Сколько мест в думе. Сколько депутатов в Государственной думе РФ? Бонусы и привилегии

Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 30 апреля 2019. Время чтения 6 мин.

Согласно Конституции РФ, в Госдуме должно работать 450 депутатов. Это положение остается неизменным с 1993 года. В составе первой Госдумы, учрежденной в России в 1905 году, было 478 депутатов.

Государственная Дума и – две палаты Федерального Собрания. Первая представляет народ, вторая – интересы субъектов Федерации. Мы будем говорить о Госдуме – верхней палате ФС. Именно здесь принимаются федеральные законы, осуществляется контроль за деятельностью Правительства страны. Здесь назначают на должность и освобождают от нее Уполномоченного по правам человека руководителей таких учреждений, как Центральный банк, Счетная палата, объявляет амнистии, решает вопросы международного парламентского сотрудничества. Российская Конституция определила количество депутатов в Государственной думе, и более двух десятков лет это число остается неизменным.

Как начинался российский парламентаризм

Первая Государственная Дума была учреждена в Российской Империи в 1905 году. Это стало началом истории представительного законодательного органа государственной власти в стране. Места в ней распределились следующим образом:

  • 16 октябристов;
  • 179 кадетов;
  • 97 трудовиков;
  • 105 беспартийных;
  • 63 представителя национальных окраин;
  • 18 социал-демократов.

Полномочия их были весьма ограничены – земельный вопрос был главным в работе. Политические реформы, которые пытались проводить депутаты, оставались безуспешными. Они ратовали за прекращение репрессивных мер против революционеров 1905–1907 гг., и тоже безрезультатно. Срок полномочий госдумы: 27 апреля – 8 июля 1906 года. Николай II распустил ее. «Дума народного гнева» – таковой она осталась в истории.

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (единственную сессию). В думе 222 человека, из них:

  • социал-демократов 65;
  • трудовиков 104;
  • эсеров 37.

Третья Дума, в отличие от двух предшествующих, проработала полный срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Ее 442 депутата представляли партии: октябристов, черносотенцев, кадетов, прогрессистов, мирнообновленцев, социал-демократов, трудовиков, беспартийных, мусульман. Октябристы оказались самой многочисленной – 125 человек.

С ноября 1912 по февраль 1917 года работала IV Дума. В истории самодержавной России в этот предкризисный для страны и мира период она была последней.


В период существования Союза ССР и РСФСР представительные и законодательные функции выполняли:

  • советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, народных депутатов СССР;
  • Верховные советы СССР и РСФСР;
  • Всесоюзные и Всероссийские съезды Советов.

Возродилась Госдума уже в новейшей истории.

Численность депутатов

Нынешняя дума – 7-го созыва. Первая была созвана в 1993 году. В составе этого государственного органа 450 депутатов, как это прописано в Конституции РФ. Они избираются тайным голосованием на всеобщих, прямых равных выборах сроком на 5 лет. Эта численность остается неизменной с 1993 года, когда в Российской Федерации был образован данный парламентский орган.

Закон о статусе депутата Государственной думы (№3-ФЗ от 08.05.1994г.) регламентирует права и обязанности членов парламента.

Таблица 1. Численность и состав Госдум 1-6 созыва с 1993 по 2016 год

Созыв Места избирательных объединений Председатель Годы работы
I ЛДПР и «Выбор России» – по 64, «Аграрная партия России» –57, КПРФ – 42,

«Женщины России» – 23, «Яблоко» – 27,

«Партия российского единства и согласия» – 22, Демократическая партия России – 14.

И.П. Рыбкин, Аграрная партия России 1994-1996
II КПРФ – 157, «Наш дом - Россия» – 55,

ЛДПР – 51, «Яблоко» – 45.

Г.Н. Селезнев, КПРФ 1996-2000
III КПРФ – 113, «Медведь» – 73,

«Отечество - Вся Россия» – 68, СПС – 29,

«Яблоко» – 20, «Блок Жириновского» – 17

2000-2003
IV «Единая Россия» – 223, КПРФ – 52, «Родина» – 37, ЛДПР – 36 Б.В. Грызлов, «Единая Россия» 2003-2007
V «Единая Россия» – 315, КПРФ – 57, ЛДПР – 40, «Справедливая Россия» – 38 2007-2011
VI «Единая Россия» – 238, КПРФ – 92, «Справедливая Россия» – 64, ЛДПР – 56 С.Е. Нарышкин, «Единая Россия» 2011-2016

Источник: официальный сайт Госдумы

Государственная Дума седьмого созыва начала свою работу в октябре 2016 года.

Состав и структура Государственной Думы

Комитеты Госдумы

В настоящее время 26 комитетов занимаются конкретными направлениями законотворческой деятельности: вопросами законодательства, экономической политики, местного самоуправления и предпринимательства, бюджетом и налогами и др.

В этих структурных подразделениях разрабатываются и обсуждаются законопроекты, соответствующие профильному направлению комитета.

С их работой схожа деятельность 6-ти комиссий, существующих в российском парламенте, с той лишь разницей, что занимаются они не законотворчеством, а контролем соответствующего направления функционирования.

В задачи этого органа входит подготовка конкретных законопроектов для рассмотрения их на сессии и планирование работы парламента во время сессий. Что означает буквально следующее: прежде чем готовый законопроект будет вынесен на всеобщее рассмотрение депутатов, его прорабатывают в Совете. В его составе 14 членов.

