Антонио Гауди и его творение Собор Святого Семейства — руководство для туристов. Собор Гауди в Барселоне: все о Саграда Фамилия

Саграда Фамилия - символ Барселоны . Два миллиона туристов приезжают в Каталонию каждый год. В этой статье мы расскажем вам историю этого храма, который планируется открыть в конце 2026 года - это то, что уверяет нынешний архитектор. В статье объясняется история собора Святого Семейства, настоящего и его будущего. Проверьте наше предложение .

Начало строительства

Изначально ингициатором строительства Святого Семейства был Хосеп Мария Бокабелла и Вердагер , преданный и очень культурный книготорговец, который в 1866 году основал «Духовную ассоциацию преданных Святому Иосифу» . Эта организация сотрудничала в распространении католицизма во время промышленной революции, пропагандирующей консервативную идеологию.

Г-н Бокабелла посетил святого отца Рима в 1872 году и от имени Ассоциации дал серебрянную модель собора Святого Семейства. По возвращении он посетил город Лорето, где он был вдохновлен на создание храма . Это было не очень удачно, и Ассоциация поручила архитектору Франческу де Пауле и Вильяру построить храм, который не был рабской копией любого другого.

В 1881 году они приобрели землю, ограниченную улицами Майорки, Прованса, Марины и Сардинии общей площадью 12 800 м2 по цене 172 000 песет (1 034 евро). Саграда Фамилия была построена в традиционном неоготическом стиле и в День святого Иосифа в 1882 году , епископ Моргадес заложил первый камень .

Франческ де Паула Виллар уходит в отставку из-за расхождений с архитектором Мартореллом, членом Совета. 3 ноября 1883 года Гауди сменил Франческа де Паулу Вильяра и Лозано в качестве архитектора Саграда Фамилия.

Строительство с Гауди

В 1883 году Гауди взял на себя проект и преобразовал его в соответствии с его новым архитектурным стилем , сочетающим готику с собственными формами модерна. Таким образом, истинный стиль Базилики начался с Гауди в 1883 году.

Гауди сделал так, чтобы в здание проникал прямой свет мог проникать и вентилироваться естественным образом. Кроме того, Гауди изменил колонны. Гауди переосмыслил весь проект и разработал идею грандиозного храма в форме латинского креста.

В 1892 году начались работы над основой фасада Рождества , монастыря и окна северного трансепта. Строительство портала Росарио было завершено в 1899 году. Он сделал модель фасада Страстей Господних. Гауди также сделал расчеты, но не полный архитектурный план. Что касается фасада Славы, он только создал модель и детальный план .

Фотография наверху статьи показывает окрестности Саграда Фамилия в 1915 году, и более или менее так выглядел собор, когда Гауди умер в 1926 году. Архитектор посвятил свои последние годы полному изучению и планировке интерьера базилики с моделями масштабом 1:10, с колоннами, сводами, окнами, крышей и фасадами. Его смерть стала настоящей катастрофой . С тех пор строительство происходило очень медленно и почти полностью зависело от пожертвований.

Работы после смерти Гауди

После смерти Гауди помощником архитектора Гауди Домине Суграниес руководил строительством. В 1930 году строительство остальных колокольных башен было завершено. В июле 1936 года началась гражданская война в Испании. Во время войны прогресс в проекте был незначительным . Строительство ускорилось в 1950-х годах, и сегодня большая часть церкви все еще не завершена. Сейчас я расскажу вам о стадиях строительства после пятидесятых годов:

  • 1 июля 1948 года началось строительство окна южного трансепта и были выполнены работы над фасадом Рождества.
  • В 1954 году начались работы на фасаде Страсти: строительство фундаментов, стен и колоколов.
  • В 1959 году началось строительство колонны, посвященной Барселоне.
  • К 1958 году уже построена часовня баптистерия склепа.
  • В 1962 году началось строительство Гауди-музея в склепе Страсти.
  • 9 ноября 1976 года: завершены работы всех четырех башен фасада Страсти.

Саграда Фамилия сегодня

Архитектура Саграда Фамилия

В этой статье мы анализируем интерьер и экстерьер собора Святого Семейства . Мы расскажем вам об исключительной архитектуре базилики Гауди: нефах, алтаре, колоннах, 3 фасадах и башнях .


Согласно исследованию городского совета Барселоны, 80% туристов, которые приезжают посмотреть Базилику, осматривают ее только снаружи, но вы хотите открыть для себя весь собор, верно? Надеюсь, да, поэтому я предлагаю вам прочитать нашу статью о билетах и возможных скидках в Саграда Фамилия :


Будущее Саграда Фамилия

¿Когда закончится строительство Саграда Фамилия?

Есть много сомнений в том, что строительство действительно может быть завершено к 2026 году, хотя 2026 год будет означать столетие со дня смерти Гауди, и мы хотим отпраздновать это событие... Если вы хотите узнать больше о конечной дате строительства Саграда Фамилия , ознакомьтесь с нашей статьей:


Расположенная неподалеку от центра великолепная достопримечательность Барселоны и один из самых удивительных католических храмов - Саграда Фамилия удивляет не только величием своего внешнего вида, но и историей возникновения. Сама идея строительства собора принадлежит Джосефу Мария Бокабелла - президенту религиозной организации и известному книгоиздателю.

История возведения Храма Святого Семейства

Саграда Фамилия является одним из главных творений гениального архитектора Антонио Гауди, обладавшим собственным неподражаемым архитектурным стилем. Храм можно назвать делом всей его жизни и венцом творения. Его проектирование и строительство продолжалось 43 года. Гауди был глубоко религиозным человеком и считал, что собор должен воплотить Новый Завет в своем облике.

Работы по возведению храма начались еще в 1882 году, и первый проект принадлежал Франсиско де Вильяр, который спустя несколько лет строительство передал в руки Гауди. Франсиско изначально задумал собор в неоготическом стиле, однако Гауди пошел своим путем. Все три фасада, увенчанные четырьмя башнями, должны были иметь одно стилистическое оформление. В общей сложности получалось 12 башен, которые символизировали двенадцать апостолов.

