Главная святыня иудеев. Святыни иудеев

Из миллионов туристов, ежегодно посещающих Израиль, значительную часть составляют паломники к религиозным святыням. А все потому, что именно в этой земле зародились три самые распространенные на сегодняшний день мировые религии: иудаизм, христианство и мусульманство.

Говоря о религиозных центрах Израиля, необходимо сказать о пяти священных городах для евреев. Это Иерусалим, Вифлеем, Хеврон, Цфат и Тверия. Именно в этих населенных пунктах во времена «рассеяния» оставались жить евреи, и не угасала иудейская вера.

В настоящее время основные объекты паломничества верующих сосредоточены в этих городах или в их окрестностях.

Иерусалим

Древнейший город Ближнего Востока, его зарождение датируют 4-м тысячелетием до н.э. Расположен на Иудейских горах между Средиземным и Мертвым морем.

С 1949 провозглашен столицей государства Израиль, а в 1967-м полностью перешел под его контроль.

Современное население составляет 828 500 человек.

Для христианства это, конечно, Храм Гроба Господня. В 4-м веке н.э. мать византийского императора Константина, Елена, якобы, нашла следы распятия Христа именно в этом месте. По ее велению здесь построили церковь. В дальнейшем храм не раз разрушался и восстанавливался. Дошедшее до наших времен здание относится ко временам Крестовых походов 12-го в.н.э. Сегодня Храм Гроба Господня – это целая галерея строений, принадлежащих представителям разных христианских конфессий и конгрегаций. Внутри, кроме прочих , находится Часовня Вознесения Господня с пещерой, где был погребен Иисус. Это то самое место, где на Пасху сходит «благодатный огонь», чему стремятся стать свидетелями тысячи верующих.

Святыни иудаизма: Стена Плача, Храмовая гора. За пол тысячелетия до наступления нашей эры на одной из гор Иерусалима был построен Второй иудейский храм, затем реконструированный царем Иродом до великолепия. Но в 70-м году н.э. он был разрушен римлянами во время Иудейского восстания, после чего евреи были изгнаны из своей земли. От храма осталась Западная и Южная стена. Часть Западной получила название Стены Плача – это место, где евреи сокрушаются о постигшей их судьбе и молятся о восстановлении Храма. Но к Стене Плача стремятся не только представители еврейской нации. Считается, что Бог особенно открыт к людским молитвам в этом месте, поэтому здесь можно увидеть паломников всех национальностей. Они приносят записочки со своими просьбами ко Всевышнему, оставляя их в расщелинах Стены.

В течение столетий после изгнаний евреев Иерусалим переходил под власть различных народов и правителей. Был в его истории и мусульманский период владычества, во время которого арабы построили на месте бывшего иудейского храма свои мечети. И теперь на Храмовой горе со Стеной Плача соседствуют два мусульманских строения: Мечеть аль-Акса – третья по значению святыня ислама и Купол Скалы (Купол над Скалой) – памятник в честь событий, описанных в Коране.

Можно добавить, что в Иерусалиме, по преданию, находятся также гробница царя Давида, пещера, где захоронены члены Синедриона, и могила еврейского мудреца Симона Праведного.

Небольшие рекомендации для туристов. Если вы хотите сфотографироваться у Стены Плача, выбирайте для экскурсии будний день. Вторая половина пятницы и суббота в Израиле – Шабат, священный день. Это выходной, по четвертой заповеди Торы святить день субботний. В это время фотографироваться на Храмовой горе запрещено. Эти сутки вообще не благоприятны для экскурсий, так как большинство заведений и магазинов закрыты, и не ходит общественный транспорт.

Гостиниц в Иерусалиме большое множество. Как в Старом городе, так и за его стенами. Место в них можно (и даже нужно) предварительно забронировать на сайтах. Средняя цена – 400 шекелей (приблизительно 115 $) за номер на двоих на одну ночь, включая завтрак. Это в 10 минутах езды от Старого города. В Старом городе гостиницы встречаются на каждом шагу: арабские, католические и др. Недалеко от входа есть очень симпатичная католическая гостиница, где зимой 2013-го можно было расположиться за 500 шекелей за ночь.

Вифлеем

Это еще один религиозный центр Израиля. Современный Вифлеем – город с населением 42 000 человек, включая пригороды. Расположен на 8 км южнее Иерусалима.

Представляет значимость для христианства и иудаизма. Согласно Библии, в этом месте родился Иисус Христос. Также отсюда был родом царь Давид, здесь же он был помазан на царство. В Вифлееме есть католические церкви, Вифлеемский католический университет и одна из старейших христианских общин в мире.

Вифлеем не относится к благоприятным для туризма городам, так как находится на спорных территориях между Израилем и ПНА, и в нем нередки волнения. От Израиля его отделяет бетонная стена и контрольно-пропускной пункт. Чтобы пройти через него, гражданину РФ понадобится предъявить загранпаспорт установленного образца и пройти несложную проверку. Но попасть обратно значительно труднее – предстоит досмотр не менее тщательный, чем , а также есть вероятность закрытия КПП на несколько дней.

Хеврон

Расположен еще Южнее Вифлеема, если смотреть по карте – прямо напротив средней части . Город Хеврон не раз упоминается в Библии. До 13 века до н.э. он был центром хананейской культуры, в 8 в.до н.э. – царь Давид провозгласил его своей столицей, а позднее здесь поднял восстание его сын Авессалом.

Современный Хеврон – крупный населенный пункт с почти 160 000 жителями, из которых подавляющая часть – арабы, евреев всего 800 человек. Город находится частично под контролем Палестинской автономии, частично – израильской армии, его разделяют КПП, в среде населения нередки столкновения.

Тем не менее, Хеврон привлекает паломников. Здесь находится пещера Махпела (или пещера Патриархов), где, по преданию, покоится прах Авраама, Сарры, Исаака, Ревекки, Иакова и Лии, а также первых людей Адама и Евы.

Здесь также в начале 20-го века построен православный храм в честь святых Праотцов и Монастырь Святой Троицы.

Цфат

Город в Верхней Галилее, то есть в северной части страны. Этот религиозный центр Израиля в средние века был центром распространения Кабаллы – учения, родившегося из иудаизма.

Цфат интересен своим рельефом: он расположен на вершине горы, и его улицы представляют собой в той или иной степени серпантин, открывающий вид одновременно на озеро Кинерет, Средиземное море и гору Хермон.

Цфат считается городом художников, чьи работы выставлены в многочисленных галереях и мастерских.

Для ортодоксальных иудеев представляют ценность действующие синагоги и иешивы. А для каббалистов – могилы их знаменитых учителей.

Тверия, Галилея

Тверия (в Библии Тивериада) – небольшой красивый город на западном берегу Гениссаретского озера. Построен примерно 2000 лет назад царем Иродом Антипой в дар римскому императору Тиберию.

