Какое наказание за прелюбодеяние в христианстве. Что означает блуд и прелюбодеяние? Горе миру от соблазнов

Прелюбодеяние – добровольный половой акт одного из супругов с лицом, не состоящим с ним в официальном (светском) браке и не венчанным с ним в церкви. Другими словами – это неисполнение супружеской верности.

Союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением всех христианских традиций является церковным таинством. Это значит, что два любящих человека (жених и невеста) по взаимному согласию обещают любить, уважать и хранить верность друг другу.

За это они получают в церкви благословение и Божью благодать на рождение здоровых детей, на приумножение благосостояния семьи. «Великое таинство брака…» так назвал апостол брак в православии. «…И будут двое одна плоть…», как любил своих верующих и пролил кровь за веру в Церковь, так муж должен любить жену, а она должна во всем ему повиноваться.

Оба супруга должны нести равную ответственность за благополучие, стабильность и гармонию в семье. Прелюбодеяние – это нравственное преступление перед своими близкими и прежде всего перед своей второй половиной. Это считается большим грехом по христианским заповедям «Не прелюбысотвори (не прелюбодействуй) – гласит седьмая заповедь Ветхого Завета Библии.

Игнорирование Библейских законов верующим человеком приводит к предательству своей веры, потере душевного равновесия. Порой мгновенные похотливые помыслы притупляют нравственные чувства, развращая его добрый нрав.

Церковнослужители уверены, что тело верующего человека – это храм живущего в нем Святого Духа. Грех прелюбодеяния или блудодеяния убивает целомудрие. От целомудрия рождается любовь, а от любви все другие блага.

Чем отличается блуд от прелюбодеяния

Блуд – это постоянное удовлетворение своих физиологических потребностей с разными партнерами. Нравственное поведение, поступки и мысли такого блудливого человека не имеют ничего общего с православными традициями и вероисповеданием.

Блуд имеет более широкий смысл в Христианстве, но это деяние считается меньшим грехом (по сравнению с прелюбодеянием), так как происходит во вне супружеского статуса. А значит не нарушает седьмой заповеди Ветхого Завета.

В блуде могут обвинить вульгарно одетую женщину легкомысленного поведения, всем своим видом пытающуюся обратить внимание незнакомых мужчин. Желание быть в центре внимания, ловить вожделенные взгляды ради собственного тщеславия, цинизма и похоти.

Мужчина может попасть под статус блудливого благодаря своему легкомысленному поведению с противоположным полом. Неконтролируемое желание сексуальной близости с разными женщинами тоже большой грех, отнимающий у православного его Божье благословение, энергию и силу.

Прелюбодеяние подразумевает нарушение многих заповедей. Это не только супружеская измена, предательство любимого человека. Священники считают, что здесь нарушается и восьмая заповедь – не кради. Ведь твое тело принадлежит теперь твоей второй половине, предложив себя для сексуальных утех другому человеку, ты украл у собственной жены или мужа.

Нарушается и девятая заповедь – не лжесвидетельствуй. Обычно тот, кто изменяет начинает всячески это скрывать и лгать. Именно ложь в семейных взаимоотношениях становится первым поводом для развода.

Церковь призывает не общаться и не есть за одним столом с блудливыми и прелюбодействующими, открыто об этом заявляющими. Такая гордость и слава – путь к растлению души и тела. Это обреченно разрушает союз любви, лишает детей родителя.

Чтобы не возбудилась похоть к другой женщине, жене следует быть всегда внимательной к мужу и гасить пламя страсти, обращая внимание супруга на свой облик, красоту, ласку, покорность и любовь. Муж, в свою очередь, должен быть крайне чуток к благорасположению жены.

Пара, находящаяся в священном союзе брака, не должна уклоняться друг от друга. Исключением может быть только пост и молитва. Только так можно избежать искушение сатаны от собственного невоздержания.

