Эмоции и их влияние на здоровье человека. Как эмоции влияют на здоровье

Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, более того, она оказывает различное влияние на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации. Эмоции могут влиять на все системы индивида, на субъект в целом.

Эмоции и тело.

В мышцах лица во время эмоций происходят электрофизиологические изменения. Изменения происходят в электрической активности мозга, в кровеносной и дыхательной системах. При сильном гневе или страхе сердечный ритм может повышаться на 40-60 ударов в минуту. Такие резкие изменения соматических функций во время сильной эмоции указывают на то, что при эмоциональных состояниях в большей или меньшей степени включаются все нейрофизиологические системы и подсистемы тела. Такие изменения неизбежно влияют на восприятие, мысли и действия субъекта. Эти телесные изменения могут также быть использованы при решении ряда вопросов как чисто медицинского плана, так и проблем психического здоровья. Эмоция активирует автономную нервную систему, которая изменяет ход работы эндокринной и нервно-гуморальной систем. Разум и тело находятся в гармонии для осуществления действия. Если же соответствующие эмоциям знания и действия блокируются, то в результате могут появляться психосоматические симптомы.

Эмоции и восприятие

Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект «суженого зрения»).

Эмоции и познавательные процессы

Эмоции влияют как на соматические процессы и на сферу восприятия, так и на память, мышление и воображение человека. Эффект «суженого зрения» в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить различные альтернативы. У разгневанного человека появляются лишь «сердитые мысли». В состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект настолько охвачен любопытством, что не способен к обучению и исследованию.

Эмоции и действия

Эмоции и комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют фактически на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремиться его избежать.

Эмоции и развитие личности

Два рода факторов важны при рассмотрении вопроса о соотношении эмоции и развития личности. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Генетический склад индивида играет, по-видимому, важную роль в приобретении эмоциональных черт (или порогов) к различным эмоциям. Второй фактор - личный опыт индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности, социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение. Наблюдения за детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, которые выросли в одинаковой социальной среде (воспитывались в дошкольном учреждении), показали значительные индивидуальные различия в эмоциональных порогах и эмоционально - окрашенных деятельностях.

Однако, когда у ребенка низкий порог по отношению к какой-либо определенной эмоции, когда он часто ее испытывает и выражает, это неизбежно вызывает особого рода реакции со стороны других детей и окружающих взрослых. Такое вынужденное взаимодействие неизбежно приводит к формированию особых личностных характеристик. На индивидуальные эмоциональные черты также существенно влияет учет социального опыта, особенно в детстве и в младенчестве. Ребенок, которому свойственна вспыльчивость, ребенок пугливый, естественно, сталкиваются с различными реакциями своих сверстников и взрослых. Социальное последствие и, следовательно, процесс социализации будут сильно различаться в зависимости от эмоций, наиболее часто испытываемых и выражаемых ребенком. Эмоциональные ответы влияют не только на личностные характеристики и социальное развитие ребенка, но также на интеллектуальное развитие. Ребенок с тяжелыми переживаниями значительно меньше склонен к исследованию окружающей среды, чем ребенок, имеющий низкий порог для интереса и радости. Томкинс считает, что эмоция интереса так же важна для интеллектуального развития любого человека, как упражнения для физического развития.

В толковом словаре русского языка значение слова «брань» по С.И. Ожегову - осуждающие и обидные слова, ругань, , то есть оскорбление. А при каждом оскорблении в кровь человека выбрасываются такие же химические вещества, как при избиении. Возникает стрессовая реакция. И если говорить медицинским языком, стресс — это группа химических веществ — катехоламинов и стероидов. Самые известные из них — это адреналин и норадреналин. В ответ на стрессовую ситуацию, связанную с обычным обзыванием, наш организм вырабатывает избыточное количество стероидов, которые воздействуют на все функциональные системы. Соответственно, в каждом органе и системе эхом отзывается стресс.

