Бежевый луг читать краткое содержание. «Бежин луг

План пересказа

1. Описание картин природы.
2. Охотник, заблудившись, знакомится с мальчиками, пасущими коней в ночном.
3. Рассказчик слушает рассказы детей о нечистой силе, поверьях.
4. Наутро охотник прощается с мальчиками. Через некоторое время он узнает о дальнейшей судьбе Павлуши.

Пересказ

Июльским днем рассказчик охотился в Чернском уезде Тульской губернии. Когда стемнело, охотник понял, что заблудился, и только выйдя к реке, определил, где он. Это был Бежин луг. Внизу, под холмом мелькали огни и копошились люди, и он решил спуститься к ним.

Это оказались крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. Немного поговорили, охотник прилег под куст недалеко от костра и стал слушать рассказы мальчиков. Всего их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, было лет четырнадцать. Он был стройным, красивым, с кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой улыбкой. По всем приметам он принадлежал к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а ради забавы. Второй мальчик, Павлуша, имел всклокоченные черные волосы, серые глаза, бледное рябое лицо, большой рот и огромную голову. Вся его одежда состояла из простой рубахи и заплатанных портов. У третьего, Ильюши, было довольно незначительное лицо: вытянутое, подслеповатое, выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Его желтые, почти белые волосы были упрятаны под войлочную шапочку. На нем были новые лапти и онучи, а толстая веревка стягивала его черную свитку. Ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, с задумчивым и печальным взглядом. Лицо у него было небольшое, все в веснушках, на нем выделялись большие черные блестевшие глаза. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последний, Ваня, лежал на земле под рогожей и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Ему было всего лет семь.

Они сидели вокруг костра с котелком, в котором варилась картошка, постепенно разговорились. Ильюша рассказывал о домовом: после смены человек десять заночевали в рольне. Ночью услышали наверху чьи-то шаги, потом дверь открылась, но там никого не оказалось, только вдруг одна из форм поднялась в воздух и опять встала на место. Все перепугались и друг под дружку полезли.

Затем Костя рассказал историю, которую узнал от тети. Слободской плотник Гаврила однажды пошел в лес по орехи и заблудился. Задремал он под деревом и вдруг слышит, что его кто-то зовет. Смотрит, а на дереве сидит русалка и зовет его к себе, и смеется. Гаврила уже поднялся, но вот Господь его надоумил — перекрестился он. Русалка перестала смеяться и заплакала. Гаврила спросил, отчего она плачет? Русалка ответила, что если бы он не перекрестился, то жил бы с ней в радости, а теперь будет убиваться до конца дней. Ответила и пропала. С тех пор Гаврила невеселый ходит.

Тут сварилась картошка и все, кроме Вани, стали есть. Ильюша рассказал ещё одну историю, произошедшую на прорванной плотине, где когда-то был похоронен утопленник. Приказчик отправил псаря Ермилу на почту. Задержавшись в городе, возвращался он ночью, хмельной. Проезжая через плотину, увидел на могиле утопленника белого барашка. Подумал, зачем добру пропадать, и взял барашка себе. Лошадь от него шарахалась, не хотела его с барашком подпускать, но все же он сел и поехал дальше. Едет и смотрит на барашка, а тот тоже на него смотрит, и вдруг неуютно стало псарю, не смотрят так барашки. Он его погладил и говорит: «Бяша, бяша!» А баран ему в ответ: «Бяша, бяша!»

Тут возле костра разлаялись собаки и умчались прочь от огня. Все повскакали, а Павлуша смело кинулся за собаками. Вскоре он вернулся, а собаки следом за ним. Ильюша снова начал рассказывать про свои Варнавицы. Однажды там, говорят, старого покойного барина видели. Еще баба Ульяна, сидя ночью в родительскую субботу на паперти, увидела, как идет мальчик — Ивашка Федосеев, который потом помер, а за ним баба. Пригляделась, а это она сама...

Помолчали немного, и Павлуша рассказал, как у них в Шаламове «солнца видно не стало». И по деревне поползли слухи, что самого Тришку увидят. Тришка — это такой удивительный человек, которого никто поймать не сможет и ничего ему сделать нельзя. И вот, когда наступило «предвиденье небесное», все высыпали на улицу, ждут Тришку и тут видят: идет с горы человек, а голова у него такая удивительная. Все перепугались и попрятались. А оказалось, что это их бочар, Вавила, купил жбан и надел его на голову.

