Герой нашего времени – какой он. А кто он — герой нашего времени? Герой нашего времени какой он должен быть



Герой нашего времени

Герой нашего времени
Герой нашего времени

Титульная страница первого издания
Жанр:
Язык оригинала:
Год написания:
Публикация:
Отдельное издание:
в Викитеке

«Герой нашего времени» (написан в 1838-1840) - роман Михаила Юрьевича Лермонтова . Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге , в типографии Ильи Глазунова и Кº, в г., в 2 книгах. Тираж 1000 экземпляров.

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
    • Предисловие
    • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина )
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист

Хронологический порядок частей

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Фаталист
  4. Максим Максимыч
  5. Предисловие к журналу

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сюжет

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей - Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов , но Лермонтов наполнил её иным смыслом.
Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича, в результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича, его зарезал шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

Печорин

Печорин - петербуржец. Военный, как и по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте 23 лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.

Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.

Он умирает.

Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры , имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги , так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина

Образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209-11). Печорин - личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Образ Печорина по главе "Максим Максимыч": «Он был среднего роста; стройный,тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение,способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов,не побеждённое ни развратом столичной жизни,ни бурями душевными...».

Публикация

Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в г.

  • «Бэла» была написана в г. Первая публикация - в «Отечественных записках» , март , т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной г. и впервые появилось во втором издании романа.

Иллюстрации

Книгу многократно иллюстрировали известные художники, в числе которых М. А. Врубель , И. Е. Репин , Е. Е. Лансере , В. А. Серов .

Истоки и предшественники

  • Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Бестужевым-Марлинским .
  • Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
  • Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона , а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник».
  • Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.

Примыкающие произведения Лермонтова

  • «Кавказец» - очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр - физиологический очерк . Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».
  • Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.

География романа

Действие романа происходит на Кавказе. Основное место - Пятигорск.

Кавказские народы в романе

Литературоведческий анализ

Экранизации

  • «Княжна Мери», ; «Бэла», ; «Максим Максимович», . Режиссёр - В. Барский. В главной роли - Николай Прозоровский. Черно-белый, немой.
  • «Княжна Мери », . Режиссёр - И. Анненский .
  • «Бэла », ; «Герой нашего времени », . Режиссёр - С. Ростоцкий . В главной роли - Владимир Ивашов (озвучание - Вячеслав Тихонов).
  • «Страницы журнала Печорина», , фильм-спектакль. Режиссёр - Анатолий Эфрос . В главной роли - Олег Даль .
  • «Герой нашего времени », , сериал. Режиссёр - Александр Котт . В главной роли - Игорь Петренко .

Примечания

Ссылки

  • Сайт, посвященный роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Международный литературный клуб: Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»
  • «Герой нашего времени» в «Лермонтовской энциклопедии»

Кто такие герои нашего времени? Есть ли они среди нас? Думаю, сегодня - это достаточно сложный вопрос, вопрос из другой реальности. Даже, если предположить, что сегодня они существуют, ведь мы все живем в одном обществе - очень важно знать, кто они. Мы попытались составить небольшой список "героев нашего времени". И вот что у нас получилось.

