Легенда о прометее краткое содержание. Комментарии к "Пересказ Н.А.Куна"

С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Теогония». Там он - умный хитрец, который устраивает делёж жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть досталась в пищу людям. А затем, когда разозлённый Зевс не хочет, чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо, и отказывается дать им огонь, Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике. За это Зевс приковывает Прометея к столбу на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень. Только через много веков герой Геракл убьёт этого орла и освободит Прометея.

Потом этот миф стали рассказывать иначе. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор, а мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».) В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обречённость, перешёл на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться ещё более жестокой.

Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в своё время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит. Только когда Зевсов сын Геракл - ещё не бог, а только труженик-герой - в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви. Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придёт конец. И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп. Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у неё родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.

Вот по этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.

Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких гор - может быть, это Кавказ. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса: «Ты к людям свыше меры был участливым». Руки, плечи, ноги Прометея оковывают кандалами, в грудь вбивают железный клин. Прометей безмолвен. Дело сделано, палачи уходят, Власть бросает презрительно: «Ты - Промыслитель, вот и промысли, как самому спастись!»

Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу, земле и морю: «Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!» И все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни.

Является хор нимф - Океанид. Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. «О, лучше бы мне томиться в Тартаре, чем корчиться здесь у всех на виду! - восклицает Прометей. - Но это не навек: силою Зевс ничего от меня не добьётся и придёт просить меня о своей тайне смиренно и ласково». - «За что он казнит тебя?» - «За милосердие к людям, ибо сам он немилосерден». За Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощён и мирно плещется по всем концам света. Пусть смирится и Прометей, не то не миновать ему ещё худшей кары: Зевс мстителен! Прометей презрительно отвергает его советы: «Обо мне не заботься, позаботься о себе: как бы тебя самого не покарал Зевс за сочувствие преступнику!» Океан уходит, Океаниды поют сострадательную песню, поминая в ней и Прометеева брата Атланта, который вот так же мучится на западном конце света, поддерживая плечами медный небосвод.

Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, - он дал им ум и речь. Они томились заботами - он внушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, - он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времён года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам. Это он указал для них руды под землёй, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от болезней - он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы - он научил их гадать и по птичьим крикам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных животных. «Воистину был ты спасителем для людей,- говорит хор, - как же ты не спас самого себя?» «Судьба сильней меня», - отвечает Прометей. «И сильнее Зевса?» - «И сильнее Зевса». - «Какая же судьба суждена Зевсу?» - «Не спрашивай: это моя великая тайна». Хор поёт скорбную песню.

В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса - царевна Ио, превращённая в корову. (На театре это был актёр в рогатой маске.) Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры. Гера догадалась об этом и потребовала корову себе в подарок, а потом наслала на неё страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она, измученная болью до безумия, и к Прометеевым горам. Титан, «защитник и заступник человеческий», ее жалеет;

он рассказывает ей, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Европе и Азии, сквозь зной и холод, среди дикарей и чудовищ, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придёт сюда спасти Прометея - хотя бы против воли Зевса. «А если Зевс не позволит?» - «Тогда Зевс погибнет». - «Кто же его погубит?» - «Сам себя, замыслив неразумный брак». - «Какой?» - «Я не скажу ни слова более». Тут разговору конец: Ио вновь чувствует жало овода, вновь впадает в безумие и в отчаянии мчится прочь. Хор Океанид поёт: «Да минет нас вожделенье богов: ужасна их любовь и опасна».

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее. Вот идёт слуга и вестник Зевса - бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев. «Что сказал ты о судьбе Зевса, о неразумном браке, о грозящей гибели? Признавайся, не то горько пострадаешь!» - «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я - бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса». - «Берегись: быть тебе в подземном Тартаре, где мучатся Титаны, а потом стоять тебе здесь с раною в боку, и орёл будет клевать твою печень». - «Все это я знал заранее; пусть бушуют боги, я ненавижу их!» Гермес исчезает - и действительно Прометей восклицает: «Вот и впрямь вокруг задрожала земля, / И молнии вьются, и громы гремят... / О Небо, о мать святая, Земля, / Посмотрите: страдаю безвинно!» Это конец трагедии.

