Игры драматизации для старшей группы. Пример конспекта игры-драматизации

Игра в дошкольном возрасте - это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят.

Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. Условием нравственного развития является формирование произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки в игровой деятельности. Для того, чтобы дать характеристику играм-драматизациям, необходимо раскрыть это понятие. В словаре С.И Ожегова драматизации, трактуются как умение переделать какое - либо произведение, придавая ему форму драмы рода литературных произведений, написанных в диалогической формы и предназначенной для исполнения актерами на сцене.

А.М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра - драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим.

Р.И. Жуковская выделяет следующие игры - драматизации:

непосредственное выполнение ролей детьми;

показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;

конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием декораций.

Е. Смирнова обращает внимание на то, что замысел в играх-драматизациях приобретает особый характер, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Современные комплексные вариативные программы предполагают органично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет средством игр-драматизаций.

Программа « Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко) в разделе «Игра» предлагает создавать детям условия для свободной самостоятельной игры с настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыграть разнообразные события; поддерживать интерес детей к игре-драматизации по известным сюжетам, предлагая детям разнообразные ее формы (драматизация по ролям, настольный театр, куклы би-ба-бо) и участвуя в ней вместе с детьми.

В программе «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович) игры-драматизации входят в раздел «Творческие игры», где в старшей дошкольном возрасте предусматривается разыгрывание в творческих, театральных, режиссерских играх сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками самоделками; пальчиковый театр; театр марионеток.

В программе «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой) в разделе «Ведущая деятельность игра» отмечается, что театральные, игры-драматизации, празднично-карнавальные, а также соревновательные игры-развлечения требуют соответствующей подготовительной (подбор костюмов, декораций, специальных игрушек и атрибутов), в том числе репетиционной работы с детьми. Детей нужно учить управлять игрушечными персонажами кукольного театра, техническими, в том числе и компьютерными играми, не допуская при этом нервной перегрузки детей. К концу седьмого года жизни ребенок должен уметь:

создавать сюжет совместной и индивидуальной игры, использовать и комбинировать знания, полученные из разных источников;

играть в воображаемом словесно оформленном плане, принимая и разыгрывая роли в форме игровой беседы, то есть ролевого диалога, а также разыгрывая сюжетные события в форме игрового монолога, близкого к сочинительству, отталкиваясь при этом от реальных игрушек, рисунков картинок, впечатлений;

согласовывать творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжать свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером;

наделять игровым значением нейтральный объект в смысловом поле игры, создавать игровую ситуацию из неоформленных подсобных материалов, средообразующих предметов, графических изображений и изменять их в соответствии с развитием сюжета в игре;

свободно и с интересом играть в разные игры - сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами.

В программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией (М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) , в разделе «Театрализованные игры» отмечается, что в старшем дошкольном возрасте следует учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; учить создавать творческие игры для подготовки и проведения спектаклей, концертов; воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Так же необходимо предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Таким образом, анализ современных комплексных вариативных программ показал, что игры-драматизации как средство развития нравственных ценностей, присутствует в программах «Развитие» и «Детство» и выделяется отдельным пунктом в соответствующих разделах. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» игры-драматизации являются частью театрализованных игр и предлагают решение задачи формирования нравственных ценностей через чувствование и понимание эмоционального состояния героев литературных персонажей.

Драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям литературных произведений, с сохранением последовательности эпизодов. Игра-драматизация - игра, которая строится с опорой на сюжетную схему литературного произведения или сказки.

На страницах этого тематического раздела собраны готовые планы-конспекты и сценарии таких мероприятий, полезные советы по их организации, иллюстрированные фотографиями отчёты об их проведении. Инсценирование сказок с детьми имеет смысл проводить регулярно. Чтобы эта игровая деятельность была разнообразной, обращайтесь к позитивному опыту коллег в области драматизации.

Здесь - всё для успешной работы «детского театра драмы».

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 876 .
Все разделы | Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации

Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» «ДВА КОЗЛИКА» Игра-драматизация по произведению К .Ушинского для детей старшей группы Разработала : воспитатель Балашова Ю.С. г.Котельники 2018г. Конспект игры- драматизация по произведению «Два...


Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» в средней группе. Цель : формирование интереса к театральной деятельности; развитие у детей выразительности речи, диалогической речи; формирование желания творчески передавать образы героев сказки через художественное слово, музыку,...

Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста «Теремок на новый лад»

Публикация «Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей...» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школадетский сад №1 компенсирующего вида» Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста Теремок на новый лад Музыкальный...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


«Путешествие в музыкальную сказку» конспект ООД с элементами драматизации по художественно-эстетическому развитию (раздел музыка) в подготовительной к школе группе Цель: Развитие творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников. Продолжать знакомить...


Танцевальные эскизы. Дорогие, мои коллеги! Сегодня, как и всегда, я опять возвращаюсь к своему любимому направлению в творческой деятельности - эскизы в танце. Чем, казалось бы, для меня они особенно интересны? Своими маленькими надуманными фантазийными сюжетными историями, где...

Игра-драматизация по сказке «Репка» Тема: Игра драматизация по сказке «Репка» Цель: 1. Совершенствовать диалогическую речь детей: развивать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы. 2. Закрепить правильное произношение согласных звуков «Ж», «З», «Ш». 3. Развивать умение детей имитировать...

Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

Ход деятельности: Воспитатель: Ребята вот загадка интересная Что за сказочка известная? Жили-были семь ребят – Белых маленьких. (козлят. Мама их любила, Молочком. (поила. Тут зубами щёлк да щёлк, Появился серый. (волк. Шкуру белую надел, Нежным голосом. (запел. Как коза...


«Использование игры – драматизации для личностного развития ребенка 4-5 лет» Слайд: Добрый день, я работаю воспитателем средней группы. И так дети наши выросли на год. Какой стал малыш в 4 года? Уважаемые коллеги, у вас на столах лежать лучики, я попрошу вас написать качества...

Тема игры : «Заюшкина избушка».

Возраст: старшая группа

Цель : развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения: учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Материалы : лубяная и ледяная избушки, маски.

Предварительная работа : чтение русских народных сказок, подвижная игра « кто как кричит», « кто как передвигается».

Индивидуальная работа: проговаривание слов отдельных персонажей.

Методические приемы: художественное слово, распределение ролей, показ, объяснение.

Ход игры.

Как от нашей деревушки

Тропка мерзнет вдоль опушки,

Вьюгою взъерошена,

Снегом запорошена.

Целый день метель метет,

Сказки добрые плетет.

Заплелась метель в косу –

Сказка будет про Лису.

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в сказку « Заюшкина избушка». Мы с вами много раз уже читали эту сказку. содержание вы все знаете. Скажите пожалуйста, какие главные герои в этой сказке? Правильно, лиса, заяц и петух. А какие персонажи еще есть в этой сказке? Правильно, собаки, волк, медведь, бык.

Лисой у нас будет Эльвина, заяц – Аделина, петух – Раиль, собаки – Егор и Айрат, медведь – Амир, бык – Марсель, а волк – Алёша. Возьмите свои маски. Я буду автором и билетером, а остальные дети – зрители, возьмите деньги.

Так, зрители покупайте билеты! Один билет стоит 100 рублей! И не забываем о правилах поведения в театре! Кто мне напомнит? Лера, скажи пожалуйста! Правильно, не разговаривать, сидеть красиво!

Присаживайтесь на свои места, итак, сказка начинается!

У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

Заяц: - Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

На другой день лиса опять просится:

Лиса: - Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Заяц:

Лиса: - Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:

Лиса: - Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Заяц:

Не плачь, зайчик, - говорят собаки . - мы ее выгоним.

Заяц: - Нет, не выгоните!

Нет, выгоним!

Пошли к избушке.

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

О чем, заинька, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

волк , - я ее выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.

Нет, выгоню!

Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь :

О чем ты, заинька, плачешь?

Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушел.

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух , несет косу.

Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошел петух к избушке: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит: - Одеваюсь...

Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит: - Шубу надеваю...

Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Вот и конец сказки! Актеры, выйдите все вместе и поклонитесь! Зрители что должны делать? Правильно, хлопать! Давайте поаплодируем нашим « артистам».

Зрители, вам понравилось? А чья игра вам больше всех понравилась? Почему? А кто думает по другому?

Молодцы, ребята, мне все ребятки понравились, все вошли в свою роль, как настоящие актеры! Всем Спасибо!

