Легенды о марийских героях богатырях. Кокша - богатырь

Д ети по д марийскую музыку входят в зал.

Здравствуйте, люди добрые, именитые, по городу гуляющие, в Волжске проживающие. Не ради шутки иль веселья собрались мы, а для того, чтобы отметить «День национального героя» - «Марий талешке кече ».

У каждого народа есть свои национальные герои, которые оставили след в истории, которые защищали Родину. И сегодня мы познакомимся с героями марийского народа.

У разных народов есть прелесть традиций,

Одежда своя и родной свой язык,

Ну как мне марийской землей не гордиться,

И тем, к чему с детства привык.

Пусть слышат птицы,

Пусть слышит ветер,

Пусть знает дождик проливной

О том, что город есть на свете,

Он город детства золотой.

Я в этом городе родился,

И пусть еще не вырос я,

Одно могу сказать я точно:

Мы с этим городом друзья.

Песня о Родине .

У марийского народа есть былинные герои-богатыри: Мамыч Бердей , Токтауш , Мирон Мушарин , Конай , Болтуш и другие. Дети, а вы кого знаете?

Акпарс , Акпатыр

Скажите, дети, к какому богатырю принадлежат такие слова:

«Не печальтесь, люди мои родные!

Если вам будет трудно, приходите ко мне на холм и крикните громко: « Нас теснят враги, помоги!» Я встану и помогу.

Чоткар-патыр .

А кто из национальных героев играл на гуслях.

Дети : Акпарс .

Гусли звонкие играют,

Край марийский прославляют.

Свистульки, трещотки, свирель, барабан,

Нам деды оставили все это в дар.

Оркестр « Марийская народная»

Дети, а какому богатырю река Волга в самых глубоких местах доходила до колен, а когда он шел по лесу, то самые высокие деревья были ему до пояса?

Онар.

Давайте, дети, его позовем. Онар, Онар, приходи к нам!

Вбегает Керемет .

Ребята, это же не О нар, а просто-напросто Керемет к нам пожаловал. А вы знаете, кто такой Керемет ? (ответы детей)

Керемет , зачем ты к нам пожаловал?

Мы тебя не ждали,

Мы Онара в гости звали .

Онара ждете? Не дождетесь!

Я его далеко спрятал, в цепи заковал.

Зачем ты его спрятал?

Мы сегодня отмечаем День национального героя и очень хотели его увидеть. Вместе с ним спеть, станцевать, да поиграть.

Вот и спрятал, потому что все его любят, прославляют, песни поют. А для меня что - ничего? Не отдам вам Онара !

Что же нам делать? Ты все испортил.

Ничего не испортил. Я вот что вам скажу: надоел мне жить одному, тоже хочу веселиться, петь и плясать.

Вот иди и веселись, кто тебе мешает? И Онара отпусти.

Ни за что! Я такой злой, потому что меня никто не любит.

Ребята, как нам Керемета перехитрить? Давайте мы с вами поиграем, он и отпустит Онара . Керемет , хочешь с нами поиграть?

Конечно, хочу! Мне так скучно одному. А как играть будем?

Я знаю интересную игру.

Игра « Петушиный бой»

Какие у вас мальчики сильные. Хочу еще веселиться.

Чтобы быть таким же сильным, как Онар и землю родную защищать, надо много тренироваться. Померяемся силой?

Игра « Перетягивание каната »

Вот теперь я стал добрым и веселым. Отпускаю Онара . Спасибо вам, ребята, что повеселили меня. Сейчас Онара приведу (звучит музыка, входит Онар) .

Здравствуйте, люди добрые, детки малые. Как у вас красиво, празднично, весело.

Здравствуйте, Онар! Сегодня у нас праздник «День национального героя» - «Марий талешке кече». Дети, давайте споем Онару песню.

Песня « Мей йоратем шочмо Элем» Музыка А. П. Колесников, Л.Г. Иванов , слова Л. Г. Иванова

Ребята, вы ничего не слышите?

Слышим, это кукушка кукует.

Правильно, это кукует кукушка . Она зовет всех в хоровод.

Игра «Где платочек»

Шире двери открывайте,

Музыкантов в круг пускайте.

Где песня льется,

Там весело живется.

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную.

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих,

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких .

Частушки

Теле каймым вучышна

Шор-торыкым кучышна .

Сылне марий мурынам

Ямдылышна пайремлан .