Пересказал

Золотой, серебряный и медный века. Сотворив сначала мир, потом создали бессмертные боги людей и населили его. Счастлив был род людской, жил он в золотом веке. Все на земле произрастало в изобилии, и не было нужды возделывать поля и сады. Беззаботно проводили жизнь люди, не зная болезней и печалей. Сами боги в то золотое время нередко приходили к людям в гости: то посоветоваться, то повеселиться на дружеском пиру. Но завершился золотой век, умерли люди; превратили их боги в добрых духов, которые дарят удачу и защищают справедливость.

Второй род людей был уже не таким счастливым — наступил век серебряный. Стало у людей меньше сил и меньше мудрости; жили они до ста лет, но видели много горя и несчастья. В поте лица своего добывали пропитание. Не приносили они даров бессмертным богам, не повиновались их воле. Разгневался Зевс и отправил всех в мрачное царство Аида. Там и живут они, не зная ни радости, ни печали.

На смену им пришли люди медного века. Превыше всего в жизни любили они войну, не знали земледелия, не ели плодов и хлеба, одно только мясо. Дал им Зевс огромный рост и несокрушимую силу: неукротимо было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было из меди, и медными же были их дома. В беспрерывных войнах уничтожали они друг друга.

Зевс и царь Ликаон. Гневался Зевс и на людей медного века, особенно рассердил его царь Ликаон. Однажды Зевс появился в его стране в облике простого смертного. Правда, знаки божественности жителям явил, они пали перед ним ниц. Ликаон же не только не воздал Зевсу почестей, но и смеялся над всеми, кто это сделал. Решил Ликаон накормить путника человеческим мясом: если он — Зевс, то, конечно, угадает, чем его потчуют. Разгневался отец богов и людей на поведение нечестивого царя, молнией испепелил его дворец, а самого обратил в кровожадного волка.

Потоп. Девкалион и Пирра. Люди медного века так вывели из себя Зевса, что решил он уничтожить всех до единого. “Пусть обрушится на землю страшный ливень и затопит их”, — решил он. И сгинул бы навсегда человеческий род, но прознал о замыслах Зевса титан по имени Прометей, не зря его имя означало “Предусмотрительный”. Понял он, что плохо будет в мире без людей, и решил помешать Зевсу. О намерениях бога Прометей рассказал своему сыну Девкалиону, который был человеком. По совету отца Девкалион сколотил огромный ящик, натаскал в него припасов, а потом и сам забрался туда вместе с женой Пиррой.

И вот хлынул на землю ливень: день и ночь обрушивались вниз потоки дождя, скрылись под водой города со всеми домами и храмами, исчезли высокие горы и густые леса. Там, где раньше зеленели поля, теперь проплывали стаи рыб, где росли леса — резвились дельфины. Девять дней и ночей носился ящик с Девкалионом и Пиррой по волнам, а когда прекратился ливень, прибило его к вершине горы Парнас, которая возвышалась над водой.

Появление поколения героев. Когда вода схлынула, Девкалион и Пирра выбрались из ящика. Пуста и безмолвна была земля после потопа. Вдруг явился Девкалиону вестник богов Гермес и молвил: “Знает великий Зевс твое благочестие и потому дарует тебе и твоей жене счастье начать новый людской род. Для этого должны вы бросить через голову кости вашей праматери”. Опечалился Девкалион: где отыскать теперь кости, как выполнить волю богов? Но догадался он: общая праматерь всего живущего — земля, а кости ее — камни! Набрали они с Пиррой камней и стали кидать через головы; из камней, брошенных Девкалионом, возникли мужчины, Пиррой — женщины. Так появились новые люди — поколение героев. Были они мужественны, как люди медного века, но более благочестивы, благородны и справедливы. Вскоре земля вновь оказалась заселенной.

