Земский собор был впервые. Созыв первого земского собора, его роль в политической жизни руси

Считалось, что Земские соборы олицетворял собой "всю землю". На самом деле на Земских соборах было представлено далеко не все население России (то же самое наблюдалось в западноевропейских представительных учреждениях). В земских соборах принимали участие:

  • - Боярская дума (в полном составе);
  • - Освященный собор (высшие церковные иерархи);
  • - Выборные от служилых людей "по отечеству" (дворян московских, приказной администрации, городового дворянства);
  • - Выборные от служилых людей "по прибору" (стрельцов, пушкарей, казаков и т.д.);
  • - Выборные от гостиной и суконной сотни;
  • - Выборные от посадского населения (черных сотен и слобод).

Подавляющее большинство населения, то есть крестьяне была лишена права сословного представительства. Правда, на соборе 1613 г. присутствовали выборные от "уездных людей". Историки до сих пор гадают, какую категорию населения они представляли? Предположительно, это были выборные от черносошных, то есть лично свободных крестьян. С другой стороны, они представляли Коломенский и Тульский уезда, где к началу столетия уже не было свободных от крепостной зависимости крестьян. Во всяком случае, крестьяне, свободные или владельческие, за всю историю соборов призывались на них лишь однажды в период общенационального кризиса.

Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. - более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. - по разным подсчетам от 500 до 700 человек. Как происходили выборы на соборы? Созывая первый собор в 1550 г, Иван Грозный повелел собрать "свое государство из городов всякого чина". В 1613 г. предводители второго ополчения призывали на совет в Москву "крепких и разумных" людей. В последующие десятилетия царские указы почти в тех же выражениях созывали на соборы "лучших людей, добрых, умных и постоятельных". Члены Боярской думы и высшие церковные иерархи не избирались, участвуя в соборах по своему званию. Нормы представительства от служилых людей и других сословий устанавливались отдельно для каждого собора. К примеру, на собор 1648-49 гг. избирались от каждого чина московского (стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов) - по два человека, от больших городов - по два дворянина, от малых - по одному. Служилые люди "по прибору" в столице посылали выборных от полков, в провинции - от городов и уездов. От купеческой верхушки на собор следовало делегировать трех гостей и по два человека от гостиной и суконной сотен. От посадского населения Москвы по одному человеку от каждой черной сотни. От провинциального посадского населения - по одному человеку от города. Однако ни на этом соборе, ни на других соборах никогда не удавалось выдержать установленной нормы представительства. Списки участников собора свидетельствуют, что одни уезды и города были представлены больше, другие - меньше, а значительная часть не была представлена совсем.

В Земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.

Выборы происходили в уездных городах на сходах в съезжей избе под наблюдением местных воевод. Активность избирателей была различной, высокой - во время патриотического подъема 1612-1613 гг. и довольно низкой в последующий период, когда участие в соборе воспринималась как тяжкая повинность, от которой старались уклониться. Нередко случалось, что воеводам по несколько раз приходилось созывать сходы служилых людей из-за отсутствия нужно количества участников. С другой стороны, известны случаи настоящей предвыборной борьбы в уездах, когда "молодшие" и "старшие" люди выдвигали различных кандидатов или когда местные дворяне по поводу выборов вступали в конфликт с воеводой. "Выборный список", подписанный участниками схода, передавался воеводе, который направлял выборных в Разрядный приказ, где проверялась правильность выборов. В. О. Ключевский приводил курьезный случай, когда один воевода, которому было предписано послать на собор двух лучших посадских людей, отписал, что в его городе всего-то трое посадских, да и те худы и бродят промеж двор, своей волей назначил представлять посад людей из других сословий, за что получил выговор от дьяка Разрядного приказа: "не ему воеводе выбрать, и за то его осудить гораздо; да он же воевода сглупил, мимо посадских людей прислал в их место сына боярского да пушкаря".

Необходимо сказать, что в состав земских соборов как учреждений феодальных не входила основная масса населения - закрепощенное крестьянство. Историки предполагают, что лишь единственный раз, на соборе 1613 г., присутствовало, по-видимому, небольшое число представителей черносошных крестьян.

