Быстро покрасить батареи. Чем и какой краской покрасить батареи отопления

Незаменимым элементом дома являются батареи отопления. Если краска на них выцвела и вздулась, то едва ли они украсят дом. При наличии свободных средств старые батареи можно заменить новыми. Но, если осуществление такой значительной покупки не представляется возможным, то можно просто перекрасить батареи. Для этого применяется специальная краска.

В чем состоит задача краски? Она призвана защитить поверхность батарей от коррозии, придать им желаемый оттенок цвета и улучшить их внешний вид. В прошлом трубы и батареи окрашивали исключительно в белый цвет. В наше время все изменилось, и красить батареи можно в любой желаемый цвет . В статье речь пойдет о выборе краски для батарей отопления, а также технологии их последующей покраски.

Инструмент и красящий состав

Итак, для покраски поверхности радиаторов вам понадобится такой инструмент:

  • нож для удаления облупившейся краски;
  • наждачная бумага, специальная смывка или металлическая щетка для удаления старой краски;
  • набор малярных кистей разных размеров;
  • ветошь для очищения поверхности от пыли и грязи;
  • валик небольшого размера, для того чтобы покрасить батареи между ребрами.

К краскам и эмалям, предназначенным для окрашивания батарей, предъявляются определенные требования. Они должны защищать металл от коррозии, не желтеть с течением времени и выдерживать высокие температурные режимы.

Таким требованиям соответствует несколько видов эмалей:

  1. Водно-дисперсные акриловые краски долго сохраняют цвет, не имеют резкого неприятного запаха, быстро сохнут.
  2. Алкидные эмали прочны, выдерживают до +90° C, устойчивы к истиранию. Недостаток состава в том, что он обладает резким запахом, который удерживается достаточно долго после окрашивания. Кроме того, со временем цвет желтеет, а низкокачественная алкидная эмаль даже трескается.
  3. Акриловые краски на основе растворителей обладают влагостойкостью, имеют красивую глянцевую фактуру. Цвет покрытия сохраняется в первоначальном виде долгое время. Этим типом эмали можно пользоваться даже без нанесения грунтовки. Для регулирования вязкости состава используется растворитель.

В прошлом популярностью пользовались масляные краски. Сегодня же такие красящие составы используются крайне редко, ведь рынок предлагает большой ассортимент специальных эмалей, которые разработаны специально для окрашивания радиаторов. Кроме того, масляные краски желтеют, отличаются резким неприятным запахом, и что еще хуже, уменьшают теплоотдачу поверхности, подвергающейся окрашиванию.

Выбор цвета эмали для радиаторов

Белый цвет радиаторов – это традиционное решение. Но, если вас это не устраивает, и вы хотите отличиться, то батареи можно покрасить в иной цвет. Отличное решение – покрасить их в соответствующий стенам цвет. Не менее эффектный вариант – покрасить батареи в соответствии с гаммой цветов, преобладающих в интерьере. В таком случае отопительные элементы будут менее заметными, не будут привлекать к себе излишнее внимание.

Некоторые мастера, напротив, превращают батареи в шедевр искусства. Они наносят на радиатор мелкие рисунки. Это могут быть цветы и листики, узоры елочкой, геометрические фигуры. Главное, не переусердствовать и выдержать идею. Стильно будут смотреться радиаторы в цвете серебра или бронзы. Они отлично подходят для интерьеров в классическом стиле.

Дети любят яркие и насыщенные цвета. При окраске батарей в детской комнате стоит отказаться от стереотипных взглядов. Батарея может быть веселой, например, раскрашенной в цвета радуги, в виде частокола с нарисованными цветами, бабочками и стрекозами.

Подготовка радиаторов к покраске

Перед тем как приступать к покраске радиаторов, их нужно соответствующим образом подготовить. Дело в том, что если покрасить необработанную поверхность, то она быстро утратит привлекательность. Кроме того, неровные места будут выступать из-под покрашенного слоя. Со временем в этих местах появятся трещины.

Продумайте, каким способом снять старую краску и сколько расходных материалов приобрести.

Удаление старой краски

Существуют 2 способа удаления краски:

  • химическими растворителями,
  • металлической щеткой.

Металлическую щетку вставляют в дрель. Это позволяет эффективно и быстро удалить старое покрытие. Отлично справиться с задачей можно и при помощи смывочных растворов.

Химические растворители, предназначенные для смывки старой краски на батареях, воздействуют только на слой краски, не разрушая при этом металлическую поверхность.

Чтобы не причинить вреда здоровью, необходимо соблюдать технику безопасности. Рекомендуется надевать респиратор, чтобы защитить дыхательные пути. К тому же необходимо проветривать помещение. Смывочный раствор наносится при помощи кисти на всю поверхность батареи. После этого ее нужно покрыть пленкой. Примерно по истечении часа краску удаляют шпателем.