Что теряет впавший в блуд и прелюбодеяние

  • Человек не только разрушает свою семью, он ставит огромную стену между собой и Богом. А это значит, что в минуты отчаяния вам (и даже священникам) будет сложно возносить молитву о здоровье, жизни близких, а также о собственном благословении;
  • Безнравственность – это путь к забвению. Если человеком управляют только природные инстинкты и потребность к физическим удовольствиям, значит он не способен дарить любовь и делать кого-то счастливым. Такие личности заканчивают в одиночестве, забытые преданными родственниками и теми, кто когда-то разделял с вами ложе разврата;
  • Авторитет и репутация таких грешников становится очень неустойчивой. Такое поведение всегда осуждается и не принимается здоровым обществом. В деловой среде не заключат крупную финансовую сделку с персоной, не стабильной в семейных делах. Если он легко предает близких, то он также просто может обмануть партнеров;
  • Разгульный образ жизни семейного человека приводит к душевному беспокойству, нервным срывам, психической нестабильности, порождают недоверие к окружающим, лишают возможности наслаждаться простыми человеческими радостями;
  • Неверный муж (или жена) начинают чаще болеть и могут уйти на тот свет раньше своего партнера. Сказывается его ранняя энергетическая изнашиваемость. Организм не успевает восполнять физические и эмоциональные ресурсы, а попросту закрыты двери для такого восполнения. Привычка жить «без тормозов» дает повод ранней смерти;
  • Супружеская неверность может вызвать потерю разума, логики и деловой хватки. А это станет причиной для потери основного источника дохода. Для многих такая жизнь заканчивается нищей и одинокой старостью.

Как избежать наказания и вернуться к православной вере

Первый путь к спасению – это осознание собственного греха. Только глубочайшее покаяние и смирение могут вернуть Божье благословение. Блуд не считается невольным, импульсивным проступком. Чтобы так согрешить нужен некий расчет и приготовления. У блудливого человека всегда есть время опомниться и остановиться.

Тем и ужасен грех прелюбодеяния, что человек идет на него сознательно, а не в состоянии аффекта или стресса. Рассчитывая на свою безнаказанность, неверный муж (жена) не учитывают тот факт, что искупление за свои проступки может перейти на будущее потомство.

Никто не застрахован от искушения и соблазна, особенно это распространено среди обеспеченных слоев населения. Но избежать наказание не удастся даже при баснословном состоянии.

Многие люди раскаявшись, ищут спасение в молитве. Чтобы усилить свое желание искупить грех, необходимо пойти в церковь и исповедаться. Особенно действенно присутствие на утренней службе, когда ваши мысли не поглотили насущные проблемы и житейская суета.

В такой период переосмысления действительности меняются ценности человека, а вернее они возвращаются в правильное русло. Раскаяние помогает человеку на пути к просветлению, это может открыть для него новые грани существования.

Вернувшись в семью, человек начинает осознавать, что бы он мог потерять и как тяжело бы ему было в одиночестве. Но не стоит останавливаться на посещении церкви единожды. Посещайте воскресную службу, раздавайте милостыню, спешите помочь тем, кто нуждается в вашей поддержке.

Меценатство, благотворительность, патронаж сирот и многодетных семей – все будет иметь значение при сближении с Богом. Благодать Божья начнет действовать в тот момент, когда вы начнете испытывать радость и счастье от своих поступков. Погружение в реализацию благих дел отнимет время на поиски физических услад и утех.

Но не следует забывать про собственных домочадцев. Обратите внимание на свою супругу (супруга), вспомните, что покорило вас в вашей половине, заставило сердце биться чаще и быстрее. Почему вы решили связать свою жизнь именно с этим человеком.

Для такого восприятия моментов прошлого подойдут совместные прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, путешествия. Создайте собственные семейные традиции, ритуалы. Сделайте совместное времяпровождения более разнообразным и познавательным.

Традиции и факты мировой практики

В истории церкви упомянуты случаи, когда за факты прелюбодеяния священников лишали сана священнослужителя, а простой народ отлучали от посещения церкви, исповедования и причастия на пятнадцать лет.

Супружеская измена в современном укладе жизни — самый первый повод для бракоразводного процесса. В некоторых странах за такое грехопадение могли лишить жизни, но как правило это касалось исключительно женщин. Такое неравенство связывали с тем, что мужчина был после не уверен в своем родстве с кровными детьми.

