Анализ стихотворения майкова поле зыблется цветами. Весна в лирике русских поэтов (по стихотворениям А

Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Синее небо, зеленое поле… В белой рубахе с сохой селянин… Он размышляет о выданной воле, — Здесь, на просторе, с природой один. Знаю я — труд ему весел и сладок…...
  2. Знакомое поле, а в поле — траншеи да рвы, Засохшая глина да куст полумертвой травы. Разбросаны трубы. Да вышки. Да снова — былье. Знакомое поле — мое — и совсем...
  3. О царица поцелуев! Ложе брачное цветами Украшай в восторге пьяном и не думай о грядущем! Шкуры львов и пестрых тигров пусть расстелятся пред нами. Будь, как Солнце, ярким светом и,...
  4. Н. В. Станкевичу Есть поле победы, широкое поле! Там ветер пустынный гуляет по воле! На поле курганы — гробницы костей: То грозное дело булатных мечей! Давно там замолкли и крик...
  5. «Жизнь пережить — не поле перейти!» Да, правда: жизнь скучна и каждый день скучнее; Но грустно до того сознания дойти, Что поле перейти мне все-таки труднее!...
  6. Вот ведь какая беда, Вот незадача какая: Светом последним сверкая, В небе погасла звезда. Над ледяною рекой В неколебимых оковах Ни щебетанья, ни слова — Но бесконечный покой. Царства пройдут...
  7. Все мне мерещится поле с гречихою, В маленьком доме сирень на окне, Ясное-ясное, тихое-тихое Летнее утро мерещится мне. Мне вспоминается кляча чубарая, Аист на крыше, скирды на гумне, Темная-темная, старая-старая...
  8. Во поле березынька стояла, Во поле кудрявая стонала: «Некому кудрявой защитити, Не к кому прибегнуть мне к защите; Вновь на каждом листике березы Выступают, словно жемчуг, слезы От беды —...
  9. Пахнет полем воздух чистый… В безмятежной тишине Песни птички голосистой Раздаются в вышине. Есть у ней своя подруга, Есть у ней приют ночной, Средь некошеного луга, Под росистою травой. В...
  10. Облака идут-плывут на воле. Звон мечей затих и стук подков. Отдыхает Куликово поле В синеве торжественных веков. Лишь ковыль над ратью побежденной Движется, как вешняя вода. И в другие времена...

Аполлон Николаевич Майков

Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…

Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал на то, чтобы стать знаменитым, но честно признавался, что мечтает до самой смерти сохранить чистоту души и яркость восприятия окружающего мира. Именно по этой причине поэт подмечал каждую мелочь и находил любому явлению природы возвышенное объяснение. Далекий от философских вопросов, Майков все же время от времени проводил в своих произведениях параллели между человеком и окружающим его миром, находя удивительные сходства и совпадения.

Аполлон Майков

В 1857 году поэт опубликовал стихотворение «Поле зыблется цветами…», которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. Пейзаж, открывшийся взгляду Майкова, вряд ли можно назвать примечательным. Обычное поле, обласканное солнечными лучами, вряд ли смогло бы привлечь внимание кого-то другого. Но поэт увидел в этой умиротворенной картине нечто возвышенное и божественное, признаваясь: «Взгляд мой тонет в блеске полдня». Это ощущение безграничного счастья и свободы подкреплено пением жаворонков, которым «голубые бездны полны». Поэт не видит птиц, но слышит их восхитительное щебетание, которое придает тривиальному летнему пейзажу особую красоту и дерзость. Автор мысленно переносится в обычный мир и тут же находит удивительно точное сравнение своим ощущениям, утверждая: «Так надежды молодые тешат сердце мне приветом…». Это фраза требует некоторого пояснения и расшифровки. Дело в том, что Аполлон Майков почти всю жизнь проработал библиотекарем в знаменитом Румянцевском музее, и к нему часто за помощью обращались молодые литераторы. Он не только был лично знаком с будущими знаменитостями, но и с волнением наблюдал за их восхождением на литературный Олимп. Очень мало кто из друзей Майкова знал о том, что и сам он пишет стихи, так как поэт никогда не стремился афишировать свое увлечение. Между тем, первый сборник произведений этого автора был удостоен императорской премии, благодаря которой поэт сумел побывать во многих городах Европы. Читая произведения своих юных друзей, Майков не испытывал зависти или же ревности. Наоборот, он радовался их достижениям даже больше, чем своим собственным победам, считая, что русскую литературу ждет прекрасное будущее.

Поэтому последний куплет стихотворения можно трактовать двояко, так как в образе жаворонков представлены такие начинающие литераторы, как Тургенев, Белинский и Некрасов. Поэт признается, что не знает, откуда раздаются их голоса. Однако при этом отмечает: «Но, им внемля, взоры к небу, улыбаясь, обращаю».

