Велосипедная вилка. Велосипедные вилки

Велосипедная вилка является исполнительным органом, за счет которого передается управляющее усилие на колесо. Через вилку происходит корректировка движения, а также за счет ее конструкции обеспечивается стабилизация колеса. Велосипедная вилка принимает на себя удары при передвижении от дорожных неровностей, а также толчки при торможении. Такой элемент должен обладать высокими амортизационными свойствами, чтобы реакции сил от дорожного покрытия не выбивали руль из рук. Вилка - это продолжение рамной конструкции велосипеда, они подбираются от условий эксплуатации.

Конструкция вилок

Bилка должна обладать высокой жесткостью на кручение и изгиб. С этой целью вилки изготавливаются из стали с низким содержанием углерода. Такой способ производства позволяет обеспечить необходимую прочность детали и сохранить ее минимальный вес. Чем меньше масса вилки, тем легче управляется велосипед. Некоторые производители добавляют в состав стального сплава легирующие компоненты, что позволяет избежать образования коррозии на детали и повысить ее прочность и жесткость. Также распространенным материалом изготовления детали является алюминий.
При эксплуатации все вилки должны отвечать техническим требованиям:

  • Вилки эксплуатируются в широком диапазоне температур;
  • Имеют минимальную массу и толщину;
  • Материал изготовления детали обладает высокой стойкостью к коррозии;
  • Вилка не разрушается под воздействием химических реагентов;
  • Обладает минимальным коэффициентом линейного расширения.

Типы велосипедных вилок

Все вилки подразделяются на следующие типы:
1. Жесткие или сплошные вилки;
2. Амортизирующие.
В первом случае вилка устанавливаются на скоростные и легкие велосипеды, которые передвигаются по ровному и качественному дорожному покрытию. Такой тип вилки обладает малым весом. Эксплуатация вне дорог общего пользования либо велосипедных дорожек исключается, потому что вилка может погнуться. Поскольку вилка жесткая, то рабочим демпфирующим телом является шина, которая за счет своей жесткости и поперечной эластичности гасит толчки.

Амортизирующие вилки используются, преимущественно, для езды вне дорог. Внедорожная эксплуатация требует наличия в вилке амортизирующего элемента, рабочим телом в которой может являться масло, воздух, пружины, а также специальные технические жидкости. Такая конструкция позволяет быстро гасить колебания от дорожных неровностей, сохранить устойчивость и управляемость велосипеда. Амортизирующие вилки состоят из двух частей: тела вилки и амортизирующего элемента. Основное назначение вилок препятствовать передаче ударов от дорожного покрытия на руль, а также быстро гасить возникающие колебания. Такие вилки отличаются большим весом, что затрудняет их использование на хороших и ровных дорогах. Поскольку в вилке есть демпфирующий элемент, то при передвижении с высокой скоростью она будет раскачиваться, что создает дискомфорт и затруднит управляемость.

Виды амортизирующих вилок

С жесткими вилками все просто, они имеют сплошной корпус и могут незначительно отличаться только толщиной и формой ног, но амортизирующие вилки отличаются по рабочему телу:
. Пружинно - масляные вилки. Такая конструкция самая надежная и долговечная из всех видов вилок. Она отлично сглаживает неровности, а также используется для выполнения различных трюков, при которых значительные нагрузки передаются на вилку. Рабочим телом является пружина и масло. Такое сочетание позволяет быстро снизить амплитуду колебаний и не допустить ее передачу на орган управления.
. Воздушно - масляные вилки подходят для круглогодичной эксплуатации. Обладают небольшим весом, но и диапазон нагрузок на них ограничен, потому что их жесткость меньше, чем у первого типа.
. Вилки с использованием воздуха в качестве рабочего тела. Отличаются простой и эффективной конструкцией. Принцип работы основывается на заполнении вилки воздухом, который затем и является демпфирующим элементом. Такая вилка очень мягкая за счет используемого рабочего тела.
. Вилки с пружинами. Такая конструкция отличается большим весом и жесткостью. Пружины позволяют эффективно передвигаться по большим подъемам и глубоким ямам.
. Пружинно - эластомерные вилки. В них рабочим телом являются пружины и полиуритановый демпфер. Такие вилки являются эффективной и дешевой конструкцией. Некоторые компании производят вилки, в которых пружина выполнена только в одной ноге.


