Исаковский михаил васильевич семья. Михаил васильевич исаковский

Поэт Михаил Исаковский, автор слов к песням "Ой, цветет калина", "Каким ты был, таким остался", "Снова замерло все до рассвета", "И кто его знает", "Летят перелетные птицы" и бессмертной "Катюши", считал, что писать нужно чистым, ясным, народным языком. Его песни и сейчас, и много лет назад воспринимаются как фольклор. Сегодня со дня рождения одного из самых почитаемых советских поэтов исполняется 110 лет.

Исаковский был одним из самых читаемых и почитаемых советских поэтов. Его "Слово к товарищу Сталину ("Оно пришло, не ожидая зова, / Пришло само - и не сдержать его… / Позвольте ж мне сказать Вам это слово, / Простое слово сердца моего…") вошло в обязательный круг хрестоматийного чтения и заучивания наизусть советскими школьниками. Также все советские дети знали его стихотворение "Вишня":

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу…".

Но все же в историю советской литературы Михаил Исаковский вошел прежде всего как поэт-песенник. Впервые его стихи положил на музыку один из руководителей хора им. Пятницкого Владимир Захаров. Также с текстами Исаковского работали композиторы Матвей Блантер, Никита Богословский, Василий Соловьев-Седой, Исаак Дунаевский, Борис Мокроусов и др.

Песня как оружие

Самая известная песня Исаковского - это, конечно, "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР. Песня стала поистине народной, она имеет больше ста фольклорных переделок и продолжений. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой, сообщается на сайте muzruk.ru . Пели во время войны и о Катюше-партизанке, "проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой".

Композитором является Матвей Блантер , который также стал автором песен на стихи Исаковского "До свиданья, города и хаты", "В лесу прифронтовом", "Лучше нету того свету", "Пшеница золотая".

Считается, что песня про Катюшу дала имя боевым машинам реактивной артиллерии серии "БМ". Якобы как Катюша "выходила и песню заводила", так и гвардейские машины выходили на позиции и запевали своеобразные "песни". Вскоре и об этих "Катюшах" в народе были сложены новые куплеты:

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом -
Распевала песенки "Катюша"
Под Калугой, Тулой и Орлом.

Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома Союзов в ноябре 1938 года, впервые "Катюшу" исполнила Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра. По воспоминаниям Блантера, "когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов", цитирует его журнал "Школа жизни" . Певице пришлось спеть эту песню трижды, прежде чем зал отпустил ее со сцены.

Вскоре песню стали петь и другие певцы и певицы - Георгий Виноградов, Лидия Русланова, Вера Красовицкая, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Сейчас "Катюшу" поют болельщики во время матчей сборной России по футболу.

Трагическое звучание

Другим плодом сотворчества поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера стала песня "Прасковья", больше известная как "Враги сожгли родную хату". Песня о возвращении солдата с войны в свою деревню была написана в 1945 году. Но после исполнения была подвергнута жесточайшей партийной критике - за трагическое звучание, сообщается в "Кругосвете" . 15 лет песня фактически находилась под запретом. В 1960 году Марк Бернес впервые решился включить ее в свой репертуар:

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток трех дорог.
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок…

Песня сразу получила всенародное признание и стала, пожалуй, одной из самых трагических песен Отечественной войны.

Также огромную известность получили такие песни на стихи Исаковского, как "Прощание", "Провожание", "И кто его знает (чего он моргает)", "На горе - белым-бела", "До свиданья, города и хаты" , "В прифронтовом лесу", "Ой, туманы мои…", "Огонек" ("На позицию девушка провожала бойца…"), "Лучше нету того цвету", "Услышь меня, хорошая", "Летят перелетные птицы", "Одинокая гармонь" ("Снова замерло все до рассвета"), авторский вариант песни "Крутится, вертится шар голубой" и многие другие.

Советский народ с восторгом принял его песни из ленты "Кубанские казаки" (1949), особенно "Ой, цветет калина", "Каким ты был, таким остался". Музыку на стихи Михаила Исаковского положил замечательный композитор Исаак Дунаевский. Эти песни мгновенно получили статус народных и до сих пор являются непременным атрибутом застолий.

Как пишет "Независимая газета" , с начала 50-х годов Михаила Исаковский пишет все меньше и меньше, в его стихах - все больше и больше печали.

Не таланты, не гении, -
Жаждут все же блеснуть,
Чтоб травою забвения
Не покрылся их путь;

Чтоб хоть малость упрочиться,
Хоть на несколько б лет…
Всем бессмертия хочется,
А бессмертия - нет.