Прометей и люди. Вначале люди не знали, как противостоять грозным силам природы, не умели защищать себя от хищников, боялись пускаться в плавания по бурному морю. Решил Прометей прийти к ним на помощь: познакомил людей с металлами и открыл тайну их добычи и обработки, смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы тот тянул плуг и возил грузы, построил первый корабль, понесший человека в безбрежные морские просторы, научил распознавать травы и готовить лекарства. Много даров преподнес людям Прометей.

Но Зевс не хотел, чтобы люди были могущественны и независимы, боялся, что перестанут они приносить дары богам-олимпийцам. А тут еще Прометей провел его. Возник однажды спор, какие части туши быка люди должны приносить в жертву богам. Рассудить попросили Прометея. Разделал он бычью тушу и разложил по двум мешкам: в один — всю мякоть, прикрыв сверху требухой, в другой — кости, спрятав их под толстым слоем жира. Соблазнился Зевс жиром и выбрал второй мешок. А когда понял, что Прометей обманул его — пришел в ярость. “Так пускай люди едят мясо сырым!” — воскликнул он и лишил их огня. Страшным было такое наказание, стали многие гибнуть от холода.

Прометей похищает огонь

Прометей добывает людям огонь. Не мог Прометей спокойно смотреть, как мучаются люди, и решил дать им огонь вопреки воле Зевса. Явился он однажды на Олимп, опираясь на дорожный посох. Никто не обратил внимания на этот посох, и напрасно: был он изнутри пустым. Прометей незаметно наложил в него угольков из божественного очага и отнес на землю. Вновь у людей был огонь! Перестали они бояться тьмы и холода, весело затрещали дрова в очагах домов, зажглись в горах пастушеские костры. Понял Зевс, что Прометей опять перехитрил его.

Пандора. Но не таков был Зевс, чтобы признать свое поражение. Задумал он новое бедствие для людей. Позвал Зевс искусника Гефеста, повелел ему смешать землю и воду и сделать из этой смеси девушку, да такую, чтобы красотой и очарованием она не уступала богиням. Одежду для девушки соткала сама Афина Паллада; Афродита дала ей неотразимую прелесть, а Гермес — хитрый ум, изворотливость и лживые речи. Нарекли ее Пандора, то есть “Наделенная всеми дарами”: ведь от каждого из богов и богинь получила она что-нибудь в дар.

Сосуд Пандоры. Привели красавицу Пандору в дом Эпиметея, брата Прометея. Был он простодушен и доверчив. Мудрый Прометей не раз говорил ему: “Не бери даров от Зевса, не любит он нас, губительны его дары!” Обещал Эпиметей брату, что наотрез откажется от любого подарка Зевса. Но когда увидел он Пандору, забыл свои клятвы, подумал: “Какую опасность может таить в себе женщина, даже если ее дарит Зевс? Мой брат чересчур осторожен! Возьму я прекрасную Пандору себе в жены”. И сделал ее хозяйкой в своем доме. Была в доме Эпиметея небольшая комната, в которой находился закупоренный сосуд. Принес его Прометей и строго-настрого запретил брату открывать. Про запрет знала и Пандора, и мучило ее любопытство. “Должно быть, у нас в доме Прометей прячет свои сокровища. Как бы на них взглянуть?” — думала Пандора. Однажды, когда Эпиметея не было дома, прокралась она в таинственную комнату, подошла к сосуду, приоткрыла крышку. И... вылетели из сосуда Заботы, Невзгоды, Печали, Горе, Болезни, Голод, загнанные туда Прометеем. Вылетели и разлетелись по всей земле. Хотел Прометей сберечь людей от них, да не вышло, помешало любопытство Пандоры.

Зевс наказывает Прометея. Жестоко сказалась на людях доверчивость Эпиметея. Но и Прометею Зевс не мог простить попыток оградить людей от напастей. Решил бог так наказать строптивого титана, чтобы все поняли, сколь опасно мериться силой с громовержцем, и остерегались ему перечить. Призвал Зевс своих прислужников, Власть и Силу, и приказал им отвести Прометея в дикие места — на край земли, где не ступала нога человека.

