Церковь иверской иконы божией матери. Церковь Иверской иконы Божией Матери

Посвящение этой церкви в честь одной из наиболее известных икон Богородицы не такое древнее, как может показаться. Изначально она имела иное имя, в честь святого, который стал частью герба Москвы.

Деревянная церковь на этом месте впервые упомянута в документах в 1625 году с другим посвящением – во имя святого Георгия Победоносца. Прибавление «на Всполье» обозначает древнее расположение храма возле поля, на окраине города – граница Москвы в то время проходила по траектории Садового кольца. На смену деревянному зданию в 1673 году пришла каменная постройка, созданная на средства купца Семена Потапова и получившая придел Иоанна Воина. Здание представляло собой традиционный московский храм конца XVII века, увенчанный пятиглавием, с шатровой колокольней. Однако по прошествии более ста лет церковь обветшала и была полностью разобрана для нового строительства. Храмоздателем выступил местный житель, капитан И.И. Савинов, живший напротив церкви. Работы продолжались с 1798 по 1802 год.

Новое здание церкви предположительно строил архитектор И.В. Еготов – ученик , который в то время начинал свою профессиональную карьеру. Позже по его проектам будут построены церковь-усыпальница князей Голицыных в Донском монастыре, усадьба Дурасовых в Люблино, а также старое здание Оружейной палаты в Кремле (последнее не сохранилось). Иверская церковь на Большой Ордынке возведена в стилистике позднего классицизма, в сухих и лаконичных формах – без обилия декора на фасадах, но зато с мощным куполом, прорезанным тройными окнами и венчающим основную часть храма. Небольшая главка на куполе тоже оригинальна: это не традиционная для православного зодчества «луковка», а круглая тумба, увенчанная длинным тонким крестом, что придает большее сходство с европейскими церквями. На Большую Ордынку выходит трапезная, вход в нее отмечен четырехколонным портиком ионического ордера с фронтоном, над которым поставлена колокольня с вытянутым шпилем.

При строительстве новой церкви сменилось и ее имя: главный престол был освящен в честь Иверской иконы, а Георгиевским стал один их приделов в трапезной. Второй придел остался Иоанновским, как и прежде. В дальнейшем, вплоть до ХХ века, значительных перестроек в церкви не было. Чуть поодаль, на церковном дворе, сохранилось двухэтажное здание приходской богадельни, рассчитанной на 15 женщин – главным образом, из прислуги местных жителей.

Церковь была закрыта для служб в 1929–1930 годах, ее глава и верхний ярус колокольни разобраны. Внутреннее убранство оказалось уничтожено, лишь несколько икон удалось сохранить – в том числе храмовый образ Иверской Божией Матери, перенесенный в церковь святого Николая Чудотворца в Кузнецах. Само помещение было разгорожено на три этажа и использовалось сначала в качестве клуба Второго авторемонтного завода, потом клуба кондитерской фабрики «Марат», а в 1989 году оно стало галереей современного искусства. В 1994 году в храме возобновились богослужения, вскоре были воссозданы утраченные глава и колокольня, из-под слоя краски очищены и отреставрированы сохранившиеся росписи.

Посвящение этой церкви в честь одной из наиболее известных икон Богородицы не такое древнее, как может показаться. Изначально она имела иное имя, в честь святого, который стал частью герба Москвы.

Деревянная церковь на этом месте впервые упомянута в документах в 1625 году с другим посвящением – во имя святого Георгия Победоносца. Прибавление «на Всполье» обозначает древнее расположение храма возле поля, на окраине города – граница Москвы в то время проходила по траектории Садового кольца. На смену деревянному зданию в 1673 году пришла каменная постройка, созданная на средства купца Семена Потапова и получившая придел Иоанна Воина. Здание представляло собой традиционный московский храм конца XVII века, увенчанный пятиглавием, с шатровой колокольней. Однако по прошествии более ста лет церковь обветшала и была полностью разобрана для нового строительства. Храмоздателем выступил местный житель, капитан И.И. Савинов, живший напротив церкви. Работы продолжались с 1798 по 1802 год.

Новое здание церкви предположительно строил архитектор И.В. Еготов – ученик , который в то время начинал свою профессиональную карьеру. Позже по его проектам будут построены церковь-усыпальница князей Голицыных в Донском монастыре, усадьба Дурасовых в Люблино, а также старое здание Оружейной палаты в Кремле (последнее не сохранилось). Иверская церковь на Большой Ордынке возведена в стилистике позднего классицизма, в сухих и лаконичных формах – без обилия декора на фасадах, но зато с мощным куполом, прорезанным тройными окнами и венчающим основную часть храма. Небольшая главка на куполе тоже оригинальна: это не традиционная для православного зодчества «луковка», а круглая тумба, увенчанная длинным тонким крестом, что придает большее сходство с европейскими церквями. На Большую Ордынку выходит трапезная, вход в нее отмечен четырехколонным портиком ионического ордера с фронтоном, над которым поставлена колокольня с вытянутым шпилем.

