Годы правления рюрика на руси. Рюрик и его братья

Что мы о нем знаем:

Поскольку вся информация о Рюрике, которой на сегодняшний день располагают историки, содержится в нескольких источниках - «Житии святого князя Владимира» (около 1070 г. ) и, наиболее подробно, в летописном своде XII века «Повести временных лет» , установить подлинную историю его бытия не представляется возможным.

Согласно «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие в исторической науке именуется " Призванием варягов ". Причиной приглашения "варягов" летописец называет междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские племена. Рюрик пришел со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает обсуждаться.

Повесть временных лет:

И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик 1 .

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII - первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, основними из которых являются норманская и западно-славянская.

Сторонники нормандской теории говорят о германо-скандинавском происхождении имени Рюрик, приводя в доказательство большое количество сходных в звучании имен.

Также по одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.

Западно-славянская версия происхождения Рюрика также имеет ряд предположений.

Так, некоторые исследователи говорили о том, что Рюрик вышел из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Австриец Сигизмунд фон Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в первой половине XVI века, одним ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком» 2 .

Михаил Васильевич Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».

М.В. Ломоносов :

"…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов" 3 .

Существует и народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй - Сиваром Победоносным, третий - Труваром Верным.

Историк XIX века Степан Александрович Гедеонов предположил, что Рюрик - это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Однако не станем углубляться в подробности различных гипотез происхождения Рюрика, выискивая подтверждения и нестыковки отдельных из них, оставив это занятие профессональным исследователям - историкам и археологам. Судить о Рюрике будем по делам его, запечатленным в летописях.

След в истории:

Как мы знаем, в 862 г. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей. Эти земли, объединенные под всластью Рюрика и братьев его, по мнению Николая Михайловича Карамзина , были впервые названы Русью. В 864 г. , по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал российскую монархию. Приняв единовластие, Рюрик отдал в управление знаменитым единоземцам своим Белаозеро, Полоцк, Ростов и Муром, им или братьями его завоеванные. Таким образом, вместе с верховною Княжескою властию в России утвердилась феодальная (удельная) система.

Согласно несторовой летописи, в это время двое из единоземцев Рюрика - Аскольд и Дир, возможно, недовольные князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь. По пути они увидели на высоком берегу Днепра маленький городок, коим был Киев. Аскольд и Дир завладели им, присоединили к себе многих Варягов из Новгорода, начали под именем Россиян властвовать в Киеве. Почувствовав свою силу, новые князья Киевские решили предпринять поход на Константинополь, который, впрочем, хоть и сильно потряс греков, однако, завершился неудачей.

Таким образом, Варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге. О дальнейших действиях Рюрика в Новгороде, к сожалению, ничего неизвестно. Однако представляется маловероятным, что Рюрик провел остаток жизни в бездействии. Окруженный с Запада, Севера и Востока финнскими народами, мог ли он оставить их в покое? Вероятно, что окрестности Чудского и Ладожского озера были также свидетелями мужественных дел его, неописанных и забвенных. Он княжил единовластно, после смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Новгороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.

Хотя, Рюрик и не был первым правителем восточно-славянских племен, память его, как первого правителя государства Российского, осталась бессмертной в нашей истории. Ныне от Рюрика начинаем мы отсчет славной истории нашего Отчества.

Примечания:

1. «Повесть временных лет» в переводе Лихачёва Д.С.;

2. Рыдзевская Е.А. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей русской летописи;

3. Ломоносов М.В. «Возражения на диссертацию Миллера».

Рюрик, первый князь русичей, считается одной из самых таинственных исторических личностей. Точной даты рождения его нет, но предположительно он появился на свет между 806 и 808 годами, в городе Рерик, именуемом иначе Рарог.