  1. Мохаммед Али
    Тяжеловес, который победил больше всех чемпионов в истории бокса. Да, уметь драться – это круто. А еще он игнорировал призыв на Вьетнамскую войну, так как считал, что она несправедливая. Его обозвали трусом и на три года отлучили от бокса. Через три года все поняли, как они ошибались насчет труса. Еще через три года – насчет войны.
  2. Вуди Аллен
    Человек, доказавший, что женщины любят тщедушных, очкастых, смешных и некрасивых. Плюс профессионально на кларнете играет! Не говоря уж о том, что гений.
  3. Остап Бендер
    Он был остроумен, как советский интеллигент кухонной закваски, и при этом воплощал все его тайные фантазии: могучая шея, орлиный взор, напор, способность зарабатывать на жизнь в любой ситуации и в любой точке СССР, дар покорять очаровательных вдов и комсомолок… Но главное – абсолютная свобода.
  4. Робот Бендер
    «Сквернослов, алкоголик, заядлый курильщик, любитель порнографии для роботов (в виде электросхем) и готовки (правда, получается у него нечто несъедобное, если не ядовитое)». Да, в Википедии открытым текстом написано, что робот Бендер из «Футурамы» – наш человек!
  5. Чак Берри
    Он выезжал на сцену на маленьком одноколесном унитазе. Он создал рок-н-ролл, отсидел в тюрьме, влипал в сексуальные скандалы. И в свои 83 года зажигает на сцене, как… как Чак Берри!
  6. Хамфри Богарт
    Героический циник со шрамом над губой (эхо Первой мировой) и сигаретой во рту, он был из той породы настоящих мужчин, которая вымерла вместе с мировыми войнами. И вообще, этот человек снялся в «Касабланке» – лучшем фильме всех времен по версии Американской киноакадемии.
  7. Джеймс Бонд
    Если бы его не существовало, кажется, он неизбежно появился бы однажды из шкафа в редакции журнала Maxim как эманация наших невысказанных желаний.
  8. Нильс Бор
    Создатель современной физики, может быть, даже в большей степени, чем Эйнштейн. Физика – это вещь! И еще: много Вы знаете создателей современной физики, которые в молодости были футболистами национальной сборной?
  9. Борат
    Конечно, мерзости говорить глупо, а глупости – мерзко. Впрочем, еще древние греки уверяли, что и то, и другое очень полезно для общества. Так еще и приятно! Поэтому мы однозначно голосуем за человека, который смело проделывает все это на весь мир.
  10. Иосиф Бродский
    «Какую биографию делают нашему рыжему!» – сказала Ахматова, когда Бродского отправили в ссылку за антисоветчину. Она была права. Обласканный гений ценится раз в десять дешевле, чем изгнанный на чужбину. Тем более если он, чуть ли не единственный из изгнанных, смог стать полноправным гражданином мира.
  11. Владимир Буковский
    За полтора десятка лет по тюрьмам и спецбольницам этот принципиальный борец с СССР ухитрился выучиться биологии и английскому языку, так что теперь он профессор в Кембридже. Даже поклонники советского строя нередко относятся к нему с уважением, так как интеллект, воля и готовность страдать за свои убеждения в такой концентрации редко встречаются в одном человеке.
  12. Михаил Булгаков
    Даже если не брать в расчет «Мастера» и «Собачье сердце», послужить сельским и полковым врачом, слезть с морфия, быть мужем сразу трех красавиц – это уже завидная биография!
  13. Анатолий Вассерман
    Великий инок мозговой деятельности, которого мы уважаем как существо абсолютно другой природы. Возможно, инопланетной.
  14. Симон Визенталь
    Если рассматривать Гитлера как абсолютное зло, то «охотник за нацистами» Визенталь у нас будет главным спасителем мира. Вроде супермена. Только вместо тупой квадратной челюсти – хитрый еврейский прищур.
  15. Воланд
    Хотя зло, мы, конечно, тоже любим. Особенно, если оно предстает таким элегантным, интеллигентнейшим господином, да еще и со столь блестящей свитой.
  16. Владимир Высоцкий
