Цветовая гармония города. Цветовая гармония

Лекция 5. Типы цветовых гармоний. Цветовой колорит

Цель:

    теоретическое ознакомление с многообразием цветовых гармоний и особенностями цветового колорита для последующего выполнения практической работы

4.1. Цветовая гармония. Типы цветовой гармонии

Проблема цветовой гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики, т.к. отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов . Существует также научная теория цветовой гармонии. Термин «гармония» как эстетическая категория возник в Древней Греции. Эта категория сопряжена с такими понятиями как связность, единство противоположностей, мера и пропорциональность, сомасштабность человеку.

Гармония цветовпредполагает совокупность общего и различного, взятых в определенных отношениях. На протяжении большого количества времени, в связи с изменением направлений, стилей, влиянием индивидуальностей в искусстве, система эстетических категорий коренным образом переосмысливается, это осмысление происходит и в настоящее время. Понятие цветовой гармонии также претерпевает качественные изменения.

Для художников, дизайнеров, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с цветом, с необходимостью продумывать гармоничные цветовые сочетания, знание основных принципов создания цветовых гармоний, помогает решать вопросы проектирования цветовой среды, окраски любой вещи, предназначенной для человека, его цветовых предпочтений.

Цветовая гармония в дизайне – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета . Она должна вызывать у человека определенные положительные чувства и ощущения.

Между отдельными цветовыми пятнами произведения существует тесная взаимосвязь: каждый отдельный цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета, взятые вместе, влияют на третий. Изменение одного какого-либо цвета ведет к нарушению этой связи и разрушению гармонии. Закономерность служит главным признаком гармонии. Предполагается, что благодаря гармонии, мы воспринимаем упорядоченное сочетание цветов как эстетически положительную цельность. Из этой предпосылки и вытекают все попытки сформулировать законы цветовой гармонии на основе чередования равновесия, подобия, положения в цветовом круге и пр. Но, тем не менее, бывает так, что цветовые сочетания, построенные по всем правилам, оцениваются зрителем как негармоничные. Комбинация цветов сама по себе, рассматриваемая отдельно, может быть и гармоничной, и негармоничной, но в общей структуре художественного произведения это может не замечаться.

Теория цветовой гармонии, в конечном счете, не может быть сведена лишь к решению вопроса о том, какой цвет с каким гармонирует. Общие принципы цветовой гармонии не могут быть определены без учета содержания, композиции, пространства, формы и фактуры.

Цветовая гармония – приятное для глаз сочетание цветов, предполагающая определенную согласованность их между собой; соразмерность и пропорциональность.

Ф. Ходлер пишет о цвете: «Действенность и значение красок зависят от их интенсивности, места, которое они занимают на полотне, и от их положения среди других, усиливающих их или ослабляющих, в зависимости от большей или меньшей близости к белому и черному. Окраска предметов зависит от цвета освещения. Известно, что именно цвет часто ссорит художника с публикой. Она долго не могла понять, что розовое лицо на воздухе при голубом небе может стать фиолетовым; если же его освещают лучи заходящего солнца, то даже оранжевым и ярко-красным. Из-за отсутствия наблюдательности, главным же образом из-за недостатка опыта, глазу непонятны эти нюансы художника, они кажутся ужасными преувеличениями. Прелесть красок заключается, прежде всего, в их аккордах, в повторении нюансов одного и того же цвета».

Первые теории гармонических цветовых сочетаний.

1. Теория Рудольфа Адамса. В 1865 г. Р. Адамс изобрел хроматический спектр, состоящий из круга с 24 секторами, и 6 его степенями светлоты.

2. Теория Альберта Манселла. Манселл видел основной закон гармонизации в родственной сближенности цветов: «Простой и практически безошибочный ряд цветовых гармоний можно получить в пределах одного цветового тона. Так, мы можем низкую светлоту какого-либо цветового тона связать с повышенной светлотой или слабую насыщенность с более сильной насыщенностью». Он определил 3 типа гармонических сочетаний: однотонные гармонии, основанные на одном цветовом тоне разной светлоты; гармонии родственных цветов цветового круга (красный и оранжевый); гармонии взаимодополнительных цветов (желтый и фиолетовый, оранжевый и синий).

