Признаки игры. Отличительные черты деловой игры Игра и ее признаки

(по материалам издания А.М. Новикова «Методология игровой деятельности», С.12-16)

1. Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. В крайнем случае она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него как украшение. Ребенок или животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода. Для человека взрослого и дееспособного игра есть некое излишество. Во всякое время игра может быть отложена или не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время».

2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности. Даже малый ребенок знает, что играет лишь «как будто» взаправду, что все «понарошку». Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей, прерывает этот процесс. Она вклинивается в него как временное действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия.

3. Игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, подъем и спад, завязка и развязка.

Кроме того, любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, материально или только идеально, преднамеренно или как бы само подразумеваясь. Арена цирка, игральный стол, сцена, киноэкран, шахматная доска - все они по форме и функции суть игровые пространства, то есть отчужденная земля, обособленные, выгороженные, освещены территории, на которых имеют силу особенные, собственные правила. Это как бы временные миры внутри обычного, созданные для выполнения замкнутого в себе действия. Внутри игрового пространства царит собственный порядок.

4. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Напряжение присутствует уже в хватательных движениях грудного младенца, у котенка, гоняющего катушку ниток, у играющей в мяч маленькой девочки. Оно преобладает в индивидуальных играх на ловкость и сообразительность - головоломке, мозаике, пасьянсе, стрельбе в мишень, - и значение его возрастает по мере того, как игра приобретает соревновательный характер. В азартной игре и в спортивном состязании он достигает крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость, удаль и, а вместе с тем и духовные силы играющего.

5. У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Свисток спортивного судьи разрушает чары и временно восстанавливает в правах «обыденный мир». Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто плутует, лукавит в игре. Плут, шулер лишь притворяется, что играет. Общество играющих легче прощает ему его грех, чем нарушителю игры, ибо этот последний ломает весь их игровой мирок. Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами. Он отнимает у игры иллюзию. Поэтому он должен быть уничтожен, ибо угрожает самому существованию игрового сообщества.

6. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» - «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучно сопутствуют всему, что есть маска и переодевание.

7. Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Также взрослые страстные игроки в преферанс могут просидеть за карточным столом по трое-четверо суток. Азарт - это такая степень увлеченности, при которой пренебрегают выборомсредств, разумностью, и, в конце концов, сознанием в целом.

8. Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т.д. и т.п. Объединяющее партнеров по игре чувство, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, выходят за рамки всеобщих норм жизни, - это чувство сохраняет свою силу далеко за пределами игрового времени.

Функции игры

(по материалам электронного ресурса http://dedovkgu.narod.ru/rest/rest17.htm)

· Развлекательно-рекреативная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· Коммуникативная: Освоение диалектики общения;

· Самореализации В игре как полигоне человеческой практики;

· Игротерапевтическая: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

· Диагностическая: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

· ФункцияКоррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

· Функция Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

· Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


Функции игры

(«Игротека».Режим доступа: http://igra.effective-it.ru/page14.htm)

Эмоциогенная Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Это и удовольствие, и чувство гордости от одержанной победы, чувство страха, ощущение неизведанности и таинственности…
Диагностическая Игра обладает предсказательностью, она раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Внимательный наблюдатель может многое узнать об игроках по их поведению во время игры.
Релаксационная (восстанавливающая) Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья. Человек играет, и напряжение отступает, силы восстанавливаются.
Компенсаторная В игре человек может получить то, чего ему не хватает в жизни, реализует то, чего в ней нет, взрослый "пробует", "переживает" в игре уже неиспользованные возможности; ребёнок "примеривает" ещё недоступные возможности. "Инобытие" позволяет человеку компенсировать то, чего нет в его жизни.
Коммуникативная Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.
Самореализации Процесс игры - это всегда пространство для самореализации её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
Социокультурная Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребёнка.
Терапевтическая Интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие; игры используют для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных отношений, для ободрения и одобрения ребёнка, для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении, в учении.

Игры хорошие и разные

(по материалам книги С.А. Шмакова «Её величество - игра.

Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей», С.28-57)

Какие бывают игры?..

Для воспитателей и родителей игра чаще всего подразделяется на плохую и хорошую, полезную и бесполезную. Общеизвестно, например, что шахматы развивают логическое и математическое мышление и память... Значение шахмат определяется внешними признаками игры. За шахматами сидят, над шахматами думают. А вот, скажем, «казаки- разбойники»! Это что за игра? Полезная или вредная? Ребята бегают, кричат, ловят друг друга. На такую игру можно посмотреть с опаской, ее педагогические возможности на поверхности не лежат. Даже название отпугивает. А на самом деле? На самом деле и «казаки-разбойники» могут быть игрой очень полезной, развивающей и смекалку, и ловкость, а главное - чувство локтя, дружбу. Все дело в том, какое содержание вложить в эту игру.

Условно все детские игры можно разбить на две большие группы: с готовыми правилами и «вольные» игры, т. е. без установленных правил. Условность вызвана тем, что во всех играх есть вольное, творческое начало, и во всех же играх есть очень элементарные условия-правила... Каждая большая группа игр включает различные виды, те, в свою очередь, тоже подразделяются. Даже одна игра может иметь несколько вариантов.

Все игры принято различать по следующим устойчивым признакам. Во-первых, игры различают по содержанию и воспитательным задачам, т. е. по тому, что они развивают, воспитывают и формируют в ребенке. У них и названия соответственные: подвижные, спортивные, музыкальные, строительные и т. п. Ясно, что подвижные игры развивают мышечную систему, главным образом, а познавательные расширяют кругозор ребят, развивают свойства ума...

Во-вторых, игры рассматриваются нами по месту их проведения. У них, кстати, и названия бывают соответствующие: комнатные, настольные игры, игры на воздухе, на воде, на снегу, на льду, игры на местности, игры с эстрады и т. д. Сюда можно отнести игры на перемене, в группе продленного дня...

В-третьих, мы смотрим на количество участников, каждая игра рассчитана на определенное количество игроков одного, двух, группу, команду. Всегда следует учитывать в правилах пометку - «массовая» игра, «групповая», «могут играть только двое», «индивидуальная». Многие игры носят коллективный характер, значит, считаться нужное другими участниками, с коллективом...

В-четвертых, учитывается объем и период времени, необходимый для игры. Есть игры длительные («Цирк»), сезонные (футбол, хоккей), кратковременные («лапта»), игры-минутки (например, игры с мячами, веревками, палками и т. д.). Понятно, что и бюджет свободного времени диктует выбор игры.

В-пятых, игры различают по интенсивности движения: малоподвижные, активно-подвижные, «сидячие», «стоячие», «с бегом» и т. п.

В-шестых, различают игры по признакам пола - «игры мальчиков» и «игры девочек». Это деление часто бывает условным. И все же девочкам, например, в хоккей играть

не стоит, это силовая игра. Здесь, кстати, есть и другая сторона вопроса, игры часто выступают как средство самовыражения именно мальчиков, именно девочек...

В-седьмых, к различиям игр относится и наличие необходимых для игры предметов, атрибутов. Скажем, есть игры с мячом, скакалкой, с битой, с резинкой, с камушками. Одним играм требуются веревки, другим - палочки, для третьих ничего, кроме площадки или помещения, не требуется.

