Фразеология. Использование фразеологизмов в речи


Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Это ценят журналисты, которые охотно обращаются к русской фразеологии в фельетонах, очерках: "Волга" вместе с ее лихим водителем исчезла, словно сквозь землю провалилась ; Директор - атеист до мозга костей - не верит ни в домового, ни в лешего. Он утверждает, что квартирная засуха в новом пятиэтажном доме вызвана бракоделами-строителями. А их и след простыл в совхозе. Ищи ветра в поле ! (Из газ.). Обращение к разговорной фразеологии в таких случаях часто приводит к смешению стилистически разнородных элементов, что способствует комическому звучанию речи.

Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы, сатирики: Остап подошел к Воробьянинову вплотную и, оглянувшись по сторонам, дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок.- ...Вот тебе седина в бороду/ Вот тебе бес в ребро!; Правильно,- проговорил Остап,- а теперь по шее. Два раза. Так. Ничего не поделаешь. Иногда яйцам приходится учить зарвавшуюся курицу... Еще разок... Так. Не стесняйтесь. По голове больше не бейте. Это самое слабое его место (И. и П.). При этом устойчивые сочетания преобразуются и нередко получают новые оттенки значения, как это можно наблюдать на примере процитированных строк. Ильф и Петров расчленили фразеологизм седина в бороду, а бес в ребро, который во второй части предложения отчасти утрачивает метафорическое значение (ср.: бес в ребро - удар в бок); фразеологизм яйца курицу не учат преобразован в его антоним (окказионализм). Фразеологизм слабое место в тексте звучит двупланово: и в переносном значении, и в прямом (о голове), что создает каламбур.

Творческое преобразование фразеологизмов заслуживает более подробного рассмотрения. Остановимся на некоторых приемах фразеологического новаторства журналистов и писателей.

Испытанным стилистическим приемом обновления семантики фразеологизмов является изменение в них количества компонентов. Оно выражается в расширении состава фразеологизма за счет употребления уточняющих слов к тем или иным компонентам, что может изменить фразеологизм до неузнаваемости, придав ему новую образную форму: Кошки не обыкновенные, а с длинными, желтыми когтями, скребли ее за сердце (Ч.). В иных случаях наблюдается редукция (сокращение) состава фразеологизма, что также связано с его переосмыслением: Полезные советы : Не родись красивой (Из газ.) - отсечение второй части пословицы Не родись красивым, а родись счастливым создает новый афоризм: "красота - источник несчастья".

Замена словарных компонентов фразеологических оборотов также используется для их иронического переосмысления: Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу (И. и П.); Критика почтила роман молчанием; Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий; Пришел? Увидел? Помолчи! (Из газ.). Подобное преобразование фразеологических выражений приводит к коренному изменению их значения и создает остросатирический эффект.

Своеобразным стилистическим приемом авторской обработки фразеологизмов является контаминация нескольких выражений: Не потому ли молчание - золото, что оно - знак согласия?; Разделяй чужое мнение и властвуй; Жил своей жизнью за чужой счет (Из газ.). Такое "скрещение" возвращает фразеологическим компонентам первоначальное лексическое значение, а сами фразеологизмы вовлекает в новую образную систему. Это придает особую семантическую емкость и экспрессивность подобным каламбурам.

Одним из наиболее ярких стилистических приемов обновления фразеологизмов является разрушение их образного значения. При этом внешне фразеологизм не изменяется, но утрачивает свое метафорическое значение и воспринимается буквально: Открытое письмо опять получил писатель Иванов. Выяснилось, что его письма вскрывает сосед по лестничной клетке Сидоров. В подобных ситуациях возникают каламбуры, построенные на так называемой внешней омонимии фразеологизмов и свободных сочетаний слов.

На двуплановом осмыслении фразеологизмов основаны многие шутки Эмиля Кроткого: Пьеса наделала много шуму: во всех ее действиях стреляли; Мудрецы и зубные врачи смотрят в корень; Пожарный всегда работает с огоньком; Радио будит мысль. Даже в те часы, когда очень хочется спать.

Второй план значения фразеологизма иногда выявляется в небольшом по размерам контексте: Попал в переплет, но утешился, прочитав свое имя на обложке; Беда никогда не приходит одна, и его сочинение вышло в двух томах. В иных случаях двуплановое значение фразеологизма проясняется лишь в широком контексте. Так, читая в газете заглавие статьи " Битая карта ", вначале воспринимаем его в обычном значении - "полная неудача чьих-либо замыслов". Однако в статье рассказывается об оперативной географической карте, которая висела в последние месяцы войны в ставке фашистского командования: Это карта конца. Она лишена угрожающих стрел наступления и фланговых ударов. Мы видим плацдарм, сжатый до пятачка, и нервически нанесенные на сетку дорог полукружия - последние очаги сопротивления (А. К.). Это заставляет по-новому осмыслить фразеологизм, взятый для заглавия публикации, в контексте всей статьи.

Обновленные писателями фразеологизмы иногда выделяют в особую группу окказиональных фразеологических неологизмов. Как и лексические неологизмы, они выполняют в художественной речи экспрессивную функцию, приближаясь к тропам: Слывет за то он человеком долга, что никому еще не отдал долга; Вносил предложения, но только придаточные; Скромность украшает даже тех, кому она не к лицу.

Употребление в речи фразеологизмов создает определенные трудности, поскольку языковая норма требует точного их воспроизведения, что не всегда учитывается говорящими. Так, в ненормированной речи довольно часто встречаются сочетания плеонастического характера, образованные из фразеологизмов и избыточных определений к их компонентам: " потерпеть полное фиаско ", " тяжелый сизифов труд ", " веселый гомерический хохот ". Расширение состава фразеологизма в подобных случаях не оправдано.

Случается и неоправданное сокращение состава фразеологизма в результате пропуска того или иного его компонента: " усугубляющее обстоятельство " (вместо усугубляющее вину обстоятельство); " успехи этого студента желают лучшего " (вместо оставляют желать лучшего).

Недопустима и замена компонентов в составе фразеологизмов: " Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы "; " Побывайте в этих местах, где еще не ступала нога журналиста "; " Накануне чемпионата у руководителей забот хоть отбавляй ".

Нередко причиной искажения состава фразеологизмов оказывается ассоциативная ошибка: тот или иной его компонент замещается близким по звучанию (нередко паронимом): " не упал духом ", " провести вокруг пальца ", " вырвалось у него с языка ", " ставить точки на и ", " семи пядей на лбу " и т. д.

Иногда по ошибке заменяются грамматические формы словарных компонентов в составе фразеологизмов: " Голова его убелена сединой " (вместо сединами); " Дети заморили червячков " (вместо червячка), " Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублями " (искажен фразеологизм гнаться за длинным рублем).

Нередко ошибочное употребление фразеологизмов связано с контаминацией нескольких (обычно двух) оборотов: " играет значение " - " имеет роль " (вместо имеет значение - играет роль), " уделить значение " (вместо внимание, но придавать значение), " значительный эффект оказывает " (вместо эффект производит и оказывает влияние) и т. д.

Непонимание этимологии фразеологизмов приводит к комическим ошибкам: " хоть кол на голове чеши " (вместо теши): " довести до белого колена " (вместо каления; белое каление - "высшая степень нагрева металла, который вначале становится красным, а потом - белым"), " скрипя сердцем " (скрепя - от скрепить).

Иногда в речи можно наблюдать и непонимание говорящим значения используемого фразеологизма: " Веселые и счастливые, выпускники спели на прощанье свою лебединую песню ". Или: [из выступления студента на празднике "Последнего звонка"] " Сегодня у нас радостное событие: мы провожаем в последний путь наших старших товарищей ". Употребление фразеологизмов без учета их семантики, как, впрочем, и структуры, в корне искажает смысл высказывания.

Грубой речевой ошибкой является и искажение образного значения фразеологизма, который в контексте воспринимается не в его метафорическом значении, а буквально: " Пластинка еще не сказала своего последнего слова " - контекст проявил прямое значение слов, образовавших фразеологизм, и в результате возник каламбур. Восприятие фразеологизмов в их непривычном, необразном значении придает речи неуместный комизм: " В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне ". Однако бывает и так, что свободное словосочетание в тексте воспринимается как фразеологизм, что также создает каламбур: " В типографии № 5 выпущены географические карты с белыми пятнами " (т. е. без оттиска). Причиной неуместной игры слов стала внешняя омонимия фразеологизма и свободного словосочетания.

Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний. Чтобы уяснить их принципиальные отличия, остановимся на особенностях употребления фразеологизмов в речи.

Важнейшей особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость. Они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке.

Фразеологизмы, как и другие слова, служат для передачи мыслей, для отражения явлений действительности. Их основное значение состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл. Если их грамотно использовать, то они помогут добавить речи особую выразительность, меткость и образность.

Однако не все фразеологизмы являются образными. Они не характеризуют явление, а лишь называют его. Некоторые терминологические фразеологизмы иногда начинают употребляться в переносном значении и в этом случае приобретают образность. Так, морской фразеологизм отдать концы – «отплыть от берега» стал использоваться в значении «умереть».

Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются грамматические формы слов. Так, нельзя сказать бить баклушу, вытачивать лясу, заменив формы множественного числа баклуши, лясы формами единственного числа, или употребить полное прилагательное вместо краткого во фразеологизме на босу ногу. Однако в особых случаях вариации грамматических форм во фразеологизмах возможны (ср.: греть руку – греть руки, слыханное ли дело – слыхано ли дело).

Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов. Например, нельзя поменять местами слова в выражениях ни свет ни заря; битый небитого везет; все течет, все изменяется; хотя смысл, казалось бы, не пострадал, если бы мы сказали: «Все изменяется, все течет».

В то же время в некоторых фразеологизмах возможно изменение порядка слов (ср.: набрать в рот воды – в рот воды набрать, не оставить камня на камне – камня на камне не оставить). Перестановка компонентов обычно допускается во фразеологизмах, состоящих из глагола и зависящих от него именных форм.

Одни фразеологизмы являются единственными для выражения обозначаемых ими явлений, потому что в языке нет слов или других фразеологизмов, способных передать то же самое значение.

Другие же фразеологизмы имеют синонимы. Например, если нужно сказать о чем-то, чего очень мало, то люди говорят: «кот наплакал» или «капля в море». Однако не в любом случае можно использовать эти фразеологизмы.

Ошибки в разговорной речи встречаются довольно часто.

К ним относятся:

1. Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

2. Замена слов в составе фразеологизма: «говорить нараспашку» вместо «душа нараспашку».

3. Употребление фразеологизма в несвойственном ему стиле (например, разговорные фразеологизмы в деловых бумагах).

Таким образом, мы видим, в разговорной речи вместе с правильным употреблением встречается неверное использование фразеологизмов. В художественной литературе фразеологизмы иногда преобразовывают для создания образности.

Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах:

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …

Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…

Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
Заключение. Иногда встречаются такие случаи, когда фразеологизм не имеет равного себе выражения и для точной передачи того или иного явления нужно использовать именно его.Фразеологизмы используются как в обычной разговорной речи, так и в художественной литературе. Это делает нашу речь ярче и образнее. Некоторые фразеологизмы устаревают со временем, «выходят из языка», но на смену им всегда приходят другие, которые связаны с событиями нашей жизни.

Терминологический аппарат: фразеология, фразеологизм (фразео­логическая еДиница), фразеологическая норма, фразеологическая ошибка.

Особое место в системе языка занимают фразеологизмы - лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению сочетания слов, воспроизводимые в виде готовой речевой единицы (плыть по течению, Держать нос по ветру, обвоДить вокруг паль­ца, взять слово, оказать поДДержку и т.

Такие единицы изучаются в разделе лингвистики, который называется «Фразеология». Как самостоятельная лингвистическая дисциплина фразе­ология возникла сравнительно недавно, и поэтому далеко не все вопросы, связанные с особенностями этой языковой единицы, получили полное 32

и ЕДиНооБрАзНоЕ осВЕщЕНиЕ В НАучНоЙ литЕрАтурЕ.

ТАК, НАпримЕр, До сих пор НЕ очЕрчЕНЫ грАНицЫ фрАзЕологии: НЕКото­рЫЕ исслЕДоВАтЕли поНимАют ЕЕ узКо и отНосят К фрАзЕологизмАм тольКо ТЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, В КОТОРЫХ КАЖДОЕ ОТДЕЛЬНОЕ СЛОВО НЕ рЕАЛИЗуЕТ ВСЕХ сВоих КАчЕстВ (тЕряЕтся чЕтКость зНАчЕНия, слоВо НЕ используЕтся Во ВсЕх фОрмАХ). ЗНАЧЕНиЕ фрАзЕОЛОгизмА при эТОм ЧАСТО пЕрЕДАЕТСя ОДНим СЛО­ВОм. НАпримЕр, книга за семью печатями - «ТАЙНА». В эТОм СЛуЧАЕ НЕЛьзя УЖЕ УПОТРЕБЛЯТЬ СЛОВО книга ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ИЛИ, НАПРИМЕР, зАмЕНяТь КОмпОНЕНТ семь НА пять. ТАКОВЫ ОСОБЕННОСТи НОВОЙ язЫКОВОЙ ЕДИНИцЫ, ОБЛАДАющЕЙ СОБСТВЕННЫМИ ХАрАКТЕрИСТИКАМИ ПО СрАВНЕНИю С ВХОДящИМИ В НЕё КОМПОНЕНТАМИ. ПрИ ТАКОМ ПОНИМАНИИ фрАзЕОЛОгИзМА гЛАВНЫМ ЕгО ПрИзНАКОМ СТАНОВИТСя уСТОЙЧИВОСТЬ КОМПОНЕНТНОгО СОСТАВА И НЕВЫВОДИМОСТЬ зНАЧЕНИя фрАзЕОЛОгИзМА Из зНАЧЕНИя СОСТАВЛяющИХ ЕгО КОМПОНЕНТОВ.

ПрИ шИрОКОМ ПОНИМАНИИ фрАзЕОЛОгИИ В НЕЕ ВКЛюЧАюТСя ПОСЛОВИ­цЫ, ПОгОВОрКИ, АфОрИзМЫ («Человек - это звучит гордо!» А. М. ГОрЬКИЙ); ПрЕДЛОЖНО-ИМЕННЫЕ СОЧЕТАНИя (в меру, на ходу); СЛОВОСОЧЕТАНИя ТЕрМИ­НОЛОгИЧЕСКОгО ХАрАКТЕрА (железная дорога, Министерство образования, налоговая инспекция); фОрМуЛЫ рЕЧЕВОгО эТИКЕТА (доброе утро, будьте любезны). В эТОМ СЛуЧАЕ КрИТЕрИИ фрАзЕОЛОгИзМА КАК язЫКОВОЙ ЕДИНИцЫ рАзМЫТЫ, ПОСКОЛЬКу КОМПОНЕНТЫ фрАзЕОЛОгИзМА СОХрАНяюТ КАЧЕСТВА СЛОВА, А зНАЧЕНИЕ фрАзЕОЛОгИзМА НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСя ОТ зНАЧЕНИя, КОТОрОЕ ПЕрЕ­ДАЕТСя СВОБОДНЫМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ ИЛИ ПрЕДЛОЖЕНИЕМ.

ОДНАКО ОСНОВНОЕ КАЧЕСТВО фрАзЕОЛОгИзМА (И В узКОМ, И В шИрОКОМ ПО­НИМАНИИ) - устойчивость состава компонентов - ОСТАЕТСя НЕИзМЕННЫМ. ИМЕННО эТА ХАрАКТЕрИСТИКА фрАзЕОЛОгИзМА СВязАНА С воспроизводимостью, суть которой состоит в том, что гОВОрящИЙ, фОрМуЛИруя СВОю МЫСЛЬ, МОЖЕТ ПОЛЬзОВАТЬСя язЫКОВОЙ ЕДИНИцЕЙ КАК гОТОВЫМ СТрОИТЕЛЬНЫМ МАТЕ­рИАЛОМ. ПрИ эТОМ СЛЕДуЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО СЕМАНТИЧЕСКИ фрАзЕОЛОгИзМ ЧАСТО СООТНОСИТСя СО СЛОВОМ, А фОрМАЛЬНО - СО СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ. ПОСЛЕДНЕЕ ОБСТОяТЕЛЬСТВО ОПрЕДЕЛяЕТ ВАрИАТИВНОСТЬ фрАзЕОЛОгИзМА.

ПОД вариативностью ПОНИМАЕТСя такое видоизменение фразео­логизма, при котором не допускается искажение его значения, сти­листической характеристики и синтаксической функции. НАПрИМЕр, гроша медного (ломаного) не стоит; сердце в пятки ушло (сердце в пятках); ПОшЕЛ на попятный двор (ПОшЕЛ на попятную).