Руководит Советом председатель Госдумы – Володин Вячеслав Викторович.

В него также входят два его первых заместителя: Иван Иванович Мельников и Александр Дмитриевич Жуков,

заместители:

  • Ольга Викторовна Тимофеева;
  • Ольга Николаевна Епифанова;
  • Ирина Анатольевна Яровая;
  • Игорь Владимирович Лебедев;
  • Петр Олегович Толстой;
  • Сергей Иванович Неверов;

и руководители парламентских фракций:

  • В. В. Жириновский – ЛДПР;
  • Г. А. Зюганов – КПРФ;
  • С. М. Миронов – «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»;
  • А. К. Исаев – «ЕДИНАЯ РОССИЯ», первый зам. руководителя фракции;
  • В. Б. Кидяев – «ЕДИНАЯ РОССИЯ», первый зам. руководителя фракции.

Следует отметить, что председатели комитетов в Совете Госдумы обладают правом лишь совещательного голоса.

Фракции Госдумы

В 2018 году в Госдуме работает четыре фракции, сформировавшиеся по одноименным партиям.

Таблица 2. Численность и руководство фракций Госдумы

Количество депутатов в Государственной думе определяет российская Конституция. За свое существование, а это более двух десятков лет, данный закон не претерпел значительных изменений. В то же время история российского парламентаризма куда длиннее. Давайте узнаем, сколько депутатов в Государственной думе России, а также некоторые другие нюансы функционирования данного органа и его историю.

Истоки российского парламентаризма

Перед тем как выяснить, сколько депутатов в Государственной думе, давайте окунемся в историю возникновения российского парламентаризма.

Первый парламент у нас в стране, который так и назывался - Государственная дума, возник ещё во времена Российской империи. Его основание было своеобразной уступкой монархии народу, который требовал право участвовать в управлении страной, что и привело к неоконченной революции 1905 года. Тогда же император Николай II издал указ об учреждении Государственной думы. Правда, её решения носили не обязательный, а только рекомендательный характер.

Уже в декабре 1905 года первый созыв данного парламентского органа заработал. Число депутатов в составляло 448 человек. Большинство из них состояли во фракциях Конституционных демократов (153 человека), трудовиков (97 человек) и автономистов (63 человека). 105 депутатов не состояли ни в какой партии. Первое заседание Думы этого созыва датируется апрелем 1906 года, но проработала она всего 72 дня и в июле была распущена согласно императорскому указу.

Дума второго созыва работала в первой половине 1907 года. На этот раз общее количество депутатов в Государственной думе составило 518 человек. Теперь большинство было у трудовиков (104 депутата), а у кадетов только 98 депутатов. Отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в июне 1907 года, когда парламентский орган был распущен под предлогом подозрения в попытке некоторых его членов осуществить государственный переворот.

Дума третьего созыва проработала с 1907 по 1912 год. В ней было представлено 446 депутатов. В этот раз большинство было у октябристов - 154 человека.

Сколько депутатов в Государственной думе последнего, четвертого, созыва, которая работала с 1912 по 1917 год? В её деятельности принимало участие 442 депутата. Больше всех опять было октябристов - 98 человек. Она была распущена уже после Февральской революции в октябре 1917 года, когда были назначены выборы в Учредительное собрание. Но дальнейшие перспективы российского парламентаризма так и остались неосуществленными, так как в стране произошла Октябрьская революция 1917 года.

Уже после законодательным органом РСФСР, а затем и Российской Федерации стал Верховный Совет. Он осуществлял законодательную функцию с 1938 по 1993 год.

Образование Государственной думы Российской Федерации

Поводом к образованию нового парламентского органа стала попытка значительной части депутатского корпуса Верховного Совета во главе с его спикером Русланом Хасбулатовым в октябре 1993 года осуществить государственный переворот. Попытка успехом не увенчалась, но она послужила поводом для роспуска Верховного Совета.

В том же году президент России Борис Ельцин издал указ о формировании нового парламентского органа - Государственной думы. Выборы в Думу были осуществлены уже в декабре 1993 года.

Функции Госдумы

Теперь давайте узнаем, в чем состоит деятельность депутатов Государственной думы.

Государственная дума является высшим законодательным органом в России. То есть главной обязанностью депутатов является Этот парламентский орган имеет статус нижней палаты Федерального Собрания, верхней палатой которого является Совет Федерации.

Права и обязанности членов парламента указаны в Законе о статусе депутата Государственной думы. К примеру, этот закон гарантирует депутатскую неприкосновенность, а также ряд других привилегий народных избранников.

Срок полномочий депутатов

Первоначально, во время переходного периода сразу после учреждения Государственной думы, депутаты первого созыва получили свои полномочия всего на срок два года. Но уже со следующего созыва планировалось увеличить данный термин до четырех лет. Так и было сделано, поэтому с 1995 по 2011 год депутаты со второго по пятый созыв получали полномочия на срок четыре года.

Но с 2011 года срок депутатских полномочий был увеличен до пяти лет. Именно на этот период была дана возможность выполнять свои обязанности депутатам шестого созыва. Это было сделано в целях экономии бюджетных средств на проведение выборов.

Следующие выборы в депутаты Государственной думы назначены на сентябрь 2016 года.

Механизм проведения выборов

Что же представляет собой система выборов депутатов Государственной думы? Как говорилось выше, если ранее выборы депутатов проводились раз в четыре года, то теперь они проводятся раз в пять лет.