Все мальчики замолчали, и вдруг над рекой раздался резкий болезненный крик. Павлуша объяснил, что это кричит цапля. Тут Костя спросил, не знают ли они, кто стонал жалостливо-жалостливо в глубокой яме по дороге между Каменной грядой и Шашкино? Павлуша объяснил, что там в прошлом году воры утопили лесника Акима. Ильюша вспомнил, как на днях один мужик видел лешего, который водил его по лесу. Он большой, темный, глазищами глядит и моргает.

Зашел разговор об Акулине, которую вытащили из речки, и с тех пор она не в себе. Костя передал слух, что она сама в речку кинулась, потому что ее обманул полюбовник. И что в этой речке утонул мальчик Вася, а как это случилось, до сих пор никто и не знает. Вернулся Павел, рассказал, как его звал Васин голосок. Все притихли и стали укладываться. Так незаметно прошло три часа.

Через некоторое время повествователь узнал, что в том же году Павлуша убился, упав с лошади.

/ / / «Бежин луг»

Дата создания: 1851.

Жанр: рассказ.

Тема: крестьянские дети.

Идея: природная одаренность, поэтичность крестьянских детей и одновременно их суеверность, порожденная темнотой и бесправным положением народа.

Проблематика: Взаимодействие человека и природы.
Основные герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя, Ваня.

Сюжет. В начале рассказа автор описывает дивное утро. Он идет домой после охоты. Дело уже к вечеру, подступила темнота, и рассказчик сбился с дороги и вышел не Бежин луг, который освещался костром. Вкруг костра расположились крестьянские ребятишки. Они были в ночном. Крестьянские ребята любят выгонять табун на вечерней зорьке и пригонять его поутру. Автор приветствует детей и присаживается к костру. Далее он описывает ночь, придающую всему таинственность.

Мальчиков у костра было пять. Их имена - Федя, Павел, Илья, Ваня и Костя. Федя был самым старшим, на вид - около четырнадцати. Автор останавливается на описании внешности каждого из мальчиков, деталей их одежды, отражающих особенности характеров.

Рассказчик сделал вид, что спит, и ребята вновь заговорили. Предметом беседы была нечисть и истории о ней. Илья утверждал, что лицезрел домового на бумажной фабрике. Предметом повествования Кости был плотник, отличавшийся угрюмостью. Причиной его унылого состояния была встреча с русалкой, которая позвала его, пока он спал под деревом. Увидев её, плотник поспешил перекреститься, после чего русалка сменила смех на плач и плотнику посулила теперь грустить до конца дней, раз он её перекрестил, а мог бы жить с ней в веселии. Вот и ходит плотник без улыбки. Мальчики отзываются на рассказ, рассуждают о наличии в этих местах русалок. Федя по старшинству более скептичен.

Илья рассказывает об утопленнике - псаре Ермиле, который выполнив поручение приказчика, завернул в кабак и вышел из него ночью. Дорога лежала мимо пруда, заметил Ермила на мелком месте барашка. Барашек оказался не совсем барашком. Лошади и собаки на него болезненно реагировали.

Во время рассказа собаки тоже обеспокоились, и ребятам стало не по себе. Оказалось, что это коней кто-то встревожил (волк или ночная птица). Дети успокаиваются и темой разговора становятся волки и оборотни, которых сменяют покойники. Так, упомянули покойного барина, искавшего в земле разрыв-траву. А родительская суббота примечательна, оказывается, тем, что дает возможность лицезреть на папетри тех, кому предстоит в этом году перейти в мир иной.

Далее воображение детей занимает солнечное затмение, недавно бывшее. Крестьяне, которым довелось его видеть, были очень напуганы, полагая наступление последних времён, сопровождаемое приходом Тришки. А Тришке должно смущать христиан, и отличен он будет неуязвимостью и неуловимостью. Многие в деревне, ожидая Тришку, выбежали кто на улицу, а кто в поле. Деревенский бочар пугал всех шутки ради пустым жбаном на голове.

Послышался крик выпи на реке. Павел предполагает, что это душа убитого в прошлом году лесника скорбит от обиды на грабителей, утопивших его. Ребята заспорили о нечисти, обитающей в болотах, леших, лягушках и прочих сомнительных сущностях. Понадобилась вода, кто-то должен её принести (пошёл Павел), и разговор перекинулся на водяных, затягивающих людей в воду. Вспомнилась ребятам Акулина-дурочка, рехнувшаяся якобы после пребывания с водяным на дне. Вспомнили и Васю, утонувшего мальчика. Говорили, что мать Васи всегда чувствовала, что сын погибнет от воды. Скоро принёс воду Павел. По его словам, слышен ему был голос Васи, он его звал.

