В каких городах введен торговый сбор. Изменение характеристик объектов торговли

В конце 2014 года в Налоговый кодекс РФ была введена глава 33, определяющая возможность введения на территории городов федерального значения нового вида платежа в бюджет – торгового сбора.

Административный аппарат г. Москвы ответственно подошёл к законодательному нововведению и сразу к сроку, предусмотренному Федеральным законом №382-ФЗ, а именно 1 июля 2015 года, подготовил региональный вариант закона и ввёл на своей территории новый ежеквартальный сбор.

Власти г. Санкт-Петербург и г. Севастополь не стали торопиться и, отложив вопрос о предполагаемом обязательном платеже, никаких решений на начало 2018 года ещё не приняли. Так что сейчас при обсуждении торгового сбора имеется в виду его вариант, действующий на территории г. Москвы и скорректированный в соответствии с местным законом, его определяющим.

Ст. 8 НК РФ, давая определение налогу и сбору, подтверждает, что одним из основных отличий этих понятий является смысл платежа: если налог начисляется безвозмездно, то сбор предусматривает за его уплату юридически значимое ответное действие со стороны органов власти. В частности, торговый сбор уплачивается за право ведения определённых видов коммерческой деятельности на городской территории.

Ещё одной особенностью торгового сбора является то, что его введение, по мнению экспертов, не увеличит налоговое бремя на добросовестных предпринимателей. Дело в том, что законом предусмотрено право налогоплательщика вычесть сумму начисленного торгового сбора:

  • Для организаций – в зависимости от системы налогообложения – из суммы налога на прибыль (в его региональной части) или единого налога по УСН;
  • Для индивидуальных предпринимателей – из суммы единого налога по УСН или НДФЛ.

Особенности применения таких вычетов напрямую в Законе г. Москвы «О торговом сборе» не прописаны, однако за вторую половину 2015 года Федеральной налоговой службой было выпущено большое количество писем, в которых она разъясняет многие спорные моменты особенностей расчёта сбора.

Кто должен платить торговый сбор

Круг лиц, обязанных в качестве плательщика встать на учёт в налоговый орган, определяется ст. 411 и ст. 413 НК РФ и конкретизируется ст. 2 Закона г. Москвы «О торговом сборе». К ним относятся юридические лица (кроме применяющих ) и индивидуальные предприниматели (кроме ведущих деятельность или находящихся на ЕСХН), осуществляющие:

  • процесс организации розничных рынков (сбором облагается вся площадь рынка, а не объекты);
  • торговлю различных масштабов (опт, розница, мелкий опт) с использованием объектов имущества:
  • торговлю через стационарные объекты, имеющие или не имеющие (за исключением автозаправочных станций) торговых залов;
  • торговлю через нестационарные объекты, включая развозную и разносную торговлю в розницу.

Кроме того, в перечне Налогового кодекса в качестве облагаемой сбором деятельности упоминается торговля путём отпуска товара со склада, но в Законе г. Москвы этот пункт при установлении размеров сбора был пропущен, что позволяет предположить, что столичные власти подобный вид деятельности решили торговым сбором не облагать.

Кому не надо платить

1) Необходимость уплаты торгового сбора в г. Москве не распространяется на:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых сооружениях и их территориях.

2) Ст. 3 Закона г. Москвы предоставляет перечень видов деятельности, которые местные законодательные органы причислили к категории льготных и освободили от обязанности по начислению сбора, в том числе на продажи:

  • через вендинговые автоматы;
  • на различных ярмарках;
  • на территории розничных рынков (имеются в виду отдельные торговые объекты);
  • разносного характера в бюджетных и казенных учреждениях;
  • на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера;
  • в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, если по итогам квартала доля их доходов от продажи билетов в общем объеме поступлений составила не менее половины;
  • через торговую сеть типа «Печать».

3) Кроме того, освобождаются от уплаты торгового сбора налогоплательщики, основным видом деятельности которых является не торговля, а оказание бытовых услуг (прачечные, химчистки, ремонт одежды, обуви, изготовление ключей, парикмахерские, салоны красоты и др.) и к тому же:

  • Не имеющие залов для торговли или с залами площадью не более 100 кв. метров.
  • Оставляющие торговую площадь под выкладку демонстрируемых товаров не более 10% от общей площади.