Итак, земский собор XVI в. был не народным представительством, а расширением центрального правительства. Это расширение достигалось тем, что в состав Боярской думы, т.е. государственного совета, в особо важных случаях вводился элемент, по происхождению не правительственный, а общественный, но с правительственным назначением: это были верхи местных обществ, служилых и промышленных, стянутые в столицу. На соборе они не составляли особого собрания или совещания, становившегося или действовавшего отдельно от центрального правительства, а входили прямо в его состав и лишь при подаче мнений образовали несколько групп, параллельных правительственным, подававших голоса наряду с Освященным собором, боярами и приказными людьми. Целью собора XVI в. было объединить мнения и действия высшего правительства и его подчиненных органов, давать первому справки о том, что думают о положении дел и как относятся к соборному вопросу люди, которые будут ответственными проводниками решения, принятого властью на основании наведенных справок и выслушанных мнений.

Собрание из представителей всего населения (кроме крепостных) 16-го и 17-го веков по вопросам политического, административного и экономического формирования государства называется земским собором. Земские соборы - это развитие государственного аппарата, новых отношений в обществе, появление различных сословий.

Впервые собор для примирения между царём и различными сословиями созвал в 1549 году и в течение двух дней обсуждались реформы «Избранной рады» и царский «Судебник». Выступали и царь и представители бояр, были рассмотрены все царские предложения по избранию старост, дворских, сотских самими жителями городов и волостей. И также в процессе обсуждения было решено написать для каждой из областей Руси уставные грамоты, по которым могло бы осуществляться управление без вмешательства государевых наместников.

В 1566 году был проведён собор о том, продолжать или прекращать . В Приговорной грамоте с этого собора имеются подписи и перечень участников. А политической структуре Руси посвящались земские соборы в 1565 году, после отъезда Ивана Грозного в Александрову слободу. Уже стал более совершенным порядок формирования состава участников земского собора, появилась чёткая структура и регламент проведения.

Во времена правления Михаила Романова большую часть в земских соборах занимали представители духовенства и они занимались только тем, что подтверждали вынесенные царём предложения. Также до 1610 года земские соборы были в основном направлены на обсуждение действий против иностранных интервентов и на Руси начинались серьёзные предпосылки для гражданской войны. Земские соборы принимали решение о выдвижении очередного правителя на престол, который иногда оказывался врагом Руси.

Во времена формирования армий ополчения против иностранных завоевателей с земский собор становится верховным органом, и играет важнейшую роль во внешней и внутренней политике России. Позднее земские соборы работают, как совещательный орган при царе. Большинство вопросов связанных с финансированием царская власть обсуждает с собором. После 1622 года активная деятельность земских соборов прекращена на целых десять лет.

Возобновление земских сборов началось в 1632 году, но к их помощи царская власть обращалась очень редко. Обсуждались проблемы по присоединению Украины, русско-крымские и русско- польские взаимоотношения. В этот период больше проявляются требования к самодержавию от крупных влиятельных сословий посредством челобитных.

А последний полноценный земский собор в истории России собрался в 1653 году, когда решался важнейший вопрос мира с Речью Посполитой. И после этого события соборы перестали существовать из-за глобальных перемен в государственном устройстве, которые внедрял в российскую общественную жизнь

В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. В 16 веке Земские соборы не были выборными. В 1584 г. был созван Избирательный собор, на котором был избран первый царь, избранный Земским собором – Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства.


Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. 2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 гг). . Соборы выполняли функцию избрания на царство. 4. 1613-1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти.

1 (11) октября 1653 г. в Московском Кремле собрался Земский собор, который принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. После длительного обмена посольствами и письмами между русским правительством и Хмельницким царь Алексей Михайлович в июне 1653 г. объявил о своём согласии на переход Украины в русское подданство.

8 (18) января 1654 г. в Переяславле Великом рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России и вступила в войну с Польшей за Украину. Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний».

Особенности земских соборов в сравнении с европейскими парламентами

Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Механизмы формирования представительства на земских соборах

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную ».

Собор принял решения о признании власти Дома Романовых, обращении к Романовым с просьбой указать Верховного правителя, и избрании генерала Дитерихса в качестве временного правителя. К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 261-263. ЗЕМСКИЙ СОБОР - – центральный орган сословного представительства в Русском государстве с середины 16 в. до середины 17 в., являвшийся орудием влияния прежде всего поместного дворянства.

