Хозяйство древней вавилонии. Экономическая мысль древнего вавилона

2. Особенности древневосточного рабовладения

2.2. Экономика Древнего Вавилона

Двуречье (Месопотамия) также относилось к району восточного рабства. Наиболее развитыми государствами Двуречья в IV-III тысячелетиях до н. э. были Шумер, Ур и Ниппур. В конце III тысячелетия до н. э. в Месопотамии образовалось могущественное централизованное Вавилонское царство, которое достигло наибольшего расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).

Вавилон был примитивным рабовладельческим государством древневосточного типа. Население жило оседло. Развивались ремесла, каменные орудия постепенно сменялись на медные и бронзовые. Ведущей отраслью народного хозяйства было земледелие, основанное на искусственном орошении. Техника земледелия в Вавилоне была примитивной, однако ирригационная система - совершенной. Принадлежала эта система государству, важнейшими функциями которого были ее содержание и ремонт, сооружение новых каналов и других построек. Земля принадлежала царю, т. е. государству. Значительная часть земли находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными крестьянами. Со временем общинные земли стали передаваться царем вельможам, чиновникам и военачальникам, возникало частное землевладение. В ходе захватнических войн земли присоединялись к царской собственности.

Крестьяне арендовали землю за плату в виде доли урожая (1/3 зерновых культур и 2/3 садовых). Наряду со свободным населением работали и рабы. Однако рабство в Вавилоне носило патриархальный характер.

Основной производственной единицей вавилонского общества была патриархальная семья, где власть отца над женами и детьми была неограниченной, вплоть до права продажи.

Источниками пополнения рабов были войны и долговая кабала, в которую попадали разорившиеся крестьяне и ремесленники.

В вавилонском обществе была создана сложная социальная структура. Многочисленные своды законов охраняли неприкосновенность всех видов земельной собственности.

Значительного развития в Вавилоне достигла торговля. В кодексе законов царя Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть, масло, финики, рабы, металлические изделия, ткани. Крупную внешнюю (оптовую) торговлю вели богатые купцы (дамкары), но в основном она была монополией государства.

В целом хозяйство Вавилона было глубоко натуральным. Его основа - мелкие, замкнутые сельские общины, ведущие примитивное натуральное хозяйство.

Месопотамия была одним из первых регионов мира, в котором появилась цивилизация. Наибольшее развитие получает южная часть Месопотамии - Шумер, располагавшийся на территории современного Ирака.

Примерно в середине IV тыс. в Месопотамии возникли первые государственные образования: шумерские государства (ХХVI-ХХIV вв. до н. э.), Аккадское царство (ХХIV-ХХIII вв. до н. а), государство с центром в Уре (конец XXII - начало XX вв. до н. э.), Древний Вавилон (XIX-XVI вв. до н. э.).

До середины 3240 г. до н. э. в этом регионе существовало два крупных государства - Шумер и Аккад. Объединение этих государств в Шумеро-Аккадское царство оказало положительное влияние на экономическое развитие региона.

В начале IV тыс. до н. э. основными занятиями в Древнем Шумере были земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, развивались ремесла. Основу экономики составляло сельское хозяйство. Развитию земледелия способствовали плодородные почвы, а скотоводству и овцеводству - степные просторы. Основными земледельческими культурами были ячмень, просо, горох, фасоль, чечевица, лен, овощи. Важными отраслями сельского хозяйства были также садоводство и виноградарство.

Быстро развивались различные виды ремесел: гончарное, кирпичное, кожевенное, зарождалось текстильное производство. Развитие металлургии привело к производству медных, бронзовых и железных изделий, совершенствовалось ювелирное искусство. В ранний период шумеры умели выковывать изделия из цельного куска меди, открыли способ литья меди, серебра и золота, научились делать бронзу.

Наряду с каменными и костяными использовались металлические орудия труда. В этом периоде активно велось строительство зданий из необожженного кирпича, а также каналов, плотин и водохранилищ.

В регионе появляется и получает большое развитие клинописное письмо, когда на сырой мягкой глине выдавливались клинообразные черточки. Первоначально эти знаки обозначали предметы, понятия, а затем звуковые комбинации и слоговые значения. С III тыс. до н. э. клинописные таблички стали изготавливаться в огромном количестве.

В первой половине III тыс. до н. э. в связи с развитием сельского хозяйства и ремесла начинается разложение первобытной общины, постепенно развивается рабовладение за счет военнопленных, должников, преступников. Рабовладение носило преимущественно государственный характер, но постепенно развивалось и частное рабовладение. В сельском хозяйстве Древнего Шумера труд рабов широко не применялся. Основными производителями были мелкие земледельцы.

В Шумерском царстве собственность на землю существовала в трех формах:

  • - одна часть земли находилась в собственности территориальных общин и в ее рамках передавалась в индивидуальное пользование и владение большим семьям, могла продаваться и покупаться;
  • - значительная часть земель находилась в царском владении. Часть царских земель отдавалась государственным чиновникам на "кормление";
  • - третья часть земли служила основой храмового хозяйства (рис. 3).