Изигына кайыклан

Сад пакчаште пешак сай

Мемнан гае йочалан

Садикыште пешак сай .

Чодыраштекайык мура

Мотор кечым мокталтен .

Ме муралтен колтена ,

Илышнажым мокталтен .

Мемуренат кертына ,

Ме куштенат кертына .

Мураш , кушташ веле огыл ,

Пашаланат кертына .

Чеверкече ончалеш да,

Чонналанат весела.

Мемнам ончаш толмыланда

Тау лийже тыланда .

Садитесь, ребята. Национальные герои - это не только герои былинные и сказочные, но и те, ко торые защищали нашу Родину в на ше время, во время Великой О течественной войны.

А вы каких знаете?

Прохоров, Федин, Иванов.

Молодцы!

Честно жить - значит Родине служить. Спасибо всем. А теперь я пойду в свой илем (дом) и всем расскажу, как вы отмечаете «День национального героя» - «Марий талешке кече»

Уходит.

1 ребенок:

Как просторен, как широк,

Край ты мой марийский.

Ты как праздничный цветок,

На земле российской.

2 ребенок:

И тебя, родной мой, люблю , как могу.

И любить тебя, ты знай, я не перестану.

Стихотворение « Шочмо мландем »

1 ребенок:

Шочмо к ушмо мландем !

Лаштра отем , шем кожлам

Кумда нурем , яндар вудем ,

Кузе тендам мый мондем !

2 ребенок:

Умыр мардеж пуалеш .

Шонымашым пурталеш .

Пенгыде капан патыр-влак

Шочыныт тушман ден пижаш ,

Шочмо элым аралаш !

Элна верчын , эрыкна верч

Коленыт нуно сареш .

Нунын лумышт ок мондалт

Кодеш шемер калык шумеш !

На зелёном берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар.
Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырём великаном и часто ходил с отцом на охоту, один-на-один дрался с косолапым сильным медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб.
Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар Патыр.
Был Чоткар очень добр и приветлив к бедному люду, он беспощаден к богачам продажным. Он был мудр, как сто стариков.
Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил отцовской любовью. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.
Это было давно. Русские ещё не строили городов около нас по Волге, а воинствующие татары жили в степях, пасли свой скот. Татарские ханы часто нападали на марийские селения.
Узнал об этом Чоткар Патыр. Собрал людей своего лесного края и пошёл на татарских ханов войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь.
Татарские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские.
Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар Патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.
- Дорогие мои! - сказал Чоткар. - Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.
Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со славным богатырём Чоткаром. Но Чоткар успокаивал их.
- Не печальтесь, дети мои родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и крикните громко: „Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!“ Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжёлый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной.
Чоткар Патыр умер. Он лежал, как живой, среди лесных цветов. Его положили в дубовый гроб, и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.
С тех пор прошло много лет. Вокруг холма вырос густой лес. Каждую весну холм покрывался душистыми цветами, он был весь в узорах, как красивый дорогой ковёр. Близко к холму никто не подходил. Все свято чтила наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что трудовые люди ведут себя непокорно. Поэтому богачи задумали чёрное дело. Они подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара из могилы.
Пошёл Эшполдо к могиле Чоткара и встретился со стариком. Узнав о намерении Эшполдо, седой старик сказал:
- Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну, его потревожишь, и во второй раз не поднимется помогать нам. Тогда враг покорит нашу землю.
Эшполдо, выслушав старика, засмеялся.
- Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.
Он и не думал слушаться советов мудрого старика. Украдкой пробрался к холму, взошёл на него и крикнул:
- Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!
Не успел он крикнуть, как ударил гром, холм содрогнулся и раскрылась могила. Вихрем пронёсся ветер и погнул деревья в лесу. Крышка гроба треснула, из могилы вышел Чоткар Патыр.
Он был также высок и могуч. Серебром отливались его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке его блестел тяжёлый меч.
- Где враги, кого нужно бить? - прогремел он, сверкая очами.
- Нет никого, - в ужасе проговорил коварный Эшполдо. - Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе…
- Что ты наделал, несчастный мальчишка! - горестно сказал Чоткар и медленно опустился в свою могилу.
Через несколько лет о смерти Чоткара Патыра узнали татарские воеводы и скова напали на марийские земли.
Храбро дрались марийцы, защищаясь от злых кочевников. Но и татары бились храбро, а их было больше. И они начали одолевать марийцев.
- Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, - вскричали марийцы, собравшись у холма.
Но во второй раз Чоткар Патыр не встал.

