Что такое некоммерческая деятельность. Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Некоммерческие организации отличаются от целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками .

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов . Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать или участвовать в них.

Учреждение

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Некоммерческое организационное подразделение при государстве - НКОП при государстве, имеет в качестве основной цели своей деятельности, развитие и увеличение положительной энергетики направленной на достижение общепринятых, общественных благ. НКОП при государстве создаваться для достижения общедоступных социальных, благотворительных, культурных, образовательных, оздоровительных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных и материальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организационные подразделения не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, даже если данная деятельность направлена на достижение целей организации, тем самым исключаем факт коррупции и мошенничества, со стороны лиц уполномоченным в данной юрисдикции [назначенных физ. лиц на данные пост].

  1. Основы функционирования некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации (НКО) представляют собой организации, созданные с целью производства товаров и услуг. Статус НКО не позволяет им служить источником прибыли для их учредителей. Так, в Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей.

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:

    учреждение;

    общественная организация (объединение);

    потребительский кооператив;

    некоммерческое партнерство;

    автономная некоммерческая организация;

    объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. «О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет общественное объединениекак «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы:

    общественная организация;

    общественное движение;

    общественный фонд;

    общественное учреждение;

    орган общественной самодеятельности;

Учредительными документами НКО являются:

устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;

учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

Для регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются:

    заявление;

    учредительные документы;

    решение о создании организации;

    сведения об учредителях;

    документ об уплате государственной пошлины.

Исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

К компетенции органов управления НКО относятся:

    изменение устава;

    образование исполнительных органов;

    утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана.

Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.

Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ. Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Некоммерческие организации отличаются тем, что извлечение прибыли не является для них основной целью, а полученная прибыль не делится между участниками организации. Однако некоммерческие организации тоже занимаются предпринимательской деятельностью в пределах уставных целей.

К таким организациям относятся:

Потребительские кооперативы;

Общественные или религиозные организации (объединения);

Финансируемые собственником учреждения;

Благотворительные и иные фонды;

Другие организационно-правовые формы, предусмотренные законом.

В частности, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. введены две такие формы: некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация. Ст. 291 ГК РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме товарищества собственников жилья. Кроме того, существуют объединения работодателей, торгово-промышленная палата, товарная биржа и др.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовный и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Деятельностью некоммерческой организации признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика. Организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В отношении некоммерческих организаций действует принцип специальной правоспособности, т.е. они могут совершать лишь такие действия, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в уставе или другом учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Деятельность отдельных видов некоммерческих организаций регулируют: федеральные законы от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 15 июня 1996 г. "О товариществах собственников жилья" и др.

Потребительские кооперативы – это объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов (в изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами).

Паевой фонд создается за счет взносов участников и должен быть оплачен к моменту государственной регистрации кооператива либо полностью, либо в размере, предусмотренном законом для определенного вида кооперативов.

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и жилищно-строительные; гаражные; дачные; садоводческие товарищества; потребительские общества; общества взаимного кредита («кассы взаимопомощи»); общества взаимного страхования и др.

Потребительский кооператив создается в соответствии с разрешением его учредителей (членов) на основании устава, являющегося его единственным учредительным документом. В уставе наряду с общими сведениями должны также содержаться данные о порядке управления деятельностью кооператива, составе и компетенции органов управления, порядке принятия решений, размере и порядке внесения паевых взносов его членами и ответственности за просрочку, порядке покрытия понесенных кооперативом убытков.

Членами потребительского кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица. Потребительские кооперативы должны учреждаться не менее чем тремя лицами (для потребительских обществ в качестве учредителей требуется не менее 5 граждан и/или 3 юридических лиц). Они не могут создаваться одним учредителем или состоять из единственного участника (члена).

Управление потребительским кооперативом строится по общим для всех кооперативов принципам. Высший орган – общее собрание участников. В соответствии с уставом общее собрание имеет исключительную компетенцию:

Рассматривает любой вопрос деятельности кооператива;

Формирует исполнительные органы, в ведение которых входит решение всех вопросов, не отнесенных к компетенции общего собрания (председатель, правление, наблюдательный совет).