В 808 году король датский Готфрид пытался на основе Дании, Швеции и Норвегии создать государство, противостоящее франкской империи. Он нанес удар по землям прибалтийских славян и захватил город Рерик. Князя Годолюба, отца Рюрика, Готфрид приказал повесить. Матерью Рюрика, согласно Иоакимовской летописи, была дочь Гостомысла, князя новгородского, – Умила, и овдовевшая княгиня вместе с малолетними детьми бежала на чужбину. Детский период жизни Рюрика практически неизвестен. Упоминание о нем встречается в «Бертинских анналах» лишь в 826 году, когда братья Рюрик и Харальд прибыли в резиденцию франкского императора – Ингельгейм. Король франков Людовик Благочестивый крестил братьев, и они получили от него наделы земель за Эльбой в так называемое ленное владение.

Судя по тому, что Рюрик с братом приняли крещение при дворе франкского императора, до этого они скрывались в землях западных славян, в те времена бывших язычниками. Если разобраться, то «земли за Эльбой», отданные Людовиком Рюрику в лен скорее всего и были землями отца Рюрика. Таким образом, франкский король признал права Рюрика на отцовское княжество, однако лишь на правах вассала. Саму франкскую империю в это время разрывали междоусобицы, и сыновья Людовика Благочестивого, между которыми он поделил империю на королевства, отчаянно воевали друг с другом за расширение пределов своих владений. История умалчивает о том, принимал ли участие в этих усобицах Рюрик, но получение земель от Людовика являлось лишь формальным признанием их притязаний, а военную помощь франкский император оказать не мог чисто физически, да, впрочем, вряд ли и собирался.

В 829 году в результате очередного передела империи король Лотарь получил Фрисланд и земли вдоль Эльбы, а потому, скорее всего, Рюрик окончательно лишился отцовского наследства. Подобный поворот судьбы для таких безземельных князей открывал только одну дорогу – в варяжскую дружину. Собственно, варяги представляли собой весьма разношерстные отряды искателей удачи, которые собирались на береговых базах и вокруг хозяев кораблей. Обида Рюрика на франков была, вне сомнений, велика, и позже он заслужил, несмотря на свое крещение, прозвище, отражающее его отношение к этой религии: «язва христианства». Тем более что обычно в варяжских дружинах руководитель исповедовал веру большинства своих дружинников.

В 843 году в Нанте объявилась крупная эскадра норманнов, напрочь сожгла город и в устье Лауры, на острове Нуартье организовала временную базу. На следующий год норманны провели ряд набегов на города, расположенные по реке Гаронне и дошли аж до Бордо. Отсюда они развернулись на юг, захватили Ла Корунью, затем Лиссабон и в Африке разграбили город Нокур. Возвращаясь, варяги посетили Андалузию и взяли Севилью. Хронист халифа Испании, Ахмед-ал-Кааф, утверждает, что Севилью штурмовали «русы» под предводительством Рюрика и Харальда. Историк и поэт Г. Р. Державин, опираясь на архивы древних документов, уверяет, что Рюрик, будучи пиратским вождем, совершил множество «подвигов» и захватывал не только перечисленные выше города, но и Нант, Тур, Орлеан, Лимузен и даже принимал участие в осаде Парижа. В этот период брат Рюрика Харальд, по-видимому, погиб, так как в хрониках его имя более не упоминается.

В 845 году варяги под предводительством Рюрика поднялись на ладьях вверх по Эльбе и разгромили почти все города на протяжении реки. А через пять лет Рюрик уже предводительствовал целым флотом, состоящим из трехсот пятидесяти кораблей, и обрушил всю эту армаду на Англию. Многие историки сомневаются в этом – по той причине, что в суда викингов вмещалось от сорока до шестидесяти человек, и при указанном количестве кораблей армия Рюрика должна была включать в себя около двадцати тысяч человек. Следует учесть и то, что в те времена грабежами Англии занимались датские ватаги викингов, и вторжение Рюрика на чужую территорию можно рассматривать как акт возмездия датчанам за отца.