В-восьмых, важным различием является возраст играющих, степень их подготовленности к игре. В сборниках игр, в описаниях часто можно встретить указание: для ребят младшего, среднего или старшего возраста. Вместе с тем для многих игр «все возрасты покорны».

В-девятых, еще различают игры стихийные и управляемые. Здесь речь идет об участии или неучастии воспитателя, старшего в играх. Чтобы разобраться в полезности игры, доступности ее ребятам следует понаблюдать за ней, а еще лучше - принять в игре непосредственное участие. Каждая игра имеет определенное целевое, воспитательное значение, которое необходимо установить в первую очередь самим, если это не обозначено в описании игр.

Одна, даже весьма полезная игра, не может обеспечить успех в достижении воспитательных целей. На вооружении учителя, воспитателя, вожатого, родителей должен быть комплекс игр с различной целевой установкой... Важно помнить, что дело не в самой игре или ее результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает ребенок в игре, какие качества приобретает, чему учится, что познает. Важно отбирать игры с творческим потенциалом, гуманным содержанием.

В практике воспитания наибольшее значение приобрели следующие группы игр с готовыми правилами:

Дидактические, познавательные, интеллектуальные;

Строительные, конструкторские, трудовые;

Спортивные и подвижные;

Игры-упражнения тренировочного характера;

Ритмические, хороводные, музыкальные;

Игры-шутки, игры-забавы.

Деление это несколько спорно, т. к. в разных видах игр можно встретить элементы игры другой группы, в этом отношении особенно разнообразны познавательные и подвижные игры. Некоторые специалисты различают игры функциональные, ролевые и конструктивные. Играет ли малыш погремушкой, гоняется ли школьник за мячом, на языке физиологии все это - упражнения определенных функций. В ролевых играх («в школу», «в дочки-матери») ребенок познает важнейшие социальные формы поведения: он бывает то главным, то подчиненным, то солдатом, то командиром, перенося в игру свои наблюдения из жизни. В конструктивных играх дети конструируют какой-то объект жизни, мира: строят самолеты, делают бумажные змеи, сооружают крепости из мокрого песка...

Как разобраться в игровом, царстве? Как установить степень полезности игр? Игры, рекомендуемые книгами, магазинами обычно имеют объяснения, маленькую рекламную справку, из которых можно узнать, на кого рассчитана игра, сколько участников, каков ее педагогический смысл. Многие игры никаких воспитательных рекомендаций не имеют, они передаются по наследству из поколения в поколение. Сколько же игр произвело на свет человечество? Наверное, считать их также невозможно, как все созданные народами песни и сказки. Их множество. Игры, как люди, живут, стареют, умирают...

Надо осознать: игра для ребенка есть система положительных доказательств самому себе. Укрепившиеся интересы в добрых, полезных играх переходят в систему укрепившихся идей, приобретенных в забавах. А это уже непреходящая духовная ценность. Какой же заманчивый, притягательный призыв звучит в нашем доме, на улице, в школе, о котором мы упоминали: - Давайте играть? - Давайте!

Классификация игр

(по материалам сайта «Церковная школа» Режим доступа: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/met_rek/svet/igra/igra4/)

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.

Интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Так, естественные игры разделены на три рода:

Игры теплокровных животных и их детенышей;

Игры первобытных людей и их детей;

Игры современных детей на разных стадиях развития.

Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики». Род результативных игр имеет два основных класса:

Энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта;

Интеллектуальные объединены в три вида - абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

- по области деятельности : физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

- по характеру педагогического процесса : обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

- по игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

- по предметной области : математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

- по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения, технические со средствами передвижения.

ПРИРОДА И СТРУКТУРА ИГРЫ

(фрагмент издания С.А. Шмакова «Игры учащихся феномен культуры», С.76-90)

…В качестве основных структурных единиц обычно выделяют воображаемую ситуацию, роль и реализующие ее игровые действия... Современная психология к структуре игры, кроме того, относит: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими. Мы предлагаем к осмыслению иной набор слагаемых детской игры.

Отсутствие материальных результатов. Детская игра, как известно, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. В ней отсутствуют материальная польза, утилитарные результаты. А что вместо них? Внеповседневность сил игры; таинственность; напряженное притяжение; ассоциации; непредсказуемость результатов - все это практически не существующее в неигровой практике присутствует в ней. Таким образом, первое слагаемое игры - наслаждение процессом инобытия, процессом игрового действия, возвышенные переживания, испытываемые при этом удовольствия…

Содержание и сюжет игры. Содержание - понятие философское; оно, "будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций"4. Содержание - то, что игра отображает, то, что воспроизводит Ребенок в качестве центрального характерного момента. … Содержание игры отражает ту или иную сторону жизни людей или животных (в ролевых играх), сюжет отражает воспроизводимую действительность...

Сюжет - компонент преимущественно ролевых игр, но и у игр с готовыми правилами есть свои сюжеты. Поскольку детство всегда находится на рубежах прошлого, настоящего и будущего, сюжеты игр черпаются детьми из социальной практики, истории, фантастики. Освежающая ценность игры - вечная новизна ее сюжетов, сдвиги реальности по отношению к мироощущениям участников игры. Дети играют в человеческий быт охотнее всего ("в магазин", "в дочки-матери", "в дом", "в сад"); в профессии, которые их привлекают ("в пожарников", "в строителей", "в летчиков", "в больницу" и др.); в искусство ("в цирк", "в театр", "в кино"); в путешествия, войну и т.п. Дети могут в своих играх реализовать даже сюжеты катастроф и катаклизмов (игры "в землетрясения", "в пожар", "в концлагерь")…

Воображаемая ситуация. Исследователи игры разных психологических направлений в качестве одного из самых характерных признаков (элементов) игры детей, особенно младших, указывают на создание воображаемой ситуации. Кофка создал теорию "двух миров" - мира реальности и мира игры, он истолковывал игру как мир полной детской свободы, в который ребенок себя перемещает из реального мира принуждения, и живет он в игре с помощью воображаемой ситуации…Воображаемая ситуация как структурный элемент игры есть ее замысел и вымысел, т.е. главная выдумка игры, то, что создано соображением и фантазией индивида…

Воображаемая ситуация присутствует во всех ролевых играх, играх-грезах, играх-театрализациях, играх-драматизациях и в более свернутом или элементном виде в играх с готовыми правилами, особенно в интеллектуальных играх. Воображаемая ситуация - вымысел игры. … Ребенок не обманывается своими вымыслами, выдумками. Он ими свободно оперирует в игре как вольными фантазиями, делая вид, что верит в них. Все его игровые "как будто бы", "понарошку" отражают соответствия между реальными объектами и их эквивалентами. В этом и заключается процесс символизации. …

Правила игры. Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила игры есть негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры. Правила - образ игры, ее интрига, ее нравственный и эстетический кодекс. Для воспитателя правила - то, через что он доводит до детей свои педагогические требования, ибо по сути правила отражают общеморальные требования к человеку. Казалось бы, игра свободна от неигровых условий жизни, и вместе с тем она им подражает, вводя в свою структуру часто правила более жесткие, чем те, что приняты в обычной жизни. Дети предъявляют к себе добровольно эти требования-правила. Если они не выполняются, игра не складывается. Если они монотонны и скучны, игра теряет свою привлекательность….Правила и "технология" многих игр отрабатывались, отшлифовывались веками, достигая художественного совершенства….