Советский поэт, написавший десяток песен, которые сегодня многие воспринимает как русские народные, скончался в Москве 20 июля 1973 года.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поэт

С той поры, как воздали тебе
Мы последние скорбные почести,
Я остался на этой земле
В безысходном своем одиночестве.
И все горше мне день ото дня -
Неприютно, тревожно, неслаженно...
Только клен и встречает меня,
Клен, твоими руками посаженный.
Только он, что стоит у ворот
И в лучах предзакатных купается.
Только клен. Только клен. Но и тот,
Между прочим, уже осыпается...

Михаил Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда.

«В деревнях и селах этого района издавна жили люди, наделенные богатыми голосовыми данными, - писал Твардовский в статье, посвященной своему старшему другу. - Достаточно сказать, что известный Хор имени Пятницкого включает в себя до десяти человек выходцев из деревни Глотовка Всходского района. А участники Бабыковского колхозного хора, как говорят, - потомки крепостного хора крестьян. Песенное мастерство передавалось из поколения в поколение. Здесь, в одном из глухих и отдаленных углов нашей области, эти поколения сохранили и пронесли через десятилетия слова и мелодии старинных народных песен...»

Родители Исаковского были бедняками. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, часто нечем было кормить семью.

Воспоминания Исаковского о безрадостном голодном детстве: “Горькое, горькое детство в краю, где “земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету”, в местности, где экономили даже лучинку и “по вечерам нигде не зажигают огней”. К тому же еще эта неизлечимая проклятая болезнь глаз.

Были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни. Большую роль сыграл отец Василий Назарович - предприимчивый и хозяйственный человек.

Чтобы прокормить большую семью, он осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, отправлялся на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам поэта, исходил чуть ли не всю страну - Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Со временем ему удалось устроиться работать почтальоном в соседней деревне Оселье.

Василий Назарович думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром.

Было еще одно важное следствие таких поездок. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые “литературные произведения” десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, “хорошо, складно и, главное, “жалостливо”. Особенно, как вспоминал впоследствии Исаковский, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбою женщины.

Благодаря письмам, впечатлительный и любознательный подросток получил доступ к сокровенным чувствам и мыслям крестьян; узнавал у кого какая судьба, у кого какие жизненные обстоятельства. С другой стороны, он учился выражать человеческие чувства. Не случайно своеобразный жанр “лирического письма” займет впоследствии большое место в поэзии Исаковского. Поэт не только будет говорить в своих произведениях от другого лица, но и прямо придаст форму письма ряду своих стихотворений: “Письмо из деревни”, “Письмо”, “Письмо сельскому Совету”, “Первое письмо”, “Письмо землякам” и т.п.

Осенью 1910 года в волостном селе Осенье, в полукилометре от Глотовки, открылась начальная земская школа. Михаил Исаковский, упустивший годы, но уже умеющий читать и писать, был принят сразу во второй класс.

“Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминал он впоследствии. Лапти, правда, я умел плести сам, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, не печке”.

К тому же была еще одна причина: мальчик с детства страдает болезнью глаз, плохо видел даже с первой парты, боялся обидных кличек. На помощь пришла учительница - Екатерина Сергеевна Геранская. Она прислала мальчику полный комплект учебников за второй класс, и тот стал заниматься дома. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив “ 5” по всем предметам.

Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи, и два из и них - “Святой” и “М.В. Ломоносов”, были им прочтены по просьбам учителей на выпускном экзамене. Михаил очень волновался перед выступлением: читать пришлось в присутствии незнакомых учителей, а также священника и земского начальства, входивших в экзаменационную комиссию. Успех был полный. Босоногий, плохо одетый мальчик, которого раньше никто не замечал, стал предметом внимания.

В 1914 году, когда Исаковский с помощью учителей - Е.С. Горанской и В.В. Свистунова, упорно готовился к вступительным экзаменам в четвертый класс гимназии (предстояло за несколько месяцев освоить трехгодичный курс), одно из его ученических стихотворений увидело свет.

Это было “Просьба солдата”, напечатанное в московской газете “Новь”, куда оно было послано без ведома автора одним из учителей.

Осенью 1915 года Исаковский поступает в четвертый класс частной гимназии Воронина в Смоленске.

