Анализ стихотворения Майкова «Поле зыблется цветами…. Анализ стихотворения майкова поле зыблется цветами

/ / / Анализ стихотворения Майкова «Поле зыблется цветами…»

Стихотворения А. Майкова просты и изящны одновременно, за что их и любят читатели. Непринужденные строчки наполняют душу светом, дарят радость и надежду. Поэт умел тонко чувствовать природу и находить в ней сходства с человеком, что проявилось и в стихотворении «Поле зыблется цветами». Оно было создано в 1857, когда Аполлон Николаевич уже был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – молодость и молодые надежды, рядом с ней развиваются пейзажные мотивы. Автор утверждает, что светлые молодые надежды дают человеку крылья для жизненного полета. Также он показывает, что нужно уметь видеть красоту природы, чтобы наполнять сердце радостью. В контексте указанных тем появляется и мотив единства человека и природы.

В центре стихотворения несколько образов – лирический герой, жаворонок и молодые надежды. Начинается оно прекрасным летним пейзажем, который мы видим глазами лирического героя. Перед нами поле, усыпанное цветами и небо излучающее свет. В небесной лазури раздаются песни жаворонка. Герой пытается разглядеть певца, но взор «тонет в блеске полдня». Образ жаворонка символичный, он толкуется как единение неба и земли, а в некоторых культурах – как юношеские порывы, радость.

Далее проводится параллель между пейзажной зарисовкой и надеждами молодых людей. Несмотря на то, что надежды – образ абстрактный, автор описывает его достаточно детально. Надежды, приветствуют сердце лирического героя, раздаются голосами, но увидеть их не удается. Все как с песней жаворонка: услышать ее можно, а вот птичку разглядеть очень трудно. Лирическому герою остается только обращать взор к небу и пытаться понять голоса.

Лирический герой сливается с образом автора, выражает его внутреннее состояние. В период написания стихотворения Аполлон Николаевич действительно был полон надежд на светлое будущее: он уже несколько лет прожил в браке, строил карьеру в Министерстве финансов.

Стихотворение А. Майкова «Поле зыблется цветами» состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой. По две строки в четверостишьях не объединяются рифмой, но их созвучью способствует плавная ритмическая организация. Произведение можно разделить на две смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ о молодых надеждах. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Образы, созданные в стихотворении метафоричные, поэтому метафора играет в нем главную роль: «в небе льются света волны», «жаворонков пенья голубые бездны полны», «надежды молодые тешат сердце мне приветом». Эпитеты дополняют пейзажную зарисовку и размышления лирического героя: «вешние жаворонки», «надежды молодые». Сравнения А. Майков не использует. Интересен интонационный рисунок стихотворения. В строфах много оборванных конструкций. Они выражают задумчивость героя, воспроизводят благодатную атмосферу.

«Поле зыблется цветами» А. Майкова – гармоничное сплетение пейзажных и философских мотивов, которые нашли воплощение в прекрасных метафоричных образах.

Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами 8 класс

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».

2. Жанр произведения - пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения - восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ - жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).

Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление - свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.

В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества - молодость и наивная уверенность в своих силах.

4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа - набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.

5. Размер произведения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения - сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.

7. Основная мысль стихотворения - надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.

помогите найти анализ стихотворения Майкова "Поле зыблется цветами..."

  1. Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты.

    В стихотворении А. Н. Майкова рисуется картина весны и пение жаворонков. Подчеркивается простор, свежесть весны:

    Поле зыблется цветами
    В небе льются света волны
    Вешних жаворонков пенья
    Голубые бездны полны.

    Лирический герой не видит певцов, он лишь слышит их пение, но эти песни отзываются в его сердце новыми молодыми надеждами.

    Так надежды молодые
    Тешат сердце мне приветом

    Радость в душе, покой, умиротворение вызывает пение жаворонков.

    Обратить взоры к небу, подумать о вечном, о бессмертии души человека и о том, как прожить жизнь в гармонии с природой и миром, это одна из высших задач человеческого разума. А. Н. Майков связывает перемены в природе с настроением человека.