4) В предыдущем разделе также отмечалось, что все налогоплательщики на ЕСХН, а также ИП на патенте освобождаются от уплаты торгового сбора. К тому же нельзя на вести деятельность, которая попадает под обложение торговым сбором. В этом случае придётся перейти на другой налоговый режим.

5) В случае сомнений насчёт того, является ли текущая деятельность предпринимателя облагаемой торговым сбором, он вправе направить запрос о разъяснении этого факта в профильное ведомство. Исходя из некоторых таких разъяснений, можно привести сформированный список видов деятельности, не упомянутых в законе, но точно не подлежащих обложению сбором:

  • продажа ломбардом предмета залога;
  • продажа продуктов питания организациями общепита (если реализация проходит в них же);
  • продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг;
  • продажа билетов в кассах;
  • продажа автомобильных запчастей со склада, взятого в аренду.

6) Особую категорию вопросов вызвала торговая деятельность, выполняемая через интернет. С одной стороны, после сетевого оформления заказа продавец отгружает товары со склада, а эта деятельность Законом г. Москвы «О торговом сборе» не учтена, но с другой стороны – доставку товара курьером и получение им наличных можно расценить как развозную торговлю.

Но если все расчёты сделать безналичными, то снова объект обложения сбором вроде как отсутствует. Мнения налоговиков и чиновников Минфина по поводу того, облагать ли сбором процесс торговли интернет-магазинов, разошлись, а судебной практики по подобному вопросу ещё не сформировалось.

Постановка и снятие с учёта в налоговой

Постановка на учёт / снятие с учёта в качестве налогоплательщика торгового сбора осуществляется:

  • В налоговую по месту нахождения недвижимого объекта торговли.
  • В иных случаях – в налоговую по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

В случае, когда торговых объектов несколько, подаётся одно уведомление (с указанием всех «точек») в налоговую, к которой относится торговый объект, указанный в уведомлении первым.

Перечень необходимых действий:

  1. Подать уведомление . Это делается в течение пяти дней с момента начала торговли в письменном или электронном виде (естественно, с использованием электронной подписи в системах отправки электронной отчётности).

    В уведомлении надо отразить все объекты, осуществляющие облагаемые сбором виды деятельности. Если объекты находятся на разных территориях, сведения о них всё равно подаются в одном уведомлении, а налоговый орган выбирается тот, к которому относится верхний в списке объект.

  1. Дождаться постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, которая производится в течение пяти дней после получения налоговым органом документов. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора.

Важно! Если уведомление от организации или ИП получено не было, но налоговая получила информацию из Департамента экономической политики и развития г. Москвы о том, что лицо осуществляло облагаемую сбором деятельность, то она имеет право поставить её на учёт на основании полученных сведений.

  1. Зачесть или вернуть суммы излишне уплаченного сбора по правилам, предусмотренным ст.78 НК РФ. Эта возможность сохраняется в течение трёх лет с момента уплаты.
  2. Подать уведомление об изменении объекта (его площади, фактическом наличии, адреса и пр.) в пятидневный срок с момента возникновения таких изменений.
  3. Подать отменяющие сведения, если выяснилось, что торговым сбором деятельность не облагается. Пугающие штрафы для большинства предпринимателей, не сумевших однозначно определить наличие для себя обязанности по постановке на учёт, на практике вызвали поток ошибочных уведомлений.
    После этого ФНС России выпустила специальное письмо от 20 августа 2015 г. N ГД-4-3/14721@, разъясняющее, что для обнуления излишне поданных сведений достаточно в свободной форме в тот же налоговый орган подать заявление с указанием причин и копии ошибочного уведомления.
  4. Удостовериться, что ошибочная постановка на учет обнулена. При получении отменяющего заявления налоговая должна снять лицо с учёта той же датой, которой была произведена постановка, а если система уже успела начислить к уплате суммы сбора, то их сторнировать.
  5. Подать уведомление в тот момент, когда облагаемая деятельность больше не осуществляется, и удостовериться, что налоговые органы сняли плательщика с учёта.

Штраф за неуведомление налоговой

Если в текущем квартале среди видов деятельности возникла или исчезла необходимость в торговле, которая по закону облагается сбором, организация или индивидуальный предприниматель должны сообщить об этой информации в налоговую инспекцию.