Каждому из фасадов Гауди дал имя: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение” и посвящались определенному отрезку бытия Христа. Свою работу над фасадами Антонио начал в 1892 году, уделяя особое внимание рождению Христа, считая, что Страсти Христовы смогут понять далеко не все.

Вечная стройка

Несмотря на то, что Гауди прилагает массу усилий, он так и не успевает завершить работу над храмом Святого Семейства. В 1926 году архитектор погибает при весьма трагических обстоятельствах, оставив несколько вариантов оформления фасадов. Еще долго шли споры о том, стоит ли продолжать незавершенное строительство, и даже делались попытки, которые завершились неудачей. Но спустя время строительство все-таки было возобновлено.

Закончить строительство планируется до 2026 года, по проекту высота храма составит 172 метра - это в полтора раза выше нынешних размеров. Все же, несмотря на то, что Антонио Гауди успел построить только 15% от всего объема Саграда Фамилии, он является ее общепризнанным автором.

Посещение Саграда Фамилия: информация для туристов

Для экскурсий открыта башня Фасада Рождества, куда можно подняться по винтовой лестнице или на старинном лифте. Также открыт музей и одна из башен Фасада Страстей.

Цена билета : от 15 евро; для студентов и пенсионеров - 50 % скидка.
Часы работы : 9:00 - 20:00 (с апреля по сентябрь); 9:00 - 18:00 (с октября по март).
Адрес : Carrer de Mallorca, 401.

Как добраться : Храм Святого Семейства находится в районе Эшампле города Барселоны, на одноименной станции Sagrada Familia. Сюда можно доехать на метро (2 и 5 линия) и на автобусе (№19, № 34, №43, № 50).

Еще одним великолепнейшим архитектурным творением является, находящийся на горе Тибидабо , Храм Святого Сердца.

Саграда Фамилия на карте Барселоны :

Расположенная неподалеку от центра великолепная достопримечательность Барселоны и один из самых удивительных католических храмов - Саграда Фамилия удивляет не только величием своего внешнего вида, но и историей возникновения. Сама идея строительства собора принадлежит Джосефу Мария Бокабелла - президенту религиозной организации и известному книгоиздателю.

– культовая достопримечательность Барселоны. Второе имя архитектурного шедевра – храм Святого Семейства. Эта работа Антонио Гауди занимает ведущее место в Барселоне по вниманию туристов. Саграда де Фамилия известна во всем мире как грандиозный объект архитектурного наследия с довольно сложной судьбой.

Роль резиденции архиепископа в Барселоне отведена кафедральному . Саграда де Фамилия построена на участке земли, который не принадлежит городской церкви. Тем не менее, распространено ошибочное мнение, согласно которому Святое Семейство является оплотом церкви. Каждый год Саграда де Фамилия заставляет около трех миллионов путешественников отправляться в Барселону для того, чтобы увидеть этот шедевр своими глазами.

Очереди на покупку билетов в Святое Семейство отнимают много времени. Лучшее предложение – заказ билетов через Интернет по ссылке .


Саграда де Фамилия: как все начиналось

Многим обязан обычным прихожанам, которые собрали значительную сумму в качестве пожертвования. В 1881 году рядом с Барселоной был куплен участок земли, определивший будущее местоположение Саграда де Фамилия. С тех пор Барселона заметно прибавила в показателе общей городской площади. Сейчас храм Святого Семейства – достопримечательность в одном из центральных районов Барселоны.


Саграда де Фамилия – главная достопримечательность центральной Барселоны

Изначально возведение Саграда де Фамилия было доверено Франсиско дель Вильяру, который активно приступил к работе в 1882 году. Планировалось, что Святое Семейство предстанет строением с неоготической базиликой в форме креста.

В принятом направлении была спроектирована большая аспида с семью часовнями. Постоянные споры заказчиков с архитектором нагнетали обстановку, не позволяя сфокусироваться на процессе возведения. Это завершилось тем, что Франсиско дель Вильяр не смог проработать над проектом Саграда де Фамилия и года.

Эстафету подхватил , который отверг разработки, созданные до него. Архитектор в своем творчестве считал важнейшим аспектом совместимость здания с природными особенностями территории.

После долгих раздумий концепция песочного замка стала основной для Саграда де Фамилия. Гауди не хотел посягать на величие природы, поэтому решил, что центральный шпиль Святого Семейства не должен превышать 170 метров по высоте. Показатель горы Монжуик на 1 метр больше. Гармония природы и деятельности человека проходит лейтмотивом через все работы Гауди. Каждый раз архитектор разрабатывал оригинальные идеи, основанные на природном величии.

Через 7 лет после начала работ Саграда де Фамилия получил крипту, начало которой положил предыдущий архитектор. Изначальной целью разработки Святого Семейства было построить храм, который погружал бы во все тонкости Евангелия.
Проблемы с финансированием преследовали Саграда де Фамилия с самого начала. Это серьезно отражалось на темпе работ.


К счастью, при строительстве аспиды была получена серьезная денежная сумма, которая позволила пересмотреть концепцию. Форма строения не подверглась корректировкам, но ряд внушительных башен преобразил храм Святого Семейства. Антонио хотел сделать проект, который бы удивлял нюансами, доступными только при изучении деталей строения.

Первое впечатление от храма строится на основе увиденных фасадов: Рождества, Славы и Страстей Христовых. Изначальная задумка игры оттенков керамики была отвергнута после долгих раздумий.

По задумке архитектора, первоочередной целью было возвести фасад Рождества. Он занимает центральное место в общей композиции. Идеи этого фасада находят свое продолжение в других. Важно было показать жителям Барселоны главную мысль, чтобы не возникало лишних вопросов. Фасад Рождества оригинально украшен улитками и ящерицами. Уделялось большое внимание строительству клуатра, соответствующего порталу Святой Девы Розарии.

В начале ХХ века Саграда де Фамилия получила те очертания, которые определяют общий стиль здания. Уже тогда жители Барселоны подолгу спорили о том, как будет выглядеть итоговое решение. Но никто не сомневался в том, что архитектурная постройка станет одним из ключевых мест в городе.