В России существует смешанная система выборов. То есть половина депутатов избирается по одномандатному избирательному округу, а другая половина - по партийным спискам. Таким образом, в первом случае избиратели голосуют за конкретного человека, который в случае победы в округе станет депутатом, а во втором случае - за партию. Именно данный подход позволяет максимально обеспечить как интересы конкретных регионов, так и электоральных предпочтений избирателей.

Численность депутатов

Теперь давайте все-таки выясним, сколько депутатов в Государственной думе. На указанный вопрос четкий ответ даёт Конституция Россия, в которой прописана численность парламента.

На данный момент в Государственной думе 450 депутатов. При этом указанная численность не менялась с самого образования данного парламентского органа в 1993 году.

Состав Государственной думы

Мы узнали, сколько в Государственной думе РФ депутатов. В то же время не менее важно знать, какие же силы на данный момент представляют народные интересы. Полный список депутатов Государственной думы на 450 человек из-за его громоздкости представить тут не получится, но мы можем изучить структуру парламента, узнав количество представителей от фракций в нем.

На данный момент больше всего в Думе депутатов от проправительственной фракции "Единая Россия" - 238 человек. Затем следуют депутаты от КПРФ - 92 человека. Следом за ними идут представители фракции "Справедливая Россия" - 64 человека. Меньше всего в парламенте депутатов от ЛДПР - 56 человек. Это количество депутатов обосновано оптимально потребностью представительства различных округов России, а также политических сил.

Структура парламента

Теперь давайте узнаем, как структурирована Государственная дума и какова её внутренняя организация. Ведь 450 депутатов - это все-таки немалое число людей, и каждый из них, кроме основной функции законотворчества, должен исполнять ещё дополнительные задачи в парламенте.

О фракционном делении депутатов мы в общих чертах сказали выше. Стоит лишь сказать, что фракции - это группы депутатов, объединенные единой долгосрочной целью и общим видением дальнейшего пути развития страны. Чаще всего фракции формируются вокруг отдельных партий или создаются из объединения нескольких партий.

Первым лицом в Государственной думе является председатель. В его обязанности входит руководство работой парламентом во время сессионной деятельности, а также представление его во взаимоотношениях с другими государственными структурами, а также зарубежными парламентскими органами. избирается депутатами путем тайного голосования, как правило, на первой сессии созыва. Кроме того, избирается первый заместитель и заместители. В их обязанности входит помощь председателю в ведении сессии, кроме того, первый заместитель должен его заменять, в случае отсутствия по каким-либо причинам. На данный момент председателем Госдумы является член проправительственной партии "Единая Россия" Сергей Нарышкин.

Главной задачей аппарата Госдумы является обеспечение бесперебойного функционирования российского парламента. Данный орган обязан следить за материально-техническим, информационным, финансовым, организационным обеспечением деятельности депутатов. Начальствует над этой структурой руководитель аппарата Госдумы. На данный момент данную должность занимает Джахан Реджеповна Поллыева.

Конкретными направлениями законотворческой деятельности занимаются комитеты Госдумы. В них состоят депутаты, организованные в группы по отдельным сегментам, зачастую согласно партийной квоте. В настоящее время основными комитетами являются:

  • по конституционному законодательству;
  • по бюджету;
  • по труду и соцполитике;
  • по экономической политике;
  • по вопросам собственности;
  • по энергетике;
  • по промышленности;
  • по охране здоровья;
  • по образованию.

Кроме того, существует и ряд других комитетов. В данных структурных подразделениях парламента разрабатываются и обсуждаются конкретные законопроекты, согласно профильному направлению комитета. Деятельностью комитетов руководят председатели, у которых имеются первые заместители и заместители.

Очень похожа на работу комитетов деятельность комиссий. Главное отличие в том, что в задачи данных структур входит не законотворческая деятельность, а контроль по какому-либо направлению функционирования. Иногда комиссии специально формируются для контроля за выполнением конкретно поставленной задачи. В настоящее время в российском парламенте существует шесть комиссий:

  • по контролю за достоверностью сведений о доходах;
  • по вопросам депутатской этики;
  • счётная комиссия;
  • по строительству зданий для парламентского центра;
  • по контролю обеспечения развития ОПК России;
  • по контролю за расходом средств из бюджета, направленных на обеспечение нац. безопасности.

Во главе каждой комиссии стоит председатель.

Ещё одним структурным органом российского парламента является Совет Госдумы. Именно данный орган подготавливает конкретные законопроекты для рассмотрения их на сессии, и планирует работу парламента во время сессионной процедуры. То есть это тот орган, который проводит предварительную работу над готовыми законопроектами перед вынесением их на всеобщее рассмотрение депутатов.

Руководит Советом председатель Госдумы. Кроме того, в Совет входят его заместители и руководители парламентских фракций. А вот председатели комитетов имеют только право совещательного голоса в данном органе.

Таковой в общих чертах является структура организации Государственной думы Российской Федерации.

Роспуск Государственной думы

Возможность роспуска парламента предусмотрена Конституцией России. Эта процедура может быть осуществлена, если Дума трижды отклонила предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства или трижды выражает тому недоверие. В этом случае глава государства может воспользоваться своим конституционным правом на роспуск парламента. Но пока что в новейшей российской истории данная процедура роспуска Государственной думы не применялась. Единственный роспуск парламентского органа был осуществлен в 1993 году при президенте Борисе Ельцине. Но тогда он ещё назывался Верховным Советом, то есть это было ещё до учреждения Думы.