БОЛЬшИНСТВО фрАзЕОЛОгИзМОВ В руССКОМ язЫКЕ ДОПуСКАЕТ СВОБОДНЫЙ ПОряДОК СЛОВ (гнуть спину - спину гнуть), ОДНАКО В НЕКОТОрЫХ СЛуЧАяХ эТО ВЕДЕТ К рАзрушЕНИю фрАзЕОЛОгИзМА (МОЖНО СКАзАТЬ: гусь лапчатый, НО НЕЛЬ­зя: лапчатый гусь; ДЕНЕг куры не клюют, НО НЕЛЬзя: ДЕНЕг не клюют куры).

ОсоБЕнностЬ фрАЗЕоЛоГиЗмА имЕтЬ устойЧиВый состАВ компонЕнтоВ порожДАЕт БоЛЬшоЕ коЛиЧЕстВо рЕЧЕВых ошиБок:

1) нЕпрАВомЕрнуЮ ЗАмЕну компонЕнтА ФЕ (Само руководство региона не должно сидеть сложа рукава: не рукава, а руки);

2) усЕЧЕниЕ состАВА ФЕ (Все это чревато: необходимо добавить по­следствиями);

3) ВкЛЮЧЕниЕ В состАВ ФЕ ЛишнЕГо компонЕнтА (голосовать «за» обеими своими руками: необходимо убрать своими);

4) иЗмЕнЕниЕ формы ФЕ (Они были выше головы всех, кто выступал на конкурсе: нужно заменить родительный падеж на винительный - быть выше всех на голову).

5) контаминацию, поД которой понимАЕтся основанное на ассоциа­ции ошибочное соединение двух разных фразеологизмов в составе одного (Эта история давно канула в лепту: соЕДинЕниЕ фрАЗЕоЛоГиЗмоВ кануть в Лету и внести лепту).

ФрАЗЕоЛоГиЧЕскАя систЕмА яЗыкА прЕДстАВЛЕнА рАЗными кЛАссификА­циями. НАпримЕр, ФЕ ДиффЕрЕнцируЮтся по стиЛЮ. БоЛЬшАя ЧАстЬ фрАЗЕ­оЛоГиЧЕскоГо состАВА русскоГо яЗыкА относится к рАЗГоВорному стиЛЮ, по­скоЛЬку по происхожДЕниЮ ВосхоДит к устной нАроДной рЕЧи: ума палата, сломя голову, во все лопатки, медведь на ухо наступил.

ЕсЛи В состАВ фрАЗЕоЛоГиЗмА ВхоДят ГруБыЕ сЛоВА, то они относятся к просторЕЧным фрАЗЕоЛоГиЗмАм: поворачивать оглобли, губа не дура, драть как сидорову козу.

ПринАДЛЕжностЬ к стиЛЮ Во мноГом опрЕДЕЛяЕтся происхожДЕниЕм фрАЗЕоЛоГиЗмоВ. ТАк, фрАЗЕоЛоГиЗмы, пришЕДшиЕ иЗ ДруГих яЗыкоВ, от­носятся, кАк прАВиЛо, к книжному стиЛЮ. ОсоБЕнно это кАсАЕтся стАросЛА­ВянскоГо яЗыкА: на сон грядущий, знамение времени, краеугольный камень, вавилонское столпотворение.

СфЕрА испоЛЬЗоВАния ЛитЕрАтурно-книжных фрАЗЕоЛоГиЗмоВ - пуБЛицистиЧЕский, официАЛЬно-ДЕЛоВой, нАуЧный сти­Ли.

МноГиЕ фрАЗЕоЛоГиЗмы пришЛи В русский яЗык иЗ профЕссионАЛЬной рЕЧи: поставить в тупик - иЗ рЕЧи жЕЛЕЗноДорожникоВ, в час по чайной ложке - иЗ рЕЧи мЕДикоВ, овчинка выделки не стоит - иЗ рЕЧи скорнякоВ, второе дыхание - иЗ рЕЧи спортсмЕноВ и т.Д. ПрофЕссионАЛЬнАя рЕЧЬ по­рожДАЕт, кАк прАВиЛо, фрАЗЕоЛоГиЗмы рАЗГоВорноГо хАрАктЕрА.

К стиЛистиЧЕски нЕйтрАЛЬным фрАЗЕоЛоГиЗмАм относятся фрАЗЕоЛо­ГиЗмы, которыЕ ВыпоЛняЮт номинАтиВнуЮ функциЮ: они имЕнуЮт прЕД­меты, действия и явления Без их оценки. НАпримЕр, сДержать слово, во всяком случае, время от времени, из года в год.

ФрАЗЕоЛоГиЗмы кЛАссифицируЮтся по происхожДЕниЮ. БоЛЬшуЮ ЧАстЬ составляют исконно русские фразеологизмы, меньшую - заимствованные. Заимствованные устойчивые обороты в оригинале на письме передаются латинским шрифтом, наиболее известные - буквами русского алфавита (постфактум - «после сделанного» и лат. post factum).

Устойчивые сочетания, образованные путем пословного перево­да, называются фразеологическими кальками (железная Дорога - фр. chemin de fer). В отдельных случаях в калькированные обороты входят слова, упо­требляющиеся в русском языке как заимствования (принять резолюцию - фр. prendre une resolution). Иначе такие единицы именуются полукальками.

Следует помнить, что выразительные возможности фразеологии ве­лики. Употребление фразеологизмов в речи создает образность, яркость, свидетельствует, как правило, о хорошем уровне языковой подготовки говорящего. Однако проблема заключается в том, что далеко не каждый носитель языка способен пользоваться устойчивыми выражениями без­ошибочно, поэтому использовать фразеологизмы можно только в случае четкого представления об их значении.

Задания для самоконтроля

5.1. Подготовьте сообщение на тему «В.В. Виноградов и его клас­сификация фразеологизмов по степени семантической слитности». Особое внимание обратите на возможности употребления фразео­логизмов в разных коммуникативных ситуациях.

5.2. Исправьте ошибки, учитывая нормы лексической и фразео­логической сочетаемости; объясните характер ошибок.

Вариант 1. 1. Высокий вам поклон! 2. Она выполнила все наши просьбы и замечания. 3. Все поставленные заДачи Достигнуты. 4. Появление Николая Баскова наносит опреДеленный шлейф на эту проблему. 5. Я всяческими своими обеими руками буДу голосовать «за». 6. Я тебя черным по белому спросил. 7. Ушел Дмитриев, поДхватил пальму первенства Руслан. 8. Они были выше головы всех, кто выступал на конкурсе. 9. Само руковоДство региона не Должно сиДеть сложа рукава. 10. Говорящий возмущается по повоДу проДажи монастыря: «По существу уже позДно махать». 11. Чтение фантастических романов воспитывало в юношах любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса. 12. Особую помощь и личное участие в про­веДении СпартакиаДы оказали начальник Депо и преДсеДатель профкома. 13. Сколько лет Днем с фонарем страна ищет национальную иДею, а она, оказывается, на поверхности. 14. Я слышу, о чем происхоДит речь. 15. Как прекратить эти сизифовы муки?16. Теперь на послеДних километрах ей наДо зубы сжать в кулак и бегать.

Вариант 2. 1.У меня даже рот отвис от удивления. 2. Отмечается улучшение состояния больного, он самостоятельно протягивает ноги. 3. Наши войска произвели сокрушительный удар, враг получил поражение. 4. Ну, кто еще у нас принимал? (речь идет об участии в олимпиаде). 5. Первый ком блином. 6. Азазелло в романе является первой рукой Воланда. 7. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. 8. Их сильная дружба многими была замечена. 9. Вчера мне было печально.10. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 11. Я не посчитал возможным выполнить это по­ручение. 12. Эта история давно канула в лепту. 13. Преступность упала до критических границ. 14. Он вклинился к нему в доверие. 15. Он хотел выска­зать обиду, но у него остолбенел язык.

5.3. Разбейте примеры на две группы: 1) с нарушением формы ком­понента фразеологизма, 2) с неправомерной заменой компонента фразеологизма.

Денег - кошка наплакал; львиная часть прибыли; играть значение в раз­витии предприятия; играть главную скрипку в уголовном деле; одержать успех в крупных соревнованиях; тратить нервы своим родственникам; за­варился сыр-бор; расхвалить в пух и прах; взять корову за рога; вывести на чистую сторону; дареному коню в уши не смотрят; все вернулось на круги свои; бить баклушами; все кошки ночью черные; петухов по осени считают; как будто воды холодной в рот набрал; ошарашил меня словно снег в голову; не хотел удариться в грязь лицом; задавать кляузные вопросы; подвернулся под рукой.