ОНАР-БОГАТЫРЬ

Когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Опар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветка-радуги. Потому-то и называют марийцы радугу - Воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет - семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка, Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жи-лища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Не-идой, впадающих в светлую Биче, как по-марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок - с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

Чоткар-патыр

На зеленом берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар.

Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб.

Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар-патыр.

Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.

Это было давно. Русские еще не строили городов около нас по Волге, а воинствующие ханы жили в степях, где пасли свой скот, и часто нападали на марийские селения.

Узнал об этом Чоткар-патыр. Собрал людей своего лесного края и пошел на степняков войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь.

Ханские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские.

Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар-патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.

Дорогие мои! - сказал Чоткар. - Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.

Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со славным богатырем Чоткаром. Но Чоткар успокаивал их:

Не печальтесь, дети мои родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и крикните громко: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!» Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжелый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной.

Чоткар-патыр умер. Он лежал как живой среди лесных цветов. Его положили в дубовый гроб и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

С тех пор прошло много лет... Вокруг холма вырос густой лес. Каждую весну холм покрывался душистыми цветами, он был весь в узорах, как красивый дорогой ковер. Близко к холму никто не подходил. Все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что трудовые люди ведут себя непокорно. Поэтому богачи задумали черное дело. Они подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара из могилы.

Пошел Эшполдо к могиле Чоткара и встретился по пути со стариком. Узнав о намерении Эшполдо, седой старик сказал:

Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну его потревожишь, и во второй раз не поднимется помогать нам. Тогда враг покорит нашу землю.

Эшполдо, выслушав старика, засмеялся:

Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.

Он и не думал слушаться советов мудрого старика.

Украдкой пробрался к холму, взошел на него и крикнул:

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!

Не успел он крикнуть, как ударил гром, холм содрогнулся, и раскрылась могила. Вихрем пронесся ветер и погнул деревья в лесу. Крышка гроба треснула, из могилы вышел Чоткар-патыр.

Он был так же высок и могуч, как и раньше. Сер¬бром отливали его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке его блестел тяжелый меч.

Где враги, кого нужно бить? - прогремел он, сверкая очами.

Нет никого, - в ужасе проговорил коварный Эшполдо. - Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе...

Что ты наделал, несчастный мальчишка! - горестно сказал Чоткар и медленно опустился в свою могилу.

Через несколько лет о смерти Чоткара-патыра узнали ханские воеводы и снова напали на марийские земли.

Храбро дрались марийцы, защищаясь от пришлых кочевников. Но ханы наступали, их было больше. И начали они одолевать марийцев.

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, - вскричали марийцы, собравшись у холма.

Но во второй раз Чоткар-патыр не встал...

Кокша – богатырь

А расскажу-ка я вам, почему речку нашу Кокшагой зовут... Было это давно. Прабабка моей прабабки и ее прабабка не помнят, когда это было, но было это так.

На этой самой реке жил тогда злой-презлой владыка Вараш. Охотники промышляли для него белку, лису, горностая и всякую другую пушную добычу, бортники приносили ему мед и воск, а бедные земледельцы - рожь, ячмень и разную огородную снедь.

Тех же, кто его воле не подчинялся, нещадно пороли розгами (такое было уже не так давно - и прабабка моей прабабки, и моя прабабка рассказывали, что богачи да служки царские так наказывали нашего брата, крестьянина, за ослушание).

Долго ли, коротко ли жили так люди, но вот в одном лесном илеме (хуторе; прим. by admin) у бедных родителей появился на свет мальчик. Назвали его Кокша. Отец сплел ему лыковую колыбельку и подвесил в правом углу избушки, поближе к очагу.

В первую же ночь около колыбельки появился богатырь Кугурак. Он склонился над ребенком и сказал:

Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец.

На вторую ночь к зыбке склонился богатырь Чоткар:

Бери, Кокша, мою ловкость, а доброту ты получишь от своей матери.

На третью ночь к зыбке явился богатырь Акпатыр:

Я отдаю тебе мудрость, Кокша, а любить нашу землю тебя научит народ.

