Из-под таинственной, холодной полумаски — нтов. Анализ Стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Анализ: Стихотворение предположительно написано в 1841 году. Центральная тема - тема любви. В отличие от ранних любовных циклов, внимание зрелого поэта сосредоточено не на истории собственного чувства, а на женских образах.

В первой половине стихотворения (1 и 2 строфа) слагается облик возлюбленной: «холодная полумаска» (символический признак душевной закрытости и вызова), «пленительные глазки», «лукавые уста». В двух последних строфах возникает «бесплотное виденье» красавицы, соткан­ное из «легких признаков», среди которых особо выделен «отрадный, как мечта» голос героини. Это в лирике Лермонтова обычно связывалось с возвышенной и тайной сущностью любви. Однако финальное «старые друзья» определяет отношения как исключающие безусловное поклонение и романтическую дистанцию.

Размер: ямб(но не точно)

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Анализ: М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта.
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Центральный образ стихотворения тоже двух планов: это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса: от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами: «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.


Размер: 4 ямб

СМЕРТЬ ПОЭТА

Отмщенье, государь, отмщенье!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?... издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

И он убит - и взят могилой,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он - с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

_____________________

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Анализ: Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и всё общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречён на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает.
Пушкин погиб, потому что «Восстал он против мнений света…». Светское общество не понимает «его свободный, смелый дар». Лермонтов сравнивает Пушкина с Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

… И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…

Лермонтов этим стихотворением хочет показать, что в смерти Пушкина виновато светское общество, которое не понимало Пушкина, когда он был ещё жив. Но потом Лермонтов пишет:

Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

В первой части стихотворения Лермонтов несколько строк берёт у других писателей и немного их изменяет.
Вторая часть стихотворения – это ответ на суждения тех, кто оправдывал убийц поэта:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,..

Лермонтов верит, что если не земной суд, то «божий суд»» накажет тех, кто оправдывал убийц поэта:

Есть грозный суд: он ждёт;

В своём стихотворении Лермонтов использует сравнения:

Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как «торжественный венок», который украшает.

Размер: 4ямб

Афанасий Афанасьевич Фет

«Заря прощается с землею»

Анализ: Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова

Последним любовным увлечением в жизни Лермонтова стала В. Лопухина, уже состоявшая в браке. Поэту давно наскучило шумное человеческое общество, он предпочитал оставаться в одиночестве. Но ради возлюбленной последнюю зиму 1841 г. перед отъездом на Кавказ он проводит на светских балах. Это дает ему возможность постоянно встречаться с Лопухиной. Правда, эти встречи обычно проходили в молчании, так как согласно правилам хорошего тона женам было запрещено общаться с неизвестными мужчинами. Под впечатлением от одной из таких встреч Лермонтов написал стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841 г.).

Бал-маскарад, являвшийся самым популярным светским развлечением, подробно описан в различных произведениях русских поэтов и писателей. Лермонтов в своем творчестве также неоднократно обращался к этой теме. Особую пикантность такому балу придавали маски, которые скрывали истинное лицо человека. Случайно оброненное слово, жест, улыбка становились источниками догадок и слухов. Нередко незначительное происшествие на маскараде приводило к скандалам и даже дуэлям.

«Холодная полумаска» не может скрыть от влюбленного поэта облик своей хозяйки. Он узнает любимую по голосу, «пленительным глазкам» и «лукавым устам». Остальные детали с легкостью дорисовывает его воображение. Автор не может ошибиться в догадке. Даже «шеи белизну» и «локон своевольный», которые могут принадлежать любой женщине, он уверенно соотносит с возлюбленной. На основании этих отрывочных наблюдений поэт воссоздает цельный облик девушки. Благодаря этому он легче переносит невозможность близких отношений, ведь в его душе теперь поселилось «бесплотное виденье», которое он окружил благоговением и любовью.

Встреча в таинственной и загадочной обстановке оставляет неизгладимый след в душе Лермонтова. Ему кажется, что мимолетные взгляды и улыбки наполнены тайным смыслом. Благодаря им возникает незримая связь с любимой женщиной. Это дает ему надежду на сближение и развитие любовных отношений. В другой ситуации, уже ни от кого не скрываясь, они смогут встретиться «как старые друзья».

Лопухина действительно ответила на чувства Лермонтова. Но поэт не хотел разрушать ее брак. К тому же разочарование в жизни и ссылка на Кавказ не позволяли Лермонтову надеяться на счастливое будущее. Он сам отказался от своего счастья и уехал в поисках быстрой смерти. Но при этом поэт до конца жизни хранил в памяти «бесплотное виденье», ставшее его последним радостным воспоминанием.