В городе на данный момент проживает более 40 000 жителей, значительная часть из них придерживается ортодоксальных традиций иудаизма.

Представители этой религии почитают гробницы раббана Иоханана бен Заккая, рабби Акивы, рабби Меира Баал-ха-Нес, а также Маймонида, находящиеся в Тверии.

Для христианских паломников интересны храмы, расположенные в черте города и, конечно, окрестности Тверии. Ведь Галилея – место, где Иисус Христос провел значительное время своего служения. В 15 минутах езды от города находится Гора Блаженств – место, где Учитель произнес всем известное «Блаженны нищие духом…». Сейчас на ее вершине разбит парк и построен католический монастырь.

Можно посетить место, называемое Кфар-Нахум – это та самая рыбацкая деревня Капернаум, где Иисус когда-то призвал некоторых из апостолов, здесь же он совершал чудеса и проповедовал в синагоге. Сейчас оно поделено на православную и католическую части. На территории каждой есть соответствующий монастырь, сад и исторические памятники. Так, в католической части можно увидеть остатки синагоги 1 века н.э.

На выезде из Тверии в северном направлении расположен поселок Мигдаль – откуда, по преданию, родом Мария Магдалина.

Если же направиться на юг, то минут через 10 попадешь в место массового крещения паломников, называемое Ярданит. По одной из версий, здесь Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.

С окраин Тверии видна гора Тавор (Фавор) или Гора Преображения – предполагают, что именно там Иисус предстал перед апостолами в белых одеждах. Из города до вершины горы добраться на машине можно за полчаса. Другой вариант – доехать на 30-м автобусе с центральной автостанции до одноименной арабской деревни у подножия горы, а дальше можно почувствовать себя на месте учеников, поднимавшихся вместе с Иисусом. С вершины можно полюбоваться на вид израильских земель под шум хвойного леса, погулять по тропам для туристов или посетить построенные здесь православный и католический монастыри. Можно также найти место для кемпинга и провести там ночь.

Конечно, вышеперечисленные святые места и достопримечательности – далеко не все, что есть в Израиле. Ведь если всё учитывать, то нужно говорить уже не о религиозных центрах Израиля, а об Израиле, как о едином религиозном центре.

иудаизм, иудаизм это

Основы веры

Бог Монотеизм
Основы веры Тора
Десять заповедей 613 заповедей
Геула Мессия Каббала

Священные книги

Тора Танах Мишна Талмуд Мишне Тора Шульхан Арух Зогар

Танах

Пятикнижие Пророки Писания
Библейская хронология
Колена Израилевы
Скиния Иерусалимский храм Ковчег Завета Менора

Выдающиеся персоны

Праотцы Моше Давид
Пророки Эзра Гиллель Таннаи р. Йоханан бен Заккай
Рабби Акива Амораи Гаоны
Раши Маймонид р. Йосеф Каро

Законы и традиции

Галаха Устный Закон Каноны богослужения
Жертвоприношения Смертная казнь
Гиюр Кашрут Обрезание Пост Бар-Мицва Брак
Тфилин Цицит Мезуза

Еврейский календарь

Шаббат Рош Ха-Шана Йом-Кипур
Суккот Симхат Тора Песах Шавуот
Ханука Ту би-Шват Пурим Лаг ба-Омер
Девятое ава Йом ха-Шоа

Еврейская община

Синагога Микве Йешива
Раввин Кантор Шохет Моэль Даян Софер

Течения в иудаизме

Ортодоксальный иудаизм:
Хасидизм Ультраортодоксы Религиозный сионизм Ортодоксальный модернизм
Реформистский иудаизм Консервативный иудаизм Реконструктивистский иудаизм

Священные места

Синай Масличная гора
Сион Храмовая гора Стена Плача
Пещера Махпела Могила Рахели Могила Иосифа
Иерусалим Хеврон Цфат Тверия

См. также

Евреи Еврейство Сионизм Маген Давид

Иудаи́зм , иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшего название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. - 70 н. э.), ставшего общим названием еврейского народа - ивр. ‏יהודה‏‎‎‎) - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом. современном русском языке существует разделение понятий «еврей» и «иудей», обозначающих соответственно этническую принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры. английском языке существует слово judaic (иудаический, еврейский), происходящее от греческого Ioudaios - более широкого понятия, чем евреи.

Иудеи - этнорелигиозная группа, включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. 2010 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 13,4 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.

Изначальный смысл слова иудей - житель Иудейского царства, позже - римской провинции Иудеи, или израильтянин из колена Иуды. Когда, после падения Северного Израильского царства и увода в плен его жителей - десяти колен Израилевых, Иудейское царство осталось единственным представителем всего народа, то название «иудей» стало почти тождественным названию «еврей».

Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более чем 3000 лет. Иудаизм - одна из старейших монотеистических религий, и самая древняя из существующих по настоящее время.

История иудаизма делится на следующие большие периоды развития:

  • «библейский» иудаизм (XX в. до н. э. - VI в. до н. э.),
  • Иудаизм Второго храма (VI в. до н. э. - II в. н. э.), включая эллинистический иудаизм (после 323 г. до н. э.),
  • Талмудический иудаизм (II в. н. э. - XVIII в н. э.),
  • современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время).

Современный иудаизм включает различные «течения» или «направления», сформировавшиеся в 19-20 веке. Самыми крупными являются ортодоксальный иудаизм (включающий, в свою очередь, хасидов, «литваков», современную ортодоксию, религиозных сионистов, и т.д.), реформистское и консервативное течения (в основном, в США и Канаде). некоторых странах течение, приблизительно соответствующее реформистскому, называется либеральным либо прогрессивным иудаизмом, а сторонников консервативного иудаизма вне США и Канады называют «масорти». Кроме того, последователями «традиционного» иудаизма, или «масорати», иногда называют прослойку людей (в первую очередь, в Израиле), которые, сами не являясь ортодоксами, тем не менее, соблюдают многие традиции и являются сторонниками ортодоксального иудаизма. Похожая ситуация существовала и сохраняется по сей день в бывшем СССР, где большинство людей, исповедующих иудаизм, не соблюдают всех его предписаний на бытовом уровне в ортодоксальной интерпретации, но, тем не менее, не относят себя к другим течениям, и уважают авторитет ортодоксальных раввинов. Однако, после распада СССР, в России возникли и общины, связанные с прогрессивным течением.

В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма - устоявшиеся в различных общинах традиции и раввинские респонсы, основанные на Танахе («Письменной Торе») и Талмуде («Устной Торе»). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом. Общепринятым в разных течениях ортодоксального иудаизма является составленный в XVI веке Йосефом Каро свод Шулхан арух, который подвел итог кодификативной деятельности галахических авторитетов многих поколений. Евреи-ашкеназы приняли его с дополнениями Моше Иссерлеса (Рамо), учитывающими обычаи ашкеназской общины, и рядом других, более поздних дополнений и комментариев.