При оскорблении и физических наказаниях детей можно действительно в полном смысле слова «вбить» ребёнку в голову то, что ему говорят. Впрочем, это касается и взрослых, хотя детская память более долговечна. Подобная практика общения работает как клеймо, человек начинает соответствовать выбранному образу. Особенно опасны оскорбления, полученные от самых близких и родных людей, значимых взрослых - родителей, бабушек-дедушек, братьев-сестёр, учителей. Происходит так называемое программирование судьбы, конечно, чаще всего это родительская программа. А уж какой вред наносит брань и физические наказания здоровью человека, об этом свидетельствуют многочисленные труды учёных, занимающихся изучением природы психосоматических заболеваний - И.Г. Малкина-Пых, Луиза Хей, Ю.Ю. Елисеев и др.

В ответ на столь грубое вмешательство возникают определённые эмоции негативного характера - обида, гнев, злость, ненависть, вина. Возникает критика себя и окружающих. Негативные эмоции, переживаемые человеком, начинают своё пагубное воздействие на все сферы жизни. Если кажется, что сколько не критикуй и ругайся, с него всё как с гуся вода, даже в этом случае происходит отрицательное воздействие со всеми вытекающими последствиями. Вот яркий схематичный пример влияния переживаемых эмоций на здоровье, нарушения которого могут возникать из-за причин обид, неполноценности, страхов, снижения самооценки, униженности. Всего этого можно избежать, адекватно формируя взаимоотношения, особенно в семье, между детьми и родителями, мужьями и жёнами, престарелыми родственниками и внуками.

Истории жизни моих клиентов, у которых сформировалась масса психосоматических заболеваний, начиная от банального ОРЗ до бронхиальной астмы (сдерживание рыданий) подтверждают эти данные. Увы, мы очень часто слышим такие злостные выражения: - «Идиот, бездарь, лентяй, из тебя ничего не выйдет, неудачник». В какое заблуждение впадают люди, произносящие такие слова, которые не только больно ранят душу, но и играют наиважнейшую роль в жизни человека, определяя всю его дальнейшую судьбу и здоровье в целом!

А некоторые женщины склонны «обливать» своих любимых мужчин такой отборной бранью и критикой, что режет слух. Категорически не рекомендуется говорить о муже плохо, особенно за его спиной. Люди бессознательно чувствуют, как к ним относятся, так что стоит ли удивляться, если после разговоров с подругами о муже дома происходит скандал, а муж уходит в неизвестном направлении? Мужчина ничего не слышал, зато чувствовал. Достаточно проанализировать своё поведение и можно увидеть явные знаки соответствия событий.

Многие женщины имеют обыкновение звать супруга по фамилии. Звучит как-то странно, пренебрежительно, без нотки любви в голосе. На мой взгляд, не нужно так звать мужа, это не только некрасиво, но и лишает человека возможности услышать собственное родное имя, ведь именно оно так приятно для каждого. С древних времен имя мужа вообще не употребляли при посторонних, это был жесткий запрет, табу. Если уж о супруге и говорили, то называли его по имени-отчеству, а его дела не обсуждали.

Обзывать, критиковать и ругать

вообще никого нельзя, даже мысленно,

в том числе и тех, кто неприятен.

Известна "притча о гвоздях" , она весьма поучительна.

У отца был сын, который постоянно бранился и обзывался. Потом, правда, раскаивался, извинялся, и все повторялось сначала. Отец послушал-послушал, и предложил сыну забивать в доску гвоздь, каждый раз, когда он кого-то ругает. Сын, понятное дело, забил очень много гвоздей. Потом отец велел все гвозди выдернуть. Сын и это сделал. И отец сказал ему: «Видишь, как много на доске безобразных отметин? Так же в душе тех, кого ты обижал, остаются навсегда эти шрамы и выбоины, исправить их уже ничем нельзя».