Природа родного края всегда служила источником вдохновения для многих поэтов. Не стал исключением и Аполлон Николаевич Майков. Его стихотворение «Поле зыблется цветами» является прекрасным образцом пейзажной лирики, в котором в полной мере раскрывается красота природы. Предлагаем краткий анализ «Поле зыблется цветами» по плану, который пригодится при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1857 году, опубликован в 1858 году в девятом выпуске журнала «Отечественные записки».

Тема стихотворения – Молодость и смелые надежды, навеянные красотой природы.

Композиция - Стихотворение состоит из трех катренов, и условно разделено на две смысловые части: в первой части передается красота летнего пейзажа, во второй - повествуется о молодых надеждах.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Метафоры – «в небе льются света волны», «тешат сердце мне приветом».

Эпитеты - «вешние», «молодые».

Олицетворения – «надежды тешат», «взор мой тонет».

История создания

Стихотворение было написано в 1857 году, когда поэт уже вступил в пору творческой зрелости. К тому времени он приобрел ценный багаж жизненного опыта, и в его творчестве все чаще стали проступать глубокие философские темы. Но вместе с тем поэт не переставал писать невероятно трогательные и лирические произведения, среди которых особенно выделяется стих «Поле зыблется цветами».

Тема

Центральная тема произведения - восхищение чудесным летним пейзажем, который олицетворяет собой молодость и светлые надежды на будущее. Именно благодаря этим мечтам и надеждам человек наполняется внутренней силой и жизненной энергией, они «окрыляют» его, давая возможность творить.

Автор учит, что нужно уметь видеть всю красоту и очарование окружающего мира - только так сердце может наполниться искренним восторгом и радостью. Тесное взаимодействие человека и природы, их единство - главная идея произведения.

В стихотворении центральными являются несколько образов: лирический герой, молодые надежды и жаворонки, чье пение разносится повсюду. Автор рисует умиротворяющую картину: поле, усыпанное душистыми цветами, и по-летнему яркое небо, излучающее « света волны ». Мелодичные трели жаворонков ассоциируются у автора с « надеждами молодыми ».

Лирический герой сопоставляется с образом самого автора, точно отображая его внутреннее состояние. В период написания стихотворения Аполлон Николаевич был счастливо женат, занимал пост в Министерстве финансов, всячески поддерживал начинающих поэтов и писателей, и был полон надежд на светлое будущее.

Произведение вызывает самые чистые эмоции: автор призывает полюбоваться миром глазами ребенка, еще не познавшего разочарований и горечь утрат. Именно так себе и представляет Майков молодые таланты, которые только делают первые шаги в творчестве. Их главной силой является молодость и нерушимая уверенность в собственных силах.

Композиция

Стихотворение состоит из трех четверостиший, и условно разделено на две смысловые части. В первой части произведения автор любуется природой, красотой летнего пейзажа. Во второй части он предается мечтам и грезам, которые навевает летний зной и звонкие трели жаворонков, парящих в небесной лазури.

Ритм стихотворения приближен к разговорному из-за пропусков ударения. Почти все предложения заканчиваются многоточиями, благодаря чему создается ощущение неспешного повествования и размышления лирического героя.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для придания выразительности образам поэт использует широкий спектр художественных средств, среди которых пальма первенства принадлежит метафорам (« в небе льются света волны», « тешат сердце мне приветом »).

Красочные эпитеты (« вешние», «молодые») помогают передать красоту природы. Олицетворения (« надежды тешат», «взор мой тонет ») как нельзя лучше отображают надежды и мечты лирического героя.

Большой интерес представляет и интонационный рисунок произведения. Обилие оборванных конструкций создают безмятежную, расслабленную атмосферу, указывают на задумчивость и лирическое настроение автора.

В произведении гармонично переплетаются пейзажные и философские мотивы, которые отображены в прекрасных метафоричных образах.

«Поле зыблется цветами…» Аполлон Майков

Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…

Анализ стихотворения Майкова «Поле зыблется цветами…»

Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал на то, чтобы стать знаменитым, но честно признавался, что мечтает до самой смерти сохранить чистоту души и яркость восприятия окружающего мира. Именно по этой причине поэт подмечал каждую мелочь и находил любому явлению природы возвышенное объяснение. Далекий от философских вопросов, Майков все же время от времени проводил в своих произведениях параллели между человеком и окружающим его миром, находя удивительные сходства и совпадения.