  • 1 Происхождение термина
  • 2 Символы
  • 3 Основные черты
  • 4 Танах
    • 4.1 Тора
    • 4.2 Комментарии к Торе
  • 5 История
    • 5.1 Гипотезы о происхождении
  • 6 Ортодоксальный иудаизм
    • 6.1 Литваки
    • 6.2 Хасидизм
    • 6.3 Ортодоксальный модернизм
    • 6.4 Религиозный сионизм
  • 7 Реформистский (прогрессивный) иудаизм
  • 8 Консервативный иудаизм
  • 9 Реконструктивистский иудаизм
  • 10 Прочие течения иудаизма
    • 10.1 Иудаизм в русской этнической среде
  • 11 Святые места
  • 12 Статус иудаизма в Израиле
  • 13 Взаимоотношения с другими религиями
    • 13.1 Иудаизм и язычество
    • 13.2 Иудаизм и христианство
    • 13.3 Иудаизм и ислам
    • 13.4 Народы, исповедующие иудаизм
  • 14 См. также
  • 15 Примечания
  • 16 Ссылки
  • 17 Литература
    • 17.1 Ресурсы по иудаизму

Происхождение термина

Термин «иудаизм» происходит от греческого Ἰουδαϊσμός (в русском произношении «иудаисмо́с»), появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I в. до н. э. (2Макк. 2:21; 8:1) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом - русское еврейство , немецкое Judentum , английское Jewry или Jewish People . На иврите термины «иудаизм» и «еврейство» - синонимы. Термин ивр. ‏יַהֲדוּת‏‎‎‎ (яхадут), возник в иврите после Вавилонского пленения. На идише иудаизм традиционно обозначается термином идиш ייִדישקײט (идишка́йт), дословно означающим «еврейскость» (от прилагательного идиш ייִדיש, еврейский), то есть еврейский образ жизни.

Символы

Основная статья: Религиозные символы

В существенном смысле, символическое значение в иудаизме имеют молитва Шма и соблюдение шаббата и кашрута, ношение кипы (головного убора).

Один из внешних символов иудаизма с XIX века - шестиконечная Звезда Давида. Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Две расположенные рядом прямоугольные скрижали с закруглённой верхней гранью также являются символом иудаизма, зачастую встречающимся в орнаменте и декорации синагог. Иногда на скрижалях выгравированы 10 заповедей, в полной либо сокращённой форме, либо 10 первых букв еврейского алфавита, служащих для символической нумерации заповедей.

Библия также описывает знамёна каждого из 12 колен. Поскольку традиционно считается, что современные евреи, в основном, происходят из колена Иуды и существовавшего на его территории Иудейского царства, лев - символ этого колена - также является одним из символов иудаизма. Иногда лев изображается с царским скипетром - символом царской власти, которой наделил это колено в своём пророчестве праотец Иаков (Быт. 49:10). Также встречаются изображения двух львов, по обе стороны от скрижалей - стоящих «на страже заповедей».

    Звезда Давида

Основные черты

Основная статья: 13 принципов веры
  1. Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию - следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.
  2. Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
  3. Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, - ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
  4. Учение об абсолютной ценности Человека, человеческой жизни (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) - как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном всестороннем духовном усовершенствовании.
  5. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является творением Божьим, его образом и подобием, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении познания Бога, всем людям даются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная помощь.
  6. При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
  7. Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите - гиюр) и является национальной религией еврейского народа.
  8. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
  9. Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. ‏מָשִׁיחַ‏‎‎‎, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис. 2:4). (Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым)
  10. Учение о воскресении из мёртвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Танах

Основная статья: Танах

Танах - ивр. ‏תנ"ך‏‎‎‎, аббревиатура, составленная из трех слов: Тора́ ивр. ‏תורה‏‎‎‎, Невии́м ивр. ‏נביאים‏‎‎‎, Ктуви́м ивр. ‏כתובים‏‎‎‎ - Закон, Учение; Пророки и Писания. Тора иначе называется Пятикнижие Моисеево, так как эти пять книг, согласно традиции, были получены Моисеем от Всевышнего на горе Синай.

Танах иногда называют «Еврейской Библией» (у христиан соответствует каноническим книгам Ветхого Завета). Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. Танах, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама.

В разных контекстах Еврейская Библия употребляет различные имена и эпитеты, прямо или косвенно обозначающие Бога. Классические комментаторы объясняют различные аспекты, связанные с употреблением каждого из этих имён, например, преобладание качества милосердия над строгим судом, и так далее.

Изучение особенностей текста, связанных с употреблением того или инного имени, легло в основу Документальной гипотезы современной Библейской критики.

Тора

Основная статья: Тора

То́рa (ивр. תּוֹרָה - тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении - То́йро).

  • Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисе́ево (греч. πεντάτευχος) или Кни́ги Моисе́евы.
  • В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога (Исх.15:25), отдельные заповеди (Быт.26:5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев.7:1) и т. п.
  • Слово «Тора» также встречается в смысле поучения или родительского наставления.
  • Иногда Торой называют весь Танах.
  • Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.
  • В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.
  • Термин Тора означает также учение - философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант - `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут - `Теория Относительности`).

Комментарии к Торе

Так как текст Торы и её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), веками мудрецы пытались комментировать отдельные её положения. Некоторые комментаторы, например Раши, создали комментарии почти к каждому предложению Письменной Торы. По данным традиции, Моисей получил на горе Синай вместе с Письменной и устную Тору, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано». Хотя в Письменной Торе нет прямого подтверждения об устной Торе, в книге Шмот (Исход) сказано: «И написал Моисей все слова Господни…».

Из поколения в поколение Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее - в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

В современных изданиях Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаонов (геоним) (раннее средневековье) до XVII века.

Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба).

Есть также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне).

История

Основная статья: История иудаизма

На сегодняшний день, несмотря на заметные успехи библейской археологии, Танах является практически единственным источником сведений о древнейшей истории израильтян, и поэтому не представляется возможным установить, в каком пункте древнееврейская история перестает быть чисто легендарной. Первой личностью, упоминаемой в Танахе, о которой имеется независимое письменное свидетельство, является Ахав, царь Израиля; о нём говорится в одном ассирийском письме, датированном 853 г. до н. э. то же время в двух небиблейских источниках (Стела царя Меша и Стела из Тель-Дана) упоминается о династии царя Давида (бэйт Давид), который жил всего лишь лет за 100-150 до времени создания этих письменных текстов в камне. Стеле Меша прямо говорится о войнах Меша с царём Омри, отцом Ахава.