Особого внимания требует употребление в речи фразеологизмов, то есть сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками). Многие фразеологизмы можно заменить одним словом: раскинуть умом - подумать, кот наплакал - мало, пятое колесо в телеге - лишний.

Для фразеологизмов характерно постоянство состава. Никому не придет в голову вместо кот наплакал сказать «кошка наплакала», вместо раскинуть умом - «разбросить умом» или «раскинуть головой».

Большинство фразеологизмов не допускает включения новых слов. Так, есть фразеологизмы потупить голову, потупить взор, но нельзя сказать: низко потупить голову, еще ниже потупить печальный взор.

Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются формы слов. Нельзя сказать бить баклушу, вытачивать лясу, заменив формы множественного числа баклуши, лясы формами единственного числа.

Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов. Например, нельзя поменять местами слова в выражениях ни свет ни заря; все течет, все изменяется, хотя смысл, казалось бы, не пострадал бы, если бы мы сказали: Все изменяется, все течет.

Главное условие правильности речи - употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Недопустимо искажение смысла устойчивых сочетаний. Такие ошибки делают плохие ораторы. Например, на традиционном празднике «последнего звонка» в одном институте первокурсник свое выступление начал довольно странно: Сегодня мы провожаем в последний путь своих старших товарищей... А рассказывая о веселом выпускном вечере, юноша заметил: Мы спели свою лебединую песню и долго танцевали.

Фразеологизмы, как правило, употребляются в образном значении, однако в некоторых случаях содержание речи подсказывает их неправильное толкование, например: В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне ; Авиаторы на своих крыльях всегда вовремя приходят на помощь (ходят на крыльях?).

Невнимательные к своей речи ораторы и авторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника. Недопустимо смешение (контаминация) фразеологизмов, например: Здесь собрался узкий круг ограниченных людей (узкий круг, ограниченный круг людей); Его поймали на честном слове (поймали на слове, честное слово).

Не может быть оправдано и сокращение фразеологизмов, однако иногда их приводят неточно, опуская то или иное слово. Например, говорят: это усугубляющее обстоятельство (вместо усугубляющее вину обстоятельство). Ошибочно усеченные фразеологизмы теряют смысл, употребление их в речи может приводить к абсурдности высказывания: Успехи этого ученика желают лучшего (вместо оставляют желать лучшего); Тренер Вильямсон сделал хорошую мину (опущено: при плохой игре).

Нередко происходит искажение лексического состава фразеологизмов: Не мудрствуя долго (вместо лукаво). Ложные ассоциации иногда порождают смешные и нелепые ошибки: Вот поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой (держит камень за пазухой); Чем дальше в лес, тем больше щепки летят ; Это дело гроша выеденного не стоит .

Изменение состава фразеологизма может быть вызвано обновлением грамматических форм, например: Дети заморили червячков и развеселились (нельзя использовать множественное число вместо единственного во фразеологизме заморить червячка); Голова ее убелена сединой (вместо сединами); Был он не из робкой десятки (робкого десятка).

В составе фразеологизмов нельзя допускать искажения предлогов: Он никогда не думал, что эти слова сбудутся в его судьбе с полной мерой (вместо в полной мере). Некоторым фразеологизмам «не везет» - в них то и дело заменяют предлоги: ставить точки на и (вместо над и); семи пядей на лбу (во лбу). Неправильный выбор падежных форм и предлогов в фразеологизмах порождает такие «странные» ошибки: скрепя сердцем, власти придержащие, скатерть ему на дорогу, в голове идет кругом. Чтобы избежать подобных ошибок, почаще заглядывайте в фразеологические словари!

Грамматическая правильность речи

Вариантные формы имени существительного

Грамматическая правильность речи состоит в верном употреблении окончаний и суффиксов, у которых есть варианты. Например, кондуктор - кондукторша, зал - зала - зало. В первом примере форма женского рода употребляется лишь в разговорной речи, в книжных стилях она неуместна; из трех последних примеров только существительное мужского рода используется в современном русскою языке, формы женского и среднего рода устарели. Это свидетельствует о том, что с развитием языка меняется стилистическая оценка некоторых форм. Рассмотрим более подробно вариантные окончания различных частей речи.

Стилистические варианты появляются в формах рода некоторых существительных. Как сказать больная мозоль или больной мозоль, правая туфля или правый туфель? В литературном языке эти существительные женского рода. В русском языке есть немало существительных с неустойчивой формой рода, которые заставят нас задуматься.

Есть существительные, у которых разные формы рода сосуществуют, не различаясь стилистически: жираф - жирафа; вольер - вольера, лангуст - лангуста. От них отличаются существительные, у которых одна из параллельных форм архаизовалась: санаторий - санатория; фильм - фильма. Вышедшие из употребления варианты теперь отсутствуют в словарях или даются с пометой (устар.).

Особого внимания требуют существительные, у которых родовые варианты отличаются стилистической окраской: рельс - рельса (прост.); туфля - туфель (прост.); метаморфоза - метаморфоз (спец.); повидло - повидла (диал.). Нарушение литературной нормы может стать средством речевой характеристики героя: Зараз в один секунд кончаю, товарищ Нагульнов! Обожди, не подымай оружию (Шол.).

В некоторых случаях разные формы рода отличаются по значению, например: гарнитур (мебели, белья) - гарнитура (шрифтов), жар (в теле, в печке) - жара (зной), занавес (театральный) - занавесь (занавеска).

Особые трудности вызывает определение рода несклоняемых существительных иноязычного происхождения. К мужскому роду следует относить все несклоняемые одушевленные существительные: кенгуру, какаду, шимпанзе, однако, если контекст указывает на самку, они могут быть употреблены и как существительные женского рода: Кенгуру несла в сумке детеныша. Неодушевленные несклоняемые существительные должны быть отнесены к среднему роду: депо, кашне, кино, такси. Но следует отметить, что такое деление не охватывает всех случаев употребления заимствованных несклоняемых существительных. Есть немало слов женского рода: авеню, бери-бери, солями, колибри, иваси, кольраби, цеце. Кроме того, общему правилу не подчиняются многие существительные, которые осознаются как слова мужского рода благодаря их семантической близости к синонимам или родовым наименованиям мужского рода: арго (жаргон), антраша (прыжок), банджо (инструмент), бенгали (язык), пенальти (удар), сирокко (ветер), эмбарго (запрет).

При употреблении несклоняемых иноязычных существительных, обозначающих лиц, форма рода должна строго соответствовать полу - милая леди, утомленный кули, веселый кабальеро, юная мисс. Как двуродовые выступают слова визави, протеже, инкогнито: Мой (моя) визави оказался (оказалась) веселым спутником (веселой спутницей). Употребление личных несклоняемых существительных в форме среднего рода порождает комизм: Это бы еще ничего, - инкогнито проклятое (Г.).

У некоторых авторов изменение форм рода становится юмористическим приемом. Например, у В. Маяковского: усатый нянь, у Ильфа и Петрова: три «нимфа». Однако чаще случайное изменение рода имен существительных становится причиной неуместного комизма, например в речи диктора: Его величество (об испанском короле) посетило нашу страну в 1997 году.

Формы числа имен существительных также заслуживают стилистического комментария.

Существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении, и тогда они указывают на множество предметов: К нему (анчару) и птица не летит, и тигр нейдет (П.); Всякого зверя и в степях и в лесах было невероятное количество (Акс.).

Существительные единственного числа в обобщенно-собирательном значении часто встречаются в заголовках газетных и журнальных статей, в названиях рубрик: «Для чего человек учится?», «Через сердце художника», «Читатель предлагает ».

Встречается и дистрибутивное употребление формы единственного числа существительных, указывающее на то, что названный предмет относится к нескольким лицам или предметам: Бунтовщики потупили голову ; Повелено брить им бороду (П.). Такая замена единственным числом множественного вполне допустима. Форма множественного числа может указывать не только на множество предметов, но и на один, выделяя его, однако, особой экспрессией: Вы тут обедали, а нас по милициям водили (Мак.) - речь идет об одном отделении милиции. Подобное экспрессивное употребление множественного числа характерно и для живой разговорной речи: Чему вас только в институтах учат!; Нет у меня времени по театрам расхаживать.

