Какой пилкой отпилить каленый болт. Как выкрутить сломанный болт правильно? Как открутить сорванный болт

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы.

Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на

  • механические;
  • физические;
  • химические.

Механические методы.

К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:

  • применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
  • использование рычага для увеличения усилий;
  • воздействие с переменным направлением силы;
  • акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
  • ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.

Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.

Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.

Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.

Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.

К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.

Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.

Физические методы.

Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.

Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!

Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.

Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.

Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:

  • тормозной жидкостью;
  • антифризом;
  • керосином;
  • бензином;
  • соляркой.

Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.

Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.

Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями.

Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.

Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.

К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.

Химические методы.

Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.

Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:

  • серную;
  • соляную;
  • уксусную;
  • лимонную;
  • ортофосфорную и др.

Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:

  • вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
  • внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
  • кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.

Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.

Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени

К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.

Если ничего не помогает.

Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.

Другой метод – высверлить болт дрелью.

Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!

Видео.


Лично я многократно сталкивался с проблемой, когда ломается болт или шпилька под корень. Причем, я не являюсь каким-нибудь автомехаником или слесарем. Все это говорю к тому, что такое вполне случается и с обычным человеком, кто периодически имеет дело с техникой или другой технической частью.
Ну раз уж вы попали в такую ситуацию, то не стоит отчаиваться - все поправимо. Предлагаю вам семь способов как выйти из подобного положения и освободить резьбу от обломка шпильки или болта.

Подготовка перед выворачиванием обломка

Но не торопитесь сразу приступать к вывинчиванию. Перед этим необходимо принять меры, которые облегчат ваши прилагаемые усилия.
Перво наперво сбрызнем проникающей смазывающей жидкостью место слома. Это может быть любой «жидкий ключ», WD-40. Немного подождем.


Далее, чтобы немного снять внутренние напряжения, газовой горелкой хорошенько прогреем обломок и место вокруг.


Ну а далее перейдем непосредственно в вывинчиванию обломка шпильки или болта.

Первый способ: плоская отвертка и молоток

Это самый простой способ, но он не всегда подходит. Примерно в половине случаем шпилька обламывается с торчащим осколком, за который как раз и можно зацепиться.


Берем плоскую отвертку, упираем её в осколок и ударными движениями под углом в сторону вывинчивания резьбы аккуратно поворачиваем обломок.


Такой метод подходит если не требуется большого усилия для вывинчивания. Если усилия не достаточно, то переходим ко второму способу.

Способ второй: пробуем вывинтить зубилом

Этот способ похож на первый, только вместо отвертки берем зубило. Точно также упираем в оскол и ударными движениями производим выворачивание.


Зубило дает возможность создать большее усилие по сравнению с отверткой.

Третий способ: керн и молоток

Если обломок болта не имеет осколов, или даже обламывание произошло чуть ниже конечной поверхности резьбы, то тут можно попробовать воспользоваться керном.


Упираем керн в поверхность обломка со смещение и ударами под углом производим выворачивание, пока обломок нельзя будет зацепить плоскогубцами или другим инструментом.


Четвертый способ: привариваем гайку сваркой

На мой взгляд это самый действенный и быстрый вариант, но при наличии у вас сварочного аппарата. Суть его состоит в том, чтобы наварить сверху гайку на обломок болта.
Итак, чтобы это сделать берем гайку, но не такого же размера, а на пару единиц больше. То есть, если сломанный болт был на 10, то берем гайку на 12. Нужно это для лучшего и большего места приваривания.


Удерживая гайку кусачками, ставим ее на обломок, но не по центру, а со смещением. Электродом свариваем шпильку с гайкой к одной стороне внутри гайки.
Далее после остывания вывинчиваем обычным гаечным ключом.

Пятый способ: вывинчиваем шпильку экстрактором

Тут также потребуется специализированный инструмент, специально предназначенный вывинчивания сломанных шпилек и болтов - экстрактор.


Керним центр шпильки, чтобы сверло не бегало при начале сверления.


Сверлим отверстие соответствующего диаметра под экстрактор.


Вставляем экстрактор в отверстие и вывинчиваем ключом.

Шестой способ: высверливаем обломок

Способ состоит в том, чтобы подобрать сверло по нижнему диаметру резьбы шпильки и высверлить ее. Очень тяжелый способ, требует сноровки.
Сначала проходимся сверлом меньшего диаметра.


Затем сверлим максимально близким.