Неприступно возвышались там снежные вершины, у их подножия пенилось и грохотало море. Там-то и приказал Зевс приковать Прометея к вершине скалы несокрушимыми цепями. Гефест, повинуясь приказу Отца богов, заковал Прометея в тяжелые цепи. И хотел бы он облегчить страдания Прометея, да не мог: зорко следили за всем Власть и Сила. И вот уже руки и ноги Прометея притянуты цепями к камню, а в грудь ему вбит острый стальной клин; навеки пригвожден мятежный титан к скале!

Проклятия Зевсу и его урозы. Страдания не сломили величия и гордости Прометея. Ни в одном из своих поступков он не раскаялся и, хотя люди не могли облегчить его страданий, верил, что не забудутся его добрые дела. С высокой скалы прикованный Прометей посылал проклятья Зевсу, его жестокости и несправедливости: “Не вечно и твое царство, надменный громовержец! — воскликнул он однажды. — Знаю я тайну грядущего, знаю твою судьбу, знаю и как тебе ее избежать — но не скажу! Никакие муки не вырвут у меня тайну!”

Устрашился Зевс; послал он Гермеса выведать тайну у Прометея. Не тут-то было! “Не променяю я своих мук на рабское служение твоему Зевсу! — гордо ответил Прометей. — Нет такой казни, таких мук, какими мог бы он меня устрашить!” — “Ну, так вот что тебя ожидает, дерзкий, — воскликнул Гермес. — Ударом молнии Зевс низринет тебя вместе со скалой в мрачную бездну. Много веков проведешь ты без солнечного света в каменной темнице, а когда Зевс вновь поднимет тебя на свет, станет и это тебе не в радость! Каждый день будет орел исклевывать твою печень, и каждую ночь она будет отрастать для новых мучений. И будешь ты терзаться долгие века!”

Страдания Прометея. Ничто не могло устрашить сердце гордого титана, остался он непреклонным. И тогда все случилось так, как обещал Гермес: в реве бури, грохоте землетрясения и блеске молний рухнула скала вместе с Прометеем в страшную бездну, в жуткий мрак. Через много-много веков поднял ее Зевс на землю, принеся новые муки титану. Страшен был орел, терзавший ежедневно его тело! Но страдания не сломили Прометея!

Однажды в тех местах, где был прикован Прометей, оказался Геракл. С ужасом смотрел он на муки Прометея, час от часу росло в его душе сострадание. Когда прилетел разжиревший орел, чтобы продлить свой кровавый пир, Геракл не дал ему и приблизиться к титану. Натянул он тугой лук и пустил смертоносную стрелу. Пронзила она орла, и упал тот в бурное море у самого подножья скал.

Тайна Прометея и его освобождение. А вскоре примчался с Олимпа Гермес и сказал: “Видишь, Прометей, снова я здесь; незлопамятен Зевс и готов примириться с тобой и положить конец всем мукам, если откроешь ты ему тайну”. — “Хорошо! — ответил Прометей. — Ты говоришь со мною по-доброму, потому и я открою то, чего не исторгли у меня никакие муки. Пусть громовержец не вступает в брак с Фетидой, дочерью седого Океана. Будет у нее сын, который силой своей превзойдет отца, кто бы он ни был. Нужно отдать Фетиду за смертного человека, и родится тогда у нее великий герой!”

Доволен был Зевс. Узнал он, наконец, страшную тайну, ничто больше не угрожало его власти. Разбил Геракл палицей оковы Прометея, вырвал острый клин, которым пригвожден был титан к скале. Но повелел Зевс, чтобы всегда носил Прометей на руке кольцо, в которое был вставлен кусочек той скалы, у которой он столько веков терпел невыразимые муки.