После того как слои краски будут сняты, поверхность нужно окончательно зачистить. Старайтесь, чтобы она была максимально ровной. Этот этап занимает время и силы, но это того стоит, ведь чем ровнее поверхность батареи, тем она гармоничнее впишется в интерьер. После завершения подготовительных работ следует обезжирить радиатор. Для этого можно использовать соду или уайт-спирит. Следующий шаг заключается в нанесении антикоррозийной грунтовки.

Бывают ситуации, когда батареи отопления нужно перекрашивать, несмотря на то, что они новые. До этого также необходимо провести подготовительные работы. Сюда входит удаление пыли и грязи, зачистка поверхности наждачной бумагой и последующая обработка растворителем.

Снятие краски при помощи смывки:

Технологический процесс покраски батарей

Красить радиаторы следует в теплый сезон, когда отопление отключено. А иначе на отдельных участках краска высохнет очень быстро, из-за чего она ляжет неровно, образуются потеки.

Сегодня рынок предлагает покупателям краску, которая предусмотрена для нанесения на горячие батареи. Однако при несоблюдении рекомендаций эмаль тоже ляжет неровно.

Если нет возможности полностью отключить отопление, то хотя бы сбавьте температуру на радиаторе, который собираетесь покрасить. Если вы проживаете в квартирном доме, где работает централизованное отопление, то вам придется перекрыть подачу горячей воды, сделать это можно самостоятельно или обратиться за помощью в ЖЭК.

Защитите пол от возможного загрязнения. Для этой цели можно расстелить бумагу на пол или ткань, можно газету. Если вы используете для покраски батарей кисточки, важно, чтобы они имели мягкую щетину. Одна из кисточек должна быть прямой, другая – изогнутой. Это позволит покрасить труднодоступные места. Заменить изогнутую кисточку можно маленьким валиком. Результат будет таким же.

Краска наносится вначале сверху радиатора, движения должны быть направлены вниз. В первую очередь необходимо окрасить внутреннюю поверхность батареи, после этого наружную. Это позволит избежать окрашивания рук и, следовательно, одежды. Эмаль наносится в 2 слоя. При этом второй наносится только после полного высыхания первого. Таким образом, гарантируется гладкое и равномерное глянцевое покрытие.

Окрашивать батареи можно при помощи баллончика или краскопульта. Для удобства в этом случае лучше снять батарею. Это позволит равномерно окрасить труднодоступные места.

Окраска баллончиком, наполненным термостойкой краской, осуществляется очень качественно и быстро. Если у вас ограничено время, то это лучший вариант.

Важно следовать инструкции по применению, которая написана на упаковке. Таким образом достигается наилучший результат. Главное правило при покраске баллончиком заключается в том, чтобы выполнять зигзагообразные движения в направлении сверху вниз. Расстояние от окрашиваемой поверхности до баллончика приблизительно 30 см. Чтобы не испачкать стены, их можно заклеить пленкой.

Правильно применяя рекомендации по окраске и оформлению радиаторов, можно украсить свое жилище уникальным дополнением к дизайну интерьера. Если у вас возникли вопросы по теме, то пишите комментарии к статье. Специалисты, работающие на сайте, предоставят вам исчерпывающие ответы.

Видео

Быстрый способ превращения старой чугунной батареи в антикварное чудо:

Радиаторы отопления или, проще говоря, батареи являются неотъемлемой частью интерьера большинства домов. Но неприглядный внешний вид этих агрегатов способен напрочь испортить любой ремонт. Их полная замена далеко не всегда оправдана, а вот самостоятельная покраска радиаторов и труб отопления способна радикально изменить ситуацию, причем за приемлемые деньги. Сегодня мы будем говорить о том, как своими руками покрасить батареи и какие составы для этого использовать.

Радиаторы и конвекторы

В некоторых городских квартирах в свое время устанавливались так называемые конвекторы. Это металлические трубы с частым и тонким, как правило, алюминиевым оребрением. Так вот такие отопительные приборы вообще не красятся, по причине того, что тонкие пластины при окрашивании значительно теряют проектные характеристики теплоотдачи.

По технологии в комплект бытовых конвекторов обязательно должен входить защитный, съемный металлический кожух. Вот как раз его то и можно красить. Хотя если сказать честно, КПД у старых отопительных приборов подобной конструкции оставляет желать лучшего и по большому счету их желательно вообще заменить.

Чаще всего вопросом как покрасить радиатор отопления, озадачены владельцы классических чугунных батарей. Ведь такие агрегаты изначально реализуются не окрашенными. Не говоря уже о тех батареях, которые стоят по нескольку десятков лет и обросли поистине вековыми наслоениями краски.