Особенности выбора вилок

Для выбора велосипедной вилки необходимы ознакомиться с описанием детали на сайте, а также необходимо понимать условия, при которых вы собираетесь ее эксплуатировать. Также все вилки предназначены для установки на колеса определенного диаметра. Выбор типа и вида вилки зависит и от используемой на велосипеде тормозной системы: обычной либо дисковой. При выборе вилки необходимо учитывать все факторы.
Не стоит забывать, что любой велосипедной вилкой необходимо ухаживать и выполнять ее техническое обслуживание: менять масло, чистить от пыли и грязи, своевременно заменять сальники и уплотнители. Тогда вилки будут служить долго.

Успев вдоволь накататься, любой велосипедист захочет что-то изменить в своем велосипеде, и передняя вилка – один из главных претендентов на такой апгрейд.

А зачем её вообще менять? Хороший и резонный вопрос. Ведь стандартная тоже хорошо работает, пружинит, смягчает удары – как ни крути, лучше, чем в “Украине” или “Аисте”. А новая вилка стоит просто запредельных сумм денег, сравнимых со стоимостью бюджетного велосипеда.

Среди всех причин купить хорошую вилку стоит выделить одну действительно важную. Хорошая вилка будет полезней для вашего здоровья. На небольших неровностях она лучше демпфирует удары, а значит, нагрузка на суставы и шею будет меньше, вы будете меньше уставать после поездки, да и просто добавится комфорта. На серьезных неровностях хорошая вилка будет прижимать более надежно колесо к грунту, а это снижает риск потерять управление и упасть с велосипеда. Что, хоть и косвенно, тоже скажется на вашем здоровье.


Из других плюсов хорошей вилки стоит отметить более высокую надежность (меньше риска, когда едете по сложной трассе), меньший вес (что ощутимо, когда нужно нести велосипед), более быстрая работа (особенно ощутимо на очень плохих дорогах) и правильно продуманная жесткость (уже упомянутый комфорт).

К смене вилки также подтолкнет ваш любимый производитель велосипедов. Ведь если вы не заплатили несколько тысяч долларов за свой велосипед, то с ним в стоке идет не самая хорошая вилка. Потратив 600 долларов на байк, глупо ожидать там хорошую вилку за 500, ведь остальной велосипед тоже нужно за что-то собирать. А если вы покупаете себе первый велосипед, то очень наверняка, что вы не потратите больше тысячи долларов, а поэтому вилка там будет не очень классная.


Допустим, вы решились на покупку новой вилки, и сразу после этого возникает много вопросов, на которые непросто найти ответы.

Какой ход вилки нужен?

Желательно такой-же, как был. Как правило, это 100 мм, хотя иногда случается 120 мм или 75 мм (или 63 мм в совсем печальных случаях). Ставить вилку с иной длиной хода можно, но нужно хорошо понимать, чем закончится такое изменение геометрии байка.

Какая пружина лучше?

Как правило, все склоняются к воздушному амортизатору, но при этому нужно быть готовым к регулярному сервису такой вилки (подкачка специальным насосом). Стальная пружина может быть надежней в ряде случаев, но с ней могут быть проблемы при подборе (если ваш вес сильно отличается от стандартных 70 кг).

Нужна ли блокировка вилки?

Эта настройка полезна в первую очередь тем, кто планирует брать участие в соревнованиях. В обычной жизни нужность такой блокировки не существенна. Да, вам будет легче ехать под гору или на ровной поверхности, но качество наших дорог часто требует для комфортной езды откровенно мягкого двухподвеса.


Нужна ли мне новая вилка, если я езжу по асфальту?

Казалось бы, на ровной дороге все вилки должны работать одинаково. Но комфорт есть комфорт, и даже по ровному автобану приятней ехать на мягкой вилке, чем на жестком эрзаце.

Купив новую и дорогую вилку, не получу ли я больше проблем?

И да, и нет. Производители стараются сделать бюджетные вилки как можно проще, поэтому их надежность высока за счет конструкции (но низка из-за качества изготовления). Иногда их делают настолько простыми, что жесткая вилка от старого “Туриста” покажется вам образцом мягкости. Хорошие вилки, как правило, имеют конструкцию чуть посложнее и требуют минимального ухода. Те же воздушные вилки хоть раз в полгода, но нужно подкачивать. Поэтому, купив хорошую вилку, нужно быть готовым уделять ей хоть немного внимания, но назвать это большой проблемой язык не повернется.


Где покупать вилку?

Самые дешевые экземпляры можно купить только в интернете. Но в этом случае возникнут трудности с гарантией, так как в случае брака нужно будет отправлять вилку назад в магазин, а это может занять месяц или два. Купив вилку в магазине вы можете утешить себя, что получите качественный и быстрый сервис. Но в силу того, что мы еще далеко не Европа, то магазины зачастую работают с теми же интернет-магазинами, и в случае неполадки высока вероятность так же прождать кучу времени.