    Из той же породы, что и Хамфри Богарт. Только наш, родной, посконный, водочно-кухонный и с гитарой.
  17. Серж Генсбур
    Певец, который прославился как мастер словесного эпатажа. Хотя по большому счету для эпатажа достаточно было его лица. И с этой физиономией человек стал любовником красивейших французских женщин, включая Бриджит Бардо и Джейн Биркин!
  18. Терри Гиллиам
    Пожалуй, режиссер «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» ответит в нашем списке за психоделику. А еще выступит как почетный уполномоченный представитель «Монти Пайтона».
  19. Поль Гоген
    В 37 лет бросить обеспеченную жизнь буржуа, чтобы стать нищим непризнанным гением и умереть в соломенной хижине на Таити, разрисовав ее божественными картинами, которые вскоре исчезнут навсегда… Даже если это и сумасшествие, то невероятно красивое.
  20. Робин Гуд
    Конечно, грабить богатых и раздавать бедным – это наивно. Но стрелять из лука и жить с бандой в лесу, по-любому, здорово!
  21. Сальвадор Дали
    От природы он был куда нормальнее всяких ван Гогов и Врубелей, но старательно с этим боролся. Например, засыпал с серебряной чашкой в руке и, когда пальцы роняли тяжелый предмет, просыпался и быстро зарисовывал сонный бред, пока тот не забылся. Много и старательно чудил. И в конце концов почти рехнулся на самом деле. Наши аплодисменты!
  22. Джеральд Даррелл
    Несмотря на убиенных лосей и растерзанных в ходе редакционных экспериментов котят, мы на самом деле любим животных! Хотя, безусловно, в несколько ироническом ключе, как и старина Даррелл.
  23. Д’Артаньян
    Кто в детстве не фехтовал на прутиках, тот родился не в этой стране! Лошади, драки, дружба, бургундское, «красавицы Икуку»… Такой концентрации гедонизма и драйва в одной жизни больше не было. Эх, жаль, что он выдуманный.
  24. Роберт Дауни-младший
    Человек, который попробовал траву в семь лет из рук отца, сделал головокружительную актерскую карьеру, трижды отсидел в тюрьме за хранение кокаина и героина, оказался на самом дне, завязал и выплыл. То есть мы имеем в виду, что у каждого есть шанс.
  25. Стив Джобс
    Даже если не вдаваться в подробности по поводу прелестей надкушенного яблока, все-таки именно ему мы обязаны тем, что у нас есть возможность выбирать.
  26. Сергей Довлатов
    Наверное, лучше о журналистах не писал никто. И пожил он тоже, надо признать, любопытно и местами сурово.
  27. Ричард Докинз
    Мы с тобой всего лишь жалкие контейнеры, в которых бессмертные гены живут, совокупляются и разводятся. А Бога нет. То есть нам можно делать все, что заблагорассудится! Это все Докинз придумал.
  28. Инспектор Дребин
    Великолепный герой «Голого пистолета». Быть всегда уверенным в себе, выходить победителем из любого переплета – и при этом оставаться полным идиотом! Это ли не мечта каждого мыслящего человека?
  29. Веничка Ерофеев
    Маленький, но несломленный человек, едущий в тот город, где никогда не отцветает жасмин… Пусть он слаб, пусть. Пусть он никогда не доедет. Но сам порыв!
  30. Сергей Есенин
    Увы, мертвая (как и подразумевается) иллюстрация заманчивого принципа «Живи быстро – умри молодым!». Действительно, успел все.
  31. Михаил Жванецкий
    Писать смешные и умные вещи не так уж сложно – куда тяжелее найти того, кто будет все понимать и смеяться, их читая. Аудитория интеллектуальных сатириков обычно стремится к нулю. Жванецкого же полюбили миллионы.
  32. Том Йорк
    Лидер Radiohead, живая и вполне действующая рок-звезда первой величины. Поскольку он сам и певец, и гитарист, и даже местами на барабанах игрец, от согруппников Том зависит мало, и заката его карьеры не предвидится. А еще он первый предложил скачивать свою музыку бесплатно.
  33. Карлсон
    Вот человечище, харизмы которого хватит на добрый полк героев любого калибра!
  34. Гарри Каспаров
