Что такое второстепенные чл предложения 3. Будьте всегда в настроении

42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  • определение (и приложение как разновидность определения),
  • дополнение,
  • обстоятельство.

42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Виды определений:

  • согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.
  • несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

  • названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;
  • прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

  1. приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);
  2. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).

Раздельно, если

  1. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);
  2. приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);
  3. в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);
  4. первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Виды дополнений:

  • прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;
  • косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

  • обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого действия): прийти рано, работать с утра до вечера;
  • обстоятельство места (указывает на место действия или направление движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;
  • обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят три килограмма, пробежать триста метров:
  • обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия): смеяться громко, идти быстро;
  • обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия): посинеть от холода, не прийти из-за болезни;
  • обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать;
  • обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;
  • обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.

42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:

  • односоставные (с одним главным членом предложения),
  • двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).

Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Формировать представления о второстепенных членах предложения.
  • Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
  • Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
  • Совершенствовать орфографические навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Проверка правильной посадки.

Настроимся на хорошую работу.

Приветствую тебя, новый день! Мы так рад, что ты наступил! Это значит, что перед нами откроются новые пути к успеху во всех делах. Мы здоровы и полоны сил. Всё, что мы наметили на сегодня, обязательно сбудется. Мы начинаем день с ощущением счастья и уверенности. Мы твёрдо знаем, за что бы я ни взялись, у нас всё получится замечательно.

II. Чистописание.

Откройте тетради и запишите число и предложение “Классная работа.”

Назовите орфограммы.

Минутка чистописания:

Что нужно помнить, когда будем прописывать. (о наклоне и высоте букв)

Пропишите буквосочетания.

ов во ав ва ив ви ев ве яв вя ув ву ёв вё

III. Словарная работа.

Расшифруйте слово.

Что такое ветер?

Узнаем лексическое значение слова “ветер”.

Вемтер - движение, течение, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган, шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветримща: средний, слабый, тихий ветер или ветеромк, ветеромчек; по постоянству силы: ровный порывистый, шквалистый; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь, то есть круговой.

Виды ветров:

  • Муссон - периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом - с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
  • Пассаты - постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.
  • Местные ветры:
    • Бриз - тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором - морским.
    • Бора - холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину.
    • Фён - сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор на побережье или долину.

Есть ли польза от ветра? Что бы случилось, если бы ветра не было?

Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака). Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов). Вырабатывает электроэнергию. Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа. Помогал мореплавателям. Переносит семена растений и споры грибов.

Подберите имена прилагательные к слову ветер.

Поставьте ударение в слове.

Какую букву надо запомнить? Почему?

Как называются слова написание надо запомнить?

Проверьте безударную гласную.

Запишите слово ветер . Подчеркните ошибкоопасные буквы в слове, поставьте ударение.

Подберите однокоренные слова.

Вемтер, ветеромк, ветеромчек, вемтреная (погода), вемтряная (мельница).

Разберите слова по составу.

Что нужно помнить, при записи однокоренных слов?

Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.

IV. Проблемная ситуация.

  • Весна.
  • Дует лёгкий ветер.
  • Лёгкий.
  • Тают снега.

Исследуйте и докажите, какие из данных примеров являются предложениями?

Что называется предложением? (Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанные по смыслу .)

На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения )

Найдите подлежащее и сказуемое.

Решение проблемы: 1, 2, 4 – предложения, 3 – не предложение.

Доказательство:

1 – только из одного главного.

2 – состоит из главных и второстепенных членов

3 – только из второстепенных членов.

4 – состоит только из главных.

Что знаете о подлежащем?

Подлежащее - главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем “_____”

Что такое сказуемое?

Сказуемое - главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем “====”

Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)

Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.

Нужны ли второстепенные члены предложения?

Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения”

Цель: Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

VI. Открытие нового.

Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Дует лёгкий ветер.

Обозначьте орфограммы.

Найдите в предложении главные члены предложения

Слово “лёгкий”

Определение - второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?… , в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем “~~~~”

Грачи вьют гнёзда.

Обозначьте орфограммы.

Слово “гнёзда” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Дополнение - второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ”

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Светит ласково солнце.

Обозначьте орфограммы.

Найдите в предложении главные члены предложения.

Слово “ласково” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Обстоятельство - второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: “–. –. –”

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради.

По дорогам звонко бегут быстрые ручейки.

Обозначьте орфограммы.

Разобрать по членам предложения и частям речи.

Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

V. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа.

Прочитайте предложения. Какая тема объединяет предложения?

Подберите к слову весна имена прилагательные.

Это весна красивая, звонкая, нарядная. Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Новые звуки, краски, запахи дарит весна. Недаром поэты называют весну “утром года”.

Составьте предложения о весне.

Составьте cинквейн на тему “Весна”. (Звучит музыка)

Прочитайте cинквейн “Весна”.

VIII. Итог урока.

Подведём итоги урока. Какая тема урока?

Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема? (Необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.)

Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

IX. Домашнее задание.

  • Учебник О. В. Пронина, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “Русский язык” 3 класс с.133 упр.415

Литература.

1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

Справочный материал для 8 класса по теме

«Главные и второстепенные члены предложения»
Все члены предложения делятся на:

Главные Второстепенные
Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Приложение Обстоятельство


Главные члены предложения:


  1. Подлежащее - это главный член предложения , который обозначает то, о чём или о ком говорится в предложении, связанный со сказуемым и отвечающий на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего:


Способы выражения

Примеры

1. Имя существительное в именительном
падеже (или другая часть речи,
употребленная в значении
имени существительного)

Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)
Собравшиеся обсуждали повестку дня.