Земский собор 1642 г. - Неудачный исход Смоленской войны осложнил международное положение России. Земские соборы на Руси, Иван Дмитриевич Беляев. Земский» в 16 веке означало тоже, что и «государственный». Собор» использовалось в обозначении совещаний духовенства.

Собран последний Земский собор Московского царства

Но по отношению к земским соборам 16 — 17 вв. принято использовать словосочетание «земский собор». Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (Пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских).

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов

Он не был указан в завещании, в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г. Его юридический титул был неясен, т.к. после смерти сына, Иван 4 не составил новое завещание. Самым известным из избирательных соборов является Земский собор 1613 года, на нем был избран Михаил Романов. В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение — на нем было принято Соборное Уложение. Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.

На протяжении 16 — 17 вв. созывалось не мало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом, включает в них и 3 церковно-земских собора. Причиной этого послужило присутствие на них земского элемента и то, что вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих соборах, имели светское «земское значение».

Терминология. Виды соборов в России

Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Слово «земский» в данном случае означает государственный, общественный. Каков был состав соборов? В неё входили архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы. 2. Бояре и государевы люди – 62 человек.

В эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей. представителей – они были приглашены на собор в силу своего служебного положения. В неё входили 97 дворян первой статьи, 99 дворян и детей боярских второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков.

С начала XVII в. ситуация изменилась. В том же столетии изменился принцип формирования «Государева Двора», и дворяне стали избираться от уездов. Рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила — воля народа, выражавшаяся в приговорах Земского Собора“, — писал Ключевский. Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных.

Как уже отмечалось выше, иногда количество выборных людей, которое необходимо отправить на собор, определяло само население. Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе. Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». 1. Избрание царя.Собор 1584 г. Избрание Федора Иоанновича.

По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

ЧТО ТАКОЕ ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

Земские соборы - центральное сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века. Появление земских соборов - показатель объединения русских земель в единое государство, ослабление княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые Земские соборы были созваны в середине 16 века, в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положения господствовавшего класса. Не все земские соборы были правильно организованными сословно - представительными собраниями. Многие на них созы-вались настолько срочно, что не могло быть и речи о выборе для участия в них представителей с мест. В таких случаях кроме «освященного собора» (высшего духовенства), Боярской думы, столичных служилых и торгово-промышленных людей на них выступали от имени уездных служилых людей лица, случайно находившиеся в Москве по служебным и иным делам. Законо-дательных актов, определявших порядок выбора представите-лей на соборы, не существовало, хотя мысль о них возникала.

В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписа-ние о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестья-нам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали сво-им выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Зем-ском соборе значительную роль играли дворяне (главное служи-лое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государ-ственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким обра-зом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.

Регулярность и продолжительность заседаний Земских собо-ров не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов, В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законода-тельства, финансов, государственного строительства. Вопросы об-суждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора. Таким об-разом, правительственная власть имела возможность выявить мнения отдельных классов и групп населения. Но в целом Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже -- Золотой палате или Столовой избе.

Необходимо сказать, что в состав земских соборов как учре-ждений феодальных не входила основная масса населения -- за-крепощенное крестьянство. Историки предполагают, что лишь единственный раз, на соборе 1613 г., присутствовало, по-види-мому, небольшое число представителей черносошных крестьян.

Кроме названия «Земский собор» это представительное учреждение в Московском государстве имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Вели-кая земская дума».

Идея соборности начала развиваться в середине XVI в. Пер-вый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в исто-рию как Собор примирения. Причина его созыва -- восстание горожан в Москве в 1547 г. Напуганные этим событием, царь и феодалы привлекли к участию в этом Соборе не только бояр и дворян, но и представителей других слоев населения, что создава-ло видимость привлечения к государственному управлению не только господ, но и третьего сословия, благодаря чему недоволь-ных удалось несколько успокоить.

На основе имеющихся документов историки полагают, что Зем-ских соборов состоялось около 50.

Наиболее сложную и представительную структуру имели Сто-главый собор 1551 г. и Собор 1566 г.

В начале 17 века в годы массовых народных движений и польско-шведской интервенции, созывался «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился Земской собор 1613 года, избравший на престол первого Романова - Михаила Федоровича (1613-45). В его царствование почти непрерывно действовали земские соборы, которые сделали очень много для укрепления государ-ства и царской власти. После возвращения из плена патриарха Филарета они стали собираться реже. Соборы созывались в это время преимущественно в тех случаях, когда государству гро-зила опасность войны, и возникал вопрос о сборе средств или вставали другие вопросы внутренней политики. Так, собор в 1642 г. решил вопрос о сдаче туркам Азова, захваченного донскими казаками, в 1648-1649 гг. после восстания в Москве был созван собор для составления Уложения, собор 1650 г. был посвящен вопросу о восстании в Пскове.

