Иногда я думаю. Христианский бестиарий: рогатый Моисей, трехрукая Богородица и другие химеры

Почему Моисей изображался с рогами

Обратите внимание, что на рис. 103 (взято из , т. 3) Моисей изображён с рогами. А вот ещё скульптура Микеланджело, где он тоже изображён с рогами (см. рис. 104, взято там же). Сейчас вы поймёте, почему наши предки имели обыкновение изображать Моисея именно таким образом. Обратите внимание также на то, что внутри тернового куста изображён Иисус Христос.

Рис. 103. Моисей и неопалимая купина, миниатюра

Рис. 104. Скульптура Микеланджело Моисей

Рис. 105. Большая Троица

Взгляните на рис. 105. Перед нами Большая Троица, которую мы с вами обсуждали в , т. 2: Мать-Пустота - Человек - Сила Жизни или Великая Матерь - Человек - Велес/Великий Змей. Она полная, потому что включает в себя мужское и женское начала. Напомню, что строение нашего мира выглядит так, как на рис. 102. Оно пятеричное, и внутри этой схемы содержатся две Троицы: Большая и Малая. Как они меняются местами, «дышат», так сказать, мы тоже подробно с вами рассматривали.

Теперь, держа перед глазами Большую Троицу, взгляните на рис. 103. Что мы видим? Тоже Троицу: Моисей - Иисус (человек и Бог) - Богородица, которую олицетворяет терновый куст/неопалимая купина. Если эти два рисунка, изображающих Троицы, наложить друг на друга, то Богородица, как и должно быть, олицетворяет Великую Матерь, Иисус - это человек, который стал Богом, а вот Моисей, получается, олицетворяет собой Велеса/Вельзевула - Силу Жизни и Вилу. Вот почему у Моисея рога.

Два рога - дева - божество. Рога - месяц - 12 Сил Года/Гада Великого Змея Велеса. То есть рога и месяц указывают на то, что мы имеем дело с Великим Змеем и Силой Жизни (увидеть, как предки изображали Волоса/Велеса/ Вельзевула, вы можете на фото 4).

Фото 4. Волос, Велес, Вельзевул. Камень найден в окрестностях Санкт-Петербурга, недалеко от Петродворца

Моисей вёл свой народ в новые земли? Это Сила Жизни ведёт в новые земли, а Богородица - Великая Матерь - охраняет.

И нам говорят, что Моисей вывел народ израильский из Египта, подразумевая под ним евреев. Но это мы, русские, клялись Велесом, мы всегда полагались на Силу Жизни и спускались к Велесу за Силами, Мудростью, сокровищами (см. )! Спускаясь к Велесу в царство мёртвых, мы умирали в его подземном и подводном царстве (наше «я» умирало), а потом возвращались к жизни как дваждырождённые. Велес, то есть Сила Жизни, вёл нас, русских, по жизни. И Богородица всегда была заступницей нашей, РУССКОЙ ЗЕМЛИ.

Вывод? Я думаю, в данном случае мы имеем дело не с реальной историей еврейского народа, а с пророчеством относительно будущего России, скорого будущего.

В разум. Моисей олицетворяет низ и Велеса/Силу Жизни. Но раз он встретился с Богом на горе Хорив, а на горе Синай Бог явился ему в виде горящего и несгорающего тернового венца, то Моисей, кроме Велеса/Силы Жизни, также олицетворяет верх и Волоса/Волю. Значит, Моисей соединил в себе (в середине) верх и низ.

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Моисей Значение и происхождение имени: взятый (спасенный) из воды (егип.).Энергетика и Карма имени: Моисей - имя гордое и сильное, вместе с тем в нем совершенно не ощущается никакой агрессивности. Быть может, оно только чересчур серьезно, что мешает Моисею преодолеть

Из книги Воители трех миров автора Фёдоров Владимир Николаевич

ПОЛЕТ НА БЕЛОМ ЖУРАВЛЕ, ИЛИ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ С РОГАМИ Начиная разговор о шаманизме эвенов, для начала надо сообщить, что представители этого северного народа относятся, как и только что оставленные нами эвенки, к тунгусо-маньчжурской языковой группе. Так что речь идет о