3. Классификация цветовых гармоний немецкого физиолога Брюкке:

а) изохромия – композиция, выполненная в одном цветовом пятне, тоне (например, на базе красного цвета);

б) хомеохромия – композиция в пределах малого цветового интервала (например, желтый, оранжевый и желто-оранжевый);

в) мерохромия – композиция, где цвета подчинены одному главному, (например, красному цвету подчинены оранжевый, пурпурный и фиолетовый);

г) пойкилохромия – метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета, где нет главного и все цвета одинаково значимы. Для использования такой гармонии нужен опыт.

4. Теория Бецольда . Бецольд строил теории цветовых гармоний в пределах интервалов цветового круга. В 12-ступенчатом цветовом круге цвета отстоят друг от друга на четыре тона, т.е. между ними должен быть интервал в 3 тона.

5. Теория Б. Ф. Оствальда . Оствальд считал, что все цвета, содержащие равную примесь белого и черного – гармоничны. А из насыщенных гармоничны те, что отстоят друг от друга через равное количество интервалов.

6. Классификация цветовых гармоний по Б. М. Теплову:

а) однотонная, построенная на одном главном цвете или группе близкородственных цветов (желтый, оранжево-желтый, оранжевый, – в них в разных количествах присутствует желтый цвет);

б) полярная, построенная на взаимодополнительных цветах (красный с зеленым, оранжевый с синим);

в) трехцветная, построенная на противопоставлении трех основных цветов (желтого, красного, синего);

г) многоцветная, в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главный (сложна в применении).

7. Теория В. М. Шугаева базируется на исследованиях Манселла и Бецольда. Она основана на цветовом круге, который строится на 4-х основных цветах 3 – желтый, красный, синий, зеленый. Автор предлагает 4 вида цветовых сочетаний:

а) сочетание родственных цветов (желтый, оранжево-желтый, оранжевый);

б) сочетание родственно-контрастных цветов (от желтого до фиолетового по спектру);

в) сочетание контрастных (взаимодополнительных) цветов (синий – оранжевый, красный – зеленый);

сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов: желтый, синий, красный (имеются в виду чистые цвета без разбелов и затемнений).

Типы цветовой гармонии. Три основные характеристики цвета – цветовой тон, светлота и насыщенность – могут выступать между собой в различных связях, образуя различные гармоничные сочетания:

1) подобие по цветовому тону, но различие по светлоте и насыщенности (то, о чем писал Манселл);

2) подобие по светлоте, но различие по цветовому тону и насыщенности;

3) подобие по насыщенности, но различие по цветовому тону и светлоте;

4) подобие по цветовому тону и светлоте, но различие по насыщенности;

5) подобие по светлоте и насыщенности, но различие по цветовому тону;

6) сочетание, в котором цвета различаются по всем трем параметрам (это самый сложный случай).

Из перечисления этих сочетаний, часто используемых в практике дизайна, ясно, насколько условны нормативы из области цветовой гармонии, учитывающие только цветовой тон.

Когда говорят о цветовой гармонии, оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Несмотря на кажущуюся субъективность подобной оценки, у гармонии цветов есть и свои объективные закономерности.

На основании опытов установлено, что основные цвета вычитательного смешения: желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. При этом каждый из этих цветов невозможно получить путем смешивания других цветов. Поэтому цветовой круг строится именно на этих цветах (основная триада) (рис. 8).

Благодаря смешению основных цветов получается вторичная триада (рис.9). Круг (рис.10) представляет собой изображение, полученное путем наложения изображения основной и вторичной триады. Если дополнить пробелы промежуточными цветами, получим 12-ступенчатый цветовой круг (рис. 7) который, в свою очередь можно увеличить до 24-частного (рис.11).

1. «Монохроматическая» или однотоновая цветовая гармония построена на основе одного цветового тона; создается путем комбинирования одного цветового тона с его темными и светлыми оттенками. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений (рис.12).

2. «Противоположная» (дополнительная) цветовая гармония, построена на основе двух цветовых тонов; создается посредством использования любых двух цветовых тонов, которые расположены точно друг напротив друга в цветовом круге (рис.13). Этот прием обычно применяется для создания акцентов, т.к. противоположные цвета очень контрастны по отношению друг к другу. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном.