Гауди намеревался возвести церковно-приходскую школу, которая бы прекрасно дополняла концепцию храма Святого Семейства. Всего 1 календарный год потребовался для того, чтобы реализовать задумку. И сейчас здание удивляет тем, как криволинейные очертания позволили добиться значительного запаса прочности. Фасад Страстей был завершен после гибели архитектора.

1925 год характерен для возведения храма Святого Семейства тем, что удалось завершить строительство фасада Рождества. Приковывает внимание огромная колонна Святого Варнавы.

Прощание с гением Барселоны. Гибель Антонио Гауди.

7 июня 1926 года – роковой день для строительства Саграда де Фамилия и всей Барселоны. Произошло событие, которое в очередной раз поднимает вопрос социального неравенства. В результате несчастного случая Гауди был сбит трамваем. Антонио одевался как человек не самого высокого дохода и статуса. В связи с этим, было принято решение отправить его в госпиталь, где уровень оказанной помощи был недостаточным для спасения жизни. Смерть настигла архитектора 10 июня 1926 года. Было принято решение захоронить Антонио в крипте храма. Это позволяло ему не терять связи с грандиозным проектом Барселоны.

Ответственность за продолжение строительства храма Святого Семейства легла на плечи Доменека Суграньеса. При жизни Гауди отмечал необыкновенный талант своего ученика.

Саграда де Фамилия: как продолжалось возведение после смерти Гауди

К тридцатым годам прошлого века были завершены работы по возведению колонн фасада Рождества. Разразившаяся гражданская война стала серьезным препятствием для процесса строительства. Нельзя забывать, что чертежи за авторством Гауди сгорели в 1936 году в разгар военных действий. После окончания войны работы над возведением продолжились. Пришлось вести процесс без Суграньеса, который погиб в 1938 году.

Успешным годом для строительства храма Святого Семейства считается 1952. Он характерен тем, что в этот период была возведена лестница и подсветка. Подходили к логическому завершению работы с фасадом Рождества, готовились начать строительство фасада Страстей. Была завершена крипта.

К 1977 удалось возвести башни фасада Страстей. Для украшения храма Святого Семейства принялись создавать витражи и скульптуры. Рождество Христово стало центральной темой украшений.

Сейчас темпы возведения храма Святого Семейства заметно увеличены с помощью новых технологий в строительстве. В 2010 году завершили возведение апсиды и средокрестия. Дальнейший этап – возведение двух башен. Высота основной составляет ровно 170 метров. Строительство башен ведется для того, чтобы отдать дань уважения величию Христа и Девы Марии.

1. Согласно проекту, требуется возвести еще 4 башни в честь Евангелистов. Высота каждой будет составлять 120 м. Если все будет идти по плану, Барселона увидит итоговый облик Саграда де Фамилия в 2026 году.

2. Храм красив не только изобретательными формами фасадов, но и поражает своей оригинальностью изнутри. Архитектор избегал шаблонных решений, вдохновляясь природной грацией и красотой. Разработанный проект крайне сложен с точки зрения реализации и требует больших затрат времени. Используемые геометрические формы доставляют немало сложностей при возведении, но обеспечивают невиданную ранее архитектурную красоту.

3. Сейчас на возведение Саграда де Фамилия тратится достаточно средств, привлекаются лучшие профессионалы своего ремесла, знающие современные компьютерные технологии для проектирования. Можно считать, что такого благополучного отрезка в истории храма Святого Семейства не было никогда.

Сложности с обработкой каменных блоков решаются посредством современных информационных технологий.

Покупка билетов в храм Святого Семейства

Декоративная работа с мозаикой и лепниной, необычные витражи создают уникальный внутренний облик. Реализованная игра света среди главных достоинств здания. Изнутри кажется, что Гауди удалось подчинить себе пространство и играть структурой так, как того требует проект.


Огромные очереди, которые заставляют терять в Барселоне драгоценные для туриста часы, приносят ряд неудобств. Рекомендуется избавить себя от пустой траты времени с помощью приобретения билетов через Интернет. Купить их без накруток цены можно

Саграда Фамилия или Собор Святого Семейства в Испании - уникальная достопримечательность Барселоны, ведь даже отчасти похожего на это строение нет в мире. Саграда Фамилия навеки связана с именем гения Антонио Гауди - каталонского архитектора, дизайнера в стиле модерн. Строительство продолжается по сей день - работают и другие архитекторы, инженеры и скульпторы, но их имена остаются в тени гения Гауди.

Официально строительство храма началось 1882 года, и по идее он должен строиться исключительно на пожертвования прихожан. Изначально церковь не должна была быть такой большой и все работы должны были закончиться за несколько лет. Но после прихода на пост главного архитектора Антонио Гауди, проект был сильно изменен. Поначалу Гауди строил его по своему наитию, что не нравилось, ломал или переделывал, не в его правилах было строить по чужим чертежам.

Свои проекты он создавал необычным способом: с помощью веревочек и узлов. Для этого он связывал множество веревочных отрезков, создавая такие нитяные, подвесные люстры, из веревочных арок, а затем просто строил их зеркальное отображение - так рождалась Саграда Фамилия. Внутри храма можно увидеть эти каскадные сети и еще раз удивиться гению архитектора.


Антонио Гауди занимался не только архитектурой зданий - он создавал дизайн интерьеров, придумывал эргономичную мебель. Повторить его творения мало кто может. Например, создать по его чертежам макет люстры, который он нарисовал для Саграда Фамилия, смогли только с помощью компьютерных технологий, а уж создать это произведение искусства в живую пока не удается.

По задумке автора высота Саграда Фамилии должна быть сто семьдесят метров, что лишь на один метр ниже, чем гора Монжуик - самая высокая точка в округе. Гауди говорил: «Человеческое творение, не должно быть выше, чем творение Всевышнего».