Какие параметры есть у вилки?

– ход вилки

– размер колеса – 26, 27,5, 28, 29 дюймов

– крепление колеса – эксцентрик 9 мм (или 10 мм), ось на 15 или 20 мм

– размер штока (ось, которая крепит вилку в раме): 1 1/8″, конусный шток (снизу 1.5″, сверху 1 1/8″), шток 1.5″, шток Cannondale, устаревший 1″

– тип пружины – воздушная или витая пружина

– доступные настройки (блокировка и т.д.)

– тип крепления тормоза IS или PM


Какие модели хорошие?

Все, конечно упирается в бюджет, и чем он больше – тем лучше вилку вы сможете купить. Однако не стоит тратить чрезмерно (покупать вилку за 500 евро при стоимости велосипеда не более сотни – это грубое изнасилование логики, которое, к сожалению, пока не карается).


От 100 до 200 евро: Suntour Epicon, Axon, Rock Shox XC 32 TK Coil/Recon Silver TK Coil или Solo Air/Recon Gold RL Coil, Manitou Drake Super Air Absolute/Match Comp.

От 200 до 300 евро: Rock Shox Recon Gold RL/TK Solo Air/Reba RL/RLT/Ti, Manitou R7, Magura Menja, Marzocchi Corsa Superleggera

От 300 и больше: практически все, что будет стоить больше этой суммы, будет неплохой вилкой, а про конкретную модель и насколько она вам подходит, будет несложно найти подходящую информацию.


Надеемся, наши советы вам помогут сделать правильный выбор!

  • , 20 мая 2015

Велосипедная вилка – важная и довольно дорогая деталь, которая удерживает переднее колесо, соединяя его с рулем, и помогает комфортно преодолевать препятствия (может быть дополнительно установлена и на заднем колесе горных двухподвесов).

Выбор вилки для велосипеда: жесткая или мягкая?

Жесткая вилка – простая конструкция без движущихся частей. Все чаще производители велосипедов отказываются от таких вилок, потому что с ними сложно развить хорошую скорость на неровной дороге, но они по-прежнему встречаются на шоссейниках. Главное преимущество – легкость и прочность, что особенно важно во время спортивных гонок, они хорошо выдерживают морозы, долго не изнашиваются и реже требуют замены.

Выбирать такую вилку стоит в следующих случаях:

  • Вы предпочитаете прогулочный стиль катания, иногда на больших скоростях, но только по ровной асфальтированной поверхности;
  • На велосипеде будет кататься ребенок;
  • Велосипед будет использоваться для велотриала (спортивное преодоление препятствий на велосипеде).

Амортизационная мягкая вилка – вилка-пружинка, которая вместе со специальным устройством для гашения колебаний (демпфером) создает систему амортизации на велосипеде.

Преимущества амортизационных вилок:

  • Сглаживает и смягчает различные неровности дороги;
  • Велосипедист может развивать большую скорость на бездорожье, при этом прикладывая меньше усилий;
  • Позволяет лучше контролировать и управлять велосипедом на большой скорости.

Недостатки – больший вес и стоимость, большее количество деталей, которые время от времени приходится менять.

Амортизационные вилки в свою очередь делятся на следующие подвиды:

  • Воздушные – две герметические емкости, которые работают как пружины за счет того, что специальный поршень при нагрузке сжимает воздух. Легкие, простые в использовании, но при агрессивной езде емкости могут начать пропускать воздух;
  • Масляно-воздушные – герметические емкости в качестве пружины и масляная система в качестве демпфера, дешевле масляно-пружинных;
  • Масляно-пружинные — стальная пружина и масляная система, которая работает как демпфер. Удобные в настройке, надежные, но дорогие;
  • Пружинно-эластомерные – стальная пружина и эластомер в качестве демпфера. Недорогие по сравнению с другими амортизационными вилками;
  • Пружинные – стальная пружина, нет демпфера, поэтому нельзя назвать их амортизационными в чистом виде; обеспечивают минимальный комфорт при езде, зато стоят гораздо дешевле остальных.

Как выбрать вилку для велосипеда?

Как и с велосипедом, при выборе вилки нужно учитывать стиль езды и местность, по которой вы будете кататься. Для преодоления неровностей идеально подойдет мягкая амортизационная, а для тренировок на шоссейном велосипеде – жесткая.

Если вы покупаете недорогой велосипед, скорее всего, вилка будет не лучшего качества и со временем придется ее поменять.