Большую роль в экономике страны играли храмовые хозяйства, в которых переплетались общинные и рабовладельческие отношения. Сложилась устойчивая административная система управления храмовыми хозяйствами. Храмовые земли делились на три части: одна - использовалась непосредственно для нужд храма, вторая - отдавалась на "кормление" храмовому персоналу в наследственное пользование за выполнение определенных обязанностей, третья - делилась на участки и раздавалась общинникам в аренду за определенную долю урожая.

В храмовом хозяйстве присутствовали практически все виды хозяйственной деятельности - земледелие, скотоводство, ремесло. Наряду с активным использованием труда рабов и общинников, которые обрабатывали раздаваемые им участки храмовой земли за определенную долю урожая, появляются

специфические категории работников. К ним можно отнести специальных торговых агентов, которые также получали земельные наделы, и группы людей, "получавших по отдельным табличкам" и выполнявших самую разнообразную работу - слуги, служанки, носильщики, парикмахеры, пастухи и т. д. Обычно в системе храмового хозяйства было занято 30-40% населения города или региона, но и остальное население периодически принудительно привлекалось к общественным работам: строительству храмов, дворцов, городских стен и т. п.

В середине III тыс. до н. э. образовалось Аккадское царство, объединившее города-государства Двуречья. Это дало возможность комплексно регулировать всю ирригационную систему, была введена единая система мер и весов. Происходило расширение царского земельного фонда за счет скупки общинных земель и конфискации различных земель. Храмовые хозяйства также перешли в собственность царей с последующей передачей их в пользование храмам. Царская земля состояла из нескольких частей (рис. 4). Все это заложило основу для развития крупных царских хозяйств. Большие земельные владения имели также богатые государственные чиновники и знать.

Первыми известными нам экономическими реформами были реформы царя Урукагина (вторая половина XXIV в. до н. э.). Они были направлены на увеличение числа полноправных граждан-воинов, снижение налогов, улучшение государственного управления и ограничение злоупотреблений царских чиновников, уменьшение поборов и повинностей с персонала храмов, более справедливое распределение богатства, упразднение остатков матриархата (в частности, права женщины на развод, имущество мужа и двоемужество).

Возвышение Ура (конец III тыс. до н. э.) привело к объединению под его властью всего Двуречья. В дальнейшем экономическая роль государства усиливалась. Была практически упразднена частная собственность, осуществлялось централизованное планирование экономики вплоть до сбора всего зерна в царские хранилища, с последующим его распределением. Планирование вторгалось даже в сферу семейных отношений - царские чиновники решали, кому можно иметь семью, а кому нет.

Происходит дальнейшее развитие рабовладения. Подавляющая часть населения фактически, а значительная часть и формально была обращена в государственных рабов. Их постоянно перебрасывали из одного района в другой для проведения строительных работ. Государственное рабовладение сохраняется преимущественно в сфере царского хозяйства. Расширение торговли благоприятствовало развитию частного рабовладения.

Во II тыс. до н. э. образовалось Вавилонское царство, которое достигло наибольшего расцвета в период правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).

Наглядное представление о социально-экономическом устройстве общества и хозяйственной жизни дает кодекс царя Хаммурапи.

Этот свод законов базировался на двух принципах: "вины и злой воли" (в современных условиях такой подход означает умышленное или неумышленное противоправное действие) и "око за око".

Большой интерес с точки зрения зарождения рыночных отношений представляют такие разделы кодекса, как "Правила об операциях с движимым имуществом", "Правило охраны собственности царя, храмов, общин", "Об охране имуществ, полученных от царя за службу", "Операции с недвижимостью и охрана ее от неправомерных посягательств посторонних".

В отличие от более ранних государств хозяйство страны в этот период было в значительной степени децентрализовано, поощрялось развитие общинно-частного сектора. Царская земля, ремесленные мастерские, торговые учреждения раздавались в условные держания чиновникам и воинам в качестве платы за службу. Держатели таких наделов составляли прослойку так называемых мушкенумов, связанных с царским хозяйством и стоящих вне общины. Остальному населению земля сдавалась в аренду. При этом за аренду пашни взималась плата в размере 1 /3 урожая, за садовые земли - 2/3. Для защиты интересов землевладельцев в кодексе Хаммурапи устанавливалось, что при снижении урожайности арендная плата взималась на основе средней урожайности в данной местности, а для стимулирования обработки новых земель арендатор мог платить аренду за них на втором году аренды.

Определенное развитие получил наемный труд. В кодексе Хаммурапи различались батраки и наемные ремесленники, нормировалась оплата их труда. При строительных работах предусматривались подрядные отношения. Специальные статьи регулировали трудовые отношения между купцом и торговым агентом, занимавшимся сбытом его товаров, предусматривались договоры об условиях хранения товаров.

В Вавилоне положение общины было достаточно прочным. Бегство из общины осуждалось, а изгнание из общины практиковалось как наказание за преступления. Участки земли, находившиеся вне непосредственного владения общины, царского хозяйства и служебных наделов, были в частной собственности, могли продаваться и передаваться по наследству. Неплатежи налогов в течение трех лет приводили к потере права собственности.