Каждый участник независимо от размера паевого взноса обладает одним голосом при принятии решений на общем собрании. Он вправе принимать участие в управлении делами кооператива, в том числе в составе исполнительных органов, а также получать в пользование часть кооперативного имущества, пропорциональную своему паю. Член кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив стоимость своего пая, а в предусмотренных законом и уставом кооператива случаях и иные выплаты. Он вправе также продать, передать по наследству или иным образом произвести отчуждение своего пая и тем самым выйти из числа участников кооператива. Пай может быть разделен между несколькими лицами (в частности, наследниками умершего члена) лишь в случаях, прямо предусмотренных законом и уставом кооператива (нельзя, например, разделить пай, связанный с использованием однокомнатной квартиры, земельным участком меньше 0,06 га).

Обязанности члена потребительского кооператива: оплата вступительного, паевого и иных взносов; покрытие за счет дополнительных взносов убытков кооператива; иные обязанности (например, по отработке определенного времени при создании объектов кооперативной собственности).

За невыполнение обязанностей пайщик может быть исключен из кооператива по решению общего собрания (которое может быть обжаловано в судебном порядке).

Потребительские кооперативы реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Особым основанием реорганизации или ликвидации является полное внесение паевых взносов за предоставленные в пользование объекты, поскольку это обстоятельство влечет возникновение права собственности на это имущество и соответственно прекращение этого права для кооператива (дом, гараж, земельный участок и т.п.).

В такой ситуации потребительский кооператив должен быть преобразован в иной потребительский кооператив (по совместной эксплуатации объекта) или в другую форму некоммерческой организации (товарищество собственников жилья) либо ликвидирован.

Общественные организации. К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам.

В крупных общественных организациях юридическими лицами могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные званья (в этом качестве не вправе, однако, выступать советы, правления и иные руководящие органы таких организаций).

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем трех граждан. В числе учредителей и участников могут быть другие общественные организации – юридические лица.

Учредительным документом общественной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. В уставе помимо общих сведений должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления (органы этого юридического лица и их компетенция), источники образования имущества.

Общественные организации вправе создавать другие некоммерческие, а также коммерческие организации или быть их участниками. Такие коммерческие организации должны заниматься деятельностью, которая соответствует целям общественной организации. Полученные доходы должны идти на достижение уставных целей общественной организации.

Общественные организации должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям.

Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами и несут равные обязанности, за нарушение которых могут быть исключены из организации. Высшим органом организации является ее съезд или общее собрание участников, которые избирают исполнительные органы и имеют исключительную компетенцию, определенную законом и уставом (все сделки от имени организации подлежат предварительному одобрению ее коллегиального органа, в противном случае они могут быть признаны недействительными).

Общественные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Остаток имущества организации, образовавшийся в результате ее ликвидации, подлежат направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их отсутствии – на цели, определенные решением суда.

Религиозные организации. Они являются разновидностью общественных организаций. Это объединения граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающие соответствующими этим целям признаками. К ним относятся: наличие вероучения и религиозной догматики; совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний; проповедническая деятельность (религиозное обучение, воспитание и иные формы распространения вероучения).

Религиозные организации могут выступать в виде: общин, монастырей, братств, миссий и т.п.

Учреждения. Это организации, созданные собственниками для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учредители-собственники несут неограниченную дополнительную ответственность по долгам учреждения.

К числу учредителей относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения, науки, здравоохранения, культуры, спорта и др. В зависимости от учредителей они могут быть и публичными, и частными.

Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного и зарегистрированного устава или положения, а иногда – общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида.

В уставе определяются задачи и цели деятельности учреждения, его структура, порядок управления, права и обязанности должностных лиц, порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности, ведения учета и отчетности, ликвидации и реорганизации и другие вопросы. Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Учреждения обычно финансируются собственниками по смете.

Учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (это должно быть отражено в уставе или положении). Эти доходы поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной деятельностью учреждения.

