете: о своих домашних обязанностях, об уроках и пр.

7. Чтобы подольше посидеть перед компьютером, пренебрегает собственным здоровьем, сном и гигиеной.

8. Ест тоже, сидя перед монитором.

9. Самая главная тема для разговора – компьютерная тематика. Может говорить часами, со всеми, кто хоть немного разбирается в этой теме.

Такое чрезмерное увлечение компьютером не может не сказаться негативными последствиями на физическом и психическом здоровье ребёнка.

Так, например, если подросток часами сидит перед монитором, у него происходит нарушение зрения, существенно снижается иммунитет (поскольку ребёнок практически не бывает на улице), учащаются головные боли, чувствует постоянную усталость и плохо спит по ночам.

Помимо всего прочего, долгое сидение оказывает сильную нагрузку на позвоночник, а от этого чаще появляются боли в области поясницы и происходит нарушение осанки. Если работа с клавиатурой и мышью совершается в неудобном положении, то может проявиться ещё одно нарушение – туннельный синдром.

От малоподвижного образа жизни может развиться мышечная слабость, сколиоз и возникают вегетативные нарушения.

Чем объясняется такое сильное влияние компьютера на ребёнка? Дело в том, что все эти «стрелялки», «бродилки», «стратегии» и пр. позволяют подростку испытать весь спектр эмоций: счастье, восторг, радость, страх, раздражение и агрессию.

Если вы заметили признаки компьютерной зависимости у подростка, ни в коем случае не отмахивайтесь («чем бы дитя не тешилось…»).

Это своего рода заболевание, причём заболевание довольно серьёзное, сродни наркотической зависимости. И в том, и в другом случае – это попытка «отключиться», уйти от реальности и получить определённую «дозу» эмоций.

Компьютерные игры ещё оказывают и деструктивное воздействие на психику ребёнка, поскольку большая их часть содержит насилие, агрессию и убийства.
Как же родители могут уберечь своего ребёнка от такой зависимости?

Ни в коем случае не применяйте радикальные меры: прятать клавиатуру, блокировать вход в компьютер и пр. Это может принести положительный эффект, но ненадолго.

Некоторые дети будут тайком ходить в компьютерные клубы, и выносить из дома деньги, а некоторые потянутся к наркотикам и алкоголю, поскольку им необходимо будет найти новый источник эмоций.

Действия родителей

В первую очередь постарайтесь установить с подростком доверительные отношения. Поговорите с ним спокойно, на равных, без упрёков и унижений. Объясните наличие проблемы. У ребёнка самого должно возникнуть желание как-то изменить свою жизнь. Без его желания результата не будет.

Постарайтесь как можно раньше объяснить подростку, что компьютер – это устройство для обучения и получения знаний, а не эмоций.

Не стоит совсем запрещать играть в игры, но можно их подобрать таким образом, чтобы они принесли пользу вашему ребёнку и помогли развить его природные способности. Это логические, обучающие и развивающие игрушки. Обязательно лимитируйте время, так как от долгого сидения перед компьютером серьёзно ухудшается зрение у детей.

Разработайте совместно с ребёнком режим его дня. Продумайте его домашние обязанности. Можно совместно решить, какое будет наказание, в случае невыполнения этих обязанностей или нарушения режима дня.

Сделайте так, чтобы жизнь подростка была насыщенной, яркой и интересной. Помимо школы у него должны быть ещё какие-то интересы: спорт, музыка, танцы, другие кружки. Благо, их сейчас достаточно. Чаще ходите с ним в театры, музеи, на выставки.

Следите, чтобы у вашего ребёнка была возможность самовыражаться. Он должен, не боясь быть наказанным, выражать свои чувства и переживания.

Лечение компьютерной зависимости спортом

Хвалите подростка за малейшие успехи, повышайте его самооценку, дайте повод ему гордиться собой. Чаще общайтесь с ним, интересуйтесь его делами, чем он живёт, чувствами и переживаниями.

Дети подросткового возраста не всегда готовы откровенничать с родителями, поэтому постарайтесь всё делать тактично и ненавязчиво. Подросток должен чувствовать себя значимым членом семьи. И тогда ему не придётся прятаться за завесой виртуального мира.