В далекие первобытные времена, по сказаниям древних эллинов, из хаоса возникла богиня Земли - Гея, и миром правил в то время ее сын, бог Неба - Уран. Но был он свергнут могучими, дикими титанами, детьми Геи и Урана, и после долгой борьбы власть над миром захватил один из титанов - Кронос, что значит «Свершитель». По предсказаниям его родителей, ему предстояло быть тоже низвергнутым. Когда жена Кроноса Рея родила ему младшего сына Зевса, он решил его проглотить, как и остальных своих детей - Посейдона, Аида, Гестию, Деметру и Геру, хранимых им в своем желудке, но хитроумная мать решила спасти своего сына, и подала она Кроносу вместо Зевса завернутый в пеленки камень, похожий на ребенка, и Кронос его проглотил.
А маленький Зевс был тайно от отца унесен на остров Крит, в Идайскую пещеру, и был там заботливо воспитан добрыми нимфами, которые ухаживали за ним, кормили его медом и молоком козы Амалфеи.
Когда Зевс вырос и возмужал, он решил восстать против власти своего отца, и, соединясь для этого со своими сестрами и братьями, спасенными благодаря волшебному напитку, принесенному Рее дочерью Океана, он отнял у старого Кроноса власть над миром, поселился вместе с братьями и сестрами в жилище богов на вершине горы Олимп и отдал своему брату Посейдону владычество над морем, Аиду - власть над подземным царством, а сам стал править небом и землею.
Титаны были этим недовольны, они восстали против Зевса, и началась длительная, жестокая десятилетняя война против нового властителя - война сыновей Урана с сыновьями Кроноса, называемая войной титанов.
Тогда один из титанов, Прометей, стал советовать титанам покориться Зевсу, далеко превосходящему их мудростью, но дикие титаны, полагаясь на свою силу, отвергли совет Прометея и вступили в борьбу против Зевса. Прометей вместе со своей матерью Фемидой перешел на сторону Зевса, зная, что победа будет на той стороне, где вместе с силой будет и мудрость.
После долгой, упорной борьбы Зевс, благодаря Прометею и помощи сторуких гекатонхейров, одержал победу над дикими титанами и низверг их в глубины Земли, в мрачный подземный Тартар.
Но их мать-Земля - Гея была этим недовольна, она восстановила против Зевса своих детей - великанов-гигантов, и они стали громоздить горы на горы, скалы на скалы, угрожая добраться до самого неба. Напрасно Зевс поражал их своей молнией с вершины Олимпа, только при помощи героя Геракла они были сброшены в бездну и завалены камнями.
Расправившись с враждебными ему дикими титанами и гигантами, новый властитель земли и неба Зевс-громовержец отстранил от себя даже тех титанов, что помогали ему в борьбе. И был удален Океан на самый край Земли. Ненавидел Зевс также и Прометея, как последнего из рода титанов, несмотря на то что Прометей помогал ему. И должны были погибнуть все люди, жившие во времена Кроноса, и уступить место новому поколению людей.
Узнав об этом, титан Прометей спустился однажды на землю к людям. А были они тогда еще слабые и жалкие, без мыслей и надежды. Имея глаза, они не умели разобраться в том, что видели, слушая, ничего не слышали, и жили они на земле, не понимая того, что происходило вокруг; не умели строить жилища, обтесывать камень, обжигать глину и делать из нее утварь. Как муравьи, жили они в глубоких и темных пещерах, не зная, когда наступает зима и лето.
Но благородный Прометей любил людей горячей любовью, и решил он им помочь. Отправился Прометей на остров Лемнос, на огнедышащую гору Мосихл, где находилась кузница хромоногого бога огня, его друга Гефеста. Взял Прометей из горна искру божественного огня, и принес ее в тлеющей тростинке, и дал ее людям. Показал им, как надо строить жилища, научил их считать, уяснил им восход и заход солнца и небесных светил, научил их писать, дал им память; обучил, как надо впрягать в ярмо диких быков, строить лодки и переплывать в них моря и реки, объяснил, как надо ставить парус, чтобы было легче плавать.
По совету Прометея научились люди находить в недрах земли и добывать железные руды, серебро и золото. Он научил их приготовлять лекарства, делать целебные мази, от которых проходили болезни. Научил Прометей людей понимать гармонию звуков, разуметь полет птиц; освободил он людей от мучительного страха смерти и вселил в них слепую надежду, чтобы они забыли думать о смерти.
Научились люди искусствам и из дикого состояния перешли к более радостной, счастливой жизни.
Смотрели боги на новых обитателей земли с любопытством и стали им иногда помогать, но за это потребовали от них, чтобы они поклонялись им и приносили жертвы, убивая людей и животных, и воздавали им всяческие почести.
Зевс разгневался на Прометея за то, что он дал людям огонь.
Однажды, желая определить права и обязанности людей, боги созвали совет, на котором должны были присутствовать и простые смертные - люди. Явился туда и титан Прометей, опасаясь, что боги возложат на людей слишком много тяжелого труда, научат их войнам и дадут им в жизни слишком мало радостей. Весь свой ум и всю свою хитрость употребил осторожный Прометей для того, чтобы оградить людей от посягательств богов.