Гипотезы о происхождении

Многие из ученых - убеждённые сторонники документальной гипотезы, которая утверждает, что Тора (Пятикнижие) приобрела современную форму путём объединения нескольких первоначально независимых литературных источников, а не написана полностью Моисеем.

Многие полагают, что во время Первого Храмового периода люди Израиля верили, что у каждого народа существует свой бог, но их Бог является самым главным Богом, то есть придерживались монолатрии. Некоторые утверждают, что строгий монотеизм развился во время Вавилонского Изгнания как реакция на зороастрийский дуализм. текстах Танах после Вавилонского Плена и строительства Второго Храма стали появляться упоминания о причастности сатаны к грехопадению, чего не наблюдалось в более ранних источниках. По этой гипотезе только в эллинистический период большинство иудеев начали верить, что их Бог - единственный, и что их народ сплачивает единая религия.

Джон Дей полагает, что истоки библейских Эль, Баала и т. д. возможно имеют корни в ранней ханаанитской религии, основанной на пантеоне богов, подобном греческому.

Профессор кафедры иудаики Нью-Йоркского университета Л. Шиффман пишет:

Некоторые учёные утверждают, что вероучение патриархов было просто одной из форм монолатрии…, но Библия твердо свидетельствует, что патриархи были настоящими монотеистами. Вместе с тем, позднейшее развитие библейской системы жертвоприношений делает очевидным тот факт, что ранние израильтяне также верили в демонические силы. Божественная свита ангельских существ в том виде, как она описывается в некоторых псалмах, несколько напоминает пантеоны политеистических Месопотамии и Угарита….

Ортодоксальный иудаизм

Основная статья: Ортодоксальный иудаизм Минха, дневная молитва в Главной синагоге Одессы

Ортодоксальный иудаизм (от др.-греч. ὀρθοδοξία - букв. «правильное мнение») - общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде Шулхан арух. ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений - литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), религиозный сионизм. Общее количество последователей - более 4-х миллионов человек.

Литваки

Основная статья: Литваки

Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры - иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве (в Литву, точнее Великое княжество Литовское входили земли современной Литвы, Беларуси части Польши и Украины).

«Литовская Школа» появилась хронологически раньше хасидизма и религиозного сионизма.

Литваки являются последователями Виленского Гаона (рабби Элиягу бен Шлоймэ Залмана), великого еврейского ученого-талмудиста. С его благословения была создана первая литвакская иешива современного образца в Воложине.

В России литваки входят в состав КЕРООРа (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России).

Выдающиеся раввины, ученые и общественные деятели, принадлежащие к течению литваков: рабби Исроэль Мейр а-Коэн (Хафец Хаим), рав Шах.

Хасидизм

Основная статья: Хасидизм

Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии.

См. также Хабад.

Ортодоксальный модернизм

Основная статья: Ортодоксальный модернизм в иудаизме

Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.

В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820-1899) и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808-1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец - гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Религиозный сионизм

Основная статья: Религиозный сионизм

Иное направление «Современной ортодоксии» - религиозный сионизм - было создано в 1850 году равом Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано равом Авраамом-Ицхаком Куком.

Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).

Видные представители в настоящее время: р. Авраам Шапира (умер в 2007 году), р. Элиезер Беркович (умер в 1992 году), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йехуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн, р. Ури Шерки, р. Шломо Авинер.

В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии и религиозного сионизма следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

Реформистский (прогрессивный) иудаизм

Основная статья: Реформистский иудаизм

Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей - сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма - это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности и принципиально отвергает Галаху.

Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности.

Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах. Большая часть приверженцев проживает в США, где сложился классический реформистский иудаизм, изначально задуманный в качестве универсального, а не исключительно еврейского рационального морально-этического учения. Реформистский иудаизм признаёт евреями как принявших иудаизм (в любой его форме) неевреев, так и потомков евреев по отцовской либо материнской линии.

В Великобритании идейно близкое к реформистскому иудаизму движение называется либеральным. Реформистский же иудаизм в Великобритании идейно ближе к консервативному движению в США. совокупности, либеральное, реформистское, а также реконструктивистское движения называют прогрессивным иудаизмом.

Консервативный иудаизм

Основная статья: Консервативный иудаизм

Современное течение в иудаизме, возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале XX века в США. Изначально было ответвлением реформистского иудаизма.

Консервативный иудаизм стал массовым движением в США после массовой иммиграции евреев из Восточной Европы, в большинстве своём выходцев из традиционных (ортодоксальных, в современной терминологии) семей, примкнувших к существующим реформистским общинам. Им был чужд классический реформистский иудаизм немецкого толка, но, в то же время, они не отводили повседневному соблюдению ту же роль, что большинство ортодоксов. итоге, консервативный иудаизм выделился в отдельное движение, но, в то же время, под его влиянием многие традиционные обряды вернулись в реформистский иудаизм.

В США также существует небольшая прослойка, условно именуемая Conservadox, описывающая людей, чья религиозная практика попадает в промежуток от консервативного до ортодоксального (модернистского) иудаизма. Часто это выходцы из ортодоксальных семей, придерживающихся религиозных обрядов менее строго, чем это принято в ортодоксальных общинах, но более строго, чем принято в консервативных, и без практик, почерпнутых консерваторами у реформистов. Примерно ту же группу нередко называют «традиционными» евреями (противопоставляя их как ультраортодоксам, так и реформистам и идейно близкой им части консерваторов). Таким образом, спектр взглядов и практик, составляющих консервативный иудаизм, весьма широк.

Реконструктивистский иудаизм

Основная статья: Реконструктивистский иудаизм

Движение, базирующееся на идеях раввина Мордехая Каплана об иудаизме как цивилизации, изначально - ответвление консервативного иудаизма. Входит, наряду с реформистским иудаизмом, в World Union for Progressive Judaism.

Прочие течения иудаизма

  • Движение гуманистического иудаизма
  • Обновленческий иудаизм раввина Майкла Лернера

Иудаизм в русской этнической среде

См. статью Субботники

Святые места

Святой город - Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, - в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма - Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы, Вифлеем (Бейт-Лехем) - город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль, Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф, Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.

Статус иудаизма в Израиле

Основная статья: Религия в Израиле

    Звезда Давида, один из символов еврейства, на флаге Государства Израиль

    Менора, один из символов иудаизма, на гербе Государства Израиль

Среди еврейского населения Израиля (5,3 млн) около 25 % являются полностью соблюдающими сторонниками ортодоксального иудаизма (из них около половины - сторонники литовского направления и хасидизма, другая половина - сторонники религиозного сионизма), ещё около 35 % соблюдают частично, но также считают себя сторонниками ортодоксального иудаизма. Сторонники консервативного и реформистского направлений составляют около 7% (на 2013).

В Государстве Израиль религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, гиюр - переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться в религиозным судом «Бейт дин» по обоюдному согласию сторон. любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права - Галахи.