В случае введения в различные гармоничные цветовые сочетания ахроматических цветов , контраст, получаемый при их комбинации, усиливается. Особенно – при введении белого или черного цвета. Сочетание красного и белого цветов, например, является таким напряженным, что не стоит удивляться тому, как часто эти цвета применяются без использования связывающих их пастельных красок для торжественных событий. Чтобы быть абсолютно точным, гармоничное трехцветное сочетание смотрится так из-за контрастных красного и зеленого цветов с ахроматическим черным или белым.

Сочетание «двойного» цвета (например, красно-оранжевого) и ахроматического – это гармоничное трехцветное сочетание, где черный или белый цвет будут играть роль фактора освещенности. При этом черный или темно-серый цвет делают краски светящимися, а белый цвет как бы освещает композицию. Такое сочетание встречается довольно часто. Игра красок становится богаче, и, осознанно выполненная цветовая композиция более выраженной. Разумеется, это не так легко в практическом применении, так как при создании гармоничного сочетания необходимо найти подходящие цветовые нюансы.

Трехцветная гармония – «триада» создается путем использования трех цветов, которые лежат на равном расстоянии друг от друга в круге. Она также демонстрирует отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания.

3. «Аналогичная» цветовая гармония построена на основе трех цветов – достигается благодаря использованию любых трех цветов, находящихся рядом (в одном из четырех секторов круга). Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. Эта гармония обладает глубиной, ее отличает богатое своеобразие, элегантный вид (рис.14).

Создание цветовых гармоний с помощью моделей геометрических фигур. « Гармония равнобедренного треугольника» достигается путем использования какого-либо цвета и цветов, смежных к его дополнительному цвету (вершина – один из основных цветов, а основание соединяет смежные цвета к его дополнительному цвету) (рис. 15). Сочетание таких цветов выглядит более мягким, чем сочетание просто двух дополнительных цветов.

«Гармония прямоугольного треугольника» достигается путем использования какого-либо цвета, расположенного на вершине прямоугольного треугольника и цветов, находящихся в углах при его основании (рис.16). Сочетание этих цветов достаточно выразительно, и в то же время – удачно сбалансировано.

Можно вписать вкруг четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это может быть квадрат или прямоугольник. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагонали располагают взаимодополнительные цвета.

В процессе поиска цветовых гармоний необходимо помнить:

    яркие цвета хорошо сочетаются с приглушенными цветами;

    теплые цвета с холодными;

    темные цвета со светлыми цветами;

    введение ахроматических цветов усиливает контрастность (теплые цвета наилучшим образом сочетаются с черным цветом, холодные – с белым или серым);

    выделение главного (доминантного) цвета способствует акцентированию, усилению общего идейного содержания композиции, ее упорядочению;

    использование вариативных оттенков чистых цветов способствует снятию резкости и нахождению более мягких цветовых сочетаний.

На основе обобщения данных различных исследований можно назвать следующие типы цветовых гармоний:

1. монохроматическая или одноцветная , выдержанная в одном цветовом тоне при различии по светлоте и насыщенности: применяется для сильного тонового контраста, для тонких цветовых отношений.

2. двуцветная (противоположная или дополнительная) контрастная (контраст двух основных цветов или двух групп цветов): применяется для создания акцентов, для дополнения одного цвета другим;

3. трехцветная (триада): применяется для создания глубины и элегантности и для отчетливых цветовых комбинаций;

4. четырехцветная ;

5. шестицветная ;

6. гамма, ограниченная пределами малого интервала в цветовом круге ;

7. гамма, цвета в которой подчинены одному главному цвету ;

8. ахроматическая гармония

9. сочетание ахроматической и хроматической гаммы

Для количественного и качественного уравновешивания гармонирующих друг с другом цветов и создать художественный образ с использованием выбранных цветовых сочетаний, необходимо развивать колористическое чутье и интуицию.

Ч то есть цвет? У этого понятия десятки сложных определений, но говоря простым языком, цвет - это ощущение, которое появляется у человека при попадании в его глаза световых лучей. Несложно догадаться, что ощущения у всех людей разные, поэтому и цвета мы воспринимаем индивидуально. Кто-то скажет, что желтый напоминает ему об июльском зное, а другой, напротив, ассоциирует этот цвет с грустью и тоской, вспомнив небезызвестную песню о «желтых тюльпанах».