Современные биметаллические, алюминиевые или медные радиаторы, как правило, покрывают высококачественным порошковым напылением еще на заводе. И здесь речь о перекрашивании может идти, только если батарею серьезно поцарапали или человек пожалел денег и купил низкосортный товар с некачественным покрытием.

Такое иногда случается с китайскими батареями. О том, как красить радиаторы отопления из цветного металла мы также будем говорить.

Несколько слов о выборе краски

Решив придать своим батареям достойный вид, первый вопрос который возникает у нормального хозяина это чем покрасить радиаторы отопления? Ведь эти агрегаты эксплуатируются в экстремальных условиях и не каждая краска для них подойдет.

Совет: Предложений на рынке сейчас достаточно. На большинстве подобных составов прямо указывается, что они предназначены для радиаторов и труб отопления. Если такой пометки нет, то сопроводительная инструкция должна содержать данные о термостойкости краски, причем верхний порог должен быть не ниже 100ºС.

  • На мой взгляд, самым оптимальным вариантом являются краски на основе. В линейке есть 2 основных направления, акриловые и акрилатные. Если вас интересует глянцевое сияющее покрытие, то нужно брать акрилатную краску, в состав которой входят растворители.

Под нее не нужно будет грунтовать основу, но резкий запах при высыхании здесь обеспечен. Акриловые краски на водно-дисперсной основе практически не пахнут, но на финише вы получите матовое покрытие;

  • Алкидные составы хороши только в случае, когда вас интересует темная палитра цветов. Дело в том, что при использовании белых или светлых алкидных красок, есть риск того, что они со временем пожелтеют;

  • Не стоит сбрасывать со счетов классику жанра, а именно . Конечно палитра цветов здесь не такая шикарная, как у выше упомянутых вариантов, плюс сохнуть она будет не менее суток. Зато цена у составов на масляной основе более чем доступная. Что же касается эксплуатационных характеристик, то качество такого покрытия проверено годами.

Важно: как показывают лабораторные исследования, при окрашивании чугунной батареи масляной краской ее теплоотдача возрастает на 3–4%. А вот составы содержащие свинец или алюминий, хоть и незначительно, но снижают теплоотдачу.

Подготовка и окрашивание радиатора

Если сказать честно, то подготовка к покраске зачастую забирает гораздо больше времени и сил, нежели непосредственно окраска радиаторов отопления. Но если вы хотите получить достойный конечный результат, то без тщательной подготовки здесь не обойтись.

Подготовка основы

Если не брать в расчет вариант покупки новой чугунной батареи, то прежде чем красить радиаторы отопления их желательно очистить от наслоений старого покрытия. Пойти здесь можно двумя путями.

В идеале, конечно, желательно полностью очистить поверхность до чистого металла. Но если по каким-либо причинам это невозможно, то следует правильно обработать старую краску, дабы на нее ровно легла новая.

Менее трудоемким способом снятия старого покрытия является использование химически активных смывок. Их сейчас много, в качестве примера можно назвать Б52, АСЕ, СП-6 и масса им подобных.

Это гелеобразная жидкость, которая наноситься кистью на батарею. О технике работы с ними писать нет смысла, для этого есть инструкция. Мы дадим лишь один совет — после обработки накрыть агрегат полиэтиленом.

На отслоение краски может уйти от 15 минут до нескольких часов, данный параметр указывается на этикетке. По истечении этого времени вам нужно будет взять щетку с металлическим ворсом и счистить все наслоения.

В некоторых источниках люди советуют для снятия краски воспользоваться шпателем. Но поверьте в батарее столько кривых «закоулков» что скрести ее ровным шпателем, вам придется долго.

Смывка конечно вещь хорошая, но не спешите сразу бежать за ней на рынок, в данном способе есть несколько «подводных камней», о которых скромно умалчивают производители этого товара.

  • Далеко не все радиаторы, сделанные из цветных металлов, равнодушно относятся к химически активным соединениям. Согласитесь, обидно будет, если после снятия краски вы обнаружите, что смывка вступила в реакцию с металлом и на поверхности вашей гладкой батареи образовались нелицеприятные раковины. А в случае с тонкостенными изделиями, мощный химикат может вообще испортить радиатор;
  • Подобные жидкости штука весьма вредная и остро пахнущая. Поэтому работать с ними можно только в хорошо проветриваемой комнате и лучше в респираторе;
  • Часто можно слышать, что чугунным и стальным радиаторам современные смывки не страшны. Это действительно так. Но мало кто упоминает о том, что при сборке старых батарей в качестве уплотнения раньше использовалась пенька. Пенька делается из конопли или льна, соответственно разъедается химией очень быстро.