  2. Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал на то, чтобы стать знаменитым, но честно признавался, что мечтает до самой смерти сохранить чистоту души и яркость восприятия окружающего мира. Именно по этой причине поэт подмечал каждую мелочь и находил любому явлению природы возвышенное объяснение. Далекий от философских вопросов, Майков все же время от времени проводил в своих произведениях параллели между человеком и окружающим его миром, находя удивительные сходства и совпадения.
    В 1857 году поэт опубликовал стихотворение Поле зыблется цветами, которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. Пейзаж, открывшийся взгляду Майкова, вряд ли можно назвать примечательным. Обычное поле, обласканное солнечными лучами, вряд ли смогло бы привлечь внимание кого-то другого. Но поэт увидел в этой умиротворенной картине нечто возвышенное и божественное, признаваясь: Взгляд мой тонет в блеске полдня. Это ощущение безграничного счастья и свободы подкреплено пением жаворонков, которым голубые бездны полны. Поэт не видит птиц, но слышит их восхитительное щебетание, которое придает тривиальному летнему пейзажу особую красоту и дерзость. Автор мысленно переносится в обычный мир и тут же находит удивительно точное сравнение своим ощущениям, утверждая: Так надежды молодые тешат сердце мне приветом. Это фраза требует некоторого пояснения и расшифровки. Дело в том, что Аполлон Майков почти всю жизнь проработал библиотекарем в знаменитом Румянцевском музее, и к нему часто за помощью обращались молодые литераторы. Он не только был лично знаком с будущими знаменитостями, но и с волнением наблюдал за их восхождением на литературный Олимп. Очень мало кто из друзей Майкова знал о том, что и сам он пишет стихи, так как поэт никогда не стремился афишировать свое увлечение. Между тем, первый сборник произведений этого автора был удостоен императорской премии, благодаря которой поэт сумел побывать во многих городах Европы. Читая произведения своих юных друзей, Майков не испытывал зависти или же ревности. Наоборот, он радовался их достижениям даже больше, чем своим собственным победам, считая, что русскую литературу ждет прекрасное будущее.
    Поэтому последний куплет стихотворения можно трактовать двояко, так как в образе жаворонков представлены Такие начинающие литераторы, как Тургенев, Белинский и Некрасов. Поэт признается, что не знает, откуда раздаются их голоса. Однако при этом отмечает: Но, им внемля, взоры к небу, улыбаясь, обращаю.

Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Синее небо, зеленое поле… В белой рубахе с сохой селянин… Он размышляет о выданной воле, — Здесь, на просторе, с природой один. Знаю я — труд ему весел и сладок…...
  2. Знакомое поле, а в поле — траншеи да рвы, Засохшая глина да куст полумертвой травы. Разбросаны трубы. Да вышки. Да снова — былье. Знакомое поле — мое — и совсем...
  3. О царица поцелуев! Ложе брачное цветами Украшай в восторге пьяном и не думай о грядущем! Шкуры львов и пестрых тигров пусть расстелятся пред нами. Будь, как Солнце, ярким светом и,...
  4. Н. В. Станкевичу Есть поле победы, широкое поле! Там ветер пустынный гуляет по воле! На поле курганы — гробницы костей: То грозное дело булатных мечей! Давно там замолкли и крик...
  5. «Жизнь пережить — не поле перейти!» Да, правда: жизнь скучна и каждый день скучнее; Но грустно до того сознания дойти, Что поле перейти мне все-таки труднее!...
  6. Вот ведь какая беда, Вот незадача какая: Светом последним сверкая, В небе погасла звезда. Над ледяною рекой В неколебимых оковах Ни щебетанья, ни слова — Но бесконечный покой. Царства пройдут...
  7. Все мне мерещится поле с гречихою, В маленьком доме сирень на окне, Ясное-ясное, тихое-тихое Летнее утро мерещится мне. Мне вспоминается кляча чубарая, Аист на крыше, скирды на гумне, Темная-темная, старая-старая...
  8. Во поле березынька стояла, Во поле кудрявая стонала: «Некому кудрявой защитити, Не к кому прибегнуть мне к защите; Вновь на каждом листике березы Выступают, словно жемчуг, слезы От беды —...
  9. Пахнет полем воздух чистый… В безмятежной тишине Песни птички голосистой Раздаются в вышине. Есть у ней своя подруга, Есть у ней приют ночной, Средь некошеного луга, Под росистою травой. В...
  10. Облака идут-плывут на воле. Звон мечей затих и стук подков. Отдыхает Куликово поле В синеве торжественных веков. Лишь ковыль над ратью побежденной Движется, как вешняя вода. И в другие времена...