Формы единственного и множественного числа в современном русском языке часто варьируются: До горизонта желтел песок пустыни. - До горизонта желтели пески пустыни. Экспрессивному употреблению множественного числа во втором примере можно противопоставить чисто информативное, не допускающее вариантов: В углу двора насыпан песок .

Множественное число отвлеченных существительных подчеркивает интенсивность действия, силу проявления признака: морозы, холода, ветры; придает им особую значимость: А зимних праздников блестящие тревоги (П.); Зима пиршествует. Нет конца ее великолепьям и щедротам (Инб.).

Отвлеченные существительные во множественном числе нередко указывают на конкретные проявления качеств, действий: Он стал перечислять красóты родной страны (Каз.). Существительные, обозначающие эмоции, настроения, ощущения, во множественном числе получают оттенок конкретности и интенсивности проявления чувства; ужасы войны, радости и печали первой любви.

Некоторые существительные в современном русском языке изменили форму числа, ср.: Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах (Г.).

Варианты падежных окончаний существительных вызывают особые трудности при выборе правильной формы.

Развитие русского склонения представляет собой живой, активный процесс. Это приводит к появлению вариантных окончаний. От основных окончаний они отличаются тем, что встречаются лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные окончания могут иметь особые оттенки в значении падежной формы: В лесу раздавался топор дровосека (Н.) - окончание указывает на место действия. Но: Актер прославился исполнением главной роли в «Лесе » Островского - окончание -е указывает на объект. В иных случаях вариантные окончания могут отличаться стилистической окраской: клапаны <общеупотр.> - клапана <спец.>; в отпуске <лит.> - в отпуску <разг.>.

Наибольший стилистический интерес вызывают те вариантные формы, у которых развились разнообразные стилистические оттенки. В этом отношении ведущая роль в русском языке принадлежит именительному падежу множественного числа существительных. В этой форме наряду с традиционным окончанием -и (-ы) широко используется новое - -а (-я), и для большого количества слов оно стало уже основным: профессора, директора, тополя и др. Формами на -а (-я) богаты профессиональная речь и просторечие. Вспомним слова из песни В. Высоцкого: Мы говорим не штормы , а шторма ... Ветра - не ветры - сводят нас с ума. Составители словарей обычно указывают на закрепление таких форм в профессиональной речи.

Другой «горячей точкой» склонения имен существительных является родительный падеж множественного числа, дающий простор разговорным формам. Наиболее активно конкурируют в речи окончания нулевое и -ов, реже - нулевое и -ей. Они получают разговорную окраску в парах: несколько апельсин - апельсинов, гектар - гектаров, грамм - граммов, килограмм - килограммов, мандарин - мандаринов, носок - носков, помидор - помидоров. В этих парах окончание -ов стало нормой. Литературно правильны также и вторые слова в парах: доль - долей, дядь - дядей, тёть - тётей, ясель - яслей. Некоторые варианты этого падежа архаизовались: свеч (при современном свечей) - игра не стоит свеч.

Без стилистических помет обычно даются в словарях варианты родительного падежа единственного числа существительных мужского рода: Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник (П.): Я из лесу вышел, был сильный мороз (Н.). Стабильно сохраняют окончание в этой форме вещественные существительные со значением уменьшительности, употребление которых возможно лишь в разговорной речи: - Ну, тогда я вам положу медку ; Нам бы бензинчику ... и т. д.

Стилистического комментария требует и склонение имен собственных, допускающее в современном русском языке вариантные формы. Нерусские имена: Ирен, Мери, Пабло, Анри; многие иноязычные фамилии; Гёте, Данте, Гюго, Золя, Шоу, а также славянские: Войниченко, Короленко, Добраго, Дурново; женские фамилии на согласный: Войнич, Сенкевич - не склоняются. Однако в XIX в. говорили: встречался с Шевченком и с Шевченкой, Коваленки, к Коваленкам; произведения Жоржа Санда (склоняя женский псевдоним) и т. п. Отголоски этих колебаний влияют и на современное употребление таких существительных. В разговорной речи можно встретить, например, склоняемые формы украинских фамилий на -ко. Нередки и случаи употребления фамилий типа Маринич без изменения в применении к мужчинам (у студента Маринич), с чем, конечно, согласиться нельзя.

Значительные разночтения наблюдаются в употреблении падежных форм некоторых географических названий. Все русские слова должны склоняться, однако в последние десятилетия все чаще употребляются в начальной форме географические наименования на -о: в Одинцова, под Усово, из Голицына (ср.: Я нынешний год проживаю опять в уже классическом Пушкино - М.). Эта тенденция отражает влияние книжных стилей: вначале несклоняемые формы употреблялись географами и военными, для которых важно было дать названия в исходной, номинативной форме, чтобы не спутать слова без окончания: город Киров - Кирова, Пушкин - Пушкино. Но у русских классиков мы находим только склоняемые формы: в селе Горюхине (П.); В деревню Дюевку (Ч.); В Ястрибине завтра ярмарка (Бун.).

Стилистически оправдано употребление в начальной форме лишь нерусских малоизвестных географических наименований: Асуль, Дырях, Багио, Варгаши, Карагайлы и т.п.

Варианты склоняемых-несклоняемых имен существительных в русском языке появляются и при употреблении аббревиатур. В момент освоения их языком (когда новое слово, образованное путем сложения начальных звуков или букв сложного наименования, сохраняет еще оттенок свежести) аббревиатуры, как правило, не склоняются, Так, известное специалистам с 30-х годов слово БАМ вначале не склонялось: Транссибирская железная дорога будет соединяться с БАМ тремя линиями. Однако со временем многие аббревиатуры уподобляются обычным существительным и начинают изменяться по падежам: Погода нелетная, а меня ждут на БАМе (из газет).

Стилистический интерес представляют такие аббревиатуры, которые употребляются двояко: в разговорной речи склоняются, а в книжной используются как неизменяемые: Она работает в МИДе, Представитель МИД РФ заявил... Склоняемые варианты подобных аббревиатур имеют разговорную окраску в отличие от книжных, неизменяемых; ср.: работает в ТАССе - по заявлению ИТАР-ТАСС. Однако норма остается жесткой в отношении аббревиатур с гласными на конце: ГАИ, МИМО и тех, которые произносятся по названиям букв: СНГ, ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство), РКЦ (расчетно-кассовый центр) - их склонение недопустимо.

Вариантные формы имени прилагательного

При употреблении имен прилагательных приходится выбирать варианты кратких форм. Как написать? - Аркадию Кирсанову свойственен (или свойствен) лиризм; Этот призыв своевремен (или своевременен); Этот человек невежествен (или невежественен)! Даже составители толковых словарей по-разному оценивают некоторые из этих форм - то как допустимые, то как устаревшие.

У писателей прошлого встречаются и краткие прилагательные на -нен, и формы на -енен. Однако в связи со стремлением говорящих к «экономии речевых средств» для современного языка следует считать оправданными более короткие формы: бездействен, безнравствен, беспочвен, бессмыслен, бесчувствен, величествен, воинствен, двусмыслен, единствен, естествен, злокачествен, искусствен, легкомыслен, медлен, многочислен, могуществен, мужествен, невежествен, ответствен, подведомствен, посредствен, родстдвен, свойствен, соответствен, существен, таинствен, тождествен, торжествен, явствен.

Следует учитывать стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения прилагательных. Это наглядно показывает таблица.

Сложная форма сравнительной степени используется вместо простой при существительных, стоящих в косвенных падежах: занят более важной работой (нельзя сказать работой важнее, возможна лишь разговорная форма - работой поважнее), в более трудных случаях, с менее удачным результатом, от более осведомленного лица и т.п.

При употреблении форм сравнительной степени прилагательных просторечную окраску имеют сочетания: более лучший, более худший, менее предпочтительнее, а также превосходной - самый сладчайший, наиболее выгоднейший. Считаются допустимыми лишь плеонастические сочетания: самый ближайший путь, самая кратчайшая дорога, самым теснейшим образом связаны. У писателей можно встретить необычные формы для выражения высшей степени качества: человек преостроумнейший (С.-Щ.); Поедем, душа! Разведи там на могиле какую-нибудь мантифолию поцицеронистей , а уж какое спасибо получишь! (Ч.). Однако в серьезном тексте, в выступлении оратора подобные формы окажутся неуместными.

Вариантные формы имени числительного

Имя числительное встречается в речи значительно реже, чем имена существительные и прилагательные. И все же предупредим некоторые ошибки, возникающие при неумелом названий чисел.