Хочу привести пример одной моей знакомой семьи, где царит полная гармония. Рецепт их счастья довольно таки прост: детей никогда не критикуют и не ругают, родители много свободного времени проводят вместе друг с другом и с детьми. Все постоянно выражают удовольствие, благодарят и хвалит членов семьи, показывая всяческое внимание. Мать, отец, бабушка, дедушка, все и всегда ищут повод для того, чтобы выразить своё восхищение поступком, нарядом, приготовленным ужином, внешним видом, любым маленьким и большим достижением.

Вероятно, нужно быть терпимее друг к другу, с любовью и уважением общаться, стараться видеть, подмечать и культивировать в любом человеке только положительные черты. А если вы их явно не видите и уверены, что их нет, то попробуйте посмотреть душой. Плоды не заставят себя долго ждать! Многие будут довольны и счастливы, особенно вы!

Ваш психолог

Татьяна Зайцева

эмоции чувство воспитание

Эмоциональное воспитание человека - не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент его содержания. П. К. Анохин Анохин Пётр Константинович - советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР (1945) и АН СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1972). писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма". Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно пpиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Положительные эмоции и чувства (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более сложных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций и чувств возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

В физиологическом плане положительные эмоции и чувства, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Положительные эмоции и чувства оказывают мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление.

1) Позитивное мышление. Находясь в хорошем настроении, человек рассуждает совсем не так, как тогда, когда находится в плохом. Исследования показали, что хорошее настроение проявляется в положительных свободных ассоциациях, в сочинении веселых историй при опросе по ТАТ (тематический тест на апперцепцию). ТАТ включает набор карточек с неопределенными по содержанию картинками, допускающими произвольное толкование испытуемыми, получающими инструкцию сочинить рассказ к каждой картинке. Интерпретация ответов позволяет судить о чертах личности, а также о временном, текущем состоянии испытуемого, его настроении.), благожелательных описаний социальных ситуаций, восприятии себя как социально компетентной личности, чувстве уверенности в себе и самоуважении.

2) Память. В хорошем настроении легче вспомнить радостные события в жизни или слова, наполненные положительным смыслом. Общепринятым объяснением подобного явления является то, что память основывается на сети ассоциативных связей между событиями и представлениями. Они взаимодействуют с эмоциями, и в тот момент, когда индивид находится в определенном эмоциональном состоянии, его память настраивается на события, ассоциируемые именно с этим состоянием.

3) Решение проблем. Люди, пребывающие в хорошем настроении, подходят к решению проблем иначе, чем находящиеся в нейтральном или печальном настроении. Первые отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать простейшую стратегию решения и принимать первое же найденное решение. Эксперименты показали, что стимулирование хорошего настроения (положительных эмоций) приводит к оригинальным и разнообразным словесным ассоциациям, что говорит о потенциально более широком творческом диапазоне. Все это способствует повышению творческой отдачи и благоприятно воздействует на процесс решения задач.

4) Помощь, альтруизм и симпатия. Многие исследования показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность прийти на помощь другим. Эти же качества характерны и для людей, у которых хорошее настроение было вызвано искусственной стимуляцией положительных переживаний (получение небольших подарков, припоминание приятных событий и т.п.). Люди, находящиеся в хорошем настроении считают, что помощь другим является компенсирующей и полезной акцией, способствующей сохранению положительного эмоционального состояния. Как показывают наблюдения, люди, находящиеся в хорошем расположении духа и замечающие расхождение между своим собственным состоянием и состоянием других, стараются каким-то образом сбалансировать это неравенство. Установлено, что на взаимоотношения людей значительное влияние оказывает и окружающая обстановка.

Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций.

Эмоциональный фактор может оказывать на человека очень сильное влияние и даже привести к значительно более глубоким патологическим изменениям в органах и тканях, чем какое-либо сильное физическое воздействие. Известны случаи смерти не только от большого горя, но и от слишком большой радости. Так, знаменитый философ Софокл умер в тот момент, когда толпа устроила ему бурную овацию по случаю представления его гениальной трагедии.