Батарею вы покрасите, но когда вы ее включите, вода может брызнуть со всех соединений. В этом случае можно посоветовать перебрать весь радиатор и поставить полимерные прокладки или отказаться от смывок.

Когда краска удалена, гладкие поверхности, будь то сталь алюминий или медь, желательно зачистить наждаком, таким образом, вы избавитесь от глубоких царапин. Тереть шершавый чугун наждаком работа неблагодарная и по большей части бессмысленная. Здесь лучше воспользоваться жесткой металлической щеткой.

Совет: сейчас на рынке продается масса металлических щеток выполненных в виде разнообразных насадок на болгарку или электродрель. С их помощью можно без всяких смывок, довольно быстро счистить любую краску с любой поверхности. Только с цветными металлами работать нужно без фанатизма, дабы не протереть дыру.

После очистки поверхности ее нужно обезжирить и прогрунтовать. Для этих целей прекрасно подходит недорогой отечественный грунт ГФ-021, кстати, для отечественных составов серий «МА» и «ПФ» это идеальный вариант. Цена на современные зарубежные аналоги, такие как АСЕ, Dulux или Sigma, значительно выше, но если вы берете дорогую, качественную краску, то имеет смысл потратиться.

Некоторые виды грунта обладают антикоррозийным воздействием. Но если вы хотите на долгие годы защитить свою батарею от коррозии, то для этого существуют огнезащитные краски по металлу Полистил, а также электропроводная краска ZINGA. Они предотвращают ржавление металла за счет покрытия его тонкой цинковой пленкой (так называемая холодная оцинковка).

Хотя далеко не всегда стоит полностью снимать старое покрытие. Если краска только потеряла блеск и привлекательность, но не потрескалась и держится достаточно прочно, имеет смысл красить прямо по ней. Вам нужно лишь хорошо ее вымыть и ошкурить наждаком для лучшего сцепления с новым слоем. После чего батарею следует обезжирить и можно красить.

Среди специалистов до сих пор не утихают споры о том, нужно ли грунтовать ошкуренную поверхность старого слоя. Я считаю, что в случае, когда речь идет о заводском порошковом напылении, грунт нужен. А если батарея красилась самостоятельно в кустарных условиях, то можно обойтись и без него.

Важно: тем, кто решает красить поверх старого слоя следует учесть, что первые 3 слоя никак не отражаются на уровне теплоотдачи, а вот каждый последующий слой, снижает эту самую теплоотдачу в среднем на 1%.

Теперь поговорим о технике окрашивания

Некоторые советуют демонтировать батарею и спокойно красить ее со всех сторон. Теоретически это верно, но на практике люди, дающие такие советы, видимо никогда не пытались в одиночку своими руками снять с навесов стандартный чугунный радиатор МС-140, который чаще всего встречается в наших домах. Вес одной пустой секции такого «баяна» колеблется в районе 7кг, плюс, если вы его уроните, чугун может лопнуть.

Что же касается легких современных биметаллов, то вариант демонтажа вполне возможен, но имеет ли смысл его делать, решайте сами. На мой взгляд, если со стороны стены часть батареи останется плохо прокрашенной, ничего военного не произойдет. В любом случае ее там никто не увидит.

Сам процесс окрашивания не представляет абсолютно никакой сложности и доступен даже дилетанту. Из инструмента вам понадобится пластиковая кюветка (емкость под краску с полем для обмакивания кисти или валика) и пара небольших кисточек. Для работы по прямым поверхностям используется обычная кисть шириной порядка 3 – 4 см. А вот для окрашивания труднодоступных мест следует приобрести кисть с длинной, искривленной ручкой.

Совет: перед работой кисти нужно будет как следует распушить. Это делается, чтобы выпали все плохо прикрепленные волоски.

Дальше все элементарно просто. Завешиваете стену за батареей и застилаете пол под батареей старыми газетами или лучше полиэтиленом. После чего, наливаете краску в кюветку, обмакиваете кисть и начинаете красить.

Дабы не испачкаться, начинать нужно с «закоулков» внутри радиатора, причем все работы выполняются сверху вниз, чтобы скрыть неизбежные потеки.

Важно: батареи, как и большинство подобных изделий, окрашиваются не менее чем двумя слоями, не считая грунта. Даже если вы работаете поверх старой краски, через один слой прогалины издалека будут просвечиваться. Причем каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего.

Но в данном случае, гораздо проще оставить в покое кисти и работать краскопультом или аэрозольными баллончиками. Во-первых, краска ложится ровно и без разводов. А во-вторых, намного удобнее доставать внутренние труднодоступные поверхности.

Только если речь идет о профессиональном краскопульте, то краску нужно будет разбавить десятью процентами соответствующего растворителя. Единственная проблема здесь в том, что обойдется такой вариант несколько дороже.