Ведение продаж, подпадающих под обложение торговым сбором, без свидетельства плательщика сбора рассматривается соответствующими органами как работу без постановки на учёт в налоговом органе и наказывается в соответствии с п.2 ст. 116 НК РФ штрафом в размере 10% от нелегального дохода, но не менее 40 тыс. руб.

Важно! Если плательщик сбора не получил свидетельство, он не имеет право вычитать сумму торгового сбора из других видов начисленных налогов.

Как рассчитывать

Налоговый кодекс закрепляет ответственность за расчёт суммы сбора за плательщиком. Однако в случае, если плательщики не встали на учёт добровольно, они могут получить принудительные требования об уплате торгового сбора от налоговой.

Чтобы определить, сколько надо уплатить в бюджет за квартал, необходимо умножить ставку, предусмотренную Законом г. Москвы «О торговом сборе» (см. табл. №1) , на количество объектов и их физических характеристик.

С 2018 года ставка торгового сбора проиндексирована на 1,285.

Таблица №1. Ставки торгового сбора для Москвы на 2017 год

Территория функционирования объекта торговли Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, руб. Развозная и разносная розничная торговля, руб. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами, руб. Организация розничных рынков (руб. за 1 кв. м.)
До 50 кв. м. Свыше 50 кв. м. (где х – кол-во кв. м. сверх 50 кв. м.)
На территории ЦАО г. Москвы 81000 40500 60000 (1200 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50
На территории внутри МКАД (кроме ЦАО) 40500 40500 30000 (600 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50
На территории г. Москвы за МКАД 28350 40500 21000 (420 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50

Если в отчётном периоде происходит изменение количества объектов или их площадей, то их надо учитывать:

  • В случае увеличения – в текущем квартале, как будто изменение произошло в самом начале;
  • В случае уменьшения – в следующем квартале.

Уплата

Перечислять торговый сбор в бюджет необходимо ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Таким образом, крайними датами перечисления будут 25 января, 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Если срок выпадает на выходной день, то перечисление платежа в следующий рабочий день просрочкой считаться не будет.

Как перечислить торговый сбор? – Оформление платёжного поручения

На официальном сайте ФНС есть ответ на вопрос о том, можно ли направить в бюджет сумму торгового сбора, посчитанного на все имеющиеся объекты, одной платёжкой. Налоговые органы информируют о том, что на каждый объект надо оплатить сбор отдельной суммой, составив столько платёжных поручений, сколько потребуется.

КБК (код бюджетной классификации) , согласно Приказу ФНС России от 20.07.2015 N ММВ-7-1/292@:

  • для уплаты основной суммы - 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • для уплаты пени – 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • для уплаты штрафа - 182 1 05 05010 02 3000 110.

Платёжное поручение на перечисление торгового сбора оформляется по типовой форме. Вот основные моменты, на которые при заполнении платёжки надо обратить внимание:

  • очерёдность платежа при уплате сбора указывается со значением 5;
  • статус плательщика для организаций – 01, для индивидуальных предпринимателей – 09;
  • код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), указанный в документах статистики. Налоговики пояснили, что в платёжке на уплату торгового сбора нужно проставить код ОКТМО, относящийся к территории, на которой находится объект торговли, независимо от того, где организация зарегистрирована. По факту, это совпадает с территорией налогового органа, в котором плательщик встал на учёт в отношении торгового сбора.
  • основание платежа – ТП (текущий платёж);
  • налоговый период – КВ.ХХ.YYYY, где КВ – буквенный код квартального периода, ХХ – номер квартала, за который производится платёж, YYYY – год начисления сбора;
  • назначение платежа – «Торговый сбор за XX квартал YYYY г.»

Правильно заполнить поручение на уплату сбора, не ошибившись в КБК, очень важно, иначе перечисленная сумма может затеряться среди невыясненных поступлений в бюджет и найти её будет впоследствии трудно.

Отчётность по торговому сбору

Учитывая, что речь идёт не о налоге, а о сборе, для него не предусмотрена никакая специальная форма отчётности. Информация о размере платежа может быть отражена в декларации того налога, который плательщик решит уменьшить на сумму торгового сбора.