Двери среднего учебного заведения открылись для бедного крестьянского сына по счастливой случайности. В земскую четырехклассную школу в селе Осенье во время выпускных экзаменов 1913 года приехал член Ельнинской земской управы, ведавший народным образованием в уезде, Михаил Иванович Погодин, внук известного историка. Он обратил внимание на высокого худощавого мальчика в очках, блестяще ответившего на экзамене и прочитавшего свои стихи. Погодин принял горячее участие в судьбе одаренного подростка. На собственные средства он отвез его к глазным врачам в Смоленск, а затем устроил его в гимназию, выхлопотав в Ельнинкой земской управе стипендию - 20 рублей в месяц. Кроме того, мальчику материально помогали учителя А.М. Васильева, А.В, Тарбаева, В.В. Свистунова. Навсегда сохранил поэт благодарную память об этих чутких, участливых людях, сыгравших такую важную роль в его жизни. В сущности, они определили его судьбу. Особенно много для него сделала Е.С. Горанская. Екатерину Сергеевну все ребята очень любили за глубокие знания, за доброту, за требовательность и справедливость. Юный Исаковский благоговел пред нею, пред той, кто учил его ценить и понимать литературу, истинную доброту и красоту: “Мы все так искренне любили ее, - говорил впоследствии поэт, - что нам было очень стыдно, если не удалось выполнить ее требований”.

Именно Горанская первой почувствовала неладное с глазами у своего ученика и сама наняла извозчика, чтобы отвезти его к врачам в Ельню. Она тщательно подбирала для него книги и индивидуально занималась с ним, когда он был не в состоянии ходить в школу. Она привила ему любовь к поэзии и литературе; первой заметила его дарование и всячески направляла его.

Александра Васильевна Тарбаева вела в сельской школе первый класс, когда Миша Исаковский был принят экстерном во второй. Она разделяла с Е.С. Горанской все хлопоты и заботы о его судьбе.

Огромную роль в судьбе будущего выдающегося поэта сыграл М.И. Погодин. Когда Исаковскому за неуплату взноса за обучение грозило исключение их гимназии, Погодин быстро пришел на помощь. Не будь помощи этих людей, Исаковский, возможно, не стал бы тем, кем он стал в поэзии.

Исаковский жил очень бедно. По его собственным словам, он “занимал маленькую комнатушку, питался как попало и чем попало”. К материальным трудностям прибавилось еще одиночество, отсутствие друзей. Со всеми одноклассниками он “сходился туго”. Он учился вместе с детьми состоятельных родителей. В их кругу мальчик из бедной трудовой семьи, “мужик”, чувствовал себя отчужденно.

В гимназии Исаковский продолжал свои поэтические опыты, но новые учителя его уже не поддержали. Поэт вспоминал, как “попытался однажды сделать намек на свою “причастность к литературе”: гимназистам было задано сочинение на тему: “Описание Кавказа по произведениям А.С. Пушкина”. Неравнодушный к Пушкину еще в школе, мальчик решил выразить свои мысли в стихотворной форме:

“Так вот ты каков, мой священный Кавказ,

Я всею душою стремился

Тебя посмотреть еще в детстве хоть раз,

К тебе я мечтой уносился”.

Учитель словесности не поставил никакой отметки и красными чернилами написал под сочинением: “прошу точно выполнить заданную работу, не допуская неуместных вольностей”.

И все-таки, Исаковский не перестал сочинять. Из написанного в гимназии, лучшим является стихотворение “Путник” (1916 г.), вошедшее в один из ранних юношеских сборников “По ступеням времени”.

Во время февральской буржуазно-демократической революции Исаковский учился в шестом классе Смоленской гимназии.

В смоленской гимназии Воронина Исаковский проучился два года, и осенью 1917 года он перевелся в Ельнинскую гимназию - поближе к дому. Однако, учиться дальше не пришлось: семья терпела большую нужду и надо было браться за работу. Он оставляет гимназию, уйдя из шестого класса. На этом прервалось навсегда его образование. Впоследствии он всю жизнь занимался самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за болезни глаз.

Великую Октябрьскую революцию семнадцатилетний Михаил Исаковский принял радостно, а в автобиографии, подобно Маяковскому, воскликнувшему “Моя революция!”, писал: “Я не могу представить свое существование отдельно от жизни народа, от Октябрьской революции”.

В год Великого Октября началась трудовая деятельность Исаковского: он становится учителем начальной школы, пользуюсь большим доверием у тружеников - сельчан. Его избирают в сельский волостной Совет - помощником секретаря.

Весной 1918 года в биографии Исаковского произошел драматический эпизод, едва не стоивший ему жизни. Бедствующее крестьянство Смоленщины не раз посылало гонцов за хлебом в плодородные южные края России. Желая помочь голодающим сельчанам, Исаковский в марте 1918 года вместе с товарищем Филимоном Титовым отправляется в подобную поездку, чтобы пригнать вагон хлеба для деревни. Побывали они в Курске, а затем добрались до Ростова на Дону, где им сказали, что по Дону идет баржа с пшеницей и весь этот хлеб предполагается отправить специальным поездом в Смоленскую губернию. Но шла гражданская война, на Ростов наступали бело-казачьи войска. Баржа так и не пришла, поезд не ходил. Исаковский с товарищем отправились домой пешком, но под Новочеркасском были задержаны бело-казачьим патрулем, посажены в тюрьму и, как потом выяснилось из документов, оказались приговоренными к расстрелу. Лишь вступление в город Красной армии избавило их от смерти.