Психические напряжения, особенно так называемые отрицательные эмоции - страх, зависть, ненависть, тоска, горе, печаль, уныние, злоба - ослабляют нормальную деятельность центральной нервной системы и всего организма. Они могут явиться не только причиной тяжелых заболеваний, но и обусловить наступление преждевременной старости. Исследования показывают, что человек, который постоянно тревожится, со временем ощущает ослабление зрения. Об этом говорит и практика: люди, которые много плакали и пережили большие тревоги, имеют слабые глаза. Отрицательное воздействие на человека оказывает также агрессивное чувство. В структуре агрессивного поведения чувства являются той силой (экспрессией), которая приводит в действие и в той или иной мере сопровождает агрессию, обеспечивая единство и взаимопроникновение ее сторон: внутренней (агрессиум) и внешней (агрессивное действие). Агрессивное чувство - это, прежде всего, способность человека испытывать такие эмоциональные состояния как злость, гнев, враждебность, месть, обида, удовольствие и другие. В такие состояния людей могут ввергать как несознаваемые (например, жара, шум, теснота), так и осознаваемые (ревность, конкуренция и другие) причины. Формирование и развитие агрессии осуществляется на переплетении чувств и мыслей. И чем больше будут господствовать мысли, тем сильнее и изощреннее окажутся агрессивные действия, потому что только мысль может конфликтовать, направлять и планировать агрессию.

Многие привыкли думать, что отрицательные эмоции и чувства (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд) формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено "рациональное" зерно. Тот, кто лишен чувства печали, также жалок, как и человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы.

Болезнь - это отклонение от нормальной жизнедеятельности. Но болеют, даже те люди, которые ведут здоровый образ жизни и следят за своим организмом.

Откуда к нам приходят болезни? Человек связывает свои болезни с влиянием внешней среды. Отчасти это верно. Но внутреннее состояние так же оказывает негативное влияние на самочувствие. Внутренне состояние - это эмоции человека, его психика.

Негативные эмоции могут выражаться физически - это «холодок» в животе, боли в сердечке, шумы в ушах, напряжение в мышцах и многое другое. Эти ощущения беспокоят, вызывают напряжение.

Основные варианты возникновения негативных эмоций можно распределить следующим образом:

Некоторые эмоции неизбежны и, к сожалению, неотвратимы (гибель близких и родных людей). Некоторые эмоции предотвратить трудно. Это стихийные бедствия и события, связанные с ними. А наибольшая доля приходится на источники, которые не только предотвращаются, но еще и находятся в зависимости от самого человека и его поведения. Такие эмоции мы можем получить абсолютно везде. Нагрубили в магазине, поссорились с родными. Отрицательные эмоции - это накопленные обиды, глупые ссоры. А избежать этих негативный эмоций так просто, но одновременно, сложно. Не дайте слететь с ваших уст грубому слову, промолчите. Улыбнитесь и будьте вежливы в ответ на грубость. И одной ненужной отрицательной эмоцией меньше. Такому поведению надо учиться.

«Плохие» эмоции

Ученые, занимающиеся проблемами болезней человека, выяснили, что 90 процентов заболеваний начинаются с эмоциональных нарушений.

«Плохие» эмоции оказывают негативное воздействие на здоровье.

Негативные эмоции могут проявляться не сразу в виде неврозов. Они постепенно накапливаются в коре головного мозга и только затем проявляются в виде нервных срывов. Отрицательные эмоции, накапливаемые длительный период ведут к изменениям функционирования всех систем человеческого организма.

Первое, что подвергается заболеванию - это сердечно-сосудистая система. Человек не может влиять на функционирование своей физиологической системы, она работает помимо его желания. Поэтому сбои в нормальной жизнедеятельности человеческого организма под влиянием негативных эмоциональных всплесков происходят помимо нашей воли. Часто бывает вполне достаточно всего лишь упоминания о событиях, вызывающих негативные эмоции, и процесс болезни запускается.