Исходя из законодательства, непосредственно регулирующего торговый сбор, лицу, имеющему свидетельство плательщика торгового сбора, достаточно своевременно уплатить полагающуюся сумму.

Уменьшаем налоги

Разъяснения ФНС в письме, касающемся особенностей применения законодательства о торговом сборе, обращают особое внимание на то, что для того, чтобы иметь право учесть торговый сбор при расчёте других налогов, необходимо:

  • Иметь свидетельство плательщика сбора (т.е. состоять на учёте в налоговом органе);
  • Фактически уплатить в бюджет, а не только начислить, сумму торгового сбора.
  1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – для индивидуальных предпринимателей.
  2. Налог на прибыль – для организаций, находящихся на общей системе налогообложения. Причём вычитать сбор можно только из суммы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта РФ (т.е. в бюджет г. Москвы), так как сам торговый сбор был отправлен тоже в региональный бюджет.
  3. Налог, уплачиваемый организациями и ИП на :
  • по системе «Доходы» - вычитая уплаченный сбор из подлежащей к уплате суммы налога по УСН;
  • по системе «Доходы – расходы» - учитывая сумму торгового сбора в перечне расходов при расчёте суммы налога по УСН к уплате.

Торговый сбор – это обязательный платёж пока только на территории г. Москвы, обязательный к уплате со второго полугодия 2015 года. Особое внимание стоит обратить на то, что торговый сбор уплачивается целиком за квартал в фиксированных суммах, предусмотренных законодательством.

Это означает, что если факт облагаемой деятельности был осуществлён за квартал хотя бы один раз, сумма сбора должна быть уплачена в полном объёме и она не будет зависеть ни от чего, кроме наличия объекта осуществления торговли или его метража.

Эксперт Центра, к.ю.н., Гаганов А.А.

Чего ждать от нового торгового сбора? Сколько и за что придется платить предпринимателям? Как снизить налоговые издержки?

С 1 июля 2015 года вступает в силу глава 33 Налогового кодекса РФ, а вместе с ней на предпринимателей ложится новое бремя по уплате торгового сбора. Торговый сбор попал в Налоговый кодекс РФ в конце прошлого года, и у бизнесменов было время морально подготовиться к этому удару.

Кто и за что будет платить?

Платить торговый сбор должны будут все организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели (ИП), которые используют недвижимость или передвижные торговые павильоны для торговли. В муниципальных образованиях могут быть льготы для некоторых видов предпринимательской деятельности, вплоть до освобождения от уплаты сбора. Например, Закон города Москвы «О торговом сборе» освобождает от уплаты сбора торговлю через вендинговые автоматы, торговлю на ярмарках выходного дня, на розничных рынках (но не сами рынки), разносную торговлю в автономных, бюджетных и казенных учреждениях. Также не будет платить сбор Почта России и автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Федеральный закон также освобождает от уплаты сбора индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги по патенту, и сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог.

Объект сбора, согласно закону, «использование объекта движимого или недвижимого имущества (объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности». Простым предпринимателям из этого набора слов мало что понятно, поэтому посмотрим еще определение понятия «объект осуществления торговли» и виды торговли, в отношении которой установлен сбор.

Сбор – с каждого торгового ларька?

Итак, объект сбора – это здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговля. Деятельность по организации розничных рынков тоже облагается сбором: объектом являются собственно розничные рынки, сбор уплачивается управляющей компанией.

Виды торговли, в отношении которой устанавливается сбор:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Такой перечень позволяет предположить, что все предприниматели, торгующие в каком-либо помещении (ларьке, палатке, магазине) или со склада, обязаны уплачивать сбор. Возникает вопрос с интернет-магазинами: они тоже должны платить торговый сбор ? Вероятно, если торговля ведется с использованием арендованных складских помещений, то должны. Если же торговые помещения находятся не в аренде, а в собственности, то получается, что предприниматель платит дважды: налог на имущество организаций и торговый сбор.

Малый бизнес уже окрестил этот налог «налогом на аренду » и вовсю подумывает о том, как обойти Налоговый кодекс. Потому что если заплатить все, что положено по закону, то жить бизнесу будет не на что.

Ставки торгового сбора в Москве

Ставки торгового сбора определяются представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ставки определяются законами этих субъектов Федерации.