Учреждение не вправе создавать другие юридические лица, т.е. это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника.

В отличие от всех других видов юридических лиц, учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность из собственников-учредителей. Поэтому они не могут быть объявлены банкротом.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации).

Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Фонды. Это некоммерческие организации, не имеющие членства, основанные для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

Участие фондов в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для этих целей имущество аккумулируется с помощью добровольных пожертвований (взносов).

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих сведений должны содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами (чтобы не изменить статус фонда вопреки воле его учредителей). Такие изменения могут вноситься этими органами только в случаях, прямо предусмотренных уставом, а при отсутствии таких указаний – только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий.

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица, так и публично-правовые образования (последние не могут быть учредителями благотворительных фондов, т.е. в этом случае публичное имущество использовалось бы нецелевым образом). Учредителями фонда не могут быть лица. Которые организуют и затем руководят его деятельностью. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности инее обязаны это делать.

Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей либо иных авторитетных в общественном мнении лиц должен быть создан попечительский совет. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц.

В фонде образуется коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом. Сделки от имени фонда подлежат предварительному одобрению попечительского совета фонда.

Для пополнения своего имущества фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Последняя обязана служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь в качестве «компании одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками. Для достижения своих целей фонды могут создавать и некоммерческие организации.

Фонды реорганизуются по решению учредителей или назначенного ими попечительского совета по общим правилам. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц.

Закон предусматривает особый порядок ликвидации фондов. Ликвидация происходит по основаниям, указанным в законе, а не в уставе, и допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке. Остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства.

Ассоциации, союзы. Это некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

В отличие от объединений холдингового типа, данные объединения, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, главным образом цели координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов.

Они воздаются на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации (однако коммерческие и некоммерческие организации не могут совместно друг с другом создавать ассоциации и союзы). Закон не устанавливает минимально необходимого числа участников таких организаций. Одно и то же юридическое лицо может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав. В первом из них определяются цели объединения и условия участия в нем, а во втором – статус самого объединения. В учредительных документах должны содержаться сведения, определяющие объем и характер специальной компетенции объединения, основной предмет его деятельности, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия ими решений, порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Высшим органом объединения является общее собрание участников (их представителей). Исполнительные органы образуются общим собранием из числа физических лиц (должностных лиц) или представителей участников.

Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Доходы от такой деятельности используются только на нужды объединения.

Права члена ассоциации (союза):

Участвовать в управлении делами объединения на равных правах с другими членами;

Безвозмездно пользоваться услугами ассоциации (союза);

Беспрепятственно выйти из объединения.

Обязанности члена ассоциации (союза):

Уплачивать членские и иные взносы;

Участвовать в выплате долгов ассоциации (союза) пропорционально взносу в ее имущество (эта обязанность сохраняется в течение двух лет после выхода из объединения).

За неисполнение обязанности уплачивать взносы участник может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников.

Новые члены принимаются в объединение по единогласному решению его участников, причем на них может быть возложена дополнительная ответственность личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента их принятия.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество или товарищество.

Остаток имущества после ликвидации ассоциации (союза) передается для использования на цели, определенные в ее уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между учредителями объединения.

Некоммерческие партнерства. Это некоммерческие организации, созданные для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности (достижения некоммерческих целей).

Некоммерческие партнерства – объединения граждан и юридических лиц (в том числе коммерческих организаций). Главную особенность некоммерческого партнерства составляет возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации этой организации часть ее имущества.

Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут (но не обязаны) заключить учредительный договор, становящийся в этом случае вторым учредительным документом партнерства. В этих документах должны содержаться сведения о характере и целях деятельности партнерства, условиях членства в нем, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, об источниках формирования имущества и о порядке распределения его остатка после ликвидации партнерства.

Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, но партнерство в любом случае не может быть создано одним лицом.

Высшим органом партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание постоянно действующего органа (типа наблюдательного совета). В партнерстве обязателен единоличный исполнительный орган, образуемый его высшим органом, а в случаях. Предусмотренных уставом, возможно создание и коллегиального исполнительного органа (правление, директорат и т.п.).

Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со своим уставом. Оно может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Права членов партнерства:

Участвовать в управлении делами;

Получать информацию о деятельности партнерства;

Свободно выйти из партнерства, получив часть его имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в собственность партнерства, за исключением членских взносов (если иное не следует из закона или учредительных документов);

Получать часть остатка имущества пропорционально своему взносу в имущество партнерства при его ликвидации и др.

Обязанности членов партнерства:

Вносить взносы в имущество;

Другие предусмотренные учредительными документами обязанности.

Партнерства реорганизуются и ликвидируются по общим правилам.

По единогласному решению учредителей оно может преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию. Закон не предусматривает преобразование партнерства в коммерческую организацию.

Автономные некоммерческие организации. Это учрежденные на основе добровольных имущественных взносов некоммерческие организации, имеющие целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам. Они не имеют членства и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т.п.). От учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на передаваемое им учредителями имущество.

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица. Закон не исключает здесь и единоличного учредительства.

Учредительным документом является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно и заключение учредительного договора.

В уставе указываются предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ликвидации организации.

В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший орган, имеющий исключительную компетенцию. В него включаются как учредители, так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной организации (или коллегиальным, если он предусмотрен уставом).

Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием деятельности организации ее уставным задачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми организацией, только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию либо в фонд, но не в коммерческую организацию. Остаток ее имущества после ликвидации используется в соответствии с указаниями устава.

Товарищество собственников жилья. Товариществом собственником жилья признается организация, созданная на началах членства гражданами или иными собственниками жилья для совместного использования находящихся в их общей собственности объектов недвижимости, обслуживания принадлежащих им жилых помещений.

Товарищество организуется не менее чем двумя домовладельцами, в качестве которых могут выступать не только граждане, но и иные собственники жилых помещений – юридические лица, публично-правовые образования.

Правовой статус товарищества собственников жилья определяется его уставом. Устав принимается на общем собрании домовладельцев большинством голосов присутствующих домовладельцев или их представителей.

Закон РФ «О товариществах собственников жилья» определяет права и обязанности.

В частности, товарищество имеет право:

Заключать договоры на управление, обслуживание, эксплуатацию общего имущества;

Организовывать собственное домоуправление для обслуживания недвижимого имущества в кондоминиуме;

Определять бюджет товарищества;

Устанавливать размеры платежей, сборов, взносов для каждого домовладельца в соответствии с его долей участия;

Выполнять работы и оказывать услуги членам товарищества;

Пользоваться кредитами банка;

Иметь в собственности помещения в кондоминиуме;

Продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду оборудование, инвентарь и другие материальные ценности;

Предоставлять в пользование или ограниченное пользование объекты общего имущества какому-либо лицу или лицам;

Получать в бессрочное пользование или приобретать в собственность земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек;

Ряд других прав.

Товарищество собственников жилья обязано:

Обеспечивать выполнение требований Закона «О товариществах собственников жилья», иных законодательных и правовых актов, а также устава товарищества;

Выполнять принятые на себя договорные обязательства;

Обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества;

Обеспечивать соблюдение интересов членов товарищества при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, распределения между домовладельцами издержек по содержанию и ремонту общего имущества;

Ряд других.

Органами управления товариществом являются общее собрание и правление.

Общее собрание членов товарищества является его высшим органом управления и создается в порядке, установленном уставом товарищества, созывается один раз в год. Внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе правления, членов товарищества, обладающих 10 % голосов и более от общего числа голосов в товариществе, а также по требованию ревизионной комиссии и органа местного самоуправления.

К исключительной компетенции общего собрания относится:

Внесение изменений и дополнений в устав;

Решение о реорганизации и ликвидации товарищества;

Принятие решения об отчуждении, о сдаче в аренду, залоге или передаче иных прав на имущество товарищества домовладельцам или третьим лицам, предоставлении сервитутов или иных прав пользования общим имуществом в кондоминиуме;

Принятие решения о приобретении, строительстве, реконструкции, возведении хозяйственных построек и других сооружений, ремонте недвижимого имущества;

Принятие решения о получении заемных средств, включая банковские кредиты;

Определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества.