Из книги Тайные хозяева времени автора Бержье Жак

5. МОИСЕЙ И ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ Первое путешествие во Времени описано не в наше время и не в научно-фантастическом рассказе. Мы находим его в сборнике еврейских сказаний Хаггада, являющемся частью талмуда.Этот текст, который мы цитируем, взят из «Еврейской Антологии»

Из книги Эгрегоры автора Некрасов Анатолий Александрович

Моисей До Моисея на Земле уже сложилась определённая структура эгрегоров. Одним из мощнейших был эгрегор Древнего Египта. Египетские жрецы обладали оккультными знаниями и с их помощью творили тот мир, ту жизнь, которая им была нужна.Фараоны воспитывались жрецами и были

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

Моисей-законодатель Наша задача заключалась в том, чтобы шаг за шагом продвигаться вперед и следить за тем, каким образом масонская церемония могла дойти от Египта эпохи Нового царства до времен Иисуса. Задача была трудная, потому что опереться мы могли только на Ветхий

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Из книги Великий переход автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Моисей Евреи времен Ветхого Завета были пионерами не только в том, что признали потусторонний мир и описали его, но также и в том, что открыли единого Бога.Согласно легенде, Бог евреев Яхве избрал в 1230 г. до н. э. Моисея своим посредником с людьми и открыл ему свое

Из книги Иисус жил в Индии автора Керстен Хольгер

Ману - Манес - Минос - Моисей Картина может проясниться, если мы обратимся к самым ярким, репрезентативным личностям основных культурных направлений стран Востока. Индологи XIX в. изучили данный вопрос достаточно подробно и глубоко. Известно, что политические и

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Кем был Моисей? Этимология имени Моисей до сих пор остается спорной. По одной версии, на египетском языке слово «мос» означает просто «ребенок» или «родившийся». В соответствии с другой интерпретацией, опирающейся на древнееврейский язык, имя происходит от слияния двух

Из книги Каббала автора Уэйт Артур Эдвард

Иудаизм. Моисей и его миссия. 26.05.34 1. Не думаете ли Вы отметить, что идея Единоначалия, или единства, в Космосе была дана человечеству от самых ранних времен в «Первоначальном Откровении», память о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, Символах и

Из книги 33 предмета, которые принесут в дом деньги, здоровье, лад в семье и защиту от любой беды автора Зайцев Виктор Борисович

VI. Моисей, Законодатель

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Вверх рогами или вниз? Опять же, все знают, что подкову нужно вешать над дверью. Но вот насчет того, каким именно образом – тут мнения расходятся.Одни считают, что подкова должна висеть рогами вниз. В таком положении подкова напоминает радугу и как бы осеняет дом

Из книги "Зависшие" между мирами: cамоубийство, эвтаназия, кровная месть автора Медведьев Потап Потапович

Первые Романовы и Моисей Обратите внимание, что первые Романовы провели реформу нашей религии ровно через сорок лет после того, как пришли на престол в 1613 году: реформа православия была проведена Алексеем Михайловичем в 1653–1656 годы. Они, видимо, сравнивали себя с

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Украинцы Карпат отдавали священнику барана с вызолоченными рогами во время похорон хозяина. Кроме этого, особенно важным считается послать ему вместе с 11-м шариком «пинды» корову. Ибо корова, в силу своей особой природы, способна помочь человеку переправиться через реку,

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

14. Моисей / Моше Моше – одна из ключевых фигур Торы. Действуя от имени Б-га, он выводит евреев из рабства, насылает на Египет десять казней, возглавляет в течение сорока лет скитающихся по пустыне евреев, приносит им закон с горы Синай и готовит их к вступлению в страну

Из книги автора

Моисей Следующий этап развития этой науки был ознаменован каббалистическим трудом Моисея, который написал на так называемом языке ветвей книгу аллегорий, где широко используются образы нашего мира. Он изложил ее содержание так, что каждый человек мог при желании сквозь

Чудовища и монстры, как кажется, в большом количестве обитают только в пространстве древнегреческих мифов, и если речь заходит о христианстве, то монстрами в нем могут считаться разве что Дьявол и его приспешники. Но что если мы внимательнее взглянем на традиционную христианскую иконографию и увидим, что у Моисея на лбу растут рога, а Богородица имеет три руки? Как объяснить, что у православного святого - голова пса?