Часто неправильно склоняют числительные. Как прочитать или написать, например, в словесном выражении такие цифры - 300 шагами дальше; с 1508 рублями? Многие напишут: триста шагами, а надо - тремястами шагами дальше. Второй пример еще сложнее, так как возможны варианты: с тысячью пятьюстами восемью рублями, с тысячей пятисот восьмью рублей, с тысяча пятьсот восьмью рублями (два последних нелитературные).

Ошибки в склонении числительных особенно часто встречаются в устной речи: Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей (надо: трехсот); Самодеятельных духовых оркестров в нашей республике более полуторасот (следует: полутораста); На четырехсот шестидесяти избирательных участках все подготовлено ко встрече с избирателями (правильно: на четырехстах шестидесяти).

Наблюдается смешение основ мужского и женского рода числительного оба - обе: При выводе уравнения мы приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков (следует: в обеих).

В отличие от количественных числительных, требующих склонения каждого слова, порядковые числительные изменяются иначе. Сравните: расстояние в тысячу семь метров - Грамота написана в тысяча триста седьмом году . В порядковом числительном, указывающем дату, склоняется только последнее слово.

Особые трудности возникают при употреблении собирательных числительных (двое, трое, четверо и т.д.). Иногда по ошибке собирательные числительные соединяются с существительными женского рода: Четверым ученицам сделано замечание (следует: четырём ученицам).

Не единичны ошибки в падежной форме существительного в словосочетаниях, обозначающих даты, в которых числительное всегда должно управлять родительным падежом второго слова: Администрация обещает ликвидировать задолжность по зарплате к 15 декабрю (вместо: декабря); письмо датировано двадцать третьим декабрем 1943 годом (следовало: 23 декабря 1943 года).

В систему числительных вовлекаются счетные существительные, однако употребление их в речи не всегда уместно - они вносят нежелательную просторечную окраску в текст: В интернате работает только пара кранов (два... крана); Грамоту вручили старейшему педагогу Анне Федоровне Голубовой, которой исполнилось восемь десятков (которая отметила свой 80-летний юбилей).

Варианты падежных окончаний числительных возникают в результате непоследовательного отражения ими категории одушевленности. Слова два, три, четыре, употребленные с одушевленными существительными, имеют форму винительного падежа, сходную с родительным: встретил двух друзей и трех подруг , проконсультировал четырех студентов (ср.: прочитал два тома, три страницы, четыре стихотворения).

При употреблении составных числительных с одушевленными существительными литературной норме соответствует конструкция, не отражающая категорию одушевленности: зарегистрировать двадцать три депутата ; разговорный характер имеет конструкция разместить в гостинице двадцать трех человек.

Вариантные формы местоимения

При употреблении местоимений не возникает особых трудностей с выбором вариантных форм. Стилистически равноправны варианты внутри их - внутри них , хотя в иных случаях добавление начального н к личным местоимениям, употребленным с предлогами, подчиняется строгим правилам.

В современном русском языке звук н добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, мимо нее.

Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): благодаря ему, ей. Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги (наподобие его, со стороны его и др.).

После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального н (моложе ее, лучше его, выше их).

Винительный падеж определительного местоимения сама имеет две формы: самоё (книжная форма) и саму (разговорная форма): Поддерживают саму (самую) идею переноса срока выборов; Саму хозяйку я не видел; Её самоё это не волнует. Форма самоё архаизуется.

Употребляя местоимения, следует помнить о том, что они могут внести неясность в смысл высказывания. Например: Катерина не могла ужиться с Кабанихой, она не принимала ее жизненной позиции (кто? Катерина или Кабаниха? Чьей позиции?).

Вариантные формы глагола

В системе глагольного словоизменения существует множество вариантов. В соответствии с современной нормой инфинитив глаголов с основой на с, з имеет окончание -ти: брести, плести, цвести. В XIX в. широко использовались и усеченные формы: Вот вас бы с тетушкою свесть ; Не смею моего сужденья произнесть (Гр.). Мы воспринимаем их как устаревшие.

В глагольных парах видеть - видать, слышать - слыхать вторые имеют разговорную окраску: Если нынче ночью Бэла не будет здесь, то не видáть тебе коня (Л.).

Из двух вариантов свистеть - свистать второй может в контексте получать стилистическую окраску (Свистать всех наверх!) и тогда употребляется в профессиональной речи; в иных случаях эта же форма употребляется в переносном значении - «бить с силой»: так и свищет кровь (Л.Т.).

Из вариантов поднимать - подымать второй имеет разговорную окраску: Цыганы... подымали им (лошадям) ноги и хвосты, кричали, бранились (Т.). Из вариантов мучиться - мучаться (мучаюсь, мучаешься, мучается и т.д.) второй - просторечный. Противопоставлены вариантные формы приставочных глаголов с суффиксом -ну- и без него: иссохнул - иссох, исчезнул - исчез, вымокнул - вымок, возникнул - возник, стихнул - стих. Первые вышли из употребления.

Этот же процесс (выпадение суффикса -ну-) проявляется и в образовании форм причастий от соответствующих глаголов: в причастиях от глаголов с приставками, как правило, суффикс отсутствует: промерзший, оглохший, размякший.

Явлением аналогии объясняется возникновение множества вариантов личных форм глаголов в изъявительном наклонении настоящего-будущего времени у ряда глаголов типа брызгать, двигаться, капать, мурлыкать, полоскать (около 40 словоформ), образующих вариантные формы: брызжет - брызгает, движется - двигается, каплет - капает, мурлычет - мурлыкает, полощет - полоскает. В их числе следует выделить две группы глаголов.

1. Глаголы, которые закрепились в современном языке с различными оттенками значений, не получив особых стилистических отличий. Например, форма брызжет употребляется в прямом значении («быстро рассеивает мелкие частицы жидкости»): брызжут слезы (дождь, водопад, фонтан) и в переносном: брызжет смех (счастье, молодость). Вариант же брызгает используется только в узком конкретном значении («опрыскивать что-нибудь жидкостью»): брызгает водой цветы.

2.Вариантные формы глаголов настоящего-будущего времени стилистически противопоставлены (около 30 пар): нейтральны колеблет, машет, пашет, плещет, полощет, рыщет, сыплет, треплет, хнычет, щиплет; соответственно: машу, пашу, маши, паши; машущий, пашущий и т.д., а их варианты стилистически снижены - <прост.> плескаю, <разг.> махаю, пахаю, полоскаю, рыскаю, сыпешь, сыпет, трепаю, трепешь, хныкаю, хлестаю, щипаю.

Некоторые глагольные формы не выделяются столь определенно по своей стилистической окраске, но все же используются преимущественно в разговорной речи: мерять - меряю, меряешь, меряет, меряют; лазать - лазаю, лазаешь и т.д., а их варианты - в книжной: мерить - мерю, меришь, мерит, мерят; лазить - лажу, лазишь и т. д.

Ряд непродуктивных глаголов на -еть: выздороветь, опротиветь, опостылеть - в разговорной речи употребляются в форме: выздоровлю, опостылю, опротивлю, выздоровят и т. д., хотя более правильны их варианты выздоровею, опостылею, опротивею.

Немало вариантов известно в форме 1-го лица у глаголов с основой на согласные д, т, з, с, требующие чередования: лизать - лижу, колесить - колешу, насадить - насажу, прекратить - прекращу. Отступления от литературных форм, возникающие при образовании 1-го лица без чередования, носят резко сниженный характер: вылазить - <прост.> вылазию; ездить - <прост.> ездию, а также <разг.> пылесосю.

От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица; победить, убедить, очутиться, чудить, чудесить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление «недостаточного спряжения» в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются; ср. в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю.

Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт - просторечные: жгёт, текёт, пекёт.

Контрастирующие по стилистической окраске варианты образуют глаголы и в повелительном наклонении. В парах слов: ляг - ляжь (ляжьте), беги - бежи (бежите), не тронь - не трожь, погоди - погодь, выйди - выдь, выложи - выложь - первые литературные, вторые просторечные. Ряд вариантов имеет помету <разг.>: выверь, выдвинь, вычисть, нянчь, порть, чисть и др. при литературных формах: вывери, выдвини, вычисти, чисти и др.

Стилистически выделяются как специальные усеченные формы повелительного наклонения возвратных глаголов в приказах (среди военных, туристов): Равняйсь! По порядку номеров рассчитайсь! Такие варианты используются лишь в устной речи.

Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX веке старославянские формы виждь, внемли архаизовались; просторечные варианты не моги, ехай остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературная форма поезжай, а также формы, образованные от глаголов слушать, смотреть - слушай (-те), смотри (-те).