Игровые действия (операции) . Игра объективно служит ребенку формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в деятельности, действиях, а источником - инстинкты, подражания и опыт. …Так как игра характеризуется тем, что мотивированное действие лежит "не в результате действия, а в самом процессе" (А.Н.Леонтьев), процесс игры включает в себя различные игровые процедуры, операции, т.е. реальные активные проявления ребенка, которые соответствуют его представлениям о содержании игры. Действия в игре - это разнообразные двигательные реалии, приспособленные либо к целям, правилам, либо к игровым аксессуарам, игрушкам. Игра - всегда реальное действие и подобие настоящего действия. Действие рождает поступок. Игра - всегда поступок…

Продуктивную игровую деятельность можно охарактеризовать наличием следующих элементов: задачи, материала, средств, действий, продуктов.

Внешняя задача игры - непредсказуемость результата, обязательный выигрыш, личный или групповой успех, наслаждение процессом игры. Внутренняя задача - алгоритм повторения игровых ситуаций, приносящий длительное удовлетворение и радость. Материал игры - ее сюжет и содержание, версии, фабулы, решения. Материал игры - игропрактика.

Средства игры: пространство, речь, аксессуары. Игровое пространство, в котором протекают все игровые действия, определяется ее правилами. Язык участников игры продиктован ее сюжетом. Аксессуары (предметы, необходимые для игры), костюмы, атрибуты также заложены в фабуле игры.

…Продуктивное действие в игре связано с материальным преобразованием объектов игры…

Сюжет игры определяет последовательность действий, их динамику. Действия в игре и есть ее процесс, ее игротехническая рефлексия. Отличительной особенностью (чертой) любой игры является сочетание повторения и неожиданности.

Риск. Риск как действие, направленное на привлекательную цель игры, достижение которой сопряжено с неопределенностью, даже возможной опасностью, угрозой неуспеха, сопутствует многим детским играм. Дети во многих играх действуют часто в условиях экстремальных ситуаций, благодаря чему обнажаются и проверяются "ресурсы" их риска: смелость, решительность, упорство, упрямство, инициативность, импровизация и т.п. Если риск рождает успех, у ребенка появляется уверенность в своих силах. Благодаря риску ребенок учится в игре доверять самому себе, понимать, что он может сделать, а что пока нет, что он принимает в окружающем мире, а что в нем отвергает. Рискуя в своих играх, дети все-таки всегда больше получают, чем теряют. С одной стороны, риск - надежда на достижение, вера в успех, с другой - выбор оптимального решения. … Риск в игре обычно бескорыстен и стимулирует волю к победе, честность и своеобразное мужество игрока. Рискованный выбор в игре может быть и самым надежным, гарантирующим успех.

Выигрыш. Выигрыш - постоянная единица структуры любой игры. Буквально выигрыш - победа в игре, состязании. Он внематериальная польза, выгода, достижение, преимущество, удача. Детей необходимо готовить к удаче. Игра почти всегда состязательна - с соперником или даже с самим собой. Состязательность, соперничество - внутренняя пружина игры.


Структура игры

(по материалам электронный ресурса «Игротехника»: http://igra.effective-it.ru)

Структура игры - это композиция, процессуальная и операциональная основа, наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасположение.

Размышляя об основных слагаемых, структурных единицах игры, мы на самом деле пытаемся ответить на вопрос: "Без чего игра невозможна?" И тогда становится понятно, что в качестве основных констант следует назвать:

· Участника или участников , выразивших желание и готовность играть


Общеизвестно, что отсутствие интереса к изучению того или иного предмета является одной их важнейших причин низких результатов обучения учащихся. Как вызвать заинтересованность у детей в изучении отдельных тем и всего предмета? Одним из путей решения этой проблемы является организация и проведения деловых игр.

Что это за метод? В чем его сущность и каковы его отличия от традиционных методов обучения.

Наиболее распространенным методом обучения является традиционный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Традиционное обучение ставит учащегося в "ответную" позицию. Цели задаются преподавателем, ученик отвечает на его вопросы, выполняет учебные задания, активен по особому указанию и разрешению. Всем известно, что при таком изложении материала часть ребят перестает активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности. При таких условиях пропадает интерес к учебе и желание учиться. Еще в прошлом веке К.Д. Ушинский писал: "Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность" .

Многие исследователи стремились создать дидактические условия преодоления равнодушия к знаниям, нежелания учиться, развития познавательных мотивов и интересов. Здесь нет места принуждению к активности, а только побуждение к ней. Для этого учащегося надо включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели, объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой личности.

Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности ученика как будущего специалиста зависит в первую очередь от его потребностей и мотивов. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.

Что такое деловые игры? Однозначного определения деловых игр нет. Например, в литературе встречаются следующие определения:

Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку .

Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи .

Деловая игра - это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе .

Деловая игра - это имитационная модель, воспроизводящая реальные объекты и события, служащая средством эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учебы к практике.

Деловая игра представляет собой модель, в которой содержание обучения задано системой производственных ситуаций или задач, а деятельность обучающихся на той или иной "должности" - системой ролей, ролевых предписаний и правил.

Можно обратить внимание на то, что во всех определениях указана обязательная составляющая деловой игры - это модель реальной деятельности специалистов. Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

Для деловой игры характерны следующие признаки:

1. Имитационная модель профессиональной деятельности и производственных отношений.

2. Проблемная ситуация.

3. Наличие ролей.

4. Наличие ролевых целей и общей цели всего коллектива.

5. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

6. Коллективная деятельность.

7. Цепочка решений.

8. Система оценивания.

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные игры и др.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников .

Деловые игры активизируют мыслительную деятельность школьников и являются одним из новых эффективных методов обучения.

Деловые игры можно использовать как средство обучения, воспитания и развития на уроках информатики.

Материалом для подбора задания могут служить задачи повышенной трудности из школьных учебников. Задачи подбираются на сообразительность.

Структурными основными компонентами деловой игры являются:

индивидуальная работа;

групповое обсуждение;

результат игры.

При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо составить сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний.

При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:

а) Правила игры должны быть простыми.

б) Формулировка заданий - доступна пониманию школьников.

в) Каждый ученик должен быть активным участником игры.

г) Учет результатов соревнования должен быть открытым.

д) Игру нужно закончить на уроке, получить результат.

Деловые игры приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей.

Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Они делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе рабочее настроение .

Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.

Игра имеет грандиозное значение в развитии цивилизации. Можно сказать, что цивилизация «выросли» из игры.

Игра является мощным средством в:

1. Социализации личности (социализация-процесс освоения и вхождения человека в социум, изучения ценностей этого социума).

2. Восстановлении жизненных сил (рекреации).

3. Обучении и повышении квалификации (деловые игры) Также игра является средством коррекции физического и психического развития и средством корректировки межличностных отношений. Итак, определение понятия «игра» звучит следующим образом.

Игра - это:

1. Выполнение каких-то условных заданий в условном времени и пространстве.

2. Лицедейство, представление.

В обычном понимании игра - это обозначение правил, атрибутов и т. д., необходимых для выполнения каких-то действий (это определение носит пассивный характер). Игра требует интеллектуальных и физических усилий для своей реализации. Эти усилия по реализации игры называются игровой деятельностью.