Кроме того, уже несколько раз отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в индивидуальном порядке. В этом случае парламент сам принимает решение об отстранении своих отдельных членов. Например, по такой процедуре был отстранен от деятельности в Госдуме депутат от фракции "Справедливая Россия" Илья Пономарев.

Значение парламентаризма

Значение Государственной думы в России трудно переоценить. Ведь это именно тот орган государственной власти, через который посредством института выборов, граждане реализуют свое конституционное право управлять страной. В его задачи входит принятие законодательных актов, а также выполнения ряда контрольных функций, и некоторых других задач. То есть, другими словами, именно от Государственной думы зависит принятие конкретных законов в стране.

Существующая численность депутатов в парламенте научно обоснована требуемым количеством представителей от всех регионов России, и различных политических сил, чтобы учитывались интересы всего населения страны. Именно поэтому и было решено остановиться на числе в 450 депутатов.

Конечно, как и любой институт власти, парламентаризм далеко не идеален. В то же время нужно заметить, что более эффективного органа управления, через который вся масса населения, имеющая гражданство конкретного государства, может влиять на государственную политику, в мире ещё не придумано. Кроме того, существование нескольких включая отдельно выделенную законодательную власть, функционирующую через парламент, позволяет контролировать другие ветви власти (исполнительную и судебную) и предотвращать узурпацию управления страной одной из них либо президентом.

Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания РФ. Неофициально ее иногда именуют "нижней" палатой по аналогии с зарубежными парламентами, где нижняя палата - палата представителей традиционно была более демократической по своему составу и более значительной по своим полномочиям и влиянию на осуществление государственной власти. Конституция РФ определяет постоянный численный состав Государственной думы в 450 депутатов, а срок полномочий Государственной думы составляет 4 года.

Государственная дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. наиболее демократическим способом. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Правовое положение Государственной думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания" от 24 июня 1999 г., а также Регламентом самой Государственной думы.

Участие граждан в выборах депутатов Государственной думы добровольное. Граждане РФ, постоянно проживающие или временно находящиеся за пределами Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов, обладают всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной думы.

Выборы депутатов нового состава Государственной думы назначает Президент РФ своим указом. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня их проведения должен быть не менее четырех месяцев. В случае, если Президент не назначит выборы депутатов Государственной думы в установленные сроки, то выборы проводит Центральная избирательная комиссия в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в который закончились полномочия депутатов Государственной думы.

При роспуске Государственной думы в предусмотренных Конституцией случаях, Президент одновременно назначает выборы нового состава Государственной думы. При этом днем выборов считается последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной думы. Сроки избирательных действий при этом, предусмотренные федеральным законом, сокращаются на одну четверть. Если же Президент распустит Государственную думу и не назначит новые выборы, то выборы проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье после истечения трех месяцев со дня досрочного роспуска Государственной думы.

Существует особый порядок избрания депутатов Государственной думы, установленный Конституцией и специальным законом. Половина численного состава депутатов Государственной думы (225 депутатов) избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), на которые делится территория Российской Федерации . Причем в субъектах Российской Федерации должно быть не менее одного избирательного округа на основе единой нормы представительства на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов в тех субъектах РФ, где число избирателей меньше единой установленной нормы на один избирательный округ.


Единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей России на 225 одномандатных избирательных округов. На выборах депутатов от одномандатных избирательных округов действует принцип мажоритарной системы относительного большинства, когда депутатом становится тот, за кого проголосовало избирателей больше, чем за любого другого. Если же в графе бюллетеня "против всех" поданных голосов избирателей оказалось больше, чем за любого из кандидатов, то по закону необходимо проводить новые выборы в данном избирательном округе.

225 депутатов Государственной думы (вторая половина состава палаты) избираются по единому избирательному округу, когда вся страна представляет собой один избирательный округ. Депутаты избираются по пропорциональной избирательной системе, когда мандаты распределяются пропорционального количеству голосов, полученных избирательными блоками и избирательными объединениями. Причем избирательное объединение допускается к распределению депутатских мандатов при условии, если оно получило не менее 5% голосов всех зарегистрированных избирателей.

Этот избирательный барьер, характерный для избирательных систем большинства демократических стран, отстраняет от участия в распределении мандатов мелкие или менее популярные партии или другие избирательные объединения. При этой системе избиратель голосует не за конкретного депутата, а за политическую партию или избирательное объединение в целом. А партия уже сама распределяет полученные мандаты среди своих кандидатов в депутаты, т.е. персональный состав депутатов не зависит прямо от волеизъявления избирателей. В партийные списки в первую очередь попадают члены руководства и функционеры этих партий.

Закон "О выборах депутатов Государственной думы" 1999 г. предъявляет довольно суровые требования к кандидатам в депутаты. В частности, они должны предоставить в избирательные комиссии сведения об имуществе за два предшествующих выборам года, сведения о судимости и о гражданстве иностранного государства. Сведения о двойном гражданстве и о судимости проставляются в избирательном бюллетене. Представление кандидатом ложных сведений влечет наказание в виде снятия с голосования.

Если обнаружены ложные сведения у кандидатов из первой тройки, возглавляющей партийный список или список блока партий, с голосования снимается весь список. Квота избирательных расходов на 1999 г., например, составила 1,6 миллиона рублей для одного кандидата и 42 миллиона рублей для избирательного объединения. Превышение этой суммы расходов хотя бы на 0,5% влечет снятие кандидата или всего списка с голосования.
Конституция РФ определяет предметы ведения Государственной думы.