Также выходным днём в Израиле является суббота, а праздничными - все праздничные дни (Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот) в соответствии с иудаизмом.

Взаимоотношения с другими религиями

Иудаизм и язычество

Общее отношение иудаизма к языческим религиям иллюстрирует молитва Алейну Лешабе́ах (современный текст написал вавилонский талмудист Рав Аба Арика, III век), которая завершает молитвословия всех служб еврейского суточного круга:

На нас возложено прославлять Господа всего мира, провозглашать величие Создателя вселенной. Ибо он не сделал нас подобными народам мира, не дал нам быть похожими на племена земные. Он дал нам не их удел, и не ту судьбу, что всем их полчищам. Ибо они поклоняются пустоте и тщете, и молятся божествам, которые не спасают <…>.

Русский перевод по: «Сидур Врата молитвы» под редакцией Пинхаса Полонского - М., 1993, стр. 144-145.

Попытка навязать иудейской общине верования эллинов привела к войне Маккавеев.

См. также: Ханука

Иудаизм и христианство

Основная статья: Иудаизм и христианство См. также: Христианство и антисемитизм, История раннего христианства и Фарисеи

В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному» - то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира:

«<…> и всё происшедшее с Йешуа Ганоцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе» (Соф. 3:9). Каким образом? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.»

Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, гл. 11:4

В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его тринитарной и христологической догматикой, разработанной в IV веке, идолопоклонством (язычеством) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»).

Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус (ивр. ‏יֵשׁוּעַ‏‎‎‎) и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Так, согласно 24-й главе Книги Деяний, на суде над апостолом Павлом сам Павел декларирует себя как фарисея, и при этом он именуется от лица первосвященника и иудейских старейшин «представителем Назорейской ереси» (Деян. 24:5).

С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо. иудейских религиозных текстах той эпохи нет упоминаний о личности, которую можно было бы достоверно отождествить с Иисусом.

Иудаизм и ислам

Взаимодействие ислама и иудаизма началось в VII веке с возникновением и распространением ислама на Аравийском полуострове. Ислам и иудаизм относятся к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Поэтому есть много общих аспектов между этими религиями. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ни что иное, как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами.

Иудеи признают ислам, в отличие от христианства, последовательным монотеизмом. Традиционно, евреям, живущим в мусульманских странах, было разрешено исповедовать свою религию и управлять своими внутренними делами. Они были свободны в выборе места жительства и профессии. Период с 712 по 1066 годы был назван золотым веком еврейской культуры в исламской Андалусии (Испания). Лев Поляков пишет, что евреи в мусульманских странах пользовались большими привилегиями, их общины процветали. Не было никаких законов или социальных барьеров, препятствующих ведению ими коммерческой деятельности. Многие евреи мигрировали в районы, завоёванные мусульманами, и образовали там свои общины. Османская империя стала убежищем для евреев, которые были изгнаны с территории Испании католической церковью.

Традиционно немусульмане, в том числе евреи, в мусульманских странах находились в положении подданства. Для этих народов существовал статус зимми, основанный на законах, которые были разработаны мусульманскими авторитетами во времена Аббасидов. Пользуясь защитой жизни и имущества, они обязаны были признать безраздельное господство ислама во всех сферах жизни общества и платить специальный налог (джизья). Вместе с тем они освобождались от других налогов (закят) и освобождались от службы в армии.

Народы, исповедующие иудаизм

Основная статья: Этнические группы евреев

В течение веков в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся культурными и языковыми особенностями. Многие из них говорят или говорили на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках.

См. также

  • Иудаика
  • Еврейство
  • Библеистика
  • Караимизм
  • Мессианский иудаизм

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия: ИУДАИ́ЗМ
  2. Webster, judaic
  3. См., напр., Deborah Dash Moore, American Jewish Identity Politics, University of Michigan Press, 2008, p. 303; Ewa Morawska, Insecure Prosperity: Small-Town Jews in Industrial America, 1890-1940, Princeton University Press, 1999. p. 217; Peter Y. Medding, Values, interests and identity: Jews and politics in a changing world, Volume 11 of Studies in contemporary Jewry, Oxford University Press, 1995, p. 64; Ezra Mendelsohn, People of the city: Jews and the urban challenge, Volume 15 of Studies in contemporary Jewry, Oxford University Press, 1999, p. 55; Louis Sandy Maisel, Ira N. Forman, Donald Altschiller, Charles Walker Bassett, Jews in American politics: essays, Rowman & Littlefield, 2004, p. 158; Seymour Martin Lipset, American Exceptionalism: A Double-Edged Sword, W. W. Norton & Company, 1997, p. 169.
  4. World Jewish Population, 2010. Sergio Della Pergola, Hebrew University of Jerusalem
  5. Иудей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  6. Ринекер Ф., Майер Г. Иудеи, иудаизм // Библейская энциклопедия Брокгауза. - Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. - 1226 с.
  7. Иудеи // Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)
  8. Religion & Ethics - Judaism. BBC. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. (англ.)
  9. Religion: Three Religions, One God PBS (англ.)
  10. поиск в books.google.ru по «Judaism is the oldest surviving monotheistic religion»
  11. Judaism // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2012.
    The history of Judaism here is viewed as falling into the following major periods of development: biblical Judaism (c. 20th–4th century BCE), Hellenistic Judaism (4th century BCE–2nd century CE), rabbinic Judaism (2nd–18th century CE), and modern Judaism (c. 1750 to the present).
  12. русском синодальном переводе термин отсутствует, но может быть найден в английском переводе (Библия короля Якова)
  13. Суббота - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  14. Маген Давид - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  15. Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом. Существует также мнение, что первым был атонизм, провозглашенный египетским фараоном Эхнатон (1364-1347 годы до н. э.). Однако монотестичность атонизма, как и зороастризма, ставится под сомнение. Кроме того, есть версия, что Моисей мог жить раньше Эхнатона (правда, существование Моисея не является историческим фактом), и Эхнатон заимствовал монотеизм из иудаизма. Ряд исследователей (см. напр. Бертран Рассел, «История западной философии») считает, что религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения (то есть значительно позже жизни Эхнатона).
  16. Ноевых сынов законы - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  17. Библия. Влияние Библии на мировую и еврейскую культуру - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  18. Рассел, Бертран - История западной философии - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001
  19. Yehezkal Kauffman, The Religion of Israel
  20. Robert Alter The Art of Biblical Poetry
  21. E. A. Speiser Genesis (The Anchor Bible)
  22. John Bright A History of Israel
  23. Martin Noth The History of Israel
  24. Ephraim Urbach The Sages
  25. Shaye Cohen The beginnings of Jewishness
  26. John Day. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan, Sheffield Academic Press, 2000. - 282 с.; стр. 30-37, 68-73.
  27. Шиффман, Лоуренс. От текста к традиции: История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда / Пер. с англ. А. М. Сиверцева. - М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2000. - 276 c.
  28. Poll: 7.1 percent of Israeli Jews define themselves as Reform or Conservative
  29. J. David Bleich. Divine Unity in Maimonides, the Tosafists and Me’iri(in Neoplatonism and Jewish Thought, ed. by L. Goodman, State University of New York Press, 1992), pp. 239-242.
  30. Слово ересь (haireseos) в те времена имело несколько значений и отличалось от нынешнего его понимания См. Питанов В.Ю. Почему христиане борются с ересями
  31. Пинхас Полонский. Евреи и христианство
  32. Энциклопедия «Britannica», 1987, Том 22, стр. 475.
  33. Маймонид - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  34. Lewis, Bernard (1984). The Jews of Islam. Princeton: Princeton University Press. стр.10,20
  35. Lewis, стр. 8,62
  36. Поляков, Лев. The History of Anti-semitism. стр.68-71
  37. 1 2 Бат Йеор. Исторический очерк // «Зимми»: христиане и евреи под властью ислама = The Dhimmi: Jews and Christians Under Islam. - Fairleigh Dickinson University Press, 1985. - ISBN 0-8386-3233-5.