Сон разума рождает чудовищ: что такое монстры, если не фантазм? Разве смехотворные гибридные существа заслуживают внимания, к тому же, являясь фикцией, симулякром, ошибкой? Фрейд объясняет нам, что любые ошибки не случайны. Чудовища, химеры разума, сидят внутри человека, находятся в потаенных глубинах коллективного бессознательного. Каждая ошибка имеет свой смысл, и каждый исторический курьез необходимо рассматривать как значимое для истории науки и культуры явление.

Католический и православный бестиарий непросто открывает свои тайны. Мы можем проследить множество необычных для современного восприятия иконографических сюжетов, таких, как черная Мадонна или лысый Иисус, но не все такие случаи представляю собой действительно интересную связь с более архаическими пластами мышления, воплощенными кистями иконописцев. Мы будем рассматривать наиболее значимые образы христианского бестиария в связи с их языческими прототипами.

Рогатый Моисей

Пророк, получивший скрижали завета с заповедями на горе Синай не всегда изображается в христианской традиции как простой седобородый старец. Иногда у этого старца на голове появляются аккуратные рожки. Таким, к примеру, Моисея видел Микеланджело Буанаротти. Но почему же рога, дьявольский атрибут, появились на голове великого христианского пророка?

Дело в том, что при переводе Библии на латынь с древнегреческого, в так называемой Вульгате IV века н.э., появилась новая подробность жизни Моисея: после схождения со скрижалями с горы Синай «лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним». В дальнейшем Вульгата распространилась по всей Европе, что и послужило источником распространенной иконографической ошибки. А сама ошибка возникла следующим образом: в оригинале Библии написание слова «рог» было очень похоже на слово «луч», что ввело в заблуждение переводчика. На самом деле фраза должна была звучать так: «Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним». В результате маленькой ошибки перевода мы имеем богатую и до сих пор распространенную традицию изображения Моисея с рогами или хотя бы рогообразными лучами, бьющими из его головы (как, например, на скульптуре на храме Христа Спасителя в Москве).

Вопрос, который стоит задать после прочтения древних легенд о Моисее, звучит следующим образом: как вообще христианская религия могла допустить использование в иконографии настолько звериного образа пророка? Почему этот образ так быстро прижился, несмотря на то, что ошибку перевода впоследствии раскрыли? Почему традиция оказалась сильнее здравого смысла?

Видимо, такие образы в эпоху раннего христианства воспринимались довольно нейтрально. Дохристианские европейские верования в IV веке еще не вполне отошли на задний план, а потому при созерцании рогатого христианского пророка у раннесредневекового европейца не происходил разрыв шаблона. Рога как символ божественного активно использовались в мифологии и иконографии многих пантеонов - от древнеегипетского до римского и иудейского. Сам Александр Македонский изображал себя на монетах с рогами, подобно богу, которым он себя объявил в Александрии Египетской. Соответственно, образ, еще не вполне ассоциирующийся с демоническим, довольно легко прижился на остатках памяти о языческих верованиях.

Трехрукая Богородица

Трехрукую Богородицу до сих пор можно увидеть на православных иконах. К примеру, в Москве есть даже храм-часовня иконы Божией Матери «Троеручица». Согласно преданию, за иконопочитательство преподобному Иоанну Дамаскину отрубили кисть руки. После этого он долго молился перед иконой Богоматери, а на утро проснулся с приросшей обратно кистью. В честь своего исцеления он прикрепил к окладу иконы серебряную руку как символ своего спасения. Копиисты, однако, восприняли руку на окладе буквально, и вписали ее в сюжет иконы, чему и обязан существующий поныне культ Богородицы Троеручицы.

В Россию копия иконы попала благодаря сербскому монаху. Во избежание кривотолков, дальнейшие копии приказали снимать только посеребрив третью руку Богородицы, «несоблажняя народ». Однако в XVII веке афонский митрополит делится с русскими иконописцами новой легендой: оказывается, при работе над иконой, третья рука появилась на изображении божественным образом, а глас божий не позволил ее убирать. Таким образом было получено разрешение на написание трех рук одинакового цвета.