  • Помимо основной функции по осуществлению законодательства Государственная дума дает:
    • согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • решает вопрос о доверии Правительству РФ;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;
    • назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    • объявляет амнистию, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Во вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.
Структура Государственной думы включает в себя руководителей палаты - Председателя Государственной думы и его заместителей; коллегиальный координирующий орган - Совет Государственной думы; различные депутатские образования: депутатские фракции, депутатские группы, комитеты Государственной думы; комиссии Государственной думы, которые формируются по мере необходимости.

Возглавляет Государственную думу председатель, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования с использованием бюллетеней либо по специальному решению палаты путем открытого голосования. Кандидатуры на пост председателя могут выдвигать фракции, депутатские формирования, группы депутатов или отдельные депутаты. Обсуждение предложенных кандидатур проводится на открытом заседании палаты в форме устных вопросов и ответов, выступлений в поддержку кандидатов или против.

Кандидат считается избранным, если по итогам голосования он получил больше половины голосов от общего числа депутатов Государственной думы (не менее 226 голосов). Голосованию обычно предшествуют предварительные переговоры между крупнейшими депутатскими фракциями и группами относительно единой согласованной кандидатуры. В противном случае процесс избрания Председателя может серьезно затруднить работу Государственной думы.

Чтобы не возникала такая ситуация Регламент Государственной Думы предусматривает, что, если ни один из кандидатов не наберет требуемого числа голосов в двух турах, Государственная дума проводит повторные выборы или переходит к избранию первого заместителя и заместителей председателя, а затем возвращается к процедуре избрания Председателя. Обычно кандидатуры заместителей председателя определяются предварительным соглашением между крупнейшими депутатскими фракциями и группами.
Депутатская фракция представляет собой депутатское объединение в Государственной думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную думу по общефедеральному округу и одномандатным избирательным округам. Депутатская фракция подлежит обязательной регистрации.

Депутатская группа подлежит регистрации, если она насчитывает не менее 35 депутатов и представляет собой объединение депутатов, не вошедших ни в одну из фракций. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.
Обычно в начале ежегодной осенней сессии Государственной Думы происходит перерегистрация депутатских объединений с тем, чтобы определить точный численный состав фракций и групп, тем более что Регламентом палаты не запрещен выход депутатов из фракций и переход их в другие фракции и группы или в число независимых.
В качестве координирующего органа Государственной думы для рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты формируется Совет Государственной думы в составе Председателя Государственной думы и руководителей фракций и депутатских групп.

В работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители председателя Государственной думы и председатели комитетов Государственной думы. Кроме того, в работе Совета могут принимать участие полномочные представители Президента и Правительства в Государственной думе, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах, а также депутаты Государственной думы.

Полномочия Совета Государственной думы носят в основном организационный характер и направлены, в первую очередь, на достижение эффективной и результативной работы Государственной думы. В начале каждой сессии Совет Государственной думы составляет примерную программу законопроектной работы на текущую сессию. В полномочия Совета входит принятие решения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию. Совет составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

По предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения или предложению Правительства РФ совет созывает внеочередное заседание палаты. Кроме того, Совет направляет законопроекты для рассмотрения в комитеты палаты, принимает решение о возвращении законопроектов, если не выполнены установленные требования, принимает решения о проведении парламентских слушаний и решает другие вопросы организации работы палаты.

Комитеты и комиссии являются рабочими органами Государственной думы. Они образуются в соответствии с Регламентом Государственной думы, их численность, номенклатура могут быть изменены. Решение об образовании или о ликвидации комитета оформляется постановлением палаты. В их задачи входит подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение в Государственную думу, подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний.

Комитеты осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд РФ, подготовку запросов в Конституционный суд РФ; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета и решают вопросы организации собственной деятельности.

Комиссии Государственной думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. В соответствии с регламентом создаются мандатная комиссия, комиссия по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ оснований для отрешение его от должности. Могут решением Государственной Думы создаваться и другие комиссии. Мандатная комиссия образуется на срок полномочий Государственной думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной думы. При определении персонального состава комиссий соблюдается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной думы данного созыва. Комитеты и комиссии образуются Государственной думой, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной думы, за исключением председателя Государственной думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной думы.

При этом депутат Государственной думы может быть членом только одного ее комитета. Депутат Государственной думы обязан присутствовать на заседаниях комитета или комиссии, членом которых он является. А в заседаниях комитета или комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной думы, не входящие в их состав.

Правовое положение депутатов определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О статусе депутата Государственной думы и члена Совета Федерации" от 8 мая 1995 г. с поправками, регламентами палат. При этом депутатом Государственной думы считается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять нормотворческую и контрольную деятельность в представительном органе власти. Депутатом Государственной думы может быть гражданин РФ не моложе 21 года и не лишенный по закону избирательных прав.

Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов или органов местного самоуправления. Депутат Государственной думы работает на постоянной профессиональной основе. Он не может находиться на государственной службе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Для депутатов Государственной думы существует свободный мандат, который означает, что депутат не связан наказами избирателей и не может быть ими досрочно отозван. Он действует исходя из своих убеждений в интересах всего народа, а не только избирателей данного избирательного округа или той политической партии, по спискам которой он был избран в палату.

