Какая религия у татаров. Татары (происхождение, обычаи, традиции, праздники)

На вопрос а татары к какой религии относятся??? заданный автором Wild Angel лучший ответ это Предки татар – булгары (населявшие Волжскую Булгарию) приняли Ислам в 922 году. Войдя в состав России часть татар, приняла Христианство, и эту группу татар принявших христианство часто объединяют в отдельный этнос – кряшены.
.
Оракул
(74253)
Это совершенно не противоречит нормам Ислама, и христианства.
Супруги могут быть разного вероисповедания.

Ответ от Ермек Кундаков [гуру]
ислам с 10 века.


Ответ от Ирина [гуру]
в основном- мусульмане

а так: встречала разных-)


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Они не "относятся". Больше всего мусульман, значительно меньше православных, есть и другие конфессии, но очень мало.


Ответ от Илья Муромец [гуру]
К татарской диаспоре (((


Ответ от Андрей Пяртман [гуру]
Традиционная религия татар - ислам суннитского толка, за исключением небольшой группы христиан-кряшен, которые были обращены в православие в XVI-XVIII вв.


Ответ от Art Sool . [гуру]
были до 8 века язычниками кланялись духам и божкам всяким, потом ислам их заставили принять под страхом смерти.

Первым тюркским государством, принявшим ислам, был Хазарский каганат. В 737 году арабский полководец Марван разгромил хазарскую армию и был достигнут мир, условием которого было принятие ислама каганатом и его окружением. После этого ислам очень быстро начал распространяться среди населения этого государства. Еще в 650 году со смертью Кубрата перестала существовать Великая Азовская Болгария, которая затем в 651 году вошла в новообразованный Хазарский каганат. Волею судьбы булгары приняли ислам. Когда в 790 году к власти пришел Каган, исповедующий иудаизм, многие мусульмане начали покидать страну. В это время и начали переселяться в Среднее Поволжье тюркские племена, среди которых преобладали булгары. Объединившись с местными тюркскими и угро-финскими племенами, булгары в IX веке создали Волжскую Булгарию, которая все еще находилась в подчинении Хазарского каганата. Но в конце IX - начале Х века Каганат начинает ослабевать. Чтобы продемонстрировать свою независимость, в 922 году Волжская Булгария официально принимает ислам.
После разгрома Золотой Орды Тамерланом в конце XIV века Улуг Улус настолько ослабевает, что в 40-х годах XV века перестает существовать. На его обломках создаются татарские ханства, среди которых самыми выдающимися были Казанское и Крымское. Во всех татарских ханствах ислам стал государственной религией.
В 1552 - 1556 годах Казанское ханство было завоевано Москвой. Российское государство проводило по отношению к татарам насильственную христианизацию, особенно в Поволжье. Однако, убедившись в бесплодности подобной политики, Российское государство было вынуждено признать ислам. В 1788 году создается Духовное управление мусульман - муфтият, первым муфтием которого стал Му-хаммеджан Хусаинов.
Как видим, принятие ислама татарами началось в VIII веке и завершилось в XIV - XVI веках....


Ответ от Отто [новичек]
Любая религия не верна по определению. Религии создаются для разделения и манипуляции населением.


Ответ от Мидвед Блаженный [гуру]
Свидетели Похуизма.


Ответ от Ёашин ПАПА [гуру]
К религии относятся не по национальности. а по вере. Бог дал людям свободу. И человек любой национальности может быть любой веры. Многие считают. раз татарин, значит мусульманин. Это стереотип мышления. Бог даровал русским Православие еще 1000 лет назад и Слава Богу. Кстати многие татары приняли Православие и еще раз Слава Богу, что привел к истине!


Ответ от Заяц [гуру]
чакчакци


Ответ от Мустафа Мустафа [гуру]

В средние века империя татар была одной из самых больших в мире. Изначально это были разрозненные племена, неспособные даже к самоорганизации. Но внедрение единой религии позволило объединить разных вождей и создать мощное государство, которого боялась вся Европа. Какую религию исповедуют татары, знает не каждый.

