Я знаю никакой моей вины. Александр Твардовский — Я знаю, никакой моей вины: Стих

Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности и событий сложившейся ситуации. Если человек с чистой совестью, добрым сердцем и самокритичный по отношению к себе, то чувство вины сопровождать его в жизни будет часто.

Подобным примером может служить стихотворение Александра Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…». По объёму оно очень маленькое, но имеет глубокий смысл и повод для размышления. Содержание стихотворения отражает воспоминания автора о войне, на фоне которых поэт чувствует себя виновным. Но в чём он себя винит?

Автор видел все ужасы войны в реальности от начала до конца своими собственными глазами. Сам поэт был призван на фронт, только был он на фронте не боевым солдатом, а военным корреспондентом. Вот это и является причиной его собственной вины, которая не даёт ему покоя всё время. Поэт считает, что если бы он воевал, как все солдаты, то, возможно, он кого-то спас бы от смерти. Это значит, что его самого могли бы убить, а кто-то другой остался бы жить. Вот в этом и есть возможность спасения. Автор очень сильно переживает в душе за тех, кто не пришёл с войны. Ведь он видел, как погибали люди – кто стар, кто моложе. Все они были ни в чём не виновные, они лишь выполняли свой долг перед Родиной, но время выбрало их. Это всё прекрасно понимает герой стихотворения, об этом говорит первая строчка текста, но где-то в глубине души, где-то в подсознании у него всё равно возникает вина, которая его мучает всю жизнь. На почве сильных переживаний за тех, кто не смог больше увидеть мир, автор говорит, что он мог, но не сумел сберечь их. Его терзают сомнения, мучает совесть, правильно ли он вел себя, что на протяжении войны был не боевым солдатом, а всего лишь военным корреспондентом. Как будто бы это его уберегло от гибели? Поэт чувствует вину за то, что он сейчас живёт, а кто-то нет. Последняя строка стихотворения наталкивает нас на мысль, что поэт продолжает размышлять над этой проблемой, словно пытаясь себя самого убедить в обратном.

Если реально оценить всю ситуацию, то разве он один смог бы изменить ход военных действий, количество убитых солдат? Конечно же нет. На войне не все были боевыми солдатами, каждый выполнял свой профессиональный долг. И никто не виноват в смерти того огромного количества людей, что принесла война. Даже если бы поэт и был солдатом, то он всё равно не смог бы предотвратить тот трагический итог, который произошёл. Он один своей жизнью смог бы уберечь всего лишь только одного солдата. А кто сохранил бы жизнь всем остальным убитым? Произошедшие события принесли много горя и страданий людям, но никто не мог это предвидеть и предотвратить. И на фронте и в тылу все люди были в одинаковых условиях, каждому грозила опасность в виде смерти. Но у всех судьба разная.

Поэтому все, кто остался жить должны помнить и чтить светлую память, тем, кто не вернулся с войны. Это и будет их долг перед погибшими за возможность жить и видеть красоту окружающей мира.

Литературный анализ

Произведение является по жанровой направленности патриотической лирикой поэта и представляет собой монолога лирического героя в чувственной исповедальной форме.

Основной темой стихотворения представляется душераздирающие размышления поэта, оставшегося в живых вовремя жестокой, кровопролитной войны и испытывающего угнетаемое чувство вины по отношению к погибшим товарищам и их семьям.

Композиционная структура стихотворения является уникальной и строится на основе одного драматического предложения, состоящего из шестистишия, подчеркивающего глубокое, философское повествовательное содержание.

Рифмованный рисунок применяется в виде парной и кольцевой рифм, при этом стихотворение отличается скромными средствами художественной выразительности в форме лексического повтора, единственной метафоры, анафоры. Кроме того, в произведении присутствует стилистический прием в форме антитезы, выражающий авторские размышления о гибели в период военных действий людей разных возрастов.

Эмоциональная атмосфера стихотворения подчеркивается многократностью повторения одной и той же фразы в виде «все же», акцентируя безысходность возникающего чувства вины и отсутствия выхода из этой ситуации.

