Диоклетиан – краткая биография. Диоклетиан: гонитель христиан и любитель капусты

ДИОКЛЕТИАН (пол-ное имя Гай Ав-ре-лий Ва-ле-рий Ди-ок-ле-ти-ан; Gaius Aurelius Va-lerius Diocletianus) - римский император (284-305).

Ро-дил-ся в се-мье воль-но-от-пу-щен-ни-ка и по-лу-чил имя Ди-окл. С юно-сти свя-зал свою судь-бу с во-енной служ-бой: сна-ча-ла ря-до-вой в Мё-зии, за-тем ко-ман-дир, а при им-пе-ра-то-рах Ка-ре и Ну-ме-риа-не - начальник императорских те-ло-хра-ни-те-лей. В 284 году, по-сле убий-ст-ва Ну-ме-риа-на пре-фек-том пре-то-ри-ан-цев Ап-ром, Ди-окл был про-воз-гла-шён сол-да-та-ми в Ни-ко-ме-дии им-пе-ра-то-ром под име-нем Диоклетиан. В 285 году раз-бил Ка-ри-на (млад-ше-го сы-на Ка-ра), по-сле че-го на-зна-чил сво-его то-ва-ри-ща Мак-си-миа-на це-за-рем, а в 286 году - со-пра-ви-те-лем в ран-ге ав-гу-ста, по-ру-чив ему управ-ле-ние западной ча-стью Им-пе-рии. Ав-гу-сты счи-та-лись брать-я-ми (fratres), стар-шин-ст-во при-зна-ва-лось за Диоклетианом, пра-ви-те-лем восточной час-ти Им-пе-рии. Он по-лу-чил по-чёт-ный ти-тул Ио-вия (то есть про-ис-хо-дя-щий от Юпи-те-ра), а Мак-си-ми-ан - Гер-ку-лия (от Гер-ку-ле-са), их сто-ли-ца-ми ста-ли со-от-вет-ст-вен-но Ни-ко-ме-дия и Ме-дио-лан (ны-не Ми-лан).

Диоклетиан впер-вые при-был в Рим в 303 году на празд-но-ва-ние 20-ле-тия сво-его пре-бы-ва-ния во вла-сти, на про-тя-же-нии ко-то-ро-го главными про-бле-ма-ми управ-ле-ния Им-пе-ри-ей ос-та-ва-лись эко-но-ми-ка, смяг-че-ние об-щественных про-ти-во-ре-чий и ук-ре-п-ле-ние внеш-не-го по-ло-же-ния. При Диоклетиане за-вер-шил-ся дли-тель-ный про-цесс эво-лю-ции императорской вла-сти от прин-ци-па-та к до-ми-на-ту. Диоклетиану при-шлось сра-зу же ула-жи-вать при-гра-нич-ный кон-фликт в Мё-зии, в 288 году во вре-мя ин-спек-ти-ро-ва-ния восточных про-вин-ций он ор-га-ни-зо-вал строи-тель-ст-во гра-жданских и во-енных объ-ек-тов (в ча-ст-но-сти, до-рог), до-бил-ся по до-го-во-рён-но-сти с пер-са-ми упо-ря-до-че-ния гра-ни-цы по Ев-фра-ту. В 289 и 292 годы от-ра-зил втор-же-ние сар-ма-тов, а так-же са-ра-ци-нов, про-ник-ших в 290 году в Си-рию, по-мог Мак-си-миа-ну по-да-вить мя-теж в Бри-та-нии, вы-сту-пив про-тив узур-па-то-ра Ка-рау-сия (289). Ди-пло-ма-тическим ус-пе-хом Диоклетиана бы-ло воз-ве-де-ние на армянский пре-стол Ти-ри-да-та III.