Кто такие татары

Большой и колоритный народ, живущий от центральной Европы до Дальнего Востока России, называют татарами. Происхождение этого этноса до сих пор вызывает споры в кругах ученых. Некоторые считают, что татары - это потомки монголов, которые ассимилировались с менее численными народами Сибири. Другие утверждают, что главная отличительная черта этого этноса - тюркский язык. Но есть и такие факты, разногласий по которым нет. Какая религия у татар, русский народ знал еще с XIII века.

Впечатленный чудесами арабских стран хан Узбек насильственно ввел ислам. Такой поступок консолидировал нацию, но не так, как этого хотелось бы правителю. Многие татары не приняли новую веру. Изначально недовольство не проявлялось на глобальном уровне, но ряд неудачных сражений, ослабление государства и низкий экономический уровень развития привели к тому, что многие племена начали миграцию в Россию.

Истоки вероисповедания

Ислам зародился еще в 611 году, закрепился книгой Коран и в течение двух веков активно распространялся на территории Средней Азии и на Кавказе. Приняли мусульманство и татары. Религия в VIII-IX веке не была насажена искусственно, большая часть людей обратилась к ней по собственному желанию. Волжская Булгария - регион-прародитель данного этноса - первым принял ислам. Особенно заботились о вере ханы.

Один из них, Алмыш, попросил Багдад организовать построение мечетей и отправить проповедников. Его просьба была выполнена. Тем не менее, языческие корни в некоторых местах давали знать о себе, Аллаха называли по имени другого бога - Тенгри.

Анимизм (то есть вера в существование духов и души) все еще оставался близким для населения. Он четко прослеживался в шаманских ритуалах. А Тенгри был главным небесным божеством, создателем растений и покорителем грома.

Но именно ислам стал весомым шагом в поднятии на высшую ступень цивилизации. В 1241 г. государство было захвачено монголами и стало частью Золотой Орды. Чингисхан первым назвал население Бурятии и тюркоязычные части войск просто одним словом - «татары». Религия ислам тогда была чужой монголам, и уже упомянутый Узбек насильственно делал из христиан мусульман.

Последователи пророка

Основоположником данного вероисповедания стал Мухаммед. Этот простой человек жил в городе Мекке и долгое время работал торговцем. Мужчина получал видения, а в 615 году решил проповедовать публично. Вместе с поклонниками появились и преследователи. После его смерти ислам раскололся на две линии. Это было связано с тем, что ученики не могли определить, кто станет преемником пророка.

Меньшая часть стала сторонниками шиитского ислама, а более 90% - суннитского. К какой религии относятся татары сегодня? По верованиям они мусульмане-сунниты.

По теории, Мухаммед был предвестником слова Божьего. В отличие от христианства, пророк не был сыном Бога. Имя Аллах переводится как «единый бог», а его земной дом - это мечеть. Стоит отметить, что татары, которые привыкли вести кочевой образ жизни, не были склонны к строительству. Только благодаря принятию ислама на их землях появились города. Их проектировали архитекторы из арабских стран.

Смесь стилей

Татары жили на рубеже разных культур. Восток, Европа, Россия, ислам, христианство, политеизм - все это повлияло на архитектурный стиль. Особенно яркими являются мечети. Поскольку религия монголо-татар - ислам, ханы активно строили культовые сооружения. Но изначально они не имели ничего общего с ажурными мечетями Турции и Саудовской Аравии.

Божьими домами становились замки. Это была вынужденная необходимость, поскольку Орда постоянно воевала. Впоследствии, по приказу Ивана Грозного, были разбиты почти все центры исламской культуры, до которых смогли добраться царские войска. Татары, проживающие на территории России, были вынуждены принять православие.

Преклонная архитектура

Несмотря на гонения и препятствия, часть памятников отстроилась и снова начала действовать. Особенно в столице современной Республики Татарстан. Кстати говоря, к этому приложили руку не только те татары, религия которых - ислам.