На заседаниях земских соборов обсуждались важнейшие государственные вопросы. Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя - соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682.

С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады, с земскими соборами 1648-1649 (на этом соборе было наибольшее в истории число представителей с мест), соборным решением 1682 года была утверждена отмена местничества.

С помощью З. с. правительство вводило новые налоги и видоизменяло прежние. З. с. обсуждали важнейшие вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско, и средства ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с З. с. 1566, созванного в связи с Ливонской войной, и кончая соборами 1683-84 о «вечном мире» с Польшей. Иногда на З. с. поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 его участники поставили вопрос об отмене опричнины, на З. с. 1642, созванного для обсуждения вопросов об Азове, - о положении московских и городовых дворян.

Земские соборы играли важную роль в политической жизни страны. Царская власть опиралась на них в борьбе с остатками феодальной раздробленности, с их помощью господствовавший класс феодалов старался ослабить классовую борьбу.

С середины 17 века деятельность З. с. постепенно замирает. Это объясняется утверждением абсолютизма, а так же связано с тем, что дворяне и частично посадские люди изданием Соборного уложения 1649 добились удовлетворения своих требований, а опасность массовых городских восстаний ослабла.

Земский собор 1653 г., обсуждавший вопрос о воссоединении Украины с Россией, можно считать последним. Практика созыва земских соборов прекратилась, потому что они сыграли свою роль в укреплении и развитии централизованного феодального государства. В 1648--1649 гг. дворянство добилось удовлетво-рения своих основных требований. Обострение классовой борь-бы побуждало дворянство сплотиться вокруг самодержавного правительства, которое обеспечивало его интересы.

Во второй половине XVII в. правительство иногда созывало комиссии из представителей отдельных сословий для обсужде-ния дел, которые их касались ближайшим образом. В 1660 и 1662--1663 гг. гости и выборные от московских тяглецов были собраны на совещание с боярами по вопросу о денежном и хо-зяйственном кризисе. В 1681 -- 1682 гг. одна комиссия из слу-жилых людей разбирала вопрос об организации войск, другая комиссия из торговых людей рассматривала вопрос о податном обложении. В 1683 г. был созван собор для предполагавшегося обсуждения вопроса о «вечном мире» с Польшей. Этот собор со-стоял из представителей только одного служилого сословия, что явно свидетельствовало об умирании сословно-представительных учреждений.

КРУПНЕЙШИЕ ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

В 16 веке в России возник принципиально новый орган государственного управления -- Зем-ский собор. Ключевский В. О. так писал о соборах : «политический орган, который возник в тесной связи с местными учреждениями XVI в. и в котором центральное правительство встречалось с представителями местных обществ».

Земский собор 1549 г.

Данный собор вошел в историю как «собор примирения». Это совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Его целью являлось нахождение компромисса между дворянством, поддерживающим государство, и наиболее сознательной частью боярства. Собор имел большое значение для политики, но его роль состоит еще и в том, что он открыл «новую страницу» в системе управления государством. Советником царя по важнейшим вопросам становится не Боярская дума, а всесословный Земский собор.

Об этом соборе сохранились прямые сведения в Продолжение Хронографа редакции 1512 г.

Можно полагать, что на соборе 1549 г. разбирались не конкретные споры о землях и холопах между боярами и детьми боярскими или факты насилий, чинимых боярами мелким служащим. Речь шла, по-видимому, об общем политическом курсе в малолетстве Грозного. Благоприятствуя засилью землевладельческой знати, этот курс подрывал целость господствующего класса и обострял классовые противоречия.

Запись о соборе протокольна и схематична. По ней нельзя уловить, были ли дебаты, и в каких направлениях они шли.

О процедуре собора 1549 г. можно в какой-то мере судить по грамоте земского собора 1566 г., близкой по формуляру к документу, лежащему в основе летописного текста 1549.

Стоглавый собор 1551.