Ужас пережитого не ослабил волю юного Исаковского.

Осенью 1918 года он вступает в ВКП(б). Начинается длительный период журналистской газетной работы Исаковского, одновременно происходит его становление как поэта. Революции требовались грамотные люди из рабоче-крестьянских слоев.

В начале 1919 года партия посылает Исаковского в Ельню, редактором уездной газеты. В сущности, газеты еще не было, - ее надо было заново создавать. Проработал он здесь два года, причем работал буквально один. Весь материал, от первой до последней строки, приходилось самому переписывать от руки: не было ни машинки, ни машинистки. Он писал статьи и фельетоны, корректировал, участвовал в верстке. Газета печаталась вручную. Усталость на работе повлияла на то, что у Исаковского прогрессировала болезнь глаз.

В 1921 году Исаковского переводят на работу в смоленскую губернскую газету “Рабочий путь”. На различных должностях (выпускающий, секретарь, зав. отделом и др.) он работал здесь в течение десяти лет (не считая нескольких длительных перерывов, связанных с болезнью глаз).

В том же, 1921 году в Смоленске вышли первые сборники стихов Исаковского: “По ступеням времени”, “Взлеты” - агитационная поэма “Четыреста миллионов” и книга лозунгов “Борьба с голодом”, “Боевые лозунги дня”, созданная по заданию губкома партии.

В 1921 году переехал в Смоленск, работал там редактором отдела областной газеты «Рабочий путь».

В газете «Рабочий путь» Исаковский проработал десять лет.

«Доберусь в Смоленск, - записывал в дневнике в октябре 1927 года Твардовский. - Вот приеду... Редакция «Рабочего пути»... Низкие и темные комнаты ее мне как-то нравятся. Там висит особый «редакторский» запах, запах чернил, бумаги, трескотня печатных машинок. И самое главное, добрые, улыбающиеся сквозь очки глаза Исаковского. Он наклоняется над столиком (так как он очень длинен, то мне кажется, он, сидя на одной стороне стола, может, перегнувшись, достать рукой пол на другой стороне), пишет, замарывает листки, печатанные на машинке...»

Самому Исаковскому, впрочем, работа в редакции вовсе не казалась столь романтичной.

«Недоволен я новым редактором, - писал он своему другу С. Памфилову. - По отношению ко мне он уже успел дважды применить «экономическую репрессию». Последнюю на днях. Я, как член правления РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей), был на пленуме почти неделю, и редактор отдал приказ, чтобы с меня за эту неделю удержали жалованье, так как я якобы ездил по своему желанию и вообще редакция к этому РАППу непричастна. Я человек мирный и скандалить не люблю, но я с большим удовольствием уйду из редакции, если Литфонд удовлетворит мое заявление... Такие же репрессии и по отношению к литстранице. Она изгнана, хотя формально редактор за литстраницу, но фактически бракует лучшие произведения наших авторов, в том числе и мои... В общем, атмосфера работы нездоровая и нехорошая...»

В 1926-1927 годах, когда на базе литературной группы при смоленской комсомольской газете “Юный товарищ” возникло смоленское отделение Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Исаковский был избран секретарем правления этой организации. Все чаще в смоленских газетах печатались его стихи.

В 1927 году вышла в Москве книга стихов Исаковского «Провода в соломе». Книгуподверг разгрому критик А. Лежнев, однако за молодого поэта вступился Максим Горький. «Михаил Исаковский, - написал он, - не деревенский, а тот новый человек, который знает, что город и деревня - две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу...»


В 1930 году был издан сборник стихов «Провинция», в 1931 году - «Мастера земли».

Получившего известность поэта перевели в Москву редактором журнала «Колхозник». Исаковский гордился этой своей приобщенностью к литературной жизни. Сборник «Вдоль да по дороге, вдоль да по Казанке», вышедший в Смоленске в 1934 году, поэт даже сопроводил специальным пояснением «Эта книга сложилась в результате повседневного участия в работе газеты политотдела Московско-Казанской железной дороги «Железнодорожный пролетарий», на страницах которой и печатались собранные здесь стихи...»


Московская жизнь на первых порах была не легкой и мало чем радовала поэта. «Собрал я посылку (продуктовую), - писал он дочери, - и понес на почту. И вот не хватило мне трех копеек, чтобы отослать посылку. Пошел я назад на Извозную улицу, где жил в то время. Занял у соседки десять копеек. И что бы мне занять хотя бы рубль, чтобы хватило на трамвай. А то опять тащился пешком, а почта была далеко...»