Не все мировые культурные традиции осуждают внебрачные половые связи. Для некоторых, этот образ жизни позволяет сохранять свободу личности в сексуальном поведении. В России семейные взаимоотношения регулируются Семейным кодексом РФ.

В нашей стране (согласно закона) прелюбодеяние не является веским основанием для расторжения брака. Окончательное решение о расторжении брака принимают лично каждый из супругов. Но вместе с тем, закон может освободить одного из супругов от уплаты алиментов для другого, если доказано его недостойное поведение в семье.

В Иудаизме по Ветхому Завету запрещается мужчине жить с неверной женой. А в Христианстве даже вожделенный взгляд на чужую жену будет считаться великим грехом прелюбодеяния и блуда. В Исламе за такие внебрачные связи могли назначить наказание в сто ударов плетью. В мусульманских странах даже в наши дни могут казнить женщину за блуд и прелюбодеяние (хотя в Коране об этом ничего не сказано).

Прелюбодеяние — это тяжкий грех. Давайте узнаем, как будет наказан изменщик и как можно искупить вину.

Каждая из мировых религий имеет свои заповеди, каноны, церемонии, конкретно указывающие нормы жизненного поведения, которые не приведут к совершению греховных действий и, впоследствии, к каре Божьей. Православие также имеет свои непреложные истины, которые даруют человеку, следующему им, счастье и духовно насыщенную жизнь. Однако большинство людей предпочитают нарушать главные заповеди, что приносит им неимоверные страдания.

Греховность прелюбодеяния

Одним из главных православных прегрешений, считается прелюбодеяние – осквернение супружеского союза изменой, а светлых чувств — греховными мыслями о другом человеке. Совершая данный грех, человек перестает быть морально целостной личностью, совершенный поступок практические разрывает его надвое.

Седьмая заповедь Божья гласит: «Не прелюбодействуй». Святые отцы четко высказывают свое мнение по этому поводу, приводя отрывки из Евангелие:

  1. Прелюбодей уже тот, кто с желанием взирает на женщину.
  2. Дети Израиля должны противостоять подобной страсти, т. к. Небеса не принимают тех, кто нечист сердцем.
  3. Тело православного человека – обитель Святого Духа, люди считаются гостями в этом бренном мире, соответственно, находясь не у себя дома, нельзя совершать греховные деяния.
  4. В обязательном порядке нужно заботиться о чистоте наших тел – в свое время каждый христианин будет призван к ответу за прожитые годы.
  5. Господь осуждает прелюбодеяние, но одобряет чистоту супружеских отношений и непорочное ложе.

ВАЖНО: Библия подчеркивает: каждому человеку с верой в Бога в душе, предписано соблюдение десяти божьих заповедей, приносящих душевный покой и жизненный смысл. Нарушение этих заповедей становится причиной совершения многих греховных проступков.

И только потом, осознав неверность своего поведения, мы начинаем думать над тем, как загладить свою вину и искупить прегрешения, в том числе, прелюбодеяние. Поняв суть содеянного, осознав последствия измены в браке, необходимо от чистого сердца покаяться перед Всевышним.

К чему может привести грех прелюбодеяния?

  1. Разрушается семейный очаг.
  2. Совершив грех, человек опускает себя на самое дно: отныне он управляем лишь низменными потребностями и желаниями.
  3. Прелюбодей утрачивает свою репутацию в глазах окружающих.
  4. Изменникам теперь предначертан один только путь — в преисподнюю; единственное, что им остается – провести всю оставшуюся жизнь в молитвах к Богу о прощении.
  5. Их душа отныне лишена покоя и радостей любви.
  6. Прегрешение измены считается кражей чистоты и неприкосновенности.
  7. Человек разумный становится подобным животному.
  8. В голове оседают лишь мысли о неверности и похоти.
  9. Прелюбодей часто болеет и рано уходит из жизни.
  10. Ему грозит нищета, потеря друзей и близких.
  11. Это становится причиной утраченного взаимопонимание и любви в семье.
  12. Одна из Божьих кар за прелюбодеяние – лишение рассудка.