Большинство людей недооценивают роль эмоций. Но именно эмоции усиливают сердцебиение. Следом за сердцебиением меняется кровяное давление, развивается аритмия и прочие сердечно-сосудистые заболевания.

Эмоциональные стрессы вызывают заболевания и других органов. Так, к функциональным нарушениям, а затем и к необратимым изменениям, негативные эмоции приводят систему мочевыделения, органы дыхания, весь желудочно-кишечный тракт и железы внутренней секреции.

Депрессивные состояния, онкология, аутоиммунные заболевания - все эти болезни берут начало в «плохих» эмоциях. Человечески организм ослабляет сопротивление болезням.

Положительные эмоции

Восстановить разрушенные взаимоотношения, устранить тревоги, найти положительное, позаботиться о других людях - вот источники позитива и положительных эмоций.

Позитив и здоровье стимулируют образование в мозге эндорфинов, которые благотворно влияют на иммунную систему. Этот гормон помогает в борьбе с болезнями. Положительно влияет на эмоциональный настрой рациональное питание, достаточное употребление жидкости и регулярные физические упражнения.

Избавление от отрицательных эмоций

Отрицательные эмоции можно контролировать. Если научиться это делать, то можно справиться с негативной жизненной ситуацией и найти оптимальное решение проблемы.
Отрицательные эмоции появляются от негативных мыслей. Если вы чувствуете, что негативные эмоции вас одолевают, то постарайтесь выяснить их причину. Причина не всегда лежит на поверхности. Но в ваших интересах выяснить ее.

Выяснили? Меняем на позитив.

Трудно? Но это же в Ваших интересах. Меняйте отношение к ситуации, к человеку.

Мозг человека - не выключатель, включить и выключить эмоцию трудно. Значит, переключаем внимание на другой предмет. Предмет, который вызывает признательность, благодарность, чувство радости и счастья.

Самой созидательной эмоцией является благодарность, она - носитель положительной энергии. И не только. Считается, что чувство благодарности, которое человек испытывает к миру, к окружающим людям, способно притягивать положительные эмоции и соответствующую энергию.

Итак, научившись «переключать» эмоции, мы научимся получать положительную энергию, которая благоприятно будет сказываться на нашем физическом состоянии.

Одиночество или сложные взаимоотношения в семье негативно сказываются на эмоциональном состоянии и здоровье человека. Развиваются неврозы, депрессии и психосоматические заболевания, возможны попытки самоубийства.
Дети особенно зависимы от взаимоотношений в семье. Нормальное психическое и физическое здоровье зависит от того, насколько детей любят и заботятся о них, обеспечивают ли всем необходимым.

Благополучие ребенка во многом зависит от любви и взаимного уважения между родителями. Ссоры старших членов, насилие в семье формируют у ребенка хроническую психотравмирующую ситуацию, которая проявляется неврологическими заболеваниями и отклонениями в развитии (энурезом, заиканием, нервным тиком, гиперактивность, снижением успеваемости), а также значительным снижением иммунитета, частыми вирусными и бактериальными заболеваниями.

Насколько эффективны медитация и психотренинг в преодолении стрессов?


Психотренинг или психотерапевтический тренинг
– короткий курс обучения, упражнения которого направлены на изменения в сознании. Психотренинг дает человеку навыки, которые позволяют ему знакомиться, строить отношения, общаться, конструктивно разрешать конфликты, развиваться как личность, управлять эмоциями, мыслить позитивно. Помогает избавиться от алкогольной, сексуальной, никотиновой зависимости.

В зависимости от количества людей в группе психотренинг может быть индивидуальный и групповой.

Суть метода : тренинговый психолог подбирает упражнения, которые моделируют ситуацию, волнующую человека. Это могут быть не прямые аналогии, а ситуации вызывающие ассоциации с проблемой, представляющие ее в шуточной форме. Далее человеку предлагается обыграть ситуацию – как по его мнению стоит вести себя в данном случае. Затем психолог анализирует поведение клиента, указывает на победы и ошибки. В идеале психотренинг должен дополняться психологической консультацией и психотерапией.