В 1857 году поэт опубликовал стихотворение «Поле зыблется цветами…», которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. Пейзаж, открывшийся взгляду Майкова, вряд ли можно назвать примечательным. Обычное поле, обласканное солнечными лучами, вряд ли смогло бы привлечь внимание кого-то другого. Но поэт увидел в этой умиротворенной картине нечто возвышенное и божественное, признаваясь: «Взгляд мой тонет в блеске полдня». Это ощущение безграничного счастья и свободы подкреплено пением жаворонков, которым «голубые бездны полны». Поэт не видит птиц, но слышит их восхитительное щебетание, которое придает тривиальному летнему пейзажу особую красоту и дерзость. Автор мысленно переносится в обычный мир и тут же находит удивительно точное сравнение своим ощущениям, утверждая: «Так надежды молодые тешат сердце мне приветом…». Это фраза требует некоторого пояснения и расшифровки. Дело в том, что Аполлон Майков почти всю жизнь проработал библиотекарем в знаменитом Румянцевском музее, и к нему часто за помощью обращались молодые литераторы. Он не только был лично знаком с будущими знаменитостями, но и с волнением наблюдал за их восхождением на литературный Олимп. Очень мало кто из друзей Майкова знал о том, что и сам он пишет стихи, так как поэт никогда не стремился афишировать свое увлечение. Между тем, первый сборник произведений этого автора был удостоен императорской премии, благодаря которой поэт сумел побывать во многих городах Европы. Читая произведения своих юных друзей, Майков не испытывал зависти или же ревности. Наоборот, он радовался их достижениям даже больше, чем своим собственным победам, считая, что русскую литературу ждет прекрасное будущее.

Поэтому последний куплет стихотворения можно трактовать двояко, так как в образе жаворонков представлены Такие начинающие литераторы, как Тургенев, Белинский и Некрасов. Поэт признается, что не знает, откуда раздаются их голоса. Однако при этом отмечает: «Но, им внемля, взоры к небу, улыбаясь, обращаю».

А.Н. Майкова и А.А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их поэзия привлекает остротой зрения, тонкостью изображения, любовным вниманием к мельчайшим подробностям жизни родной природы.
А.Н. Майков к тому же был еще и хорошим художником, поэтому любил поэтически отображать яркое, солнечное состояние природы в своих стихах. А что может быть ярче и солнечнее поющего весеннего или летнего дня? Проснувшаяся, входящая в силу после холодов земля радует глаз буйством красок, «теплит сердце» надеждами и приветом, заставляет беспричинно улыбаться, как это описывается в стихотворении А.Н. Майкова «После зыблется цветами».
Поэтическое пространство здесь лишено образов, оно все залито светом, даже пение жаворонков словно растворяется в «блеске полдня». И внутрь этой картины поэт помещает себя, не нарушая ее гармонии, а наоборот, передавая состояние счастливого единения человеческой души и окружающего мира в минуту восторга:
О, откуда раздаются
Голоса их, я не знаю...
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
Возвышенное, торжественное настроение стихотворению придает лексика: «зыблется», «бездны», «взор», «тешат», «внемли».
Эти слова высокой стилистической окраски как бы увлекают читателя в голубые бездны, куда устремляет свой взор и поэт.
Также гармоничен, прекрасен мир в лирике А. А. Фета. Но поэт не стремится к изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют «поэтические события» в жизни природы: розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике, раскидывает ветви пушистая весенняя верба, и «первый ландыш» «из-под снега просит солнечных лучей». Конечно, самой богатой на такие события может быть опять же весна с ее стремлением к жизни, радости. Поэтому в стихотворении «Первый ландыш» так много восклицательных предложений. Фету важно не фотографически точно изобразить явления природы, а передать свои впечатления от них. И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом-переживанием:
О первый ландыш!
Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Такие стихи обращены не к уму, а к чувствам человека с его склонностью к неожиданным связям и ассоциациям:
Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой, -
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
У Фета «воздух, свет и думы заодно»: его поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений в запредельную тайну мироздания:
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Этим объясняются и нарушение у поэта традиционной условности метафорического языка, всякие границы между человеком и природой устранены: речь в стихотворении идет сразу и о ландыше, и о деве.
Еще одна особенность фетовской лирики состоит в музыкальности, которая проявляется в озвучивании предметов и явлений окружающего мира. Песенное начало есть и в стихотворении «Первый ландыш». Его создают, во-первых, лексические повторы: «первый», «весна - весенний», «дева - девственный», «вздыхает - вздох», а также анафоры: «как», «какие», синонимы: «душистой - благоухает».
Чтение таких стихов, как «Поле зыблется цветами», «Первый ландыш» доставляет настоящее наслаждение, позволяя окунуться в прекрасный мир поэзии и весны.