Ключевский так пишет об этом соборе: «В следующем 1551 г. для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым, по числу глав, в которые сведены его деяния в особой книге, в Стоглаве. На этом соборе, между прочим, было читано собственноручное "писание" царя и также сказана им речь».

Стоглавый собор 1551 г. -- собор русской церкви, созванный по инициативе царя и митрополита. В нем участвовали в полном со-ставе Освященный собор, Боярская дума и Избранная рада. Такое название он получил потому, что его решения были сформулирова-ны в ста главах, отразивших перемены, связанные с централизаци-ей государства. На основе местных святых, почитавшихся в отдель-ных русских землях, был составлен общерусский список святых. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Собор 1551 выступает как «совет» церковной и царской властей. Этот «совет» зиждился на общности интересов, направленных к защите феодального строя, социального и идейного господства над народом, подавлению всех форм его сопротивления. Но совет часто давал трещину, т. к. далеко не всегда и не во всем совпадали интересы церкви и государства, духовных и светских феодалов.

Стоглав - сборник решений стоглавого собора, своего рода кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимности с обществом и государством. Кроме того, Стоглав содержал ряд норм семейного права, например, закреплял власть мужа над женой и отца над детьми, определял брачный возраст (15 лет - для мужчин, 12 - для женщин). Характерно, что в стоглаве упомянуты три правовых кодекса, по которым вершились судебные дела между церковными людьми и мирянами: Судебник, царская уставная грамота и Стоглав.

Земский собор 1566 о продолжении войны с Польско-Литовским государством.

В июне 1566 в Москве был созван земской собор о войне и мире с Польско-Литовским государством. Это первый земской собор, от которого до нас дошел подлинный документ («грамота»).

Ключевский пишет о данном соборе: «…был созван во время войны с Польшей за Ливонию, когда правительство хотело знать мнение чинов по вопросу, мириться ли на предложенных польским королем условиях».

Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировались пять курий, объединявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и купечество).

Избирательный собор и собор об отмене тарханов 1584 г.

Данный собор вынес решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот). Грамота 1584 заостряет внимание на тяжелых последствиях политики тарханов для хозяйственного положения служилых людей.

Собор постановил: «для воинску чину и оскудения, тарханы отставити». Мера эта носила временный характер: до государева указа - «покаместа земля поустроитца и помочь во всем учинитца царским осмотрением».

Цели нового уложения определялись как стремление сочетать интересы казны и служилых людей.

Собор 1613 открывает новый период в деятельности земских соборов, в который они вступают как сложившиеся органы сословного представительства, играющие роль в государственной жизни, активно участвующие в решении вопросов внутренней и внешней политики.

Земские соборы 1613-1615.

Во времена правления Михаила Федоровича. Ясно из известных материалов, что в обстановке неутихшей открытой классовой борьбы и незаконченной польской и шведской интервенции верховная власть нуждалась в постоянном содействии сословий при проведении мероприятий по подавлению антифеодального движения, восстановлению сильно подорванного в годы Смуты хозяйства страны, по пополнению государственной казны, укреплению военных сил, решению проблем внешней политики.

Собор 1642 по вопросу об Азове.

Он был созван в связи с обращением к правительству донских казаков, с просьбой принять под свою защиту Азов, которым они овладели. Собор должен был обсудить вопрос: согласиться ли на это предложение и в случае согласия, какими силами и на какие средства вести войну с Турцией.

Трудно сказать, чем завершился данный собор, был ли соборный приговор. Но собор 1642 сыграл свою роль и в дальнейших мероприятиях по защите границ русского государства от турецкой агрессии, и в развитии сословного строя в России.

С середины 17 века деятельность З. с. постепенно замирает, т. к. собор 1648-1649 гг. и принятие «Соборного уложения» разрешили ряд вопросов.

Последним из соборов можно считать Земский собор о мире с Польшей 1683-1684 гг. (хотя ряд исследований говорит о соборе 1698). Задачей собора явилось утверждения «постановления» о «вечном мире» и «союзе» (когда оно будет выработано). Однако он оказался бесплодным, не принес ничего позитивного Русскому государству. Это не случайность и не простая неудача. Наступила новая эпоха, требовавшая других, более оперативных и гибких методов решения внешнеполитических (а так же иных) вопросов.

Если соборы сыграли в свое время положительную роль в государственной централизации, то теперь они должны были уступить место сословным институтам формирующегося абсолютизма.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА

В 1648-1649 был созван Уложенный собор, в ходе которого было создано Соборное уложение.