Исаковский Михаил Васильевич
Родился: 7 (19) января 1900 года.
Умер: 20 июля 1973 года.

Биография

Михаил Васильевич Исаковский (1900 - 1973) - русский советский поэт. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1949). Герой Социалистического Труда (1970). Член РКП(б) с 1918 года.

Михаил Васильевич Исаковский родился 7 (19) января 1900 год в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне Угранского района Смоленской области) в бедной крестьянской семье.

Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив «5» по всем предметам. В 1915 продолжил свое обучение в гимназии. Гимназию пришлось оставить, так как семья терпела большую нужду. Одно из ученических стихотворений - «Просьба солдата» - было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь». В 1921-1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву.

Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера ), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Под звёздами балканскими» и другие. В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. О. Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветёт калина».

В 1926 году М. В. Исаковский , будучи редактором газеты, помогает своему молодому талантливому земляку А. Т. Твардовскому.

В 1927 году выходит первый сборник стихов поэта «Провода в соломе», которые понравились Максиму Горькому. В результате сотрудничества с В. Г. Захаровым песни на слова Исаковского появляются в репертуаре хора им. Пятницкого. Наиболее известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». По словам Александры Пермяковой, современного руководителя хора им. Пятницкого, эти песни сделали хор знаменитым. Поэма «Сказка о правде», написанная в 1945-1946, напечатана только в 1987 году.

Еще в тридцатых годах всюду зазвучали его удиви­тельные песни, в которых так уместно и уютно почувст­вовало себя наше время, со всеми его новшествами и пред­чувствиями завтрашнего дня… А самая знаменитая, «Катюша», воевала на фронте, ею назвали наши бойцы самое грозное оружие - реактивные гвардейские минометы. И наконец, его вершина, где уже полная воля дана боли, по своему трагизму, редко досягаемому даже самы­ми сильными поэтами,- это «Враги сожгли родную ха­ту».
- Дмитрий Ковалёв

Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве». Отдал много времени переложению и обработке старинных песен и сказок, известен переводами с украинского, белорусского и других языков.Перевёл в частности произведения Тараса Шевченко "Порченая", "Катерина", "Гоголю"и др. Белорусских поэтов: Янки Купалы "А кто там идёт?", "Извечная песня", "Никому", "Над рекою Аресой", "Мальчик и лётчик" (последнее стихотворение любил Юрий Гагарин), Якуба Коласа "Сымон-музыкант", Аркадия Кулешова "Знамя бригады"(с перевода Исаковского на сербско- хорватский язык поэму Кулешова перевёл черногорский поэт Родован Зогович и она стала популярной среди югославских партизан), Адама Русака "Будьте здоровы"; сербские народные песни. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969).

Михаил Васильевич занимался депутатской деятельностью - он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов.

Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7). Любопытные факты Песня "Будьте здоровы " одно время считалась народной.Автором музыки значился композитор Исак Лобан, русского перевода - М. Исаковский. Авторство Адама Русака было установлено на специальном заседании Союза белорусских писателей в 1937 г. Михаил Васильевич прислал Русаку в 1941 г. письмо с извинениями.

Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1943) - за тексты общеизвестных песен «И кто его знает…», «Шёл со службы пограничник…», «Катюша», «Провожанье» и другие
Сталинская премия первой степени (1949) - за сборник «Стихи и песни»
Герой Социалистического Труда (1970)
четыре ордена Ленина (1950, 1960, 1970)
два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1945)
орден «Знак Почёта»
медали

Память

В 1979 году его именем названа улица в московском районе Строгино. Имя Исаковского носит Институт искусств и улица в Смоленске. Также в честь поэта назван переулок в Донецке (Украина).
В 2000 году в Иркутске было широко отмечено столетие со дня рождения поэта М. В. Исаковского: проведены памятные вечера и выпущен сборник стихов «Одинокая бродит гармонь… Стихи, ставшие песнями», идея празднования столетнего юбилея, выпуск и составление поэтического сборника, принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.