При строительстве новой церкви сменилось и ее имя: главный престол был освящен в честь Иверской иконы, а Георгиевским стал один их приделов в трапезной. Второй придел остался Иоанновским, как и прежде. В дальнейшем, вплоть до ХХ века, значительных перестроек в церкви не было. Чуть поодаль, на церковном дворе, сохранилось двухэтажное здание приходской богадельни, рассчитанной на 15 женщин – главным образом, из прислуги местных жителей.

Церковь была закрыта для служб в 1929–1930 годах, ее глава и верхний ярус колокольни разобраны. Внутреннее убранство оказалось уничтожено, лишь несколько икон удалось сохранить – в том числе храмовый образ Иверской Божией Матери, перенесенный в церковь святого Николая Чудотворца в Кузнецах. Само помещение было разгорожено на три этажа и использовалось сначала в качестве клуба Второго авторемонтного завода, потом клуба кондитерской фабрики «Марат», а в 1989 году оно стало галереей современного искусства. В 1994 году в храме возобновились богослужения, вскоре были воссозданы утраченные глава и колокольня, из-под слоя краски очищены и отреставрированы сохранившиеся росписи.

Адрес:Москва, Мичуринский проспект, д.70
Проезд:метро "Проспект Вернадского"
Архитектор:Живаев А. А.(росписи), Максимов Е. Н. - (интерьеры, внутреннее убранство)
Год постройки:Между 2011 и 2013.
Церковь. Действует.


Престолы:Иверской иконы Божией Матери, Георгия Победоносца
Cайт:http://iverskoye-podvorie.ru
Координаты:55.686007, 37.474874
Очаково-Матвеевское,Московский Патриархат / Патриаршее подворье
Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы возводится на территории Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Воспитанники Академии, золотой кадровый резерв нашей страны, смогут получить духовно-нравственное воспитание в лучших традициях нашего великого государства.
Участок находится на юго-западе Москвы, на пересечении Мичуринского проспекта и ул. Лобачевского, на территории парковой зоны, образованной на месте засыпанного склона и долины реки Очаковка. Участок вплотную примыкает к территории Академии ФСБ России.
Площадь участка - 0,61 га, площадь застройки - 953 кв.м, площадь благоустроуства территории - 0, 273 га. Общая площадь храма - 1280 кв.м: подземная часть - 522 кв.м, надземная - 758 кв.м. Высота - 57 м.
Храм крестово-купольный, столпообразный, с шатровой звонницей, возводится по индивидуальному проекту. Расчитан на 1000 человек. Несущие стены возводятся из кирпича. Стены храма будут окрашены в белый цвет, а пять глав покрыты золотом.
Вместе с храмом будет создана вся необходимая инфраструктура: административно-хозяйственные помещения, гостевая парковка. В Доме притча разместятся воскресная школа, трапезная.
Общая площадь дома причта - 588 кв.м.
На территории комплекса предусмотрена площадка перед входом в храм, а в границах отведенного участка за оградой - стоянка автомашин. Лицам с ограниченными способностями будет обеспечен доступ во все помещения.
http://www.200hramov.ru
Нижний придел в честь вмч. Георгия Победоносца
http://sobory.ru/article/?object=26460
Храм, который сможет вместить не менее 1000 прихожан, выполнен в стиле русской церковной архитектуры XV века. В прошлом году на нем установили 13 колоколов, самый большой из которых весит три тонны. Для отделки здания привлекли известных специалистов из Российской академии художеств, которые работали над воссозданием храма Христа Спасителя и Кронштадтского Морского собора. Иконы для храма написали афонские монахи, над отделкой трудятся специалисты, воссоздававшие храм Христа Спасителя
Верхний этаж будет украшен элементами византийской мозаики. Иконы для нижнего молитвенного помещения написали монахи русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
На территории храмового комплекса предполагается размещение фонтана, скульптур и даже яблоневого сада.
Новый храм станет одним из самых больших новых храмов в ЗАО, возведенных в рамках проекта «200 храмов ». Точная его площадь - 1280 кв.м, высота - 57 м. Проект внутреннего убранства разработали академики Российской Академии художеств А.А. Живаев и Е.Н. Максимов, которые трудились над воссозданием Храма Христа Спасителя.
31 июля 2012 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня на месте будущего тогда строительства.