Егэ по русскому языку 8 задание теория. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку

Правописание корней слов – это, на первый взгяд, простая тема. Тем более, что она изучается на уроках русского языка уже в начальной школе. Однако именно в корнях очень часто учащиеся делают ошибки.

Причины неправильного написания корней слов:

  • Незнание правил написания гласных и согласных в корне.
  • Неумение правильно подобрать проверяемое слово, по которому легко проверить и гласную, и согласную.
  • Ошибки в определении корней с чередующимися гласными. Проверка таких гласных ударением, что является грубейшей ошибкой. Чередующиеся гласные нужно писать только по правилу.
  • Часты случаи, когда среди слов с пропущенными орфограммами предлагаются такие, в которых буква пропущена в приставке !!! Будьте внимательны, не перепутайте приставку с корнем (например: д...стоверный , здесь пропущена О в приставке)

Как видим, основная причина – незнание правил. Правила по русскому языку надо учить, ребята. Только тогда вы сможете правильно писать слова.

На ЕГЭ по русскому языку в задании № 8 необходимо найти из списка слов слово с проверяемой безударной гласной в корне и выписать это слово в бланк ответа. Таким образом, задание, по сравнению с предыдущими годами, значительно усложнилось. Теперь нужно не только найти это слово, но и очень хорошо знать, как оно пишется. Неверно написанное, но правильно найденное слово будет ошибочным ответом.

Учитесь правильно подбирать проверочные слова . В них на проверяемую гласную должно падать ударение:

Как выполнить задание №8

1.Исключите из списка слова с чередованием. Они не проверяются ударением, а пишутся по правилу.


Чередование букв А-О

Чередование букв И-Е

гар-гор

бер-бир

клан-клон

дер-дир

твар-твор

мер-мир

зар-зор

пер-пир

раст-ращ-рос

тер-тир

лаг-лож

блесмт-блист

плав-плов

стел-стил

скак-скоч

жег-жиг

мак-мок

чет-чит

равн-ровн

кас-кос

А(я)- им, ин (занять- занимать)

(понять –понимать)

2. Исключите из списка слова с непроверяемой гласной в корне. Данные слова легко находятся – это в основном слова иноязычного происхождения:



3. Оставшееся слово и будет ответом. Не забудьте проверить это слово ударением, чтобы быть точно уверенным в правильности ответа.

Больше тренируйтесь, выполняйте тестовые задания, упражнения. Варианты заданий №8 даны на нашем сайте.

УДАЧИ!

Мельникова Вера Александровна

Типичные случаи нарушения синтаксических норм

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    благодаря (кому) другу
    вопреки (чему) ожиданию
    согласно (чему?) расписанию

    по приездЕ в Казань
    по истечениИ срока
    по прибытиИ домой

    • Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
    • Предлог «ПО» управляет предложным падежом.
  2. Нарушение согласования
  3. Ошибка в построении сложного предложения, которые бывают трех видов:
  4. Нарушение в построении предложения с обособленным определением
  5. Неправильное употребление им. числительного
    Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных :
    • У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
    • Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
    • Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
  6. Неправильное употребление местоимения.
  7. ​Неправильное построение предложения с косвенной речью.
  8. Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
    • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
    • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
    • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
    • Не должно быть избыточного использования союзов.
  9. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила :
    • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
    • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
    • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
    • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
    • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
    • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
  11. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
    • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
    • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
    • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Вариант 1

1. За-да-ние 8

2. За-да-ние 8

3. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

4. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

5. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

6. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

7. За-да-ние 8

8. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

10. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

Вариант 2

1. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

стаб..ли-за-ция пров.. кация несг...ра-е-мый пол..гать

зам..реть (от не-ожи-дан-но-сти)

2. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

раскр..снеть-ся пр..тен-зия предл..гать прим..рение уб..ди-тель-но

3. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

б..рёза з..рница обж..гать к..ммер-сант сож..леть

4. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

эк..логия г..мна-зист нач..на-ю-щий с.мпа-тия эт..кетка

5. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

н..жней-ший эт..кетка утр..мбо-вать инт..ллек-ту-аль-ный з..рница

6. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

нак..рмить б..рлога соб..рать-ся тра-диц..онный ап..лля-ция

7. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-вер-не-мая глас-ная корня.

зат.. мнённый выт.. рать-ся бл.. стеть комп.. тент-ность р.. шение

8. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

изгот..вле-ние ф..ло-ло-гия расст..лать пол..жение опр..де-лить

10. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

в..рхо-вье орнам..нт отб..рает к..снул-ся выр..ста-ю-щий

Задание №8 в ЕГЭ по русскому языку проверяет навыки правописания корней. Для выполнения этого задания необходимо проанализировать 5 слов и определить, в каком из них пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Пример задания 8:

в..ртуоз

ч..рующий

прил..жение

п..норама

бл..стеть

Ответ: _______________

Гласная в корне слова может быть проверяемой, непроверяемой и чередующейся. Как правило, среди вариантов ответа предлагаются все три вида.

Проверяемая гласная в корне

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласная была по ударением.

1. Подбор однокоренного слова: пожа леть — жа лкий, дина мичный — дина мика

2. Изменение формы слова: во да — во дный, до ска — до ски

Важно! Нельзя проверять гласную в корне глаголами с суффиксами -ИВА- (-ЫВА-), поскольку может происходить чередование О/А (опо здать — по здно, а не опа здыва ть);

Слова с сочетаниями -ОЛО-/-ОРО- и -РА-/-ЛА- проверяются только словами с такими же сочетаниями (для проверки слова ГОРОД нельзя использовать слово ГРАД…)

Непроверяемая гласная в корне

Существует большое количество слов, в которых правописание гласной не проверяется ударением. Их написание проверяется по словарю, поэтому они называются словарными .