Каждый интерьер по-своему уникален, но в каждом должна быть гармония: не просто одной комнаты, а всего жилища в целом. Для ее создания в помещениях, расположенных с южной стороны, нужно использовать холодные оттенки:

  • фиолетовый - цвет идеализма, способствующий повышению самооценки;
  • голубой - успокаивающий, снимающий напряжение и излучающий нежность цвет беспечности, который идеально подходит для расслабления, но не для умственного и физического труда;
  • синий - символ постоянства, упорства, самоотверженности и строгости, помогающий достичь гармонии с самим собой и с окружающим миром;
  • зеленый - символизирующий процветание и новую, ничем не обремененную жизнь.

Оставшимися в палитре радуги оттенками принято оформлять комнаты с северной (холодной) стороны:

  • красный - сильный доминант, символизирующий могущество, упрямство, целеустремленность и силу;
  • желтый - олицетворение ума, силы воли и уверенности в себе;
  • оранжевый - цвет теплоты, добра, блаженства и веселья, он держит в тонусе каждый день.

Холодный к теплому, теплый к холодному - это неотъемлемое правило сочетания цветов в интерьере!

У каждого из вышеперечисленных цветов в интерьере имеется широкая палитра оттенков, пользоваться которыми тоже нужно правильно, для чего существует особая наука - цветоведение.

Немного о теории цвета

Перед вами 12-частный цветовой круг, легший в основу данной науки и непосредственно гармонии цвета.

Вы видите, что все имеющиеся в круге спектральные цвета отличаются чрезмерной яркостью, и для ее уменьшения в них добавляют ахроматические оттенки: белый и черный. В результате получаются сотни новых оттенков, в узком диапазоне которые можно представить на следующем рисунке:

Это уже называется «цветовой круг Иттена». Как видите, каждый цвет имеет несколько оттенков, т.е. собственный спектр. И теперь мы подошли вплотную к вопросу о том, каким образом эти оттенки можно сочетать друг с другом.

Монохромное (одноцветное) сочетание

Из названия понятно, что монохромная гармония цвета достигается путем использования оттенков (в неограниченном количестве) только из одного спектра. Монохромный интерьер будет востребован всегда - это классический вариант оформления комнаты, который особо привлекателен людям, отдающим предпочтение одному цвету.

Контрастное сочетание

Заключается в компановке двух оттенков, расположенных строго напротив друг друга в цветовом круге. Используя принцип контрастирования, вы сделаете комнату по-настоящему яркой и запоминающейся, выделив наиболее ярким цветом в ней важнейшие функциональные зоны (на кухне - гарнитур или барную стойку, в ванной - сантехнические изделия, в спальне - кровать и мебель и т.д.). Добавьте необычные штучки для дома, и тогда интерьер помещения станет не только креативным, но и неповторимым.

Классическое триадное сочетание

Основывается на использовании трех оттенков, равно удаленных друг от друга по расстоянию в пределах цветового круга. Чтобы достичь гармоничности в триаде, необходимо взять один цвет за главный, и использовать его в большей части элементов домашнего интерьера (преимущественно - основных, играющих главенствующую роль), а с помощью остальных сделать несколько ярких акцентов.

Аналоговое триадное сочетание

Здесь уже используются три цвета, являющиеся «соседями» по цветовому кругу Иттена. Такое сочетание встречается повсюду в природе, поэтому смотрится исключительно гармонично. Кстати, в качестве одного из оттенков можно задействовать зеленые , неприхотливые в уходе.

Тетрадное сочетание (тетрада)

Использование 4-х цветов, равноудаленных друг от друга, либо двух пар цветов, расположенных напротив друг друга. Один оттенок делают доминантным, двумя другими его дополняют, а четвертым делают акценты.

Акцент аналогия

Это триадное сочетание, дополненное еще одним оттенком, расположенным напротив выбранной группы цветов. Получается довольно агрессивная палитра, работать с которой нужно очень аккуратно.

На цветовые решения всегда была, есть и будет мода, как и на все в нашем мире. Ваш выбор: следовать ей или нет, но соблюдать гармонию в создании интерьера важно обязательно.