С це-лью уп-ро-че-ния и цен-тра-ли-за-ции вла-сти Диоклетиан ввёл в 293 году тет-рар-хию (чет-ве-ро-вла-стие) с де-ле-ни-ем Им-пе-рии на 4 час-ти: двум ав-гу-стам бы-ли при-да-ны два за-мес-ти-те-ля-со-пра-ви-те-ля с ти-ту-лом це-за-ря: Мак-си-миа-ну - Фла-вий Кон-стан-ций I Хлор с под-ве-дом-ст-вен-ны-ми ему тер-ри-то-рия-ми Бри-та-нии и Гал-лии и с ре-зи-ден-ци-ей в Три-ре, са-мо-му Диоклетиану - со-пра-ви-тель Гай Га-ле-рий на Бал-ка-нах (до Фра-кии) с ме-сто-пре-бы-ва-ни-ем в Сир-мии. Че-рез 20 лет ав-гу-сты долж-ны бы-ли пе-ре-дать власть сво-им це-за-рям, а те - на-зна-чить се-бе но-вых за-мес-ти-те-лей. Вы-пол-не-нию тех же за-дач слу-жи-ла административная ре-фор-ма: чис-ло про-вин-ций бы-ло до-ве-де-но до 100, Рим со-ста-вил 101-ю про-вин-цию; но-вые гра-ни-цы не сов-па-да-ли с преж-ни-ми, что за-труд-ня-ло се-па-ра-тизм ре-гио-нов. Во гла-ве про-винциального управ-ле-ния стоя-ли рек-то-ры, несколько про-вин-ций объ-еди-ня-лись в дио-цез (все-го 12 дио-це-зов, воз-глав-ляе-мых ви-ка-рия-ми, ко-то-рые в час-ти фи-нан-со-вых и су-деб-ных дел под-чи-ня-лись че-ты-рём пре-фек-там пре-то-рия, ли-шён-ным во-енной вла-сти).

Диоклетиан про-из-вёл кар-ди-наль-ную пе-ре-строй-ку во-енных сил: был вве-дён но-вый прин-цип их ком-плек-то-ва-ния, на-ём-ную ар-мию сме-ни-ли рек-ру-ты, за по-став-ку ко-то-рых от-ве-ча-ли зем-ле-вла-дель-цы, на чьих зем-лях они тру-ди-лись. Кро-ме со-хра-нив-ших-ся при-гра-нич-ных кон-тин-ген-тов в круп-ных го-ро-дах рас-квар-ти-ро-вы-ва-лись мо-биль-ные, ма-нёв-рен-ные, лег-ко пе-ре-бра-сы-вае-мые в нуж-ное ме-сто от-ря-ды из пе-хо-ты и ка-ва-ле-рии, имев-шие-ся у ка-ж-до-го тет-рар-ха. Пре-то-ри-ан-ская гвар-дия пре-вра-ти-лась в сто-лич-ный гар-ни-зон, ус-ту-пив пер-вен-ст-вую-щую роль лич-ным императорским те-ло-хра-ни-те-лям; был уве-ли-чен флот. В ре-зуль-та-те во-енных ре-форм уси-лил-ся про-цесс вар-ва-ри-за-ции римской ар-мии и воз-рос-ла её чис-лен-ность. Всё это по-мог-ло спра-вить-ся с мя-те-жа-ми 296 года До-ми-ция До-ми-циа-на и Ахил-ла в Егип-те, а так-же с внеш-ни-ми труд-но-стя-ми.

Для обес-пе-че-ния во-енно-административных ме-ро-прия-тий и об-лег-че-ния по-ло-же-ния ши-ро-ких масс на-се-ле-ния Диоклетиан стре-мил-ся упо-ря-до-чить де-неж-ную и на-ло-го-вую сис-те-мы. С 286 года че-ка-ни-лись пол-но-цен-ные зо-ло-тая и се-реб-ря-ная мо-не-ты, од-на-ко они прак-ти-че-ски не по-сту-па-ли в об-ра-ще-ние из-за же-ла-ния лю-дей со-хра-нять мо-не-ты как дра-го-цен-ные ме-тал-лы.

В 289 году Диоклетиан про-из-вёл все-об-щую пе-ре-пись на-се-ле-ния и учёт зе-мель-ных вла-де-ний, что пред-по-ла-га-лось по-вто-рять ка-ж-дые 15 лет; на этой ос-но-ве он уч-ре-дил диф-фе-рен-ци-ров. на-ло-го-об-ло-же-ние: в сель-ской ме-ст-но-сти взи-мал-ся по-зе-мель-ный на-лог с учё-том раз-ме-ров и ка-че-ст-ва зем-ли, чис-ла об-ра-ба-ты-ваю-щих её лю-дей и на-ли-чия ско-та; в го-ро-дах пла-ти-ли по-душ-ный на-лог, вез-де пре-имущественно в на-ту-раль-ной фор-ме. От-вет-ст-вен-ны-ми за по-сту-п-ле-ние на-ло-гов бы-ли зем-ле-вла-дель-цы и ку-риа-лы (смотреть Де-ку-рио-ны). В 301 году, бо-рясь со спе-ку-ля-ци-ей, Диоклетиан из-дал эдикт о твёр-дых це-нах на то-ва-ры и фик-си-ро-ван-ной за-ра-бот-ной пла-те. На рын-ках де-жу-ри-ли па-ла-чи, каз-нив-шие спе-ку-лян-тов.