Источником вариативности глагольного формообразования являются и видовые пары типа обусловить - обусловливать, обуславливать (свыше 20 глаголов). Некоторые из них, как и приведенные выше, стилистически равноценны и поэтому не выделяются пометами в словарях, дающих оба варианта. Однако большинство вариантов противопоставлено как устаревшие и современные: дотрагиваться - дотрагиваться, заготавливать -заготавливать, задабривать - задабривать, оспоривать - оспаривать (ср.: для Пушкина первая была еще обычной: И не оспоривай глупца).

Варьируют и некоторые глаголы с суффиксами -изирова-, -изова-: стандартизировать - стандартизовать, колонизировать - колонизовать. Соотношение их в русском языке исторически менялось, у ряда глаголов варианты с суффиксом -изирова- архаизовались и теперь используются только более короткие: локализовать, мобилизовать, материализовать, нормализовать, парализовать. У иных же варианты с суффиксом -изова- устарели: канонизовать, конкретизовать. С суффиксом -изирова- закрепились глаголы: иронизировать, симпатизировать, гипнотизировать и др.

Ряд глаголов, имеющих особенности в словообразовании, образуют синонимические пары, отличные в стилистическом отношении. Так, глаголы типа зеленеет - зеленеется (в значении «выделяться своим зеленым цветом») отличаются разговорным оттенком второго; ср.: И ель сквозь иней зеленеет , и речка подо льдом блестит (П.); Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется (Кольц.).

Синонимичны и пары звонить - звониться, стучать - стучаться, грозить - грозиться, но возвратные указывают на большую интенсивность действия, к тому же они имеют разговорный или просторечный оттенок.

Из вариантных форм причастий забредший - забрёвший, приобретший - приобрёвший, приплетший - приплёвший в современном литературном языке закрепились первые. Из вариантов деепричастий взяв - взявши, встретив - встретивши формы на -вши устарели.

Порядок слов в предложении

Правильность речи во многом зависит от расположения слов в предложении. Неудачный порядок слов может исказить или затемнить смысл высказывания. Например, услышав фразу: Село кормит озеро, мы выразим недоумение: разве озеро нужно кормить? Видимо, озеро кормит село (то есть жители села промышляют рыбной ловлей). Мы привыкли, что в подобных конструкциях на первом месте стоит подлежащее.

Характерное для современного русского языка расположение членов предложения закрепилось не сразу. Вспомните тяжеловесные фразы в сочинениях М.В. Ломоносова, в поэзии Г.Р. Державина. Их синтаксис еще сохранял следы влияния латинонемецких конструкций, весьма далеких от русской разговорной речи. Неудивительно, что замечательный реформатор русского литературного языка Н.М. Карамзин провозгласил принцип: «Писать, как говорим, и говорить, как пишем». Карамзин немало потрудился над разработкой порядка слов в предложении и дал образец двух конструкций, типичных для русского языка: Колокольчик зазвенел, лошади тронулись (подлежащее стоит на первом месте, то есть препозитивно, а сказуемое постпозитивно) и Светит солнце; Наступила осень; Идет дождь (препозитивно сказуемое). Обе конструкции отражают прямой порядок слов, однако их стилистическое применение различно. Предложения первого типа используются чаще в повествовании:

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест... Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними... Эти кургузые птицы кувыркались на воздухе, тяжело шлепались об воду... Легко подраненные ныряли... [Т.].

Эти конструкции живо передают движение, развитие действия, как нельзя лучше отражая динамику событий.

Предложения же с препозитивным сказуемым употребляются при описании обстановки, какого-либо предмета, пейзажа:

Был прекрасный июльский день... Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков... Кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь... На всем лежит печать какой-то трогательной кротости... [Т.].

Такой порядок слов характерен для эпического, спокойного тона речи, для создания статических картин.

Обычно препозитивно сказуемое в вопросительных и восклицательных предложениях: Знаете ли вы об этом?; Какое приятное занятие эти танцы! (Остр.).

Определяя место второстепенных членов предложения, следует иметь в виду, что предложение обычно строится из словосочетаний, в которых согласуемые слова предшествуют стержневому слову, а управляемые следуют за ним.

Охарактеризуем порядок слов в словосочетаниях, которые наиболее часто используются в русских конструкциях.


Лексические нормы регулируют правила употребления слов, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях. При определении лексических норм следует учитывать изменения в словарном составе языка: многозначность слова, явления синонимии, антонимии, стилистическое рассмотрение лексики, понятие активного и пассивного лексического запаса, социальную сферу употребления лексики, необходимость оправданного выбора слова в конкретной речевой ситуации и многие другие.

Изменения в словарном составе русского языка происходят параллельно с изменением в жизни общества, для обозначения новых явлений в социальной жизни может быть или создано новое слово с помощью существующих в языке словообразовательных средств, или заимствовано иноязычное слово, или образовано сложное, составное наименование, или же, наконец, приспособлено слово, уже существующее в языке, которое в таком случае определённым образом видоизменяет своё значение (а часто при этом и стилистическую окраску).

Многозначностью называется наличие у слова нескольких (двух или более) значений. Следствиями небрежного отношения к многозначным словам являются неясность и двусмысленность выражения, а также неправомерное, чрезмерное расширение значений известных слов.

От многозначности следует различать омонимию. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по своей форме, но значения которых никак не связаны друг с другом, т.е. не содержат никаких общих элементов смысла. Выделяют лексические омонимы (слова, совпадающие во всех грамматических формах), омофоны (слова, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково, например: луг – лук ), омоформы (слова, совпадающие по звучанию в какой-либо грамматической форме, например: чистое стекло стекло по крыше ) и омографы (слова, имеющие одинаковую форму, но разное звучание, например: замок замок ). Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов – слов, близких, похожих по звучанию и написанию, но разных по значению (например: экскаватор эскалатор ).

Синонимия противоположна многозначности и омонимии. При синонимии разная форма выражает одинаковое (или сходное) содержание. Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Они бывают понятийными (близкими, не совсем тождественными по значению) и стилистическими (тождественными по значению, но имеющими различную стилистическую окраску). Наличие синонимов обеспечивает выразительность речи и в то же время обязывает всех говорящих и пишущих внимательно относиться к выбору слова из ряда близких, похожих.

Антонимы – это слова с противоположным значением. Они издавна используются как приём для создания контрастных образцов, для резкого противопоставления признаков, явлений.

Целый ряд слов снабжён в толковых словарях пометами “ высокое”, “книжное”, с одной стороны, и “разговорное”, “просторечное” – с другой. Эти пометы указывают на стилистическое расслоение лексики. Основную часть словарного фонда составляет так называемая “нейтральная ” лексика, на фоне которой проявляются выразительные возможности стилистически окрашенных слов, использование которых в речи требует развитого языкового чутья и эстетического вкуса.

Лексику можно рассматривать с точки зрения активного и пассивного словарного запаса. К пассивной лексике относятся устаревшие слова: архаизмы (устаревшие синонимы современных слов) и историзмы (устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия), а также новые слова (неологизмы). Отдельные устаревшие слова “возвращаются” в активный фонд словаря, иногда приобретая новые значения, например: дума , губернатор , банкир , вратарь .

С точки зрения социальной сферы употребления все слова русского языка можно разделить на лексику неограниченной сферы употребления и лексику ограниченной сферы употребления, к которой относятся профессионализмы (слова и выражения, используемые в устной речи людьми одной профессии), диалектизмы (элементы территориальных диалектов, употребляемые носителями литературного языка), термины (точные обозначения определённых понятий какой-либо специальной области науки, техники, искусства), жаргонизмы (элементы различных социальных диалектов в литературной речи). Слова ограниченного употребления могут входить со временем в лексический состав литературного языка. При этом областные слова утрачивают диалектную окраску (например: околица , пахать , стерня ), а термины детерминологизируются (например: общественная реакция , среда , атмосфера ).

Ясность и понятность речи зависит от правильного употребления в ней заимствованных (иноязычных) слов. Ошибки в их использовании связаны прежде всего с незнанием точного смысла слова, что часто приводит к плеоназму (речевой избыточности), например: первый дебют, памятные сувениры. Разновидностью плеоназма является тавтология – употребление в речи рядом стоящих однокоренных слов.

Фразеологические нормы – это правила употребления фразеологизмов, несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи, а воспроизводятся в ней. Фразеологизмы отличаются устойчивым соотношением смыслового содержания, лексического состава и грамматического строения, поэтому любые изменения в составе и структуре этих выражений приводят к речевым ошибкам.