Лунякина Светлана Николаевна
Воспитатель ГБОУ детский сад №2680 г.Москва

В сказке всегда побеждает добро,
От сказки всегда веет теплом.
Дорогой слушатель, ты будешь рад.
«Красная Шапочка» на новый лад.

Звучит сказочная музыка заходит сказочница
Лес дремучий сладко спит
На холмах подушки,
Домик маленький стоит

На его опушке.
В доме девочка живет,
И поверьте,
Что прелестнее ее,
Нет на целом свете.
И добра, и весела,
И собой пригожа,
И, хотя еще мала,
Всем всегда поможет.
Матушка гордится ей,
И души не чает.
Ну а бабушка по ней
Что ни день – скучает.
Хоть живет недалеко,
На другой опушке,
Но ходить-то нелегко
Через лес старушке. (Уходит за сцену)

Звучит музыка заходят мама и красная шапочка

(Дочка с куколкой мама прибирает)

Красная Шапочка: Баб, баю, баюшок
Ляжет дочка на пушок
На пуховую кровать
Будет дочка крепко спать

Мама (глядя на дочку): Моя доченька в саду
Что оладушек в меду
Что оладущек в меду
Красно яблочко в саду
Доченька иди сюда моя родная
Садись чайку попьем

(сели за стол играет тихая музыка)

Мама: Доченька наша бабушка старая стала
Очень по тебе заскучала
Надо к бабушке пойти
Пирожков ей отнести
Кр. Шапочка: Хорошо мамочка к бабушке схожу
И гостинцев отнесу

(Красная шапочка идет к куколке, мама собирает корзинку)

Кр. Шапочка обращается к куколке: Вот тут тихонько посиди
И меня подожди
Мне надо к бабушке сходить
Дорогую навестить
Она как свечка тает
Она по мне скучает

(сажает куклу и подходит к маме
Мама дает ей корзинку с пирожками)

Мама: Вот доченька возьми и бабушке отнеси
Будь в дороге аккуратна
Крю шапочка: Хорошо мамочка не волнуйся

(Обнимаются, мама махает кр шапочке, кр шапочка уходит в дверь)

(Из за шторы выглядывает волк потирает руки) Убрать куклу и кроватку
(Волк выходит из за шторы и ходит по залу)
Волк: Ха ха ха ха ха ха
До чего она глупа
Сейчас ее поймаю
До смерти напугаю
Ох, зачесались руки
Я весь чешусь от скуки!

(Уходит за дверь)

(Выходит красна шапочка под музыку)

(Выбегают белочки) Слова «…И веселый попугай»

Красная Шапочка: Ой мои хорошие, здравствуйте
Ну как у вас тут дела?

Белочки Вероника: Хорошо мы живем и орешки все грызем!
Алина: С ветки на ветку прыгаем, за порядком в лесу смотрим!
Маргарита: Грибочки и ягодки собираем, на зиму сушим!

Кр. шапочка: Молодцы мои подружки белочки, вы настоящие лесные хозяюшки

Белочки все: Красная шапочка не уходи, станцуй с нами.

Кр. Шапочка: Хорошо вставайте все за мной, станцуем танец заводной!

(Танец Ламбада)
(Во время танца кр шапочка уходит волк за ней крадется)
(Белочки переграждают ему дорогу)

ВСЕ БЕЛОЧКИ: Ах проказник вон ступай
Красную шапочку не пугай
Мы тебя злодея знаем
Шишками закидаем!
Поставить пенек
(Кидают в волка шишки он от них бегает)
(Волк потирает бока белочки убегают)

Волк: ОЙ ОЙ ОЙ как больно мне
Попало шишкой по спине
Лучше сяду на пенек
Посижу денек (садится на пенек)
Шишки, раны подлечу
И девчонку проглачу

(волк садится на пенек
Под музыку вбегают лягушки) танцуют

Лягушка Никита: Волка будем мы лечить микстурой горькою поить
Даша: Мухомором смажем шишки, злому серому Волчишке.
Вова: Лучше ты не болей заведи себе друзей
Вика: Посмотри в лесу дремучем, какое множество зверей!

Волк: Уходите кА от сюда какбы небыло вам худо (РРРРРРычит)

(Лягушки убегают)

Волк: Потерял я сон покой
Я все же волк и очень злой
Девчонку я поймаю
Хоть не съем, но напугаю!