Тот из супругов, кто подозревает свою половинку в измене, вынужден влачить тяжелое существование, наполненное отравляющими душу чувствами. Любое кушанье не мило, даже собственное жилище видится обителью зла. Нарушается сон, любое дружеское участие расценивается как насмешка, в ясный день видятся тучи над головой. Даже если факт прелюбодеяния не был доказан, одна только мысль о его вероятности сводит с ума.

Муж и жена принадлежат друг другу, и осознание того, один из них предоставляет свое тело для грязных утех другого человека, тяжелым бременем ложится на душу. Из-за нарушения священных клятв верности, данных супругами во время заключения брачного союза, прелюбодеяние обязательно повлечет за собой большое наказание.

Кара за прелюбодеяние

Церковью предусмотрена кара за греховные поступки, содеянные под влиянием чувств и желаний – отлучение от прихода сроком на пятнадцать лет; священники в этом случае лишаются сана. С помощью демонстрации тяжести проступка, каждому верующему человеку преподается урок того, как запрещено себя вести:

  • Любой блудник/блудница не имеет права на причащение до тех пор, пока не покается.
  • Кара заключается в том, что сама совесть не даст забыть содеянное. Только уничтожив воспоминания о произошедшем, человек очистится от греха.
  • Итог совершенного прелюбодеяния – боль из-за всплывшей измены, которая чаще всего приводит к разрыву союза, так как супруги считают практически невозможным сохранение семьи.
  • Для любого блудника отныне закрыты врата для входа его души в Небесную обитель.
  • Прелюбодеяние карается «второй смертью в озере преисподней», состоящему из огня и серы.
  • Новый Завет утверждает факт того, что каждое человеческое тело – часть тела Христова, посему, согрешив, верующий способен обесчестить Сына Божьего, лишая тем самым, мироздание единства. Лишившись поддержки свыше, мы оказываемся во власти ужасных демонов.


По Завету
  • Любой из актов прелюбодеяния воздвигает метафизическую преграду, сквозь которую сложно проникнуть молитвам и прощению. Если душа не сможет исцелиться после покаяния, то вероятнее всего, ее обладатель будет навеки отлучен от Церкви и Бога.
  • Прегрешение, заключающееся в моральной или физической измене православного верующего, постепенно разрушает тело и душу человека; отныне сила его воли слаба и он не руководствуется более законами морали.

Святой Василий в вопросах измены в браке, не видел разницы между тем, кто совершил прелюбодеяние: жена или муж. Каждый проступок считался смертным грехом и мог быть искуплен лишь абсолютным покаянием. Христианские каноны долго не признавали подобного равноправия, так как в древности женщины не считались полноправными членами общества.

Искупление греха прелюбодеем

Следует помнить, что лишь покаявшись от чистого сердца, обратившись с молитвой ко Всевышнему, переосмыслив всю тяжесть греховного деяния, прекратив искать утешения в мимолетных связях, предавать своего партнера по браку, истинно верующий не избавит свое тело и душу от страданий.



Необходимо найти в себе мужество, раскаяться в уже совершенных грехах, молить Всевышнего, дабы он удержал от подобных действий в будущем. Лишь тогда, есть возможность очистить сердце и душу и, продолжив духовное развитие, подняться на более высокий уровень самопознания.

Чем быстрее придет понимание того, что было сделано не так, переосмыслено существование и начата праведная жизнь, тем быстрее человек получит возможность на личное счастье, соблюдая Божественные Заповеди.

Видео: Блуд или прелюбодеяние

Блуд и прелюбодеяние — какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.

Блуд и прелюбодеяние

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство («худые сообщества развращают добрые нравы», — 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, — тем лучше этот очерк не читать.

Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: «Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, — я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне». И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!

Что значит «не прелюбодействуй»?

Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27-28).
2. «…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф 5:3~6).
3. «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор 23:17).
4. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6:18). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор 6:15-16).
5. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. «Пекись о теле своем, как о храме Божием, — пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение» (Авва Исаий)
7. «Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более — после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь — грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди «не прелюбодействуй». Здесь — нарушение и восьмой заповеди, гласящей: «не кради», ибо «…тело твое, — как говорит Златоуст, — есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи». Здесь — нарушение девятой заповеди — «не лжесвидетельствуй», ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге — большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: «не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего»
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: «…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака».
9. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе» (1 Кор 5:9-11).
11. «Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости».
12. «От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:2-5).
14. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4).
15. «Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. — Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» (Мф 26:75).

Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову — он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика — она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.

«Наше дело не рожать, — насладиться и бежать», — так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие», но Он не сказал блудники.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам («быль молодцу не в укор») и осуждали женщин («гулящая баба»). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: «Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.

«Не говори мне теперь, — восклицал свт. Иоанн Златоуст, — о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием».

Есть, впрочем, и страшные женщины, которые «на пари» или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.

Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: «Смотрите, ка-ко опасно ходите!» Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только «чувства», но и эстетической прелести.

Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок «Из-за острова на стрежень», где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь «провозился» с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс «Мой костер в тумане светит». Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: «Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…».

Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… «Сам сатана, — по словам ап. Павла, — принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор 11:14-15), — и, добавим мы, — эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и «творческих» объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.

В подобных «товариществах» участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4:4).

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте («блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к «невидимой брани» со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, — воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал «труднейшей борьбой в жизни студента». Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.

Христос в Нагорной проповеди учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:27-29).

Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело».

Первое азбучное правило борьбы с помыслами — никакого участия в «сальных» разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их — читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она — оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило — не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.

Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в «Добротолюбии», надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.

Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: «Лень — мать всякого греха». Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.

Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его. Ну, или хотя бы прочитай список того, что тебя ждет.

На днях мы молились за человека, который изменяет своей жене. И меня поразила одна молитва: «Господь, измени сердце этого человека, чтобы он меньше думал об удовольствии, которое получает, и больше о боли, которую причиняет».

Мне молитва показалась очень даже подходящей для такого случая. Супруг (или супруга) в прелюбодействе думает лишь о мгновении, о мимолетной радости и желании, напрочь забывая о вполне себе реальных последствиях.

Совсем недавно мне на глаза попалось семинарское эссе, озаглавленное «100 последствий прелюбодеяния». Написал его студент Семинарии Феникса - Филипп Джей. В списке было подробное перечисление, каким образом супружеская неверность может разрушить его брак и жизнь. Я выбрал лишь сорок пунктов из этого списка и с разрешения Филиппа приведу их здесь:

Если я совершил прелюбодеяние…

  1. Мои отношения с Богом нарушаются прекращением общения с Ним.
  2. Мне нужно искать прощения Господа
  3. Я принимаю на себя эмоциональные последствия содеянного, испытывая чувство вины
  4. Я проведу многие часы в «проигрывании в голове» своего проступка
  5. Моя супруга получит глубокие раны от содеянного мной. Настолько глубокие, что их даже описать невозможно
  6. Моя жена проведет бесконечное количество часов у психолога на консультировании
  7. Отправляться от полученных травм моя жена будет долго и больно
  8. Ее боль будет глубоко ранить и меня, вызывая мою собственную боль и стыд
  9. Наши отношения пострадают из-за разрыва нитей доверия, общения и близости
  10. Мы будем рядом, но чувствовать себя в одиночестве
  11. Репутация нашей семьи пострадает
  12. Мои сыновья будут глубоко разочарованы и растеряны
  13. Мои внуки этого не поймут
  14. Мои друзья также будут разочарованы и будут задаваться вопросами о моей честности
  15. Я потеряю свою работу в церкви
  16. Мое свидетельство о Христе обесценится среди моих знакомых и соседей
  17. Мое свидетельство родному брату также обесценится
  18. Мое свидетельство среди членов семьи моей жены также пострадает
  19. Меня, возможно, больше никогда не наймут на работу в церковь
  20. Я вряд ли когда-нибудь опять стану лидером мужского служения
  21. Бог может наказать меня как-нибудь
  22. Сатана обрадуется моему падению
  23. Сатана постарается, чтобы мой стыд никогда не покидал меня
  24. Моя жена может со мной развестись
  25. Мои дети, возможно, больше никогда не заговорят со мной
  26. Наши общие друзья перестанут с нами общаться, чтобы избежать неловких моментов
  27. Я причиню эмоциональную боль женщине, с которой изменил жене
  28. Я навлеку осуждение на эту женщину
  29. Если эта женщина замужем, ее муж может попытаться нанести ей и мне ущерб
  30. Он может с ней развестись
  31. Возможна нежелательная беременность
  32. Мое участие в зачатии нежелательного ребенка может привести к аборту и убийству невинного ребенка
  33. Возможно заражение венерическими заболеваниями
  34. Кто-нибудь сделает вывод, что все христиане - лицемеры
  35. Мой бизнес придет в упадок, потому что партнеры будут иметь причину мне не доверять
  36. Те, кем я руководил, возможно, сделают переоценку всего моего руководства над ними и перестанут воспринимать все сказанное и сделанное мной серьезно
  37. Мое желание принимать участие в служении пострадает, а в результате и другие прекратят свое в нем участие
  38. Пострадает мое здоровье
  39. Мне придется, возможно, начинать свою жизнь сначала
  40. Возможно, этот грех проявится в моей семье еще на четыре поколения