В своей деятельности депутат должен руководствоваться Конституцией РФ, законами и своей совестью. Не существует юридических установлений обязанности депутата поддерживать политику какой-либо партии, строго следовать фракционной дисциплине или отчитываться перед руководством фракции о своей деятельности. Свободный мандат депутата все же предусматривает обязанность депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Однако отсутствие каких-либо санкций за это позволяет депутатам действовать свободно, в соответствии со своими убеждениями. Срок полномочий депутатов начинается со дня их избрания и заканчивается в день начала работы Государственной думы нового состава.

Важнейшей гарантией свободной деятельности депутата является принцип парламентского иммунитета. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания. Парламентский иммунитет депутатов означает не их личную привилегию, а способ ограждения депутатов от необоснованных преследований.

Кроме того, это показатель самостоятельности и независимости самого парламента. Разумеется, это исключение из нормы о равенстве всех перед законом и судом, но это диктуется необходимостью конституционной защиты статуса парламента как высшего законодательного и представительного органа. Неприкосновенность действует на весь период избрания депутата Государственной думы и члена Совета Федерации. Она распространяется на жилище депутата, его служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, принадлежащие ему документы.

Депутаты не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказывание, мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Они вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих депутатских обязанностей.

Лишение депутата парламентской неприкосновенности может быть осуществлено только по представлению Генеральной прокуратуры палаты, к которой принадлежит данный депутат. Без согласия палаты судебное разбирательство в отношении депутата не может иметь место.

Помимо иммунитета на депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации распространяется и принцип парламентского индемнитета, т.е. вознаграждения за его парламентскую деятельность. Депутатское вознаграждение является основным источником дохода депутата, поскольку он не имеет права заниматься другой оплачиваемой работой. Индемнитет включает в себя материальное обеспечение депутата в виде ежемесячной заработной платы и надбавки к ней, приравненные к зарплате и надбавкам к ней федерального министра, материальные блага, медицинское обслуживание, обязательное страхование жизни и т.д.

Обязательное государственное страхование депутата осуществляется на сумму годового денежного содержания министра. Страховые суммы выплачиваются в случае гибели депутата. В случае причинения увечья здоровью, депутат получает ежемесячную компенсацию. На срок своих полномочий депутат освобождается от призыва на военную службу и военные сборы. В случае досрочного роспуска Государственной думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения.

Работа в качестве депутата засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутатов составляет 48 рабочих дней. Им предоставляется медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение на уровне членов Правительства. Служебное помещение депутатов оборудовано правительственной связью. Депутатам предоставлено право бесплатного пользования всеми видами транспорта, кроме такси. Депутату полагается 5 штатных помощников - 1 в Государственной думе и 4 в избирательном округе. Количество внештатных помощников устанавливается Государственной думой.

Порядок работы Государственной думы устанавливается Регламентом самой Государственной думы. Государственная дума проводит две очередные сессии в год - весеннюю с 12 января по 20 июня, и осеннюю - с 21 сентября по 25 декабря. Могут быть созваны и внеочередные сессии по требованию Президента РФ, одной пятой состава Государственной думы или по предложению Председателя Государственной думы.
На первое заседание в соответствии со ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на тридцатый день после своего избрания. Президент РФ может созвать ее на сессию и раньше этого срока.

Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат Государственной думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной думы заседания ведут поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Государственная дума может проводить как открытые, так и закрытые заседания. Решение в проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Сведения о содержании закрытых заседаний не подлежат разглашению. Закрытое заседание назначается не менее чем за один час до планируемого времени его проведения.

Запрещается приносить на закрытое заседание и использовать фото-, кино- и видеотехнику, средства радиосвязи и радиотелефоны. Председатель Государственной думы предупреждает об этом присутствующих. Заседания Государственной думы проводятся по средам и пятницам, могут быть назначены дополнительные или внеочередные заседания. Совет Государственной думы собирается по вторникам и четвергам. Комитеты и комиссии заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной думы с избирателями.

Каждую пятницу на заседании Государственной думы проводится "правительственный час" для ответов председателя Правительства, его заместителей и других членов Правительства на запросы и вопросы депутатов. При этом заслушиваются не более двух приглашенных членов Правительства. Приглашенным для ответов на вопросы депутатов отводится не более 15 минут.

Депутат, выступающий на заседании, не вправе нарушать правило депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной думы и других лиц; допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес; использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего и в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

Депутат или группа депутатов может обратиться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных исполнительных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ. Запрос оглашается на заседании палаты, и, в случае его одобрения большинством от общего числа депутатов, он оформляется постановлением Государственной думы.

Председательствующий на заседании Государственной думы руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок, ставит предложения на голосование и контролирует ведение протоколов заседания. Председательствующий имеет право предупредить выступающего депутата в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном отклонении лишать его слова, удалять из зала приглашенных лиц, мешающих работе Государственной думы.

Работа в Государственной думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Регламентом устанавливается временной порядок работы Государственной думы, время выступления с докладами, в прениях, со справками и т.д. С согласия большинства присутствующих на заседании председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса. На заседании один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Государственная дума может проводить парламентские слушания, на которых депутатами и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, требующие публичного обсуждения.

Международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Состав лиц, приглашенных на слушания, определяется соответствующим комитетом, который проводит слушания. Они могут проводиться по инициативе Совета Государственной думы, комитетов и комиссий, депутатских объединений. Слушания, как правило, открытые. Их ведут Председатель Государственной думы или председатели комитетов или комиссий. Парламентские слушания могут закончиться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу, которые принимаются большинством депутатов, принявших участие в парламентских слушаниях.