Антонио Гауди посвятил храму не один десяток лет, можно сказать, что он замкнулся на этом проекте, заперся в мастерской. Он не спешил закончить работу, так как главным для него было воплотить все свои задумки. Возможно, предчувствуя свою внезапную смерть под колесами трамвая, он оставил подробные указания и даже сделал несколько чертежей, чтобы последователи могли воплотить в жизнь его замыслы. Но во время Второй Мировой войны все было уничтожено. Чудом не взорвали Саграду Фамилию, так как посчитали ее башни удобной точкой для артиллерии.

Работы возобновились только через шестнадцать лет и продолжаются до сих пор. За это время появилось много противников строительства, которые утверждают, что современные архитекторы лишь портят то, что с такой любовью и вдохновением создавал Антонио Гауди. Правы они или нет, судить не нам, но мне кажется, не нужно спешить и заканчивать такое творение побыстрее, лишь в угоду туристам, миллионы которых ежегодно приезжают полюбоваться храмом. Как говорил Антонио Гауди о храме, показывая пальцем в небеса: «Мой заказчик не торопится».

Чем ближе подходишь к величественной постройке, тем больше создается впечатление незначительности человека перед Богом. Но именно так и задумано. Храм построен в стиле неоготики, основная черта которой вот такие, стремящиеся ввысь здания.

Немного отвлекусь - все помнят о суровой инквизиции, которая стояла на страже веры в Испании долгие двести лет, но вот мало кто знает, что именно в Барселоне заседал главный Инквизитор. Этот город буквально впитал в себя почитание Бога. Может быть, поэтому и решено было строить Искупительный храм Святого семейства. А еще раньше, до инквизиции, Барса была центром учения катаров, которые считали себя потомками Христа. Именно катары основали загадочный орден Тамплиеров, который, хранит множество тайн. Некоторые историки считают, что арочная конструкция Саграда Фамилия, символизирует пещеры в которых катары укрывались от инквизиции. Но правда это или нет, мы уже вряд ли узнаем, так как Антонио Гауди умел хранить свои секреты, так же как и катары.

Саграда Фамилия - достояние Человечества

По задумке храм должен иметь три фасада, каждый из который окружен четырьмя башнями, как двенадцать апостолов. Сегодня есть только четыре и только одна из них - башня святого Варнавы, инкрустирована мозаикой из битого стекла, построена при жизни Гауди. Все четыре башни расположены вокруг Северного фасада Саграды, который посвящен Рождеству Христа.


Условно фасад разделен на три части Веры, Надежды и Милосердия.


Здесь можно увидеть скульптурные сцены обручения Марии и Иосифа, избиения младенцев, Рождества Иисуса, Благовещения и другие. Каждая сцена окаймлена причудливыми кружевами из камня, в которых угадываются роскошные цветы и пальмы, раскинувшие свои листья.


Кстати, скульптуры людей, созданы Гауди в человеческий рост, а для сцены избиения младенцев Иродом архитектор ходил в морг и снимал слепки с лиц младенцев.



Восточный фасад посвящен Страстям Христовым. Здесь повествуется о событиях, которые предшествовали и последовали за распятием Христа. Он еще не закончен и многие сцены не завершены. Привлекает внимание необычное исполнение скульптур, которые чем-то напоминают героев из «Звездных воин». С этой стороны вход в Саграду.



Интерьер Саграда Фамилия: стоит ли идти внутрь

Стоит отметить, что если вы хотите попасть внутрь, позаботьтесь о билетах заранее. У стен храма всегда огромная очередь туристов, в которой придется простоять час-полтора. Либо приходите к самому открытию, чтобы очередь вас не испугала. Но, это потраченное время сторицей окупится тем необыкновенным зрелищем, которое откроется вам внутри - вряд ли вы видели что-то подобное, даже побывав в самых знаменитых храмах мира. Онлайн билеты можно купить на официальном сайте Собора.

Антонио Гауди намеревался разместить в Саграде лавки для 105 тысяч человек - чтобы храм мог собрать всех верующий Каталонии (именно столько проживало в Каталонии людей в начале ХХ века).


Мне показалось, когда я зашла внутрь и подняла голову вверх, что попала в сказочный лес с большими, цветами на резных ножках.



В храме невероятно светло, нет мрачности и строгости знаменитых каталитических соборов.


Своды собора поддерживает большое количество изящных гиперболических арок и колон, увенчанных розетками из цветов похожих на звезды. Они подсвечиваются солнцем сквозь множество окон и разноцветных витражей в башнях, что создает нереальное свечение на потолке.



В подвальном помещении находится музей строительства собора, где собраны макеты и чудом сохранившиеся чертежи.

Также здесь можно увидеть, как работают скульпторы сегодня, создавая новые изваяния, для украшения фасада храма.

Смотровая площадка Саграда Фамилия

Не стоит пренебрегать возможностью подняться на смотровую площадку. Кстати, лифт поднимается только до отметки 65 метров, а если вы хотите подняться на самую верхушку, вам придется преодолеть еще 426 ступенек по узкой винтовой лестнице. Интересно, что лестницы разных башен закручены в разные стороны, поэтому если смотреть снизу вверх на них, создается иллюзия движения вверх, как будто храм растет, возвышаясь и не останавливаясь ни на минуту.


Наверху можно пройти из одной башни в другую, по замысловатым коридорам.
Из окон открывается зрелище, которое заставит вас замолчать на несколько минут. Под ногами раскинулась прекрасная Барселона, а вокруг вашего окна, то тут, то там выглядывают шпили, портики и замершие во времени химеры. Вот дерево, на ветвях которого замерли каменные голуби, там чуть вдали разноцветные шпили, напоминающие леденцы.

А из стен башен как будто выглядывают святые со строгими лицами, наблюдая за нами. Вот она - любимая Барселона Антонио Гауди с высоты главного творения его жизни...

Кстати, здесь нет привычных нам колоколов. По замыслу Гауди здесь будут установлены трубчатые колокола, которые будут издавать звон при ветре. Наверное, это будет настоящая небесная музыка.

В 2005 году Всемирная Организация ЮНЕСКО причислила Саграда Фамилия к объектам наследия Человечества, тем самым подчеркивая уникальность этого здания.