Следующий свой удар Рюрик нанес по городам Рейна и Фрисланду. Утверждается, что король Лотарь был вынужден в результате этого набега заключить с Рюриком договор и даже вернуть ему земли во Фрисланде. Однако в 854 году Лотарь нашел нужным отобрать у Рюрика земли и даровать новые владения – в землях Ютландии. По законам того времени это было вовсе не подарком, а смертельным оскорблением для феодала, и кроме того считалось нарушением сюзереном собственной части вассального договора. Тем более что Ютландия Лотарю никогда не принадлежала и даже не являлась частью империи франков. Но Рюрик воевать с Лотарем не стал, а принудил его заранее признать земли, которые завоюет в будущем, частью империи франков, таким образом обеспечив себе мощное покровительство.

Рюрик со своей дружиной высадился на подконтрольных датчанам землях и занял довольно обширную территорию, принадлежавшую как славянам, так и Ютландии. За это его прозвали в западных хрониках Рюриком Ютландским. Однако Лотарь побоялся войны с датчанами и разорвал вассальский договор с Рюриком – то есть, отказался признать земли, захваченные Рюриком, принадлежностью империи, а самого Рюрика – вассалом. В результате Рюрик остался один на один с сильнейшим противником – датским королевством.

«Повесть временных лет», летописный свод XII века, говорит, что уставшие от междоусобиц и нападок соседей племена чуди, мери, кривичей и ильменских словен в 862 году договорились пригласить к себе князя из варягов. Сделано это было в надежде, что чужая, но объединяющая власть не только примирит племена меж собой, но и защитит их с помощью опытной дружины. Такая идея во многом опиралась и на легенду о том, что перед самой своей смертью Гостомысл, новгородский князь, сыновья которого уже погибли, увидел во сне, как чрево его дочери Умилы породило чудесное дерево, плод которого насытил людей всей земли. Волхвы истолковали княжий сон в пользу уже существовавшего мнения – и к Рюрику, сыну Умилы и внуку Гостомысла, были направлены послы.

Сам Рюрик, вне сомнений, был тоже заинтересован в постоянстве, так как удерживать при себе наемную варяжскую дружину он мог с огромным трудом – ведь оборонительные войны с датчанами добычи не сулили, а следовательно, платить дружинникам было нечем. А потому предложение новгородцев было для него весьма своевременным, не говоря уже о том, что в то время Рюрику было около пятидесяти лет, и возраст также требовал определиться с прочным пристанищем.

И вот в 862 году Рюрик прибыл в новгородские земли – по летописи не один, а со своими братьями Трувором и Синеусом. Трувора он послал княжить в Изборске, Синеуса посадил в Белоозеро, а сам занял новгородский княжий престол. Удивителен факт, что братья Рюрика Трувор и Синеус умерли едва ли не в одночасье. Одна из исторических версий гласит, что таких людей не существовало в природе вообще, и появление Трувора с Синеусом в летописях – это в буквальном смысле проблема более позднего перевода с варяжского на русский. Однако подобная ошибка указывает на тот факт, что хроники времени правления Рюрика в Новгороде изначально писались по-норманнски, а не по-русски. В подтверждение этому есть и другие факты. Женой Рюрика стала Ефанда – родственница королей Норвегии, а правой рукой нового князя новгородского, его советником, а позже и опекуном сына Рюрика, Игоря, был родной брат Ефанды Олег, получивший впоследствии прозвище «Вещий». Похоже, что в конце своих подвигов на Балтике Рюрик сдружился с норвежцами для более эффективного сопротивления датчанам.

Буквально через два года после того, как Рюрик сел на княжий престол, новгородцы подняли восстание под предводительством Вадима Храброго. Можно считать, что это восстание было обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, прибывшие с Рюриком дружинники сразу заняли все ключевые посты управления в новгородском княжестве. А во-вторых, свободолюбивые новгородцы привыкли решать все основные вопросы при помощи вече – собрания на площади. Рюрик же в своей власти ориентировался на систему управления западных королей и пресекал любые проявления демократии. Возможно, сказались и религиозные причины – ведь восточные славяне свято хранили устои древней митраистской и ведической религии, а прибалтийские венды по религиозным убеждениям достаточно сильно отличались от славян, так как впитали элементы германских и балтских культов. В свою очередь дружины варягов исповедовали довольно пестрый конгломерат верований, к тому же предельно упрощенный. Если на стоянках они еще прислушивались к жрецам, то в походах считали вполне нормальным обращаться к своим богам без посредников. Распорядителем ритуалов выступал обычно их предводитель.