В народе возникли другие интерпретации появления третьей руки. Распространенной вариацией был рассказ о том, как Мария, спасаясь от разбойников, переплыла реку вместе с младенцем. Бог послал ей вспоможение, и она поплыла, держа одной рукой Иисуса, и гребя остальными двумя. В угоду этому верованию исказилось название церковного праздника –Преполовения - которое стали именовать «Преплавиньем», то есть днем, когда Богородица переплыла реку с младенцем.

Странно было бы полагать, что подобный образ мог прижиться, не имея обширной традиции изображения умножения конечностей в предшествующих культурных слоях. Чудодейственность была неотъемлемой функцией умножения конечностей, и в связи с этим можно вспомнить коня скандинавского бога Одина, Слейпнира, обладающего восемью ногами. Божественность коня подчеркивалась удвоением количества его ног: с помощью такого умножения он ускорялся настолько, что мог перемещаться между мирами. Видимо, модель восприятия трехрукой Богородицы строилась по похожей схеме: Мария находилась на границе между божественным и земным миром, следовательно, нет ничего странного в том, что она могла выглядеть не вполне как обычный человек, если это потребуется.

Псоглавый святой Христофор

Еще один представитель христианского бестиария - святой Христофор, покровитель путников, изображения которого до сих пор носят с собой многие европейские автомобилисты. Его имя дословно означает «несущий Христа» и отсылает к легенде о том, как он перенес младенца Иисуса через ручей. Великан Христофор доходит до середины ручья и чувствует, что не может идти дальше под тяжестью младенца. Спрашивая у того, отчего он такой тяжелый, Христофор получает ответ: «ибо я несу все тяготы мира».

Леганда эта никак не объясняет, почему на иконах Христофор часто изображается с песьей головой. Одна из версий повествует о том, что Христофор был хананеянином, и вследствие схожести этого именования со словом собака (лат. - canis), превратился впоследствии в псоглавца, представителя мифического народа киноцефалов. Возможно, что синонимы, которыми описывали святого великана, «звероподобный», «верный как собака», со временем стали восприниматься буквально.

Ни одна из перечисленных версий не объясняет того, как святой с головой собаки смог просуществовать в христианской иконографии до сих пор (иконы в России можно встретить в действующих старообрядческих храмах). Наиболее часто киноцефалы изображались и упоминались коптами - египтянами, исповедующими христианство. Египетский след в этом сюжете заставляет вспомнить о египетском боге Анубисе, тоже псоглавым - возможно, в нем кроется причина возникновения образа Христофора. Легенды об этих двух мифологических персонажах очень похожи - и тот и другой сошел с пути зла и превратился в поборника справедливости. Возможно, что коптские христиане заимствовали древний киноцефальный образ, приспособив его к новым условиям. В таком случае древнеегипетское божество продолжает жить в христианском образе святого Христофора.

Итак, трехрукая Богородица - ошибка иконописца, а рогатый Моисей - ошибка переводчика Библии. Но что если поставить вопрос ребром: как такие ошибки, очевидно обнаруживающие себя на фоне суровой и неизменной традиции, вообще могли появиться? Очевидно, что для появления настолько выбивающихся из конвенционального религиозного контекста образов в сознании должны были наличествовать определенные механизмы ассоциаций. При внимательном изучении религиозных текстов и анализе их происхождения, мы выяснили общность христианских и языческих образов, прямое наследование христианами традиций своих предшественников, а иногда - как это было, например, в Ирландии или на Руси - одновременное существование двух религий. Рога появляются не только у Моисея, но и у многих богов древности - от Изиды до Пана, умножение конечностей символизирует связь с потусторонним миром, а псоглавый святой Христофор становится наследником бога древнего Египта - Анубиса. Случайная, казалось бы, ошибка, выдает глубокие бессознательные ассоциации, выкованные в горниле более архаичного, языческого мышления.