Закон города Москвы «О торговом сборе» варьирует ставки торгового сбора в зависимости от удаленности района от центра города. Так, самая высокая ставка для торговых точек без торговых залов – 81 000 рублей за квартал (3 месяца) – в Центральном административном округе. Глубокие и ближние «замкадыши» (Зеленоград и Новая Москва, Митино и Бутово, и другие) заплатят 28 350 рублей. Остальные «москвичи» заплатят 40 500 рублей, столько же «стоит» разносная и развозная торговля. Арендаторы в торговых залах должны будут заплатить за помещения до 50 кв.м в ЦАО 60 000 рублей за квартал, «замкадыши» - 21 000 рублей, остальные «москвичи» 30 000 рублей. За помещения свыше 50 кв.м ставка зависит от площади торгового помещения, естественно, это выйдет дороже, чем места до 50 кв.м. Для розничных рынков ставка составляет 50 рублей за квадратный метр.

Все эти немалые суммы (от 7 тысяч рублей в месяц) предприниматели должны будут выложить наряду с другими налогами, выплатами, арендной платой и прочими издержками. Торговый сбор не зависит от размера прибыли. Особенно негативно это сказывается на тех торговых точках, прибыльность которых обусловлена сезонностью.

Бюрократические нюансы

Помимо того, что выкладывать лишние деньги непонятно за что в принципе неприятно, придется еще и пройти бюрократические процедуры. Так, плательщики сбора должны встать на учет в налоговых органах в качестве таковых. Это надо сделать в течение 5 дней после заключения договора аренды. Для тех, у кого такой договор уже действует, обязанность встать на учет возникает со дня вступления в силу закона, то есть с 1 июля 2015 года. Причем о любом изменении торгового помещения надо будет также уведомлять налоговую в течение 5 дней. 5 дней есть у налоговой для постановки на учет плательщика торгового сбора и направления ему свидетельства. Если речь идет об использовании недвижимости для торговли, то уведомление направляется в ИФНС по месту нахождения недвижимости. Если используется движимое имущество, то уведомление направляется по месту нахождения организации или по месту жительства ИП.

Предприниматели сами должны рассчитать размер сбора и уплатить его до 25-го числа месяца, следующего после окончания квартала. То есть налоговая не пришлет квитанцию, но проконтролирует уплату торгового сбора, если предприниматель ошибется или не заплатит. В этом случае он все-таки получит от налоговой требование об уплате сбора. В целом контроль возложен на органы местного самоуправления, которые должны обо всем уведомлять налоговую.

Каких последствий ждать?

История разработки законопроекта, которым вводился торговый сбор, умалчивает о том, какие благие цели должно достигать это нововведение. Положения о торговом сборе были введены в законопроект № 527250-6 депутатскими поправками ко второму чтению. Поэтому в первоначальной пояснительной записке о нем нет ни слова. Также мы не знаем мнения Правительства РФ по поводу введения нового сбора. Имеющийся отзыв Правительства РФ не упоминает этот сбор, так как его не было в первоначальном проекте. Очевидно, Правительство РФ одобрило новый источник доходов бюджета.

Можно ожидать роста цен в розничной торговле, так как предпринимателям придется компенсировать новые расходы. Даже если по факту им удастся уменьшить налоги на сумму сбора (а это можно сделать только по результатам года), то торговцы могут повышать цены просто от страха, что на них повесили новый сбор.

Хорошая новость есть для тех, у кого совпадает место нахождения организации (место жительства ИП) и место уплаты торгового сбора. Организации и ИП, находящиеся на «упрощенке» смогут уменьшить единый налог на сумму торгового сбора. Также может быть уменьшен налог на прибыль организаций.

Однако помимо налогов на прибыль или доходы предприниматели уплачивают еще множество других обязательных платежей. Например, ИП самостоятельно уплачивает страховые и пенсионные взносы, платит за ЭКЛЗ для контрольно-кассовых машин, аренду за помещение и несет другие расходы, связанные с бизнесом. Малый бизнес, занимающийся торговлей, - это, как правило, именно ИП. В этой ситуации многие предприниматели уже собираются объединять свои торговые площади, чтобы уменьшить расходы в части торгового сбора. То есть малый бизнес уже ожидает увеличения налоговой и административной нагрузки, несмотря на заверения в том, что торговый сбор не приведет к увеличению налоговых издержек. Да иначе зачем бы государство вводило новый сбор, если бы от этого не увеличились государственные доходы. Конечно, в условиях дефицита бюджета государству нужны доходы. Но эти доходы получаются за счет малого бизнеса. С одной стороны, государство говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, а с другой, вводит новые налоги и сборы для предпринимателей практически на ровном месте. Это демонстрирует непоследовательность государственной экономической политики.