Цветовая гармония — это созвучие цветов, их сочетаемость, красивое соотношение. Часто художники достигают гармонии в своих произведениях, опираясь на интуицию и внутреннее чувство цвета. Это чувство равивается в процессе постоянной работы. Однако, гармония в цвете основывается на определённых законах. Для того, чтобы понять эти закономерности нужно воспользоваться спектральным кругом или цветовым кругом.

Три основных цвета.

Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. Эти цвета располагаются в определённой последовательности — также как и в радуге. Поэтому цветовой круг для художника — почти то же самое, что таблица Менделеева для химика. Среди всех цветов этого круга есть три, которые называются основными: жёлтый, красный и синий. Всё огромное множество других цветов образуется путём смешения этих трёх (это применимо для отражённого от предметов света цветовой модели CMYK; если же свет излучается как на мониторе, то это цветовая модель RGB и здесь смешение происходит по другим законам, между зелёным, красным и синим). Но на практике, не всегда получается достичь нужного звучания цвета т. к. пигменты красок имеют определённые ограничения. Например, если смешать красный (алый) и синий (лазурь), то получится грязно-лиловый цвет. Если красный (краплак) и синий (ультрамарин), то образуется уже чистый фиолетовый цвет. Но этого не всегда достаточно, поэтому ещё производят кобальт фиолетовый или краплак фиолетовый. Его цвет очень интенсивный и чистый. Таким образом, несмотря на то, что в теории можно получить все цвета всего из трёх основных, на практике художники пользуются большим количеством красок. Тем не менее, основные — это синий, красный и жёлтый. На цветовом круге их позиции образуют равносторонний треугольник. Эти цвета получить путём смешивания других невозможно.

Насыщенность и яркость цвета.

Любой цвет имеет ряд характеристик. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. Это разные понятия. Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещён. Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или чёрному). Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещённости). Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам. В приведённой таблице цветов это можно наглядно увидеть.

Гармония контрастных цветов.

В цветовом круге есть цвета, которые располагаются друг напротив друга. Это контрастные цвета. Они образуют самые контрастные сочетания. Например, если красный цвет расположить рядом с оранжевым, то он не сильно будет выделяться. Но если тот же красный цвет будет соседствовать с зелёным, то он будет словно «гореть». Т. е. зелёный и красный усиливают друг друга, создают контраст. Если приглядеться, то красный и зелёный расположены в цветовом круге именно друг напротив друга. Есть три пары контрастных цветов: красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, оранжевый-синий. Это противоположные цвета, образующие самые контрастные сочетания.

Гармония родственных цветов.

Цвета, расположенные в пределах одной четверти цветового круга и имеющие в себе один общий оттенок называются родственными. Их словно «роднит» общий цвет, содержащийся в них. Родственных цветов много. Например, красный, красно-оранжевый, оранжево- жёлтый. В них всех присутствует красный цвет. Это их объединяет. Поэтому они называются родственными. Существуют следующие четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные, зелёно-жёлтые.

Гармония родственно-контрастных цветов.

Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов: жёлто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зелёные, сине-зелёные и зелёно-жёлтые, зелёно-жёлтые и жёлто-красные.

Хроматические и ахроматические цвета.

Хроматическими называются все цвета, кроме чёрного, белого и серых оттенков. Соответственно ахроматические цвета — это серые оттенки, белый и чёрный.

Тёплые и холодные цвета.

Тёплые цвета — это жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, бежевый и множество подобных им оттенков. Эти цвета ассоциируются с теплом огня. Холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, зелёный, а также большое количество производных от них цветов. Холодные цвета ассоциируются с холодом, свежестью, простором…

Однотоновая гармония (в цветоведческой литературе её также называют монохромной) строится на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности.

Общий цветовой тон придаёт данной цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер. Данный вид гармонии очень широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне одежды. А вот в интерьере его нежелательно использовать, так как монополия одного цвета в пространстве, да ещё и в больших количествах, вызывает в человеческом организме дискомфорт, вплоть до проявления психофизических расстройств.

На нашем цветовом круге – это сочетание цветов из 5-ти ступеней цветового тона.

Количество ступеней, естественно может быть большим. Ахроматический равноудалённый цветовой ряд (от белого до чёрного) является также гармоничным.

Однотоновая гармония в дизайне цвета волос:

Гармония родственных цветов (нюансов).