Среди моих знакомых почти все были в Барселоне. Внешне Саграду Фамилию видели все, а вот зашли внутрь единицы. Не упускайте шанса увидеть такую красоту, билеты онлайн можно купить на официальном сайте.

Как добраться до Саграда Фамилия

Точный адрес: La Sagrada Familia, Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona, Spanje

Метро: Sagrada Familia (ветки L2 и L5)

Кроме того, до САграды Ыамилия можно добраться на туристических автобусах типа Bus Turistic или City tour.

Отели Барселоны: отзывы и бронирование

Гениальное архитектурное творение и одна из главных достопримечательностей Барселоны и Испании – Саграда Фамилия. Храм привлекает туристов со всех уголков мира, причудливые формы сооружения и архитектурные рельефы завораживают взгляд и невольно переносят зрителей в Библейские времена.

Искупительный храм Саграда Фамилия возводится на вот уже протяжении 130 лет и является самым знаменитым долгостроем.

В 2005 году организация ЮНЕСКО зачислила уникальный объект к наследиям Человечества, тем самым подтверждая непревзойденность сооружения.

Исторические факты

Идея возведения возникла у продавца книг – грамотного верующего барселонца Бокабельи. В то время он был главой Общины почитателей святого Иосифа. В 1872 году Жозепа Бокабельи посетил небольшой городок. Знаменитостью города Лорето был дом, в котором согласно легенде, проживали Иисус и Мария с мужем Иосифом. Книжный торговец был настолько очарованный красотой храма, что принял решение непременно создать его копию в своем городе.

Мысль о постройки подобной церкви переросла в решение воздвигнуть необычное сооружение. Сначала намечалось построить собор в центральной части Барселоны, но из-за недостатка средств Бокабелью приобрел земельный участок лишь на окраине города.

Официальной датой появления собора Саграда Фамилия, который именно так часто называют русскоязычные туристы, хотя правильно называть храм Саграда Фамилия (полное название на каталанском – Temple Expiatori de la Sagrada Família ), 19.03.1882 года (почитание памяти святого Иосифа Обручника).

Открытие строительства стало важнейшим событием, в котором участвовали городские власти и представители духовенства Барселоны. Кладку первого камня сделали у основания сооружения, автором проекта был архитектор Франсиско дель Вильяр.

Именно Вильяр задумал построить церковь в неоготическом архитектурном стиле, который был модным в то время. При строительстве у архитектора возникли разногласия с техническим персоналом, и он отстранился от дальнейшего участия в осуществлении проекта.

Гениальный Антонио Гауди

С 03.11.1883 г. возведение Саграда Фамилии возглавил архитектор Гауди (ударение на последнюю гласную «И»). Он внес весомые изменения в проектирование и задумал воздвигнуть храм гигантского размера с широкими трансептами и длинными нефами. По его проекту вокруг внешней части церкви возведут крытые арки, каменные колонны в виде величественных деревьев, а скамейки для прихожан сделают с узкими проходами.

Согласно замыслам каталонца, Cобор Cаграда Фамилия в Барселоне рассчитывался на прием 14 тысячи верующих.

В детстве Антонио Гауди отличался от своих сверстников необыкновенной фантазией. У мальчишки была особая связь с окружающим миром и ценность всего, что сотворила природа. Антонио любил часами рассматривать облака на небе и представлять их в виде деревьев, зверей или сказочных персонажей.

Капельки росы на траве или дрожание нежного цветка от дуновения ветра, вызывали у юноши необыкновенное притяжение. Все за чем он наблюдал, он тут же преображал в своих мыслях в нечто необычайное.

Интересный факт: у Антонио была врожденная аномалия зрения, один глаз у него был близорукий, а второй – дальнозоркий.

Для Гауди была в приоритете импровизация на стройплощадке. Его тонкое чутье к творению никогда не относилось к абстракции форм. Его скульптуры естественны и прекрасны. Каменный лес колонн с ветвями и ажурной паутиной всегда соответствовали инженерным правилам. Он использовал новейшие инженерные мысли того времени , был новатором всего нового.

Кто может похвастаться, что знает/помнит сопромат по университетскому курсу? Он знал на то время все про эту науку. Конструкция уходит под землю на два десятка метров, ей не страшны ни буря, ни землетрясение.


Саграда Фамилия эскиз Фасада Страстей

Для того чтобы подчеркнуть величие Саграды Фамилии, Гауди в эскизах указал, что высота центральной башни Христа будет на метр ниже горы Монжуик (173 м).

Религиозный Антонио считал, что человеческое творение ни в коем случае не может быть выше горы, Божьего создания .

Согласно его планам фасады будут украшаться рельефными сценами на темы рождения, смерти и воскресения Христа.

Гауди успел воплотить из своего проекта: сооружение фасада Рождества, строительство крипты, апсиды и одной башни.

В свой адрес он слышал неоднократно критику по поводу медленных темпов строительства. На что с юмором отвечал: «Мой клиент никуда не торопится».

Изначально приняли решение, что храм Саграда Фамилия будет строиться за счет пожертвования . Антонио настолько был одержим воплощением своего проекта, что вложил в сооружение все свои сбережения. Средств не хватало, приходилось ходить по домам.

Искупительный храм Святого Семейства является уникальным творением каталонского архитектора Антонио Гауди. Храм стал символом не только Барселоны, но и всей Испании в целом

В начале лета 1926 года жизнь гениального архитектора трагически оборвалась. Гауди сбил трамвай, на то время ему было 74 года. С 1954 года по сегодняшний день возведение архитектурного творения продолжается.

Последователи великого архитектора

В середине 90-х годов прошлого века архитектор Субиракс начал работать над созданием фасада Страстей Христовых. При этом он был атеистом, в отличие от набожного Гауди. В это время художнику поступило предложение изготовить скульптуры для оформления фасада Страстей. Субиракс на протяжении года ознакамливался с творчеством Антонио Гауди, а в 1987 году он полностью окунулся с головой в работу над высеканием фигур.

В нынешнее время Хосе Мария Субиракс вместе с другими архитекторами проводят работу над хорами, внутренним двориком и нефами.