Микеланджело "Моисей". 1515 Мрамор. Высота 235 см Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим

В 1503 году на конклаве в Риме Папой католической церкви избрали кардинала Джулиано Делла Ровера, взявшего себе имя Юлий II. Этот незаурядный человек стал не только главой церкви, но оказался неплохим дипломатом и полководцем, за свои действия получившим прозвище Грозный. При его правлении, за счёт покорения Перуджи и Болоньи, существенно увеличились папские владения. При его содействии территориям Северной Италии удалось освободиться от французских войск. Его сильному характеру были чужды черты жадности, подлости, мстительности. Даже при непрекращающихся военных действиях, созданное им папское государство приносило существенный доход, а церковная казна к концу его правления составляла700 000 золотых.

В марте 1505 года Микеланджело пригласили в Рим для обсуждения усыпальницы Юлия II. В этом же году договор на создание гробницы был подписан. Вначале грандиозный проект, призванный увековечить на века имя Юлия II, должен был разместиться в базилике св. Петра.
«… Предварительные рисунки и описания дают возможность реконструировать план гробницы и её символическое значение. Усыпальница должна была олицетворять трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. На первом уровне должны были стоять статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Вверху - два ангела, несущие Юлия II в рай…» https://ru.wikipedia.org/wiki/Гробница_Юлия_II
Из-за финансовых затруднений наследников Папы, проект постепенно выхолащивался. Вместо отдельно стоящего мавзолея размерами 6 х 9 м., с окружающими его 40 статуями в 1545 г. в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, по последнему шестому проекту установили пристеночную гробницу, традиционную в те года. Центральной фигурой архитектурной композиции стала скульптура Микеланджело - Моисей.


«Евангелист Иоанн» Донателло

Основой композиционного решения скульптуры послужил «Евангелист Иоанн» Донателло. Ранее я уже останавливался на этой работе. Хоть скульптура апостола являлась новаторским достижением своего времени, но в ней Донателло, будучи 26 летним молодым человеком ещё не достиг поздних вершин. От «Евангелиста» Микеланджело позаимствовал положение фигуры. Микеланджело в пору ваяния «Моисея» было около 30 лет – небольшой возрастной перепад, но как разняться эти работы. Не до, не после на Земле не было создано ничего более мощного и прекрасного. Восхищает всё: совершенные пропорции, удивительное подчинение даже самых маленьких деталей общей форме, изумительное исполнение и конечно же смысловое содержание.

«…Он закончил мраморного Моисея высотой в пять локтей, и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ, впрочем, то же можно сказать и о работах древних: в самом деле, он сидит в величественнейшей позе, опираясь локтем на скрижали, которые придерживает одной рукой, другой же он держит ниспадающую прядями длинную бороду, выполненную из мрамора так, что волоски, представляющие собою трудность в скульптуре, тончайшим образом изображены пушистыми, мягкими и расчесанными, будто совершилось невозможное и резец стал кистью. И помимо красоты лица, имеющего поистине вид настоящего святого и грознейшего владыки, хочется, когда на него смотришь, скрыть покрывалом это лицо, столь сияющее и столь лучезарное для всякого, кто на него смотрит; так прекрасно передал Микеланджело в мраморе всю божественность, вложенную Господом в его святейший лик; не говоря уж о том, как прорезана и отделана одежда, ложащаяся красивейшими складками, и до какой красоты и до какого совершенства доведены руки с мышцами и кисти рук с их костями и жилами и точно так же ноги, колени и стопы в особой обуви; да и настолько закончено каждое его творение, что Моисея ныне еще больше, чем раньше, можно назвать другом Господа, пожелавшего руками Микеланджело задолго до того, чем у других, воссоздать его тело и подготовить его к воскресению из мертвых. И пусть… мужчины и женщины… отправляются к нему, чтобы увидеть его и поклониться, ибо поклонятся они творению не человеческому, а божественному…» Вазари.

По мнению историка искусств Михаила Либмана эта скульптура есть «…в определённом смысле портрет, физический и духовный, Юлия II…». Несомненно. Вождь – таким видела Италия Папу Юлия II. Вождь Мира Искусств всего Человечества – таким был и ощущал себя Микеланджело. И я бы добавил, что скульптура Моисея есть духовный и нравственный портрет самого Микеланджело и что это только часть идеи.