Осколки и остатки шпильки выбиваем плоской отверткой.


Такой способ удаления не всегда оправдывает усилия, но вполне заслуживает вашего внимания.

Седьмой способ: высверливаем под чистую и делаем вставку

Самый трудоемкий и затратный способ из всех. Но бывают случаи, когда это единственный рабочий вариант вернуть узел в рабочее состояние.
Высверливаем шпильку подчистую вместе с резьбой.


Нарезаем новую резьбу метчиком.


На этом можно закончить, если конструкция позволяет подобрать теперь более толстый болт или шпильку. Если же нет - покупаем вставку или заказываем у знакомого слесаря.
Смазываем внешнюю резьбу фиксатором резьбы и ввинчиваем.


Стачиваем заподлицо.
А каким способом пользовались вы? Напишите в комментариях, я думаю ваш опыт будет интересен! Всего доброго!


Узел восстановлен.

Инструкция

Наиболее простые способы извлечения сломанного болта применяются в том случае, если место излома находится близко к поверхности детали.
Установите острый керн под наклоном в край болта и попробуйте легкими ударами молотка придать болту вращательное движение – против часовой стрелки, если болт имеет правую резьбу. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы сломанная часть начала выворачиваться.
Можно попробовать прорезать болгаркой в паз под отвертку. Круг в этом случае должен быть тонким (0,8-1 мм) и иметь очень малый диаметр.
Если вам удалось одним из этих простых способов болт, можно считать, что вам повезло.

Чаще всего для извлечения болта приходится сверлить в нем отверстие. Сделайте керном отметку в самом центре болта (для предотвращения соскальзывания сверла) и просверлите в нем отверстие, диаметр которого меньше диаметра болта не менее чем на 2-3 мм. Глубина отверстия должна быть 10-15 мм.
Если у вас имеется метчик с левой резьбой, подходящий под просверленное отверстие, дело предельно упрощается. Вворачивайте метчик в отверстие. После того как сопротивление вращению превысит силу трения в резьбе болта, последний начнет выворачиваться. Использование метчика с левой резьбой – самый верный способ извлечения обломка болта.
Если метчика с левой резьбой нет, заточите грани отвертки на таким образом, чтобы ее кончик входил в отверстие, При этом грани должны быть острыми. Легкими ударами молотка углубите отвертку в отверстие и попробуйте вывернуть болт с ее помощью.
Иногда сломанный болт можно удалить, используя метчик с правой резьбой. Если болт начнет заворачиваться глубже под действием метчика, начните выворачивать его. Болт может начать выворачиваться вместе с метчиком. Ели этого не произошло, выверните метчик и заверните вместо него болт подходящего диаметра с навернутой на нем контргайкой. Когда болт завернется на несколько оборотов, затяните контргайку и выворачивайте вспомогательный болт вместе со сломанным болтом.

Если сломанный болт имеет диаметр больше 10-12 мм, а линия излома находится близко к поверхности детали, можно попробовать приварить к болту любой подходящий кусочек металла и вывернуть болт с его помощью. Этот способ требует от сварщика высокой квалификации. Неопытный рабочий может нечаянно приварить болт к детали, что сделает задачу извлечения болта еще более сложной.

В том случае, если все вышеперечисленные способы оказались безуспешными, просто высверлите болт сверлом, диаметр которого равен или близок диаметру сломанного болта. Затем засверлите отверстие под новую резьбу ближайшего большего размера – например, если резьба болта была М8, то новая резьба должна быть М10 или М12.

Время чтения ≈ 5 минут

Далеко не каждый ремонт проходит быстро и гладко. Иногда возникновение мелких проблем способно забрать много времени и сил на их устранение. Вот, к примеру, как открутить болт с сорванными гранями? Чтобы вы не тратили время на поиск и просмотр видео и фото в интернете, мы собрали разные варианты ответов на этот вопрос в одной статье, с которой и предлагаем вам ознакомиться.

Причины, по которым возникают подобные проблемы, как правило, связаны с эффектом прикипания, смещения скрепляемых деталей, а также с сильным «перетягиванием» болта в момент установки. При этом не всегда используется подходящий инструмент (ключ на 13 с легкостью заменяется ключом на 14 с подкладыванием отвертки), что способствует срыванию граней болта.

Подготовительные работы

Вне зависимости от причин, которые вызвали проблемы с откручиванием болта, стоит произвести ряд работ подготовительного характера, а уже потом приступать к слесарным операциям.