С этой поры Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня - в настоящего богатыря. Отец дал ему лук и стрелы, велел идти на охоту. Кокша натянул тетиву и пустил стрелу вверх. Со звоном лопнула тетива, а стрела улетела выше облаков и не вернулась на землю. Пошел Кокша в кузницу и отковал наконечник для стрелы весом в полтора пуда. На обратном пути он вырвал молодой дубок и сделал из него лук. А из жил убитого им лося свил тетиву. Приладив наконечник к стреле, Кокша решил испытать лук. Он натянул тетиву и выстрелил в вековое дерево. Стрела прошила дерево насквозь, и оно раскололось.

Не прошло и недели, как слуги донесли Варашу о чудо-богатыре.

Надо отнять у него силу богатырей, - сказал он слугам и научил их, как это сделать.

Часто Кокша уходил на охоту далеко, но возвращался домой одной самой короткой дорогой. Так вот, подручные Вараша в том месте, где Кокша переходил реку, сделали прорубь, а когда мороз затянул ее ледком, засыпали снегом. Возвращаясь с охоты, усталый, но с богатой добычей, Кокша провалился под лед и стал тонуть - плавать не успел научиться. Захлебнулся он водой и совсем было потерял сознание, но вдруг слышится ему голос:

Вспомни о силе Кугурака. Встань на дно и оттолкнись.

И тут же подручные Вараша увидели, как сперва вспучился лед, потом раскололся на несколько льдин и Кокша-богатырь вышел на берег. «Все равно ему конец, - злорадно ухмылялись они. - Кокше негде обсушиться, и сильный мороз доконает его».

Понял и Кокша, что конец приходит ему. Одежда сразу обледенела. Но тут он снова услышал голос:

Вспомни о ловкости Чоткара. Вставай на лыжи и беги.

Кокша надел лыжи и во весь дух помчался к дому. На бегу он вспомнил предание о том, как Чоткар, пока жена кипятила воду для ухи, успевал на лыжах сбегать на озеро в сорока верстах от дому, наловить рыбы и вернуться обратно. Кокша бежал так быстро, что домой он явился как ни в чем не бывало. Мороз так и не смог сковать его одежду.

Скоро Кокша узнал, что прорубь - дело рук подручных Вараша. Подошел он к крепости Вараша и крикнул:

Эй, Вараш! Если ты не трус - выходи, сразимся в честном бою!

Хорошо, я согласен биться с тобой, но если ты тоже не трус, то заходи, будем драться здесь, в крепости, на ристалище для кулачных боев, - ответил Вараш, и ворота крепости распахнулись. И тут снова Кокша услышал голос:

Вспомни о мудрости Акпатыра: не бейся с врагами один, а собери друзей, подними народ, недовольный врагами.

Как только закрылись ворота крепости, на Кокшу надвинулась стража. Схватка была долгой и яростной, но врагов было много, и Кокшу заковали в цепи, на ноги надели кандалы.

Бросьте его в сорокасаженный колодец! - приказал Вараш...

Долго ли, коротко ли просидел Кокша в колодце, но однажды на край сруба села Сорока-белобока. Обрадовался Кокша, просит Сороку:

Сорока-белобока! Передай моим родным, что я у Вараша в колодце. Пусть они выручат меня.

Глупых я не выручаю, - ответила легкомысленная Сорока. - Ты сам зашел в логово зверя.

И улетела.

Много ли, мало ли прошло дней, сел на край сруба Коршун.

Коршун! Коршун! Передай отцу-матери, что я брошен в колодец.

Не передам я это отцу-матери, - ответил Коршун. -Я дружу с Варашом и кормлюсь теми, кто брошен в колодец. Скоро придет и твой черед.

И тоже улетел.

А время идет и идет. Все больше и больше слабеет Кокша. И уж когда казалось, что нет надежды на спасение, сел на сруб Гусь.

Друг, выручи меня, - простонал Кокша. - Передай...

Знаю, чего ты хочешь, Кокша. Глупая тараторка Сорока всем болтает, что ты у Вараша в яме, но ты же знаешь, что ей никто и никогда не верил. Не поверили и твои родители. Ведь прошло больше пяти лет.

Тебе поверят...

Гусь спустился в колодец, вырвал из крыла перо и подал Кокше. Тот смочил перо в кровавой ране и напирал на белоснежном крыле птицы свое имя.

И тогда о страданиях богатыря узнали во всех лёсных илемах. Самые старые и самые мудрые собрались на совет и стали думать, как помочь Кокше-патыру...

Однажды у Вараша был какой-то праздник. Вдруг перед воротами появилось стадо быков.

Прими наш праздничный дар, владыка, - сказали старейшины. - Мы хотим заколоть этих быков и угостить твоих храбрых воинов.

