Сергей Есенин. «…Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла…»С

Но более всего,Любовь к родному краю,Меня томила,Мучила и жгла. С. Есенин.Тема Родины в русской литературе-одна из самых любимых тем русских писателей и поэтов.Нет ни одного известного мне творца,который не затронул бы этой темы в своих произведениях.Одни из них лишь мельком касались ее,другие посвящали Родине все свои творения,вкладывая в них любовь и чувства, доказывая, что Родина - немаловажная,а порой и самая главная часть их жизни и творчества. Это отношение к родной земле врывалось в их произведения бурным потоком эмоций,в течении которого были и восхищение землей русской,и необъятная любовь к Родине. “Тема Родины, России, -основная во всех моих стихах...” -нередко упоминал Есенин.Да, именно горячая любовь к России,к тому уголку земного шара,где он родился, была силой, которая воодушевляла его на новые произведения."Лицом к лицу Лица не увидать.Большое видится на расстоянье..."- так можно охарактеризовать словами самого поэта его взгляд, обращенный к России из “прекрасного далека”.Создавая цикл “Персидские мотивы”,Есенин,не будучи никогда в Персии,дает прекрасный образ Родины.Даже находясь в благодатном краю,он не может забыть,что "Луна там огромней в сто раз,Как бы ни был красив Шираз,Он не лучше рязанских раздолий,Потому,что я с севера,что ли?".Разделяя вместе с Россией трагические повороты ее судьбы,он зачастую обращается к ней,как к близкому человеку,ища сочувствия и ответа на горькие неразрешимые вопросы:"Ах, родина! Какой я стал смешной.На щеки впалые летит сухой румянец.Язык сограждан стал мне как чужой,В своей стране я словно иностранец!".Так он воспринимает революционные события,таким он видит себя в новой России.В годы революции был всецело на стороне Октября,но принимал все по-своему,“с крестьянским уклоном”.Устами крестьян выражает свое отношение Есенин к действиям новых хозяев России:"Вчера иконы выбросили с полки,На церкви комиссар снял крест...".Но,сожалея о “Руси уходящей”,Есенин не хочет отставать и от “Руси грядущей”:"Но все ж я счастлив.В сонме бурь Неповторимые я вынес впечатленья.Вихрь нарядил мою судьбу В золототканое цветенье.".При всей любви к патриархальной России Есенина обижает ее отсталость и убогость,он восклицает в сердцах:"Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.".Но какие бы невзгоды ни терзали Россию, красота ее все равно оставалась неизменной,благодаря дивной природе.Чарующая простота есенинских картин ни может не покорить читателей.Уже за один “Синий туман.Снеговое раздолье,тонкий лимонный лунный свет” можно влюбиться в Россию поэта.Каждый листок, каждая травинка живет и дышит в стихотворениях Есенина,а за ними-дыхание родной земли. Есенин очеловечивает природу,даже клен у него похож на человека:"И,как пьяный сторож, выйдя на дорогу.Утонул в сугробе,приморозил ногу".За кажущейся простотой образов-великое мастерство,и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви и преданности родному краю.Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа.Сергей Есенин,испытывая глубокое чувство любви к Родине,не мог не преклоняться перед своим народом,его силой,могуществом и выносливостью,народом,который сумел пережить и голод,и разруху:"Ах,поля мои,борозды милые,Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.Припаду к лапоточкам берестяным,Мир вам,грабли,коса и соха!".Но однозначно сформулировать,за что именно любима Родина, невозможно.Еще Лермонтов говорил о своей странной любви к России и о неподвластности этого чувства рассудку:"Люблю Отчизну я,но странною любовью...".Эхом почти через век откликнется Есенин:"Но люблю тебя,Родина кроткая! А за что - разгадать не могу." (12.05.2007)

Поэтический час, посвященный жизни и творчеству Сергея Есенина, собрал в Воровской библиотеке октябрьским днем юных читателей. Старшеклассники пришли в этот день в библиотеку подготовленными: читали стихи, рассказывали интересные факты из жизни поэта, дискутировали о его судьбе, о его отношении к революции, России, женщине и матери. Лирика Есенина мелодична и проникновенна. Стихи легко ложатся на музыку. Молодому поколению были представлены песни на стихи Сергея Есенина в необычной обработке и аранжировке. Такое прочтение поэзии приблизило поэта к читателям XXI века, открыло «нового» Есенина – понятного и современного, чувственного и до боли родного. Вниманию ценителей творчества «поэта страны березового ситца» были представлены одноименная выставка-рекомендация и фотовыставка, а по окончании поэтического часа вручены буклеты со стихами, яркими высказываниями и рекомендательным списком книг, которые можно прочитать в нашей библиотеке.

«Я о своем таланте знаю, много знаю.

Стихи – не очень трудные дела,

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла…»

Сочинение

Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то синью, упавшей в реку, то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой.

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвешивает лес.

Есенину сродни необозримые просторы России, он мыслит космическими масштабами, включая в свои стихи землю и небо. Дух захватывает от образов, которыми мыслит поэт, от эпитетов, которыми награждает все сущее. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках.

Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. Красный костер окровил таганы, В хворосте белые веки луны.

Контрастные цвета создают внутреннюю напряженность повествования, психологизм присутствует в каждом двустишье. Удивительно точно и драматично передана поэтом тоска, звучащая в русской народной песне, ее лирическая красота.

Зеленый и голубой традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого. С детства воспитанный в православной семье, Есенин не мог не знать, что голубой цвет это покровительство девы Марии, заступницы Руси, и цвет непорочности, чистоты. Такою он видит свою родину возвышенной и прекрасной. За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый месяц Гуляет в голубой траве.

Позже появится серый, вместо золотистого лимонно-желтый. Таким представляется автору бездушный город, со зданиями скелетами, улицами каменными пещерами. Нет гармонии в окружающем мире, и в поэтике слышится диссонанс: визжат дроги, стонет коровий рев теней…

Совсем иное видится поэту на родных просторах; он ощущает радость, путешествуя по отчему краю.

Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

Поэтический дух Есенина напрямую связан с настроением поэта, общим состоянием окружающего его мира. Со зрелостью и мудростью он связывает багровокрасные и золотисто-оранжевые тона.

Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Не обагрят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны России.

В Рязанском государственном университете им С.Есенина 14-15 октября состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Новые технологии внедрения региональных исторических материалов в практику преподавания школьного и вузовского курсов истории России».
Предполагается участие в конференции не только ученых, преподавателей истории вузов и школ Рязани, но и представителей научного сообщества ряда российских городов и даже гостей из-за рубежа, в частности, из Германии. Ведь именно в этой стране в свое время перед историками стояла задача, сходная с нашей, — как изменить отношение общества к прошлому собственной страны, не поступаясь патриотическими чувствами.
Актуальность заявленной темы конференции не вызывает сомнений хотя бы потому, что в последнее время в российском государстве и обществе очевидна озабоченность уровнем преподавания отечественной истории как в школах, так и в высших учебных заведениях. Незнание молодым поколением прошлого России, своеобразный исторический нигилизм достигли своего апогея, подтверждений чему более чем достаточно.
Надо сказать, что наряду с обозначившимися в последние десятилетия проблемами интерпретации собственной истории происходит все-таки немало хорошего. Прежде всего, это касается устойчивого интереса к местной, собственной, даже семейной истории, обозначившегося в последнее время. Именно в последние 15-20 лет краеведческий компонент отечественной истории переживает своеобразный ренессанс: более доступными для краеведческой работы стали архивные фонды, активизировались местные музеи, в том числе и школьные, публикуется все больше книг и исследовательских материалов на тему истории родного края. Ситуация с изучением местной истории сильно напоминает начало
прошлого века. Тогда все хорошо начиналось активизацией краеведческой работы, но быстро завершилось предубеждением советской власти к краеведам. Советской стране была нужна новая, одна на всех история. Местные разночтения и акценты считались излишними и даже вредными.
Теперь все вернулось на круги своя. Историки — профессионалы и энтузиасты-краеведы по крупинкам собирают свидетельства прошлого, большей частью утраченные. Наполняют ими местные музеи и частные коллекции. Готовится рязанский учебник по регионоведению, краеведческий компонент все шире используется в школьных уроках преподавателями истории, которые именно таким образом спасают своих учеников от беспамятства.
В университете, где готовят профессиональных исследователей и учителей истории, также накоплен многолетний опыт научных исследований прошлого земли рязанской, подготовлено немало публикаций, диссертационных исследований на материалах
рязанских архивов и библиотек. Библиотеки, кстати, стали своеобразными центрами изучения местной истории, накопления знаний о ней. Не случайно участие в предстоящей конференции и Рязанской областной библиотеки имени Горького, хранилища и активного пропагандиста огромного массива знаний о прошлом региона.
Как соединить весь накопленный потенциал в один мощный созидательный поток, направленный к конкретной цели? Преподавать историю как предмет и при этом формировать один из элементов социального самосознания общества, передавать позитивные ценности от поколения к поколению, воспитывать позитивное отношение к своей стране и к себе.
Конференция, инициатором которой стала кафедра истории России РГУ под руководством профессора А.Ф. Агарева, начнет свою работу 14 октября в 10 часов утра в конференц-зале Рязанского государственного университета. Об итогах ее работы мы расскажем подробнее.
Ирина Сизова Рязанские ведомоти №192 (10.10.2008)

- Борис Карпов был первым, это потом появились мы, его последователи, - сказал Николай Бурляев . - И именно ему, первому из русских режиссеров-документалистов, на «Золотом витязе» вручили Золотую медаль им С.Ф. Бондарчука. Он первым снял фильм о Русской православной церкви, еще до «Андрея Рублева» Тарковского , когда было не принято говорить о православии, первым заговорил о тайных силах, которые уничтожают жизнь планеты, и первым, вместе с женой Татьяной , провел в 1990 году в Радонеже православный фестиваль. Я помню потрясающий приз Клыкова - позолоченная скульптура Сергия Радонежского, который вручили на этом фестивале Борису Леонидовичу за фильм «Под благодатным Покровом».