Ночь полна звуков, голосов птиц. Дети прислушиваются к ним. Автор описывает усыпанное звёздами небо, лес в ночи и наступающее утро. Рассказчику пора, и он покидает мальчиков. Спустя некоторое время, ему становится известно, что в тот же год Павел погиб от падения с лошади.

Отзыв о произведении. Великолепен язык рассказа, зримую картину созаёт автор описанием русской природы, с трогательным вниманием и сочувствием относится он к крестьянским детям.

Главный герой произведения, он же рассказчик, в один из погожих июльских дней отправляется на охоту. На обратном пути герой понимает, что заблудился и не может найти дорогу домой. Остановившись на ночлег на лугу в компании крестьянских мальчишек, рассказчик, притворившись спящим, наблюдает за детьми, слушает их разговоры. Внезапно один из мальчиков устремляется вслед за залаявшими собаками и, спустя время, возвращается с ними. В конце повествования рассказчик говорит о трагической смерти мальчика в этом же году.

Главная мысль рассказа – духовная красота русского крестьянства. На примере крестьянских детей с их предрассудками и суевериями, с одной стороны, и безрассудной смелостью, с другой, автор через описание внешности детей, через отношение к их рассказам раскрывает перед читателями поэтический мир народных примет и сказок о разной «нечистой силе», гармонично дополняя его картинами живой природы.

Читать краткое содержание Бежин луг Тургенева

Главный герой произведения, он же является рассказчиком, отправляется на охоту за тетеревами в Тульской губернии. Погода выдалась чудесной, стоит погожий июльский день, охота прошла удачно, рассказчик настрелял много дичи. Вечером, в прекрасном расположении духа, он со своей усталой собакой возвращается домой, но вскоре понимает, что заблудился. Между тем надвигается ночь. Рассказчик забредает в какой-то незнакомый осинник, а потом оказывается в какой-то распаханной лощине.

Так и не найдя дорогу домой, рассказчик решает идти наудачу по звездам и случайно оказывается на Бежином лугу неподалеку от реки. Рассказчик замечает у подножия холма костер и людей. Навстречу ему с лаем устремляются две собаки. Подойдя ближе, он видит, что у костра сидят деревенские ребятишки. Уставший, он решает заночевать у костра вместе с этими мальчишками, пришедшими с табуном лошадей и двумя собаками в ночное. Рассказчик притворяется спящим и исподволь наблюдает за сидящими у костра детьми, дает описание их внешности, прислушивается к их разговорам.

Мальчиков пятеро: Федя, Костя, Павлуша, Илюша и Ваня. Федя – мальчик четырнадцати лет, самый старший из детей, судя по одежде и манере поведения, является выходцем из богатой семьи. С ребятами поехал, видимо, ради забавы. Павлуша – мальчик примерно двенадцати лет, он сразу понравился рассказчику, несмотря на довольно простую внешность: с черными волосами, нескладным телом, тусклым лицом, но в целом произвел впечатление человека с неким внутренним стержнем.

Илюша было двенадцать лет, горбоносый, с подслеповатым лицом, но знающий много народных примет, поверий, историй о нечистой силе. Костя – мальчик лет десяти и самый младший – Ваня лет семи, который практически всю ночь спит под рогожей и не принимает участия в разговоре.

Первым приступает к рассказу Илюша. Он вспоминает, как ночевал с другими ребятами на бумажной фабрике и они слышали там домового. Детям казалось, будто ночью над их головами кто-то ходил, стучал, кашлял. Потом некто спустился к ним по лестнице, распахнул двери. Они никого так и не увидели, но все равно очень испугались.

Следующую историю рассказывает своим товарищам Костя – о плотнике Гавриле и его встрече с русалкой. Гаврила ходил в лес за орехами, но заблудился и решил дождаться наступления утра в лесу. Проснулся Гаврила от того, что кто-то его звал. Открыв глаза, он увидел сидящую на ветвях русалку, которая звала его к себе. Как только мужчина осенил себя крестным знамением, русалка начала плакать. Она пожелала Гавриле, чтоб он также горевал до конца своих дней, как она сейчас. После этой встречи Гаврила стал всегда ходить невеселым.