А.С. Колосовская, налоговый консультант

Торговый сбор в Москве - 2015

Мы отвечаем на эти и другие популярные вопросы о московском торговом сборе.

Торговый сбор в Москве в 2015 г.

Кто должен платить торговый сбор?

ВНИМАНИЕ

Уже торгующие организации и предприниматели должны подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не позднее 7 июля.
Первый раз заплатить торговый сбор нужно за III квартал 2015 г. не позднее 26 октября 2015 г. на КБК 182 1 05 05010 02 1000 110.

Торговый сбор платят организации и предпринимател ист. 2 Закона от 17.12.2014 № 62 (далее - Закон № 62) :

  • торгующие в розницу на территории г. Москвы через стационарные объекты, то есть магазины и павильоны, имеющие торговый зал, а также киоски, палатки и ларьки без торговых залов;
  • занимающиеся развозной и разносной торговлей в г. Москве, например через автофургоны;
  • являющиеся владельцами московских розничных рынков.

При этом неважно, что вы продаете (продукты питания или промтовары), а также принадлежит вам торговое помещение на праве собственности или вы его арендуете.

Кто может не платить торговый сбор?

Не должны платить торговый сборп. 2 ст. 411 НК РФ :

  • предприниматели на патентной системе налогообложения;
  • плательщики ЕСХН.

Также от сбора освобождаетс яст. 3 Закона № 62 :

  • продажа товаров через торговые автоматы;
  • торговля на ярмарках и розничных рынках.

Должны ли платить торговый сбор оптовики?

Нет, не должны. Ведь по торговле со складов (а именно так продают товар оптовики) в Москве ставки сбора не установлен ыст. 2 Закона № 62 ; .

Нужно ли платить торговый сбор, если фирма зарегистрирована в Москве, а ее магазины находятся в Московской области?

Торговый сбор должны платить только те, кто торгует на территории Москвы. При этом место постановки на учет самой организации в налоговом органе значения не имеет. Поскольку розничная торговля ведется в Московской области (там находятся магазины), платить торговый сбор не нужн оп. 1 ст. 411 НК РФ .

Нужно ли платить торговый сбор, если фирма зарегистрирована в Московской области, а ее магазин находится в Москве?

Поскольку розничная торговля ведется через магазин в Москве, организация должна платить торговый сбор.

Однако если этот магазин находится на территории розничного рынка, платить сбор не надостатьи 2, 3 Закона № 62 . Право на применение этой льготы можно подтвердит ьПисьмо Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 № 90-01-01-07-53/15 :

  • договором о предоставлении торгового места на рынке;
  • карточкой продавца.

Нужно ли платить торговый сбор, если предприниматель приезжает из другого региона в Москву торговать на розничном рынке?

Предпринимателю, торгующему в Москве на розничном рынке, платить торговый сбор не нужн ост. 3 Закона № 62 . И неважно, где он состоит на налоговом учете - в Москве или другом регионе.

Должны ли платить торговый сбор рестораны, кафе и другие точки общепита?

Нет, не должны. В Москве сбором облагается только розничная торговля, но к ней не относится продажа продуктов питания и напитков в барах, ресторанах, кафе и других объектах общепит аст. 2 Закона № 62 ; ст. 413 НК РФ .

Каковы ставки торгового сбора?

Ставки сбора установлены в ст. 2 Закона № 62. Они зависят от вида торговли и могут различаться в зависимости от района, в котором она осуществляется.

Для торговых точек с площадью торгового зала не больше 50 кв. м и без торговых залов установлена фиксированная ставка сбора - в рублях за квартал с каждого объекта торговли.