Ладно, - сказал Вараш, - половину быков заколите и сварите на дворе, а остальных загоните в мои хлева.

Старейшины разожгли костры... Подручные Вараша до отвала наелись вареного мяса и завалились спать. Ночью, когда все в крепости спали, старейшины разрезали бычьи шкуры, связали их в один длинный прочный ремень и спустили в колодец. Кокша обвязался концом сыромятного ремня, и его вытащили.

Под покровом ночи старейшины вывели Кокшу из крепости. Пока богатырь поправлялся и набирался сил, кузнецы ковали мечи и наконечники для стрел. Собрались воины со всех илемов, а во главе ратного войска встал Кокша-богатырь.

Вскоре злой Вараш и его приспешники были изгнаны, народ объявил Кокшу своим вождем, и с тех пор, говорят, эту лесную реку в честь своего богатыря-освободителя люди назвали Кокшагой.

МАРИЙСКАЯ ЛЕГЕНДА ПРО ЧЕМБУЛАТА

Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени весёлых полевых цветов возвышается над тихой речкой утёс Живой камень.

Не всегда, однако, бывало пустынно вокруг него. В давно минувшие времена здесь были большие селения черемисского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбулат. Человек он был простой, трудолюбивый и тихий в обычное время, но, как только неприятель угрожал нападением на родную страну, богатырь поднимался на её защиту. Верхом на буром коне c косматой белой гривой, вооруженный с головы до ног, Чумбулат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.

Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину и народ, но пришла и ему пора умирать. Собрались вокруг него черемисы, плакали и скорбели о нём, а он утешал их:

Не бойтесь. Я никогда и мёртвый не дам вас в обиду. Когда плохо придётся, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: "Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!" Я встану тогда и обороню вас.

С этим и умер Чумбулат.

Торжественно похоронили черемисы своего богатыря в каменной круче в полном вооружении, какое надевал он на битву, похоронили вместе с бурым конем его, белохвостым, с косматой гривой. В каком виде выступал он, бывало, против врагов, в таком и похоронили его. Справили по нему богатые поминки и долго оплакивали тяжелую потерю:

Не стало среди нас великого Чумбулата! Нет с нами нашего богатыря!

Шло время. Всё было благополучно, и мало-помалу Чумбулата начали забывать. И забыли бы о нём, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать черемисов непролазным кольцом. Вспомнили они тогда о своём богатыре, побежали к скале, к могиле его, и стали громко звать на помощь:

Вставай, Чумбулат! Вставай, враги у ворот!

И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из тёмной расщелины Чумбулат на коне своём, в кольчуге и шлеме, со щитом на руке, с копьём у стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужих, колол, рубил, топтал обезумевших от страха врагов и быстро обратил в бегство неприятельское войско. А когда опасность миновала, Чумбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале; снова замкнулась она за ним и поглотила его вместе с конем.

Много времени прошло. Когда наступала беда, всякий раз Чумбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.

Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря:

Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!

Дрогнула скала. Выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. А неприятеля нет. Ни направо, ни налево - нет никого. Повернулся тогда богатырь и молча поехал обратно к горе и исчез в ней.

Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страху, и хохоту, и сколько потом всяких рассказов! Стали опять играть в войну и опять вызвали Чумбулата.

Выехал снова на их зов богатырь. Не видя опять врага, он нахмурился и сердито повернул коня обратно.

Мало и этого показалось мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря:

Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!

Затряслась земля. Со страшным грохотом развернулась гора, и выехал оттуда разгневанный Чумбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы - только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы в ужасе сбегались на грохот.

Увидел их Чумбулат и крикнул им:

Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!

Опустил Чумбулат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.

Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов. Молчалив стал и тих серый утёс над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.

Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время - забудет Чумбулат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее.