Рюрик в полной мере доказал, что способен управлять столь непокорными подданными, и жесточайшим образом подавил восстание новгородцев. Вадим Храбрый погиб, а его сторонники были вынуждены бежать в киевские земли. Судя по всему, к 864 году Рюрику удалось резко изменить политику Новгорода, в результате активной войны с хазарами подчинить себе Муром и Ростов и расширить Новгородское княжество от устья Оки до Волхова. В период своего правления Рюрик активно укреплял границы и закладывал города. Его политика была достаточно понятна, так как князь осознавал важность речных путей, по которым передвигалась основная масса грузов с Востока на Запад. Благодаря своей политике он мог контролировать практически все торговые пути, а следовательно делал Новгород еще богаче. Над Волховом Рюрик срубил город, в котором жили позднее новгородские князья и который называется теперь Городище.

До самой своей смерти Рюрик прочно удерживал бразды правления Новгородом. Согласно летописи он княжил семнадцать лет и умер в 879 году во время похода на племена корелу и лопь. После его смерти правление Новгородом перешло к сыну Игорю, но из-за малолетства князя фактически править стал Олег. Святослав, сын князя Игоря продолжил династию Рюриковичей, прервавшуюся лишь в конце XVI века.

Рюрик - первый русский князь, его существование подтверждают древние летописи. Биография Рюрика (862-879 годы жизни описываются в различных источниках) доподлинно неизвестна, и это порождает много версий о его происхождении и событиях, в которых он участвовал.

Летописные сведения

Разветвление рода Рюриков началось после смерти Владимира и усилилось после Ярослава Мудрого. Князья выделяли вотчины и наделы своим сыновьям, а между ними вспыхивали войны за первенство и право на престол. В своих войнах и разделах они едва не упустили все русские земли в период монголо-татарского ига и многочисленных набегов соседствующих государств. Род Рюрика дал многочисленное потомство, позднее ставшее основателями громких дворянских фамилий.

Версии происхождения

Есть множество версий, откуда появился князь Рюрик. Краткая биография и скудные сведения дают возможность историкам, лингвистам проявлять фантазию, опираясь на обрывки фраз, пространные или профессиональные трактовки древних источников и собственные знания. Варианты происхождения:

  • Скандинавское. В пользу версии приводится созвучие с именем скандинавского правителя Рёрика Ютландского, несколько интерпретаций надписей на камнях с сопки Шуй, датируемых теми же годами, когда Рюрик правил в Новгороде.
  • По еще одной версии, род варягов, из которых вышел Рюрик, французского происхождения, а, следовательно, полное имя русского правителя Рюрик Фрисландский.
  • Балтийское происхождение. Некоторые ученые утверждают, что Рюрик происходит от народности, заселявшей остров Руян (ныне Рюген). В пользу версии говорит история о том, что Рюрик пришел на Русь через Ладогу.
  • Славянское происхождение. При изучении «Повести временных лет» становится понятно, что между князьями из варягов и древними народностями Руси нет языковых отличий, все понимали друг друга без переводчика, названия древних городов понятны и сегодня - Белоозеро, Ладога, Новгород и т. д. Гумилев утверждал, что варяги - это не этнос, а профессия. В той же летописи есть фраза: «И от тех варягов прозвася Русская земля, новугородьци, ти суть людъе новогородъци от рода варяжъска». Т. е. получается, что новгородцы - славяне, а значит, и варяги тоже славяне.