Кодекс царя Хаммурапи законодательно санкционировал фактически существовавшее в Вавилоне рабовладение. Раб признавался полной собственностью своего господина, а его дети рассматривались как имущество рабовладельца. Для Вавилона было характерно широкое развитие долгового рабства, причем не только самих должников, но и их детей. Вместе с тем этот свод законов защищал не только права рабовладельцев, но ограничивал долговое рабство тремя годами. Существовали и рабы-иноземцы. Рабство носило патриархальный характер, рабы могли иметь имущество и вступать в брак со свободными людьми.

Централизованная царская власть пыталась контролировать и регулировать всю хозяйственную жизнь страны. Устанавливались обязательные тарифы для оплаты труда врачей, строителей, корабельщиков, ремесленников, батраков, регламентировалась процентная ставка и торговые сделки.

Развитие экономики и рост продуктивности производства привели к развитию обмена. Об этом свидетельствуют тексты договоров о продаже продукции сельского хозяйства, ремесла, а также земельных участков и домов. Развитие торговых отношений привело к созданию банков (II тыс. до н. э.), проводивших ссудные операции. Если имущественное положение заемщика было надежным, то ссудный процент колебался от 20 до 30%, если нет - то банк брал под контроль его недвижимость.

Наряду с клинописным письмом в Месопотамии получают развитие математика (десятичная система исчисления, возведение в степень, извлечение корней, арифметическая и геометрическая прогрессии, дроби, таблица умножения и т. д.) и астрономия. Наблюдения за звездами вели жрецы. Звездное небо было разбито на 15 частей, звезды распределены по созвездиям, были определены 12 зодиаков.

При храмах появились первые школы, а позже - специальные государственные учебные заведения. В Месопотамии была создана и первая библиотека.

- 39.82 Кб

Введение………………………………………………………… ………………..

Глава 1. Судебник Хаммурапи как исторический источник………………….

Глава 2. Развитие сельского хозяйства…………………………………………

Глава 3. Ремесло, торговля и ростовщичество…………………………………

Заключение…………………………………………………… …………………..

Список использованных источников и литературы…………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.

Новый подъем Вавилон переживает в VII-VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.

ГЛАВА 1. СУДЕБНИК ХАММУРАПИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК.

Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правлении Хамурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя.

Экономика вавилонского государства времени Хамурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.

Правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Обязательства. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.

Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия. Отличным от кражи преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.

Для этого древневосточного государства Месопотамии, расположенного в междуречье Тигра и Евфрата, характерно быстрое развитие частной собственности и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. В 1901 году французскими археологами был обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама – шем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба (247 законов).

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.

После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

Посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;

За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов;

Срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

Предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной-33% от ее первоначальной суммы.

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов.

Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей.

Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы…………………………..

вавилония хамурапи рабовладение

Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правлении Хамурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя.

Экономика вавилонского государства времени Хамурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.

Во времена Хамурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли сельского хозяйства как садоводство (разведение финиковых пальм), получение больших урожаев злаковых (ячмень) и масленичных культур. В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были наблюдать за состоянием больших и малых каналов. Государственная власть в лице царя не только заботится о расширении оросительной системы, но и о содержании ее в порядке. Царь постоянно дает распоряжения местным чиновникам относительно расчистки каналов и производства различных работ, связанных с ирригацией. Если поддерживать в порядке всю оросительную сеть было функцией государства, то содержание в порядке каждого отдельного участка было в первую очередь делом общины. На это указывают статьи 53-56 кодекса Хаммурапи. Эти статьи устанавливают ответственность каждого общинника за сохранение в порядке данного участка ирригации, причем если по чьей-то вине произошел в плотине прорыв и был затоплен соседний участок, то виновный должен был возместить уничтоженный хлеб. Если же он не в состоянии возместить хлеб, то по ст.54 его самого и его имущество следует продать, обратив вырученные деньги на возмещение понесенных убытков. Из документов архива Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все способное к труду население - от свободных до рабов, за уклонение от нее виновных наказывали вплоть до смертельной казни. Целый ряд других документов этого времени указывает на усиленный контроль, проводившийся центральной властью на содержание оросительной системы. Если в царский дворец поступали сведения о том, что в той или иной области не хватает воды для орошения, то из дворца немедленно направлялось соответствующее распоряжение местному чиновнику о принятии мер для обеспечения полей водой. Арендаторы, снимавшие в аренду участки царской земли, должны были быть обеспечены водой для орошения земли. В том случае, если воды для орошения этих арендованных полей не хватало, местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей, либо заменить неорошенное поле орошенным. На это указывают многочисленные царские письма, возлагающие на местных чиновников материальную ответственность за нормальное орошение всех арендованных земель. В случае неурожая из-за плохого орошения местный чиновник должен был платить за арендатора недоимку его арендной платы. Важным своим деянием Вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного “Нар-Хамурапи” (“рекой Хамурапи”), о котором говорилось, что это “богатство народа”, приносящее воды “Шумеру и Аккаду”.