Стихотворение «Поле зыблется цветами» 36-летний Аполлон Майков написал в 1857 г. Стихотворение было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 9 в 1858 г. и в том же году издано в книге «Стихотворения Аполлона Майкова. Книга вторая».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Лучшие образцы пейзажной лирики всегда носят оттенок философской. Так и в стихотворении «Поле зыблется цветами», где летняя природа уподоблена храму, а лирический герой находит божественную гармонию в природе и обществе.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 3 строф. Первая строфа описывает весеннюю природу: цветущее поле и голубое небо, наполненное светом; пение жаворонка.

Во второй строфе возникает образ лирического героя, который сопоставляет поющих высоко в небе жаворонков с молодыми надеждами. Эту мысль лирический герой развивает в последней строфе, размышляя о природе таланта.

С 1844 г. вернувшийся из Италии Майков работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее до 1861 г., когда музей был переведён в Москву. С 1852 г. Майков работал цензором, сменив затем на должности председателя Комитета иностранной цензуры Фёдора Тютчева. По долгу службы Майкову приходилось много общаться с молодыми дарованиями, которые очень вдохновляли зрелого писателя, обладавшего широкой душой и лишённого зависти.

Кульминация стихотворения – сопоставление пения жаворонков и молодых надежд, которые тешат сердце лирического героя. Синтаксическая конструкция второй строфы позволяет трактовать образ молодых надежд и по-другому. Это чаяния самого автора, которые сегодня, в зрелом возрасте, подобны лучам света, движущим его жизнь.

Тема стихотворения – наслаждение весенней природой. Основная мысль в познании Бога через его творение, Творца через природу. Осознание этой связи позволяет лирическому герою почувствовать себя и всё человечество частью замысла Божьего. Стихотворение наполнено чувством счастья.

Тропы и образы

Замысел Майкова состоял в создании образа природы как величественного храма. В первой строфе, согласно библейской традиции, смешиваются тверди земные и небесные, «голубые бездны» неба и поле. Из Библии также образ света – первого, что возникло во Вселенной, когда Дух носился над бездною. Свет пронизывает стихотворение. В первой строфе он подобен волнам, наполняющим голубые бездны. Во второй строфе он слепит глаза, не позволяя увидеть источник прекрасного пения.

Невидимость Бога, чей облик освещён так ярко, что слепит глаза – традиционный для Библии мотив. С сияющим лицом и телом описан Христос в Откровении. Таким видят его ученики на горе Преображения. Ангелы тоже являются людям в ослепительном сиянии.

Стихотворение динамично. Поле зыблется, то есть колышется, колеблется цветами. Этому горизонтальному движению противопоставлены вертикально катящиеся с неба на землю волны света. Пение жаворонков наполняет всё пространство.

Гармония мира описана с помощью эпитетов и метафорических эпитетов (голубые бездны, вешние жаворонки), метафор (волны света льются, взор тонет). Центральное сравнение поющих жаворонков с молодыми надеждами разъясняет замысел стихотворения.

Последняя строфа синтаксически связана с молодыми надеждами, голоса которых слышит зрелый поэт. Эти голоса побуждают лирического героя «обращать взоры к небу» и радоваться. Такое поведение подобно молитве в храме, где разлитые под куполом голоса символизируют ангельское пение. Как церковь – Царство Божие на земле, так и природа – храм Божий на земле. Природа и молодые надежды – лучшая часть общества - побуждают лирического героя обращать «взоры к небу».

В стихотворении много старославянизмов, которые создают не только высокий стиль, но и одухотворенное настроение: зыблется, вешний, взор, внемля.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано 4-стопным хореем со спондеем в половине первых слогов. Пропуски ударения приближают ритм к разговорному. В стихотворении рифмуются только чётные строчки, речь лирического героя возвышенная, но непринуждённая. Рифмовки женские, рифмы банальные. Из 8 предложений стихотворения 6 заканчиваются многоточиями, воссоздающими неторопливое рассуждение лирического героя.