Одно из лучших стихотворений, «В лесу прифронтовом», Исаковский посвятил своей жене Лидии.
Стихотворение «Огонёк» (На позиции девушка / Провожала бойца...) на всех фронтах исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная»[источник не указан 182 дня].
Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Одноимённую песню не пропускали на радио. Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.
Родная деревня Исаковского была полностью уничтожена во время войны. Часть денег от полученной в 1943 году Сталинской премии он направил на строительство клуба в родных местах.
Летом 1971 года одновременно в больнице находятся Исаковский и Твардовский, оба они в тяжелом состоянии и встретиться не могут.
Увлекался языком эсперанто. Из воспоминаний: "После того как в гимназии закончился мой первый учебный год, я приехал в Глотовку... Я читал книги, если они были, писал что-то, с увлечением изучал язык эсперанто. Язык этот мне давался чрезвычайно легко: уже недели через две я хорошо знал грамматику эсперанто и множество слов, что давало возможность читать текст, почти не прибегая к словарю...Я выписал себе ежемесячный журнал "La Ondo de Esperanto" ("Волна Эсперанто"). Меня особенно интересовали печатавшиеся в нем стихи, написанные по-эсперантски. Чаще других печатались стихи ныне покойного поэта-эсперантиста Георгия Дешкина. Они мне чрезвычайно нравились, и некоторые из них я помнил наизусть..."

Сочинения

Собрание сочинений в пяти томах. М., Художественная литература, 1981-1982
Собрание сочинений в 4-х томах. М., Художественная литература, 1968-1969
По ступеням времени. Смоленск, 1921
Взлеты. Смоленск, 1921
«Провода в соломе». М.-Л., ГИЗ, 1927;
«Провинция». Смоленск, 1930;
«Мастера земли». М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931;
«Избранники земли» (1931);
Война с тараканами. Смоленск, 1932
Избранные стихи. Л.-М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931
Избранные стихи. - М., ГИХЛ, 1933;
Вдоль да по дороге... - Смоленск, 1934
Стихи. - Смоленск, 1935
Избранные стихи. - М., Гослитиздат, 1936
Избранные стихи и песни. - М., Гослитиздат, 1940
Здравствуй, Смоленск! - Смоленск, 1944
Стихи и песни. М., 1944
Песни о Родине. М., 1945
Избранные стихотворения. - М.: Советский писатель, 1947;
Избранные стихи и песни. - М., Московский рабочий, 1947
Избранные стихотворения. - М., Гослитиздат, 1947
Стихи и песни. Курск, 1947
Стихи, песни, поэмы. - Смоленск, 1947
Избранные песни и переводы. Смоленск, 1948
Стихи и песни. М., 1948
«Стихи и песни». М., 1949 ;
Избранное. М., Гослитиздат, 1950
«На родных просторах». Сборник песен. - М.: Молодая гвардия, 1951;
Сочинения в 2-х томах. М., Гослитиздат, 1951
«О поэтическом мастерстве». Сборник статей и писем. - М.: Советский писатель (1952, 1953, 1960, 1962);
Стихи и песни. М., 1952
Стихи и песни. М., 1953
Избранные стихи. М., Советский писатель, 1955
Сочинения. Т. 1-2. М., Гослитиздат, 1956;
Стихи и песни. М., 1957
Летят перелетные птицы. М., Детгиз, 1958
Песня молодости. М., 1958
Сочинения. Т. 1-2. М., 1959;
Сочинения. Т. 1-2. М., 1961;
«Ты по стране идешь…». М., Советский писатель, 1964;
«Стихотворения». М.-Л., Советский писатель, 1965 - БПБС;
Стихи и песни. М., 1966
О поэтах, о стихах, о песнях. М., 1968
На Ельнинской земле. М., Детская литература, 1971
Под небом России. М., 1971
«О поэтах, о стихах, о песнях» (1968, 2-е изд. - 1972);
«На Ельнинской земле». Автобиографические страницы (1973);
Из переписки двух поэтов. А. Т. Твардовский - М. В. Исаковский // «Дружба народов», 1976, № 7-9;
«Два года в Чистополе». Письма // «Вопросы литературы», 1982, № 5;
«Сказка о правде» // «Знамя», 1987, № 10;

(1900-1973) советский поэт

Будущий известный поэт Исаковский Михаил Васильевич, родился в глухой деревне Глотовке Ельнинского уезда Смоленской губернии. Семья была большая и очень бедная. Впрочем, у соседей дела шли ненамного лучше. Недаром о ельнинских мужиках говорили: «Оглоблю облапил и ездит в побирашки».

«Своего хлеба у нас никогда не хватало, его приходилось покупать, - вспоминал впоследствии поэт. - Поэтому с осени, когда кончались сельскохозяйственные работы, отец вынужден был уходить на заработки». Позднее в течение пятнадцати лет Василий Назарович Исаков (такова настоящая фамилия отца поэта) был почтарем Осельского волостного правления. На своей лошади он еженедельно ездил на станцию Павлиново и привозил оттуда почту. Сам немного грамотный, Василий Назарович приносил иногда домой газеты и журналы, которые любил рассматривать сын. Так незаметно будущий поэт и овладел грамотой.