Приведенный список версий происхождения первого русского князя далеко не полный. На право называться страной, из которой вышел правитель, претендуют шведы, германцы и прочие народы Европы. Историческая наука не пришла к единому мнению о происхождении Руси и появлении князей, споры ведутся постоянно, и, наверное, не затихнут даже после появления на свет нового документа. За давностью лет проследить с точностью, какова была биография Рюрика, не представляется возможным, к тому же многими историками ставится вопрос: а был ли Рюрик?

Правление Рюрика (кратко)

Правление Рюрик - краткое описание основных событий

Имеется не много достоверных источников об истории Руси до правления Рюрика. Кроме того, даже имеющиеся факты трактуются по-разному различными исследователями (например, норманистами и антинорманистами). Историкам даже неизвестно, к какому народу принадлежал легендарный князь Рюрик.

Споры о происхождении князя Рюрика

Происхождения Рюрика вызывает до сих пор множество споров. Одни утверждают, что сам Рюрик и его дружина были скандинавами (викингами), основываясь на этимологии княжеского имени, которое обозначает «король» с латинского rex. Общеизвестным фактом является то, что имя Рюрик широко используется и в современном мире в Финляндии, Швеции и других странах. В свою очередь, сторонники западнославянской версии развития Руси предпочитают сравнивать биографические данные Рюрика со славянским племенем ободритов, которое также называли «соколами».

Призвание князя Рюрика на княжение

Согласно литературным источникам, а именно «Повести временных лет» призвание Рюрика произошло в 862 году, явившись результатом совместного решения славянских племён (кривичи, ильменские словене, чудь и весь) в ходе споров о том, кто будет править ими без выгоды для собственного племени.

В Новгород Рюрик вошёл с братьями. Также имеет место быть версия, что правление князя началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге, а сам Новгород был построен только спустя два года. Археологические находки (например, Рюриково Городище) полностью подтверждают данную теорию.

Если верить летописному варианту, то братья Рюрика также получили на княжение славянские земли. Так брату Синеусу досталось Белоозеро, а Трувору Изборск, однако правили они не долго. Уже через два года после их кончины Рюрик становится единым правителем. Многие исследователи Руси склонны считать, что братьев у Рюрика не было, утверждая, что «трувор» переводится как «верная дружина», а «синеус» - «свой род».

Сведений о политическом руководстве Рюрика очень мало. В летописях довольно скупо описано его стремление укрепления государственных границ, возведения городов и пр. Одним из самых важных событий в его правлении было то, что он сумел подавить мятеж в Новгороде Вадима Храброго, чем укрепил собственный княжеский авторитет. В целом можно сказать одно – правления Рюрика способствовало централизации власти на Русской земле.

Умер Рюрик примерно в 879 году , а его власть унаследовал его сын (предположительно от норвежской княжны) Игорь.

20.01.2015 0 16158


Историки утверждают, что наши пращуры в стародавние времена пребывали в дикости по лесам, по полям. Грустно это слышать, но что делать, если Нестор-летописец сказал, а Карамзин донес это до широкой публики? Видно, не могли наши пращуры организоваться без руководящей помощи Запада...

Варяжская, или норманнская теория, которой придерживались такие крупные историки XIX века, как Николай Карамзин и Сергей Соловьев, возникла на основе летописных источников. Она всегда была популярна на Западе и с радостью подхватывалась многими «норманиста-ми от политики», в том числе Гитлером и Гиммлером. В Советском Союзе к концу 1980-х годов она большинством историков была признана полностью несостоятельной.

Летописи лгут?

Так почему же спустя 30 лет все интереснейшие исследования забыты, и нам снова перетолковывают Карамзина? Вероятно, западникам в принципе неприятна сама мысль, что наши пращуры создали свое государство задолго до Рюрика и имели своеобразную культуру. У тех же скандинавов наша страна называлась Гардарика - «страна городов».

Согласитесь, странное название для дикой земли, где туземцы сидят по деревьям. Варяжская теория устраивала и дом Романовых, которые ко времени появления трудов Карамзина были чистокровными немцами. Последней русской на троне была императрица Елизавета -дочь Петра I.

Попробую изложить то, что давно известно, но почему-то забыто многими западниками.