Формально пред нами предстаёт фигура Пророка после получения Скрижалей Завета.
«…И сказал Господь Моше: Вытеши себе две скрижали каменные, как первые; и Я напишу на скрижалях речи, какие были на первых скрижалях, которые ты разбил… И сказал Господь Моше: Запиши себе речи эти, ибо по этим речам заключил Я с тобою завет, и с Исраэлем. 28. И был он там при Господе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и Он написал на скрижалях речи завета, десять речений. 29. И было, когда спускался Моше с горы Синай, и две скрижали свидетельства в руке Моше, когда он спускался с горы, - и Моше не знал, что лучезарным стало его лицо, когда Он говорил с ним. 30. И увидел Аарон и все сыны Исраэля Моше, и вот, лучезарным стало его лицо, и боялись они подступить к нему…»
(Пятикнижие. Книга Шмот, раздел Тиса, глава 34)

Действие, которое развивается в скульптуре отражает значительный исторический промежуток. Оно начинается с тех пор, когда Моисей был призван вывести народ свой из Египетского плена, находит продолжение во времена получения скрижалей, охватывает период странствий по пустыне и никогда не заканчивается. Микеланджело необходимо было показать Моисея, не абсолютно независимым, вставшим во весь рост одиночкой, но титана постоянно черпающего силы из надёжного источника. Для этого он усадил своего героя на вытесанный прямоугольный камень, который здесь приведён как символ небесных устоев, продолжением которых являются две скрижали, дарованных свыше. Плите основания он придал свойства предначертанного пути. Мы видим, как вначале, даже ещё не всеми пальцами задней ступни он робко встаёт на основу. Его тело облачилось прочными одеяниями, защищающие от невзгод. Его волосы, его спутанная, тяжёлая борода символизирует народ, который ему суждено на себе носить. Эта непомерная ноша наполняет его взгляд печалью и тревогой, но одновременно и лучезарным светом, исходящим из чела в виде рожек. Его руки похожи на руки заботливой няньки пестующей дитя. Одна кисть подхватывает и оберегает снизу, а вторая кисть подтягивает к тем знаниям и законам, которые впоследствии должны уберечь от бед. И наконец, его выдвинутая вперёд нога, уже, вооружённая небесной поддержкой, твёрдо стала на каменистую почву и кажется теперь, что огромная фигура поднимется, выпрямится и сойдёт с пьедестала в вечность.

Используемые материалы.

Прогуливаясь по Риму, интеллигентный самостоятельный турист непременно выделит время взглянуть на "Моисея" Микеланджело. Сделал это в свое время и известный русский философ и, конечно, записал свои впечатления. Итак, Василий Розанов о "Моисее" Микеланджело.
К образу Моисея В.Розанов в своих размышлениях возвращается очень часто, но вот он встретился с интерпретацией этого образа великим Микеланджело. И - восстал.
Знаменитый "Моисей" - мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 2,35 м, - занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli, что значит «св. Петр в веригах»). Над этой скульптурой с 1513 по 1515 годы работал Микеланджело Буонарроти. Вернее, заканчивал, потому что в общей сложности к этой работе он периодически возвращался в течение 40 лет.

Находится в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи.