Постоянно чувствую потребность в строительном материале, царь принимает ряд мер к охране лесов, которые были разбиты на отдельные “лесные участки” и находились в ведении особых “лесничих”, подчинявшихся главному лесничему. Сохранился документ, в котором царь приказывает расследовать дело о порубке деревьев на лесных участках, порученных ведению главных лесничих Аблианум и Синмагир, а также узнать, кто срубил деревья: лесничие или “чужая рука” (т.е. злоумышленник). Лесничие несли ответственность за сохранность лесов. За должностные преступления они карались смертной казнью.

Развивалось в крупных масштаба и скотоводство. Неоднократно в законах упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, если для пастьбы которых нанимаются пастухи. Часто скот отдается внаем для работы на поле, перевозке тяжестей. Целый ряд статей кодекса определяет ответственность за нанятый скот, возмещение убытка в случае причинения ущерба.

Ремесло представлено самыми различными профессиями: строители домов, кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевники. К ремесленным профессиям в то время причисляли также врачей, ветеринаров, цирюльников, трактирщиков. Для оплаты труда ремесленников законы Хамурапи устанавливают твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. “Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен” - гласит ст.229. Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу общества и соответственно повышалась или понижалась.

Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Ефрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия (ст.104, 237). Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. Торговля была предметом особой заботы государства и ею занимались особые специальные торговые агенты - тамкары, которые вели крупные государственную и собственную торговлю, осуществляя ее часто через более мелких торговцев- посредников. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали и как арендаторы царской земли и земельных участков общинников, а также нередко являлись крупными ростовщиками. Тамкары вели торговлю под руководством особых чиновников, называвшихся “вакиль тамкары”. Наряду с крупной оптовой торговлей существовала также и мелкая, розничная. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или храма ссуды или товары, вели торговые операции на свой страх и риск. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, и в данном случае принимал ряд мер к тому, чтобы гарантировать крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По ст.101 взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от ее возвращения, были военные действия (ст.103)

Торговые сделки на продукты сельского хозяйства совершались на особых рынках, где устанавливались цены на товары, стоимости взятого взаймы зерна “по курсу дня, поскольку стоимость различных продуктов часто колебалась в зависимости от общих хозяйственных условий, а также от времени года. Важнейшими торговыми центрами являлись Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.

Но хозяйственный строй Вавилонии в основном остается натуральным. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро. Зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем повозок, волов и ослов, а также жалованье царским чиновникам и судьям.


Сельское хозяйство

Месопотамия (а в переводе на наш язык - Междуречье), расположена между двумя крупными реками - Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих горных рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием, о чем единодушно говорят Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Надо отметить, что в Месопотамии был чрезвычайно жаркий климат. Температура стояла под 30 градусов Цельсия, порой доходила и до плюс 50. Дождей не бывает долго, до 8 месяцев в году стоит сушь, поэтому это приводило к тому, что к концу лета Тигр и Евфрат значительно высыхали. Спасало лишь то, что два раза в год Тигр и Евфрат разливались. Самими ранними были разливы начинающиеся в момент осенних ливней в горах Иранского и Армянского нагорья. Но самый большой разлив был весенним, апрельским. И связан он был с таянием снегов в горах. Он начинался с апреля (а надо сказать, что в отличие от Египта, разливы далеко не всегда выпадали на одно и то же число, поэтому это создавало некоторые дополнительные трудности для земледельцев), когда обе реки достаточно широко разливались, и продолжался до начала или середины июля, после чего наступал общий спад.

Поэтому жители Месопотамии с древнейших времён рыли каналы и постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, шлюзы, колодцы и т.д.. Во времена разливов вода по каналам поступала в ареки (резервуары) и в летние месяцы подавалась на поля (правда только на по ля отдельных хозяев).

Одновременно приходилось бороться с засолением почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву.

Угрозы для плодородия месопотамских земель представляли и сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение (дожди, таяние снегов), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие каналы, что гарантировало снабжение полей водой.

Во Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей (освоения залежных и целинных земель). В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием больших и малых каналов. Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все трудоспособное население - от способных до рабов, а за уклонения от неё виновные наказывались вплоть до смертной казни. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке (п.53, 54, 55, 56). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём кстати говорится в п.53:

"Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил ".

В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба (п.54)

"Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода ".

Важным своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного " Рекой Хаммурапи ", о котором говорилось, что это богатство народа, приносящее, " изобилие воды Шумеру и Аккаду ".

По весне воду из арреков или прямо из реки на 2 - 3 дня выпускали на поля, чтобы земля стала влажной и мягкой. После смягчения земли её спускали. Весь этот процесс подготовки земли был достаточно сложен, учитывая уровень техники того времени, и поэтому нередко происходили крушения дамб, что могло привести к весьма печальным последствиям, так как сев происходил не одновременно и, в результате крушения дамбы при подготовке земли одним общинником, могла быть залита уже подготовленная и засеянная земля другого общинника. Вероятно, это случалось достаточно часто, потому Законы Хаммурапи и установили наказание за халатное отношение к ирригационным сооружениям.