Работа над деталями храма проводится сначала на масштабных макетах

Все элементы декора сооружения содержат христианские символы. При осмотре архитектурного творения, кажется, что перелистываешь странички Библии.

По окончании строительства 18 башен будут располагаться на различной высоте: башня Христа возвышаться над всеми, на шпиле увенчиваться огромным крестом; чуть ниже – башня святой Девы Марии; далее 4 башни как олицетворение евангелистов; а 12 колоколен – символ числа апостолов. Фото Саграда Фамилия в Барселоне далее по тексту.

В конце 2000 года незаконченный собор Саграда Фамилия был освященный Папой Римским Бенедиктом XVI и признан подходящим для ведения церковной службы.

Фасад Рождества

Сооружение располагается напротив Фасада Страстей, через него производится вход в храм. В строительстве участвовал Антонио Гауди, здание построили первым, разделили на три входа в собор. Оно имеет 4 колокольни с остроконечными шпилями – почитание апостолов святого Матфея, Симона, Варнавы, Иуды. На верху башен виднеются знаки апостолов: крест, мирра, жезл, кольцо.

Открытая конструкция башен строилась с учетом выхода рассеянного звука колоколов и поэтому выглядит как жалюзи. Ниже виднеются записи «Sanctus, Sanctus, Sanctus» (Свят…); «Hosanna excelsis» (Осанна на небе); «Sursum corda» (Поднимите сердца).
В этой части храма чувствуется острый контраст на фоне предыдущего строения.

Буйство ликования природы и празднество жизни отражаются на рельефных панно, ведь пришел в этот мир Спаситель. Великолепный орнамент в декорациях подчеркивает все детали в скульптурах.

Портик Милосердия

Портик Милосердия разделен двумя дверями под позвоночником Христа, сделанный в виде пальмы, которая поддерживает статую Рождества. Колонна содержит ленту, на ней написали имена пращуров Иисуса от Авраама до Иакова.

Если поднять взгляд выше, перед нами открывается сцена Рождества, там счастливая Дева Мария с младенцем на руках, ее муж Иосиф, а по сторонам лежат мул и вол.

Еще выше размещается хор ангелов, они воспевают гимн, текст Евангелия выбили на латыни.

Над ними картина Благовещения: Архангел Гавриил оповещает Марию о зачатии Сына Божьего. Вокруг хора и Благовещенья овиваются 15 ответвлений роз, соответствующих 15 мистериям.

Завершающая статуя вверху показывает коронацию Девы Марии в Царицу Небесную.

С правой стороны – поклонение пастухов, слева – поклонение волхвов.


Расположение четырех ангелов с трубами, их направление в 4 стороны (небо, земля, свет, море) говорит о неизбежном Страшном Суде, который может прийти от указанных стихий. В этой части архитектурного творения привлекает внимание кипарисовая корона Христа в окружении белых голубей.

Дерево означает неиссякаемую любовь Спасителя к людям, а голубки – религиозных прихожан. На верхушке кипариса установлен знак Святой Троицы, красный крест, обвитый золотым крестом.

У подножия дерева размещается гнездо в виде короны и яйцо, самка пеликана кормит своих детенышей собственной кровью. По словам легенды именно эта птица способна ради жизни птенцов пойти на такую жертву. Вся лицевая часть украшается статуэтками птиц и зверей, ангелочками и христианской символикой.

Портик Веры

Портик Веры размещен справа от портика милосердия. По обе стороны дверей располагаются скульптурные группы: слева – визит Марии к ее бесплодной сестре Елизавете, позже забеременевшей Иоанном Крестителем.

Справа – работа Иисуса плотником, по центру – отображение двенадцатилетнего Христоса, показывающего глубокие знания Божьего Закона.

Выше нашему взгляду открываются великолепные каменные постановки: безгрешное зачатие Девы Марии, женская нога откидывает свившегося аспида, это символизация немощи Зла против Божьей Матери;

Показ храма, в этой сцене Симон держит на руках маленького Иисуса; Божий промысел, запечатленный как всевидящее око на ладони; связка пшеницы означает таинство Причастия.

Портик Надежды

Третий портик фасада Рождества, именуемый портиком Надежды, располагается слева. Сюжеты завораживают и тревожат душу, представлены в этой архитектурной группе: побег Иосифа с семьей из Израиля в Египет после предупреждения ангелом о решении Ирода погубить новорожденного Иисуса; сцена Избиения младенцев по указу царя Ирода; по центру изваяния Христоса и Иосифа.

Ближе к шпилю открываются сюжеты Обручения Марии с Иосифом, над ними священник с распростертыми руками и каменная картина мощной горы Монсеррат.

Все детали убранства собора объединены логической хронологической цепочкой. В декоре не найдешь ничего лишнего. В период Гражданской войны множество статуй на фасадной части храма повредились или были полностью уничтожены.


Храм Саграда Фамилия в Барселоне панорама фасада Рождества

Интересный факт: с конца 80-х годов их восстановлением занимается ярый поклонник творчества Гауди – японский мастер Эцуро Сотоо, который принял католическую веру.

Фасад Славы

Здание размещается на улице Calle Mallorca, его название связывают с церковным служением. Элементы сооружения заставят пофилософствовать над грехопадением и добродетельностью. Демонстрация преисподней, смерти и преподношения даров Святого Духа, все будет увенчивать Тринидад Огаста.

Строение выходит на южную сторону в направлении моря, поэтому целый день на него попадают солнечные лучи. И в этом есть смысл, ибо: «Слава это свет, свет приносит радость, а радость – духовное счастье».

Строительство данной части собора начато не так давно. Планируется воссоединить три входа и сделать обрамление портиком, состоящего из семи колонн, которые символизируют дары Святого Духа. В нижней части предстанут картины ада; выше люди разных профессий, знак того, что любой физический труд это и есть добродетель.

Ближе к верхушке разместится Святая Троица, а также Святой Дух в обличии летящего голубя. Над птицей статуи Отца с Сыном и надпись на латинском языке, которая будет подсвечиваться ночью. Конструкцию окутают каменные тучи, на них высекут тексты из сюжета Сотворения мира. На вершине Фасада Славы построят колокольни, чествующие память Святым Петру, Андрею, Павлу, Иакову.