Когда вы будете выбирать новую вилку, обратите внимание, чтобы она была достаточно легкой и не утяжеляла велосипед. В то же время эта деталь должна быть прочной, а запчасти при необходимости можно было легко заменить. Обратите внимание, чтобы новая по длине совпадала с предыдущей. Если вес велосипедиста небольшой, то ему лучше подойдут воздушные, для более тяжелых ездоков – пружинные.

В зависимости от материала, вилки могут быть стальными, алюминиевыми, карбоновыми и титановыми. Все они отличаются хорошей прочностью, но первые два вида – стоят дешевле, но весят достаточно много, карбоновые и титановые гораздо легче, но и стоить могут в два раза дороже.

Отредактировано: 18.02.2017

Вилка на велосипеде - один из важнейших его узлов. О том, какие вилки бывают, и какие задачи решают, мы поговорим в этой статье.

Задачи вилки:

Вилки бывают двух типов

В этой статье мы не будем подробно и детально рассматривать конструкции, преимущества и недостатки каждого вида амортизационных вилок, а только кратко их осветим. Более подробно они будут рассмотрены в других статьях на нашем сайте. Главная задача этой статьи - помочь Вам определиться, какую вилку выбрать: жесткую или амортизационную.

Итак, начнем со старого, отработанного годами типа - жесткие вилки.

Жесткая велосипедная вилка

Это простая конструкция, без каких-либо движущихся частей. Изготавливается, в основном, из того же материала, что и рама. Если рама , то и вилка, скорее всего, то же стальная. комплектуются алюминиевыми вилками.

Иногда карбоновые и титановые вилки уставливают на стальные или алюминиевые велосипеды, но этот «экзотический» вариант обычно используют достаточно богатые любители - слишком дорого (особенно титановые). Что качается карбоновых, то об особенностях рам из этого материала можно почитать .

Хотя на сегодняшний день уже наметилась тенденция по снижению стоимости карбоновых деталей для велосипедов. Так что вполне возможно, что в скором времени хорошие карбоновые модели станут таким же обычным атрибутом как сейчас стальные и алюминиевые.

Спортсмены-профессионалы при гонках на ровных трассах используют именно жесткие вилки из-за их хороших разгонных и скоростных качеств - они не поглащают на амортизацию энергию велосипедиста при движении и особенно при наборе скорости.

Основные преимущества

  • Низкая цена.
  • Легкость.
  • Прочность конструкции. Вся жесткая вилка состоит из одной детали.
  • Хорошо работают в любых погодных условиях - им все равно зима на улице или жаркое лето.
  • Не требуют никакого технического обслуживания.
  • Легче разогнать велосипед - вилка не компенсирует усилия байкера при наборе скорости.
  • За счет материала, из которого изготовлены, довольно хорошо компенсируют мелкие удары от колдобин и трещин на дороге.

Минусы

  • На неровной дороге руки и запястья будут сильно уставать от тряски, постоянных ударов о кочки и провалы - все-таки комфорт у них ниже, чем у амортизационных.
  • При езде по пересеченной местности с неровной поверхностью нельзя набрать большую скорость.


Амортизационная мягкая вилка

Прежде чем рассказывать о типах вилок хотелось бы напомнить читателям некоторые термины.

Демпфер - это устройство, которое предотвращает и гасит уже возникшие колебания. В амортизационной вилке он выполняет функцию замедления отскока пружины после сжатия. При резких отскоках вилки вверх нарушается сцепление переднего колеса с дорогой, постоянные и сильные толчки в руки вызывают у велосипедиста усталость, а иногда и боли в руках. Демпфер снижает такие удары при резком возврате вилки в исходное состояние.

Эластомер - это вещество имеющее способность восстанавливать свою первоначальную форму и размер после деформации. Например, натуральная резина (каучук), некоторые виды синтетических материалов.

Прелоад (Preload) - э то величина, на которорую вилка изначально прожимается под весом велосипедиста. Т.е. это начальная, нейтральная точка хода. У хороших вилок этот параметр настраивается.

Виды амортизационных вилок



Хочется отметить вот еще, что.

Первые три типа: пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные вилки хорошо работают при относительно большой разнице высот. Например, отлично смягчают съезды с бордюра, а вот удары при наезде на мелкие камни, кочки, торчащие из земли корни, компенсируют хуже.

Последние два типа: маслянно-пружинные и воздушно-маслянные хорошо поглощают как съезд с бордюра, так и мелки толчки от камней и наездов на трещины в асфальте.

Воздушные и воздушно-маслянные более удобны для байкеров с весом более 90-100 кг. Для регулировки жесткости таких вилок необходим насос, которым можно подкачать давление в вилке.