(Садится на пенек влетают бабочки)

Волк: Откуда эта красота
Ой, закружилась голова
Щекочет уши нос
Чешусь я весь как пес! (Убегает)

ОТКРЫТЬ ЗАНАВЕС ТАМ СИДИТ БАБУШКА
(Звучит музыка заходит бабушка в очках садится и вяжет)
(Вбегает красная шапочка из двери скачет змейкой за ней крадется волк)

Бабушка: Внучка, милая моя
Рада видеть я тебя! (Обнимает внучку)

Я вижу здесь ты не одна
С собою друга привела! (Кр шапочка оглядывается пугается прячется за бабушку)
Проходите за ограду видеть вас я очень рада
Да за стол присядьте с нами (садятся все)
Ешьте пироги с грибами

Волк: Ну спасибо, накормили (потирает брюхо)

(Выходит на середину сцены)

Волк: Вот обида да какая старушка добрая такая
К себе в гости пригласила, пирогами угостила
На меня нашло наваждение
Мне стыдно за свое поведение
К старушке в домик я зашел
Друзей новых здесь нашел!

(ПЕСНЯ ПРО ДРУЖБУ)
Геля: Пришло время расставаться
И с героями прощаться.
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости звать.
Все артистами сегодня побывали
Сказку мы вам показали
Все старались, были молодцы,
Похлопаем друг другу от души!

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно – практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.

Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения ребёнка, возможности которого связаны с вхождением в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий.

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей

Игра – драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами.

Организация работы с детьми

Работа с детьми проводится в двух основных формах:

Специально организованная работа педагога с детьми;
- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Время проведения специально организованной работы педагога с детьми – пятница – вторая половина дня. Нерегламентированная деятельность может осуществляться дошкольниками ежедневно (в утренние или вечерние часы) в процессе их свободной самостоятельной деятельности.

Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.

Предлагаемые нами задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определённому этапу обучения. Мы выделяем пять этапов обучения и, соответственно, пять блоков игр.

На всех занятиях мы обучали детей приёмам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе игры оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.

Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребёнком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему игр, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

При разработке системы нами учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, развитии психики в деятельности, о потенциальных возможностях ребёнка, “зоне ближайшего развития”.

Этапы обучения

На первом этапе (первый блок) главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.

Примеры игр из первого блока.

“Скворушка прощается”, “Осень”, “Маленькие труженики”

Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.

Скворушка прощается

Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая её соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.

Дети водят хоровод. Вместе с педагогом выполняют необходимые движения.

На втором этапе (второй блок) основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры – драматизации стихотворений.

Задачи, решаемые в процессе этих игр:

Расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.

Примеры игр из второго блока

“Грибы”, “Тишка”, “Осень спросим”, “Волк и лиса”, “Лиса и петух”,

“2 лягушки”

«Осень спросим»

Дети считалкой выбирают осень и дождик. Дождик прячется, а к осени приближаются дети. Они хором говорят за преподавателем.

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?

(Диалог между детьми и ребёнком в роли осени идёт отраженно).

Принесла я вам муки.
Значит, будут пирожки.
Принесла вам гречки –

Каша будет в печке.

Принесла вам овощей
И для каши и для щей.
Рады ли вы грушам?

Мы их впрок насушим.

А уж яблоки – что мёд!

На варенье, на компот.

Принесла вам мёду
Полную колоду.

Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?

Дождику вы рады?

Не хотим, не надо.

На третьем этапе (третий блок) особое внимание уделяется играм драматизациям – (настольный театр).

Задачи, решаемые на данном этапе:

Учить выразительным движениям, звукоподражанию, учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей; развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека; развивать воображение, речь.

Примеры игр из третьего блока:

“Два жадных медвежонка”, “Кисонька - мурысонька”, “Медведь и лиса”

«Кисонька - мурысонька»

Дети хором спрашивают у одного ребёнка, а он отвечает.

Дети. Кисонька – мурысонька, где была?

Ребёнок. Коней пасла.

Дети. Где кони?

Ребёнок. За ворота ушли.

Дети. Где ворота?

Ребёнок. Огонь сжег.

Дети. Где огонь?

Ребёнок. Вода залила.

Дети. Где вода?