Первой постройкой, которая была заложена как символ двух конфессий (православие и ислам) в одном городе, стало восстановление места поклонения аль-Марджани. Не уступает по пышности еще одно мусульманское молитвенное сооружение в Казани - Апанаевская. Начало строительства стартовало в 1768 году. Что примечательно, проект одобрила сама Екатерина II, а средства выделила исламская община.

На территории современной России есть и другие, не менее знаковые памятники ислама. К сожалению, в первозданном виде их сохранилось очень мало, но исламская община продолжает активно трудиться над восстановлением своего наследия.

Вера в Христа

По оценкам многих исследователей, на сегодняшний день почти 20% тюркских племен России являются православными в нескольких поколениях. И численность их медленно растет. Поскольку в смешанных браках православных и мусульман ребенка обычно крестят.

Считается, что исповедовать христианство некоторые отдельные группы татар начали еще в Х веке. Изменить взгляды им пришлось под давлением Золотой Орды и ханов, которые жестоко расправлялись с каждым, кто высказывался в защиту православия. Примечательно, что религия крымских татар изначально была христианской. Местное население отказывалось принимать ислам. Результатом такого поведения стало уничтожение всех православных храмов.

Татары Сибири

Коренным этносом Западной и Южной Сибири является тюркская раса. В общем, она отличается от других представителей племени. Но генетически ближайшими родственниками являются башкиры, казахи и сарти. Религия сибирских татар - смесь мусульманства и обрядов. Так, большое внимание уделяется имени при рождении, браку, похоронам.

Практикуются поминальные обряды, празднование восточного Нового года и заклинания животных. Вместе с этим сибирские татары придерживаются Рамадана, празднуют Курбан и прочее.

Регион проживания этой группы тюркских племен сильно удален от Москвы. Во времена могущества Золотой Орды главной целью войн было обогащение, поэтому Сибирь не вызывала у ханов никакого интереса. Ситуация не слишком изменилась и тогда, когда российские цари окончательно разгромили монгольские полчища и положили конец империи Чингисхана.

Таким образом, местное население оказалось в определенной изоляции. Оно имело возможность развиваться само по себе. Основными учителями и проповедниками, как и раньше, оставались шаманы. Сибирские татары, религия которых представляет собой уникальный симбиоз классического суннитского ислама и древнего шаманизма, представляют наибольший интерес для этнографов. Эта группа племен практически не ассимилировалась и смогла сохранить подлинную историю своего этноса.

Наверняка, большинство из вас на вопрос «Какая религия у татар?», не задумываясь, ответило бы «Мусульманство». Это с одной стороны верно, а с другой несколько не совсем точно. Традиционная религия татар – ислам суннитского толка. Исключения – крещеные татары, которые были обращены в православие.

По свидетельствам археологических раскопок, булгары (предки современных татар) стали приобщаться к мусульманству в первые десятилетия 9 века, а в 922 году Ислам был провозглашен официальной религией Волжской Булгарии.

Принятие ислама открыло перед булгарами огромны возможности. Во-первых, они получили возможность приобщения к передовой арабо-мусульманской культуре, во-вторых, принятие ислама способствовало широкому проникновению в татарскую культуру распространенных на Востоке научно-философских и литературно-художественных идей. А это в свою очередь, безусловно, сыграло весьма существенную роль в развитии культуры, литературы, науки и философской мысли у самих булгар. Таким образом, с принятием ислама были заложены основы для просвещения, стала налаживаться система обучения. Мусульманская школа в тот период являлась важнейшим фактором национальной консолидации и самосохранения.

В татарском обществе до начала XX в. сменились три поколения исламских реформаторов. К первому их поколению относятся Г.Утыз-Имани и Абу-Наср ал-Курсави, а наиболее ярким представителем второго поколения был Шигабуддин Марджани. Суть религиозного реформаторства этих деятелей заключалась в отказе от исламской схоластики, они призывали к поиску новых путей осмысления Ислама.