Решения по перечисленным вопросам принимаются большинством в две трети голосов от общего числа членов товарищества. По остальным вопросам решения принимаются простым большинством от числа присутствующих на собрании.

Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется его правлением, избранным общим собранием. Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Участники товарищества обладают правом голоса пропорционально доле принадлежащих им жилых помещений, если иное прямо не предусмотрено уставом товарищества. Членство в товариществе обусловлено правом собственности на соответствующее жилое помещение. Участник не может быть исключен из товарищества. В случае нарушения им обязанности по уплате взносов в имущество товарищества он должен возместить товариществу причиненные этим убытки.

Хозяйственная (предпринимательская) деятельность товарищества строго ограничена рамками эксплуатации и ремонта общей помещений и оборудования, а полученный от нее доход идет на общие нужды и не распределяется между участниками.

Товарищество собственников жилья реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. В отличие от кооперативов, закон не предусматривает для такого товарищества возможности его преобразования в иной вид юридического лица.

Торгово-промышленная палата – это негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. ТПП – это самостоятельное юридическое лицо. Оно может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для уставных задач палаты. Полученная прибыль между членами палаты не распределяется. По своим долгам ТПП отвечает всем своим имуществом. Члены палаты по ее обязательствам не несут никакой ответственности.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

Оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

Содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей хозяйства и предприятий;

Организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

Содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в РФ, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

Оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

Содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

Принимают меры в рамках предоставленных им прав к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

Содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

Обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

Выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров РФ.

Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей, на территории одного или нескольких субъектов РФ, а также на территории других административно-территориальных образований. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Учредителей палаты должно быть не менее пятнадцати. Они созывают учредительный съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимают устав и образуют руководящие органы торгово-промышленной палаты. Членами палаты могут быть любые российские предприятия и индивидуальные предприниматели, а также организации, их объединяющие.

Со дня принятия устава учредители торгово-промышленной палаты в месячный срок подают заявление для ее государственной регистрации, которая осуществляется органами юстиции.

Деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации и ликвидации. Решение по данному вопросу принимается высшими руководящими органами палат. Имущество ликвидированной ТПП после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.

Торгово-промышленные палаты имеют право:

Осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики и т.п.;

Представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;

Оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании объектов промышленной собственности, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

Проводить экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;

Вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров в предпринимательской деятельности;

Организовывать международные выставки;

Создавать, реорганизовывать и ликвидировать в РФ и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;

Издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;

Самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда;

Открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;

Образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;

Поддерживать прямые международные контакты и заключать соответствующие соглашения;

Осуществлять иные полномочия.

Объединение работодателей. В соответствии с Законом от 27.11.02 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» указанное объединение является формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей и созданной в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления.

В отличие от союзов (ассоциаций), в объединении работодателей могут состоять как коммерческие, так и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.

Виды объединений работодателей:

Общероссийское объединение работодателей (создается общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ);

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей (создается работодателями, которые должны осуществлять свою деятельность не территории более половины субъектов РФ и с ними должно состоять в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности);

Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей (создается работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляет свою деятельность на территориях не менее двух субъектов РФ);

Региональное объединение работодателей (создается работодателями (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ);

Региональное отраслевое объединение работодателей (создается работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ);

Территориальное объединение работодателей (создается работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляет свою деятельность на территории одного муниципального образования);

Территориальное отраслевое объединение работодателей (создается работодателями отрасли и осуществляет свою деятельность на территории одного муниципального образования).

Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей, которыми могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Учредительным документом объединения работодателей является устав, который должен определять:

1) наименование объединения работодателей;

2) цели и задачи объединения работодателей;

3) место нахождения объединения работодателей;

4) порядок управления объединением работодателей;

5) права и обязанности членов объединения работодателей;

6) условия и порядок приема в члены объединения работодателей и выхода из него;

7) источники формирования имущества объединения работодателей;

8) порядок внесения изменений в устав объединения работодателей;

9) структуру, порядок создания и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений;

10) порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателя полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров.