После спуска воды на поле выпускали волов, у которых копыта были замотаны тряпками. Волы, гуляя по полю, разрыхляли землю и, одновременно, вытаптывали сорняки. Затем мотыгами рыхлили землю (а в боле поздние времена выпускали быков с плугами) и сеяли. В летние месяцы вода для полива доставлялась на поля по небольшим каналам или с помощью деревянных ведер, множество которых было найдено археологами на месопотамских полях.

Урожай жали серпами, причем в сборе урожая участвовали, в основном, женщины. После сбора происходила молотьба - зерно разбрасывали по полю и ездили по нему повозками или специальными салазками с заострёнными концами. После этого веяли и мололи. Наиболее популярной культурой для выращивания в Месопотамии был ячмень и кунжут.

Как уже говорилось, в Месопотамии были достаточно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства и, в следствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того что были установлены специальные наказания за её порчу (п.42, 43, 44). Например п.43, направленном на арендаторов, говорится:

"Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля ".

Другие две статьи носят по смыслу примерно такое же содержание. И они были написаны вовсе не для борьбы с тунеядством, а для сохранения плодородия почв, так как из-за жаркого климата земля быстро засыхала и если её не обрабатывать постоянно то она теряла свои качества и, таким образом, после этого арендатора-тунеядца эту испорченную землю было очень трудно опять отдать в аренду, а это уже означало сокращение земельного фонда, что для такой аграрной страны могло иметь негативные последствия, особенно если бы это происходило в массовых количествах.

Садоводство

Одной из отраслей сельского хозяйства в Месопотамии было садоводство, а главной выращиваемой культурой в садах, судя по Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается в пунктах 64 и 66. Причем самым распространённым способом садоводства была сдача хозяином земли или целины другому человеку в аренду на определенный срок для создания сада и по истечение этого времени последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем земли поровну. Правда хозяин выбирал свою долю первым (п. 60).

"Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод насадит сад и будет растить сад в течение 4-х лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым. "

А на случай недобросовестного выполнения своих обязанностей со стороны садовода вводились статьи карающие столь нехорошее деяние. Например в п. 61 говориться о том что та часть сада, которая осталась невозделанной при разделе должна войти в долю садовода. В случае же полного невыполнения своих обязанностей садоводом действовала статья под номером 62, гласящая, что и в этом случае садовод должен выплатить арендную плату полностью и к тому же эту землю, перед тем как отдать хозяину, должен обработать (это правило не распространялось только на целинные земли).

Скотоводство

Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого (овцы), так и крупного (быки) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специальными пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в стаде по вине пастуха (п.263 - 265 и 267). Статьи 244 - 251 также можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий, а только достаточно состоятельные люди. В то время как обработка земли требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы очень трудно обойтись.

Ремесло

Прежде всего надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности в Месопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству. Это как раз можно проследить в п. 188, гласящем:

"Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду". Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку. И вот этот ребенок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец (который в это время мог быть в плену) и начинает требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто: если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло - забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу. Он, конечно, же мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в качестве сына обратно не мог, ведь войны были земледельцами в свободное от походов время и не входили в число тех, кто принадлежал к царскому (или храмовому) хозяйству. Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям (и не важно каким: родным ли, приемным ли), то его в будущей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник естественно и не хотел отказываться от усыновленного ребенка.

В Законах весьма часто такие профессии как строитель, врач, корабельщик, вероятно потому, что это были самые распространенные профессии, услуги представителей которых пользовались большим спросом. Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений между этими ремесленниками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например, оружейник. Это однако не означает того, что ремесленников данного рода вообще не существовало или оружие штамповали все кому не лень. Конечно же нет. Просто их продукция пользовалась малым спросом. Их потенциальными заказчиками могла быть только знать (а таковых было несоизмеримо меньше, чем простых людей). Если услуги строителя при постройке дома были нужны почти каждому, то оружие требовалось далеко не всем, к тому же оно, вероятно, и стоило приличных денег, так, что простой народ не мог приобрести его в силу своей бедности. К тому же воины в мирное время были земледельцами и это оружие просто бы хламилось за не надобностью, а в военное время армия вооружалась, наверное, за счет казны. А после похода воины сдавали свое оружие на какой-нибудь склад и шли по своим домам. Если учесть, что оружие вещь достаточно долгохранящаяся, то заказывать новое оружие можно было не всякий раз, когда затевалась война. Да и армии в условиях тогдашней численности населения были не такими уж и большими. Все это и наводит на мысль, что люди эти были призваны удовлетворят только потребности государства и высших слоев населения и существовало их мало.

В судебнике Хаммурапи отмечаются также и профессиональные занятия. Первые места среди них придворные служащие, из которых в сборнике назван только Manzazum (вероятно, царский телохранитель) и высшее жречество. Те и другие стояли в непосредственной близости к царю, как средоточию светской и духовной власти. Из других государственных служащих в сборнике Хаммурапи упоминаются не совсем ясные по своим функциям:

Баирум - вероятно, легковооруженный солдат.