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примеси одного и того же главного цвета.

Главными называют цвета: красный, синий, жёлтый и зелёный. Это сравнительно сдержанная цветовая гамма. Например, на нашем цветовом круге это – красный и красно-оранжевый цвета, жёлтый и жёлто-красный, но не красный и жёлтый. То есть родственные цвета – это цвета, взятые из промежутков от данного цвета до следующего главного.

В цветовом круге, а точнее – в системе цветовых кругов, имеются 4 группы родственных цветов: жёлто-красные, сине-красные, жёлто-зелёные, сине-зелёные.

Рассмотрим, как можно гармонизировать три родственных цвета – чистый красный, красно оранжевый и оранжевый. Комбинация этих цветов, взятых с круга III, не даёт тонкого цветового сочетания. Чтобы достичь гармонии в данном цветосочетании (а это равновесие оттенков), необходимо уравновесить цвета изменением их насыщенности или светлоты. Поэтому лучше взять красный цвет из III круга, красно-оранжевый – из II, оранжевый – из круга I (или II). Можно также добавить к двум цветам не высветленный, а затемнённый цвет, то есть взять их с кругов 4 и 5.

Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлоты не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но если добавить к одному или двум цветам из трёх затемнённый или высветленный цвет, то цвета начинают гармонично сочетаться, акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

Полярная гармония.

Полярная гармония построена на противопоставлении двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными.

Например, красный и зеленый, синий и желтый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться не только два цвета, но и больше. Например, розовый, салатовый и темно-зеленый. Главное, что эти цвета являются разновидностями двух главных полярных цветов.

Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортной для глаз. Особенное сочетание контрастных цветов, так как явление последовательного контраста – закон стремления нашего организма к равновесию и самозащите.

Физиолог Э. Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе при его отсутствии они теряют спокойствие. Смесь же дополнительных или контрастных цветов дает нейтральный серый цвет. Смесь чистых спектральных цветов дает белый. На наших цветовых кругах все диаметрально расположенные цвета дают в смеси серый цвет, то есть образуют гармонию. Все цветовые сочетания, не дающие в сумме серого цвета, например, красный и синий, желтый и красный, являются экспрессивными.

Сочетание полярных цветов характеризуются наибольшей активностью, динамичностью и напряженностью. Если сочетать полярные цвета одинаковой светлоты, то от такого сочетания будет рябить в глазах.

Привести их в гармоничное сочетание можно несколькими способами:

1. Один из цветов должен быть меньше по площади.
2. К одному из цветов добавить белый или черный цвет;
3. Все цвета взять разбеленными или затемненными;
4. В один из цветов добавить ему контрастный. Например, если в чистый контрастный. Например, если в чистый красный добавить немного зеленого, он станет серо-красным и будет хорошо гармонировать с зеленым;

Рассмотрим 1-й пункт подробнее. Так как пропорциональность - это главное условие уравновешенности (помним, что Пропорция – дочь Гармонии!), то Иттен, основываясь на выводах Гете, предложил в своей книге «Искусство цвета» следующие пропорциональные приблизительные соотношения пятен контрастных цветов:
Желтый: фиолетовый = ¼: ¾
Оранжевый: синий = 1/3: 2/3
Красный: зеленый = ½: ½

Представленные количественные соотношения имеют силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. Как видно из пропорций, теплые, имеющие большую светлоту цвета, должны быть меньше по площади, чем холодные цвета, так как сила их воздействия намного активнее холодных. Соблюдение этого правила поможет создать комфортную для наших глаз, полярную цветовую гармонию.

Гармония построенная по принципу конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в цветовой круг геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, пятиугольников и т.д.)

Обобщив все сказанное, можно сформулировать основные принципы построения цветовых гармоний:

Принцип одинаковости цветов (однотоновые гармонии);
Принцип соподчиненности цветов (родственные гармонии);
Принцип дополнительности (полярные гармонии дополнительных цветов);
Принцип противопоставления (полярные гармонии контрастных цветов);
Принцип конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в круг геометрических фигур: треугольников, пятиугольников и т.д.).