    Он умен. Находится по правильную сторону баррикад. Богат и трижды женат. К тому же один из сильнейших шахматистов всех времен, если не самый.
  35. Джим Керри
    Даже за одно комическое амплуа – твердое да! Так ведь перешел еще и в драматическое – и блеснул!
  36. Стивен Кинг
    Без него этот мир не был бы таким ужасным. Прямо-таки гениально, дьявольски жутким! Причем где-то очень далеко от нашего тихого, милого дивана. Ну и гонорары по 30 миллионов долларов тоже внушают уважение.
  37. Курт Кобейн
    Последний настоящий рок-идол, замену которому за семнадцать лет планета так и не нашла. Сгубили его не жена и не героин, а слава, которой он так избегал. Злой рок – во всех смыслах.
  38. Костик из «Покровских ворот»
    Не столько хорош он сам (хотя, безусловно, тоже), сколько хлебосольная, профессорская, дружная и такая наивная Москва, в которой он царит во всем блеске своей юности и остроумия.
  39. Джеймс Кэмерон
    Конечно, голливудский блокбастер – весьма сомнительная вершина современной культуры. Но уж какая есть. И Кэмерон, безусловно, царь этой горы. Если кто забыл, то дополнение: «Терминатор», «Чужие», «Титаник», «Аватар» – ведь куда ни плюнь, всюду он!
  40. Джонни Кэш
    Кэш играл особое кантри, от которого тронуло даже рокеров. Обратил свою жизнь в руины, но, гастролируя по тюрьмам, обрел новые силы, с которыми протянул до 2000-х, когда стал сенсацией сотый раз в своей жизни.
  41. Джон Леннон
    Леннон или Маккартни? Мы выбираем менее коммерческого, хотя и более мертвого. Да, возможно, именно из-за него “битлы” прекратили свое существование. Но носителем идеологии был именно он. Очкарик, никогда не боявшийся сделать что-то доселе невиданное.
  42. Евгений Леонов
    Пожалуй, его можно описать всего одним словом: добрый. Даже когда Леонов играл злодеев, казалось, есть в них что-то хорошее. Нет в мире абсолютных негодяев. А это чувство дорогого стоит. Ку!
  43. Егор Летов
    Самый жесткий панк-бунтарь, не боявшийся посылать в своих песнях КПСС на три буквы еще в начале 1980-х. Невысокий и щуплый, Летов мог бы в одиночку совершить революцию. И, возможно, совершил.
  44. Брюс Ли
    Человек, рассекретивший тайное китайское единоборство кунг-фу, чтобы всякие там Киану Ривзы с умным видом размахивали конечностями, а все остальные поверили в то, что даже маленькие и тощие могут всех победить!
  45. Михаил Ломоносов
    Основатель славной традиции прибывать в Москву с рыбным обозом и светлой головой, чтобы впоследствии стать международным светилом или, на худой конец, миллиардером.
  46. Джек Лондон
    Сначала он собственноручно перепробовал все, начиная с продажи газет и заканчивая золотоискательством, чтобы потом со знанием дела это описать. Зато теперь другие люди могут спокойно сочинять приключенческие статьи, не отходя от компьютера, просто справившись с его прозой.
  47. Рэндл Макмерфи
    Лучший персонаж Кена Кизи, психопат-симулянт из «Пролетая над гнездом кукушки». Если ты нас слышишь, Рэндл, знай: дело твое живет! Мы тоже постоянно пытаемся устроить в этой проклятой больничке оргию с алкоголем и девочками!
  48. Граучо Маркс
    Главный мастер шутки среди прародителей кинокомедии братьев Маркс. Как минимум он имеет полное почетное право находиться в нашем списке как «друг друзей», поскольку его считали своим учителем Терри Гиллиам, Дали, Набоков и Вуди Аллен разом.
  49. Марчелло Мастроянни
    Лицо итальянского послевоенного кино, альтер-эго Феллини, Антониони, Висконти. Создал образ интеллектуальной европейской элиты – утонченной, вечно слегка рассеянной и элегантной.
  50. Доктор Хаус
    Злой доктор Айболит, который не нарушает правил, он просто их игнорирует. Темными одинокими осенними ночами, когда начинает ныть застарелый ячмень, особенно хочется верить, что такой доктор существует.