  1. Вскройте болтовое соединение проникающей жидкостью, которая в значительной степени снизит коэффициент трения. В качестве такой жидкости целесообразно применять WD-40, керосин либо тормозную жидкость. После того, как жидкость нанесена на проблемное соединение, следует подождать 30-60 минут, и только потом приступать к раскручиванию.
  2. Можно предварительно простучать прикипевший метиз (к примеру, молотком). Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить саму резьбу.
  3. Можно (если позволяет расположение) нагреть прикипевший болт при помощи газовой горелки, что приведет к тому, что ржавчина и грязь превратиться в пепел, а сам металл станет несколько податливее.

Как открутить болт с сорванными гранями?


Очень удачно, если вокруг проблемного соединения есть пространство, которое позволяет использовать для раскручивания такие инструменты, как разводной ключ либо пассатижи.

Болт с сорванными гранями под отвертку

Если доступ к болту с сорванными гранями ограничен, то можно сделать на шляпке болта насечку зубилом или при помощи болгарки. После этого нужно пробовать выкрутить его отверткой, а если он снова не поддается, то поставить отвертку под углом к прикипевшему болту и бить по ней молотком, пытаясь создать вращательное движение (против часовой стрелки).

Болт с сорванными гранями под шестигранник

Рассмотрим разные варианты исполнения болтов и те способы, которые подойдут для их выкручивания:

Болт, имеющий выступающую головку под внутренний шестигранник или звездочку


Такой болт можно выкручивать:

  • Плоской отверткой, предварительно выполнив на шляпке болта насечку ножовкой по металлу или болгаркой (важно выполнять пропил с абсолютно вертикальными стенками, чтобы отвертка в процессе раскручивания не соскакивала);
  • При помощи звездочки TORX подходящего размера (выбирается так, чтобы шлицами она не проходила в отверстие под шестигранник, но и не была слишком большой). Такая звездочка должна прорубить шляпку болта шлицами, войдя плотно в саму шляпку. Затем следует откручивать болт рывком, чтобы избежать срыва шлиц звездочки. Не нужно использовать для этой манипуляции звездочки TORX, имеющие отверстия в центре, поскольку при забивании они отламываются.
  • При помощи дрели, сверла и набора специальных экстракторов (продаются в строительных и автомагазинах). Для этого строго в центре болта высверливаем отверстие, аккуратно забиваем в него экстрактор подходящего размера, а затем плоскогубцами выкручиваем его вместе с болтом. Это будет сделать просто, поскольку экстрактор имеет направление нарезки резьбы противоположное с болтом.
  • При помощи дрели с реверсом и сверла левого вращения, диаметр которого должен быть чуть меньше, чем поврежденный болт. Вначале обычным тонким сверлом делается небольшое отверстие, а затем в дрель ставим сверло левого вращения и включаем дрель в режим инверсивного вращения.

Болт, имеющий отверстие под шестигранник

Такой болт можно выкручивать:

  • Используя надфиль для получения следующего размера под шестигранник (в этом случае болт можно даже использовать повторно);
  • При помощи звездочки TORX подходящего размера;
  • Плоской отверткой, предварительно выполнив на шляпке болта насечку ножовкой по металлу или болгаркой;
  • При помощи экстрактора, который вкручивается прямо в отверстие под шестигранник.

Болты шатунов из стали

Такой болт можно выкручивать:

  • При помощи экстрактора подходящего размера;
  • При помощи электросварки. Для этого необходимо вставить и приварить ненужный шестигранник, который соответствует по размеру болту. Следует отметить, что такой способ подойдет только для болтов, выполненных из стали.

Как открутить болт звездочку с сорванными гранями

С подобными проблемами можно справляться практически теми же методами, которые предлагались выше для выкручивания болтов под шестигранник, а именно:

  • Использовать разводной газовый ключ с обжатием детали;
  • Выполнив пропил на шляпке болта, открутить его плоской отверткой;
  • При помощи специального экстрактора соответствующего размера.

В заключение хотелось бы отметить, что для выкручивания болтов с сорванными гранями существует специальный инструмент:

  • Шпильковерт;
  • Гайковерт и пр.

Однако их приобретение целесообразно только в том случае, если с подобными проблемами вы сталкиваетесь довольно часто. Иначе старайтесь найти выход из ситуации, применяя те методы, которые приведены в этой статье.