Деятельность мусульманских реформаторов последнего поколения пришлась на период культурного реформаторства в татарском обществе и на период втягивания джадидов в политику. Отсюда исходят и основные особенности мусульманского реформаторства конца XIX началаXX вв. Это, безусловно, стремление рассматривать ислам в рамках культуры и как часть культуры и активное участие религии в политике. Третье поколение реформаторов обеспечило движение татарско-мусульманского сообщества к секуляризации. Наиболее видными представителями данного поколения мусульманских реформаторов были Ризаутдин Фахрутдинов, Муса Ярулла Биги и Г абдулла Буби.

Основным итогом деятельности всех трех поколений мусульманских реформаторов явился переход татарского общества к «очищенному» Исламу, то есть отвечающему требованиям времени. Эти идеи глубоко проникли и в толщу народа, в первую очередь, благодаря системе просвещения: джадидистским мектебе и медресе, и, безусловно, печатной продукции.

Итогом деятельности реформаторов к началу XX века стало отделение веры от культуры и политики, ну а религии пришлось занять подчиненное положение.

А вставлю-ка я вырезанную СиПом часть из текста "Как нам обустроить татар" про религию:

В Казахстане татар по переписи 2009 года татар набралось внушительные 204 тыс. человек, размазанные по всей стране. Религиозный расклад оказался таким:


Как видно, в мусульманском Казахстане, где даже русских мусульман насчитали 1.4%, а корейцев – 5.2%, у татар каждый пятый – не магометанин. Свыше 10% христиан (казахстат не делил христиан на конфессии, но, очевидно, речь о православных) и 8% - атеистов.

В Эстонии татар набралось на два порядка меньше, и среди этих пары тысяч ситуация кардинально отличается:


Свыше 40% татар атеистов и агностиков, православных – 12% при 42% мусульман – т.е. свыше 20% от религиозных татар.

В более религиозной Литве , и татары оказались более набожными:

Половина трехтысячной общины – мусульмане при 17% неверующих и 14% христиан. Стоит отметить, что татары в Литве – не советские понаехи, а коренной народ, польско-литовские татары, проживающий в регионе свыше шести веков – это потомки служилых ордынцев, приглашенных еще правителями Великого Княжества Литовского.


Старинная татарская деревянная мечеть в литовской деревне Нямежис.

Что до России , то у нас есть только данные Атласа религий и национальностей России Исследовательской службы «Среда» - масштабного исследования 2012 года:

В первую очередь, данные показывают вопиющую религиозную безграмотность российских татар. Быть не-суннитом и не-шиитов – это как быть «просто христианином». По факту же почти все мечети РФ – суннитские, принадлежащие суннитским муфтиятам. Это, повторю, как для русских не знать, в какой храм они ходят – православный или католический. Мол, а они, оказывается, чем-то отличаются?

Пропорция христиан и мусульман 6% на 59% вызывает удивление (имхо, христиан больше), как и 2% язычников. В общем, «Среда» в своем репертуаре. Чтобы понять, насколько измерения соответствуют реальности, достаточно сравнить топ10 регионов по числу татар у «Среды» и по фактическим цифрам переписи:

Средовские счетоводы получили такие проценты, что по их данным в Башкирии и Татарстане должно быть почти поровну татар (в реальности разница в 2 раза). А в Оренбургской области – в 2.6 раза больше татар, чем в Ульяновской (в реальности их там меньше). Так что, насколько данные по религиям соответствуют реальности – большой вопрос.

В целом же видно, что мантра татарин=мусульманин куда дальше отстоит от истины, чем расхожее русский=православный. И если среди верующих русских, действительно, православие доминирует абсолютно, то среди религиозных татар, как ни считай, получается от 9% до 25% христиан, что очень много и одними кряшенами не объясняется.

Кто же это такие? – а это те самые христианизированные «этнические мусульмане», чистокровные и русско-татарские метисы, с характерными татарскими ФИО. Сколько же их в РФ? Если из 5.3 млн. татар вычесть кряшенов, но оставить приписанные мусульманские этносы, то мы получим грубо 5 млн. татар. По моим прикидкам пропорции религиозных групп среди них примерно казахстанские: 75-80% мусульман, 10-15% православных и 10% атеистов.

А заодно еще показательную таблицу динамики числа татар по регионам РФ:

На Кубани, очевидно, крымские татары понаехавшие так взвинтили в 1990-е численность.