Итак, в 862 году случилась в Новгородской земле очередная усобица, и чтобы навести у себя порядок, новгородцы вздумали пригласить себе князя из варягов. Поехали за море и по какой-то странности притащили с собой сразу трех князей: Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. В 864 году братья Рюрика почему-то умирают, а сам Рюрик с трудом подавляет восстание новгородцев под руководством Вадима Храброго.

Неувязки летописи чувствуются с самого начала. История знает массу примеров приглашения иностранных принцев на престол, но звали властителей, родовитость которых не вызывала сомнений. О родовитости же Рюрика, о его заморских владениях или хотя бы о его славном отце летопись умалчивает. Одно из объяснений несуразностям дал академик Б.Д. Греков в книге «Киевская Русь».

Он говорит, что Рюрика пригласили не княжить, а в качестве наемника. О том, что лихой искатель удачи со своей ватагой быстро оценит обстановку и захватит власть, перебив обе враждующие партии, недалекие новгородцы не подумали.

Восхищают и летописные братья Рюрика, которых до сих пор многие воспринимают всерьез. Они имеют занятные имена, составленные из скандинавских слов «сине хюс», что означает «свой дом» или «свой род», и «тру варинг» - «верная дружина». Очевидно, что братья у Рюрика в нашей летописи появились в результате ошибки перевода какого-то скандинавского источника. На самом деле Рюрик пришел в Новгород со своей родней и верной дружиной.

Существуют гипотезы, не связанные с летописью, о происхождении Рюрика от прибалтийских славян. Но при желании и такую гипотезу можно использовать в качестве обоснования влияния Запада. Многие знаменитые прусские дворяне, например Мольтке, Бюлов и другие, не скрывали свое славянское происхождение.

Итак, Рюрик захватил власть, а летопись говорит о приглашении. Причем летопись замалчивает существование законных князей, как будто имелся вакуум власти. А историки говорят об огромных пустых просторах, где всем хватало места, и нечего было завоевывать.

На самом же деле была война. В русских летописях X века упоминается 22 города, реально их было гораздо больше. Существовало несколько княжеских династий. И русская земля, возможно, временами напоминала федерацию греческих городов-государств. Для отражения вражеских нашествий со стороны степи совместными усилиями строились серьезные оборонительные сооружения.

Они получили название Змиевых валов. По легенде, сказочный богатырь запряг змея и пропахал на нем гигантскую борозду. Остатки этих сооружений можно обнаружить и в наше время. Изучением Змиевых валов много лет занимался киевский историк Аркадий Сильвестрович Бугай.

Остатки Змиевых валов (Украина)


Он определял возраст валов при помощи радиокарбонного анализа и выяснил, что Вито-Бобрицкая линия длиной более 8 километров была построена в 370 году! Даже сейчас высота вала составляет 8-9 метров, а перед ним располагался глубокий ров. Южнее пролегает Стуг-нинская линия валов, она надстраивалась в VII веке против аваров (по летописи - обров).

Против кого строился вал в IV веке? Против гуннов. Предводитель гуннов Аттила облагал данью Царьград и Рим, покорил многие германские племена, разбил Боспорское царство в Крыму, громил готов. А вот наши пращуры отгородились от напасти мощными фортификационными сооружениями.

Отцы и дети

Однако вернемся к Рюрику и его сыну Ингвару Хрёрексону - князю Игорю. Имя Ингвар переводится как «посвященный богу Инги». В 882 году Олег - родич Рюрика и регент при малолетнем князе Игоре - отправился с дружиной на юг, где захватил Киев и убил якобы самозваных князей-варягов Аскольда и Дира, покорил силой соседние земли, и провозгласил Киев столицей образовавшейся державы.

Главная ложь этой летописной сказки в том, что князья Аскольд и Дир - варяги. На самом деле они законные Киевичи - потомки князя Кия Полянского, основателя Киева. Об этом писал академик Рыбаков. Так варяги уничтожили еще одну (в Новгороде свои князья были) русскую княжескую династию.