Издание Соборного уложения 1649 года относится ко времени господства феодально-крепостнического строя.

В многочисленных исследованиях дореволюционных авторов (Шмелева, Латкина, Забелина и др.) приводятся главным образом формальные поводы для объяснения причин составления Уложения 1649 года, такие, например, как необходимость создания единого законодательства в Русском государстве и т. п.

Однако истинными причинами, которыми был вызван созыв Земского собора и создание Уложения, послужили исторические события того периода, а именно усиление классовое борьбы эксплуатируемого народа против крепостников и купечества.

Вопрос о роли сословных представителей в создании Уложения 1649 г. давно является предметом исследования. В ряде работ достаточно убедительно показан активный характер деятельности «выборных людей» на соборе, выступавших с челобитными и добивавшихся их удовлетворения.

В предисловии к уложению приводятся официальные источники, которые использовались при составлении Уложения:

1. «Правила святых апостолов и святых отцов», т. е. церковные постановления вселенских и поместных соборов;

2. «Градские законы греческих царей», т. е. византийское право;

3. Указы прежних «великих государей, царей и великих князей российских» и боярские приговоры, сличенные со старыми судебниками.

удовлетворяло требованиям основной опоры царизма - массы служилого дворянства, закрепляя за ними право владения землей и крепостными крестьянами. Вот почему царское законодательство не только выделяет специальную главу 11 «Суд о крестьянах», но и в ряде других глав неоднократно возвращается к вопросу о правовом положении крестьянства. Задолго до утверждения Уложения царским законодательством хотя и было отменено право крестьянского перехода или «выхода», но на практике это право не всегда могло применяться, т. к. существовали «урочные» или «указные лета» для предъявления иска о беглых; сыск беглых являлся в основном делом самих владельцев. Поэтому вопрос об отмене урочных лет был одним из коренных вопросов, разрешение которого создавало бы крепостникам все условия для полного закрепощения широких слоев крестьянства. Наконец, нерешен был вопрос о крепостном состоянии семьи крестьянина: детей, братьев племянников.

Крупные землевладельцы в своих вотчинах укрывали беглых, и пока помещики предъявляли иск о возврате крестьян, истекал срок «урочных лет». Вот почему дворянство в своих челобитных к царю требовало отмены «урочных лет», что и было сделано в уложении 1649 года. Вопросы, связанные с окончательным закрепощением всех слоев крестьянства, полным лишением их прав в общественно-политическом и имущественном положении в основном сосредоточены в главе 11 Уложения.

Соборное Уложение состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей без какой-либо определенной системы. Построение глав и статей каждой из них определялись общественно-политическими задачами, стоящими пред законодательством в период дальнейшего развития крепостничества в России.

Например, первая глава посвящена борьбе с преступлениями против основ вероучения православной церкви, которая была носителем идеологии крепостнического строя. Статьи главы охраняют и закрепляют неприкосновенность церкви и ее религиозных обрядов.

В главе 2 (22 статьи) и 3 (9 статей) дается характеристика преступлений, направленных против личности царя, его чести и здоровья, а так же преступлений, которые совершили на территории царского двора.

4 (4 статьи) и 5 (2 статьи) главы выделяют в особый раздел такие преступления, как подделка документов, печатей, фальшивомонетничество.

Главы 6, 7 и 8 характеризуют новые составы государственных преступлений, связанных с изменой отечеству, преступным деяниям лиц военной службы, установленным порядком выкупа пленных.

Глава 9 освящает финансовые вопросы, касающиеся как государства, так и частных лиц - феодалов.

В главе 10 рассматриваются главным образом вопросы судопроизводства. В ней подробно освещаются нормы процессуального права, которые обобщают не только предыдущее законодательство, но и широкую практику феодальной судебной системы России 16 - сер 17 вв.

Глава 11 характеризует правовое положение крепостных и черносошных крестьян и т. п.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

Историю З. с. можно разделить на 6 периодов (по Л. В. Черепнину).

Первый период - время Ивана Грозного (с 1549). Соборы, созываемые царской властью. 1566 - собор, созванный по инициативе сословий.

Второй период можно начать со смерти Грозного (1584). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, намечался кризис самодержавия. Соборы главным образом выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.