А так видно, что в РТ рост аномально большой в 1990-е - и только миграцией это не объяснить - равно как и нулевой при этом рост в 2000е. По факту - высокая доля бумажных татар.

Ведь и в ХМАО и ЯНАО идет постоянный приток татар - но там цифры прироста скромнее, хотяв округах и естественный прирост выше, и татарское население - моложе.

Кроме округов, РТ, "качельной" Башкирии и Подмосковья, регионы делятся на две группы:

1. Где убыть идет постоянно с 1980-х. Особенно удивил тут Пермский край. Там еще и у башкир при этом полный обвал.

2. Где был рост в 1990-е, но убыль пошла в 2000-е. Очевидно, значительный фактор таких качелей - метисы. После развала СССР быть русским было максимально непристижно. Только совсем уж мордва да карелы все равно руссифицировались. Отсюда и шестизначные цифры этнических казаков в 2002 и много чего еще.
А в 2000-е самосознание русских вышло из ямы и пошел обратный процесс. А после Русской весны 2014 это уже вряд ли остановить, что показали итоги микропереписи.

Ассимиляция идет, Татарстан держится на этнократии и приписках хоть как-то. Так что 50% татар РФ проживающих в Татарстане(против 38% сейчас и 32% в 1989 году) - недалекая перспектива , которую может отсрочить разве что нормальный пересчет в регионе, который мы вряд ли увидим в 2020, когда запланирована следующая Перепись.

Татары исповедуют Ислам уже более тысячи лет. Эта религия определяет их нравственный и духовный облик. Ее устои пронизывают все сферы бытия, общественные и семейные отношения, обычаи и традиции. Сила веры вдохновляет истинного мусульманина на благие деяния и удерживает от греховных поступков.

Сегодня Казань является одним из крупнейших мусульманских центров в России. Но все помнят, какой тернистый путь довелось пройти традиционному вероисповеданию татарского мира. В его истории были и расцветы, и периоды забвения. Однако, несмотря на государственные и политические изменения, современные жители Татарстана помнят, чтят и следуют религии, унаследованной от своих предков.

Ислам появился еще во времена Волжской Булгарии. С принятием этой религии она превратилась в полноценное государство и достигла небывалого расцвета в области просвещения. Истории известны имена великих булгарских ученых в сфере медицины, истории и исламской юриспруденции.

В результате нападения Золотой Орды Волжская Булгария потеряла свою независимость. С тех пор Ислам превратился в гонимую и запрещенную религию. Были разрушены сотни мечетей, а традиция строительства каменных культовых зданий навсегда утрачена. Медресе и молельные дома в то время ютились в небольших деревянных постройках. И лишь выделившись из состава Золотой Орды, татары вновь вернули официальный статус Исламу. Он стал мощным объединяющим фактором для населения Казанского Ханства, которое явилось правопреемником Волжской Болгарии.

Возрождение религии

С конца XVIII века началась новая волна возрождения Ислама. Она связана с именами великих ученых–просветителей Марджани и Курсави. Татарские мыслители стали первыми в исламском мире, кто поднял национальные вопросы и призывал к их новому решению. Так, учеными-джадидами (сторонниками нового общественно-политического движения) Ризаэтдином Фахретдином, Галимджаном Баруди и Зайнуллой Расули были открыты новометодные медресе: «Галия» в Уфе, «Расулия» в Троицке и «Мухаммадия» в Казани. Активное строительство каменных и обучение богословов позволило стать столице Казанской губернии центром исламской культуры и мусульманского просвещения.

В новейшей истории нашей страны уже Татарстан успешно возвращает забытые традиции мусульманского мира. Сегодня в Республике находится свыше тысячи мечетей, множество религиозных издательств, газет и журналов. С 1992 года работает республиканское , а с 1998 года – Российский Исламский Университет.

Татары-мусульмане, живущие в Казани, возрождают свою религию с чистым сердцем и именем Аллаха на устах. В поклонении и покорности Всевышнему они обретают истинный смысл жизни.