Права объединения работодателей:

Формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

Отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

Наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

Вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные сними экономические отношения и затрагивающие права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

Принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

Проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

Получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

Другие права, предусмотренные уставом объединения работодателей.

Обязанности объединения работодателей:

Вести коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

Выполнять заключенные соглашения;

Предоставлять своим членам информацию о заключенных соглашениях и тексты этих соглашений;

Предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимым для ведения коллективных переговоров в целях заключения соглашений и контроля за их выполнением;

Осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

Содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями – членами объединения;

Оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

Исполнять иные обязанности, предусмотренные уставом объединения.

Права членов объединения работодателей:

Участвовать в формировании органов управления объединения работодателей;

Вносить на рассмотрение органов управления предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений;

Участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений;

Получать от объединения работодателей помощь в решении трудовых и других связанных с ними вопросов;

Свободно выходить из объединения работодателей;

И другие.

Обязанности членов объединения работодателей:

Выполнять требования устава объединения работодателей;

Соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Нарушение или невыполнение взятых на себя обязательств влечет ответственность в порядке, установленном законодательством и соглашениями, заключенными объединением работодателей.

Выход работодателя из объединения не освобождает его от ответственности за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в объединении.

Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных этими соглашениями.

При выходе из объединения работодателей его члены не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения работодателей.

Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляется на основании соответствующего решения вышестоящего органа управления объединения работодателей, а также в случаях, установленных федеральными законами.

Товарная биржа – это объединение (на началах членства) предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров. Товарные биржи служат для организации оптовой торговли, осуществляемой между предпринимателями, но сами обычно являются некоммерческими организациями. С их помощью заключаются и исполняются сделки, приносящие доход, однако сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников.

Товарная биржа создается коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10.

Членами биржи не могут быть:

Служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;

Предприятия, учреждения, организации, если их руководители (их замы или руководители обособленных подразделений) являются служащими данной биржи;

Высшие и местные органы государственной власти и управления;

Банки, страховые и инвестиционные компании и фонды;

Общественные, религиозные и благотворительные объединения;

Физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членство на бирже дает право:

Участвовать в биржевой торговле;

Участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей;

Получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи.

Учредительным документом биржи является ее устав. В нем должно быть определено:

Структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;

Размер уставного капитала;

Перечень и порядок формирования постоянных фондов;

Максимальное число членов биржи;

Порядок приема в члены биржи, приостановка и прекращение членства;

Права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;

Порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Высшим органом управления биржи является общее собрание членов. Доля каждого участника в уставном капитале не может превышать 10 %.

Среди участников биржи различаются полные и неполные члены. Первые имеют право на участие в биржевых торгах во всех се5кциях биржи и соответствующее число голосов на общих собраниях биржи и ее секций. Вторые вправе участвовать в биржевых торгах лишь в определенных секциях и имеют определенное число голосов на общем собрании биржи и на собрании ее соответствующей секции.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.

Виды биржевых сделок:

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

Сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

Другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленных в правилах биржевой торговли.

Биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) или заключения договора с банком или кредитным учреждением об организации расчетного (клирингового) обслуживания.

Наше общество регламентируется законами государства. Любая организация должна иметь юридический статус, согласно ГК РФ. Но что делать, если вы решили организовать общество не ради получения прибыли, а по патриотическим или благим побуждениям? Такую организацию тоже нужно . Чем отличаются некоммерческие организации от коммерческого предпринимательства, каковы цели создания и характеристика, а также примеры – все это рассмотрим подробнее ниже.

Понятие и формы

Не каждый читатель понимает, что такое НКО и чем занимаются его члены.