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумас­ки…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его — романтический.

Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаем драму Лермонтова с одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». В контексте всего творчества поэта мы можем рас­сматривать лирического героя как человека одинокого, проти­востоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) — противостояние мечты и реальности. Мечта — это пре­красная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не су­ществует в реальности. У нее — «отрадный голос», «локон свое­вольный», «живые речи». Но мечта эта бесконечно далека от ли­рического героя. И это передано уже в самом начале стихотворе­ния. Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст — это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей люби­мой мечтой нет гармонии.

К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При со­здании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («плени­тельные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические от­ношения здесь невозможны. Душа лирического героя беско­нечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разо­чаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви. Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, оди­ноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплоще­ние ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.

Четвертая строфа — это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отно­шений.

Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бес­плотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных куд­рей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девствен­ных ланит»).

"Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова - это любовное стихотворение, заметно отличающееся от других его творений, написанных в жанре любовной лирики. Что особенного в этом произведении и кто послужил прототипом этой таинственной женщины?

Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта

К сожалению, точная дата написания неизвестна, но большинство литературоведов сходятся во мнении, что это был тот самый роковой год для поэта - 1841-й. Опять же, достоверно неизвестно, с кого списан образ таинственной незнакомки в полумаске. Некоторые считают, что это - последнее увлечение Лермонтова.

Эта была замужняя женщина, но она все-таки отвечает на чувства поэта. К тому времени Михаилу Юрьевичу уже наскучило Но чтобы встретиться со своей возлюбленной, ему приходилось бывать на балах. Эти встречи проходили в молчании, потому что по этикету в те времена замужним женщинам не разрешалось говорить с незнакомыми мужчинами. Есть предположения, что одна из таких встреч и вдохновила написать Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски".

Это небольшое любовное стихотворение отличается от других тем, что оно наполнено не бушующими страстями, а умиротворенными чувствами. Возможно, это связано с тем, что к тому моменту все юношеские страсти сменились спокойными и глубокими чувствами. Ведь его отношения с Лопухиной не могли развиваться, поэтому Лермонтову оставалось только хранить в своем сердце нежную привязанность и любоваться ею со стороны.

Мотивы в стихотворении

При анализе "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова следует более подробно рассмотреть мотивы, которые есть в этом произведении. Это мотив встречи, ведь герой встречает на бале-маскараде таинственную незнакомку. Несмотря на то что она кажется ему холодной, он пытается запечатлеть в своем сердце образ этой загадочной красавицы.

Далее идет мотив узнавания, когда герой узнает речи и другие черты. И мотив надежды на следующую встречу, на которой они уже будут старыми друзьями. Но герой был бы этому рад, потому что смог бы еще раз увидеть ту красавицу и просто пообщаться с ней.

Композиция произведения

Стихотворение "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова имеет следующую композицию:

Литературные приемы

В "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтов использует для создания облика героини контраст: то она кажется герою холодной и далекой в полумаске. Но под ней он уверен, что она излучает тепло и доброту. Конечно, при описании женского облика поэт применяет романтические штампы, но образ все равно получается самобытным.

Также для того, чтобы стихотворение было плавным и музыкальным, Лермонтов использует ассонансы, инверсии и параллелизм. По своему настроению оно скорее оптимистичное, нежели печальное. Об этом говорит последняя строка, в которой выражена надежда поэта на встречу с незнакомкой.

"Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова - это лирическое стихотворение, проникнутое надеждой. Здесь нет сильных чувств, а тихое любование и нежная привязанность к образу таинственной незнакомки, случайно встреченной на балу лирическим героем поэта. Возможно, вся история о Лермонтове и Лопухиной - правда, но независимо от того, кому было адресовано стихотворение, оно занимает достойное место среди лирических произведений.

Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова?

Из-под таинственной, холодной полумаски

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

М.Ю. Лермонтов, 1841

Показать текст целиком

Лирическая героиня в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Из-под таинственной,холодной полумаски…”- мечта,с которой лирического героя связывают романтические отношения. Он восхищается красотой возлюбленной:”пленительные глазки”,”лукавые уста”.

Лирическую героиню можно представить в образе незнакомки.Персонаж стихотворения замечает каждую деталь героини:”шеи белизна”,”девственные ланиты” .Он запомнил определенные черты внешности,

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 2 из 4