Затем Илюша заводит разговор о происшествии на плотине, том гиблом месте, где был похоронен утопленник. Мальчик Илюша рассказывает о случае, когда приказчик отправил местного псаря Ермилу на почту, возвращался тот уже ночью. На могиле утопленника Ермила заметил красивого белого барашка и решил взять его себе. Сев на лошадь и продолжив свой путь, Ермила вдруг заметил, что барашек смотрит на него буквально человеческими глазами. Ермила стал ласково гладить барашка, но тот внезапно оскалил зубы и стал его передразнивать.

Разговор мальчиков внезапно прерывается собачьим лаем. Павлуша, вскочив на коня, исчезает в темноте. Затем возвращается с собаками, сказав, что, вероятно, они почуяли волка, но бояться не стоит. Затем дети продолжают беседу. Илюша рассказывает о встречах жителей Варнавиц с покойным барином. Тот искал разрыв-траву, чтобы избавиться от давления могилы. Костя удивился, что можно видеть покойника в обычный день, а не в родительскую субботу. Но Илюша утверждает, что это возможно. Также Илюша рассказывает о народном поверье: если в родительскую субботу сесть на церковную паперть и смотреть на проходящих мимо, то можно узнать, кто умрет в скором времени. Далее он повествует о некой бабе Ульяне, которая именно в такой день увидела себя со стороны, бредущую мимо церковной паперти. Далее дети говорят о солнечном затмении, потом разговор переходит на леших.

Затем Павлуша идет на реку за водой, а дети в его отсутствие говорят о водяном, вспоминают утопленника Васю, тот случайно утонул, играя на берегу, о его бедной матери. А Павлуша, вернувшись, рассказал друзьям, будто ему послышалось, как кто-то Васиным голосом звал его из-под воды. Илюша со страхом замечает, что это плохая примета.

Поговорив некоторое время, дети засыпают. Наутро рассказчик прощается с детьми. Затем он с прискорбием сообщает о трагической гибели так понравившемся ему Павлуши в этом же году. Мальчик разбился, упав с лошади.

Очень кратко Бежин луг

В 1847 – 1851 г.г. Иван Тургенев написал цикл рассказов «Записки охотника», в состав которого вошел «Бежин луг». Суть рассказа заключается в том, что в центре сюжета ребята, которые пошли в ночное пасти табун лошадей. Чтобы время проходило незаметно и не хотелось спать, мальчишки рассказывают различные «страшные» истории: о домовом, о встрече плотника Гаврилы с русалкой, об Акулине, которую «испортил водяной». В финале рассказа один из ребят – Павел, погибает, упав с лошади. А виной его смерти стал голос утопленника.

Главная мысль рассказа Бежин луг Тургенева

Главная мысль классического произведения «Бежин луг» в том, что Тургенев Иван Сергеевич, показывает способность видеть красоту в привычном. Показывает, что, оказывается, человек способен ценить красоту природы. Обращает внимание читателя на незримую связь между природой и человеком. И, самое важное, подчеркивает мысль, что люди разные по возрасту, уровню развития, воспитанию способны вести продуктивный диалог.

Бежин луг Тургенев краткое содержание

Тургенев, он же рассказчик, в один из июльских дней охотился на тетеревов. Это происходило в Тульской губернии.
Охотник настрелял достаточно дичи и вечером уставший, но довольный возвращался домой. Сумерки спустились быстро и Тургенев немного заплутал. Сначала он долго шел вдоль осинового леса, затем неожиданно очутился в лощине. Понимая, что идет не совсем туда, рассказчик решил ориентироваться по звездам и в конце концов вышел к ровной местности, которую в Тульской губернии называли Бежин луг. Эту равнину огибала речушка, недалеко от которой Иван Сергеевич заметил костер, а вокруг него фигуры людей.

Чтобы немного отдохнуть, рассказчик принял решение подойти к людям. Когда он подошел ближе, то увидел крестьянских ребят, которые были в ночном, то есть пасли табун лошадей.

Иван Сергеевич попросил разрешения переночевать с ними. Ребятишки согласились. Тогда рассказчик прилег у костра и стал внимательно слушать их истории, в то же время любуясь природой.

Нужно сказать, что ребятишек было пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

Иван Сергеевич тщательно описывает внешность каждого мальчишки. У Феди были «красивые и тонкие черты лица». Павлуша был неуклюжим, с рябым лицом. Лицо Ильи «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». У Кости делает акцент на задумчивых и печальных глазах. Ваня был самым маленьким среди ребят и спал, укрывшись рогожкой.
Тургенев сделал вид, что дремлет, а сам слушал неспешный разговор мальчишек.