Вот собрались в город Микены боги и люди на совет; и был представителем людей титан Прометей. Он задумал перехитрить Зевса, самого могучего и умного из богов. Убил Прометей большого быка, разрубил его на части и предложил Зевсу выбрать ту из его частей, какую он пожелает, а части убитого быка были сложены им в две равные кучи. В одной поместил он куски мяса и покрытые жиром внутренности и прикрыл их бычьей шкурой, а в другую кучу он сложил одни только кости, положил сверху желудок и все накрыл белым блестящим жиром. Но Зевс понял обман и молвил, смеясь, Прометею:
- Сын Иапета и верный мой друг, как ты, однако, неравно распределяешь части!
- Зевс! - ответил ему Прометей. - А ты выбери себе ту часть, какая тебе больше понравится.
Разгневанный Зевс выбрал нарочно худшую часть, чтоб иметь случай причинить зло людям и заодно отомстить Прометею, которого он не любил. Снял Зевс блестящий жир и увидел одни только кости, и, разгневанный, крикнул он Прометею:
- Сын Иапета, я вижу, что ты обманывать не разучился!
И в наказанье за это отнял Зевс у людей огонь, но Прометей хитростью снова похитил его с вершины Олимпа и принес его людям в тростинке в виде тлеющей искры. Увидал Зевс у людей лучезарный огонь и разгневался пуще прежнего; оставил он людям огонь, но придумал страшную кару для людей и защитника их Прометея.
По повелению Зевса вылепил искусный Гефест из глины и воды прекрасную деву, подобную людям. Наделила ее Афродита красотой, а Гермес дал ей дар хитроумного слова. Назвали ее Пандорой, что значит «Всем одаренная». Вручил ей Зевс золотой сосуд, наполненный всяческими несчастьями и болезнями, и послал ее на землю к людям.
Спустилась Пандора на землю и пришла в дом юного Эпиметея, и он женился на ней. Часто предостерегал Прометей своего младшего брата Эпиметея, чтоб не принимал от коварных богов никаких подарков, но он забыл об этом совете и принял роковой дар. Увидев золотой блестящий сосуд, Эпиметей попросил Пандору позволить ему открыть его, она разрешила, - и разные болезни и беды распространились тогда по всей земле между людьми.