Итак:

Игровая деятельность - это усилия, направленные на реализацию правил и условий игры и игровых заданий.

Существует несколько основных признаков игровой деятельности:

1. Имеет добровольный характер;

2. Непродуктивна

3. Проходит по правилам, которые регламентируют ее;

4. Всегда сопряжена с напряжением (интеллектуальным, физическим).

Чем больше напряжение, тем больше значимость победы и участия (призов), тем больше кайфа от игры, тем сильнее эффект самоутверждения человека в игре. Последняя позиция особенно актуальна. Именно самоутверждение является главным ведущим стимулом в игре (особенно в играх на телевидении) Говоря о напряжении, важно отметить, что оно должно быть обязательно адекватно аудитории.

Ведущие признаки игровой деятельности.

Игра - сбор понятий, правил и положений, определяющих поведение игрока.

Игровая деятельность - это физические, интеллектуальные и эмоциональные усилия, направленные на выполнение игровых заданий.

Эта деятельность обладает своими особенностями, формальными признаками.

Ведущие признаки игровой деятельности

Проходит по правилам, в ряде случаев существует диктатура правил.

Добровольна и свободна, т.е. человек участвует в игровой деятельности по собственному желанию. Стимулы: стремление к самоутверждению стремление к подражанию стремление получить приз. Игра не продуктивна, она ничего не производит. (Вернее, можно сказать, что продукт игры - наслаждение ее процессом. Конечный результат - развитие реализуемой в ней способности) Игровая деятельность проходит с определенным напряжением, в нем - основа удовольствия. Чем выше напряжение, тем больше удовольствие. Напряжение говорит нам о статусе участника (н.р. олимпийские игры). Статус победителя. Эмоциональная приподнятость в период игровой деятельности, состязательность, соперничество, конкуренция.


Игровая деятельность проходит в условиях воображаемой ситуации и не связана с реальными поступками, но чувства игроков, участников настоящие!!! При методически грамотном подходе к организации игры игровая деятельность может оказывать следующее воздействие на личность: Рекреационная (снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему активным умственным трудом, физическим трудом, сильными переживаниями и т.п. Игра стимулирует органы ранее бездействующие и тем самым восстанавливает равновесие его сил.) Физическое развитие личности

Психическое развитие (коллективная эмоция, навыки работы в команде, психологическая совместимость, навыки самоконтроля и самооценки, формирование воли, целеустремленности, способности человека держать удар). Профориентационная работа. Корректирующее воздействие как средство коррекции личности и межличностных отношений. (Игра вводит в реальный контекст сложных человеческих отношений. В игровой деятельности существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Игра способствует развитию коллектива) Игра - как средство социализации личности. (Ребенок знакомится со средой, осваивает богатства культуры, формируется как личность, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива)

Ребенок играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра для ребенка - активное средство воспитания и самовоспитания. В ходе игры ребенок изучает, осознает окружающий мир. Игра - широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, самопознания и самовыражения.

Для ребенка игра - путь поиска себя в коллективе сотоварищей, в целом в обществе, во вселенной; в игре решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. Т.е. познается и приобретается социальный опыт взаимоотношения людей.

1. Игра - как лицедейство (изобретение кого-то или чего-то, с целью удовольствия)

2. Игра - как преодоление препятствий с целью выигрыша.

Игра - это свод правил, определенных отношений между игроками, их поведение и использование атрибутов.

С этой позиции понятие «игра»- пассивна (в коробочке лежит или еще где-то).

Активная игра - игровая деятельность - это физические, интеллектуальные или эмоциональные данные, направленные на выполнение игровых заданий.

Игра отличается от всех других видов деятельности.

Виды игр и их классификация .

По мнению, Шмакова большинству игр присущи главные черты:

- свободная развивающая деятельность , предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

- творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил , отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

К. Гросс подразделяет: боевые (физические и духовные), любовные, подражательные, социальные.

А. Гомм выделяет игры драматические и игры, построенные на «ловкости и удаче»; игры свадебные, игры, построенные на ухаживании и любви; игры «в крепость»; погребальные игры; земледельческие; торговые, религиозные; табу; природные; игры с угадыванием; колдовством; жертвоприношением, подражание спорту; подражание животным; игры с ведьмами и похищением детей; рыболовные; борьба и состязание; игры с пением и танцами; игры в прятанье и поиски; чехарда; жмурки; фанты; игры с мячом и т.д.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

В педагогике принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации»: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических и подвижных игр, а также развивающих: интеллектуальных, музыкальных, игры- забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Рассмотрим основные компоненты ролевой игры : тема и содержание - отображаемая в игре область действительности. Воображаемая ситуация - образ игры, ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия. Сюжет - последовательность воспроизводимых действий детьми, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры. Ролевые игры подразделяют на собственно ролевые, игры- драматизации, режиссерские игры. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительные, конструкторские игры и игры с элементами труда.

Режиссерские игры - игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников: за всех зверей в зверинце, за автомашины, трамвай, пешеходов на улице, за солдатиков и т.д. Режиссерские игры могут быть и групповыми. В таких играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования замыслов и сюжетных действий.

Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Основные особенности подвижных игр - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Отсюда и высокая динамика взаимоотношений: все время стремится создать себе и товарищам по команде выгодное по сравнению с « противником» положение. В них включается различные командные эстафеты, первенство по народным играм, чемпионат мяча и скакалки.

Получили широкое распространение комплексные виды соревнований: в Белоруссии родилась «Спортландия» (страна сильных, ловких, находчивых, умелых), в Волгограде - «Веселые старты», в Архангельске - «Майская эстафета». Соревнования, проводимые между классами, школами, оздоровительными и летними лагерями собирают много зрителей. Игровые задания в их адрес позволяют сделать эти соревнования еще более массовыми.

Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:

Предметны е - в основном это дидактические игрушки и материалы,

- настольно-печатны е - игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства их сложения из частей целого (на примере, разрезанные картинки). Развивая логическое мышление, настольно-печатные игры несут и важную познавательную нагрузку: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с назначением предметов быта, с техникой, сезонными явлениями природы и т.д.

- словесные игры включают в себя большинство народных игр. Сюда относятся многие игры упражнения, воображаемые игры путешествия, игры-загадки, игры-предположения (в них дети оперируют представлениями, самостоятельно делают выводы и умозаключения).

Иногда дидактическая игра рассматривается слишком узко - лишь как средство интеллектуального развития ребенка. Однако игровая форма обучения активно применяется для реализации задач и трудового, и эстетического, и эмоционально-нравственного воспитания.

Можно выделить игры в самостоятельные типовые группы:

1. П о форме:

Собственно игры всех видов; игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действа; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации;

Соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;

Свадебные обряды, игровые обычаи;

Мистификация, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, такие; как КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму.

2. По времени проведения.

Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние), их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

Зимние игры: на снеговой площадке, на лыжах, на санках, на льду.

Проводятся соревнования на меткость, быстроту, эстафеты, например: «Взятие зимнего городка»

Летние игры: на площадке, на асфальте, на пляже, на воде, на поляне, во дворе, например, «Ходули», «Классики».

3. По месту проведения . Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде), игры на празднике, игры на эстраде.

4. По содержанию (фабула, тема, интрига, задача игры) игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры- упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д. По содержанию «вольные» (свободные), которые отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, опасные для жизни, игра азартные).