  • образ великана, культурный герой.
  • В древнем предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его ОНАР. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе, и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветной радуги.
  • За день ОНАР обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Был ОНАР охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел.
Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась ОНАРУ на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.
  • Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась ОНАРУ на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.
В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы.
  • В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы.
  • Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Представить внешность ОНАРА сегодня невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал ОНАР. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора ОНАРА.
АКПАТЫР
  • АКПАТЫР(Акпатыр-чочой) (д.Кетек –Мучаш, 16-й век, ныне Малмыжский район Кировская область)
  • Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.
  • По преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.
  • Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином, у которого было два сына. Были они темноволосые, черноглазые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Он был ловким и смелым и часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Татары называли его Акбатыр («белый богатырь»).
По легенде, источником силы АКПАТЫРА была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила АКПАТЫРА пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью АКПАТЫР сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».
  • По легенде, источником силы АКПАТЫРА была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила АКПАТЫРА пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью АКПАТЫР сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».
Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар. В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру. С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.
  • Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар. В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру. С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.
Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Здесь сходятся основные горномарийские дороги, и именно здесь, если верить преданиям, начинались родовые земли Акпарса.
  • Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Здесь сходятся основные горномарийские дороги, и именно здесь, если верить преданиям, начинались родовые земли Акпарса.
Чембулат
  • Согласно преданиям, Чумбулат - князь-воин, который в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости. Народ его считал своим северным царем.
Это воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной.
  • Это воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной.
  • При нем сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным.
  • Чумбулат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти.
На высоком берегу реки Немда возвышается камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").
  • На высоком берегу реки Немда возвышается камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").
Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
  • Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
  • Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.
  • Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.
  • А скала Часовой - это символ дружины Чембулата, которая готова верно служить своему князю в любое время.
Народ всегда хранил эту святость, помнил своего вождя, хотя в 1830 году и взорвали его могилу на каменной горе на Немде. Жителей ближних сел прогнали подальше от могилы марийского князя, но народ не забыл его. Люди тайными тропами пробирались к святой горе, просили божество содействовать в их жизни. Марийский народ чтит память и проводит всемарийские моления на святом месте, где похоронен Чумбылат. В те времена, когда ритуалы жертвоприношения были под запретом, эти обряды проводились подпольно.
  • Народ всегда хранил эту святость, помнил своего вождя, хотя в 1830 году и взорвали его могилу на каменной горе на Немде. Жителей ближних сел прогнали подальше от могилы марийского князя, но народ не забыл его. Люди тайными тропами пробирались к святой горе, просили божество содействовать в их жизни. Марийский народ чтит память и проводит всемарийские моления на святом месте, где похоронен Чумбылат. В те времена, когда ритуалы жертвоприношения были под запретом, эти обряды проводились подпольно.
Болтуш (Полтыш)
  • (1513-1553) - это марийский князь, правитель Малмыжского княжества, один из известнейших персонажей марийской истории.
Болтуш являлся князем, богатырём всех марийцев малмыжан. В молодости он был очень ловким и сильным, служил у татарс-кого хана Тархана: ездил и собирал у здешнего марийского народа деньги - ясак. Царь Иван Грозный после взятия Казани хотел прибрать к рукам и Малмыж.
  • Болтуш являлся князем, богатырём всех марийцев малмыжан. В молодости он был очень ловким и сильным, служил у татарс-кого хана Тархана: ездил и собирал у здешнего марийского народа деньги - ясак. Царь Иван Грозный после взятия Казани хотел прибрать к рукам и Малмыж.
  • Ружейная бьется в лесу стрекотня,
  • И пушки открыли дорогу огня.
  • Столетние сосны от горя черны,
  • И трупами светлые реки полны.
  • Звенят бердыши, громыхают кольчуги,
  • Без отдыха рыскают царские слуги.
  • Сражались мы тридцать отчаянных лет,
  • На каждой тропинке белеет скелет. (С.Чавайн)
  • Гордо крепился князь Болтуш во время тяжелой осады, отважно правил своей ратью, гордо и храбро вышел за город, стремглав кинулся на врагов и геройски пал в битве. Упорство, решительность, неутомимая энергия, гордость, выносливость, отвага и храбрость – вот качества Болтуша.
Между стрельцами и марийцами завязался бой, в этом бою пушечным ядром был убит марийский князь, а Малмыж был взят. Князь Болтуш был погребён в боевых доспехах вместе со на близлежащей горе, а его жена Шошма (переводится как «весна»), увидев смерть мужа бросилась с горы в реку, которая потом стала называться её именем.
  • Между стрельцами и марийцами завязался бой, в этом бою пушечным ядром был убит марийский князь, а Малмыж был взят. Князь Болтуш был погребён в боевых доспехах вместе со на близлежащей горе, а его жена Шошма (переводится как «весна»), увидев смерть мужа бросилась с горы в реку, которая потом стала называться её именем.
По преданию: "Раз в год, ночью, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того самого места, где на высоком, обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма. Вокруг священного костра собираются души погибших в бою". Сегодня могила Полтыша является памятником истории, так и называется - Болтушева гора.
  • По преданию: "Раз в год, ночью, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того самого места, где на высоком, обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма. Вокруг священного костра собираются души погибших в бою". Сегодня могила Полтыша является памятником истории, так и называется - Болтушева гора.
  • Князь Полтыш оказался черемисским патриотом и, решившись оказать неравное сопротивление сильнейшему врагу, заслужил репутацию национального героя. С ореолом геройства последний малмыжский князь перешел в народную память.о нем поют песни, рассказывают предания.
В память о легендарном марийском предводителе Болтыше 26 апреля в Марийском крае более 20-ти (с 1990 года)лет отмечается праздник День национального героя.
  • В память о легендарном марийском предводителе Болтыше 26 апреля в Марийском крае более 20-ти (с 1990 года)лет отмечается праздник День национального героя.
Мамич-Бердей
  • Мамич-Бердей (? - около 1556, Москва) - герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552-1557) , владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге . Противник присоединения Казанского ханства к Московии , активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель.
В марте 1556 попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнён в Москве.
  • В марте 1556 попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнён в Москве.
  • С какого года отмечают День национального героя?
  • Почему отмечают 26 апреля?
Экспонаты Малмыжского музея