Первым рассказывал Илья о том, что ему как-то пришлось заночевать на бумажной фабрике. Именно в ту ночь он слышал домового. Он говорит, что там непонятно кто ходил, стучал, а потом распахнул двери в помещение, где спали ребята.

Можно подвести итог его рассказу, процитировав Тургенева: «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».

Следом за Ильей стал рассказывать Костя историю о плотнике по имени Гаврила. Этот Гаврила пошел собирать лесные орехи, но с ним случилась оказия – он заблудился. Тогда Гаврила принял решение заночевать в лесу, и именно в это время стали с ним происходить необъяснимые события. Во-первых, Гавриле стало чудиться, что его кто-то зовет. Он решил посмотреть, кто же это и увидел русалку, сидящую на дереве. Тогда, как православный человек Гаврила наложил крестное знамение, а русалка в ответ рассмеялась, потом расплакалась и сказала: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». На том она исчезла, а Гаврила перестал даже улыбаться с той поры.
Ночь тем временем спускалась все ниже, и с реки послышался звук, похожий на стон и вой одновременно. Тогда Илья помянул Бога.

Наконец ребята успокоились и продолжили беседу.

Снова стал рассказывать Илья о плотине на реке, которую прорвало недавно, но важной темой его рассказа стал утопленник, похороненный недалеко от нее.

Главный герой его рассказа – Ермил, которого отправили на почту, но он по какой-то причине припозднился и, переходя плотину, увидел на могиле утопленника белого барашка. Ермила взял барашка с собой. Пока он его вез, то заметил, что животное смотрит преданно в глаза. Решил он его погладить, ласковые слова говорить, а баран-то зубы оскалил да по человечьи его слова повторил…

Неожиданно забеспокоились собаки, и мальчишки предположили, что к табуну подкрался волк. Павел тогда принял решение бежать, посмотреть, что там происходит. В конце концов выяснилось, что табуну ничто не угрожает.
Беседа мальчиков мерно потекла дальше.

Илья вспомнил, что в местечке Варнавицы, часто стали видеть давно умершего барина по той причине, что могила «сильно на него давила». Костя высказал свое удивление, что покойника видят не только в родительский день. Тогда ему пояснили, что в Радоницу можно узнать, кто скоро преставится. Для этого сесть надо на паперть и смотреть на прохожих. Например, бабушка Ульяна таким образом увидела саму себя.

Мальчишки ненадолго замолчали. В это время над ними пролетел голубок белый.

В это время со стороны речки раздался пронзительный крик цапли. Вот тогда-то пришло время вспомнить о лешем. О том, что леший не может кричать, что он нем как рыба, а только «в ладоши хлопает да трещит».

Павел пошел к речке набрать водицы. В этот момент ребятишки обсуждали тот факт, что в таком случае водяной может человека схватить да в свое царство подводное утащить. К слову помянули Акулину-дурочку, которую «водяной испортил». Привели в пример мальчонку по имени Вася, который утонул по неосторожности. Павел к этому времени вернулся к костру и поведал мальчикам, что когда он черпал воду, его кто-то голосом Васятки звал.

Близилось утро, и разговор мальчиков постепенно прекратился.

Иван Тургенев проснулся рано, собрался, кивнул Павлу на прощание и пошел вдоль речки к дому.

Повествование рассказчик завершает таким замечанием: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

  • Краткое содержание Распутин Пожар

    Главный герой повести Иван Петрович пришёл уставший домой, услышал крики “ Пожар! Пожар!” и побежал на помощь, оказалось, что загорелись складские помещения.

  • Краткое содержание Голубая чашка Гайдара
  • Краткое содержание Лунный камень Коллинз

    Многие века в индийском храме стояла священная статуя Бога Луны, во лбу которой сверкал желтым цветом красивейший алмаз. По древней легенде, если драгоценный камень покинет обитель, он принесет своему владельцу несчастья

  • Записки охотника: Бежин луг

    Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костёр, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков". Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал под деревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовёт, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль - о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить "Бяша, бяша". А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: "Бяша, бяша".

    В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались - то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна ещё жива, Илюша отвечает, что год ещё не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что "Тришка придет". На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать - ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали па улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними - надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как её утащил на дно водяной и там "испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем - картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, но он не утонул, а ушибся, упав с лошади.