2. Местоимение в именительном падеже

Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.
(А. Пушкин)

3. Неопределенная форма глагола

Охранять природу - значит охранять Родину.
(К. Паустовский)

4. Фразеологизмы

В поле вышли от мала до велика.

5. Собственное наименование

Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь . (В. Арсеньев)

6. Синтаксически цельное словосочетание

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.
(М. Горький)

  1. Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он?

Сказуемое может быть простым и составным .

Сравните предложения:

Листья желтеют . (Простое глагольное сказуемое – ПГС )

Листья начинают желтеть . (Составное глагольное сказуемое – СГС )

Листья становятся жёлтыми . (Составное именное сказуемое – СИС )
ПГС состоит из одного слова , но может состоять и из двух, если


  1. Сложная форма будущего времени – буду рисовать

  2. Фразеологизм – бить баклуши


Неопределённая форма глагол

Вспомогательный глагол
СГС состоит из двух слов


Именная часть

Глагол-связка

СИС состоит из двух слов

Второстепенные члены предложения:


Член предложения

Признаки

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Второстепенный член предложения, который называет признак грамматического предмета (имени существительного), чаще всего подлежащего или дополнения.
2. Отвечает на вопросы Какой? Который? Чей?.
определение подчеркивается волнистой чертой.

Согласованное определение

1. Определение, которое согласовано с главным словом, то есть стоит в том же роде , числе и падеже. При изменении формы главного слова точно так же меняется и форма определения.
2. Согласованные определения бывают выражены прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными: красный цветок, увядший цветок, каждый цветок, пятый цветок.

Несогласованное определение

1. Определение, которое связано с главным словом не согласованием, а другими способами подчинительной связи : управлением или примыканием.
2. Бывают выражены:
1) управляемым, то есть стоящим в определенном падеже существительным, форма определения не меняется, когда меняется форма главного слова: платок в горошек > платка в горошек;
2) примыкающим прилагательным в сравнительной степени , наречием или глаголом в инфинитиве: кофе покрепче, кофе по–турецки, мечта учиться.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Согласованное определение, выраженное именем существительным, которое согласуется с главным словом в падеже , в формах рода и числа оно может совпадать или не совпадать с ним: Меркнут знаки зодиака над просторами села, спит животное собака (согласование в падеже, совпадение в числе и несовпадение в роде), дремлет рыба камбала (согласование в падеже и совпадение в роде и числе)
2. Отвечает на вопросы: Какой? Который?
3. При грамматическом разборе приложение подчеркивается волнистой чертой.

ДОПОЛНЕНИЕ

1. Второстепенный член предложения, обозначающий объект, с которым производится действие в предложении; в безличных предложениях и в пассивных конструкциях - субъект действия или состояния.
2. Отвечает на вопросы косвенных падежей (все, кроме И. п.)
3. Прямые выражены формой винительного падежа без предлога, косвенные – формами других косвенных падежей или винительным с предлогом: Я пишу письмо брату ручкой, Мне не смешно, Дом построен отцом.
дополнение подчеркивается пунктиром.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака.
2. Отвечает на вопросы: Как? Где? Почему? Зачем? и другие
3. По значению выделяются обстоятельства:
а) места: Сад был на горе;
б) времени: А поутру они проснулись;
в) причины: Сидим дома из-за дождя;
г) условия: При должном упорстве подготовиться к экзаменам можно;
д) уступки:При всем желании я вам не смогу помочь;
е) образа действия: Слониха–щеголиха так отплясывает лихо
ж) меры и степени: А она очень аппетитна, очень недурна
з) сравнения: Как все московские, ваш батюшка таков
4. При грамматическом разборе подчеркивается штрихпунктирной линией.

Вспомним:

Падежи:

Именительный – Кто? Что?

Родительный – Кого? Чего?

Дательный – Кому? Чему?

Винительный – Кого? Что?

Творительный – Кем? Чем?

Предложный – О ком? О чём?

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чем говорится в предложении.

В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Подлежащее - одно слово : 1) слова разных частей речи в предметном значении:- существительное в И. п.:Идет дождь . - местоимение-существиельное в И. п.:Я люблю осень .- прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:Бородатый оглянулся .- причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:Сидящий поднял голову .- наречие:Твои завтра мне надоели .

Междометие:По лесу разносилось «ау» . 2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:Десять не делится на три без остатка .3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться - дело нужное . 4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нем выносится суждение как о языковой единице: Иди - форма повелительного наклонения глагола; Не - отрицательная частица . Подлежащее - словосочетание : 1. Подлежащее - фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание: 1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ.) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе: Брат с сестрой вернулись порознь - ср.: Мать с ребенком ходила к врачу . 2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.: Прошло три года . Куча вещей скопилась в углу. . 3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.

От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно. 4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п.) с выделительным значением:Любой из них мог это сделать. 5) инфинитив + инфинитив / имя (объем такого подлежащего совпадает с объемом составного глагольного или составного именного сказуемого - см. далее):Быть грамотным престижно.

2. Подлежащее - фразеологизм :У него золотые руки.

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений. Сказуемое может быть простым и составным .

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называетсяпростым глагольным сказуемым . В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть глагольным и именным . Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы. Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение. Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности. В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение. Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Примечание:В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.Примечание:В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно , вносящие в сказуемое значение сравнения.

. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

определение (и приложение как разновидность определения),дополнение,обстоятельство.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?Виды определений:

согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.

несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;

прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);

приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река). - раздельно, если приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);

приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);

в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);

первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.Виды дополнений: прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;

косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

обстоятельство времени,обстоятельство места; обстоятельство меры и степени, обстоятельство образа действия; обстоятельство причины; обстоятельство цели; обстоятельство условия; обстоятельство уступки.