Преимущества амортизационных велосипедных вилок

  1. Гораздо лучше, чем жесткая вилка, сглаживает все неровности дороги. Особенно это хорошо чувствуется при езде по бездорожью. Хотя нынешнее состояние городских дорог позволяет их все чаще относить к бездорожью.
  2. При езде по бездорожью позволяет развивать большую скорость при меньших усилиях велосипедиста, обеспечивая как бы обтекание неровностей дороги.
  3. Повышают управляемость велосипедом при езде по пересеченной местности. Смягчая движение на кочках и поворотах, амортизационная вилка принимает на себя те перегрузки и удары, которые иначе бы пошли на колесо и привели к его деформации или юзу.

Недостатки амортизационных велосипедных вилок

  1. Они более тяжелые по сравнению с жесткими вилками
  2. На велосипедах с такими вилками большая часть энергии байкера, которую он тратит на разгон, гасится самим амортизатором, т.е. уходит впустую.

    Этот недостаток на некоторых моделях ликвидируется возможностью жестко зафиксировать вилку, превращая её таким образом в обычную жесткую. Эта функция называется локаут (LockOut ). Такой переключатель решает проблемы с потерей усилий велосипедиста при разгоне, но учтите, что заблокированная амортизационная вилка намного хуже гасит толчки, удары и вибрации, чем обычная жесткая вилка, тем более что ее большой вес при этом никуда не девается.

  3. Гораздо более дорогие, чем жесткие.
  4. Нуждаются в регулярном техническом обслуживании, так как состоят из множества движущихся деталей. А это значит, нужна регулярная смазка, чистка, подкачка воздуха в воздушных и масляно-воздушных моделях. Обслуживание требуется проводить регулярно, но не реже одного раза в год.

Устройство вилок

Общее устройство обоих типов вилок показано на рисунке и в рамках данной статьи мы не будем углубляться в их детальное описание. Для общего понимания устройства и названия основных частей изучения рисунка вполне достаточно.


Что нужно учитывать при выборе вилки

  1. Ваши финансовые возможности. Если денег все-таки маловато - не мучайтесь выбором. Берите себе велосипед с обычной стальной жесткой вилкой . Десятилетиями люди катались на таких велосипедах по всем дорогам и ничего - все выжили. Да, руки будут чуть больше уставать при езде по пересеченной местности. Но, если поездки по таким дорогам будут занимать до 10-20 процентов от всех ваших путешествий - то это не самое страшное в Вашей жизни. Действительно качественная амортизационная вилка стоит как половина велосипеда, так что подумайте - стоит ли за это доплачивать.
  2. По каким дорогам Вы собираетесь ездить и насколько комфортно при этом себя чувствовать. Если предстоит ездить больше по ровным дорогам (хотя в нашей стране это все-таки относительное понятие), то стальная жесткая вилка вполне себе обеспечит необходимый комфорт. При всем при этом учтите, что правильно подобранное в колесах так же компенсирует неровности дороги. Если Вы собираетесь брать горный велосипед и гонять на нем по пересеченной местности, тогда лучше сразу присмотреться к велосипеду с амортизационной вилкой .
  3. Готовы ли Вы уделять время и деньги техобслуживанию в дальнейшем. Помните, что любой амортизационной вилке необходимо техническое обслуживание . А вот жесткой - ничего не нужно. Так что если Вы человек в меру ленивый - то подумайте, будите ли Вы это делать. Жесткая вилка будет служить ровно столько, сколько и сам велосипед, чего не скажешь об амортизационной. Со временем она разболтается и придется тратить деньги и время на ее восстановление или менять вообще.
  4. Принципиален ли вес велосипеда. Более тяжелый велосипед, а это как раз про амортизационную вилку, тяжелее разгонять, тормозить и таскать на себе любимом. Ведь не всегда только Вы будите на велосипеде, иногда и он на Вас.

Общий итог таков - за комфорт и удобство нужно платить: деньгами, временем, весом велосипеда. Так что думайте и решайте исходя из своих целей, потребностей и возможностей.

Видео о ремонте и обслуживании пружинной амортизационной вилки

Неплохое видео о сравнении амортизационной и жесткой вилки

Велосипедная вилка (англ. bicycle fork) - многофункциональная несущая деталь (или механизм) рулевого управления велосипеда, который удерживает переднее колесо на велосипеде и соединяет ось колеса с рулём напрямую.