Можно ли красить горячие батареи

Данный вопрос интересует очень многих нетерпеливых домовладельцев. Спрос настолько велик, что некоторые фирмы начали выпускать товар который может наноситься на горячую поверхность.

Я вам однозначно заявляю, что красить горячие батареи нельзя. И практически все специалисты, с которыми мне приходилось общаться, поддерживают мое мнение.

Основных причин здесь несколько:

  • Не считая акрилового состава на водно-дисперсной основе, все остальные краски делаются на остро пахнущих и весьма вредных растворителях. Попадая на горячую поверхность, эти растворители в десятки раз быстрее испаряются. А чтобы проветрить, вам придется среди зимы открыть настежь окна и держать их в таком положении несколько часов;
  • А если вы возьмете акриловый состав на водно-дисперсной основе, то запаха, конечно, не будет, но он будет сохнуть в течение нескольких секунд. По сути сразу после того, как вы проведете кистью. Качественно и без разводов нанести покрытие в таких условиях практически не реально;
  • В конце концов, существует технология, и если предусмотрено, что состав должен высыхать в течение, к примеру, 5 – 7 часов, то нужно дать ему это время. В результате нарушения технологии неизбежно изменятся и характеристики самого покрытия. Не стоит после этого удивляться тому, что краска через год облупилась или пожелтела.

Вывод

Покраска радиаторов и труб отопления дело не хитрое, но как видите, нюансов здесь хватает. На фото и видео в этой статье мы подобрали сопутствующую информацию по данной теме. Если же у вас возникли вопросы, то оставляйте их в комментариях, мы постараемся помочь.


Покраска батарей — несложный казалось бы процесс, обладающий множеством технологических нюансов, от соблюдения которых зависит итоговое качество нанесенного покрытия. Также ряд требований выдвигается к используемым лакокрасочным материалам, которые мы детально разберем в данной статье.

Вы узнаете, чем красить трубы отопления и как правильно это сделать своими руками. Будут рассмотрены разновидности ЛКМ, особенности их нанесения и технология снятия старого лакокрасочного покрытия.

Краска для радиаторов — разновидности и рекомендации по выбору

Краска для батареи отопления должна соответствовать трем простым требованиям: выдерживать температуру 90 градусов, обеспечивать защиту радиатора от коррозии и не менять своего цвета в процессе эксплуатации. Данным критериям полностью соответствую специальные лакокрасочные составы. Также можно рассматривать универсальные эмали имеющие температурный максимум в 60 0 , однако учитывая, что в большинстве сетей централизованного отопления температура выше данной отметки не поднимается, этот недостаток не критичен.

Первый вопрос при выборе — какой состав брать, матовый или глянцевый? Учитывайте, что если поверхность радиатора имеет изъяны (неровности, сколы), то при использовании глянцевой краской все они вылезут наружу, даже при покрытии в несколько слоев. Матовая краска для радиаторов же не делает недостатки такими видимыми, однако в процессе эксплуатации она может посереть (особенно яркие светлые оттенки), так что большинство профессиональных маляров предпочитают использовать глянцевые ЛКМ.

Избежать проблем с подчеркиванием недостатков поверхности батарей при использовании глянцевых красок можно выравнивая ямки и сколы с помощью шпаклевки. Тут подойдут обычные эпоксидные или полиэфирные составы, которые нужно наносить на предварительно покрытый слоем грунтовки металл — это кропотливая процедура, однако результат стоит того.

Рассмотрим разновидности ЛКМ, с применением которых может осуществляться покраска батарей:

  • алкидные и акриловые эмали;
  • масляные краски;
  • порошковые составы.

Наиболее распространенным вариантом является алкидная эмаль. Это обширная группа красок, изготавливающихся на разных основах:

  • эмали на органических растворителях (ПФ-115, Песто);
  • эмали на кремний-органической основах — специальные термоустойчивые составы, способные выдерживать температуры до 650 градусов;
  • водные акриловые эмали — можно использовать лишь краски, в составе которых отсутствует мел, предпочтительно с титановым пигментом.

Характерной особенностью алкидных эмалей является едкий запах, которых исчезает спустя 5-6 часов после нанесения. Также покрасить батарею можно молотковой эмалью (одна из разновидностей алкидных составов), образующей после высыхания рельефную поверхность. Естественная неровность молотковых ЛКМ скрывает изъяны поверхности радиатора, благодаря чему отпадает необходимость в ее выравнивании штукатуркой.

Акриловая эмаль — краска, образующая после высыхания поверхность, тактильно и внешне напоминающую пластик. К преимуществам акриловых составом относится их долговечность — покрытие отлично держится на металле, хорошо моется и не выцветает.