Для третьего периода характерно, что земские соборы при ополчениях превращаются в верховный орган власти (и законодательный, и исполнительный), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда З. с. играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.

Хронологические рамки четвертого периода - 1613-1622 гг. Соборы действуют почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит много вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращения новой агрессии со стороны Польши.

Пятый период - 1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно редко, но по большим вопросам политики внутренней (составление уложения, восстание в Пскове (1650)) и внешней (русско-польские, русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.

Последний период (после 1653 и до 1683-1684) - время затухания соборов (небольшим взлетом отмечен канун их падения - начало 80-х годов 18 века).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

Переходя к проблемам классификации, Черепнин делит все соборы, прежде всего с точки зрения их общественно-политической значимости на четыре группы:

1) Соборы, созванные царем;

2) Соборы, созван-ные царем по инициативе сословий;

3) Соборы, созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;

4) Соборы, избирающие на царство.

К первой группе принадлежит большинство со-боров. Ко второй группе следует отнести собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «розных чинов», а также, вероятно, ряд соборов времени Михаила Федоровича. В третью группу включаем собор 1565 г., на кото-ром стоял вопрос об опричнине, «приговор» 30 июня 1611 г., «со-вет всей земли» 1611 г. и 1611 --1613 гг. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выборов и утверждения на царстве Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романо-ва, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также, вероятно, Федора Ива-новича, Алексея Михайловича.

Конечно, в предложенной классификации есть условные мо-менты. Соборы третьей и четвертой групп, например, близки по своему назначению. Однако установление того, кем и зачем со-бран собор,-- это принципиально важная основа классификации, помогающая пониманию взаимоотношений самодержавия и сосло-вий в сословно-представительной монархии.

Если теперь присмотреться к вопросам, какими занимались соборы, созывавшиеся царской властью, то, прежде всего, надо вы-делить из них четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансо-вых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681--1682 гг. Та-ким образом, история земских соборов тесно связана с общей по-литической историей страны. Приведенные даты падают на узло-вые моменты в ее жизни: реформы Грозного, реставрация госу-дарственного аппарата после гражданской войны начала XVII в., создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройства страны были посвяще-ны, к примеру, и совещания сословий в 1565 г., когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собором 30 июня 1611 г., в «безгосударное время» (это тоже акты общеисторической значимости).

Своего рода политической летописью являются и избиратель-ные соборы, рисующие не только смену лиц на престоле, но и об-щественные и государственные изменения, этим вызванные.

Содержанием деятельности некоторых земских соборов была борьба с народными движениями. Правительство направляло со-боры на борьбу, ведшуюся с использованием средств идейного воздействия, которые иногда сочетались с применяемыми государ-ством военными и административными мерами. В 1614 г. от име-ни земского собора посылались грамоты отложившимся от пра-вительства казакам с увещанием прийти в покорность. В 1650 г. представительство земского собора само отправилось в мятежный Псков с уговорами.

Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики и налоговой системы (по преимуществу в связи с во-енными нуждами). Таким образом, через обсуждения на заседа-ниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Русским государством, и как-то мало убеждают высказывания, что происходило это чисто формально и правительство могло с решениями соборов не считаться.

ВЫВОДЫ

Специального архивного фонда, где отложились документы земских соборов, не было. Их извлекают, прежде всего, из фондов тех учреждений 18 века, которые ведали организацией созыва и проведением соборов: Посольского приказа (куда вошел Царский архив 16 века), Разряда, Четвертей. Все документы можно разбить на две группы: памятники, рисующие деятельность соборов, и материалы выборов делегатов.

Земские соборы 16-17 века, безусловно, сыграли значительную роль в истории развития Российского государства (в политической и общественной жизни), т. к. были одним из первых представительных учреждений в России. Многие из них оставили ряд юридических памятников (таких, например, как Соборное Уложение 1649 года, «Стоглав» и ряд других), которые вызывают большой интерес у ученых-историков.

Так, роль земского собора 1648-1649 гг. в эволюции самодержавия столь же значительна, что и собора 1549 г. Последний стоит у ее начальной стадии, первый знаменует завершающиеся формы централизации. В зависимости от участия земских соборов в избрании царя дается оценка законности занятия ими престола. Во времена народных восстаний земской собор являлся одним из верховных государственных органов (имел и законодательные, и исполнительные прерогативы).