И наступило на Руси время князей-волков. Они не задумываясь вступали в сговор с печенегами и хазарами. Рекой лили русскую кровь. Олег и Игорь ходили в кровопролитные походы на Византию, к чему их подвигали хазары, которым нужно было нанести ущерб своим торговым конкурентам - грекам. Так хазарам платилась своеобразная дань кровью.

Норманнов жертвы не волновали, их варяжская гвардия - рутсь (в славянском произношении русь) - оберегалась ими. Кстати, западники из многочисленных версий возникновения названия этноса Русь, естественно, выбирают летописно-варяжский, отбрасывая названия реки Рось и названия племен. Они утверждают, что Рюрик привел с собой русь (рутсь), в смысле ватагу, и это якобы дало название нашему народу.

Единственной силой, способной противостоять варягам на Руси, оставались древляне с их столицей в городе Искоростень. Их княжеская династия имела крепкие связи с Чехией. Есть большая вероятность того, что первой женой Мала Древлянского была чешская принцесса.

Неприступный Искоростень

Во второй поход Игоря на Византию в 944 году древляне отказались дать ему войска. В 945 году Игорь отправился в поход уже на древлян. По летописи, здесь его погубили жадность дружинников и собственная глупость. Но тот, кто видел Коростень (современное название) на гранитных холмах (а город и сейчас существует), не поверит в такое легкомыслие.

Коростень был совершенно неприступной крепостью. Игорь пришел к древлянам со всем войском, чтобы уничтожить своих последних соперников, а древляне заранее вынесли ему приговор как князю-волку. Конец битвы известен: варяжская гвардия - рутсь - полегла, а Игорь был подвергнут позорной казни - привязан к двум деревьям, разорвавшим его на части.

По летописи, жена Игоря - княгиня Ольга (Хельга) - страшно отомстила древлянам. Еще в учебнике истории для 7-го класса мы читали, что Ольга взяла с древлян дань голубями и воробьями, а потом велела привязать к ним горящие труты, и так сожгла враждебный город.

Эту сказку всерьез не воспринимал даже Карамзин. Тем не менее Ольге руками ее воеводы Свенельда удалось победить древлян через год после сокрушительного поражения Игоря.

Но Искоростень не был взят. И это позволило князю Малу Древлянскому выторговать у Ольги достаточно мягкие условия капитуляции для своей семьи и древлян в целом. Сам князь потом долгие годы провел узником в бывшем древлянском городе Любеч. А его дети - сын Добрыня и дочь Мала (в рабстве Малуша) -10 лет провели в рабстве. Это открытие было сделано Д.И. Прозоровским еще в 1864 году и сегодня благополучно забыто.

С трудом победив древлян, Ольга поняла, что если решительно не изменить политику, то варяжский дом будет окончательно сметен ненавидящими пришельцев-русичами. Возможно, поэтому еще до восстания древлян хитроумная Ольга дала престолонаследнику славянское имя Святослав. А после гибели Игоря начала проводить славянскую политику.

Малуша становится второй женой Святослава ориентировочно в 958-959 годах, хотя по летописи, естественно, только наложницей. И сын ее, будущий князь Владимир, родившийся около 960 года, якобы считается бастардом, «робичичем» (сыном рабыни).

На самом же деле все было с точностью до наоборот. Женив своего сына Святослава на попавшей к ней в плен дочери древлянского князя, Ольга придала безродным морским разбойникам - Рюриковичам - легитимность в глазах всей Руси. В 965 году Святослав нанес смертельный удар главному врагу Руси на тот момент - Хазарскому каганату.

Война против древлян

В 970 году Добрыня получает невиданную для бывшего раба власть - отправляется править в Новгород от имени своего малолетнего племянника - князя Владимира, который также едет с ним. То, что князь Святослав, раздавая уделы, отдает Владимиру Новгородскую землю - владения своего деда Рюрика, - говорит о многом. Очевидно, что ни он, и никто другой на Руси в тот момент не считал Владимира бастардом. Все эти фальшивки появились в последующих летописях.