Редум - вероятно, тяжеловооруженный солдат.

Декум - вероятно, нечто вроде фельдфебеля.

Лубиттум - вероятно, один из офицерских чинов.

В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского пола: Надитум, Энтум, Зикрум (п. 179) этими названиями были, вероятно, представлены различные категории жриц), а также храмовая дева и храмовая блудница (п. 181).

Жрицы-надитум, по-видимому сравнительно мало обремененные культовыми обязанностями, занимались также частной хозяйственной деятельностью (через братьев или нередко через агентов, так как свобода их передвижения за пределами обители была ограничена). Эта деятельность нисколько не изменилась и после того, как с 1789 г. вся обитель вошла в состав царского хозяйственного сектора, а ее люди стали царскими слугами. Почти все надитум происходили из богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук деторождения в антигигиенических условиях - удела их современниц - и от домашних забот, они, бывало, доживали до глубокой старости, а свой достаток передавали приемным дочерям (не обязательно из родственниц), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении обитель надитум получали приданное в виде кольцевидных слитков серебра, дальних предшественников монеты. За время жизни в обители они покупали частную собственность и сдавали в наем поля, дома и финиковые плантации, давали в рост серебро, а также участвовали в торговле.

Торговля

Месопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортировала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло.

К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов.

Сначала устанавливался общий принцип партнёрства (п. 99)

"Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну ". (т. е., скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов).

Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общества ", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии со вкладом каждого. Дело скорее всего заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое предприятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал " вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам.

Но, в основном, торговые предприятия осуществлялись, Шамаллумами - торговыми агентами и Тамкарами - крупными государственными служащими, находящихся, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как частный купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот пускал в оборот. Текст п. 100 заставляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье.

"Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет его в путешествие, а шамаллум в путешествии будет умножать доверенное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара ".

При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую прибыль и рост по займу. Очевидно, что торговая прибыль подсчитывалась после того, как "отложат " основной капитал и проценты на него. Именно поэтому в п.100 предусматривается подсчет роста на доверенный шамаллуму капитал: прежде всего он должен был возвратить тамкару капитал и рост на него. Затем уже из " чистой " прибыли тамкар расчитывался с шамаллумом. Вавилоняне, следовательно, полагали, что деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае давать рост (в том числе и деньги, вложенные в " товарищество "). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо шамаллум обязан был в любом случае вернуть тамкару удвоенный капитал (что и говорится в п.101), т. е. минимальная прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная, следовательно, могла быть намного выше. И лишь в том случае, если тамкар предоставлял шамаллуму беспроцентный займ, тот должен был вернуть ему основную сумму даже в том случае, если он не получил никакой прибыли (п. 102). Участие в торговых операциях, следовательно, было гораздо более выгодным делом, чем просто отдача денег в рост. Однако оно было вместе с тем и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня случались достаточно часто. И не случайно поэтому п. 103 предусматривает снятие с шамаллума всякой ответственности если он по пути сделался жертвой грабежа.

"Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности ".

Если он был ограблен на той территории куда простиралась власть вавилонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно было надеяться на возмещение убытков за счет той общины, на территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной борьбе с разбоем на дорогах пока ничего не известно, да и вообще о международных отношениях Вавилона того времени известно на настоящее время очень мало.

Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром и шамаллумом. Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи (п. 104). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью.

"Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое имущество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и вернуть тамкару. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он дал ".

Поскольку здесь ничего не говорится о вознаграждении для шамаллума, то возможно два предположения: 1) Их взаимоотношения на этот случай уже предусмотрены. 2) либо это какое-то дополнительное поручение шамаллуму за которое вознаграждения не полагалось. Также может быть и то, что речь шла не о путешествии а о продаже на месте. Подобного рода торговые операции могли также еще и подлежать учету в каруме, ибо без этого предположения неясен смысл п. 105, в которой говорится, что, если шамаллум по небрежности не взял у тамкара соответствующего документа, то " серебро без документа с печатью, не причисляется к счету ". Совершенно ясно, что речь идет не о приходно-расходных книгах са-мих агентов, они были вольны вести их или нет, а о каком-то счете куда серебро вносилось именно при предьявлении документа, а не денег. Такой счет мог быть только в каруме, где велся общий для всех купцов баланс.

Карум в сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог нормально работать лишь при строгом учете и честности всех партнеров. Нарушение доверия здесь рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в параграфах 106 и 107 предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получение этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свиде-телями " (судебные заседания карума происходили в храме Шамаша), и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере (п.106). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть серебро шамаллуму в шестикратном размере. (что говорится в п. 107)

Как видно, Законы даже предоставляют защиту слабому против сильного. Другой вопрос насколько удавалось слабому в реальной жизни отстоять свои права.