И только одна Надежда, согревающая людские сердца в час печали, осталась на дне золотого сосуда, но Пандора по воле Зевса быстро закрыла его, не дав вылететь ей на землю. С той поры бесчисленные бедствия, болезни, несчастья наполнили землю. Не дал им Зевс голоса, и они безмолвно и тихо подступают ночью и днем к человеку.
С глубокой печалью смотрел Прометей на людские несчастья, и его гордое, непокорное сердце замышляло новые планы отмщенья богам.
Тогда повелел Зевс схватить непокорного Прометея и отвести на самый край земли. По воле Зевса Гефест должен был приковать его крепкими цепями к вершине кавказской скалы. Взялся Гефест за это дело с большой неохотой: ведь с давних пор он дружил с Прометеем. Исполненный сострадания Гефест вынужден был сковать своего друга и вбить ему в грудь алмазный клин. Насмехаться стали над смелым титаном грубые спутники Гефеста, укоряя титана за преступную гордость, но Прометей гордо и упрямо молчал. Затем, одинокий, он начал громко стонать от боли и скорбеть о том, что терпит мучения за доброе дело. Пришла к нему его мать Фемида с советом смириться перед могучим Зевсом, но гордый титан отверг ее предложение. Прилетели к нему прекрасные океаниды, уговаривали его уступить Зевсу. Пришел и сам Океан увещевать Прометея, чтоб он покорился Зевсу, но Прометей остался непоколебим.
Пришла к нему наконец несчастная царевна Ио, обращенная Герой в корову, терзаемую оводом, не находящая себе нигде покоя. Прометей указал ей путь к освобождению. Прометей знал, что явится однажды мужественный герой Геракл, который освободит его от мучений, и тогда Зевс захочет сам с ним примириться. Знал он, что Зевсу грозит та же самая участь, что постигла его отца Кроноса, если Зевс заключит брак, о котором он помышляет.
Обо всем этом знает лишь один Прометей, но никакие пытки не заставят Прометея открыть эту тайну Зевсу. Один только Прометей знает, что у Зевса может родиться некогда сын, который будет сильнее отца, лишит его власти над миром и свергнет с Олимпа.

Услышал Зевс угрозы смелого титана и, решив ему отомстить, наслал на него новую казнь. Медленно спустился с неба огромный орел громовержца Зевса к скале Прометея и стал разрывать когтями его тело, клевать печень.
Долгие годы прикованный цепями Прометей томился у скал Кавказа, и клевал ему печень орел, но сердце его было непоколебимо. Каждый третий день спускался к нему медленно с неба огромный орел и вонзал когти в его печень, но она отрастала снова. И текла кровь из ран Прометея долгие века и каплями падала на каменистую пустынную землю; и громкие стоны титана неслись над землей. Являлись к Прометею титаны, примирившиеся за это время с Зевсом, и советовали ему покориться. Приходила мать Прометея Фемида и открыла ему, что скоро Зевс станет просить у него совета и примирения.
И Зевс, зная о грозящей ему опасности, решил наконец помириться с Прометеем. Пришел тогда к кавказской скале великий герой Геракл и убил меткой стрелой орла, клевавшего печень титана, разбил цепи, которыми был прикован к скале Прометей.
И был Прометей освобожден, и радовались олимпийцы примирению с благородным могучим титаном.

Мифы и легенды древней Греции.


История Прометея — один из самых известных древнегреческих мифов, ты наверняка не раз слышал это имя. Прометей оказал серьезнейшее влияние на человечество. Благодаря ему люди получили огонь, но оказывается Прометей ещё является причиной появления женщин на Земле.

Греческие мифы являлись формой обучения подрастающих поколений и попыткой объяснить законы мироздания. История Прометея даёт очень интересный взгляд древних греков на природу женщин и именно с этой истории я открываю новую рубрику на сайте, которая так и называется — «женщины».

Миф о Прометее

Всё началось давным-давно. Сначала появился Хаос, затем Гея — божество земли, от неё родился Уран, бог неба. От Геи и Урана произошли циклопы, гекатонхейры и титаны.

У титана Иапета и его супруги Клемены родились четыре сына: Менетий, Атлант, Эпиметей и Прометей. Имя Эпиметея обозначает, «тот кто сперва делает, а затем думает», а Прометей — «обладающий даром предвидения», тот кто прежде всего думает, а затем делает.

Титаномахия — война богов и титанов

Во время борьбы Зевса за власть, против были все титаны, кроме одного — Прометея, обладавшего даром предвидения и знавшего, что победителем в войне будет Зевс, поэтому примкнул к громовержцу и убедил Эпиметея сделать то же самое. Началась затяжная война — титаномахия, в ней, как предсказывал Прометей, победил Зевс.

Создание человека


Наступило мирное время, олимпийские боги всё больше погружались в скуку. Зевс обратился к сыну — Гефесту и приказал создать что-то для развлечения богов. Гефест долго раздумывал и наконец родилась идея. В мастерской он связал вместе начальные элементы Вселенной и боги создали животных. Другие существа были сделаны подобием богов и имя им — люди, которые будут исключительно мужского пола.