Ссылки

  • Иудаизм - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • «Иудаизм» . Книги по иудаизму
  • Статья «Иудаизм». Энциклопедия «Кругосвет».
  • Статья «Иудаизм». «Мир религий».
  • Статья «Иудаизм (краткий очерк)». Сайт А. Львова.
  • «Еврейская традиция» Школьный учебник
  • «История иудаизма до нашей эры» Обзорно-аналитическая статья Юрия Клименковского
  • «Иудаизм и Ислам» Обзорно-аналитическая статья
  • Словарь терминов, используемых в текстах Иудаизма
  • Новейший философский словарь

Литература

  • Алов А. А., Владимиров Н. Г. - Иудаизм в России. М.: Институт Наследия, 1997
  • Фрейд З. - «Этот человек Моисей»
  • Никольский Н. М. «Политеизм и монотеизм в еврейской религии» (на белорус. яз., Минск, 1931; рус. вариант в кн.: Никольский Н. М. Избр. произведения по истории религии, М., 1974) (недоступная ссылка с 15-05-2013 (753 дня) - история)
  • Фишбейн М. Религиозные традиции иудаизма // Религиозные традиции мира. Т. 1. М., 1996.
  • Иудаизм от А до Я./ сост. Н.Б. Антонов. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007-288 с.

Ресурсы по иудаизму

  • Иудаизм и Евреи
  • Иудаизм - книги, статьи, лекции
  • ЕЖеВика - Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам
  • Еврейские праздники и традиции
  • Хабад Любавич
  • Еврейское Радио Уроки Иудаизма в прямом эфире.
  • «Хасидус по-русски» Еврейский портал по изучению иудаизма. Более ста книг по иудаизму он-лайн.
  • Еврейская электронная библиотека
  • «Рассказывает рав Исроэль Зельман».
  • Лекции по Торе и Каббале в формате MP3
  • Маханаим - еврейский культурно-религиозный центр
  • http://www.evrey.com/
  • Глобальный еврейский on-line центр
  • Аудио и видео онлайн лекции по иудаизму
  • Махон Меир
  • Практика иудаизма
США Россия Франция Индия Турция Марокко Армения Азербайджан Латвия Украина

иудаизм, иудаизм википедия, иудаизм гаоны, иудаизм и евреи, иудаизм и христианство, иудаизм кратко, иудаизм основные идеи, иудаизм презентация, иудаизм реферат, иудаизм это

Иудаизм Информацию О

В годы завоевания еврейскими племенами Ханаана (13-12 вв. до н.э.) и в последующий период межплеменной раздробленности, Бог иудеев не имел постоянного культового центра. Главная святыня иудеев - Ковчег Завета, в котором находились скрижали с Десятисловием, то есть десятью заповедями, постоянно находилась в переносном храмескинии . Преданность Всевышнему на ходила свое выражение в жертвоприношениях, соблюдении заповедных обетов, молитве и обязательном обрезании младенцев мужского пола. С образованием объединенного Израильского-Иудейского царства при Давиде в 1004 г. до н.э. Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим, в 905 г. до н.э. сыном Давида царем Соломоном, в святом городе были возведены царский дворец и храм в честь Бога. Семь лет длилось строительство Храма Соломона. После его завершения в Святая Святых была перенесена священная реликвия иудейского народа -- Ковчег Завета, приглашено множество старейшин и глав колен Израиля. Началось двухнедельное празднование открытия Храма торжественной молитвой царя Соломона. Впоследствии здесь происходили многие события священной истории. Храм обслуживался сословием священников и их помощников. Тогда же зарождается идея вечной нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и богоизбраннечества священного Иерусалима. Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведён в качестве постоянного и основательного каменного здания в совершенно определённом и особом месте. Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего Израиля, хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища -- бамот. Вошло в обычай восходить три раза в год в Иерусалимский храм. Тем временем, в Иудее Иерусалимский храм всё более и более возвышался в глазах народа и занял первое место в поклонении Единому Богу. Гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божьей горой, а Храм -- жилищем Господним. Чудесное избавление Иерусалима и вместе с ним всей Иудеи от нашествия Сеннахирима в 701 году до н. э. ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом Божественной святости и чудодейственной силы. Однако существование местных бамот рядом с постоянным Храмом считалось нормальным явлением в виду того значения, которое придавалось народом жертвоприношениям.

Однако ухудшение политической ситуации в конце правления Соломона и в дни его преемников отразилось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус Иерусалима как духовно-политического центра всех израильских колен, основатель Израильского (Северного) царства Иеровоам I (930 год до н. э.) восстановил святилища в Бейт-Эле и Дане, и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов. Но уже в царствование Езекии Храм вновь стал святыней для всех жителей Иудеи, единственным местом, где служили Богу. В дальнейшем величию этого Храма придавалось все большее значение. Сюда прибывали люди со всего Израильского царства. Приход к власти Менаше привел к восстановлению языческих капищ, идолопоклонство проникло и в Храм. В правление Иошияху языческие культы уничтожили, и Храм снова стал культурным и политическим центром всего государства. Несколько десятилетий спустя в Израильское царство вторгся Навузардан -- один из предводителей вавилонского войска. Он разрушил все дома и стены города, выгнал местных жителей и приближенных сверженного царя и превратил в руины Иерусалимский Храм. До сих пор не найдено и прямых археологических свидетельств из Храма Соломона, поскольку непосредственно на Храмовой горе археологические раскопки никогда не проводились. При просеивании земли с Храмовой горы были найдены некоторые косвенные свидетельства, среди которых камень с именем священника, а также наконечник стрелы, подобные которому использовались в армиях Навуходоносора.