Отличительной особенностью произведения «Я знаю, никакой моей вины…» является его финальная часть в виде полуфразы, которая остается незавершенной, недоговоренной, отражающей горькое сожаление лирического героя больного, измученного переживаниями сердца. В заключительной стихотворной полуфразе присутствует особенная выразительная сила, заставляющая ощутить безумства и очевидную жестокость развязанных войн, передающая трагическую сущность последствий войны в виде обнажающихся чувств, оставшихся в живых.

Лирический герой прекрасно понимает, что его личная вина в бессмысленных смертях тысяч невинных людей отсутствует, но при этом не может избавиться от преследующего его раскаяния о продолжении собственной жизни на этой земле.

Стихотворение представляет собой живую, незамысловатую, открытую поэзию, наполненную глубоким, острым содержанием авторского замысла, передающего сокровенные мысли и переживания о невозможности человеческого забвения ужасов войны, закольцованных и неразрывных болью сердечных ран, а также о сохранении вечной памяти о погибших фронтовиках и мирных жителях.

Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Батюшкова К другу

    Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему

  • Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет Лермонтова

    Произведение, входящее в сборник «Стихотворения», относится к любовной лирике поэта, созданным в стиле романтизма,и посвящается не угасшей любви к женщине, с которой пришлось расстаться.

  • Анализ стихотворения Мы живем под собою не чуя страны Мандельштама

    Самые знаменитые стихотворения Мандельштама были написаны в 1930-х годах. Во время тех небывалых перемен многие люди молчали и боялись сказать правду и выразить свое мнение. Но одна уникальная работа талантливого поэта имела

  • Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам

    Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего складывается это чувство?

  • Анализ стихотворения Бессонница. Гомер. Тугие паруса Мандельштама

    Стихотворение «Бессонница, Гомер, тугие паруса» было написано в 1915 году. Этот этап творческой жизни поэта серебряного века многие литературоведы называют периодом «Камня»

Александр Трифонович Твардовский - любимый многими советский писатель и журналист, но более всего он известен как поэт, в чьих строках - одно из наиболее живых отражений Великой Отечественной войны. Произведения Твардовского проходят в школах и учат наизусть, их цитируют, порой даже не замечая этого факта, настолько легко ложатся в память строки. Поэзия Твардовского, на первый взгляд, незамысловатая, но живая, оказывается гораздо более глубокой, если заглянуть за фасад первого впечатления. Она похожа на настоящего, живого и искреннего, человека, что и делает ее любимой многими.

История создания стихотворения

Как известно сейчас, Твардовского долгие годы преследовали ужасы войны, через которые ему пришлось пройти, будучи военным корреспондентом, пусть он и старался не показывать этого близким. Эти картины сильно отразились на творчестве поэта, в котором иногда проскальзывала мысль, что собственная смерть на войне была бы милосерднее постоянного переживания гибели других. Все эти мысли в 1966 году и вылились в стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», анализ которого можно проводить достаточно долго, рассматривая его под разными углами, с разных точек зрения. И, следует сказать, что многие друзья и родственники Александра Трифоновича не были в восторге от подобных мыслей и такого его настроения.

Основная идея стихотворения

Для автора это стихотворение во многом схоже с исповедью, именно в нем он делится своими самыми сокровенными переживаниями, мыслями. Произведение пронизано тем неподдающимся описанию угнетающим чувством, которое испытывает человек, вернувшийся с войны, когда смотрит в глаза родственникам и друзьям погибших товарищей. Он понимает, что так получилось не по его вине, и что корить себя, в общем-то, не за что, но подобные мысли сами вновь и вновь приходят в голову, заставляя чувствовать себя виноватым, «за то, что мог, но не сумел сберечь». Заставляя думать о том, что лучше было бы, если бы все произошло наоборот, забывая о том, что в таком случае этим же чувством терзались бы его товарищи. И анализ «Я знаю, никакой моей вины» Твардовского во многом будет опираться именно на эту мысль.