В Государственной думе установлено несколько моделей голосования, отражающих специфику обсуждаемых вопросов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование подразумевает выбор вариантов ответов - "за", "против", "воздержался". Подсчет голосов производится по каждому голосованию. Рейтинговое голосование предусматривает ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в котором может принять участие каждый депутат.

Государственная дума была утверждена ещё в 1905 году. Сейчас она входит в состав Федерального собрания страны. Конституционные законы, а также законы, относящиеся к Федеральным, принимаются на уровне Государственной думы.

Мандаты, которые в политике представляют собой полномочия, переданные избирательными округами определённому лицу или группе лиц, распределяются в ГД по фракциям. Они представляют собой более узкие объединения, чем партии. Также фракции могут быть частью определенной партии. На официальном сайте Госдумы РФ содержится информация о том, сколько всего депутатов в ней работает – 450. В 2018 году 2 места вакантны. Фактическую деятельность осуществляют 448 человек.

Численность депутатов, входящих в состав фракций ГД

В 2018 году в Государственной думе осуществляет свою деятельность четыре фракции – «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России» и «Справедливая Россия». Они сформировались по одноименным партиям. Также в ГД деятельность осуществляют два депутата, которые не входят ни в одну из фракций – это Журавлёв Алексей Александрович и Шайхутдинов Рифат Габдулхакович.

Лидирующую позицию занимает фракция «Единая Россия». На ее официальном сайте отмечено, сколько депутатов входит в состав фракции. В соответствии с предоставленными данными работу в составе «Единой России» проводит 341 депутат. Глава фракции – Неверов Сергей Иванович. К первым замам относят 6 человек.

Второе место по численности человек, входящих в состав партии, занимают представители КПРФ («Коммунистическая Партия Российской Федерации»). Ее главой является Зюганов Геннадий Андреевич. Всего работу в составе КПРФ осуществляют 43 человека.

На третьем месте находится фракция ЛДПР («Либерально-демократическая партия России). Она осуществляет свою деятельность благодаря нахождению в ней 39 человек. Руководителем данной фракции является Жириновский Владимир Вольфович. Он также является главой Высшего совета в данной партии.

На четвертом месте по численности депутатов, осуществляющих деятельность в рамках Госдумы, располагается фракция политической партии «Справедливая Россия». Ее главой является Миронов Сергей Михайлович. В данной фракции Ольга Епифанова является заместителем председателя Госдумы, Михаил Емельянов, в свою очередь, занимает должность первого заместителя руководителя фракции. У Сергея Миронова 7 заместителей.

Численность внефракционных депутатов

В рамках Государственной думы свою работу осуществляет депутаты, которые не вошли в состав фракций. Их права и полномочия абсолютно те же, что и у депутатов.

Право слова политикам предоставляется один раз в два месяца. Чтобы принять участие в обсуждении определённых вопросов и оповестить всех членов Государственной думы, им обязательно необходимо оформить соответствующее обращение.

Всем известно, что депутаты Государственной Думы живут гораздо лучше своих избирателей. Но из чего складываются доходы слуг народа, и какую зарплату получает депутат Госдумы, достоверно не знает почти никто.

Как стать депутатом высшего законодательного органа России? Кто может претендовать на это место в Госдуме? Сколько зарабатывают депутаты за свою законотворческую деятельность? Есть ли у людей, занимающих такую высокую должность премии и дополнительные бонусы? Могут ли депутаты заниматься собственным бизнесом параллельно своей работе в Думе? На какое пенсионное обеспечение может рассчитывать депутат, после сложения своих полномочий?

Кто может стать депутатом Госдумы РФ

Современные дети уже давно не мечтают о профессии космонавта, архитектора, геолога или ученого, как когда-то мечтали их родители. Ребятня сегодня мечтает попасть в депутаты, потому что в обществе сложилось устойчивое мнение, что в России живут счастливо и безбедно только «слуги народа», которые ходят на работу в Государственную думу.

Надо отметить, что на профессию депутат Госдумы не учат ни в одном учебном заведении. Каждый гражданин Российской Федерации должен знать, что после достижения 21 года, он имеет право участвовать во всенародных выборах и быть избранным в Депутаты законодательного собрания страны.

Кроме возрастных ограничений, претенденту на кресло сенатора необходимо учитывать следующие требования:

  • постоянно проживать на территории России;
  • быть дееспособным человеком;
  • не отбывать тюремное заключение и не иметь непогашенных судимостей;
  • отказаться от государственной службы в другой должности и не быть членом Совета Федераций.

Претендовать на место депутата Государственной Думы можно раз в пять лет. Кандидату предстоит пройти трудный путь, который не каждому под силу. И выдержать огромный конкурс ведь в Думе всего 450 мест, а претендентов – десятки тысяч.

Для того чтобы стать кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения необходимо:

  • подать заявление в Центральную избирательную комиссию о своем желании стать депутатом Госдумы;
  • предоставить в Избирком справку о размере доходов, имуществе, ценных бумагах и банковских вкладах;
  • сообщить в письменном виде заверенные данные о недвижимости за границей, в том числе, принадлежащей членам семьи претендента;
  • предоставить сведения о расходах семьи, превышающих общий семейный доход за последние три года.

Все документы должны предоставляться соискателем на место кандидата в депутаты лично. После принятия положительного решения Избиркомом, претендент становится кандидатом.