Рассмотрим подробнее последний принцип. Многие художники, дизайнеры придерживаются «старого доброго» правила – не сочетать в композиции более 2-3 цветов. Тогда получаются очень гармоничные сочетания. Самое сильное гармоничное созвучие создается на основе равносторонних треугольников. Если три цвета будут взяты на концах, вписанных в цветовой круг равнобедренных треугольников, то они также будут составлять гармоничное единство.

А если все – таки необходимо сочетать более трех цветов, то, чтобы не получилась какофония цветов, можно следовать нескольким методам:

*Сочетать цвета по принципу конструктивного построения;
*Во все цвета добавить какой-то один цвет;

Один цвет сделать доминирующим в композиции. Этот цвет будет преобладать по суммарной своей площади в цветовой композиции, а по своему распределению на плоскости станет «всеобьемлющим», то есть, как бы окружит все цвета со всех сторон;

Создается цветовая композиция из одинаково мелких по площади цветовых пятен. Данный метод использовали французские импрессионистические художники 19 века – пуантилисты (Ж. Сера и П. Синьяк), создавшие свои гармоничные живописные картины мелкими мазками и точками.

Гармония комплиментарных цветов по цветовому кругу

Расщеплённая комплиментарная схема

Третичная схема цветовой гармонии

Цветовая гармония - важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д. Термин «гармония» происходит от греческого слова hamionia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты» . Цветовая гармония в живописи это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанном на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Между различными цветами картины существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой и два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической, цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.

Цветовая гармония в структуре живописного произведения имеет также содержательную обоснованность, выявляет творческий замысел автора. Например, Ван Гог писал: «В моей картине «Ночное кафе» я пытался показать, что кафе это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака - западни» . Проблемами цветовой гармонии занимались различные исследователи - Ньютон, Адаме, Менселл, Брюккс, Бецольд, Оствальд, В.Шугаев и др. Нормативные теории цветовой гармонии в непосредственном виде не применяются в живописи, но художникам, работающим в живописи, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, необходимо знать круг научных проблем теории цветовых гармоний, что может способствовать более обдуманному и рациональному подходу к решению практических задач цветовой гармонии. Физики и художники всегда стремились привести все многообразие цветов видимого мира в систему и благодаря систематизации определить закономерности гармонических сочетаний цветовых тонов. Первая попытка принести цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону.

Цветовая система Ньютона - это цветовой круг, составленный из семи цветов - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Позднее к спектральным цветам добавили пурпурные цвета, которых нет в спектре, получив их смешением двух крайних цветов спектра - красного и фиолетового. Цвета красно-желтой части круга назвали теплыми, а голубовато-синей части круга - холодными. В этом заключалась первая попытка «гармонизации цветов». В 1865 году художник Рудольф Адамс изобрел «аппарат для определения гармонических цветовых сочетаний» - «хроматический аккордеон». Цветовой аккордеон Адамса состоял из цветового круга, разделенного на 24 сектора, а каждый из секторов был разделен на 6 степеней по светлоте. К цветовому кругу были изготовлены пять шаблонов, в которых были симметрично вырезаны 2, 3, 4, 6 и 8 отверстий по размерам секторов. Передвигая шаблоны с отверстиями, можно было получать различные цветовые комбинации, которые Адамс назвал «симметричными аккордами». При этом Адамс считал, что эти «аккорды» не обязательно могут получиться гармоничными, однако являются основанием для выбора различных гармонических сочетаний цветовых тонов (ил. 1).

Основные принципы цветовой гармонии Адамс сформулировал следующим образом:

  • 1. В гармонии должны быть заметными по крайней мере первоначальные элементы многообразия цветовой области; красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, то есть количественное отношение красок.
  • 2. Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного и через изменения в цвете.
  • 3. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм.
  • 4. В больших комбинациях, цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.
  • 5. Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен» .