В 1910 году неподалеку от Глотовки, в соседнем селе Оселье, в специально нанятой крестьянской избе открылась начальная земская школа. Как умеющего читать и писать, Михаила приняли сразу во второй класс. Однако от ученья скоро пришлось отказаться: мешало не только отсутствие зимней одежды, но и болезнь глаз. Лишь с осени следующего года мальчик стал посещать занятия регулярно; весной 1913 года он успешно сдал все выпускные экзамены.

С детства будущий поэт был окружен стихией народного творчества. Молодежь собиралась на гулянки, распевала частушки; по обычаю, со всеми обрядами, песнями, причитаниями и заговорами справляли свадьбы, крестины, похороны, провожали рекрутов, начинали и заканчивали полевые работы. Сейчас, конечно, трудно говорить о том, какие песни слышал в юности Михаил Исаковский. Но то, что народное поэтическое слово прочно вошло в его сознание с самых первых лет жизни, несомненно.

Сочинять Михаил начал рано, и «сочинительство» это шло сразу, можно сказать, в двух жанрах. Как самый грамотный, он писал письма по просьбе односельчан их родственникам и близким, уехавшим на заработки. Одновременно писал и стихи. В 1914 году один из учителей послал его стихотворение «Просьба солдата» в московскую газету «Новь», и оно было напечатано.

Михаил Исаковский хотел учиться дальше. И тут снова на помощь пришли отзывчивые люди. Несколько лет Исаковский учился в смоленской, затем в ельнинской гимназии, но окончить ее ему не удалось. Небольшое пособие, которое выплачивала ему земская управа, в результате инфляции военных лет превратилось в гроши. Некоторое время восемнадцатилетний юноша был учителем в той самой глотовской школе, в которой когда-то занимался сам.

После Октябрьской революции, недавний гимназист и учитель становится редактором и практически единственным сотрудником ельнинской уездной газеты. В начале 20-х годов Исаковский возглавлял (хотя из-за болезни и недолго) губернскую газету. Там он писал фельетоны, очерки, передовые статьи.

Десять лет, с 1921 по 1931 год, Михаил Васильевич Исаковский проработал в смоленской областной газете. Он принимал активное участие в местной литературной жизни, где в меньшем масштабе повторялось все, что происходило в большой литературе. Смоленские газеты тех лет пестрят сообщениями о его выступлениях перед читателями, на «литературных страницах» неизменно появляются его стихи и критические заметки. Смоленский период был хорошей подготовкой для поэта.

Литературным дебютом Михаила Исаковского принято считать сборник стихов «Провода в соломе», который вышел в 1927 году в Москве. Критика встретила книгу довольно холодно, но ее заметил Горький, живший тогда в Сорренто. В 1931 году по приглашению издательства «Крестьянская газета» Исаковский переезжает в Москву и в течение года редактирует журнал «Колхозник». Однако болезнь глаз прогрессировала, и работу пришлось оставить. С этого времени Михаил Исаковский целиком отдается творчеству.

Характер ранних произведений поэта обусловили два фактора: книга и жизнь. Если лирические стихотворения в большинстве своем появились в результате субъективных размышлений и переживаний автора, то в основу каждого публицистического и сатирического произведения, как правило, положен факт, взятый из жизни, но непосредственно не связанный с внутренним духовным опытом поэта. И те иного характера. В новых стихах поэта личная, лирическая тема неотделима от общественной, публицистической.

«Началом своей сознательной деятельности я считаю 1924 год, - говорил Михаил Исаковский, - именно в этом году я написал несколько стихотворений, которые хоть и были далеко не совершенными, но заключали в себе определенный поэтический замысел, определенную идею... Я как бы впервые почувствовал, что такое поэзия, и понял, какой линии мне надо держаться, к чему стремиться, по какой дороге идти».

Исаковский обращается не к исключительным судьбам, но к выдающимся примерам доблести и геройства. Он пишет в своих стихах о рядовых тружениках, которые и составляют понятие народ. Его стихотворения были объединены в несколько сборников - «Провинция» (1930), «Мастера земли» (1931), «Четыре желания» (1936) и др.

С середины 30-х годов одна за другой по стране разносятся песни Михаила Исаковского - «Вдоль деревни», «И кто его знает...», «Провожанье», потом, уже во время войны, - «Катюша». Чувства, которые переполняли сердце поэта, обрели свои крылья в музыке.

С первых же дней войны зазвучали и другие песни Исаковского: «Походная», «Ой, туманы мои растуманы...», «Огонек», «В лесу прифронтовом». В этих песнях было все, чем жил народ, - и горе его, и ненависть, и великая любовь к отечеству, и тоска по оставленным близким, по погибшим. Одно из лучших стихотворений Михаила Исаковского - глубокое и скорбное - «Враги сожгли родную хату».