Нужно отметить, что человек без материальных средств и поддержки партийных элит практически лишен возможности занимать эту высокую чиновничью должность. Чтобы избирательная компания стала эффективной, необходимы существенные деньги.

Только обеспеченному человеку под силу организовать себе хороший пиар, напечатать и распространить агитационные листовки и плакаты, нанять целый штат помощников и имиджмейкеров, способных наметить верные шаги по привлечению электората к персоне кандидата в депутаты.

Сколько зарабатывает Депутата Государственной Думы РФ

Уровень зарплат сенаторов Госдумы России существенно превышает доходы рядовых граждан. Так по данным официальной статистики депутаты в среднем за месяц зарабатываю 390 тыс. руб., что в 11,2 раза больше, чем средняя зарплата по экономике страны.

Стоит отметить, что по сравнению с 2014 годом на основании Указа Президента РФ зарплата депутатов снизилась на 10% и за последние три года рост оплаты труда не наблюдался. Это связано непростой экономической ситуацией в стране. Индексации зарплат депутатов не предвидится и в ближайший год.

Бонусы и привилегии

Государство заботится о своих законодателях. Сразу после вступления в должность депутаты Государственной Думы РФ получают существенные социальные привилегии и материальные бонусы:

  1. Депутатская неприкосновенность. Правоохранительные органы не вправе привлекать депутата ни к административной, ни к уголовной ответственности. Депутата нельзя обыскать, допросить, арестовывать. Исключением являются случаи, когда выявляется факт его присутствия на месте преступления.
  2. Служебная квартира в Москве. Каждый депутат в течение трех месяцев с момента вступления в должность должен быть обеспечен жильем. Кроме того, полагается ежемесячная оплата коммунальных услуг. На устройство на новом месте депутату полагается единовременное пособие в размере половины месячного оклада – 195 тыс. руб. и четверть месячного оклада – 97,5 тыс. руб. на каждого члена семьи.
    Стоит отметить, что при переезде депутата из региона в Москву и возвращение на место постоянного жительства после завершения депутатской службы, государством компенсируются материальные затраты в полном объеме.
  3. Служебный автомобиль из автопарка Управления делами Президента.
  4. Бесплатный проезд в поездах дальнего следования, в любом наземном и подземном общественном транспорте.
  5. Бесплатные авиаперелеты бизнес-классом и передвижение по водным путям на круизных лайнерам.
  6. Бесплатная мобильная связь без ограничения трафика.
  7. Государственное медицинское страхование. Возможность профилактики и лечения заболеваний депутатов и членов их семей в спецклиниках и больницах и санаторно-курортное лечение. Кроме этого, выплачивается пособие на лечение. Его размер равен сумме двух зарплат и составляет 780 тыс. руб.
  8. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 42 календарных дня.
  9. Предоставление личного служебного кабинета высокого уровня комфортности.
  10. Возмещение материальных затрат на депутатскую деятельность производится ежемесячно в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. МРОТ на 1 июля 2017 года составляет 7,8 тыс. рублей, то есть, депутаты получают прибавку к зарплате в сумме 39 тыс. руб.
  11. Оплата загранкомандировок.
  12. Наличие дипломатического паспорта, который дает возможность осуществлять безвизовый въезд во многие страны мира, в т.ч. страны Шенгенского договора. Дипломатический паспорт дает владельцу право неприкосновенности на территории иностранных государств. Таким образом, арестовать депутата за границей нельзя.

Зарплата парламентариев в других странах мира

  • Больше всех в мире за свою законотворческую деятельность получают депутаты парламента Австрии. Их месячная зарплата составляет 16,8 тыс. долларов (1 млн. руб.), что превышает среднемесячные доходы рядовых австрийцев примерно в 5 раз.
  • На втором месте обосновались парламентарии Нигерии – 15,7 тыс. долларов (0,9 млн. руб.). Это в 100 раз выше среднемесячных зарплат населения страны.
  • Третью строчку рейтинга зарплат занимают депутаты итальянского парламента. Они зарабатывают в месяц около 15,1 тыс. долларов (0,8 млн. руб.).

Депутаты парламента США имеют среднемесячный доход в сумме 14,5 тыс. долларов (0,87 млн. руб.).

Меньше российских коллег зарабатывают депутаты Грузии – 1,5 тыс. долларов (90 тыс. руб.), Украины – 1,4 тыс. долларов (85 тыс. руб.), Казахстана — 1,3 тыс. долларов (80 тыс. руб.). Беларуси 0,95 тыс. долларов (57 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты у парламентариев Таджикистана – 0,48 тыс. долларов (30 тыс. руб.).

Пенсионное пособие для бывшего депутата

С 2017 года пенсионный возраст чиновников государственной службы и депутатов начал планомерно увеличиваться на 6 месяцев ежегодно. Так, если в 2016 году депутаты могли уйти на заслуженный отдых в 55 лет женщины и в 60 мужчины, то в 2017 он составил соответственно 60,5 лет и 55,5 лет.

Если стаж работы в Госдуме равен трем годам, то пенсия составляет 55% от базовой части оклада (81,5 тыс. руб.), при наличии стажа более трех лет, пенсия рассчитывается из 75% оклада.

Таким образом, пенсионное пособие депутатов с учетом различных доплат и надбавок составляет порядка 90 тыс. руб. в месяц. Эта сумма превышает среднемесячную пенсию россиян (13,7 тыс. руб.) в 6,6 раз.