Диоклетиан про-сла-вил-ся ши-ро-кой стро-ительной дея-тель-но-стью: в его прав-ле-ние в Ри-ме вос-ста-нов-ле-на по-сле по-жа-ра 283 года ку-рия на Фо-ру-ме (со-хра-нив-шая-ся ны-не); от-строе-на Ни-ко-ме-дия (по-строй-ки не со-хра-ни-лись); в Ан-ти-охии воз-ве-де-ны ве-ли-ко-леп-ные хра-мы, тер-мы, ста-ди-он, ору-жей-ное пред-при-ятие, зер-но-хра-ни-ли-ще, пе-ре-строе-на кре-пость; в Са-ло-не (ны-не Сплит) со-з-дан гран-ди-оз-ный двор-цо-вый ан-самбль, вклю-чав-ший лич-ные апар-та-мен-ты, за-лы для приё-мов, хо-зяйственные по-ме-ще-ния, вил-лы и фор-ти-фи-кационные со-ору-же-ния (час-тич-но со-хра-нил-ся).

На фо-не рас-про-стра-не-ния императорского куль-та (вве-де-ния пыш-но-го двор-цо-во-го це-ре-мо-ниа-ла на восточный ма-нер - с про-скю-не-си-сом, це-ло-ва-ни-ем края одежд им-пе-ра-то-ра, на-име-но-ва-ни-ем его «гос-по-ди-ном» (do-mi-nus), пре-об-ра-зо-ва-ни-ем со-ве-та в кон-си-сто-рий, где нель-зя бы-ло си-деть в при-сут-ст-вии императорской осо-бы) в Им-пе-рии шла борь-ба ме-ж-ду язы-че-ст-вом и хри-сти-ан-ством. На по-след-ние го-ды прав-ле-ния Диоклетиана в 303-304 годы при-хо-дят-ся од-ни из са-мых жес-то-ких го-не-ний про-тив хри-сти-ан, ор-гани-зо-ван-ных Га-ле-ри-ем. Диоклетиан был языч-ни-ком, но его же-на При-ска и дочь Ва-ле-рия - хри-сти-ан-ка-ми. В лич-ной жиз-ни был скро-мен, в срок, на-зна-чен-ный им са-мим при вве-де-нии тет-рар-хии, ушёл в ча-ст-ную жизнь, по-се-лил-ся в Са-ло-не, где за-ни-мал-ся хо-зяй-ст-вом, в том числе раз-ве-де-ни-ем цве-тов и вы-ра-щи-ва-ни-ем ово-щей. Лишь од-на-ж-ды в 308 году Диоклетиан вер-нул-ся в по-ли-ти-ку, что-бы по-мочь сво-ему зя-тю Га-ле-рию со-хра-нить власть. Умер Диоклетиан в сво-ём по-ме-стье.

Иллюстрация:

Дио-кле-ти-ан. Мра-мор. IIII в. Ар-хео-ло-ги-чес-кий му-зей (Стам-бул).

20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан - человек, о личности которого спорили еще античные историки. Христианин Лактанций считал его воплощением зла, поскольку в 303 году он начал одно из самых жестоких гонений на Церковь.

Неизвестные авторы «жизнеописаний августов», напротив, считали Гая Аврелия Валерия Диоклетиана одним из лучших цезарей в истории Рима, проведшего целый ряд реформ, которые позволили почти на сто лет продлить существование Западной римской империи. Церковный историк Василий Болотов примирял эти две точки зрения: Христианство оказывалось настолько неудобно для римской ментальности, что император-державник, который искренне хотел «навести порядок» и «закрутить гайки», начинал гонение. Такими были и другие гонители, предшественники Диоклетиана - Декий, отчасти Траян.

Сам же Диоклетиан, нет сомнений, был одним из самых незаурядных правителей, о чем свидетельствует знаменитая история про капусту, которая пересказывается даже в фильме «Москва слезам не верит». В 305 году он добровольно ушел от власти, передав ее своим соправителям. Через некоторое время в его поместье в Салоне приехали его соправители, с просьбой вновь управлять империей. Диоклетиан отказал им, сказав: «Посмотрите, какую я вырастил капусту».