Фасад Страстей

Эмоции переполняют при осмотре фасада Страстей Христовых. Его современное виденье было еще в чертежах Гауди 1911 года, он сознательно не захотел использовать орнаментальный декор. Задача архитектора основывалась на том, чтобы приковать внимание зрителей к скульптурам, которые показывают события последних земных дней Христа.

Фасад Страстей показывает сцены последних земных дней Христа

Обнаженные наклонные колонны подобны огромным стволам деревьев. Холодные каменные сооружения без украшений символизируют безутешную скорбь. Изваяния Субиракса кажутся грубыми, как будто высекались топором. Великолепные скульптуры обладают огромной эмоциональной напряженностью и располагаются вдоль S-фигурной тропы.

Она размещается внизу слева и указывает путь Иисуса на Голгофу. Вдоль линии видим Via Crucis: сцены Тайной вечери, на которой Христос предвещает свою смерть и воскресение. Чуть правее расположились скульптуры Петра и воинов, далее на уровне– поцелуй Иуды. На заднем плане ученика Иисуса видно изображение змея, символизация подстрекательства дьявола на предательство своего учителя.

Криптограмма с цифрами, которые в суммировании “пятнашек” по вертикали, горизонтали или диагонали дают число тридцать три, т. е. возраст Спасителя, когда он принял смерть. Статуи трех женщин указывают на трехразовое отречение Петра от Иисуса.

Криптограмма из 16 цифр, три сотни комбинаций – сумма чисел по диагонали, вертикали и горизонтали всегда дают число 33 – возраст Христа

Поза Петра и его тело, закутанное в простыню – метафорический знак позорного малодушия. Ecce Homo: на нижнем уровне скульптура Сына Божьего, на голове которого плетеный венок из терна. Вокруг солдаты-стражники, играющие в кости на ризы Иисуса. Пилат на суде умывает руки перед народом и отказывается принять решение о дальнейшей участи Спасителя.

На первом изгибе внизу буквы S три Марии склонились над Христосом, который не выдержал тяжести креста и упал по дороге на Голгофу; Симон несет Крест Иисуса. По центру над воротами изображается сцена повторного падения.

Святая безликая Вероника подчеркивает нерукотворный лик Христа, оттиск на плаще. Завершает уровень статуя солдата Лонгина, форма шлема у него напоминает дымоходную трубу.


Безликая Вероника с платком в руках, которым вытирал кровь и пот на лице Христос

Говорят, что воин проткнул копьем ребра Иисуса, а позже Лонгин принял христианство и мученическую смерть во имя Церкви.

Следующий изгиб линии буквы S направо, где изображается смерть Христоса. Левее Дева Мария на коленях оплакивает Иисуса, а Иоанн утешает ее, на заднем плане видно Марию Клеопову.

Распятие Христа изображается на черном железном кресте, состоит он из двух балок. Это дает резкий контраст на фоне каменного тела, расположенного горизонтально. С торца балки, выкрашенной красным цветом, надпись INRI. Изображение луны – символ ночи, череп – знак смерти. Над распятием раздертая завеса, которая разделяла Иерусалимское святилище от других помещений.

Во время мученической смерти Христа завеса сама порвалась на две части, и многие тела умерших воскресли и явились перед людским взором. Справа вверху богатый Аримафеец Иосиф с Никодимом запечатлены в сцене погребения. Они несут к скале тело Спасителя, замотанное в плащаницу. Мария Магдалена на коленях преклонилась перед входом в гробницу. Над ее головой символ воскрешения, святости – яйцо.

Работа над строительством ведется постоянно, и туристам, которые посетили Саграду Фамилию со 2-го июля 2018 года повезло, они смогли увидеть, как на фасад Страстей устанавливали новый элемент в композицию – крест весом более 18 тонн и высотой 7,5 метра (его можно увидеть на ранних набросках Гауди, которые он делал в конце XIX века).

Ворота фасада Страстей

На дверях ворот из бронзы высекли фрагмент текста Евангелия, который повествует о последних земных днях Сына Божьего. Между буквами располагаются символы: пеликан раздирает свое сердце; ключ от эдема; криптограмма. 16 цифр криптограммы обладают тремя сотнями комбинациями, в суммировании всегда дают Христовый возраст – 33.

По обе стороны ворот на колоннах воспроизвели в зеркальном изображении греческий знак альфа – начало и символ омега – конец.

На переднем плане ворот огромная 5-метровая статуя бичевания Спасителя у постыдного столба с тростью у ног, установленная на невозделанный камень. Мраморный камень для высечения скульптуры нашли с оттиском пальмового листа, считают, что он был послан с небес. Изваяние находится между поцелуем Иуды и отречением Петра, что указывает на одиночество Христа.

5-ти метровая каменная статуя, изображающая бичевание Христа у постыдного столба

По обе стороны фасада находятся двери. Одни – отображают муки Спасителя, на их поверхности написанные отрывки из произведения Данте «Божественная комедия», другие – Гефсиманские двери, на них изображается молитва Христа в саду перед задержанием.

Монастырь

Монастырь располагается за границами собора Святого Семейства. План его постройки предусматривает обрамление храма кольцом, которое прерывается в местах ворот и апсиды. Это некий защитный щит от уличного шума. На пересечении с фасадной частью установили декоративные двери с молитвами к Святой Марии, Мадонне Милосердия, Деве Марии Розарии, Монсерратской Деве.


Над фасадом монастыря до сих пор продолжаются работы

Дверь Фасада Славы приводит в Часовню Раскаянья. Декоративные элементы на дверях состоят из оливковых ветвей, цветов и пальмовых листьев. По углам монастыря сделают обелиски, означающие добрые дела, посты и стороны света. Туристам не представляется пока возможность увидеть главную часть фасада, т. к. работа над ним еще не окончена.