Аренда и ростовщичество

Законы Хаммурапи уделяют большое внимание аренде недвижимости (в первую очередь полей и садов), а также закладу и обеспечению ссуд. Существовало два вида земельной аренды: с уплатой определенной денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая (при аренде сада- до 2/3) после уборки. Льготные условия предоставлялись в том случае, если в аренду отдавался необработанный участок (речь идет о пустоши, или так называемой " мертвой земле ", подвергшейся затоплению во время одного из больших половодий). В этом случае арендная плата взымалась только начиная с четвертого или пятого года. Причем если человек, арендуя эту целинную землю, не поднял ее, то это не освобождало его от взятых им на себя обязательств. (п. 44).

" Если человек арендует на 3 года целину для поднятия, но, по лености, не возделает поля, то на четвертый год он должен поле вспахать, вскопать и взборонить и вернуть поле хозяину поля, а также отмерить ему по 10 курру хлеба за 1 бур ".

Очень важным моментом является то, что Хаммурапи в своих законах учел также различные природные катаклизмы, что можно проследить в пунктах 45, 47, 48. Особенно это видно в п. 48, который гласит, что:

" Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, а также и прценты за этот год он может не отдавать ".

Из вышесказанного можно заключить, что данные природные катаклизмы были не таким уж и редким явлением в Вавилонии и, что Хаммурапи был достаточно дальновидным царем, понимавшим, что человек бессилен что-либо противопоставить стихии и если не руководствовался гуманными соображениями, то, во всяком случае пытался поддерживать численность свободных общинников, а именно они и были основными налогоплательщиками, на должном уровне, не руководствуясь сиюминутной выгодой (ведь свои деньги в качестве налогов он с этой сделки все равно по- лучил бы), так как если этого попавшего в беду общинника заставить отдавать долг, то он, не имея из каких средств отдать, должен будет залезть в другой долг и в конце концов может попасть в долговое рабство.

Это можно проследить и в других статьях, не касающихся арендоростовщических отношений. Например в статье 266, гласящей, что пастух не несет ответственности если падеж в загоне произошел по воле бога.

Обьектом аренды могла быть не только недвижимость, а также любое движимое имущество. В статьях 236 - 239 говорится о найме речных судов для транспортировки различных грузов водным путем. Наличие этих статей в кодексе наверное можно объяснить тем, что построить какое-нибудь, хотя бы мало-мальски пригодное судно в те времена было делом хлопотным и достаточно дорогим и позволить это себе мог не каждый, но в тоже время в транспортных средствах для осуществления торговых операций нуждались многие, поэтому суда приходилось нанимать. Водный путь следовательно был самым оптимальным средством осуществления торговых сделок, ибо в статье 239 можно проследить следующее:

"Если человек наймет корабельщика, он должен давать ему 6 курру хлеба в год ".

Здесь речь идет не о каком-нибудь разовом рейде, а о целенаправленной долговременной торговой деятельности, которая и осуществлялась речным путем.

Говоря о всех этих корабельных делах, хотелось бы упомянуть о еще одной статье достаточно интересной по содержанию. Это статья 240.

"Если судно, идущее вверх по течению, ударит судно, идущее вниз по течению, и потопит его, то хозяин судна, чье судно было потоплено, должен клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и судно, шедшее вниз по течению, должно возместить ему судно и все погибшее у него ".

Судя по содержанию этой статьи вавилонские реки, были достаточно сильны, и путь вниз по течению был достаточно трудоемок и опасен, т. к. только в условиях сильного течения можно испытывать затруднения в управлении суд-ном. Интересно и то, что виновато оказывалось судно, идущее вверх по течению, видимо Хаммурапи считал, что у идущих вверх больше шансов увернутся от столкновения. Другой вопрос - были ли в реальной жизни идущие вверх все время виноваты, ведь если человек имеет больший шанс уклониться, это не значит, что он обязательно должен быть в состоянии им воспользоваться.

Еще одним объектом из движимого имущества, часто бравшимся в аренду был скот. И это не удивительно, ведь все сельское хозяйство держалось на нем. С помощью него пахали, перевозили различные грузы, крутили жернова и т. д.. Но скот в те времена сам по себе стоил не малых денег, а потом еще нужно было отстегивать средства, чтобы его содержать, а меж тем в тягловой силе животных нуждались все земледельцы. Вот и приходилось тем, кто не имел скота как-то выкручиваться, брать в аренду. По-видимому это было достаточно частым занятием и столкновения между арендаторами и владельцами по различным причинам тоже происходили, раз Хаммурапи решил отвести для него ряд законов. В частности статьи 241 - 249 рассматривают возможные конфликты между арендатором и хозяином животного. Причем здесь Хаммурапи тоже учел случаи потери животного, происшедшие не по вине арендатора. Например в п. 249 говорится, что: " Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он падет, то человек, который нанял быка, должен произнести клятву богом и быть сводным от ответственности ".

Теперь поговорим о еще одной сфере экономической деятельности - об ростовщичестве. Ростовщичество, как известно, существовало в разных странах и Вавилон, конечно же, не был исключением. Если богатые могли обеспечить себе хорошую жизнь, то бедные, а таковых было, естественно, большинство вынуждены были хоть как-то сводить концы с концами и, пытаясь достать хоть немного денег, прибегали к заему у других. Такими финансовыми источниками могли быть только состоятельные люди, например те же самые тамкары или зажиточные общинники. Естественно брать в займы было невыгодно, ведь потом этот долг приходилось отдавать с процентами, но когда речь шла о выживании самого человека и его семьи, то над этим не особенно долго размышляли.