В основные функции различных вилок входят:

  • поворот колеса точно на угол поворота руля;
  • удержание точной траектории колеса за счёт торсионной жёсткости собственной конструкции;
  • восприятие нагрузок при торможении велосипеда передним тормозом;
  • удерживание оси переднего колеса;
  • гашение вертикальных колебаний переднего колеса при скоростной езде по неровностям (в случае с амортизационными вилками), обеспечивая качественное демпфирование и качество управления велосипедом;
  • обеспечение безопасности езды на велосипеде за счёт достаточной прочности собственной конструкции, рассчитанной под определённый тип использования.

Устройство велосипедной вилки

Составные части вилки показаны на рисунке.

  • Шток - ось вилки, которая жёстко запрессована в корону вилки. Шток вставляется в рулевой стакан рамы велосипеда и прочно удерживается выносом сверху. Шток может быть стальным, алюминиевым или карбоновым.
  • Корона - деталь вилки, в которую (у однокоронных вилок) запрессован шток и обе ноги вилки(у двухкоронных верхняя корона надевается на шток под вынос и держит ноги). Корона производится из алюминия литьём, с последующей ковкой (все вилки среднего и высшего класса) или карбона (если шток тоже карбоновый).
  • Ноги (у жестких вилок - «перья») - части вилки трубчатого профиля, которые либо соединяются с осью колеса напрямую (у жёстких вилок), либо телескопически задвигаются внутрь конструкции штанов (у амортизационных вилок). В ногах амортизационных вилок частично располагаются: внешние регулировки вилки, пружины и демпферы.
  • Штаны - деталь амортизационной вилки, состоящая из двух «стаканов» трубчатого сечения, соединенных в большинстве случаев друг с другом гориллой в виде единой детали (не относится к вилкам перевернутого типа). Внутрь штанов задвигаются ноги вилки. Штаны производятся из дешевых алюминиевых сплавов (вилки низшего класса) и дорогих прочных алюминиевых сплавов (некоторые заказные вилки для хардкорного фрирайда); сплавов алюминия с магнием или многослойной конструкции из алюминиевых сплавов и карбона (некоторые вилки высшего класса вплоть до даунхильных). Большинство вилок имеет штаны из магниевого сплава с алюминием.
  • Дропауты - точки крепления колеса - обычно представляют собой единую деталь со штанами. Однако если штаны карбоновые, то дропауты могут быть изготовлены из алюминиевого сплава. Отдельные модели вилок имеют дропауты из нержавеющей стали, что снимает распространённую проблему коррозии магния в этом месте. Дропауты бывают открытые (под 9 мм ось) и закрытые (15 мм и 20 мм сквозные оси).

Используемые материалы велосипедных вилок

Жёсткие вилки обычно изготавливаются из стали, алюминиевых сплавов, углепластика и иногда - из титана.
Алюминиевые и стальные вилки - самые простые и дешевые в изготовлении. При этом алюминиевые считаются наиболее худшими для использования, потому что сильнее передают вибрации на руки. Они так же потенциально не очень надежны (из-за возможности быстрой усталости металла). Стальные же вилки более надежны, но немного тяжелее.
В шоссейных скоростных велосипедах, начиная со среднего уровня, массово используются карбоновые вилки , причем шток у них может быть как алюминиевым (дешевле), так и карбоновым (легче и дороже). Дропауты у недорогих карбоновых вилок, как правило, алюминиевые. Выпускаются карбоновые вилки и для горных велосипедов, а так же - для даунхилла.


Титановые вилки , доступные в нашей стране, изготавливаются фирмой Рапид и другими, по единичным заказам. Особенности конструкции титановых вилок всецело зависят от пожеланий заказчика.



В амортизационных вилках применяются самые различные материалы в различных сочетаниях, что зависит от класса вилки. В общем случае, алюминиевые детали дороже стальных, а карбоновые - намного дороже алюминиевых, и являются признаком сверхдорогих высококачественных гоночных вилок.
Ноги амортизационных вилок могут изготавливаться из следующих материалов:
Сталь с последующим хромированием рабочей поверхности - вилки низшего уровня.
Алюминиевый сплав - вилки среднего и высокого уровня. Используются покрытия рабочей поверхности различных видов:

  • твёрдый износостойкий лак бежевого цвета,
  • твёрдый износостойкий тефлоновый лак чёрного цвета,
  • никелирование.

Геометрические размеры вилок на велосипед

  • Общая длина вилки . Оказывает влияние на геометрию велосипеда. При замене вилки (особенно амортизационной на жесткую) следует учитывать разность их длин. В общем случае, не рекомендуется ставить вилку с длиной, отличающейся более, чем на 20 мм, от рекомендуемой производителем.