Вопросы :

2. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

3. В чем проявляется богатство лексики современного русского языка?

4. Дайте характеристику лексических речевых ошибок, связанных с нарушением требования оправданного выбора слова в определенной речевой ситуации.

5. Каковы особенности фразеологических норм? Охарактеризуйте основные виды фразеологических речевых ошибок.

Задания:

Задание 1. Определите значение следующих слов. Составьте с ними несколько словосочетаний.

Апелляция, концентрат, апогей, аранжировка, акустика, абонемент, баллотироваться, баланс, вернисаж, витраж, гравитация, габарит, гамма, гипотеза, вакуум, газон, грильяж, гурман, деградация, декада, диапазон, детектор, десерт, ералаш, заурядный, идеограмма, иллюзия, инстинкт, интонация, кавалькада, кинофицировать, кредо, кулуары, коллизия, лексикон, лейтмотив, манекен, мемуары, матрица, меридиан, мизерный, невежда, околица, орнамент, плеяда, претензия, просодия, фикция, эстетика, титульный.

Задание 2 . Выпишите сначала однозначные, затем многозначные слова. Мотивируйте свой ответ.

Б. Адмирал, водолаз, год, грач, вуз, бежать, вторник, стажёр, абажур.

В. Беглец, гусли, биолог, заря, вещь, герой, идти, почва, огонь, дом.

Задание 3. Определите, какие из выделенных слов употреблены в переносном значении.

1. Так своеволием пылая, роптала юность удалая.(А. Пушкин.). 2. Я хочу подышать возле тёплого тела искусства. (М. Светлов). 3. Яростный ветер подталкивал путника в спину. (М. Матусовский). 4. Книга – это духовное завещание одного поколения другому. (А. Герцен) 5. Имел слова любимые, и выпускал их дедушка по слову через час. (Н. Некрасов).

Задание 4. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3.Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Всё это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 9. «Гранатовый браслет» - одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

Задание 5 . Укажите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии. 3. «Слово о полку Игореве» поймет каждый человек, который подлинно любит свою родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности. 6. В образе Игоря отличается беззаветная храбрость, воинский пыл. 7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал своё кредо.

Задание 6 . Определите значение следующих слов паронимов. Объясните, с чем связаны ошибки при их употреблении.

Абонент – абонемент, одеть – надеть, дипломат – дипломант, ро­мантичный – романтический, основание – обоснование, веский – ве­сомый, бережный – бережливый, адресат – адресант, придворный – притворный, крепостной – крепостник, статут – статус.

Задание 7 . Распределите синонимы по группам: 1) семантические, 2) стилистические.

Безветрие, тишь, затишье, штиль; аплодировать, рукоплескать, хлопать; вынимать, извлекать; бледный, неяркий, блеклый, тусклый; долг, обязанность; любовь, влюблённость, страсть, увлечение; перерыв, передышка, перемена, перекур; поэт, стихотворец, пиит, бард, певец; серый, дымчатый, пепельный, мышиный.

Задание 8 . Определите, с какими словами, данными в скобках, могут сочетаться члены одного синонимического ряда. Укажите, с какими другими словами могут они сочетаться.

А. Безмолвный, молчаливый, немой (признание, лес, горе, человек); большой, крупный, здоровый (ребенок, зерно, дуб, город, сумма, борец); заграничный, зарубежный, иностранный (товар, язык, события); изысканный, утонченный (манеры, кушанья).

Б. Личный, индивидуальный, персональный (транспорт, машина, свобода, право); невероятный, невообразимый, немыслимый, несусветный (лень, шум, напряжение, тара); оживленный, живой, бойкий (улица, разговор, торговля, игра); неприятный, досадный, обидный (ошибка, упущение, недосмотр, промах, происшествие).

Задание 9 . Прочитайте следующие примеры из прозведений М.Ю. Лермонтова. Выпишите из них антонимы. Определите, к какой части речи они относятся и какую стилистическую функцию выполняют в художественном тексте. Есть ли среди приведенных примеров контекстуальные антонимы ?

1. Но долго это сердце увядало, и мир ему! – в единый миг оно любить и ненавидеть перестало: не всем такое счастье суждено! 2. Нет! охладить любовь гоненье еще ни разу не могло; она сама свое добро и зло! 3. Взгляни туда, где бранный дым краснее, где гуще пыль и смерти крик сильнее, где кровью облит мертвый и живой... 4. Направо темные кусты висят, за шапки задевая... налево –пропасть; по краям ряд красных камней, здесь и там всегда обрушиться готовый . 5. И вы не смоете своею черной кровью поэта праведную кровь.

Задание 10 . Выделите слова-архаизмы. Объясните, чем они от­личаются от историзмов. Определите, какую роль в речи играют уста­ревшие слова.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми.

2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный.

3. Шествовать, воздвигнуть, глаголить, внушить.

4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия.

5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица.

6. Пристав, бурса, балда, наипаче (особенно).

Задание 11 . Проанализируйте выделенные слова и укажите, к какой лексической группе с точки зрения сферы её употребления они относятся: 1) слово общенародного языка; 2) диалектизм; 3) жаргонизм; 4) профессионализм.

1. Сколько в юности недолюблено, недопето (А. Сурков). 2. Полк шел переменным аллюром, и лошади заметно припотели (М. Шолохов). 3. Сокровища музыки неисчерпаемы (Д. Шостакович) 4. Шапка русых кудрей колыхалась на его большой голове (М. Горький). 5. Задыхаясь, тянет Андрей повод, вводит на баз шатающегося от усталости коня (М. Шолохов). 6. Сокол сапсан бьёт сверху летящее стадо уток (Н. Пржевальский). 7. Пароход отходил, чтобы пристать к дебаркадеру (К. Федин). 8. Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает" (А. Пушкин) 9. Драка – драка не игрушка; хоть огнём горит лицо, хоть и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо (А. Твардовский).

Задание 12. Выясните, с какой целью используется профессионально-терминологическая лексика в приведённых примерах: 1)для описания технических процессов; 2) как средство образной характеристики.

1. Покровский завод направляет нам лемехи тракторных плугов, зубья для борон (П. Проскурин). 2. Лицо у него некрасивое, но очень располагающее. Ноздри мясистые, подвижные, а глазищи как два светофора (Г. Николаева). 3. Севообороты утверждены, сев на носу (Г. Николаева). 4. В сосновом бору начинался ветер. Явно транзитный ветер, пришедший сюда с другого континента (И. Петров). 5. Внутренняя полость вентиля изолирована от внешней среды сильфонным устройством. 6. Быстродействующий регулятор интегральной мощности оказывает сильное стабилизирующее влияние на систему регулирования распределения мощности. 7. Мартены, блюминги, кессоны вот племя идолов твоих. Ты жил физически бессонно, а нравственно трусливо дрых (Е. Евтушенко). 8. Я – трубадур турбогенераторов (А. Вознесенский). 10. Гидравлические турбины строят только стационарными и используют на ГЭС для привода гидрогенераторов.

Задание 13 . Составьте предложения со следующими иноязычными по происхождению словами,. Укажите для каждого из них язык-источник, используя сведения из «Словаря иностранных слов».

Циркуль, фантазия, деспот, вакансия, штурм, паштет, патриот, шашлык, престиж, туннель, офицер, консерватор, тенденция, караул, талант, космополит, базар, рояль, экран, аромат.

Задание 14. Найдите канцеляризмы, отредактируйте предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 2. Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании уроков. 3. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 4. Необходимо довести до сведения всех учеников о проведении общего собрания. 5. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине.

Задание 15 . Исправьте ошибки, связанные с многословием, определите их вид.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У неё были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистически и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

Задание 16. Объясните значения заимствованных слов. Оцените уместность их употребления.

1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики дефицит –товаров и услуг. 5. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

Задание 17. Дайте стилистическую характеристику приведённым фразеологическим выражениям .

Ахиллесова пята, белая ворона, умыть руки, марионеточное правительство, валять дурака, море по колено, первая ласточка, попасть впросак, средь бела дня, водить за нос, попасться на удочку, кот наплакал, задать баню.

Задание 18. Пользуясь словарями, определите значение фразеологических единиц и сферу их употребления. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы.

Втирать очки, раз-два и обчёлся, в ажуре, во весь дух, умывать руки, под сапогом, капля в море, не по зубам, лезть на рожон, след простыл, чуть свет, стричь под одну гребёнку.

Занятие 4

Морфологические нормы