Игры-догонялки (ловилки) простые и усложненные;

Игры с поиском играющих или предметов;

Игры с быстрым нахождением своего места;

Игры хороводы;

Игры с сопротивлением и борьбой;

Игры с метанием мяча лаптой;

Игры с катанием и метанием предметов (камней, палок, костей, чурок, городков);

Игры - эстафеты;

Игры- аттракционы;

Игры-розыгрыши и т.д.

5. По составу и количеству участников:

По возрасту, полу, составу, количеству участников.

В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек, женщин. В названных играх особые традиции, особые правила. По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.

6. По степени регулирования, управления :

Игры, организованные взрослым или затейником,

Стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

7. П о наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов). Различаются игры без предметов и с предметами (с мячом, веревкой, жгутом, обручем и т.д.); компьютерные игры; игры - автоматы; игры - аттракционы и др.

При написании и построении игровой программы всегда учитывается тема, цель и задачи; технология игровых программ, учитывается и специфика возрастных особенностей, например дошкольника, младшего школьника, подростка и т.д. Для того чтобы игра прошла более интересно и увлекательно, это следует знать и учитывать каждому сценаристу, педагогу либо организатору.

Провести отчетливую границу отличающую игру от других явлений непросто. Некоторые исследователи определяют игру через противопоставление ее серьезному, другие считают противоположностью игры принуждение, насилие. (Демидов 1999)

Й. Хейзинга дает следующую формулировку: Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием иного бытия, нежели обыденная жизнь.

Близкую, дефиницию дает К.Б.Сигов: Игра – форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

То, что игра занимает весьма важное место, что она выполняет необходимую, функцию, принимается повсеместно и без возражений как исходный пункт всех научных исследований и суждений. Однако, многочисленные попытки определить биологическую функцию игры расходятся при этом весьма значительно. Одни полагали, что источник и основа игры могут быть сведены к высвобождению избыточной жизненной силы. По мнению других, живое существо, играя, следует врожденному инстинкту подражания. Или удовлетворяет потребность в разрядке. Или нуждается в упражнениях на пороге серьезной деятельности, которой потребует от него жизнь. Или же игра учит его уметь себя ограничивать. Другие опять-таки ищут это начало во врожденной потребности что-то мочь, чему-то служить причиной, в стремлении к главенству или к соперничеству. Некоторые видят в игре невинное избавление от опасных влечений, необходимое восполнение односторонне направленной деятельности или удовлетворение в некоей фикции желаний, невыполнимых в действительности, и тем самым - поддержание ощущения собственной индивидуальности. (Хейзинга.Homo Ludens)

Игра - это свободная деятельность, совершающаяся не по принуждению, она не зависит от диктата других людей. Игра по приказу, – пишет И.Хёйзинга, – уже не игра. Свобода в игре понимается также и как независимость от утилитарных целей. Игра не диктуется физической необходимостью или моральной обязанностью. Она является чем-то лишним, без чего можно обойтись. Ее собственные цели выпадают из сферы непосредственного материального интереса. Когда играют только ради какой-нибудь выгоды, теряют из поля зрения собственное значение игры. Чем меньше мы связываем игру с другими жизненными стремлениями, чем более она бесцельна, тем скорее находим в ней малое, но полное в себе счастье, – отмечает Э.Финк. Настоящий игрок играет только для того, чтобы играть.

Игра в своей основе бескорыстна, отмечена качеством импровизации, неожиданности, парадоксальности, направлена против автоматизма окружающей жизни и её заурегулированности. Игра нередко выполняет функции тренировки способностей, необходимых для реализации в серьезном деле, упражнения в самообладании. Важен и такой аспект потребности в игре как компенсация того, что человек не обнаруживает в реальной жизни. Таким образом, игра всегда в той или иной мере дистанцируется от повседневности, игровое состояние всегда есть преображение окружающего мира. (Кривцун)

Игрой люди заняты в свободное время, она не диктуется необходимостью и обязанностью, а определяется желанием, личным настроением. Можно вступить в игру, но можно и не делать этого, отложить это занятие на неопределенный срок. В повседневной жизни Игра возникает как временный перерыв. Она вклинивается в жизнь как занятие для отдыха, создавая настроение радости. Но ее цели не связаны с пользой, выгодой, материальным интересом. Она обретает смысл и значение благодаря своей самоценности. Человек дорожит этим состоянием, вспоминая наслаждение, которое он пережил во время игры, желая вновь испытать те же чувства.

Игра выводит человека за рамки обыденности, она переносит человека в магическое измерение. Это – временная сфера, которая находится среди обыденной жизни. В этом ее двойственность: она выступает как деятельность в реальном мире и одновременно – в мире воображаемом, иллюзорном. Игра витает над действительностью как некая неуловимая видимость. (Демидов 1999) И тем не менее, игра подчиняет себе своих участников с той же тотальностью, с какой бог, вселяясь в человека на празднике мистерий, подчиняет себе его волю и тело. В самом деле, не человек играет в игру, а игра играет человеком. Но возможно это только потому, что дух игры изначально и сущностно близок человеку, он позволяет ему не только преодолеть свою конечность, растворившись в строгом порядке всеохватывающей и всеобъемлющей игровой стихии, не только выйти из тесных оков повседневного мира в соблазнительное и влекущее царство фантазии, но и полностью отдаться самозабвенному празднованию бытия, не только связать себя с тем, что есть, с бытием, но и с тем, чего еще нет в действительности, но что уже активно играет в нашем воображении. (Дорофеев)

Характеристика игры как иллюзорного мира не исключает ее серьезности. Игра и серьезность меняются местами. Игра превращается в серьезное, а серьезное – в несерьезное на данный момент. Игра может возвышаться до вершин священного, оставляя серьезность обыденной жизни далеко позади себя. Несерьезное же отношение к игре, ее правилам просто разрушает ее. При этом важно отметить, что несерьезность сама по себе еще не есть игра. И.Хёйзинга показывает, что такое явление, как пуерилизм (что означает ребячество и наивность одновременно; от лат. puer – мальчик), не то же самое, что игра. Пуерилизм – это неразвитость, недостаток чувства юмора, чрезмерно бурная реакция на то или иное слово, чрезмерная хвала или хула. Это – состояние духа незрелого юнца, который не связан воспитанием и традицией. Подлинная игра не ребячлива, считает Хёйзинга, она связана с вдохновением, а не с истеричной возбужденностью.

В отношении игры невозможен скептицизм. Каждый играющий должен верить в безусловность происходящего. У того, кто смотрит на игру со стороны, может возникнуть впечатление нелепости и искусственности происходящего; чтобы быть захваченным игровой стихией, надо находиться внутри ее.

Другим признаком игры является прохождение ее в определенных границах пространства и времени. У нее есть начало и конец, а пространство предварительно очерчено. Так, игровыми пространствами являются арена цирка, магический круг, место священнодействия, сцена, кинозал, детская песочница и т.д. На таких обособленных, огороженных, освященных территориях имеют силу особые правила, представляющие собой временные миры внутри обыденного, созданные для осуществления замкнутого в себе действия. Даже небольшое отклонение от порядка игры разрушает ее.