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сравнительный анализ богатырей марийского и карело-финского народа МБОУ «Староторъяльская СОШ» Исследовательская работа по литературе Выполнила ученица 7 класса Романова Ксения руководитель: Киткаева Э.И.

2 слайд

Описание слайда:

Гипотеза Как в литературе появились богатыри? Были ли у этих героев реальные прототипы или это только желаемый образ и вымысел народа? Отличается ли образ марийского богатыря от карело-финского? Цель: Определить сходства и отличия богатырей финно - угорского эпоса. Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2.Сопоставить и сравнить образы богатырей. 3.Собрать материалы об именах богатырей в географических названиях объектов. 4.Подобрать произведения искусства, связанные с именами этих богатырей.

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы Каждому живущему в Республике Марий Эл будет интересно узнать, каково героическое прошлое народа мари, каковы общие корни финно-угорского народа. Этапы работы: I.Введение. II.Основная часть. 1. Изучение литературы 2. Сравнительный анализ Онар– патыра и Вяйнемейнена. 3. Анкетирование 4. Имена богатырей в географических названиях и в искусства III.Заключение.

4 слайд

Описание слайда:

Богатырь – 1) герой русских былин и сказок, совершающий подвиги. 2) очень сильный человек. (Ожегов) Богатырь- человек рослый, дородный, дюжий, видный, необычайный силач; смелый, храбрый и удачливый воин, витязь. Сказочные богатыри-великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудовища. (В.И.Даль)

5 слайд

Описание слайда:

Марийский эпос Устное народное творчество марийцев богато по содержанию и по видам и жанрам. В легендах и преданиях нашли отражение различные моменты истории, воспеваются образы народных героев и богатырей. Марийские сказки в аллегорической форме повествуют о жизни народа, восхваляют трудолюбие, честность и скромность, высмеивают лень, бахвальство и жадность. Главными действующими лицами почти всех наиболее древних марийских легенд, преданий и сказок являются богатыри. Герои марийского народа: АКПАРС (настоящее имя Гази) - легендарный герой марийского народа, глава горных марийцев. Акпатыр – национальный герой марийского народа. Онар – легендарный марийский богатырь. Чоткар–патыр – легендарный марийский богатырь, надежный и бескорыстный защитник родной земли. Чумбылат - национальный герой, князь-воин, легендарный богатырь, который считается предком марийского народа. Йыланда – легендарный герой марийского народа, глава луговых мари. Князь Сяр – марийский герой, живший во времена Ивана Грозного. Полтыш (в русском произношении Болтуш) – легендарный марийский князь.