Приход этого человека к власти был не менее удивительным. В молодости он встретился с друидской пророчицей, предсказавшей ему, что тот станет императором, если убьет кабана. С тех пор Диокл (таково было его исконное имя) убил множество этих животных, но власть всегда получали другие. Так было до 284 года, когда в Римской империи разыгралась очередная борьба за власть. Диокл прошел путь от простого солдата до командующего войском при императоре Каре. Вспыхнул мятеж, и префект преторианцев Аррий Апр убил сына императора по имени Нумериан. В этот момент солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. На первой же сходке он собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Наконец-то я убил кабана». С этого момента и началось правление императора, назвавшего себя Диоклетианом.

До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии. Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории. Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан - оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других.

До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов. В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины.

Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером. По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора. Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.

Дело в том, что общество уже не хотело видеть в христианах опасность, как это было в I-II веках. Христиане и язычники в разных частях империи жили бок о бок, а потому почти никто не хотел, чтобы их соседи страдали за веру.


Лактанций в своем сочинении о смерти гонителей пишет: «Цезарь Максимиан, распаленный преступными желаниями подстрекать пустого старика (Диоклетиана - ред.) к преследованию христиан, начало чему он уже положил» . Вслед за этим античным автором многие историки стали говорить о том, что инициатором гонений был не император, а его соправитель, но дело обстояло все-таки не совсем так. Диоклетиан видел в христианах опасных для единства империи экстремистов, не желавших приносить жертвы, а потому захотел избавиться от этой крамолы в своем государстве.

Именно против христиан как граждан был направлен первый эдикт Диоклетиана. Болотов так описывает суть императорского рескрипта: «Приказано было места общественных собраний христиан, как обширные церкви, так и маленькие, разрушить, священные книги от христиан отобрать. Затем все христиане подвергались, так сказать, гражданской смерти. Без различия своего ранга и состояния все христиане объявлены подлежащими пытке. Те, которые занимали должности, объявлены лишенными этих должностей. Сказано, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбою о защите».

Фактически христиане объявлялись «негражданами», людьми вне закона, чем сразу же воспользовались воры и злые люди, начавшие грабить последователей молодой религии. Однако общественное мнение было уже на стороне христиан, а потому выдача священных книг и принесение жертвы превратилось в формальность.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский описывает, как римские солдаты помогали христианам выполнять императорские указы, не отрекаясь от веры: «Вот одного схватывают за руки и тащат к жертвеннику, на правую руку кладут ему жертвенное мясо и освобождают, как будто он совершил жертвоприношение. Другой даже и не дотрагивался до жертвенного мяса, даже близко не подходил к жертвеннику, но стоящие около него говорят, что и он принес жертву, и он молча уходит. Третьего, наконец, полумертвого поднимают на воздух и бросают почти как мертвого, оттаскивают далеко за ноги, освобождают от уз и записывают в числе совершивших жертвоприношение. Этот, наконец, кричит, что он христианин, что он не приносил и никогда не принесет жертвы богам, но его бьют по устам поставленные около жертвенника солдаты, «прогоняют с насилием, хотя он и не приносил жертвы». Напомним, что в гонения предыдущих веков, особенно в декиево, некоторые христиане пытались давать взятки, чтобы их записали в число людей, принесших жертву. Это считалось меньшим грехом, чем вероотступничество. При этом в прежние времена, когда гонения не были столь жестоки и тотальны, как пишет Болотов, судьи или радеющие о мире и стабильности правители провинций порой помогали христианам найти такую формулу уклончивого ответа, которая исключала бы почитание и римских богов и императора как бога.

Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ. Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет» . Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости. Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.

Жестокость гонений Диоклетиана компенсировалась формальным выполнением приказов, и разной интенсивностью преследований в провинциях. Так отец Константина Великого Констанций Хлор, правивший на Западе империи, практически не преследовал христиан. Лактанций пишет: «Констанций, видимо, чтобы не противоречить приказам старших, допустил разрушение собраний (т. е. стен, которые можно восстановить), истинный же храм божий, что находится внутри людей, оставил в целости».