К НКО относят более десяти правовых форм. Вот несколько самых популярных:

  1. . Создается из добровольно вступивших юридических лиц или граждан. Цель создания: удовлетворение материальных и прочих нужд каждого члена кооператива. Потребительский или товарищеский кооператив может иметь некоторые признаки производственного, но основное отличие – это его некоммерческий интерес. Пример: жилищный кооператив «Бест Вей» в Санкт-Петербурге, где каждая семья является членом организации и вносит долю от цены будущей собственности ежемесячно. Раз в год закупается недвижимость для нескольких членов кооператива. Цель: приобрести жилье в рассрочку в более короткий срок.
  2. Организации, связанные с религией или общественными идеями. Это лица, объединившиеся добровольно, основная цель которых – удовлетворение духовных или нематериальных интересов. Например: Новосибирская городская общественная организация «Христианское вещание». Цель ее создания: поддержка и объединение христианских семей.
  3. Фонды. Согласно ст. 123.17 ГК РФ, фондом может считаться группа юридических лиц или граждан, которые на добровольных началах вносят некую сумму в общий «кошелек» для благотворительного использования на социальные, культурные и прочие нужды. Например: Фонд помощи детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Цель создания: сбор средств в помощь больным детям.
  4. Учреждения. Это НКО, цель создания которых – управление в социально-культурной или иной сфере. Собственник частично или полностью финансирует проект. Например: некоммерческое учреждение культуры «Серебряный волк». Добровольная дружина в г. Москве. Основные задачи: поддержание порядка и культуры на улицах города.
  5. Союзы или ассоциации юрлиц. Создаются с целью координировать предпринимательскую или иную деятельность либо защищать интересы общества. Например: Консультативная группа «Альпийский ветер». Цель создания: объединение юристов для оказания услуг населению в сфере правовых вопросов.

Основные цели образования НКО регламентируются законом РФ № 7-ФЗ . Цели могут быть различны, основное же – это создание без материальной выгоды в дальнейшем для членов НКО и социальная направленность. Это означает, что учредители компании должны иметь общую идею и преследовать одну цель, которая не принесет им доход.

Цели могут быть различны, основное же отличие от коммерческих компаний – это создание без материальной выгоды в дальнейшем для членов НКО и социальная направленность.

Как работают некоммерческие компании

Образуются НКО только в определенных формах, которые регламентируются законом РФ. Поэтому возможности некоммерческой компаний не безграничны. Функционируют НКО самостоятельно, как юридически независимые субъекты, но имеют свои особенности.

На балансе компании имеется материально-хозяйственная часть, но основной капитал формируется из , или . НКО так же, как коммерческая организация, отвечает за свои обязательства , которое является ее собственностью. Но особенности функционирования отличаются от коммерческих организаций своей . Собственники не стараются получить выгоду для личных благ. Все функции выполняются ради идейной, религиозной или социальной цели.

Цели своей деятельности НКО выражает программными проектами. Программный проект некоммерческой компании направлен на осуществление определенной миссии или социальной цели. Основные требования к НКО – прибыль, полученная компанией, должна направляться по целевому назначению. Например: если производится сбор средств для лечения детей от рака, деньги должны быть направлены на счета клиник, где проходят лечение маленькие пациенты, или на оплату медикаментов.

Не всегда прибыль некоммерческой организации не делится между ее владельцами. К исключениям относятся потребительские кооперативы. Они могут делить прибыль согласно плану, например, вкладчики вносят некую сумму в месяц, общий взнос делится между семьями, которые первые в очереди на приобретение жилья. Поэтому, согласно п. 3 ст. 1 ФЗ о НКО, это требование на них не распространяется.

Но деятельность таких организаций осуществляется согласно специальным документам, например закону № 193-ФЗ о сельхозкооперации.

Некоммерческим организациям разрешается заниматься , если вырученные деньги идут в общий фонд и направляются на цели, которые указаны в программных проектах. Многие НКО вынуждены заниматься предпринимательством, так как вырученные деньги поддерживают их «на плаву». Если необходимо расширить коммерческую деятельность, то НКО имеют право участвовать в хозяйственных обществах, даже если цели вашей компании и ХО не совпадают.

Некоммерческим организациям разрешается заниматься предпринимательством, если вырученные деньги идут в общий фонд и направляются на цели, которые указаны в программных проектах.