Знаете еще какого-нибудь героя нашего времени? Поделись своим мнением в комментариях ниже;)

В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги любви и благородства. И разве история представляет мало примеров героев?

Николай Васильевич Шелгунов

Герои, патриоты и нравственные идеалы нужны обществу для того, чтобы люди ощущали свое единство, сплоченность как социум, народ, нация, чтобы каждый смог определить свое место в нем и смог реализовать свой творческий потенциал. В образе героев, патриотов, нравственных идеалов общество видит свое будущее, свое социально - духовное развитие, перспективу. Поэтому каждое общество создает своих героев, патриотов и идеалы. Уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом нормальности или ненормальности господствующих на свете отношений.

Кто такой герой нашего времени? Этот вопрос можно использовать на тему современного героизма в буднях, которую можно и нужно использовать для патриотического воспитания молодежи. Ведь если раньше мы ставили в пример героев гражданской и отечественной войн, то для современной молодежи пример обычных людей, живущих, или живших с нами рядом, он намного сильнее может оставить впечатления в душе, нежели герои книг и старых хроник войны. Что такое героизм, и как стать героем, как жить, чтобы ваша жизнь была примером для других?

Последние десятилетия отмечены сменой культурных эпох. Новый литературный (культурный) процесс получил название постмодерна. В связи с этим кардинальным образом меняется вся система мироощущения. Современная культура отрицает упорядоченность, веру в причинно-следственный процесс и абсолютную истину. Мир представляется как отдельные фрагменты, порой даже не связанные между собой. Образы, герои - вымышленные, беспочвенные, герои компьютерных игр. Они создаются в сознании, при этом в сознании отдельно взятого человека один и тот же образ может выглядеть по-разному.

Среди нас есть много героев, ежедневно совершающих подвиги, может просто мелкие с точки зрения масштабности. Пример - семьи с приёмными детьми, матери или отцы - одиночки, люди, жертвующие на лечение больных - они уже герои. Многие считают, что герои нашего времени - это наши родители, кто-то, в первую очередь, военных, которые защищают нашу страну, кто-то простых рабочих. И есть в них любовь к ближнему, самопожертвование, объединённая высокой идеей, гуманизм. Герои в любом времени есть, были и будут. Герои - это люди, которые своим самоотверженным трудом, нравственными поступками в экстремальных, неординарных случаях проявили себя как патриоты своей Родины, защитники её интересов, альтруисты и филантропы. Подлинная искренность, человеколюбие и жизнелюбие составляют первую характерную черту героев. «Искренность великого человека, героев - другого рода. Они не хвастаются тем, что они искренны. Их искренность не зависит от них, они не могут не быть искренними» .Человеколюбие и жизнелюбие составляют сущность героев, их нравственные поступки, самоотверженность, долг, альтруизм исходят из этих моральных парадигм. «Долг есть обязанность выполнять какую-либо моральную норму. Долг - моральное предписание, побуждающее человека выполнять эту норму, причём выполнять добросовестно» .

Среди героев, которых до сегодняшнего дня считают патриотами великими, самоотверженными людьми, нет дошкольников и детей до подросткового возраста. Даже подростковые герои встречаются крайне редко. Сказывается ещё не сформировавшееся нравственное сознание, отсутствие жизненного идеала и чувства ответственности за свои поступки, поведение и слова. Человек, особенно в подростковом возрасте, когда он ищет жизненный идеал, смысла жизни и образца нравственности, активно и всесторонне сопоставляет свои поступки с жизненной позицией других. Такими образцами нравственности часто выступают близкие ему люди, старшие по возрасту и по опыту жизни. Сопоставляя свои поступки, мысли с жизненной позицией этих людей, подросток в начале формирует привычки подражания и старается быть как образец, кумир, идеал. Подражательный этап быстро проходит, так как подросток целеустремленно и не прерывно ищет себя, своё место в жизни.

У каждой эпохи есть свои герои. Ими могут быть и конкретные личности, и некие собирательные образы, и вымышленные персонажи, появившиеся благодаря кинематографу, литературе или фольклору. Таким героем был лермонтовский Печорин - человек с очень сильным внутренним миром, яркая личность, противостоящая общественной серости.

Для одних героями становятся те, кто совершают подвиги, жертвуют собой во имя какой-то светлой идеи или ради спасения ближних, для других - люди, которые говорят правду и живут по справедливости в то время, когда ложь является повсеместным, привычным явлением.

Работа многих людей - спасателей, пожарных, полицейских - непосредственно связана с риском. И те, кого раньше было принято называть «людьми героических профессий», находятся под пристальным наблюдением психологов, стремящихся лучше понять истоки героического поведения. «Выносить людей из огня - часть работы пожарного, а совершать аварийные посадки - работа пилота». И когда в экстремальной ситуации они ведут себя безупречно, это заслуживает глубочайшего уважения. Но они делают именно то, что и должны делать, к чему их готовили - а не выходят за рамки собственных возможностей.

Героические поступки - это всегда встреча с риском. Человек, рискуя своим здоровьем и жизнью, совершает нечто трудное, неординарное, героическое. Самоотверженность, которая присуща героическому или герою, всегда есть испытание, поступок через риск. Иными словами нравственная ситуация есть всегда ситуация неопределённости и риска. Где нет риска, нет ни нравственного испытания, ни личной заслуги» . Зов, исходящий из глубины сознания иной раз не позволяет действовать героически, проявить героизм, рисковать своей жизнью, ради жизни другого человека. Лишь единицы из тысячи, может быть из миллиона людей, игнорируют этот зов, идут на подвиг, спасают беспомощного или слабого человека от гибели, защищают свою Родину от нашествий, выступают против несправедливости тирана-властителя. «Духовное совершенствование не менее героическое дело, чем защита Родины от врагов с винтовками в руках, так как высоконравственный человек не может не быть человеколюбивым, гуманистом и патриотом» .