Гонения Диоклетиана были последней попыткой уничтожить Церковь. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть самое начало действий Константина Великого, который сделал христианство сперва религией терпимой в империи, а затем и предпочитаемой им самим. Впрочем, Диоклетиан не был фанатичным язычником. Он лишь хотел продлить время существования Рима. До падения Вечного города оставалось уже чуть меньше ста лет.
В Риме сохранились развалины терм Диоклетиана, в которых сейчас находится христианская церковь

В 305 году Римский император Диоклетиан (около 245-316), правивший империей двадцать лет, добровольно отказывается от власти и остаток своей жизни проведет в роскошном дворце в Салоне (современный Сплит), где будет выращивать капусту. Начавший военную службу простым солдатом, Диоклетиан достиг высших чинов, став сначала начальником охраны императора Нумериана, после смерти которого был провозглашен войсками императором. Диоклетиан провел ряд реформ, упрочил границы империи, а в конце своего правления начал жестокие гонения на христиан, изгнав их с государственной службы, конфисковав имущество христианских общин, разрушив церкви и покарав священнослужителей. Но все усилия императора оказались напрасны: христианство не погибло, а с империей произошло все наоборот. Почему правитель, создававший в течение двадцати лет божественный культ государственника и называвшийся современниками величайшим отцом всех народов, принял такое решение, осталось тайной. Время его правления сторонники сильного руководства называли «золотым веком»: при нём прекратились войны, бунты, восстания, а власть императора достигла абсолютизма, став монархической (доминатом).
Некоторые историки склоняются к мысли, что Диоклетиан состарился, стал немощен и зять Галерий уговорил его отречься от престола во время болезни. Однако спустя несколько лет преемники готовы были вернуть старшему Августу неограниченную власть. Знать Римской империи считала правление Диоклетиана успешным: хвалебные панегирики прославляли его как нового олимпийца: 16 раз ему присваивали титул Величайшего разных стран (Германского, Британского, Персидского, Сарматского и т.д.), 22 раза вручали полномочия трибуна, и 9 раз он избирался консулом.
Двадцатилетие своего правления он отмечал в Риме почему-то не 17 сентября 304 года, а почти на год раньше. Возможно, это обстоятельство было как-то связано с решением уйти из власти. Поздней осенью 303 года Диоклетиан и его соправитель Максимиан, выстроивший по заданию диктатора величественные термы (бани), прибыли в священный город. Юбилейные торжества продолжались целый месяц, но римляне остались ими недовольны, осудив императора за скупость.
И, хотя была сооружена триумфальная арка, и перед римской публикой предстали слоны, нагружённые богатейшими персидскими трофеями и дарами, Диоклетиан чувствовал недовольство. Не желая оставаться в Риме, он отправился в непогоду домой в свою резиденцию и в дороге тяжело заболел. Вероятно, ещё тогда Диоклетиан задумал своё отречение, но сохранял это в тайне. В начале 304 года император, называвшийся сыном бога Юпитера Иовием, предложил своему соправителю Августу Максимиану отречься вдвоём от престола в пользу Цезарей, но тот уговорил отсрочить мероприятие на год, чтобы торжественно отметить двадцатилетие своего правления.
Диоклетиан согласился, но заставил боевого друга дать клятву в храме Юпитера Капитолийского, что тот после празднования юбилея откажется от власти. Римский император, вероятно, не доверял соправителю Максимиану и опасался, что в случае своей смерти недальновидный и необразованный Август, проявивший особую жестокость в гонениях на христиан в Африке и опиравшийся на армию, силой добьётся неограниченной власти. Возможно, и самого Диоклетиана мучило раскаяние, что поддался на уговоры своего зятя Галерия полностью искоренить в империи христианство и издал эдикты (указы) о преследованиях.
Абсолютная власть и поклонение как сыну языческого бога вдруг перестали тешить тщеславие - Диоклетиан видел, что в империи быстро распространяется христианство, несмотря на гонения и массовые казни. Императора, должно быть, потрясла удивительная стойкость одного из самых любимых приближённых комитов (старших военачальников) - Георгия, отказавшегося предать свою веру и стать соправителем. Возможно, чудо оживления после мучительных пыток и казнь этого бесстрашного христианина, уроженца Каппадокии, чей отец был тоже замучен за исповедание Христа, вспоминал «величайший» император, когда был при смерти.
Его зять одумался незадолго до смерти и прекратил гонения на христиан, издав специальный эдикт, но возможно, он сделал это по совету Диоклетиана. По иронии судьбы не сохранилась не только дата кончины великого римского государственника, но и точный год его ухода из жизни (между 313 и 316). Зато хорошо известно, когда погиб любимый комит императора, пострадавший за веру. В день казни великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля (6 мая н. с.), христианами всего мира совершается память этого святого.
Диоклетиан знал, как трудно отказаться от абсолютной власти, как легко стать тираном, опираясь на силу. Слова мудреца Солона были близки ему и понятны. Императору шёл седьмой десяток: «Мощен ещё человек и в девятой, однако слабеет». По утверждению Солона человеческая жизнь изменяется каждые семь лет после смены зубов у ребёнка. Дни древнегреческого мудреца, чьи законы использовало и римское право, закончились в глубокой старости. Он писал стихи о спокойной мирной жизни, каждый возраст которой имеет свою привлекательность.
Диоклетиан больше не хотел быть «отцом всех народов» и придуманным языческим богом Иовием, не желал казнить и миловать. Он отрёкся от власти и жил в своём великолепном дворце, выращивая фрукты и овощи. Когда спустя несколько лет ему опять предложили стать императором с неограниченной властью, он ответил мудрыми словами Солона: «Трон не стоит покоя жизни» «…больше радости доставляет ухаживать за садом, чем управлять всем миром».
Великий государственник познал, отказавшись от власти над народами, какую радость приносят отличные овощи, выращенные собственными руками.
ДИОКЛЕТИАН (284 - 305)