Довольно отрезвляющий список, не правда ли? Что еще более отрезвляет, так это тот факт, что многие примут во внимание этот список и все равно не остановятся на своем пути ко греху. Фантазия для них окажется более важной, чем реальность.

Кстати, несмотря на то, что список отражает перспективу мужчины на этот вопрос, последствия женского прелюбодеяния мало чем будут отличаться. Главная, пожалуй, польза этого списка в том, что он помогает нам понять необходимость выстроить правильные рамки для защиты верности нашему брачному завету. Если я убежден, что все это произойдет с моей семьей, реши я пойти на грех прелюбодеяния, мне придется следить за тем, куда смотрят мои глаза, и избегать опасных для моего брака ситуаций.

Христианин должен содержать свое тело в нравственной чистоте, как и помыслы. Об этом можно прочитать в Новом Завете — настольной книге каждого православного верующего. Однако нравы современного общества настолько далеки от евангельских принципов, что трудно выразить словами.

Что такое любодеяние, о котором говорили святые апостолы, и почему они этому уделяли такое внимание? Разговаривая с молодыми девушками православного вероисповедания, мне пришлось объяснять разницу между любодеянием, прелюбодеянием и откровенным блудом. Также разговор касался и приличия в одежде, которое совершенно не соблюдают молодые люди. Давайте рассмотрим, чему нас учат святые отцы церкви, чтобы объяснить молодежи нравственные принципы христианской морали.

Святость брака

Церковь освящает брачные узы во время обряда венчания, придавая этому действу глубокий сакральный смысл. Браки совершаются на небесах — об этом слышали все. Однако в современном понимании институт брака приобрел совсем иной смысл, а то и вовсе обесценился. Теперь в моде короткие встречи ради удовлетворения сексуальных потребностей.

Церковь говорит, что после обряда бракосочетания муж и жена становятся единой плотью и обретают святость. Поэтому очень важно соблюдать себя в чистоте как в браке, так и до брака. Если человек сочетается брачными узами после нескольких интимных контактов с разными людьми, он несет на себе груз грехов за беззаконные половые связи. Их можно стереть из памяти, но невозможно очиститься духовно.

Блудная связь оскверняет тело и душу, давая повод лукавому постоянно соблазнять человека и мучить греховными помыслами. Эти связи не дают счастья, а только наполняют разочарованием и болью воспоминаний.

Любодеяние и прелюбодеяние

Любодеяние и прелюбодеяние — в чем разница? Новый Завет написан не совсем понятным для современных людей языком, очень редко можно найти перевод на привычный для нашего времени разговорный русский язык. Поэтому люди не всегда понимают, о чем идет речь. Например, слово «любодеяние» вообще не употребляется в современном языке, да и слово «прелюбодеяние» не совсем понятно.

Любодеянием в евангелии называется добрачная половая связь между молодыми людьми. Прелюбодеянием называется супружеская измена. Блудом можно назвать всё вместе — любодеяние и прелюбодеяние. Однако более тонкой градацией значения слова «блуд» является беспорядочная половая жизнь с разными партнерами. Это аморальное с точки зрения христианства поведение, которое порочит честное имя человека.