Рекомендуем использовать ВД-АК-1179 — это достаточно дорогая но качественная краска (650 руб/л), которую нужно наносить на загрунтованную поверхность. Время промежуточного высыхания — 2 часа, остаточного — 24 часа. Состав выдерживает температуру до +110 градусов. Если вам нужна краска для батарей отопления без запаха, то смотрите в сторону таких марок как «Композит», «Дюфа», «Триора» — это составы отечественного производства, обладающие оптимальным соотношением цена/качество.

В промышленных условиях для окрашивания алюминиевых и биметаллических радиаторов широко используются порошковые краски — сухой порошкообразный пигмент, наносящийся на поверхность специальным пистолетом. При этом окрашиваемой конструкции сообщается отрицательный заряд, а частицам краски — положительный. За счет их разницы пигмент равномерно распределяется по поверхности металла. После нанесения происходит полимеризация порошка в специальной камере, где поддерживается высокая температура либо имеется ультрафиолетовое излучение (зависит от типа краски).

В домашних условиях покрасить батарею отопления порошковым составом у вас не получится ввиду отсутствия требуемого оборудования и условий, сделать это можно обратившись в мастерскую, специализирующуюся на покраске автомобилей.

1.1 Какую смывку лучше использовать?

Окраска труб отопления и радиаторов начинается со снятия старого лакокрасочного покрытия, что можно сделать с помощью наждачной бумаги либо использовав специальное смывающее средство, что будет гораздо быстрее и качественнее.

Такие средства именуются «смывкой», они имеют гелеобразную консистенцию и наносятся на поверхность с помощью кисти либо деревянной лопатки. Также существуют смывки в виде аэрозолей, однако при работе с ними необходимо заклеивать смежные с батареей поверхности.

Технология использования смывки достаточно простая — наносим одинаковым по толщине слоем гель, выжидаем указанное в инструкции время и очищаем размягченную краску механическим способом (шпателем либо щеткой). В конце остатки старого покрытия смываются водой.

1.2 Мастер класс по окрашиванию радиаторов отопления (видео)

2 Окраска батарей отопления — пошаговая инструкция

Если вы решили покрасить батарею отопления своими руками, руководствуйтесь простым правилом — лучше нанести 2-3 тонких слоя краски, нежели один толстый. При этом первый слой никогда не покроет поверхность идеально равномерно, а чрезмерное количество краски на кисточке может обратиться потеками и наплывами, устранить которые даже при частичном высыхании крайне сложно.

Правильно наносить по небольшому количеству краски за один мазок, при этом ее нужно тщательно растирать по поверхности. Первоначально нужно покрыть внутренние плоскости радиатора, что удобнее всего делать посредством специальной кисти с изогнутой ручкой. Покраска начинается сверху-вниз на крайнем участке батареи.

По завершению окрашивания внутренних слоев можно приступать к наружным поверхностям в том же направлении — сверху-вниз, что позволяет избежать образования потеков. Когда первый слой полностью нанесен, выжидаем время необходимое для его частичного высыхания (конкретное время указано на этикетке ЛКМ, обычно это не более 20 минут) и аналогичным образом покрываем радиатор вторым и третьим слоем.

Если правильно положить первый слой не получилось, и на поверхности присутствует потеки и наплыви, после того как краска высохла их можно зашкурить мелкозернистой наждачной бумагой.

По идентичной технологии осуществляется покраска труб отопления. Однако учитывайте, что красить приборы во время отопительного периода обычными эмалями нельзя, для этого предназначены специальные составы «горячего» нанесения, которые стоят значительно дороже.

Необходимость в окрашивании батарей отопления возникает в нескольких случаях: если требуется маскировка царапин и мелких сколов, нужно устранить следы монтажа, для поддержания единого стиля в интерьере. Чтобы результат оправдал ожидания, необходимо учесть множество нюансов, касающихся как подготовки основания, так и выбора и нанесения красящего состава.

Требования, предъявляемые к краске для батарей

Чтобы элементы отопления на протяжении многих лет имели привлекательный внешний вид, при выборе краски следует учитывать такие требования:

  • Состав должен обладать высокой термостойкостью (не ниже +80°С): не изменять цвет и не отслаиваться при нагревании.
  • Быть не токсичным.
  • Обладать устойчивостью к истиранию.
  • Обеспечивать антикоррозионную защиту.

Решая, чем красить батареи отопления, вы должны понимать, что от правильности выбора состава будет зависеть, насколько надежно защищена система отопления от коррозии, а также соответствие внешнего вида радиатора концепции интерьера.

Виды красок для батарей отопления

  • Алкидные эмали.