Игра предполагает взаимопонимание, не умещающееся в возможности языка или сознания, которое осуществляется на дорефлексивном уровне, сохраняя при этом упорядоченность и согласованность целого, и при этом повсюду сопровождая наше повседневное существование. В игре порядок и понимание устанавливаются самой игрой, выступающей здесь уже не производным, а самостоятельным началом, изначально свойственным человеческому бытию. Для нее не нужно объяснений, оправданий и назначений - она сама являет собой смысл, в себе и через себя; ее правила не назначаются, а исполняются, а цель игрового таинства проявляется и достигается в каждой минуте его осуществления. Это действительно замкнутый мир, не знающий ничего во вне себя и воспринимающий себя только изнутри. (Дорофеев)

Существует выражение игра без правил. Играя не по правилам, люди действуют ради какой-то своей цели, игнорируя нормы взаимоотношений с другими людьми, выработанные культурой. Это нечто противоположное подлинной игре. Нарушения правил, если это не случайные ошибки, могут быть двух видов: шулерство и бунтарство. Шулер только делает вид, будто играет в ту же игру, что и другие участники, или вообще во что-нибудь играет. По существу, он не признает духа данной игры. Бунтарь же открыто отбрасывает карты и объявляет, что не признает этой игры и ее правил.

Игровое сообщество обычно значительно лучше относится к шулерам, чем к бунтарям. Первые не ломают мир игры, они даже могут очаровывать искренних и наивных игроков своей загадочной виртуозностью. Бунтари же вызывают возмущение сообщества: они, отвергая правила игры, вскрывают относительность и хрупкость того малого мира, который дарит удовлетворение его обитателям. Бунтари становятся изгоями или создают новое сообщество с собственными правилами (в котором, кстати, скоро заводятся свои шулеры). Наша повседневность полна примерами шулерства – в науке (наукообразность исследований), в искусстве (подделки под настоящее творчество), в супружеских отношениях (тайные измены при внешней благопристойности). И здесь вновь наблюдается та же закономерность: шулерство прощается гораздо легче, чем бунтарство. Бунтари в науке, искусстве, в любой сфере культуры часто считаются неудачниками или параноиками и порой только за пределами своего общества и времени получают признание. (Демидов 1999)

Любая игра обладает своей структурой, обеспечивающей игре повторяемость и одновременно вариативность, изменчивость действий в определенных границах. Структурная упорядоченность игры дает человеку возможность как бы плыть по ее течению и таким образом избавляет его от тревог, свойственных обыденной неорганизованной жизни. Поэтому у человека возникает спонтанное стремление к повторению, возобновлению игры.

Повторяемость игры проявляется в двух аспектах. Во-первых, почти во всех развитых формах игры (особенно в художественных произведениях, обрядах, ритуалах) встречаются элементы повтора, рефрена, чередования. Во-вторых, наличие устойчивой структуры позволяет повторять всю игру целиком (шахматная партия, мелодия, стихи и т.д.). Возможность воспроизвести, возродить игру делает ее культурной ценностью, которая передается как традиция.

Вариативность, также основанная на структуре, придает игре творческий, свободный дух, без которого она не была бы игрой, а превратилась бы в рутинную, бездушную работу, как на конвейерном производстве.

В игре нам всегда кто-то или что-то противостоит, – даже в играх, не имеющих характера соревнования. В конечном счете, утверждает Гадамер, игры в одиночку вообще не бывает. Чтобы игра происходила, другой не обязательно должен в ней участвовать, но всегда при этом есть что-то, с чем ведется игра и что отвечает встречным ходом на ход игрока.

Если результат каких-нибудь усилий в точности известен наперед, то здесь нет игры. Она существует лишь тогда, когда есть риск. Играть можно только при наличии неких шансов, возможностей как благоприятного, так и неблагоприятного исходов. Именно этот риск придает игре очарование: можно испытать сладость свободы решения, которая сопряжена с риском неудачи.

Особое место в игре занимает элемент напряжения. В нем проявляется неопределенность, неустойчивость, какая-то еще нереализованная возможность, ради которой (или против которой) нужны усилия, успех которых не гарантирован. В напряжении есть стремление к разрядке, расслаблению. Оно особенно заметно в индивидуальных играх на ловкость и сообразительность (головоломки, компьютерные игры, стрельба по мишени). Напряжения возрастают по мере того, как игра все более превращается в соревнование, а в азартной игре и спорте они достигают высшей степени. Напряжения игры подвергают играющего испытанию на силу, выдержку, упорство, находчивость, отвагу, выносливость. Вместе с тем проверяются и духовные качества, ведь, несмотря на желание выиграть, нужно держаться в рамках дозволенного. Таким образом, хотя игра сама по себе лежит «по ту сторону добра и зла», элемент напряжения придает ей определенное этическое значение.

Напряжения игры отличаются от тягот повседневной жизни. В повседневной жизни мы вынуждены всегда стремиться к какому-то будущему удовлетворению, к неведомому и неопределенному счастью, и, таким образом, мы существуем в изгнании из настоящего момента. В гонке за счастьем, которая продолжается всю жизнь, мы никогда окончательно не догоняем его. Хотя игра так же побуждает стремиться к успеху, ее счастье находится в ней самой, оно нам известно, как точно определенная цель. Игра – с ее волнениями и напряжением – не выходит за свои пределы и остается в себе самой. Игра дарит людям наслаждение настоящего.

Игра - это фактически культура, осознавшая свою глубинную эстетическую сущность и сознательно культивирующая эстетический опыт бытия в мире. И это отнюдь не поверхностный опыт, а глубинный, сущностный.