Откуда берут начало перечисленные грехи? Источник грехопадения — сердце человека и его помыслы. Если в Ветхом Завете прелюбодеянием считалось действие, которое было обнаружено или не обнаружено свидетелями, то в Новом Завете блудом называются даже помышления о недостойных действиях. В евангелии от Матфея говорит:

То есть, если человек предается в своих фантазиях сексуальному контакту с объектом своей страсти, это уже считается любодеянием или прелюбодеянием. категорично запрещает предаваться подобным фантазиям и учит уклоняться от них.

Также прелюбодеянием считается развод с супругом без вины измены. В евангелии такое действие называется блудом: блудит инициатор развода и его вторая половинка, вынужденная искать утешение на стороне. В послании к Фессалоникийцам апостол говорит:

Ибо воля божья в том, чтобы верующие люди не предавались похотливым побуждениям и не искали утешения на стороне, а с чистым сердцем служили Иисусу. В Первом послании к Коринфянам апостол поясняет, почему нельзя блудить верующим людям:

Наши души и тела принадлежат Господу, поэтому должны соблюдаться в чистоте и непорочности.

Блудодействующий оскверняет храм бога живого, которым является наше физическое тело. Совершая блуд, верующий забывает о боге и его заповедях. А это является огорчением и оскорблением бога.

Блудник является пристанищем для демонов, добровольно поселяя их в свое тело.

Совершая прелюбодеяние, человек может отдалиться от бога настолько, что вообще отпадет от веры. Эти действия развращают не только тело и помыслы, но и оскверняют бессмертную душу. Подавшийся соблазнам, постепенно деградирует как личность и пожнет горькие плоды своих поступков.

В послании к Ефесянам апостол говорит, что блудник не сможет наследовать Царствия Божьего:

К блудодеянию относится также:

  • просмотр порнографических фильмов и картинок;
  • групповой секс;
  • мастурбирование (рукоблудие);
  • соитие во время месячных;
  • секс с лицом одного пола;представление, будто занимаешься сексом с другим человеком вместо законного супруга;
  • иные виды развратных действий.

Временное удовольствие может стоить бессмертия в вечности. Поэтому следует сопротивляться любым соблазнам, приходящим в ум от дьявола. Верующий человек должен понимать, откуда приходят подобные мысли, и кто их инициатор. Задача дьявола — совратить людей и увести с пути правды. Поэтому не поддавайтесь на его уловки, соблюдайте помыслы в чистоте и святости.

Причины буйства плоти

Что является причиной помышлений о блуде? К такому поведению лукавый подводит человека исподволь. Начинаться всё может казалось бы с безобидных вещей:

  • стремление красиво и привлекательно выглядеть;
  • тщеславие, стремление доказать свое сексуальное превосходство;
  • пристрастие к длительному сну и нахождению в кровати;
  • любовь к праздной жизни и мирской суете.

Это приводит человек к привычке потакать своим прихотям и сиюминутным желаниям. А дальше всё заканчивается помыслами о любодеянии и блуде. Отцы церкви учат, что одна страсть влечет за собой вторую, вторая — третью, третья — четвертую. Это целая порочная цепь, звенья которой прочно цепляются одна за другую.

Стоит ли напоминать, что блуд может привести человека не только к духовным недугам, но и к телесным? Венерические заболевания, СПИД и прочие проблемы с системами организма являются следствием блудной страсти. Нравственная распущенность может обернуться незапланированной беременностью и тяжкими последствиями для здоровья молодой девушки. Многие после абортов не могут стать матерями. Поэтому следует прислушаться к заветам апостолов и пересмотреть свое поведение.

Плотское невоздержание калечит судьбы, отравляет душу и может привести даже к суициду. Об этом нас стремится предупредить святое писание и спасти нетленную душу от разложения. Животную страсть нужно победить, иначе она победит тебя. Верующий человек должен осознать тлетворность блудной страсти и раскаяться перед Господом, и в будущем не поддаваться дьявольским соблазнам.