6 слайд

Описание слайда:

«Калевала» Исследователем карело – финского эпоса является Элиас Лённрот. Калевала состоит из 50 рун. Перевод на русский язык сделал Л. П. Бельский в 1888 г. Сегодня «Калевала» переведена на 59 языков мира. Главной сюжетной линией карело-финского эпоса является борьба героев Калевалы со страной мрака и холода сумрачной Похъелой. Герои редко берут в руки оружие, предпочитая сражаться могучим словом и волшебной песней. Все персонажи «Калевалы» обладают сверхъестественными способностями. Главные герои эпоса: 1.Вяйнямейнен - главный герой Калевалы, колдун, заклинатель, магическим словом подчинявший себе людей и животных. 2.Йоукахайнен - молодой самоуверенный колдун-самоучка. 3.Айно - сестра Йоукахайнена. 4.Илмаринен - кузнец. 5.Лемминкяйнен - веселый беззаботный парень. 6.Лоухи-злая ведьма.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Онар Онар -молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, Онар - зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Эпос: марийский Родом: неизвестно. Портрет: Высокого роста. Одежда: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения, меч, который светится, чуя рядом злые силы. Занятие: земледелие, охота. Подвиги: защита родного края. Богатырская сила: вековые дубы вырывал с корнями – деревья им казались репейником. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Семья: Онар Ава, Мать Онара (Онар ньё) Жил: возле Волги-реки. Умер: неизвестно.

9 слайд

Описание слайда:

Вяйнемёйнен Вяйнемёйнен- богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец родился уже взрослым, герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. После рождения он ещё восемь лет плавал по волнам, пока, наконец, не настиг суши. Эпос: карело-финский Родом: море. Портрет: Старый, связанный с водной стихией, родоначальник народа Калевалы. Занятие: пахарь, охотник, рыбак. Подвиги: пробуждение из могилы мёртвого великана-мудреца Антеро Виппунена с целью получить волшебные знания. Богатырская сила: магия, мудрость, волшебное кантеле Семья: мать - Ильматар, брат – кузнец Ильмаринен. Жил: на горе у озера Кемми в полудне пути от селения рода Калева. Умер: уплыл в море.

10 слайд

Описание слайда:

Онар Вяйнемейнен Рождение: первыйжитель земли Жил:возле Волги-реки. Занятие:пахал, сеял, охотник, собирал мед Семья:ОнарАва, МатьОнара(Онарньё) Рождение: сын воздуха и морскихволн Жил:на горе у озераКеммив полудне пути от селения родаКалева Занятие: пахал, сеял, рыбак Семья:мать -Ильматар, брат – кузнецИльмаринен. Богатырская сила:вековые дубы вырывал с корнями, корни деревьев казались ему пылинками, люди – букашками,имел волшебный меч Подвиги: защита родного края. Богатырская сила: магия,знание, волшебное кантеле Подвиги: пробуждение из могилы мёртвого великана-мудрецаАнтероВиппунена СражалсясПиямбаром,сврагами марийского народа за мир в своем крае. Сражался с севернойстранойПохъелойзасампо.

11 слайд

Описание слайда:

Анкета Знание героев марийского и карело-финского народа 1.Кто такие богатыри? -герои, совершающие подвиги во имя Родины; -люди безмерной силы, стойкости, отваги; -необычные люди; -защитники покоя и благополучия родной земли. 2. Знаете ли богатыря Онара? -да; -нет. 3. Знаете ли богатыря Вяйнемёйнена? -да; -нет 4. Кому служили богатыри? -народу; -себе. 5.Во имя кого или чего богатыри совершали подвиги? -во имя родной земли; -во имя людей; -во имя добра; -во имя славы 6. Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? -да; -нет.

12 слайд

Описание слайда:

«Знание героев марийского и карело – финского народа» Вывод. Учащиеся хорошо знают богатырей марийского эпоса. Считают их защитниками родной земли. Они совершали подвиги во имя людей. Участники Великой Отечественной войны тоже приравниваются к богатырям.

13 слайд

Описание слайда:

Имена богатырей в географических названиях С именем Онара связаны легенды и предания о происхождении озер, оврагов и курганов на Марийской земле: с. Кузнецово (Кузнецовская с/а, Горномарийский р-н) починок Никольский (Коркатовская с/а, Моркинский р-н) – На поле у починка – курган Онара с. Сердеж (Семисолинская с/а, Моркинский р-н) - Между селениями Сердеж и Лумари есть два кургана Онара д. Абдаево (Коркатовская с/а, Моркинский р-н). - Недалеко от этой деревни Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. д. ШУКШИЕР (ШУКШЕР) (Сернурский р-н) Название в переводе с марийского языка означает «озеро» реки Шук-ша - с. Шоруньжа (Моркинский р-н) - В селе Шоруньжа Моркинского района был заложен первый камень марийскому богатырю, персонажу национальных легенд и преданий – Онару.