  • Общий вылет вилки . Складывается из вылета короны и вылета дропаутов. Оказывает влияние на управляемость велосипеда - чем больше вылет, тем выше стабильность при движении по прямой, но хуже управляемость. Стандартное значение - около 45 мм для горных велосипедов и около 35 мм для гибридов.

Для амортизационных вилок

Ход вилки . Чем больше ход, тем более крупные препятствия может отрабатывать вилка -> тем бОльшие удары может гасить вилка -> тем выше скорость может быть на трамплинах -> меньше возможности полететь через руль, так как передняя часть велосипеда выше задней -> удобное положение райдера при скоростных спусках со склона. Чем меньше ход, тем -> ниже центр тяжести велосипеда -> выше точность управления -> меньше вилка раскачивается при силовом педалировании -> лучше приспособлена для езды в гору. Считается, что чем ровнее дорога, тем меньше должен быть ход вилки. Типичные значения хода, в зависимости от предполагаемого стиля езды, такие:

  • Гибриды: 50-70 мм.
  • Кросс-кантри: 80-100 мм.
  • Велотуризм, покатушки, приключенческие гонки: 80-120 мм.
  • Дёрт: 80-100 мм.
  • Марафоны/эндуро/трейл: 120-150 мм.
  • Фрирайд: 180-250 мм, однокоронные, двухкоронные, двухкоронные перевернутого типа вилки.
  • Даунхилл: 170-200 мм, двухкоронные вилки.
  • Хардкорный фрирайд: 250-300 мм, двухкоронные вилки перевернутого типа.


Диаметр ног . Диаметр ног рассчитывается в зависимости от нагрузки вилки и влияет на ресурс направляющих подшипников скольжения, в которых движутся ноги вилки. Чем жёстче использование вилки, тем большая площадь соприкосновения ноги и направляющего подшипника требуется для уменьшения трения между ними и повышения их ресурса. Диаметр ног так же влияет на общий вес вилки и на торсионную жёсткость.

Значения диаметров ног для существующих велосипедных вилок:

  • 28 мм - старые КК вилки, вилки низкого уровня,
  • 30 мм - некоторые лёгкие КК вилки,
  • 32 мм - вилки для КК и лёгкого экстрима (наиболее распространённый размер),
  • 36-40 мм - распространённые вилки для даунхилла и фрирайда.
  • 37-42 мм - хардкорный фрирайд (вилки от «Avalanche Downhill Racing» серии MTN и вилки от «Risse racing»)

Жёсткие вилки

В таких вилках смягчение ударов в некоторой степени происходит за счёт упругой деформации материала ног, оставшаяся часть ударов приходится на покрышки и руки байкера. Они применяются на велосипедах, преимущественно предназначенных для езды по дорогам. Выпускаются огромным количеством фирм, начиная от абсолютно неизвестных китайских и заканчивая мировыми брендами, такими как DT Swiss.
Жесткие вилки не позволяют развить большую скорость на неровной дороге, но у них есть и ряд преимуществ:


  • Высокая надежность;
  • Нечувствительность к морозу, соли, грязи;
  • Нет необходимости в проведении ТО;
  • Очень выгодное отношение стоимость/вес: жесткая вилка на 1-1,5 кг легче, чем амортизационная за те же деньги;
  • Практически неограниченная толщина покрышки;
  • Металлические вилки обычно имеют отверстия для установки багажника, полного крыла, иногда - дополнительных флягодержателей.

Используемые в изготовлении жестких вилок материалы указаны в порядке возрастания цены:

  • Хромомолибденовая сталь . Вес вилки 1000-1200 г, что приближается по весу к топовой амортизационной, зато цена самая низкая, около 60€.
  • Алюминиевый сплав . Как ни странно, но вес не сильно отличается от стальной вилки - около 950 г. Цена выше, порядка 75€. В преимущества можно записать широчайшую цветовую гамму.
  • Карбон . Бывают нескольких видов:
  1. С алюминиевыми узлами (дропауты, корона, шток) - имеют средний вес (около 800 г) и цену (120-150€);
  2. Цельнокарбоновые - самые легкие (от 300 г), но цена начинается от 170€, плюс необходимо соблюдать аккуратность при работе с карбоновым штоком. Бывают как с выраженной короной, так и без нее. Сэкономив на такой вилке, можно купить дом в Белгороде запросто!

  • Титановый сплав - редкие вилки, выпускаются преимущественно фирмой Рапид. Вес порядка 600-850 г в зависимости от ряда факторов, цена высокая, от 170-200€. Прочность и надёжность всех этих вилок достаточная даже для участия в гонках. Однако естественно, что сверхлегкие карбоновые вилки требуют большей аккуратности, чем тяжёлые стальные - например, у карбоновых вилок могут быть более жёсткие требования по процессу установки и по максимальному весу байкера.