Татьяна Михайловна поведала, что эпиграфом к жизни и творчеству ее мужа была есенинская строка, которая звучит в фильме «Сергей Есенин»:«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». И этим действительно объясняется вся жизнь художника-патриота, сердце которого было полно боли за русский народ; подобно Мусоргскому, он разумел народ «как великую личность, одушевленную единой идеей», и постоянно вел борьбу с ненавистниками народа и самой России. Татьяна Карпова рассказала о фильме «Слово об одной русской матери», посвященном Епистимии Федоровне Степановой, 90-летней кубанской казачке, потерявшей на разных войнах девять сыновей.

Упомянула другие фильмы - об академике Курчатове , авиаконструкторе Илюшине , художнике Шилове , режиссере Сергее Бондарчуке , о хранителе пушкинских мест Семене Степановиче Гейченко Карпов был завсегдатаем букинистических магазинов, искал книги по истории России и Русской православной церкви. «Тяга к церкви, - говорит Т. Карпова , - всегда была в его сознании. В фильме о русской матери был кадр, когда Епистимия Федоровна выходит из храма и крестится на него. От Бориса требовали - «выбросьте», он отказался. Все так и осталось, и фильм получил «Золотую нимфу» в Монте-Карло. В 1968 году по заказу Святейшего Патриарха Алексия I Борис Карпов снимает для заграницы фильм «Русская православная церковь сегодня».

«Это была веха на его пути, фильм стал зерном, из которого проросло многое, - рассказывает Татьяна Михайловна . - Для меня он как художественная энциклопедия, неудивительно, что фильм стал так популярен. 5 сеансов в день в кинотеатре, очереди на улице. Люди открывали для себя мир Церкви и русской истории, и это было так радостно». На вечере выступили соратники Бориса Карпова - бывший директор студии «Отечество» Дмитрий Зотов , режиссеры Ирина Ульянова , Виктор Шкурко , Валерий Демин . Зотов , работавший вместе с Карповым на студии ЦСДФ, рассказал, как они создавали студию «Отечество».

Вокруг Бориса Карпова сразу же образовался коллектив единомышленников, на студию пришел режиссер Николай Ряполов - с темой человека на Земле. В портфеле Карпова появилось несколько негосударственных заказов. И если в течение первого года удалось сделать лишь 4 фильма, то в следующем году случился прорыв - 44 фильма. «Студия успешно работала все годы, - говорит Дмитрий Зотов , - и, несмотря на то что сейчас второй год наши заявки не проходят в Минкультуры, творческий костяк студии - Борис Лизнев , Борис Криницын , Виктор Шкурко , Антон Васильев , Татьяна Карпова , Ирина Ульянова , Надежда Феденистова - действующий. И мы с чистым сердцем можем сказать, что «дело» Бориса Леонидовича живет, мы не сдаемся». Завершился вечер показом фильма «Сергей Есенин», построенного на крупных планах фотографий Есенина, соединении его стихов, проникновенно прочитанных Алексеем Консовским , с тревожной музыкой Александра Холминова . У зрителей возникает ощущение общения с живым поэтом. Незабываемы первые кадры, где в хронике появляется живой Есенин. Он смотрит в зал, прямо на нас, мимо нас, в вечность. И образ Бориса Карпова остается в нашем воображении навсегда связанным с мятежным поэтом.

___________________________________

1. В начале 1988 года на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) прошла реорганизация — образованы пять творческо-производственных объединений (ТПО): "Юность" (худ. руководитель ), "Риск" (худ. руководители: , ), "Человек и время" (худ. руководитель: ), "Современник" (худ. руководитель А. Павлов), "Память" — переименовано в "Нерв" в 1989 году (худ. руководитель ) и "Патриот" — переименовано в "Отечество" в 1990 году (худ. руководитель: ). Целью очередной реструктуризации являлась оптимизация творческо-производственных процесов, повышение идейно-художественного уровня создаваемой кинопродукции после так называемых лет "застоя".

В 1991 году пять творческо-производственных объединений ЦСДФ — "Юность", "Риск", "Человек и время", "Современник" и "Отечество" получили статус государственных предприятий.
С сентября 1991 года Борис Карпов — художественный руководитель киностудии «Отечество» (Государственное Предприятие Киновидеостудия "Отечество" ; Киновидеостудия была ликвидирована 13 сентября 2006 года; Правопреемник: ФГУП "Фильмофонд Киностудии им. М. Горького").
В июле 2003 года Зотовым Дмитрием Константиновичем и Зотовым Андреем Дмитриевичем было организовано некоммерческое партнерство "Киновидеостудия "Отечество" , которое продолжило традиции киностудии, созданной в 1991 году Борисом Карповым.

Материалы по теме

  1. Каталог киностудии Отечество (Архив ООО "НЭТ-ФИЛЬМ")