Анализ художественной формы

В первую очередь следует сказать, что даже структура рифмы в этом произведении Твардовского крепко связана с основным содержанием стихотворения. Первые две строки содержат в себе парную рифму:

«Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны».

Этим плавным потоком речи автор как бы «начинает» нить своих раздумий. Сначала они идут достаточно ровно, не причиняя боли, но потом приходит понимание, что это чувство, чувство своеобразной вины, замкнуто в кольцо и неразрывно. Как и постоянный возврат к этим размышлениям.

В третьей строке стихотворения встречается такой стилистический прием, как антитеза - «кто старше, кто моложе», помогающий автору подчеркнуть тот факт, что на войне он видел гибель как взрослых зрелых мужчин, так и совсем юных мальчишек, и этот факт он также не может забыть. Противопоставление наблюдается и в пятой строке: «мог, но не сумел». Этот прием отражает неприятную автору разницу между тем, что случилось на самом деле, и тем, чего он бы хотел.

Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." помогает понять еще несколько важных вещей. Конец стихотворения более других строк пронизан своего рода безысходностью, чувством, что из этого круга нет выхода. Говоря "речь не о том", автор словно отрицает все предыдущие строки, словно хочет показать, что все предыдущие мысли были невсерьез, но тут же вновь возвращается к ним, трижды повторяя печальное задумчивое "все же". Эта многократность повторения в разы усиливает эмоциональный посыл всего стихотворения.

Заключение

Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." - задача, требующая большей душевной чуткости и умения представить себя на месте автора. И задача эта достаточно сложна для современного человека, у которого нет подобного опыта в жизни, какой был у Твардовского.

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Война... Страшное слово, за которым кровь, смерть, стра-дания, искалеченные судьбы, разрушенные семьи. Наше поколение знает о реалиях Великой Отечественной войны из рассказов бабушек, дедушек, учителей, из газетных ста-тей, из художественных и документальных фильмов, из книг, написанных людьми, сумевшими пройти все ужасы тех незабываемых лет. И все же этого иногда достаточно, чтобы ощутить глубокую боль и нечеловеческую тоску при воспоминании о мальчишках и девчонках, бесстрашно бро-сающихся под вражеские пули, о матерях и женах, чье тревожное и терпеливое ожидание обрывалось с приходом похоронки, о бойцах, не сумевших дожить несколько часов до победы...

Эту же боль и тоску я чувствую и в стихотворении А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины... », написан-ном в 1966 г., через много лет после окончания войны. Прошедший многими фронтовыми дорогами, сумевший заг-лянуть войне «в лицо» и не струсить, постоянно стремя-щийся вселить в товарищей по оружию веру в победу, под-держать их боевой дух, отправивший на фронт своего не-унывающего Василия Теркина, А. Твардовский сумел вы-жить, вернуться домой, продолжить литературную деятель-ность. Но память его постоянно возвращается назад, вы-зывая образы друзей, товарищей и просто незнакомых сол-дат, оставшихся навсегда в остановившемся для них вре-мени 1941—1945 гг.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны...

Поэт, понимая, что действительно, он не виноват в том, что слишком многие «остались там», не может успокоить-ся и убедить в этом свое сердце, привыкшее нести ответ-ственность за все, что происходит в мире. В чуткой душе поэта сконцентрировалась вся боль потерявших последнюю надежду, не дошедших, не дождавшихся, не сумевших... Это общечеловеческое страдание трансформировалось в коротенькое стихотворение, из которого, как прозрачная ледяная вода из источника, капля за каплей падает в наши сердца боль понимания невосполнимости, трагичности, не-поправимости:

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Мне кажется, что народ, получивший такой жестокий опыт, сумевший пройти через суровые испытания, не допустит больше подобной трагедии в своей истории. Но все же, все же почему сегодня погибают под пулями мальчиш-ки, плачут матери, получив похоронку? Неужели человечес-кая память так коротка?..

Анализ стихотворения Александра Трифоновича Твардовского

«Я знаю, никакой моей вины»

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в душе Александра Трифоновича Твардовского. И многие его послевоенные стихи посвящены войне, памяти погибших. Через двадцать лет после окончания войны память поэта не находит успокоения, и он пишет свои грустные и совестливые стихи.