Теория гармонических цветовых сочетаний Адамса имела ценность для практики живописи. Теория цветовой гармонии Альберта Генри Менселла была также непосредственно связана с практикой живописи. Менселл определил три типа гармонических сочетаний цветовых тонов: однотонные гармонии - построенные на одном цветовом тоне различной светлоты, или насыщенности; гармония двух соседних цветов цветового круга, построенные на сближенности, родстве цветов; гармонии, построенные но принципу контраста между цветами, лежащими друг против друга в цветовом круге. Менселл считал, что цветовая гармония будет более совершенной, если художник примет во внимание отношения цветов по насыщенности и соотношение площадей цветовых плоскостей. Немецкий физиолог Брюкке также считал цвета, лежащие в пределах малых интервалов цветового круга, гармоничными из-за их сближенности по цветовому тону. В теории гармонических сочетаний цветовых тонов Брюкке впервые наряду с парными сочетаниями различных цветов выделил триады цветов, которые он считал гармоническими. Гармоническими триадами цветов Брюкке считал красный, синий и желтый, а также красный, зеленый и желтый цвета. По его мнению, к этим трем цветам можно присоединять цвета малых интервалов. Бецольд, так же как Брюкке, строил теорию цветовых гармоний на различиях цветов в пределах малых и больших интервалов цветового круга. Он считал, что гармоничная комбинация цветовых тонов получается лишь в том случае, когда, например, в двенадцати членном круге цвета отстают друг от друга на четыре тона, т.е. между ними должен быть интервал в три тона. Негармонические цветовые сочетания, по мнению Брюкке, получаются в том случае, когда интервал между цветами составляет лишь один цветовой тон. Бецольд впервые указал на необходимость видеть разницу в использовании цвета и гармонических сочетании цветов в живописи и декоративно - прикладном искусстве. Популярной в XIX в. была теория цветовой гармонии В. Оствальда, который пытался найти математические закономерности цветовой гармонии от геометрических отношений расположения цветов внутри цветового круга. Оствальд считал, что все цвета, содержащие равную подмесь белого или черного цвета, являются гармоничными, а из не содержащих такой подмеси наиболее гармоничны те, которые стоят друг от друга в цветовом круге через равное количество интервалов. Представляет интерес его учение об ахроматической гармонии, в котором автор нашел математическую зависимость между изменением светлоты ахроматического цвета и пороговой чувствительностью глаза. Оствальд доказал, что при изменении светлоты пороговая чувствительность глаза изменяется по закону среднегеометрической величины. Большой интерес для художников, работающих в области декоративно - прикладного искусства и дизайна, представляет теория гармонических сочетаний цветовых тонов, разработанная В. М. Шугаевым. Теория гармонических сочетаний цветовых тонов В. М. Шугаева базируется на теориях Менселла и Бецольда и основана на комбинациях цветов цветового круга. По мнению автора, основу кpyгa составляют четыре цвета: желтый, красный, синий и зеленый по принципу родства и контраста. В. М. Шугаев систематизировал различные виды гармонических сочетаний цветовых тонов и привел их к основным четырем видам:

  • 1. сочетания родственных цветов;
  • 2. сочетания родственно - контрастных цветов;
  • 3. сочетания контрастных цветов;
  • 4. сочетания нейтральных в отношении родства и контраста цветов.

Автор подсчитал 120 возможных гармонических цветовых сочетаний для 16-членного круга при трех промежуточных цветах, трех интервалах между главными цветами. В. М. Шугаев считал, что гармонические цветовые сочетания можно получить в трех случаях: 1) если в гармонируемых цветах присутствует равное количество главных цветов; 2) если цвета имеют одинаковую светлоту; 3) если цвета имеют одинаковую насыщенность. Два последних фактора играют существенную роль в гармонизации цветов, но не являются основными, а лишь усиливают взаимовлияние цветов, обеспечивая более тесную гармоничную связь между ними. И наоборот, чем больше различные цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем труднее они гармонируются. Исключение составляют дополнительные цвета. Гармоничность дополнительных цветов подтверждается многочисленными примерами в живописи и декоративно-прикладном искусстве. В. М. Шугаев следующим образом определял цветовую гармонию: «Цветовая гармония есть цветовое равновесие, цветовая уравновешенность. Здесь под цветовым равновесием (в первую очередь двух цветов) понимается такое соотношение и такие качества их, при которых они не кажутся чуждыми один другому и ни один из них не преобладает излишне». «К гармоническим относятся сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства».

"Цвета, взаимовлияя друг на друга, обусловдасвая друг друга, превращаются в некое единство, именуемое колоритом и выражаемое гармонией", -- писал И. Иттен.

Контраст - при сравнении между собой двух или более цветов, находятся чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, говорится о диаметральном или полярном контрасте. Так, например, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты10.