Иерушалаим – не просто древнее ближневосточное поселение с богатой историей, не просто столица государства Израиль, которую прославляют в песнях, сказаниях и легендах. Этот город уже очень давно получил особенный статус. Здесь находится тот самый кусок скалы, центр мироздания, с которого Бог начал Сотворение мира: разделив сушу и воду, Господь должен был опереться ногой на твердый участок, чтобы продолжать свои деяния, такой опорой и послужил Камень Основания. А еще Иерусалим считается центром земли, ведь ее «пуп» размещен как раз тут, в . Наконец, этот один из древнейших городов планеты три религии откровения: иудаизм, ислам и христианство – определяют как священное место. В самом деле, святыни Иерусалима чтут иудеи, мусульмане и христиане всего мира. В этой статье мы расскажем о некоторых из священных объектов.

Реликвии иудаизма

Самым святым местом, несомненно, является для приверженцев иудейских традиций: еврейские мудрецы убеждены, что присутствие Бога до сих пор проявляется на земле в полной мере только здесь.

Гора Дома

Главным местом почитания является у евреев , которая высится за крепостными стенами в пределах Старого Города. Священной именуется у иудеев вся гора целиком, каждый сантиметр ее территории. На этой Горе:

Четыре столетия стоял Первый Храм;

Велись ежедневные службы с жертвоприношениями;

Сюда приезжали на праздники мужчины всех колен израилевых;

После возвращения евреев из плена в Вавилонии на Мории возвели великолепный Второй Храм, также прослуживший 4 века.

Третий Храм, считают иудейские пророки, тоже появится на Храмовой горе.

Западная стена

Одной из интереснейших города и крупнейшим историческим памятником является в Еврейском квартале иерусалимского Старого города Котэль Маарави – остаток иродианского укрепления, сооруженного для расширения Храмовой горы, сохранившийся после гибели Второго Храма от рук римских солдат императора Тита Флавия.

Для иудеев до наших дней осталась величайшей святыней, у которой они оплакивают разрушение обоих Храмов, просят об исполнении желаний, молятся о сокровенном, а некоторые просто молча стоят, впитывая ауру древности. Подойти к А-Котелю может каждый, будь то днем или в ночные часы, в любой день года, денег за вход не требуют, необходимо только следовать определенным правилам:

Мужчинам следует надевать специальные шапочки (кипы);

Плечи и колени женщин должны быть прикрыты;

Место для молитв мужчин находится слева, а женщины могут обращаться к Богу с правой части территории;

Появляться у Стены с домашними животными строго запрещено;

Нельзя использовать мобильные телефоны, фотографировать и курить у Стены в субботу и в иудейские праздники.

Молитвы, иногда рыдания, иногда оживление и веселье – слышны у Стены Плача постоянно, независимо от или времени, сегодня это место напоминает гигантскую синагогу под открытым небом. Еще со времен власти Османской империи, когда в 16-ом столетии ее правитель Сулейман Великолепный позволил евреям здесь молиться, Западная стена превратилась для иудеев в объект паломнических поездок в Иерусалим, где, по давней традиции, трижды в год, на праздники, они должны были посещать Храм.

Исламские святыни

После Медины и Мекки третье место по степени святости занимает у мусульман Иерусалим. В этом городе, по представлениям сторонников ислама, обитают 40 праведников, своим благочестием спасающие мир от болезней, несчастий и голода. Гору Мория по-арабски называют «Благородным святилищем», ислам связывает ее с ночным вознесением Мухаммеда к Божественному трону, когда на волшебном существе бураке (лошади с человеческой головой) пророк перенесся сначала из Мекки на иерусалимскую Храмовую гору, а затем небеса над местом, где стоял раньше Храм, разошлись, открывая путь к Всевышнему.

В Иерусалиме святые места трех монотеистических религий тесно соприкасаются, требуя взаимного уважения. Так, например, на Храмовой горе, по-прежнему, размещены священные исламские реликвии.

Купол над Скалой

Это мусульманское святилище (Куббат ас-Сахра) возводилось с 687 по 691 годы по приказу Абд аль-Малика – омейядского халифа – над скальным выступом (Краеугольным Камнем, считавшимся начальной точкой мироздания задолго до рождения ислама), с которого, в соответствии с 17-ой сурой Корана, совершил свое путешествие ночью к Аллаху пророк Мухаммед, получивший тогда от Бога заветы мусульманской религии.

В наши дни мечеть Скалы в Иерусалиме не является действующим масджидом, это исламский архитектурный памятник, золотой купол которого имеет в диаметре 20 метров и виден из любого района Старого города. В Куполе Скалы хранятся 3 волоска из бороды Мухаммеда и отпечаток его стопы. Входить внутрь Куббат ас-Сахра имеют право только мусульмане. Но туристы, пройдя в Магрибские ворота, могут посетить саму Храмовую гору в установленные летние и зимние часы.

Мечеть Аль-Акса

Из небольшого молитвенного дома, основанного халифом Умаром (или Омаром Первым) в 7-ом столетии (636 году), эта мечеть в Иерусалиме превратилась в 3-ю в мире исламскую святыню, в огромное сооружение, вмещающее одновременно во время богослужения примерно 5000 верующих.

Всякий раз, произнося слова молитвы, мусульмане обращают в определенном направлении (кибле) свои лица. Сейчас такой киблой является Мекка, а раньше ею была мечеть Аль-Акса в Иерусалиме.

В центре строения возвышается купол, внешняя часть которого покрыта свинцовыми пластинами, а изнутри полусфера отделана изумительной мозаикой. Стены мечети также украшены мозаиками в верхней половине, нижняя же одета белым мрамором. Великолепные арки, каменные столбы и мраморные колонны – наполняют 7 галерей мечети, которую по-другому, в память о халифе Омаре, называют «мечеть Омара в Иерусалиме».

Святыни христианства

Каждый год Святой город принимает тысячи светских посетителей, а паломничество в Иерусалим сторонников самых разных религиозных течений давным-давно превратилось в важнейшую ритуальную поездку.

Для христиан Иерусалим также считается главным священным местом, ведь здесь умер и воскрес Иисус Христос, на учении и жизни которого базируется мировая религия – христианство. В эпоху византийского правления (4 — 7 веков) в Святом городе и его округе построили множество и кафедральных соборов.

Масличная (Елеонская) гора

Эта возвышенность тянется по Кедронской долине, вдоль ее восточной стороны, и имеет три отчетливые вершины. Множество святых для христиан мест расположено на склонах Елеонской горы: Базилика Агонии Господней, Гефсиманский сад, русский храм Марии Магдалины, православный храм Вознесения и другие. Именно Масличная гора считается в христианской традиции местом произнесения Иисусом елеонской проповеди, его последней перед арестом молитвы (в Гефсиманском саду), местом, где нашел его, чтобы предать, Иуда, и той точкой, с которой Христос вознесся.