Например: винегрет, дирижер, авангард, дилемма, дизайн, контраст, иждивенец, карнавал, катастрофа, президент, пародия, комфорт, метель, мачеха, резюме, кощунство, сатира, корысть, эстакада…

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке существует ряд корней, гласная в которых может чередоваться в зависимости от определенных условий (о/а, е/и):

Алгоритм выполнения задания 8:

1) Выделите корни во всех словах

2) Откиньте слова с чередующейся гласной в корне и знакомые вам словарные слова

3) К оставшимся словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска

4) Запишите ответ вставив гласную на место пропуска

Итак, обратимся к заданию:

Выделим корни во всех словах: в?ртуоз , ч?р ующий, прил?ж ение, п?норам а, бл?ст ать;

благодаря этому мы можем определить два слова с чередованием в корне — приложение (лож/лаг) и блистать (блист/блест), исключаем их.

Гласные в оставшихся словах нам нужно поставить под ударение: ч?рующий — чАры; слова виртуоз и панорама проверить нельзя, они являются словарными.

ОТВЕТ: чарующий.

2-ой пример:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ск..чок

кр..ветки

ч..канить

обн..влялась

пор..внять

1. Выделим корни во всех словах: ск..ч ок, кр..ветк и, ч..кан ить, обн..в лялась, пор..вн ять; среди этих слов мы видим 2 с чередующейся гласной — скачок (скач/скоч, пишем А, т.к. это искл.), поровнять (ровн/равн, пишем О, потомому что значение: ровный, прямой);

2. Остальные слова попробуем проверить ударением. Слова чеканить и креветки проверить не получается, они словарные.

ОБН..ВЛЯЛАСЬ — нОвый, по-нОвому; пишем О

Ответ: обновлялась.

Правописание корней

Бывает три вида проверок: на безударную проверяемую, непроверяемую или чередующуюся гласную корня.
Сразу вычеркиваем варианты, подходящие под второй и третий виды, которые не подходят под описание задания.

1) Безударная проверяемая гласная
Подбирайте однокоренные слова, где гласная под ударением(не забывайте, что подбираемые слова должны быть сходны по значению).

2) Безударная непроверяемая гласная
Так же как и с проверяемой подбираем слова, но ничего не должно получатся, т.к. обычно это слова заимствованные из других языков.

3) Безударная чередующаяся гласная

А) выбор гласной зависит от ударения:
Без ударения О:
-гар-,-гор-(знач. гореть)
-клан-,-клон-(знач. склонить)
-твар-,-твор-(знач.творить)
Без ударения А:
-зор-, -зар- (знач. заря) ;
-плов-, -плав- (знач. плыть).
Исключения: плОвец, плОвчиха.

Б) выбор гласной зависит от конца корня:
-скак-, -скоч- (знач. скакать);
-раст-, -ращ-, -рос- (знач. расти).
Исключения: РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, отрАсль, скАчок.

В) выбор гласной зависит от суффикса после корня:
-лож-, -лагА- (знач. положить);
-кОс-, -касА- (знач. касаться);
-бер-, -бирА- (знач. собирать);
-дер-, -дирА- (знач. обдирать);
-блест-, -блистА- (знач. блистать);
-тер-, -тирА- (знач. протирать);
-пер-, -пирА- (знач. запирать);
-мер-, -мирА- (знач. замирать) ;
-стел-, -стилА- (знач. застилать);
-жег-, -жигА- (знач. поджигать);
-чет-, -читА- (знач. считать);
-имА- (например, понимать - понять);
-инА- (например, пожинать -пожать).
Исключения: сочЕтать, сочЕтание, чЕта.

Г) выбор гласной зависит от значения корня:
-равн- (одинаковый), -ровн- (гладкий);
-мак- (погружать в жидкость), -мок- , -моч- (становиться влажным)
Исключения: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение.

Теперь вы можете потренироваться в выполнении данного задания.

Тестовые варианты для задания 7 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы


Пример 1:

А) пров...рчал, тв...рение, сп...койный
Б) н...чинающийся, в...негрет, з...ря
В) к...морка, пр...щавый, д...говариваться
Г) проз...рливый, уд...виться, см...риться

Пример 2:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) бл...городный, зан...чевать, п...лисадник
Б) к...са, к...чнуться, к...нина
В) разд...рать, к...мпания, прок...жённый
Г) просв...стела, соб...раться, ...днотонный

Пример 3:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) т...рпеливый, п...редний, б...чонок
Б) ч...стично, п...скарь, зак...тать
В) об...рнуть, фил...телист, б..седовать
Г) к...сательная, к...сломолочный, ш...карная

Пример 4:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) бл...стательный, гр..ница, агр...ссивный
Б) пл..тогоны, хв...лебный, пл...чистый
В) разв...селить, уп...минать, об..яние
Г) повр...менить, отп...раться, к...нфликтный

Пример 5:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) зах...хотали, подм...гнувший, в...нтиляция
Б) сж...гающий, м...фическое, кл...птоман
В) п...рующий, оп...рение, с...лёный
Г) с..рьёзный, просч...таться, ...чередной

Пример 6:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) бр...вада, выт...рая, тр...нировка
Б) к...менистый, скл...нивший, поз...мелье
В) поск...рее, ш...стиэтажный, схв...тившийся
Г) отг...ревший, разв...лился, м...лчавший

Пример 6:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) ярм...рка, р...вномерный, п...стухи
Б) ж...вотные, св...тилище, б...фштекс
В) пон...мать, засл...нять, сер...бро
Г) ст...листический, д...ревянный, г...лодать