На практике к психологу и психотерапевту обращается небольшой процент людей. Поэтому необходимо овладеть различными техниками самопомощи и использовать их по мере необходимости.

1. Аутотренинг (аутогенная тренировка) – повышает возможность саморегуляции эмоций. Она включает в себя последовательные упражнения:

  1. Дыхательные упражнения – глубокое медленное дыхание с паузами после вдоха и выдоха.
  2. Мышечная релаксация – необходимо почувствовать напряжение мышц на вдохе и резко расслабить их на выдохе;
  3. Создание позитивных мысленных образов – представить себя в безопасном месте - на берегу моря, на опушке леса. Представить образ «Идеального Я», обладающего всеми качествами, которые вам хотелось бы иметь;
  4. Самовнушение в форме самоприказов - «Успокоиться!», «Расслабиться!», «Не поддаваться на провокацию!»;
  5. Самопрограмирование – «Сегодня я буду счастлив!», «Я здоров!», «Я уверен в себе!», «Я красивая и успешная!», «Я расслаблена и спокойна!».
  6. Самопоощрение – «Я молодец!», «Я лучшая!», «Я отлично справляюсь!».
Каждая ступень, повторение выбранной фразы, может занимать от 20 секунд до нескольких минут. Подбирать словесные формулы можно произвольно. Они должны быть утвердительные и не содержать частицу «не». Повторять их можно про себя или вслух.

Результатом аутотренинга становится активация парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и ослабление возбуждения в лимбической системе мозга. Негативные эмоции ослабляются или блокируются, появляется положительный настрой, повышается самооценка.

Противопоказания к использованию психотренинга: острый психоз , нарушения сознания, истерия.

  1. Медитация эффективная методика, позволяющая развить концентрацию, сосредоточивая внимание на одном предмете: дыхании, мысленных образах, сердцебиении, мышечных ощущениях. Во время медитации человек полностью отключается от внешнего мира, погружается в себя настолько, что окружающая действительность с ее проблемами как бы перестает существовать. Ее составляющие – дыхательная гимнастика и мышечная релаксация.
Результатом регулярных (1-2 раза в неделю) медитаций становится полное принятие себя, и утверждение, что многое во внешнем мире, в том числе и проблемы, лишь иллюзия.

Практикуя медитативные техники, удается снизить уровень возбуждения в лимбической системе и коре полушарий. Это проявляется отсутствием эмоций и нежелательных, навязчивых мыслей. Медитация изменяет отношение к проблеме, вызвавшей стресс, делает ее менее значимой, помогает интуитивно найти выход из сложившейся ситуации или принять ее.

Методика медитации:

  1. Удобная поза – спина прямая, сидеть можно в позе лотоса или на стуле в позе кучера. помогает расслабить мышечные блоки и ослабить напряжение в теле.
  2. Медленное диафрагмальное дыхание . На вдохе живот надувается, на выдохе втягивается. Вдох короче выдоха. После вдоха и выдоха задержка дыхания на 2-4 секунды.
  3. Сосредоточение внимания на одном объекте . Это может быть пламя свечи, сердцебиение, ощущения в теле, светящаяся точка и т.д.
  4. Ощущение тепла и расслабления , которое распространяется на все тело. Вместе с ним приходит спокойствие и уверенность в своих силах.
Погружение в медитативное состояние требует длительной практики. Для освоения методики необходимо минимум 2 месяца ежедневных тренировок. Поэтому медитация не может быть использована, как метод скорой помощи.
Внимание! Чрезмерное и бесконтрольное увлечение медитацией может быть опасно для человека с неустойчивой психикой. Он переносится в сферу фантазий, становится замкнутым, нетерпимым к своим и чужим недостаткам. Медитация противопоказана людям с бредом, истерией, нарушениями сознания.