1. Сборник "Эмбрионы"
В сборнике афоризмов "Эмбрионы", записанных в конце 90-х и начале 900-х, обращенном, по выражению самого автора, "к читателю" (в отличие от "Уединенного" - без читателя) В. Розанов пишет об ошибочном преувеличении скульптора.
"Нет более обманывающей фигуры, чем "Моисей" Микель-Анджело: этого Моисея не было - фантазия художника, его априорная мысль ошиблись.
Моисей был косноязычен: написатель книг, равных которым не знает мир, вовсе не мог говорить. Не поразительно ли? Вся мощь слова сосредоточилась в духе, и для телесного языка, для этого болтающегося куска мяса, - ничего не осталось.
Но он еще вывел израильский народ из Египта; он провел его через пустыни; довел до "земли Обетованной". Удивительный человек; как верны, проникновенны слова Гейне: "Как мал Синай - когда на нем стоит Моисей". Это величайшее слово удивления к Моисею, какое мы знаем, вырвавшееся у язычника - писателя, в языческую эпоху.
Я думаю - он был мал и тщедушен; быть может - без бороды или с немногими редкими волосами на подбородке. Я думаю, он также был в теле своем нем по отношению к делам, им совершенным, как был нем в языке по отношению к написанным им книгам.
Он весь был внутри, сосредоточен. Без сомнения, он был прекрасен, как никто из людей - никто до Христа: но это красота неуловимая, непередаваемая, и во всяком случае непереданная.
Микель-Анджело обманулся и обманул."
2. Сборник "Итальянские впечатления"
А в "Итальянских впечатлениях" Розанов оценивает эту скульптуру Микеланджело еще строже - идолом.
"Гладиатор умирает, Моисей живет. Вот уж кому жить! Мне почему-то "Гладиатор" дороже статуи Микель-Анджело, хотя оно в другой линии направления такле же совершенство. "Гладиатор" подходит к христианству, "Моисей" опять уходит назад, в древность, в язычество. Конечно, к историческому Моисею, о котором в "Книге Чисел" замечено, что он был "кротчайшим из людей", она не имеет никакого отношения.
"Господи, доколь я буду выносить ропот этого народа: он был для меня - как ребенок для матери в ея утробе", - говорит законодатель о себе в другом месте. Евреи, ропщущие на Моисея, бежали вместе с тем за ним, как овцы за пастухом; и воистину, пастушеский лик есть подлинный образ его. Никогда он до конца не гневался, а было за что; и угроза заканчивалась милостью.
"Господи, если Ты решил изгладить из книги живота народ этот (за золотого тельца), изгладь и меня из книги жизни", - говорит он еще. Читать о любви Моисея к народу нельзя без слез, и тысячекратно понятно, почему этот единственный в истории пример любви человека к своему племени вызвал ответно в последнем такую безмерную любовь и преданность к нему. Мертвый и живые - они обнимаются, как "Медный змий", кольцами одного тела, несокрушимого, вечного.
Микель-Анджело изваял около гробницы Юлия II "океан" - эмблему. Да, это не лицо и не портрет, а эмблема. Творение Фидия в храме Зевса Олимпийца не было совершеннее; вот ум, "помавающий бровями", как определил старца-бога Гомер, и эту строчку его взял за тему Фидий и как будто взял Микель-Анджело. Фигура - отвлеченна. Ни одного знакомого из Библии выражения нельзя представить звучащего с языка статуи. Она молчалива. Это бог, на которого можно молиться, а не вождь, не "пастух", за которым можно или особенно хочется следовать. Сила этого отвлеченного изображения, одного, чрезмерна, и мысль об эмблеме океана приходит на ум, и именно - о прибое океана, о его ночном реве. "Вот встанет и хатопит", "встанет на выю народа, и от народа останется только мокрое место". Если бы римлянам не пришло на ум поставить эмблемой себя довольно безвкусное изображение волчицы, они могли бы взять Моисея Микель-Анджело: "Вот прообраз и эмблема моих Марцеллов, сципионов, Фабиев; всего меня - Рима настоящего и будущего".
Но добрый Янкель из "Тараса Бульбы" восклицает: "Пхей! Это - идол".

Это был Розанов.
При всей нежной любви к этому философу, не могу я с ним согласиться: как можно выразить мощь духа, силу, энергию и власть пластическими средствами, иначе, чем изображая персонаж сильным и мощным телом? Во-вторых, мне кажется, что Розанов недооценивает как аллегоричность искусства в целом, так и того, которое мы, по-старинке, считаем реалистическим. Да не было никогда реалистического искусства, заблуждение это!
Искусство - всегда не о том. Оно всегда о символе.
Если бы Микеланджело , следуя условному "Розанову ", изобразил Моисея тщедушным, то это был бы уже не Моисей. Но раб, умирающий или восставший. А это - разные вещи.
А вы за кого - за Микеланджело или Розанова, друзья?