В отличие от коммерческих компаний, некоторые формы НКО могут осуществлять свою работу без регистрации. В этом случае НКО не является самостоятельным юридическим субъектом. То есть не имеет собственности и не вправе проводить сделки от своего имени, участвовать в судебных разбирательствах.

Не ко всем формам НКО, в отличие от коммерческих компаний, может применяться . Это регламентируется ФЗ от 26.10.02 «О несостоятельном банкротстве» . При ликвидации имущество НКО не делится между всеми участниками.

НКО могут создаваться как на неопределенный срок, так и на промежуток времени, пока не будет достигнута запланированная цель. Остальными функциями НКО не отличается от коммерческой компании. Для осуществления некоторых видов деятельности необходимо также получать лицензию.

Документация и финансирование

Контроль внутренних средств НКО осуществляется согласно . Это основной и самый важный документ для некоммерческой компании. Его утверждают высшие органы , они же могут вносить в него изменения. На отдельные проекты составляются сметы, которые отражаются в финансовом плане. Самая распространенная форма финансового плана – бюджет. За рамки бюджета некоммерческая организация выйти не может.

Практически НКО используют несколько видов бюджета:

  1. Текущий. В плане отражены расходы и доходы, намеченные на текущий год, объединены проекты и сметы по ним.
  2. Заявки на контракты и гранты. Бюджет составляется по одному проекту, источников финансирования может быть несколько.
  3. Учет наличных средств. Это кратковременный бюджет, который составляется на непродолжительный срок. Учитывает передвижение наличных средств: зарплаты, оплата счетов.
  4. Планирование . В этом бюджете отражаются средства, которые не имеют целевого названия. Применяется для крупных расходов, например при приобретении имущества.

Бюджет составляется бухгалтером и НКО и утверждается на общем совете. Это основной управленческий документ НКО. Так же, как в коммерческой компании, в НКО составляется , в котором прописываются права и обязанности всех участников проекта (). Устав НКО и финансовый план необходимы при регистрации НКО. В отличие от коммерческих организаций прибыль участники компании не получают, поэтому сдается в виде сметы, где доход покрывает расход.

Отчетная документация сдается в виде сметы, где доход покрывает расход.

Кто финансирует проект?

Источниками финансирования некоммерческой компании могут являться следующие вливания:

  • Вклады от учредителей (единовременные или постоянные).
  • Взносы и пожертвования членов НКО.
  • Прибыль от предпринимательской деятельности (оказание услуг, товары, работы).
  • Проценты от вкладов – дивиденды.
  • Любые другие финансовые вливания, не запрещенные законами РФ.

Чаще всего финансовые поступления формируются за счет членских взносов участников НКО либо в виде добровольных пожертвований. Размер членских взносов должен указываться в учредительной документации НКО. Крупные суммы от учредителей могут быть внесены в определенные проекты или на достижение конкретной цели. Нецелевые взносы тоже допустимы.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что внести сумму сможет любой желающий гражданин, а не только участники НКО. Пожертвованием считаются не только деньги, но и передача НКО от граждан вещей и других форм собственности. Государством виды пожертвований никак не ограничиваются.

Например, знаменитый певец Александр Малинин в качестве пожертвования передал фонду «Подари жизнь» квартиру в Москве. Недвижимость перешла в собственность НКО и используется в качестве бесплатного временного жилья для иногородних родителей, чьи дети находятся на лечении в онкологическом центре Москвы.

Полученные средства НКО должно на 80% потратить на запланированные цели. Это прописывается в уставе компании. В конце года составляется смета.

Заключение

Организовать НКО несложно, так как некоторые формы необязательно регистрировать. Но, если вы решили создать общество, которое будет являться юридическим лицом и обладать его правами и обязанностями, стоит собрать документы. Для регистрации необходимо подготовить устав, список учредителей, паспорта и финансовый план вашей компании. Прибыль от вашей деятельности должна уходить на расходы, которые направлены на достижение социальной или религиозной цели. указываются в смете, которую прикладывают к декларации о доходах.