Данные составы отличаются высокой устойчивостью к разного рода воздействиям, способны выдерживать нагрев свыше +100°С. В качестве основы выступает алкидный лак, кроме того имеются наполнители, антисептические добавки и пигменты. В роли наполнителя может быть гранитная или мраморная крошка, песок мелкого помола. Для разбавления краски используют уайт-спирит. Алкидные эмали обладают малым теплопоглощением, высокой адгезией, износостойкие и экономичные. К недостаткам составов можно отнести неприятный запах, возникающий в процессе нанесения. После высыхания состава он исчезает.

Алкидные эмали чаще всего используют для окрашивания батарей отопления, расположенных на кухне, потому как они обладают высокой устойчивостью к действию моющих средств. Ими можно покрывать радиаторы, которые окрашивались ранее. Алкидная эмаль совместима с большинством красочных материалов, надежно защищает от коррозии, обеспечивает батареям яркий насыщенный цвет. Сегодня можно приобрести глянцевый и матовый вариант.

  • Вододисперсионные краски.

К их преимуществам относят простоту нанесения, быстрое высыхание и долговечность. Водно-дисперсионный состав представляет собой эмульсию, состоящую из масла и воды, пигментов, антисептических и укрепляющих реагентов, наполнителей. В роли связующего вещества выступает латекс. Водоэмульсионный состав прекрасно заполняет все поры, является паропроницаемым. Для окрашивания радиаторов и трубопроводов лучше выбирать вариант, предназначенный для проведения наружных работ. Он характеризуется высокой устойчивостью к истиранию, прекрасно ложится, не имеет агрессивного запаха.

  • Акриловые эмали.

Состоит акриловая эмаль из смолы, органических растворителей, наполнителей и пигментов. Наличие специальных добавок позволяет надежно защитить металлические конструкции от коррозии. Состав не имеет запаха, при нагревании не меняет цвет и не утрачивает глянцевый блеск. Акриловые эмали способны выдерживать нагрев свыше +100°С, поэтому их используют для окраски стальных батарей. Не меньшей популярностью пользуются они и в обработке чугунных радиаторов. В сравнении с алкидными составами акриловые эмали характеризуются более высоким качеством. Благодаря высокой влагостойкости их используют в помещениях с повышенным уровнем влажности.

  • Масляные краски.

Данные составы производятся на основе олифы. В сравнении с акриловым вариантом они менее тепло- и износостойкие, урывисто накладываются. При этом по стоимости они практически в 2 раза дешевле акриловых красок, обладают высокой адгезией к железу и дереву. Перед нанесением смесь разводится растворителем (скипидаром или уайт-спиритом).

Если вы выбрали краску отечественного производства, в роли грунтовки может выступать состав ГФ-021. Он прекрасно сочетается с эмалями МА и ПФ. Если предпочтение было отдано зарубежным аналогам, грунтовку и краску лучше приобретать от одного производителя.

В выборе цвета состава следует использовать специальный каталог RAL. Это позволит подобрать вариант, который идеально впишется в интерьер помещения.

Наиболее популярные марки красок для радиаторов отопления

  • Миллертемп. Антикоррозионный состав, нанесение которого не требует предварительной грунтовки основания. Он предназначен для обработки любых металлических поверхностей. Способен выдерживать нагрев до +600°С без утраты своих качеств. Выпускается в алюминиево-матовом и угольно-сером цвете.
  • Элементфарг Алкид. Краска шведского производства также исключает необходимость предварительного грунтования. Может использоваться как в роли подготовительного слоя перед нанесением других составов, так и в качестве финишного покрытия. Радиаторы, окрашенные Элементфаргом, способны выдержать нагрев до +100°С.
  • Хайцкорперлак. Это алкидная эмаль характеризуется высокой кроющей способностью, однако предусмотрена для нанесения исключительно на холодные батареи отопления.
  • Радиатор Пейнт. Эмаль голландского производства, способная выдерживать нагрев до +90°С, не меняя цвета. На сегодняшний день это один из самых востребованных вариантов для покраски элементов систем отопления.

Большим спросом пользуют составы, содержащие металлическую пудру, а также термостойкие лаки и эмали на водной основе. Решая, чем лучше красить батареи отопления, важно подобрать вариант, который предназначен непосредственно для того металла, из которого выполнены элементы системы. Иначе адгезия может быть недостаточной, и радиатор покроется пузырями.

Чугунные батареи продолжают пользоваться большой популярностью.

Это можно объяснить их надежностью, долговечностью, способностью длительное время сохранять тепло. Поэтому, делая ремонт, хозяева квартир не стремятся избавиться от чугунных радиаторов, а пытаются их обновить и даже превратить в декоративный элемент. Как это сделать? Учитывая разнообразие специальных радиаторных красок, лучший выход — это покраска чугунных батарей. Но следует обратить внимание на ее техническое состояние: если появились пятна ржавчины между секциями или на заглушках, присутствуют множественные сколы или батарея совсем старая и плохо справляется со своей основной функцией, имеет смысл подумать об установке нового чугунного радиатора. К тому же из всех отопительных приборов он самый доступный по цене.