Лаконичное и потому особенно пронзительное стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны солдатами, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «Всё же», выражающей сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это нельзя объяснить, как Твардовский мог «сберечь» своих соотечественников? – но именно поэтому оно глубоко и истинно. «Я» - живой и «другие» - мёртвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие обозначает ещё и то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).

Лирическая простота, в стихотворении нет метафор и эпитетов, выдвигает в центр читательского внимания напряженное движение чувства, лишенное каких-либо изобразительных эффектов. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») вносят в сбивчивую речь поэта непрочную словесную опору.

Элегический пятистопный ямб и один смысловой отрезок (текст содержит одно незаконченное предложение) замечательно соответствуют общему настроению стихотворения.

Оно написано живой разговорной речью, нет книжных слов, много фразеологизмов («никакой моей вины»; «кто старше, кто моложе»; «не о том же речь»). В стихотворении нет пауз между строками. Это монолог автора, произнесенный на одном дыхании. Он обращается внимание на ёмкость выражения «кто старше, кто моложе», ведь на войне погибло несколько поколений. Её участниками были люди, рождённые в последнем десятилетии 19 века, в 20 годах 20 века – отцы, сыновья и внуки.

Поэт не дал окончательного ответа, дело читателя самому поразмыслить, виновен ли автор в том, «что другие не пришли с войны».

«Речь не о том, но всё же. Что же – всё же? Не знаю. Только знаю, в дни войны. На жизнь и смерть у всех права равны».

Первая строка далеко несовершенна. Вторая и третья – не соответствуют общей тональности стихотворения, и смысл их общеизвестен и прост: «никакой моей вины» нет, так судьба распорядилась. Последняя строка окончательной редакции больше соответствует тягостному раздумию автора, она богаче своей обобщенностью, взволнованностью.

Жизненные радости поэта омрачены памятью о погибших. Это проявление великого дара Твардовского нести в себе радость и боль народную.


Стихотворение «Я знаю: никакой моей вины…» было на­писано А.Т. Твардовским в 1968 году. Известно, что в перво­начальной редакции произведение имело другой конец:

Речь не о том. Но все же… что же все же?

Не знаю. Только знаю, в дни войны На жизнь и смерть у всех права равны.

Но затем Твардовский убрал поясняющее двустишие, не­смотря на удачную афористическую формулировку, углубля­ющую основную мысль произведения. Но в то же время эта концовка в определенной степени ограничивала стихотворе­ние. И поэт справедливо ее сократил, сделав последней пре­дыдущую строку. Троекратным повтором автор усилил эмо­циональность и многозначность заключительной фразы. А заключительное многоточие заменило последние две строч­ки, придав финалу большую многозначность, определенную поэтическую открытость.

Произведение относится к патриотической лирике. Оно представляет собой монолог-исповедь лирического героя.

Лирический герой Твардовского остро ощущает свою вину перед погибшими фронтовиками. «Казалось бы, что может сделать один художник в разливанном море всеобщего безу­мия?.. И конечно же, прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как очевидный акт безу­мия и что она была тяжелой и кровопролитной. И тем не менее не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близ­кого к ощущению собственной вины: “…но все же, все же, все же…”» - писал Б. Можаев. «У Твардовского «невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе» выражается с редкой обнаженностью чувств. Стихи об­рываются на одной из кульминаций мысли. Поэт остается один на один со своими воспоминаниями, мы имеем дело с чистой рефлексией. А в самой незавершенности мы не можем не видеть драматического начала. Недоговоренность, стихи, остановленные на полуфразе, получают особенную вырази­тельную силу, таят в себе загадку, скрытый смысл, который приковывает читателя».

Стихотворение представляет собой шестистишие. Рифмов­ка - парная и кольцевая. Поэт использует скромные сред­ства художественной выразительности: анафору («В том… В том…»), лексический повтор («все же, все же, все же…»), ме­тафору («Что я их мог, но не сумел сберечь…»).