Амортизационные вилки

Применяются на велосипедах, предназначенных для использования на неровных рельефах местности, бездорожья, высокоскоростном использовании на неровном рельефе местности, экстремальном использовании и т. д. Служат двум целям:

  • Улучшают контроль над велосипедом на высокой скорости - колесо лучше держит траекторию и сцепление с поверхностью земли; гасит удары, возникающие на колесе при экстремальном использовании и прыжках.
  • Увеличивают комфортность и безопасность высокоскоростной езды.

Одноногие вилки

Это вилки, имеющие консольное крепление переднего колеса.


Одноногие вилки бывают трех типов:

  • Телескопические (Cannondale Lefty)
  • Рычажные (USE S.U.B Anti Dive)
  • Жесткие (Cannondale, Rapid)


Особенности одноногих вилок:
  • Высокая стоимость;
  • Для некоторых моделей необходимо использовать специальные передние втулки;
  • Невозможность установки ободных тормозов;
  • Возможность смены передней покрышки без снятия колеса.
  • Невозможность снять колесо без снятия тормозной машинки.

Совместимость вилок

Дисковые тормоза. Как правило, современные амортизационные вилки рассчитаны на установку дисковых тормозов с ротором диаметром 160 мм с помощью крепления Post Mount (реже - IS Mount). Другие стандарты и/или диаметры роторов поддерживаются через переходники. Вилки для экстремальных дисциплин могут быть изначально рассчитаны на роторы 180 или 203 мм - в этом случае, использование роторов меньшего размера невозможно.

Ободные тормоза:

  • Вибрейки и кантилеверы - ряд моделей вилок имеет возможность установки таких тормозов с помощью стационарных или съемных брейк-боссов.
  • Клещевые тормоза - используются на шоссейных велосипедах.
  • FirmTech - это стандарт установки ободных гидравлических тормозов Magura, поддерживается отдельными вилками.

Дропауты

В вилках используются различные стандарты дропаутов:

  • QR9 - стандартная тонкая ось с эксцентриковым (или болтовым на старых велосипедах) зажимом. Наиболее часто встречающийся стандарт, на всех без исключения велосипедах нижнего ценового диапазона и на большинстве не экстремальных.
  • QR15 - вставная полая ось диаметром 15 мм, с фиксацией эксцентриком. Появилась сравнительно недавно, стандарт продвигается компаниями Shimano и Fox, теперь уже почти все присоединились.
  • QR20 - вставная полая ось диаметром 20 мм, с фиксацией эксцентриком (для экстремальных дисциплин).
  • 20 mm Thru-Axle - вставная полая ось диаметром 20 мм, с фиксацией болтовыми хомутами (особо прочный, для экстремальных дисциплин).


Чем больше диаметр оси, тем выше торсионная жесткость вилки - так, в погоне за увеличением жесткости стандарт QR15 массово внедряется и в велосипедах для кросс-кантри, где ранее применялся только стандарт QR9.
В зависимости от типа дропаутов, требуется соответствующая втулка, причем втулки для оси 15 или 20 мм могут быть конвертированы для работы с более тонкой осью с помощью соответствующих проставок.

Диаметр штока

Обозначается в дюймах зависит от имеющихся рамы и рулевой колонки. Старые резьбовые рулевые колонки использовали стандарт 1″.
Стандарты безрезьбовых рулевых колонок:

  • 11/8″ - самый распространенный стандарт.
  • 11/2″ - стандарт Cannondale.

Конусный шток 11/8″-11/2″ (англ. tapered) - активно внедряется в современные горные велосипеды. Требует специальную рулевую колонку, несовместим с неинтегрированными рулевыми колонками.
Чем больше диаметр штока, тем выше прочность и жесткость соединения «вилка-рама» , но при этом может увеличиваться вес. Рама с рулевым стаканом для толстого штока может быть использована с более тонким путем установки соответствующей рулевой колонки (или проставок в существующую рулевую колонку), такие комплектующие называются «Reducer». Так же не так давно появилась возможность установки вилки с конусным штоком в рулевой стакан 11/8. Для этого необходимо использовать переходную рулевую, например Nukeproof Warhead 44IETS. Совместимость достигается за счёт выноса нижнего подшипника за пределы стакана в удлинённую чашку рулевой.

Тема амортизационной вилки достойно отельной статьи! Оставайтесь с нами! Подписывайтесь на обновления!