Как и любому явлению, игре свойственны определенные характеристики, признаки, отличающие ее от других категорий.
Конечно, не существует одного конкретного набора таких признаков. Ведь каждый исследователь феномена игры считает своим долгом привнести что-то свое, новое, пополняя список уже предложенных свойств.
Людвиг Витгенштейн в «Философских исследованиях» задается вопросом: «Что свойственно всем играм?» и убеждается в том, что любой из потенциальных признаков оказывается неприложимым к некоторым видам игр. Соперничество? — но его нет в пасьянсе. Победа и поражение? — но их нет в подбрасывании мяча. Ловкость и удача? — но их нет в шахматах. Развлечение — тоже не всегда имеет место. «Мы видим сложную сеть сходств, переплетающихся и пересекающихся (...) Ты, в сущности, не знаешь, что ты имеешь в виду под словом игра» , — говорит Витгенштейн.
Решению проблемы выделения наиболее существенных признаков игры уделяет внимание и исследователь игровой концепции И. Хейзинг и С. А. Смирнов. «С внешней стороны, — пишет он — с признаками игры трудно не согласиться. Да, игра — это свободная деятельность, она не диктуется необходимостью. Да, это выход за рамки повседневной жизни, «перерыв повседневности». Игра носит незаинтересованный, неутилитарный характер. Да, игра имеет свой хронотоп — свое пространство-время, она обособлена от неигрового пространства. Да, игра имеет свои правила. Игровое сообщество образует свой мир, которому и подчиняется, а нарушитель изгоняется из этого мира. Да, да, да. Но это ли игрообразующие признаки? Они ли конституируют игру? Означают ли эти признаки, что всякая свободная деятельность тогда—игра? Что всякое незаинтересованное действие—игра. Игра — это излишество? Или она необходима человеку? Человеку как какому существу? Какая у нас антропология? Что есть человек?.. Самостоятельный хронотоп у игры — тоже вторичный признак. У всякой деятельности — свой хронотоп, свои правила и нормы. И всякая деятельность может быть и забавой, и серьезным делом. все упирается в некую особую онтологию не только игры, но и человека вообще. И уже в рамках этой онтологии можно пытаться строить онтологию игры»29.
Однако, несмотря на относительно пессимистический взгляд С. А. Смирнова признаки и функции игры в процессе изучения ее природы и генезиса все же были выведены. Например, многие психологи и физиологи выделили так называемую биологическую функцию еще при рассмотрении игр животных и детей. Одни исследователи полагали, что источник и основа игры могут быть сведены к высвобождению избыточной жизненной силы, проявлением «бьющей через край» энергии. Например, Ф. Шиллер рассматривает игру как наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. По мнению других, живое существо, играя, следует врожденному инстинкту подражания. Так, психолог Э. Берн отмечает, что игра вообще по своей сути имитативна . А исследователь первобытной культуры Э. Тейлор выделяет отдельный тип обрядовых игр, которые он так и называет «подражательными», Вот как он описывает «пляску бизонов» — танец, исполняемый с целью вызвать появление стада животных: «Чтобы вызвать появление стада, индейцы стремятся стать подобными бизонам — они коллективно подражают их движениям и повадкам, а иногда, для большего сходства надевают на себя бизоньи шкуры»31. Американский психолог С. Миллер вообще разделяет все игры на два типа «игру-подражание» и «игру-воображение» и утверждает, что практически все коллективные игры — чистой воды имитация и борьба . Но изначальным свойством игры все же предлагается считать накал или напряжение. Философ И. Хейзинга рассматривает данные качества как сущность игры. Именно присутствующий в игре накал заставляет ребенка визжать от восторга, игрока — забывать себя от страсти, приводит в исступление многочисленных болельщиков спорта. «Этот накал, — говорит Хейзинга, — не объяснить никаким биологическим анализом». Иногда эта напряженность и накал достигают апогея. Тогда игра перерастает в конфликт-игру с присущими ей разновидностями: спортивной, азартной, развлекательной, интеллектуальной. Как утверждают некоторые исследователи кризисных ситуаций, «стоит исключить из игры ее конфликтную сторону, как она тут же теряет всякую привлекательность». Помимо этого, конфликты-игры моделируют реальные конфликтные ситуации с присущими им кульминацией и поиском оптимальных путей выхода. Таким образом, конфликты-игры выступают в качестве отвлекающего маневра, принимающего на себя конфликтные настроения общественности, выступая в роли сдерживающей силы при развитии разного рода кризисных ситуаций.
Напряжение же, по Хейзинге, — это свидетельство неуверенности, но и наличие шанса, в нем сказывается и стремление к расслаблению. Напряжение — это, когда что-то удается при определенном усилии. Присутствие этого элемента заметно еще в хватательных движениях ребенка. Элемент напряжения преобладает и в одиночных играх на ловкость или сообразительность, таких, как головоломки, мозаичные картинки, пасьянс, стрельба по мишени, и возрастает в своем значении по мере того, как игра в большей или меньшей степени принимает характер соперничества. В азартных играх и спортивных состязаниях напряжение доходит до крайней степени. Именно элемент напряжения сообщает игровой деятельности, которая сама по себе лежит вне области добра и зла, то или иное этическое содержание. Ведь напряжение игры подвергает силы игрока испытанию: его физические силы, упорство, изобретательность, мужество и выносливость, но вместе с тем и его духовные силы, поскольку он, обуреваемый пламенным желанием выиграть, вынужден держаться в предписываемых игрою рамках дозволенного. Разделяет воззрения И. Xейзинги Ф. Бойтендайк, который среди трех исходных влечений, приводящих к игре, выделяет динамику напряжения-разрешения, столь существенную для игры .
Но есть и противоположное мнение. Так, X.-Г. Гадамер утверждает: движение в игре «производится без напряжения. как бы само собой. Легкость игры. субъективно познается в опыте как разрядка. Структурная упорядоченность игры дает игроку возможность как бы раствориться в ней и тем самым лишает его задачи быть инициативным, каким он должен быть при напряжениях, свойственных бытию». И все же напряжение и накал, обычно присущие игре, подводят нас к рассмотрению игры как соревнования.
Xейзинга считает, что игра и есть «состязание в том, кто лучше других что- то представит». «Показывать» или «представлять» — значит «ставить перед глазами». Это, может быть, простой показ перед зрителями чего-либо данного самой природой (например, демонстрация павлином своего оперения перед самкой).
Итак, показ или представление невозможно без зрителей, то есть игру должен кто-то видеть, оценивать, игрой должен кто-то восторгаться.
Вот любопытные мысли Э. Канта по этому поводу из черновиков 80-х годов: «Человек не играет в одиночку. Не будет он один гонять бильярдные шары, сбивать кегли, играть в бильбоке или солитер. Все это он делает для того только, чтобы показать свою ловкость. Наедине с самим собой он серьезен. Точно так же он не затратит ни малейшего усилия на красоту, это произойдет лишь в ожидании того, что ее увидят другие и будут поражены. То же самое с игрой. Игру без зрителей можно счесть безумием» .
Об этом же говорит и X.-Г. Гадамер: « Сам характер движения столь явно и столь существенно принадлежит к сфере игры, что в конечном итоге игр «в одиночку» вообще не бывает, а именно: чтобы игра состоялась, «другой» не обязательно должен в ней действительно участвовать, но всегда должно наличествовать нечто, с чем играющий ведет игру и что отвечает встречным ходом на ход игрока». И далее: « игра вообще осуществляется в виде представления для зрителя».
Таким образом, игра имеет прямое отношение к общительности, развивает ее. Данный постулат подтверждается самим определением игры, выведенным психологом Э. Берном: «Игрой мы называем серию следующих друг за другом трансакций (единиц общения) с четко определенным предсказуемым исходом».
Каков же этот исход?
Исход игры заключается в выигрыше или победе, в которых воплощается игровая кульминация. В игре все предварительные ходы нацелены именно на выигрыш, а каждый последующий шаг, насколько это возможно, старается приблизить победу.
Игра и начинается, и ведется ради победы. Но победе сопутствуют всевозможные способы наслаждаться ею. Прежде всего как торжеством, триумфом, празднуемом данной группой в обстановке похвал и приветственных возгласов. Из победы вытекают следующие за нею честь, почет и престиж.
То есть происходит возвышение объекта. Таким образом, выигрывается нечто большее, нежели только игра сама по себе. Выигрывается почет, приобретается честь, слава, зарабатывается авторитет.