На соборах избирались цари: в 1584 - Федор Иоаннович, в 1598 - Борис Годунов, в 1613 - Михаил Романов и т. д.

В работе над историей развития земских соборов в 16-17 веке, участвовало и участвует много ученых-историков, это достаточно интересная тема. Существует множество статей и монографий на данную тему, в работах таких знаменитых историков, как В. О. Ключевский, С. М. Соловьев так же значительное место отводится соборам 16-17 века.

высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - к. XVII вв. Включали членов Освященного собора, Боярской думы, "государева двора", выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. Рассматривали важнейшие общегосударственные вопросы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

центральные сословно-представительские учреждения в России в XVI-XVII вв. Включали членов Освященного собора - архиепископов, епископов и др. во главе с митрополитом, с 1589 г. - с патриархом, членов Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На З. С. рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. В начале XVII в. в период массовых народных движений, польской и шведской интервенции был созван «Совет всея земли», продолжением которого стал З. С. 1613 г., избравший на престол первого Романова - царя Михаила Федоровича. В его царствование З. С. созывались наиболее часто. Практика созыва и хода заседаний З. С. не была строго регламентирована. Соборы утверждали на престоле или избирали царей, утверждали соборное уложение 1649 г., отменили местничество в 1682 г., утвердили договоры о воссоединении Украины с Россией, о «вечном мире» с Польшей в 1683-1684 гг., с их помощью правительство вводило новые налоги, изменяло существующие, обсуждало вопросы внешней политики, необходимость набора войск и др. Иногда к обсуждению предлагались незапланированные вопросы, например, на Соборе 1566 г. был поставлен вопрос об отмене опричнины, введенной Иоанном IV Грозным. С середины XVII в. деятельность З. С. замирает, что объясняется укреплением абсолютизма в России.

Состав З.с. формировался путем представительства от сословных групп, социально-политических и государственных институтов. Представительство было обусловлено статусом лица, определялось выбором или, возможно, назначением (приглашением). Ядром З.с. и его постоянными частями (куриями) были: Освященный собор, возглавлявшийся московским митрополитом (с 1589 г. – патриархом) и включавший архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов влиятельных монастырей; Боярская дума (в т. ч. думные дворяне и думные дьяки), а также (до начала XVII в.) лица, обладавшие по должности правом боярского суда (дворецкие, казначеи, печатник). Основную массу светских феодалов XVI в. представляли различные группы Государева двора (стольники, стряпчие, московские и выборные дворяне, приказные дьяки). От торгово-ремесленного населения на З.с. были представлены привилегированные группы купцов (гости, члены Гостиной и Суконной сотен). С 1584 г. на З.с. присутствовали «выборные» от уездного дворянства, с 1598 г. сотские московских черных сотен, с 1612 г. – выборные от крестьян. З.с. потеряли значение к концу XVII в.

Первые З.с. (1549 и 1566 гг.) органически входят в систему институтов сословно-представительной монархии, сложившейся к середине XVI в., когда был проведен ряд политических реформ.

В июне 1566 г. на З.с. присутствовали только представители земщины, делегаты назначались правительством. Здесь впервые правительство столкнулось с сильной оппозицией. Большая группа бояр, дворян обратилась к царю с челобитной об отставке опричнины. Особо выделяется З.с. 1613 г.: он был более широким и демократическим по составу представительства, чем предшествующие, – на московский трон избиралась новая династия. Некоторое время уже после избрания на царство Михаила Федоровича З.с. не распускался и действовал в качестве верховного органа при царе. В начале XVII в. частые созывы З.с. были необходимы для принятия непопулярных решений о новом напряжении военных и хозяйственных сил страны.

З.с. собирался в одной из кремлевских палат (Грановитой, Столовой и других). Открывал собор дьяк или сам царь. Дьяк зачитывал «письмо» (повестку) для собора. Ответ по вопросу повестки давался по «отдельным статьям» каждым сословием.

Продолжительность З.с. была от нескольких часов (1645) и дней (1642) до нескольких месяцев (1648–1649) и даже лет (1613–1615,1615-1619,1620–1622).

Решения З.с. оформлялись в соборный акт-протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже. З.с. просуществовали до конца XVII в., постепенно теряя свое значение и роль в жизни государства.

Отличное определение

Неполное определение ↓