Диоклетиан (284-305 гг.; с 286 г. - соправитель), которого сначала звали Диоклом, родился в 240 г. в бедной далматской семье, но сумел сделать карьеру на военной службе и при Нумериане стал командиром элитного офицерского полка, неотлучно находившегося при императоре. Те, кто входил в его состав, назывались протекторами, или телохранителями (protectores domestici ). В 284 г. в окрестностях Никомедии солдаты избрали Диокла императором, с тем чтобы он отомстил за смерть Нумериана, что он и сделал, убив префекта преторианцев Апра, подозреваемого в убийстве молодого императора.

После того как Диокла провозгласили императором, он стал называть себя Диоклетианом и присовокупил к этому имени имя Гая Аврелия Валерия. Он сразу же отправился с войском в Европу и примерно 1 апреля 285 г. разбил старшего брата Нумериана, Карина. Хотя он не сменил начальника его преторианской гвардии, Аристобула, Цезарем он назначил своего товарища Максимиана, а в следующем году сделал его полноправным соправителем с титулом Августа. После этого Диоклетиан провел несколько лет в беспрерывных пограничных войнах, сначала в Мезии и Паннонии (что, примерно в 286 г., принесло ему титул “Германский Величайший”), затем в 289 и 292 гг. против сарматов, а в 290 г. против сарацинов, арабского племени с Синайского полуострова, вторгшегося в Сирию.

В 293 г. Диоклетиан преобразовал систему двойного соправления в тетрархию, в основе которой лежал принцип выдвижения людей на высшие посты по их заслугам. Новый порядок предусматривал совместное правление двух Августов (его и Максимиана) и двух Цезарей. Цезарями стали его земляки-данувийцы Констанций I и Галерий: они были помощниками и заместителями соответственно Максимиана (на Западе) и самого Диоклетиана (на Востоке). Империю и раньше делили между соправителями, но теперь это было проделано более тщательно и последовательно, поскольку Диоклетиан рассчитывал, что такой раздел будет постоянным. Предполагалось, что это, с одной стороны, укрепит Империю с военной точки зрения, а с другой - обеспечит, спустя какое-то время, бесперебойную смену власти. Увеличение числа соправителей не означало, что произошел формальный раздел Империи - на всей ее территории по-прежнему действовали единые законы, издававшиеся от имени всех четырех. Кроме того, оба Цезаря должны были подчиняться обоим Августам.

В 296 г. Диоклетиан подавил мятеж Домиция Домициана и Ахиллея в Египте, а его заместитель Галерий после первой неудачи одержал победу над персами. Диоклетиан впервые посетил Рим в 303 г., когда приехал на празднование двадцатой годовщины своего правления. На следующий год он тяжело заболел, после чего совершил небывалый поступок: 1 мая 305 г. он отказался от власти и заставил поступить так же Максимиана, который вовсе не хотел этого. Лишь однажды, в 308 г., Диоклетиан покинул город Салоны в Далмации, куда он удалился на покой, и ненадолго вернулся в политику, чтобы на совещании в Карнунте помочь Галерию восстановить порядок среди претендентов на императорскую власть. Он вернулся в Салоны, где и скончался в 316 г., с грустью наблюдая за развалом тетрархии, которую он создавал с таким усердием.