Ребёнок. Быки выпили.

Дети. Где быки?

Ребёнок. За гору ушли.

Дети. Где гора?

Ребёнок. Черви источили.

Дети. Где черви?

Ребёнок. Утки склевали.

На четвёртом этапе (четвертый блок) главное место занимаю творческие игры – драматизации. Целью работы становится развитие самостоятельного словесного творчества ребёнка. В играх отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Творческие игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, сообразительности, организованности.

Примеры игр четвёртого блока:

“Зимние забавы”, “Угадай, кто это”

“Зимние забавы”

Педагог предлагает детям пойти на прогулку в зимний лес. Дети, отвечая на вопросы педагога, рассказывают, как они собираются на эту прогулку: надевают зимнюю одежду, берут лыжи, санки, термосы с горячим чаем и т.д. Выходят дети из детского сада на лыжах.

Педагог. О чем говорят лыжи?

Задрав носы, легко скользим,
След оставляя на сугробе,
Там, где другие не пройдут,
Легко пройдем мы обе.

Педагог ведёт детей в зимний лес.

Подошли мы к речке, на том берегу наш лес. А сейчас пробежим по речке на коньках. (Дети выполняют движения, имитирующие бег на коньках).

Подошли к лесу. Снег на поляне пушистый, серебристый, так и просится в уки, поиграем в снежки. (Дети играют).

Пока мы играли, пошел снег, послушайте, как он идёт. Шли машины…

Дети. Шуршали и рявкали

Педагог. Шли трамваи…

Дети. Визжали и лязгали. Мотоциклы трещали и хлопали…

Педагог. Шли прохожие…

Дети. Топали, шлёпали.

Педагог. И шёл снег и тише всех.

(Дети разводят руками в стороны, поднимают вверх лица, как будто на них падают снежинки).

Педагог. Вышли к опушке, от неё спуск к реке, покатаемся на санках.

(Дети катаются на санках, потом лепят снежную бабу. Замёрзли немного, погрелись у костра, чаю попили, теплее стало, и на лыжах вернулись домой. Разделись, в группу пришли).

Педагог. Хорошо в лесу погуляли. На чем катались?

Дети. На лыжах, на санках, на коньках.

Педагог. Кого видели в лесу?

Дети. Зверей лесных: зайку, лису, медведя, волка.

Педагог. А снежную бабу лепили?

Дети. Лепили.

Педагог. А в снежки играли?

Дети. Играли.

Педагог. Какие вы молодцы!

На пятом этапе (пятый блок) дети знакомятся с игрой – драматизацией прозой. Игры – драматизации создают бодрое и радостное настроение. Характерной особенностью таких игр является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, воображать, фантазировать, передавать всё многообразие впечатлений от окружающей их действительности.

Задачи, решаемые в процессе игр пятого блока:

Примеры заданий из пятого блока:

“Сорока и медведь”, “Кот и воробей”, “Павлин и черепаха”, “Спор”

Сорока и Медведь (по Н.Сладкову)

Медведь медленно вылезает из берлоги (ребёнок встаёт со своего стульчика ), потягивается, зевает, трёт глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идёт к ней.

Сорока легко слетает с дерева (ребёнок спрыгивает со своего стульчика ), летит к Медведю, плавно размахивая крыльями.

Сорока (склонив голову на бок ). Ау, Медведь, ты утром что делаешь?

Медведь (медленно поводит в стороны головой ). Я – то? (остановился, задумался ). Да ем!

Сорока (удивленно моргнув ). А днём?

Медведь (делает те же движения головой ). И днём ем.

Сорока (подпрыгнув от удивления ). А вечером?

Медведь (махнув лапой ). И вечером ем.

Сорока (от удивления округлив глаза ). А ночью?

Медведь. И ночью ем.

Сорока. А когда же ты не ешь?

Медведь. Да когда сыт бываю!

Сорока (удивлённо взмахивает крыльями ). А когда ты сыт бываешь?

Медведь (медленно разводит лапы в стороны ). Да никогда (отрицательно машет головой).

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем и творческого,

(которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Литература.

1. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000. – 55 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: «Союз», 1997. – 93 с.
3. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 1987. - № 1 С. 45 – 50.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004. – 125 с.
5. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С. 54 – 60.
6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 235 с.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.