Герой нашего времени... Какой он? Что он из себя представляет? Какие у него качества? Прежде чем ответить на все эти вопросы, нужно выяснить значение самого слова герой . «Герой - человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага». Попробуем на основе данного определения составить портрет современного героя. Герой совершает «акт самопожертвования ради общего блага». То есть он жертвует собой ради кого-то: друга, родителей, детей, простых прохожих, друзей, своего города, страны. Какие же он может совершать пожертвования? Он может пожертвовать своим временем, чтобы помочь потерявшемуся мальчику найти свою маму, или спасти погибающих уссурийских тигров. Он может, не пожертвовать, но рискнуть здоровьем, ухаживая за больной гриппом бабушкой или спасая тонущего человека. Он может пожертвовать своими деньгами, помогая детским домам или спасая от голода африканских детей. Да много чем можно пожертвовать ради кого-то. Но мало просто жертвовать, нужно делать это совершенно бескорыстно и точно знать, что твоя помощь нужна. Самоотдача, мужество, мобилизация своих физических и духовных сил, подвиг, храбрость, самоотверженный поиск истины, напряжённый труд, риск - вот эти качества, который присуще героям.

Что такое героизм? Что такое подвиг? Нужны и актуальны ли они в наше время? Героизм - это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто оказываете помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

Человек участвует в социально историческом процессе, может выработать у себя не только нравственные нормы, принципы, а также модель героя, кодексы героического. В героической личности таятся огромные духовно - нравственные ресурсы, она способна на самый высокий взлет мыслей, неординарное, великое, вечное. Лишь глубокая созвучность общественной потребности с реальными действиями людей создает возможность для подвига. Его творцы люди, обладающие наивысшей способностью к кумуляции всех своих сил - духовных и физических - для достижения конкретной благородной цели.

Для большинства герой - это «успешный человек», бизнесмен, который добился хорошего финансового положения или человек со своими принципами, которые соотносятся с честностью и справедливостью, и который не боится их отстаивать. Герой нашего времени - человек, достигший непостижимого. В наше время таких людей немало. Это и политические деятели, и спортсмены, и творческие люди.

Герой - не идеален. Он может быть некрасивым, тощим, нетрудолюбивым, противоречивым, задумчивым, невнимательным. Герой должен помогать другим, причем не всегда привычными способами (например, Печорин в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» разбивал чужие сердца и надежды, показывая людям, что не всем нужно доверять и думать, прежде чем что-либо сделать, не идти на поводу своих чувств и эмоций.) Герой, думая о других, должен в первую очередь думать о себе, ведь пока не будет мира и гармонии в себе, вокруг никому лучше не станет!

Героическое невозможно воспитать, но можно сформировать героические чувства, героическое сознание.Историю делают не только герои и патриоты, это результат деятельности масс, народов, людей известных и неизвестных, великих и простых. Поэтому историю делают люди. Делают подчас героически, проявляя высшую степень своей социальной активности. Подвиги венчают их свершения. Аксиома такова - люди героями не рождаются, ими становятся. Социальная среда, общество всегда нуждалась в героях, патриотах. Всякое время требует своих подвигов.

Героические поступки совершаются и простыми людьми в непростых обстоятельствах, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса - спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Что ж, соединив описание понятий героя и нашего времени , можно получить весьма полное представление о современном герое, хоть и немного противоречивое. Но в любом случае, каждый для себя должен стать героем, почувствовать себя героем, стараться быть героем. Тогда и окружающие люди, возможно, станут восхищаться вами. Главное - хорошо стараться! Главное - захотеть!

Литература:

1. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. - М.: ЭКСМО, 2008. -14 с.

2. Умаров Э.У, Загыртдинова Ф. Б. Этика. –Ташкент: Узбекистан, 1995. - С. 108.

3. Кон И. С. Психология доброго поступка // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1988. –М.: Политиздат, 1988. –С. 47.