Когда война закончилась, в людях, окаменевших от горя на целые годы, стали просыпаться обычные, естественные чувства. Они опять увидели солнце и небо над головой; весна, нерастраченные молодые силы рождали новые ощущения и стремления. Исаковский создает новые задушевные песни, в которых нет ни одного слова о боях и даже о победах, - «Девичью песню» («Не тревожь ты себя, не тревожь...»), «Живет у нас в поселке», «Лучше нету того цвету...». Чуть позже поэт создает стихотворение-песню «Услышь меня, хорошая...» и поразительные по своему лиризму строки «Одинокой гармони»:

Снова замерло все до рассвета - Дверь не скрипнет,

не вспыхнет огонь. Только слышно - на улице где-то

Одинокая бродит гармонь: То пойдет на поля, за ворота.

То обратно вернется опять. Словно ищет в потемках кого-то

И не может никак отыскать...

Послевоенные годы отмечены новым творческим взлетом поэта. Он продолжает активно заниматься переводами. Так, Михаил Васильевич Исаковский перевел песню, написанную А. Русаком, «Будьте здоровы...», которая была известна на Украине и раньше, но только после перевода облетела всю страну:

Будьте здоровы.

Живите богато,

А мы уезжаем

До дому, до хаты.

Мы славно гуляли

На празднике вашем.

Нигде не видали

Мы праздника краше -

Еще пожелать вам

Немного осталось -

Чтоб в год по ребенку

У вас нарождалось.

А если, по счастью,

И двое прибудет, -

Никто с вас не спросит.

Никто не осудит...

Александр Твардовский писал: «Одна эта песня... одна эта простая, задушевная и шуточно-ласковая песня - лучшее свидетельство красоты земли и народа, населяющего ее, народа с щедрым, честным и веселым сердцем».

Знакомство с художественным опытом других литератур, и в первую очередь славянских, обогатило и самого Исаковского. Например, популярная песня «И кто его знает», по свидетельству самого поэта, связана с похожей украинской песней.

То, что направление послевоенного творчества Михаила Васильевича Исаковского как нельзя лучше отвечало вкусам и потребностям народа, доказывает беспримерная популярность его песен в это время. Именно тогда были созданы «Песня о Родине», «Летят перелетные птицы», «Каким ты был, таким остался» и многое другое.

От самой дальней деревни, до аудитории столичного вуза - везде знали, любили и постоянно пели песни, написанные Михаилом Исаковским и композиторами М. Блантером, Б. Мокроусовым, В. Захаровым и другими. Конечно, огромное значение имела прекрасная музыка этих композиторов, но для слушателей и исполнителей не меньше была важна и песенная лирика Исаковского.

Его поэзии была присуща душевная чистота, благородная сдержанность, жизнерадостность и юмор. Михаил Васильевич Исаковский, который обладал авторитетом честного и принципиального писателя, стал одним из самых уважаемых наставников молодежи.

Михаил Васильевич Исаковский краткая биография русского поэта изложена в этой статье.

Михаил Исаковский краткая биография

Михаил Васильевич появился на свет 19 января 1900 года в деревушке Глотовка (Ельнинской уезд, Смоленская губерния) семье крестьянина. Писать и читать мальчика научил местный священник. В гимназии он проучился всего два года. Его первое стихотворение под названием «Просьба солдата», было напечатано в 1914 году на страницах московской газеты Новь». В целом Исаковский за творческую жизнь издал много стихотворных сборников. В Смоленске в 1921 году было издано 3 маленьких книги поэта.

Собственно сам поэт стартом своей деятельности как литератора считает 1924 год, когда издались такие стихи как: «Родное», «Подпаски». В Москве в 1927 году свет увидела книга «Провода в соломе», в 1930 – сборник «Провинция», в 1931 – сборник «Мастера земли», в 1936 – сборник «Четыре желания».

Особенно отличаются произведения Михаила Исаковского, написанные о Великой Отечественной войне. Много стихов положено на музыку, они стали даже народными песнями, получив популярность во всем мире. Это такие произведения Михаила Исаковского – «И кто его знает», «Катюша», «Огонёк», «В прифронтовом лесу», «Враги сожгли родную хату», «Летят перелётные птицы», «Снова замерло всё до рассвета», «Ой, туманы мои…».

Его стихи переводились на украинский, белорусский и венгерские языки. Сам высоко ценил талант Исаковского.

Помимо стихов, Михаил Васильевич трудился над теоретическими работами о литературе. Наиболее его успешной книгой является «О поэтическом мастерстве», в которой он изложил некое руководство для молодых стихотворцев касательно того, как писать.