Тем не менее он оставил впечатляющее наследие. Он был самым значительным преобразователем Империи со времен Августа. Одна из его реформ заключалась в увеличении количества провинций с пятидесяти до ста: цель состояла в том, чтобы наместники этих теперь сравнительно небольших областей (помимо гражданских, они сохраняли и некоторые военные функции) не обладали достаточными силами, для организации мятежа. Причем на провинции разделили даже Италию. Другое нововведение заключалось в том, что провинции объединили в тринадцать более крупных территориальных образований - диоцезов (областей). Наместники диацезов, викарии, подчинялись четырем префектам претория (по одному на каждого тетрарха), которые, в свою очередь, стали главными заместителями августов и цезарей по гражданским, финансовым и судебным делам.

Кроме того, Диоклетиан предпринял кардинальную перестройку военной системы. Армию разделили на две части, резко отличавшиеся друг от друга. Одна часть представляла собой регулярное подвижное формирование - comitatences , или “придворные солдаты”. Такие полки имелись при каждом из четырех правителей и состояли частично из пехотинцев, но в основном - из мощной кавалерии, в том числе из вновь образованных отрядов конной гвардии или личных телохранителей императора - scholae palatinae . Их появление практически низвело преторианскую гвардию до положения столичного гарнизона. Вторая крупная часть армии состояла из приграничных формирований, впоследствии получивших название limitanei , пограничных войск, и riparienses , береговых войск. Эти части, размещавшиеся в сильно укрепленных пунктах, пополнялись с помощью ежегодного призыва римских граждан на военную службу. Но в этих формированиях служили также и германцы, горцы из Малой Азии и представители других варварских племен, имевшие склонность к военному делу и обладавшие соответствующими навыками. (Кроме того, Диоклетиан предпринимал усилия по увеличению римского флота.)

Чтобы содержать это огромное войско, насчитывавшее не менее полумиллиона человек (что намного превышало его численность в предыдущем веке), Диоклетиану пришлось повысить налоги с гражданского населения, подняв выплаты в деньгах и натурой до крайнего предела, какой еще мог вынести римский мир. И все же он старался, чтобы эта ноша распределялась на всех как можно равномернее. Одной из крупнейших мер, предпринятых для этого, был изданный в 301 г. указ, устанавливающий максимальные цены на все продаваемые товары и транспортные перевозки, а также единую по всей Империи максимальную заработную плату для всех наемных работников. Этот указ, наиболее значительный из всех сохранившихся с античных времен экономических документов, представлял собой совершенно новое явление в истории императорского Рима, хотя аналогичные меры, но в гораздо меньших масштабах, предпринимались в некоторых греческих государствах.

Однако поскольку Диоклетиан и его соправители не обладали рычагами воздействия на средства и уровень производства и потребления, они оказались бессильными провести свои постановления в жизнь. Это лишь привело к тому, что продовольствие и другие товары исчезли с рынков, а рост цен, который уже давно приносил Империи немалые страдания, вновь стал совершенно безудержным. Диоклетиан, стремясь воспрепятствовать этому, еще в 294 г. провел коренную реформу денежной системы, опираясь на новую устойчивую монету. Но ему не хватало благородных металлов, необходимых для того, чтобы уравновесить количество золотых и серебряных монет, с одной стороны, и монет из низкопробных металлов - с другой, так что цены, из-за деноминации некачественной монеты, продолжали круто расти.

Диоклетиан предпринял дальнейшие усилия для облегчения участи налогоплательщиков. В предшествующие десятилетия они были сильно измучены непредсказуемостью поборов имперского казначейства. Теперь весь процесс сбора налогов был коренным образом упорядочен: четыре префекта претория каждый год издавали новый, пересмотренный список податей. Как и прежде, основой налоговой системы служило сельское хозяйство. Но новая, специально разработанная система налогообложения впервые стала учитывать размер урожая и плодородие почвы. Однако эта система, хотя и создававшаяся с благими намерениями, содержала элемент угнетения, поскольку укрепляла уже имевшуюся тенденцию принуждать людей работать все время на одном месте, где их регистрировали, причем от поколения к поколению эта несвобода все усиливалась. Арендаторы в крупных поместьях вдруг обнаружили, что прикованы к одному месту, равно как и члены гильдий и корпораций, не связанных с сельским хозяйством, а также всевозможные государственные чиновники. Таким образом, на бумаге возникло полноценное тоталитарное государство, хотя в действительности у Диоклетиана не было способа до конца провести в жизнь все многочисленные правила и запреты.