4. Сафарбоев О. Нажмиддин Кубро жасорати. –Ургенч: 2010. –Б. 47–48; Ўзбек педагогикаси антологияси. -Тошкент: Ўқитувчи, 1995. –458 б.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (содержательный анализ) | Лекция №34

    ✪ ГЕРОЙ нашего времени. Михаил Лермонтов

    ✪ Лермонтов. Сложность Печорина в «Герое нашего времени». Русская классика. Начало

    ✪ «Герой нашего времени». История создания. Композиция | Русская литература 9 класс #30 | Инфоурок

    ✪ "Герой нашего времени" / Краткое содержание и разбор

    Субтитры

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
    • Предисловие
    • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина )
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист

Хронологический порядок глав

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Фаталист
  4. Максим Максимыч
  5. Предисловие к "Журналу Печорина"

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сюжет

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня (благодаря помощи Азамата) и похищения Бэлы, любимой дочери местного князя (также при помощи Азамата в обмен на коня Казбича), что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибает Бэла, а также её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей - Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем бандитской деятельности. Он поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов , но Лермонтов наполнил её иным смыслом.

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает, и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

Печорин

Печорин - петербуржец. Военный, как по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте двадцати трёх лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.

Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.

Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры , имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги , так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина

Образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209-211). Печорин - личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Образ Печорина по главе «Максим Максимыч»: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…».

Публикация

Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в г.

  • «Бэла» была написана в г. Первая публикация - в «Отечественных записках» , март , т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной г. и впервые появилось во втором издании романа.

Иллюстрации

Книгу многократно иллюстрировали известные художники, в числе которых Михаил Врубель (1890-1891) , Илья Репин , Евгений Лансере , Валентин Серов (1891), Леонид Фейнберг , Михаил Зичи () , Пётр Боклевский , Дементий Шмаринов (1941), Николай Дубовский (1890) и Владимир Бехтеев (1939).

Истоки и предшественники

  • Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Александром Бестужевым-Марлинским .
  • Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
  • Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона , а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник» .
  • Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.

Примыкающие произведения Лермонтова

География романа

Действие романа происходит на Кавказе. Основное место - Пятигорск. А также некоторые герои находятся в Кисловодске.

Кавказские народы в романе

Лермонтов, будучи офицером русской армии, ведшей боевые действия на Кавказе, весьма близко был знаком как с армейской жизнью, так и с бытом и обычаями местного населения. При написании романа эти знания были широко использованы писателем, картина жизни на Кавказе в 1830-е годы воспроизведена весьма подробно, как с помощью описания традиций местного населения, так и отношений между русскими и кавказцами. Уже в начале «Бэлы» Максим Максимыч проявляет характерный взгляд русского офицера на местное население, как на «азиатов-плутов, которые дерут деньги на водку с проезжающих». Кабардинцы и чеченцы определяются Максим Максимычем как «разбойники и голыши, зато отчаянные башки», при этом они противопоставляются осетинам , которых штабс-капитан характеризует как «преглупый народ, неспособный ни к какому образованию, у которого даже порядочного кинжала ни на ком не увидишь».

Более подробно в «Бэле» Лермонтов останавливается на жизни черкесов , фактически этому посвящена почти вся эта глава.

Экранизации

Год Производство Название Режиссёр Печорин Примечание

Госкинпром Грузии

Княжна Мери Владимир Барский Николай Прозоровский

Госкинпром Грузии

Бэла Владимир Барский Николай Прозоровский Черно-белая, немая костюмная драма по одноименной главе из романа

Госкинпром Грузии

Максим Максимыч Владимир Барский Николай Прозоровский Черно-белая, немая костюмная драма по главам «Максим Максимыч», «Тамань» и «Фаталист» из романа

Герой… Слово-то какое красивое! Герои были всегда. На них равнялись. Им старались подражать. По меткому выражению Маяковского, «делали жизнь» с них, с этих самых героев. Лермонтов даже роман «Герой нашего времени» написал, показав в Печорине все недостатки своего поколения. Достоинства, конечно, тоже были, но уж какие-то сомнительные. Для настоящего героя, в качестве образца для подражания, Печорин, разумеется, никак не подходил.