Например, если вы занимаетесь развозной и разносной торговлей в любых районах Москвы, ежеквартально надо будет платить 40 500 руб. Для магазина с торговым залом до 50 кв. м в ЦАО ставка сбора 60 000 руб. в квартал, а для такого же магазина в Митино - 21 000 руб. в квартал. С киоска в ЦАО за квартал придется заплатить 81 000 руб.

Большие магазины, супермаркеты, гипермаркеты с площадью торгового зала свыше 50 кв. м и владельцы розничных рынков платят торговый сбор с каждого квадратного метра торговой площади.

Как определить торговую площадь магазина, чтобы посчитать торговый сбор?

Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объект торговли. Это может быть любой документ, содержащий информацию о назначении и планировке помещений объекта, - договор купли-продажи или аренды, технический паспорт, планы, схемы, экспликации и т. п.Письма Минфина от 29.04.2015 № 03-11-06/24876 , от 27.03.2015 № 03-11-06/3/17199, № 03-11-06/3/17214

Например, площадь торгового зала магазина, находящегося в Южном Бутово, 65 кв. м. Ставки торгового сбора:

  • 420 руб. за каждый квадратный метр площади торгового зала до 50 кв. м включительно;
  • 50 руб. за каждый полный (неполный) квадратный метр площади торгового зала свыше 50 кв. м.

Сумма торгового сбора к уплате за квартал составит 21 750 руб. (420 руб. х 50 кв. м + 50 руб. х (65 кв. м – 50 кв. м)).

Наш магазин не работает по воскресеньям и скоро будет закрыт на ремонт в течение месяца. При расчете торгового сбора это как-то учитывается?

Нет. Сколько дней в квартале вы торговали, не имеет значения.

Сумма сбора к уплате не уменьшается в зависимости от продолжительности торговой деятельности в течение квартала.

Нужно ли плательщикам торгового сбора вставать на налоговый учет?

Да. Если ваша торговая деятельность в Москве облагается сбором, в ИФНС надо подать уведомление по форме № ТС-1, которая приведена в Письме ФНС от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@ .

Если торговых точек несколько, уведомление подается одно, но на каждый объект торговли надо заполнить отдельную страницу «Информация об объекте обложения торговым сбором».

В какую инспекцию подавать уведомление о постановке на учет плательщикам торгового сбора?

Уведомление по форме № ТС-1п. 7 ст. 416 НК РФ ; Письмо ФНС от 17.06.2015 № ГД-4-3/10382@ надо сдавать:

  • <или> при торговле через магазин, являющийся недвижимостью, - в ИФНС по месту нахождения этого магазина. Если у вас несколько магазинов на территориях разных ИФНС, то встать на учет можно в любой из них по вашему выбору. В уведомлении сведения о магазине, подконтрольном этой ИФНС, укажите первыми, об остальных - в любой последовательности;
  • <или> при торговле через любой другой объект - в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя. Например, организация, зарегистрированная в Московской области, занимается развозной торговлей в Москве. Ей надо подать уведомление в свою подмосковную ИФНС.

В какие сроки надо сдавать уведомление о постановке на учет плательщикам торгового сбора?

Уведомление по форме № ТС-1 надо подать в бумажной или электронной форме в течение 5 рабочих дней с даты начала торговли.

Если вы торговали в Москве еще до начала июля, то 5 рабочих дней отсчитываются с 1 июля 2015 г. - последним днем подачи уведомления будет 7 июля 2015 г.

После этого ИФНС вышлет вам свидетельство о постановке на учет по форме № ТСстатьи 412 , 416 НК РФ ; Письмо ФНС от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@ .

Что будет, если плательщик торгового сбора не встанет на учет?

О том, что у вас есть объект торговли, с которого надо платить торговый сбор, налоговая инспекция узнает от Департамента экономической политики и развития Москв ыст. 4 Закона № 62 .

И если вы не встанете на учет, инспекция, во-первых, выставит вам требование об уплате сбора, рассчитанного на основании полученной от Департамента информации. Придется заплатить и сбор, и пени. Причем взысканные с вас суммы сбора учесть для целей налогообложения будет нельз яп. 5 ст. 225 , п. 10 ст. 286 , п. 8 ст. 346.21 , п. 3 ст. 417 , п. 4 ст. 418 НК РФ .