Гробница Богородицы

По преданию, у подножья западного ската Масличной горы, в Гефсимании, была погребена апостолами святая Дева Мария. Над гробницей возведена церковь-грот Успения Богородицы. Храм крестообразной формы расположен под землей, 48 ступеней каменной лестницы ведут вниз от входа. В маленькой (приблизительно 2х2 метра) часовне (кувуклии) установлен гроб с останками Богородицы.

Считается, что мать Иисуса, дожив до 72-ух лет, скончалась в Граде Давида и была похоронена в семейной гробнице, где покоились ее родители – Иоаким и Анна и муж Иосиф Обручник.

Храм Воскресения Христова

Основательницей этой святыни, в соответствии с записями христианских хронистов, является мать императора Константина Первого — Елена Равноапостольная, прославившаяся своими трудами, направленными на распространение христианской религии.

В храме Гроба Господня и поныне совершается ежегодное чудесное схождение Святого Света, символизирующее воскрешение Христа. Таинство явления Священного огня в Иерусалиме происходит накануне православного праздника Пасхи, в субботу, называемую Великой.

Большинство верующих не сомневаются в сверхъестественной природе Благодатного огня, первые письменные упоминания о котором относятся еще к 9-му веку. Нерукотворный Свет, действительно, обладает чудесными свойствами, например, не обжигает кожу в 1-ые минуты после схождения. Не раз фиксировалась церемония молитв, ожидания, получения и раздачи по храму Священного огня в Иерусалиме на видео, но ни фильмы, ни фотографии, ни рассказы не смогут передать того благоговейного чувства покаяния и восторга, которое вызывает это волшебство в душах огромного числа присутствующих в церкви людей.

С древнейших времен до сего дня верующие стремятся поклониться святым местам, прикоснуться к реликвиям, приблизиться к живительной божественной энергии, очиститься от грехов. В наше время с группой единомышленников или самостоятельно можно совершить паломничество в Иерусалим. Цены на туры по Святой земле обычно не включают пограничных сборов, медицинской страховки, дополнительных посещений, допустим, или других культурных объектов и стоимости авиабилетов. Это необходимо учитывать при выборе путешествия и оплате поездки.

В мире Иерусалим известен как город трех различных религий, ведь священным его считают и христиане, и иудеи, и мусульмане. Этот город – средоточие святынь, чтимых людьми различных вероисповеданий. С какими же из достопримечательности Иерусалима обязательно стоит познакомиться тем, кто приехал сюда преимущественно по религиозным причинам?

Основные святыни расположены на территории Старого города – в исторической части города, окруженной крепостной стеной. Принято условное разделение Старого города на четыре квартала: христианский, еврейский, армянский и мусульманский. Хотя расположение святынь той или иной религиозной направленности часто не ограничено территорией определенного квартала. Например, священная для иудеев и мусульман Храмова гора вообще не относится ни к одному из кварталов.

Христианские святыни

Главная для христиан святыня в Иерусалиме – Храм воскресения Христова, который известен также под названием Храм гроба Господня. Расположен он на том месте, где, как гласит Священное Писание, происходило распятие, погребение и последующее воскрешение Иисуса Христа. Именно в нем совершается знаменитое схождение Благодатного огня – церемония, которая происходит накануне великого православного праздника Пасхи.

Храм Гроба Господня – это далеко не одна святыня, а целый огромный комплекс, в который включаются и Голгофа – место Распятия, Кувуклия – часовня, где располагается Гроб Господень, соборный храм Кафоликон и еще некоторые храмы и монастыри. Это священное место используется одновременно шестью конфессиями православной церкви, каждая из которых обладает рядом приделов. Несколько конфессий делят между собой и Кувуклию.

Храм воскресения Христова отделяет от мусульманского квартала знаменитая Виа Доролоза. Принято считать, что именно по этой улочке направлялся к месту распятия Иисус Христос: из 14 остановок, которые были на Крестном пути, 9 расположены здесь. На Виа Долороза находится несколько христианских церквей, которые с востока на запад расположены в таком порядке: первая – Церковь Святой Анны, после нее – Церковь бичевания, далее можно полюбоваться Капеллой осуждения, базиликой Ecce-Homo и Коптским патриархатом, следом находится Эфиопский монастырь, а завершается эта череда Церковью Спасителя.

Христианский квартал предлагает знакомство еще как минимум с сорока церквями и монастырями, кроме того, церкви есть в еврейском и армянском кварталах.

Иудейские святыни

Самой известной из иудейских святынь, расположенных в Иерусалиме, с полным правом считается Стена Плача. Эту постройку, находящуюся на Храмовой горе, некоторые ошибочно называют частью Иерусалимского Храма. Тогда как на самом деле это дошедшие до нашего времени остатки древней стены, которая некогда окружала Второй Храм, разрушенный еще в далеком 70 году нашей эры захватчиками-римлянами. Она считается величайшей в мире святыней иудаизма после, собственно, самой Храмовой горы. Кстати, иудеи называют эту святыню Западной стеной, а Стена Плача – это вольный перевод ее арабского названия.

Говоря об иудейских святынях, выделять какую-то особо нет никакого смысла, так как для евреев считается священной вся Храмова гора. Здесь Авраам совершал жертвоприношения, здесь высились постройки Первого и Второго Храмов. А по большому счету и весь Иерусалим – место священное, недаром его называют Святым городом.

Мусульманские святыни

Уже упомянутая Храмова гора священна не только среди иудеев, но и среди мусульман. Правда, это менее важное для этой религии место, чем Мекка и Медина. Тем не менее, на вершине Храмовой горы располагаются такие важные мечети как Купол скалы и загадочная аль-Акса.

Построенная еще в 705 году нашей эры аль-Акса считается древнейшей мечетью на планете и третьей по значимости исламской святыней. В ней одновременно могут находиться порядка пяти тысяч человек. Распложенная рядом с нею мечеть Купол скалы (Куббат ас-Сахра) выглядит более богато и торжественно, сверкая своим золотым куполом из-за Стены Плача. И хотя эти мечети совершенно разные, они все же составляют единый комплекс.

Примечательна и мечеть Омара с возвышающимся на 15 метров минаретом. Найти ее очень просто – она располагается неподалеку от Храма Гроба Господня, как раз напротив его южного внутреннего двора.

Совершенно не удивительно, что христианские, исламские и иудейские святыни располагаются практически рядом. Ведь все эти религии – авраамические и имеют общие истоки. Ежегодно в Иерусалим тысячами приезжают паломники различных конфессий, каждый из который находит здесь свои собственные святые места.