Также следует отметить, что победа может быть не только реальной, но и «условной» (например, победа над непобедимым (смертью) или очень сильным противником (убитое на охоте животное для первобытных людей))36.
Разделение победы на реальную и условную проистекает из раздвоенности, двуплановости самой игры, которая в свою очередь исходит из принадлежности человека к двум мирам. Так, Кант утверждает, что «человек — дитя двух миров, чувственного и интеллигибельного, он как бы постоянно пребывает в двух сферах». Подобная раздвоенность переносится и на игру. Играющий все время как бы пребывает в двух действительностях. Умение же играть и заключается в овладении двуплановостью поведения. Играющий придерживается определенных правил, но никогда не забывает об их условности.
О замене в игре безусловной (реальной) ситуации условной (игровой) говорит и Ю. М. Лотман, называя игру лишь особого типа моделью действительности. Условная реальность предполагает собой некую свободную деятельность, которая осознается как ненастоящая, не связанная с обыденной жизнью, вымышленная. О двуплановости игры в рамках понятий «вымышленное — действительное» так говорит Г. Спенсер в своей работе «Основания психологии»: «Животное охотно предается вымышленным действиям, так сказать театральному представлению своих действительных деятельностей. Также и у людей. Игры детей — няньчание кукол, игры в гости и т. д. — суть театральные представления взрослых деятельностей». В связи с рассмотрением проблемы двуплановости игры встает вопрос о том. является ли переход в вображаемую ситуацию отходом от реальности. С. Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей психологии» отвечает на него так: « В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие». Но ее нельзя рассматривать лишь как зеркало, отражающее процессы других областей. Такое понимание этой категории слишком узко. Скорее игра создает свой особый мир, лежащий на грани иллюзии и действительности. Таким образом, она как бы немного отодвигается и от иллюзии, и от реальности, обособляется от них своими границами места и времени.
Очередным характерным признаком игры следует назвать замкнутость, отграниченность, которая, согласно Гадамеру, и создает «открытость игры для зрителя». Временная отграниченность связана с тем, что у игры есть начало, а есть и конец. Пока она идет, в ней есть движение вперед и назад, чередование, очередность, завязка и развязка.
Еще разительней временного ограничения — ограничение места. Всякая игра протекает в заранее обозначенном игровом пространстве, материальном или мысленном, преднамеренном или само собой разумеющемся.
Арена, игральный стол, сцена, киноэкран — все они, по форме и функции, суть игровые пространства, то есть «отчужденная земля», обособленные, выгороженные территории, где имеют силу свои особые правила.
Игра — всегда деятельность по определенным правилам, устанавливающая свой, присущий только ей совершенный порядок. Игра сама уже и есть порядок. И этот порядок непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре, вторгается в ее самобытный характер, лишает ее собственной ценности. Правила присущи каждой игре. Они составляют ее сущность. Они бесспорны и обязательны и не подлежат никакому сомнению. Чем совершеннее и более развернута игра, тем больше неписанных внутренних правил, которые подчиняют себе все большее количество игровых моментов: взаимоотношения играющих, последовательность развертывания сюжета и т. д. Но стоит хоть немного отойти от правил, и мир игры тотчас рушится. Никакой игры больше нет. Оклик родителей, свисток судьи снимает все чары, и обыденный мир снова вступает в свои права. Это подтверждает французский философ Жан-Франсуа Лиотар: «... если нет правил, то нет и игры; даже небольшое изменение правила меняет природу игры, а «прием» или высказывание, не удовлетворяющее правилам, не принадлежат определяемой ими игре».
Глубокая связь игры с идеей порядка, наличием правил и представляет собой причину соотнесенности игры с миром эстетического. Игра склонна быть красивой. Более примитивные формы игры изначально радостны и изящны. Красота движения человеческого тела находит в игре свое высочайшее выражение. В своих наиболее развитых формах игра пронизана ритмом и гармонией, этими благороднейшими проявлениями эстетической способности, дарованными человеку. Связи между красотой и игрой прочны и многообразны. Вышесказанное, скорее всего, относится к человеческим играм, ведь именно у человека «сила воображения делает скачок к эстетической игре». Эстетика игры связана и с ее этикой, проявляющейся в непреложном чувстве справедливости. Игра всегда справедливое испытание каких-либо качеств: отваги, находчивости, эрудиции. Поэтому так возмущают неправильное судейство, нечестная конкурентная борьба, использование грязных технологий в игре.
Эстетически и этически прекрасным может быть только свободное действие. Отметим, что свобода как верный признак игры была изучена ранее других. Еще в 1933 г. видный голландский ученый Ф. Бойтендайк дает этимологический анализ слова «игра» и говорит о тесном сближении данного термина и понятия «свобода».
И игра есть прежде всего и в первую очередь свободное действие. Игра по принуждению не может о ставаться игрой. Разве что — вынужденным воспроизведением игры. Игра не может быть вызвана физической необходимостью и, тем более, моральной обязанностью. Она свободна от форм долже- ствования и назидания. Она не есть какая-либо задача. Ей предаются в свободное время. Игра свободна, она и есть сама свобода. Эта свобода может выражаться и в предании игре некой формы таинственности, которой она столь охотно себя окружает. Уже маленькие дети увеличивают заманчивость своей игры, делая из нее «секрет». Ибо она для нас, а не для других. Что делают эти другие за пределами нашей игры, до поры до времени нас не касается. Внутри сферы игры законы и обычаи обыденной жизни не имеют силы. Мы суть и мы делаем «нечто иное».
Инобытие и тайна игры зримо выражаются в переодевании, в котором и заложено то преобразование, делающее игру игрой. Именно здесь необычность игры достигает своей высшей точки. Переодевшийся или надевший маску «играет» иное существо. Но он и есть это иное существо! Детский страх, необузданное веселье, священный обряд и мистическое воображение в безраздельном смешении сопутствуют всему тому, что есть маска и переодевание.
Еще одним признаком игры считается образность. Ф. Бойтендайк подчеркивает, что «и человек, и животные играют только с образами. Предмет только тогда может быть игровым объектом, — продолжает он, — когда он содержит возможность образности. Сфера игры — это сфера образов, и в связи с этим сфера возможностей и фантазии». Образность предмета как существенный признак игры рассматривается и К. Гроссом.
Суммируя, мы можем назвать игру «некоей свободной деятельностью, которая осознается как ненастоящая, не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружать себя тайной или подчеркивать свою необычность по отношению к прочему миру своеобразной одеждой и обликом».
В заключение параграфа приведем некоторые суждения по поводу значимости игрового начала в человеческой жизнедеятельности.
Игра — сопровождение, дополнение, часть жизни вообще. Она украшает жизнь, заполняет ее и как таковая делается необходимой. Человек ощущает эту необходимость через побуждение к игре, непреодолимое внутреннее стремление, которому он предается, не задаваясь вопросами «почему?» и «для чего?» он это делает. Необходима игра индивидууму и как биологическая функция. Ведь, согласно утверждению Ф. Шиллера, «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Игра необходима не только человеку, но и обществу в целом, в силу заключенного в ней смысла, в силу своего значения, в силу своей выразительной ценности, а также духовных и социальных связей, которые она порождает, — короче говоря, как культурная функция. Она удовлетворяет идеалам индивидуального самовыражения — и общественной жизни.
В более широком плане игры — неотъемлемая, динамичная часть плана жизни индивидуума. Все игры оказывают на судьбу их участников очень важное, а иногда и решающее влияние. Они поощряют чувство здоровья, повышают всю жизнедеятельность, освежает душевную организацию.
Кроме того, игра — школа общительности, социальности, стимулятор развития воображения и интеллектуальных способностей.
И наконец, игра может быть не только частью жизни, но и самой жизнью. Ведь всем известна фраза: «Вся наша жизнь — игра, а мы в ней актеры». И верно: каждый, взрослея, выбирает себе роль, надевает определенную маску, становится лицедеем. Вполне возможно, что настоящего человека мы видим только на родильном столе и на смертном ложе.