Апсида

Если обойти собор вокруг, между фасадом Рождества и фасадом Страстей появляется Апсида. Эту часть воспроизводили одну из первых, построили в архитектурном готическом стиле. Апсида почитает память Божьей матери, сооружение лицевой части в стадии строительства. Семь часовен с изображениями на внешней стороне собора, горгулий, принимающих облик жаб и змей. Они с презрением и злостью наблюдают за добрыми символами горгулий, представленных в форме земноводных черепах.

Последние символизируют землю и водную стихию, их фигуры совпадают с лестницами. Это знак того, что имея терпение, каждый человек способен подняться вверх и осуществить свою заветную мечту. В проекте учитывается воздвижение, с внутренней стороны Апсиды, статуй основоположников религиозного ордена. На верхушке сделают купол Святой Марии, увенчанный звездой с 12 концами (утренняя звезда).

Внутренняя часть храма

Нестандартное решение Антонио Гауди виденья Саграда Фамилия внутри.

Для распределения нагрузки на колонны и арки он решил использовать разветвленные колоны-деревья, это стало гениальной идеей. Поразительный эффект красоты конструкции был получен в попадании на нее света через цветные стекла.

План храма Sagrada Familia


Балдахин над Христовым распятием с 50 масляными лампами

Внутри собора продолжается строительство, но посетителям все равно есть чем полюбоваться. Саграда Фамилия внутри фото.

Параболические арки, увенчанные колючими звездами, подобны огромным цветам; пальмовые листья, а посередине находится отверстие, через него по замыслу архитектора должен попадать свет.




Гауди склонялся к тому, что яркое освещение внутри храма нарушит гармонию архитектурного декора и не создаст желаемого душевного покоя, поэтому свечение через цветные витражи создало нереальную атмосферу .

По центру нефа изображено изваяние Святого Георгия, эту работу каталонского покровителя выполнил Субиракс.

Отстояв 10-минутную очередь, можно подняться на лифте наверх колокольни, которые соединяются друг с другом мостиками.

Внутри каждой находятся узкие спиральные лестницы, расположенные между внешними стенками башен. В пролетах предусмотрены места для колоколов. Верхушка украшается мозаикой и венецианским стеклом, на ней установили епископские символы.

В подвальном помещении храма представлена экспозиция-музей, на которой демонстрируют все этапы реконструкции и строительства.

Музей

После завершения работ над криптой, в 1961 году был открыт музей. Обзязательно туда сходите после осмотра самого храма. Вы увидите бесценные экспонаты, в том числе подлинные рисунки и чертежи Антонио Гауди . Они хранятся в отдельных комнатах, с очень слабым освещением, чтобы максимально защитить бумагу от внешнего воздействия.

Также в музее вы сможете увидеть на фото этапы строительства Саграды, немногие фото Гауди, ведь известно, что он очень не любил фотографироваться.


На полках можно увидеть многочисленные гипсовые слепки и модели архитектурных деталей собора, людей животных, растительного мира, а также другие интересные экспонаты, которые посвящены историческим, художественным и символическим аспектам проектирования и строительства Искупительного храма Святого Семейства.





Знаменитая криптограмма 16 цифр, обладающая тремя сотнями комбинациями, в суммировании всегда дают возраст Христа – 33

Кроме этого можно увидеть репродукции и других творений Гауди. Знаменитый архитектор был ярым приверженцем Каталонии и творил исключительно на ее территории и очень редко выезжал за границу.

Из 18 произведений зодчества Гауди, все расположены на территории Испании, 14 – в Каталонии, 12 – в Барселоне.

Как добраться до Саграда Фамилия в Барселоне

Выгоднее к храму добираться на метро, станция Саграда Фамилия (2 и 5-я линия). Маршрут городских автобусов № 50, 34, 43, 19 позволит доехать к нужной остановке. Также добраться к достопримечательности можно на туристических автобусах City Tour и Bus Turistic.

  • Адрес Саграда Фамилия: Барселона, 401, Mallorca. Локализации официального сайта Саграда Фамилия на русский язык нет.

Остановка Bus Turistic (синия линия) прямо напротив храма Саграда Фамилия

Изумительная акустика, продуманная Антонио Гауди, позволит по окончании строительства 2,5 тысячам певчим исполнить литургию в аккомпанировании нескольких органов.

Это будет Божественный звук! Испанский архитектор Фаули уверен, что храм Саграда Фамилия в Барселоне будет полностью достроен через 10 лет. Грандиозное творение мировой архитектуры впечатляющее, заставляет преклоняться величайшему гению, сотворившему такое чудо.

Билеты

Купить билет в Саграда Фамилия на посещение можно в кассах и онлайн. Стоимость билетов от 15 евро (есть разные варианты экскурсий).


Продолжительность экскурсии 1-1,5 часа. Вход в базилику строго по времени

Учтите, что в туристический сезон в кассы большие очереди, желающих посетить храм в это время особенно много, поэтому за билетами можно простоять не один час , что не очень хорошо, если пришли на экскурсию с детьми или вы сами плохо переносите жаркую погоду. Испанское солнце летом не щадит никого.

График работы:

Лучше приобретать билеты, которые включают наличие русскоязычного аудио-гида, где за час вам расскажут историю строительства храма, про замыслы Гауди и их реализацию.
Купить билеты в Саграду Фамилию лучше онлайн и заранее.

Преимущества:

  • Вы спокойно заказываете билеты на нужную дату без суеты и стресса;
  • Не придется стоять большую очередь из туристов под палящим солнцем;
  • Происходит моментальное подтверждение бронирования;
  • Гарантированный возврат денег, если вы передумали;
  • Русскоязычный гид.

Оплата:

  • Visa/Mastercard;
  • Сбербанк Онлайн;
  • Альфа-Клик;
  • WebMoney;
  • Яндекс Деньги;
  • Наличными в отделениях Связного или Евросети.

Если вы в Барселоне впервые, то обратите внимание на обзорные экскурсии по городу (пешеходные или автобусные). Обязательно побывайте в Готическом квартале – сердце города с совершенно величественной архитектурой! Настоятельно советуем приобретать экскурсии с квалифицированным гидом; ни в одном путеводителе, хоть сколько подробным он не был, вы не найдете столько историй, тонкостей и нюансов, которые знает житель Барселоне.