Что такое психосоматические заболевания?

Психосоматические заболевания – это нарушения в работе органов, вызванные психическими и эмоциональными факторами. Это болезни связанные с негативными эмоциями (тревогой, страхом, гневом, печалью) и стрессами.
Чаще всего жертвами стрессом становятся сердечно-сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы.

Механизм развития психосоматических заболеваний:

  • Сильные переживания активируют эндокринную систему, нарушая гормональный баланс;
  • Нарушается работа вегетативного отдела нервной системы, отвечающего за работу внутренних органов;
  • Нарушается работа сосудов и ухудшается кровообращение этих органов;
  • Ухудшение нервной регуляции, дефицит кислорода и питательных веществ приводит к расстройству работы органа;
  • Повторение таких ситуаций вызывает болезнь.
Примеры психосоматических заболеваний: ;
  • сексуальные расстройства;
  • нарушения сексуальной функции, импотенция;
  • онкологические заболевания.
  • Ежегодно список заболеваний, признанных психосоматическими, увеличивается.
    Существует теория, что каждая болезнь имеет в своей основе отдельную негативную эмоцию. Например, бронхиальная астма возникает на почве обид, сахарный диабет от тревоги и беспокойства и т.д. И чем настойчивее человек подавляет эмоцию, тем выше вероятность развития заболевания. В основе этой гипотезы лежит свойство различных эмоций провоцировать мышечные блоки и сосудистые спазмы в различных участках тела.

    Основным методом лечения психосоматических заболеваний является психотерапия, гипноз, назначение транквилизаторов и седативных препаратов. Параллельно проводится лечение симптомов болезни.

    Как правильно питаться при стрессе?


    Снизить риск развития болезней при стрессе можно с помощью правильного питания. Обязательно необходимо потреблять:
    • Белковые продукты – для укрепления иммунитета;
    • Источники витамина В – для защиты нервной системы;
    • Углеводы – для улучшения функционирования мозга;
    • Продукты, содержащие магний и серотонин – для борьбы со стрессом.
    Белковые продукты должны быть легкими для переваривания – рыба, нежирное мясо, молочные продукты. Протеины белка используются для построения новых иммунных клеток и антител.

    Витамины группы В содержатся в зеленых овощах, разных видах капусты и листового салата, фасоли и шпинате, орехах, молочных и морепродуктах. Они улучшают настроение, повышают устойчивость к стрессам.

    Углеводы необходимы, чтобы покрыть повышенные затраты энергии, вызванные стрессом. Особенно в углеводах нуждается головной мозг. В связи с этим при нервных нагрузках повышается тяга к сладкому. Немного черного шоколада, мед, зефир или козинаки экстренно пополнят запасы глюкозы, но желательно перекрывать потребность в углеводах за счет сложных углеводов - круп и злаков.

    Магний обеспечивает защиту от стрессов, улучшает передачу нервных сигналов и повышает работоспособность нервной системы. Источники магния – это какао, пшеничные отруби, гречка, соя, миндаль и орехи кешью, куриные яйца, шпинат.
    Серотонин или гормон счастья повышает настроение. Для его синтеза в организме необходима аминокислота - триптофан, которой много в жирной рыбе, орехах, овсянке, бананах и сыре.

    Фитотерапия при стрессе

    Для улучшения работы нервной системы в периоды высоких нагрузок рекомендуют настои лекарственных трав. Одни из них оказывают успокаивающее действие и рекомендованы при нервном возбуждении. Другие же повышают тонус нервной системы и назначаются при депрессии, апатии и астении.

    Вывод : повторяющиеся стрессы и негативные эмоции ухудшают здоровье. Вытесняя негативные эмоции и игнорируя их, человек усугубляет ситуацию, создает почву для развития заболеваний. Следовательно, необходимо выражать свои эмоции, конструктивно решать проблемы, вызвавшие стресс и принимать меры для снижения эмоционального напряжения.