Если вам доведется побывать в Риме и посетить Базилику Сан-Пьетро ин Винколи, то вы воочию увидите гробницу папы римского Юлия II, включающую 6 величественных статуй работы великого мастера Микеланджело Буонарроти. Одна из них – это легендарная статуя Моисея.

В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело Буонарроти своё надгробие. Проект предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Однако после ссоры с Папой Римским из-за финансирования проекта работа над надгробием была прервана. Потом она неоднократно возобновлялась и прерывалась. Уже спустя 30 лет после смерти Папы, согласно шестому по счету договору в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее 6 статуй, выполненных Микеланджело в «свободное время». Среди них была статуя «Моисея», на которой мастер работал с 1513 по 1516 годы…

Символический смысл статуи был таков: библейский Моисей - освободитель своего народа из египетской неволи, художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей. Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться говорили "пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой"… в самом деле видел Бога.

Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: "Но почему ты не говоришь?”

Среди ветхозаветных фигур Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Моисея чтут последователи трех религий - иудеи, христиане и мусульмане... А тут Буонарроти изображает его рогатым... как же так?

На самом деле "рогатый" Моисей Микеланджело Буонарроти - в своем роде не уникален. По всей Европе "бродят" его не менее рогатые собратья. Например вот:

Кафедральной собор в Зальцбурге:

А вот Моисей из собора в Анжере, Франция:

Как же так вышло, что Моисей стал рогат?

Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея – это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой "уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты" - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии.

Что же написано про Моисея в Вульгате? Вот что: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"
По-русски "рогато было лицо его”
Любопытства ради посмотрим в текст на иврите:
כי קרן אור פניו
Ну и для тех, кто, как я не читает на иврите
ky qrn ‘wr pnw
Нас интересует слово qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся

Таким образом перевод должен быть таким: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

Кстати слово qeren в Ветхом Завете встречается лишь в трёх местах: Исх. 34:29, 30, 35. Т.е. только в этой истории про Моисея....

Надо отметить, что впервые Вульгата была издана при Сиксте V, под заглавием: «Biblia sacra vulgatae editionis» (Рим, 1590). Есть предположение, что именно при печати книги обнаружили ошибку и исправили, потому что позднее Моисей изображался уже не с рогами, а просто с двумя лучами света, идущими из головы:

Гравюра Гюстава Доре, 1865:

Берн, Швейцария, Мюнстерплатц:

«Моисей, разбивающий скрижали Завета» Рембранта Ван Рейна, 1659:

А православный народ о рогах Моисея и слухом не слыхивал! Потому что первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий были греками и первый перевод Библии в Россию принесли они! И основывали они его на упомянутой выше Септуагинте. В Исх. 34 во всех трёх местах, где встречаются grn, мы видим разные формы от греческого глагола "доксазо" - возвеличивать, излучать славу, сиять, быть почитаемым.

Поэтому как и последующие переводы Библии, так и Елизаветинская Библия (1751), которую, надо сказать, до сих пор использует Русская Православная Церковь правильно переводят: 29 "яко прославися зракъ плти лица его" ; 30 "бяше прославленъ зракъ плти лица его".

Другое дело, что европейская художественная традиция оказала влияние и на Россию. И если на представленной выше старинной канонической иконе ни рогов, ни лучей из головы Моисея не выходит, то вот например, росписи из Исаакиевского собора в Петербурге:

Ф.С.Завьялов, "Предсмертное завещание Моисея" (1848-1850):

А вот этот вот Моисей "живет" в храме Христа-Спасителя:

Но так или иначе ни "лучистый", ни "рогатый" Моисей православному сердцу не люб. И не прижился он у нас ни в какую!.. В заключении хочется сказать, да - рогатый Моисей - это ошибка перевода Библии, причем одна из самых известных. На нее любят указывать мусульмане или атеисты, обвиняя христиан в искажении своей веры... Так вот если уж вера и искажается, то никак не из-за ошибок перевода. Да Моисей вместо света "обрел" рога..., но при этом ни какое искажение не коснулось десяти заповедей, что он принес с Синайской горы и которые дал ему Бог...

Моисей Марка Шагала:


Использованы материалы статьи: http://sim-life.spb.ru/post110085891/