Все эти принудительные меры были направлены на то, чтобы собрать достаточно средств для содержания сильно разросшейся армии. Правителям зачастую одновременно приходилось иметь дело как с внутренними противниками, так и с внешними врагами. О первых в Империи открыто ничего не говорилось, поскольку считалось, что солдаты якобы всегда сохраняют преданность. Зато изображения и надписи на монетах навязчиво славят победы над внешними врагами, причем каждый раз подчеркивается, что основная заслуга в победе принадлежит правителю. Почитание Диоклетиана и Максимиана как могущественных победителей под именами Иовия и Геркулия стало поистине сверхчеловеческим, поскольку теперь считалось, что они пользуются особым покровительством и поддержкой со стороны соответственно Юпитера и Геркулеса (см. также Максимиан). Более того, это возвеличивание отразилось на придворном ритуале, который своей изощренностью не имел ничего общего с более простыми обычаями прежних времен и по духу скорее соответствовал порядкам тогдашней Персии.

Вечное Римское государство также получило немалую долю восхвалений, были выпущены миллионы монет в честь Гения римского народа (GENIVS POPVLI ROMANI). Следуя логике своего обращения к традиционным патриотическим чувствам, Диоклетиан при поддержке своего цезаря, Галерия, возобновил преследования христиан, которые до того четыре десятилетия пребывали в состоянии неопределенности, хотя собственная жена Диоклетиана, Приска, принадлежала к их вере. Целью начавшихся в 303 г. великих гонений, как никогда прежде, являлось полное искоренение христианства. Началась смертельная схватка между старыми и новыми устоями. Первый антихристианский указ Диоклетиана запрещал любые собрания христиан с целью отправления культа и постановлял разрушить их церкви и уничтожить священные книги. Следующие два указа, действие которых распространялось и на восточные провинции, разрешал арест всех священников, за исключением тех, что служат языческим божествам. Наконец, в 304 г. четвертый эдикт распространял действие трех предыдущих указов на всех христиан.

В начале своего правления Диоклетиан восстановил Курию, здание заседаний сената, расположенного неподалеку от Римского Форума. Это здание сильно пострадало во время пожара 283 г. Восстановленное строение (сохранившееся до наших дней) своими очертаниями и пропорциями в значительной степени повторяло предыдущие его варианты. Внутри находился скромный прямоугольный зал с кессонированным потолком, обшитым деревом. По обеим сторонам вдоль зала располагались низкие ступеньки, служившие местами для сенаторов. Строгие верхние части стен с одиночными окошками резко контрастировали с изысканными нишами и колоннами, которые находились уровнем ниже, и с роскошным полом, набранным из разноцветного мрамора.

Однако свою ставку Диоклетиан поместил вовсе не в Риме, а в Никомедии и Вифинии. Там от его построек почти ничего не сохранилось, но о перестройке Антиохии, куда он перевел свою резиденцию после образования тетрархии, мы можем сказать несколько больше. В новой столице он построил храмы, зернохранилища, бани, стадион и фабрику по производству оружия. Там же он перестроил и расширил крепость, воздвигнутую веком ранее, превратив ее в императорский дворец. По описанию Либания, этот дворец занимал целый квартал с четырьмя улицами колоннад.

Антиохия Диоклетиана ныне глубоко погребена под наносами реки Оронт. Однако до наших дней сохранились развалины дворца в Спалате близ Салон, куда он удалился после отказа от власти. Дворец представлял собой примечательную смесь гражданской и военной архитектуры, связывающей воедино общественные залы, характерные для резиденции императора, частные апартаменты, как в крупной далматской вилле или в ставке главнокомандующего, и оборонительные сооружения с внушительной стеной и четырех- и многоугольными башнями. Весь гигантский комплекс имеет строго осевую планировку. По всей его длине проходит дорога, которая через украшенный колоннами внутренний двор, или atrium (в котором расположен круглый изнутри и восьмиугольный снаружи мавзолей) ведет в куполообразный вестибюль с апсидой. Из него открывается вход в тронный зал или в Зал приемов (Aula Palatina), откуда по-прежнему можно видеть трехпролетный фасад с колоннами, увенчанный Фронтоном Славы. Над средними колоннами возвышалась арка, в проеме, словно в обрамлении небесного свода, появлялся император, увешанный драгоценностями и с венком на голове, чтобы принять знаки уважения собравшейся толпы. Южный фасад Зала приемов смотрит на Адриатическое море. С двух сторон от него расположены две квадратные башни, а по всей длине проходит широкая галерея с балконами в центре и по краям. По сирийскому образцу между сорока двумя арочными проемами галереи располагаются колонны, опирающиеся на выступы, или консоли (выступающие из стены балки).

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)