Покраску радиатора отопления нужно осуществлять в свободный от отопления сезон.

В случае, если предстоит покраска новой батареи, сделать это лучше до ее подключения, так как неустановленные радиаторы красить удобнее. Если возможно, то старые батареи надо сначала демонтировать, а затем покрасить. Чтобы хорошо покрасить уже установленные радиаторы, следует помнить, что они обязательно должны быть холодными. Если покраска проводится во время отопительного сезона, необходимо отключить батареи от подачи горячей воды. При отсутствии такой возможности необходимо отложить покрасочные работы до окончания отопительного сезона, так как на горячую поверхность краска ложится неравномерно и образует потеки.

Для того чтобы покрасить батареи, необходимы следующие инструменты и материалы:

  • наждачная бумага крупнозернистая;
  • щеточка для очищения от пыли;
  • малярные кисти: плоская и специальная радиаторная для окраски труднодоступных участков;
  • грунтовка для металлических поверхностей, соответствующая характеристикам краски;
  • специальная краска, предназначенная для радиаторов.

Если батареи ранее были окрашены, и старая краска плохо держится на поверхности или сильно облупилась, стоит ее снять до основания. Так же надо поступить и в том случае, если имеется значительное количество слоев старой краски, так как при этом возможно уменьшение теплоотдачи от радиаторов. Тогда к списку инструментов и материалов надо добавить:

  • химическое средство для смывки старой краски;
  • шпатель или острый нож.

Выбор краски для радиаторов

Красить батареи надо специальными красками, которые отвечают определенным требованиям. Они должны быть устойчивы к высоким температурам, не подвергаться коррозии и не изменять цвет в процессе эксплуатации. Чаще всего для окраски радиаторов применяются следующие виды покрытий:

  1. Алкидные эмали. Обладают большой устойчивостью к истиранию, выдерживают нагревание до 90°С. Но они долго сохнут, обладают резким запахом и токсичны, поскольку производятся на основе органических растворителей. К тому же часто желтеют и в некоторых случаях могут давать трещины.
  2. Акриловые эмали на основе водных растворителей. Они практически не имеют запаха, безопасны для человека. Высыхают в течение 40 минут и сохраняют цвет вплоть до следующего окрашивания. Наносить их необходимо только на прогрунтованную поверхность, которая препятствует контакту водного растворителя с металлом, из-за чего через слой краски может проступить ржавчина.

  1. Прежде всего окрашиваемую поверхность необходимо хорошо подготовить. Если есть необходимость, то удаляется старая краска при помощи растворителя и шпателя. Далее поверхность радиатора зачищается наждачной бумагой, тем самым удаляются все неровности и создается шероховатый слой, улучшающий прилипание новой краски. После этого надо при помощи мягкой кисточки тщательно удалить всю пыль.
  2. На очищенную поверхность батареи наносится слой грунтовки, которая соответствует характеристикам применяемой краски. Обычно эту информацию можно найти в инструкции по применению покрытия либо подобные рекомендации дает продавец специализированного магазина.
  3. После полного высыхания грунтовки можно приступать к нанесению декоративной эмали. Красить необходимо всю батарею полностью, не оставляя неокрашенных мест, которые могут в дальнейшем стать причиной коррозии на всей поверхности. Сначала длинной радиаторной кистью окрашиваются внутренние и труднодоступные места, а затем эмаль наносится на наружную поверхность батареи при помощи плоской малярной кисти. Покраска должна производиться сверху вниз, чтобы избежать образования потеков.
  4. Рекомендуется наносить краску в два слоя. При этом второй накладывается только после полного высыхания предыдущего слоя. Чтобы получить более ровную поверхность, надо стараться делать слои как можно тоньше.
  5. Чтобы не испачкать краской стену, находящуюся за батареей, можно закрыть ее картоном или пластиком.
  6. Когда батарея покрашена, подключать ее к отоплению можно только после полного высыхания краски.

Разнообразить интерьер и придать батарее декоративный вид можно путем тонировки традиционной белой эмали. Можно замаскировать радиатор под цвет стены или выбрать металлические оттенки — под золото, серебро или медь. Необычно смотрятся батареи, окрашенные с применением эффектов перламутра, хамелеона или под дерево. Часто на батареи наносится рисунок или орнамент различной сложности. Следуя вышеперечисленным рекомендациям, можно придать батареям красивый вид и сохранить его на долгое время.