Скорее всего, и тогда были настоящие герои - бравые генералы, достойные сыны Отечества, дипломаты и простые граждане, служившие Родине и народу. Были и другие – они умели урвать кусок послаще и устроиться в жизни с комфортом. В литературе такие герои тоже нашли свое отражение. Помните, с каким восторгом Фамусов («Горе от ума» Грибоедова) рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче? Сумел же человек «подслужиться», вовремя попав императрице на глаза, получил завидную должность и до конца своих дней как сыр в масле катался!

Другое время – другие герои. Мальчишки довоенных времен играли в Чапаева и Чкалова, восхищались подвигом челюскинцев. Послевоенные дети равнялись на Маресьева, Матросова, Гастелло и пионеров-героев. Потом восторг вызвал полет Гагарина и выход в открытый космос Леонова, подвиг киношных разведчиков Иоганна Вайса и Штирлица.

А кто сегодня в чести? Кто герой нашего времени? Вы не поверите, но сегодня героев нет. Сегодня есть кумиры и секс-символы. Скептически улыбаетесь? И зря! Чтобы узнать, кто ходит в героях у сегодняшних молодых, срочно проводим блиц-опрос и подводим итоги. Для того чтобы добиться более точных результатов, проводим опросы в тех местах, где «тусуется» наша молодежь. Возраст берем только от 17 до 25 лет.

Определяем эти места так:

Учебные заведения

Спортивные кружки (клубы, секции)

Объединения болельщиков - спортивных фанатов

Объединения фанатов эстрадных звезд

Ночные клубы

Неформальные объединения

Обычные прохожие, выборочно опрошенные на улицах, в парках, в магазинах.

Интересные, скажу я вам, результаты получились. Кстати, на слове «герой» брови удивленно поднимались вверх. Приходилось пояснять, и тогда почти все выдавали слово «кумир». Сведем ответы в таблицу и рассмотрим внимательнее, чтобы выяснить, кто же является героем в глазах поколения от 17 до 25 лет:

Ни один человек не назвал в качестве своего героя близкого родственника, воевавшего на фронтах Великой Отечественной войны;

Ни один не вспомнил героя Великой Отечественной войны, не смог назвать подвиг – наверное, поэтому для молодых ветераны не являются героями;

4 % опрошенных назвали своим кумиром одного из спортсменов –баскетболистов, легкоатлетов, велогонщиков. Фамилии не приводим, потому что это были представители разных видов спорта и всего по одному- два имени.

3 % фигуристов – парное катание, Ягудин, Плющенко, Липницкой, Сотниковой;

2 %, не задумываясь, произнесли название новой группы К. Меладзе, добавив: «Они такие классные!». И все, как один напели строчки из песни: «Она вернется, она заплачет, и я надену ей кольцо на пальчик».

30 % назвали своим кумиром, то бишь героем Джастина Бибера. Сладкий мальчик – сладкая внешность и такой же голосок. Попса правит миром эстрады!

10% считают своими идолами музыкантов рок-группы «30 Seconds to Mars»;

Марио Касас и Ченинг Татум получили по 22 % голосов девчонок, с придыханием говоривших об этих красавчиках – голливудских секс-символах.

Мужская половина назвала имена футболистов Криштиану Рональду и Лионеля Месси – 21 %;

Пять человек назвали Овечкина. Ура, хоккей все еще в чести в России!

4 % рассказали, как восхищаются Натальей Водяновой. И это тоже понятно – мир моды очень притягателен!

По два раза упомянули имена актеров Данилы Козловского и Антона Макарского –российских секс-символов.

Вот, собственно, и все герои – кумиры – идолы. Собирательный портрет, конечно, получается забавный – уж слишком много совершенно разного и в характерах, и во внешности, да и пол у всех разный. Но есть и общее. Оно выглядит так: красивый или на худой конец стильный и модный, успешный и известный, богатый и самодостаточный человек.

И никто не упомянул о солдатах, по пояс в ледяной воде, спасавших от наводнения населенные пункты; офицера, закрывшего собой гранату, чтобы спасти молодых солдат; волонтеров, работающих на приемных пунктах для беженцев; людей, которые кормят бездомных; пожарных, ценой своей жизни спасших людей.

И даже не знаешь, как к этому относиться. Можно поворчать, привычно поругивая современную молодежь. Можно пожать плечами - новое время – новые герои. Вот только герои ли они? Может, все-таки кумиры и секс-символы?