Кредиторы, видимо, нередко принуждали своих должников отдавать им в " аренду " землю в счет уплаты долга, причем даже и землю на которой уже зреет урожай. Доход кредитора от такой " сделки " мог значительно превышать сумму долга вместе с процентами. Такое злоупотребление Законы Хаммурапи запрещают (п. 49 - 51 и 66). Законы Хаммурапи содержат положение, согласно которому должник в случае неурожая может переписать долговую расписку на следующий год и освобождается от уплаты процентов за этот дополнительный год (п. 47 и 48).

В Законах Хаммурапи имеется также и ряд других статей, направленных на ограничение ростовщичества и защиту свободных общинников от злоупотреблений со стороны кредиторов. Так, устанавливается предельный размер ссудного процента: 33% с хлеба и 20% с серебра (п. 89)

"Если тамкар отдаст хлеб или серебро в долг под проценты, то на 1 курру он может взять 100 ка зерна как процент - если он отдал в долг под проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ще как процент ".

Кредитор, взыскавший более высокий процент, " теряет то, что дал " (п. 91). Определена также ответственность кредитора за всякого рода мошеннические махинации при расчетах (п. 92 - 94), причем в некоторых случаях спорная сумма могла быть взыскана с недобросовестного кредитора в двойном размере. Должник имел право расплачиваться с кредитором любыми материальными ценностями, а не только теми, которые взял в долг (т. е., например, зерном вместо денег и т. п. - п. 96). Самоуправное изъятие имущест-ва в счет долга карается утерей прав на получение долга с возвращением должнику всего изъятого (п. 113).

"Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все, данное им в долг ".

Законы содержат также статьи, ограничивающие долговое рабство, по которым свободно рожденный человек, отданный в долговую кабалу или проданный в рабство, подлежит освобождению через три года (п. 117). Характерно, что Законы Хаммурапи избегают употреблять термин " раб " по отношению к таким людям. В Старовавилонский период для обеспечения уплаты долга существовал особый институт непутум " заложников ". В отличие от случая долговой кабалы такой заложник брался насильственно заранее и содержался как бы в частной долговой тюрьме в обеспечение уплаты. Здесь тоже происходили различные злоупотребления, которые Законы Хаммурапи запрещают (п. 114 и 116). В частности, если заложник умрет в доме своего кредитора " от дурного обращения ", то кредитор отвечает как за убийство, а также теряет право на взыскание долга.

"Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев и дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара, если взятый в залог - сын человека, то должно убить его сына, если он - раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное им в долг ".

То, что Хаммурапи в качестве кредитора указывает лишь тамкара, наводит на мысль о том, что именно они и были главными ростовщиками. И это не удивительно, ведь ведя торговлю они получали приличные прибыли, это и позволяло им вести ростовщическую деятельность, которая, в свою очередь, тоже приносила немалый доход. Однако это не значит, что другие свободные общинники не могли заниматься ростовщичеством, просто они, наверное, занимались этим гораздо реже чем тамкары.

Тут же речь идет и оторговых и кредитных сделках содержательниц питейных домов (п. 108 - 111). За обвешивание они караются " женской " смертной казнью - утоплением.

"Если корчемница не принимает хлеб в уплату за сикеру, принимает серебро по слишком большой гире и тарифное количество сикеры уменьшает по отношению к тарифному количеству хлеба, то эту корчемницу должно изобличить и бросить ее в воду ".

Казнь грозила ем и в случае, если они не донесут о сговоре между посетителями их заведений с целью совершения преступления (п. 109).

Законы показывают с несомненностью, что Хаммурапи стремился несколько облегчить положение задолжавшей свободной бедноты и ограничить ростовщичество. С одной стороны, это можно рассматривать как мероприятия, предпринятые в русле его общей экономической политик; с другой же - здесь явно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего перед собой задачу прочного объединения страны, расширить свою социальную базу, на которую он мог бы опереться. Но также ясно, что его законы о ростовщиках носили половинчатый характер и никак не могли решить вопрос о кабальных займах, который начал вырастать в главную проблему эпохи. Положения о недействительности заемных сделок на условии процента выше 1/3 (!) основной суммы носили явно утопический характер: человек, чья семья и хозяйство гибнут, не станет отказываться от предлагаемого ему займа или доносить на недобросовестного кредитора, если рискует более никогда не получать взаймы. К тому же, как уже было сказано, основными ростовщиками были царские чиновники (те же тамкары), а также храмы (жрицы которых, в частности, надитум, будучи богатыми, нередко вели собственную торговлю и также могли заниматься ростовщичеством), и апеллировать от одного бюрократа к другому было бы явно безнадежно. Закон об освобождении заложника на четвертый год тоже не решал никаких проблем: заложник уходил от кредитора тем же неимущим бедняком, каким к нему попадал, и ему предстояло либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к " защите " царского или храмового хозяйства.