Во-вторых, вас оштрафуют за ведение деятельности без постановки на налоговый учет - 10% от доходов, полученных за период, пока вы работали без постановки на учет, но не меньше 40 000 руб.п. 2 ст. 116 , п. 2 ст. 416 НК РФ

Когда и на какой КБК надо платить торговый сбор?

Торговый сбор надо платить ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть сбор за III квартал надо заплатить не позднее 26 октября 2015 г. (25 октября - воскресень е)ст. 414 , п. 2 ст. 417 НК РФ .

Торговый сбор уплачивается в бюджет г. Москвы по КБК 182 1 05 05010 02 1000 110.

Надо ли сдавать отчетность по торговому сбору?

Никакую отчетность по торговому сбору подавать не надо.

Однако нужно сообщать ИФНС по форме № ТС-1 обо всех изменениях показателей объекта торговли, влияющих на расчет суммы сбор ап. 2 ст. 416 НК РФ . Например, об изменении площади торгового зала гипермаркета.

Как учесть торговый сбор для целей налогообложения?

Организации на ОСН торговый сбор в расходах не учитывают, а уменьшают на сумму уплаченного сбора сам налог на прибыль (авансовый платеж). Но только ту часть налога, которая перечисляется в бюджет Москв ып. 10 ст. 286 НК РФ .

Московские предприниматели - плательщики НДФЛ на сумму уплаченного сбора могут уменьшить НДФЛ, рассчитанный по итогам года по ставке 13%п. 5 ст. 225 НК РФ .

Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» учитывают сумму уплаченного сбора в расхода хподп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ .

Организации и предприниматели на УСН с объектом «доходы» могут уменьшить «упрощенный» налог (авансовый платеж) на сумму торгового сбора, уплаченного в соответствующем налоговом (отчетном) периоде. Но только при условии, что налог зачисляется в бюджет г. Москв ып. 8 ст. 346.21 НК РФ . То есть уплаченный в октябре торговый сбор за III квартал можно учесть при расчете налога за год. Однако если у вас несколько видов деятельности на «доходной» УСН, на сумму сбора можно уменьшить только сумму налога с доходов от розничной торговли, по которой уплачивается торговый сбор. Поэтому вам придется учитывать доходы от розницы отдельн оПисьмо Минфина от 27.03.2015 № 03-11-11/16902 .

Что грозит за неуплату торгового сбора?

Если вы не уплатите сбор вовремя, ИФНС направит вам требование о его уплате в сумме, рассчитанной на основании имеющейся у инспекции информации об объекте торговли. Кроме того, начислят пени за каждый день просрочки уплаты сбор аст. 75 НК РФ .

Если после получения требования вы так и не уплатите сбор, то налоговый орган может выставить инкассовое поручение и заблокировать ваш банковский счет.

В связи с вступлением в силу федерального закона 382-ФЗ от 29.11.2014 г. в НК РФ перечень местных налогов и сборов пополнится торговым сбором; а в части IIНК РФ появитсяглава 33 Торговый сбор , в которой установлены элементы исчисления сбора.

Плательщиками торгового сбора признаются:

организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя ), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованиемобъектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

от уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, иналогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора торговой деятельности.

К торговой деятельности НК РФ отнесены:

    торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

    торговля через объекты нестационарной торговой сети;

    торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

    торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Периодом обложения сбором признается квартал.

Ставка сбора устанавливается в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

Плательщики сбора подлежат постановке на учет в налоговом органе на основанииУведомления , полученного от плательщика не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. ВУведомлении указывается: вид осуществляемой деятельности, объект(ы) осуществления торговли, его характеристика (количество и (или) площадь).

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

1 С 01.01.2009 г. НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на смену объекта налогообложения ежегодно , с начала налогового периода.

2 На территории Кировской области размеры применяемых ставок установлены законом области от 30.04.2009 г. № 366-ЗО «Об установлении на территории Кировской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, избравшими объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов» (9%, 12%)

3 Применение ставки 1% осуществляется при расчете суммы налога, т.е. исключительно по итогам налогового периода.

4Данное ограничение в течение переходного периода (до 2013 г.) не распространяется на некоммерческие организации, в том числе на организации потребительской кооперации, созданные в соответствии с федеральным законом от 19.06.1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах в Российской Федерации»).