Гибель Святослава в 972 году приводит к новой гражданской войне на Руси. По летописи, Святослава убили печенеги на острове Хортица, по Гумилеву, это сделали сами киевляне. В любом случае, гибель Святослава - результат предательства воеводы Свенельда.

Кстати, Свенельд - единственный из варягов, который попал в русские былины в образе зловещего Сантала, с которым борется Вольга-богатырь. Реальному Вольге -Олегу Святославичу, новому князю древлянскому - повезло гораздо меньше. Он погиб, защищая город Овруч в 977 году.

Соответствие былинных персонажей реальным историческим деятелям X-XI веков установлено академиком Б.А. Рыбаковым. Не вызывает сомнений, что как былинный Добрыня Никитич (Нискинич), так и реальный Добрыня Малович имел высочайший авторитет на Руси того времени. Князь Нискиня был отцом князя Мала и дедом Добрыни, следовательно, Добрыню тоже можно назвать Нискиничем.

Летопись изображает гражданскую войну, продлившуюся почти десятилетие, как семейную разборку между сыновьями Святослава. На самом деле это все та же борьба варягов с древлянами. Причем формально на первом этапе война выглядела как усобица между двумя единокровными братьями Яро-полком и Олегом.

Ярополк, руководимый Свенельдом и поддержанный Полянским боярством, стал знаменем варяжской партии. Свенельд в походах Святослава сохранил свою варяжскую дружину и собрал войска на других землях. У древлянской партии в распоряжении было только древлянское и новгородское ополчение. Профессиональные войска полегли в походах Святослава.

По византийским источникам, Русь потеряла в болгарских войнах около 60 тысяч воинов. К концу 977 года победа варяжской партии казалась полной. Князь Олег погиб. Захвачены Древлянское княжество и Новгород. Добрыня с князем Владимиром и дружиной бегут в Скандинавию, где живут три года. При этом флот Добрыни с помощью скандинавов громит пиратское гнездо викингов на Балтике и таким образом лишает Свенельда варяжского пополнения.

«Добрыня Никитич с младшей сестрой Малушей». Андрей Рябушкин. 1895 год

Но вскоре все меняется: в 980 году Добрыня высаживается в Новгороде, быстро захватывает Полоцк и Киев. Ярополк бежит к печенегам, но на границе его захватывают и казнят. Князь Владимир становится главой Киевской Руси, и наступают былинные времена - эпоха Владимира Красное Солнышко.

Главным богом варягов и полян был Перун. Перун (Перкунас) был известен и на Балтике. Принесли его варяги с собой на Киевскую землю или он был там и до них, неизвестно. Но не вызывает сомнения, что это было самое кровожадное божество. Человеческие жертвоприношения, которые практиковали варяги, приносились именно ему.

Свержение варяжского ига знаменуется установлением шестибожия. Рядом с Перуном в Киеве устанавливаются статуи богов земель-победительниц: Хорса Новгородского, Даждьбога Древлянского, Стрибога Полоцкого, Симаргла Дреговичского, Мокоши Смоленской. В 985 году Перун как бог варягов, бог-изменник и предатель, был осужден и низвергнут в Днепр.

Владимиром была отряжена специальная команда, которая не позволяла злобному идолу причалить к берегу до самых Днепровских порогов. В Киеве устанавливается пятибожие как символ федерации русских земель и русских богов.

Остается понять: почему же русские летописи дают столь превратную картину? А потому, что во второй половине XI века в Киеве вновь приходит к власти варяжская партия во главе с князем Из-яславом. Она занимается систематическим уничтожением и переделкой летописей. Какое-то время сторонники варягов хозяйничают и в Новгороде, и также уничтожают или правят новгородские летописи.

В итоге можно сказать, что информационную войну варяги выиграли. Интересно, что Изяслав был внуком Владимира, но изменил делу деда, поскольку мировоззрение князя в значительной степени формирует его окружение.

Василий КОЛВИН