Осталось распределить качества между животными и людьми. Исполнить поручение царь богов наказал титанам Прометею и Эпиметею. Эпиметей попросил брата уступить ему эту работу. Прометей, несмотря на дар предвидения, позволяет себя уговорить.

Эпиметей берется за дело: одних зверей он наградил силой, других скоростью, третьих скрытностью. Одним дал теплый мех, чтобы согреться, другим толстую шкуру, чтобы защититься от хищников. Закончив работу, Эпиметей раздал все качества животным, и так увлекся, что совсем забыл про людей.

Тогда Прометей пришёл к Зевсу с просьбой, дать людям что-то для защиты от животных, пусть боги подарят людям олимпийский огонь. От молнии бога-громовержца люди извлекли огонь, оставалось лишь поддерживать его.


Гипнос — бог сна

Наступило золотое время человечества. Люди жили в мире и безмятежности, ни невзгод, ни войн, ни стихийных бедствий, ни голода, пшеница росла сама собой и её хватало на всех. Люди имели возможность пировать вместе с богами. Они не умирали как в наши дни, когда приходило время, бог сна Гипнос забирал людей в Элизиум — загробную обитель душ блаженных.

Бунт Прометея

Настал момент, когда Зевсу надоело общество людей, он задумал определить человечеству место в существующем миропорядке, где царь на вершине, остальные боги ступенькой ниже, а люди ниже всех.


Зевс организовал пир и пригласил всех богов и людей, приказав принести в жертву быка, поделив тушу пополам. Хорошая половина должна достаться богам, худшая — людям. Все божества согласились с царем, не согласен лишь Прометей, ему не по нраву подобные правила, он возмущен, что люди лишаются всех благ, но именно Прометей получил поручение поделить жертвенного быка и титан принял решение дерзко обмануть царя богов.

Прометей разделил тушу быка следующим образом: на одну чашу положил лишь кости, но обильно покрыл их жиром, что придало очень привлекательный вид. Съедобную половину Прометей покрыл осколками костей и потрохами, что сделало её очень неприглядной и представил на выбор Зевсу.

Выбор громовержца пал на привлекательную часть, которая на самом деле являлась костями, покрытыми жиром. Вскрыв обман Прометея, Зевс пришел в ярость. И пусть царя богов обманул хитрый титан, платить будут его подопечные — люди.

Сперва Зевс забрал у человечества хлеб. Отныне, чтобы выжить, людям придется трудиться. Затем он забрал свой главный подарок — огонь, теперь нельзя было защититься от зверей или осветить свой путь во тьме.

Генрих Фридрих Фюгер «Прометей несёт людям огонь», 1817 г.

Прометей бросился к Афине, дочери Зевса, попросил заступиться за людей, которых наказывают за то, чего они не совершали. Афина соглашается тайно пропустить его на Олимп. Он взял угли из священного огня, спрятал в полом стебле фенхеля и выкрал.

Создание первой женщины

Прометей бросил вызов царю богов и будет наказан. Зевс опять обратился к Гефесту, который создал мужчин и повелел сделать женщину, которая должна выглядеть как богиня. Пусть она будет великолепна, обладать красотой и всеми возможными внешними достоинствами.


Афродита одарила её красотой и женственностью, Афина подарила прекрасные одежды, Горы — богини времен года, увенчали её голову цветами, Грации обвили шею ожерельями. Гермес по приказанию Зевса наделил её умом, лживым властным характером, сексуальным желанием, которое невозможно удовлетворить, а самое главное — любопытством. Этому созданию дали имя Пандора, что означало «подарок богов».

Прекрасное существо готово и Зевс вдохнул в неё жизнь. Так появилась Пандора — самая первая женщина на Земле, прародительница всех женщин. Пандора — это огонь, посланный людям взамен того, что царь богов отнял, который согревает, но в то же время обжигает. Создание Пандоры — наказание человечеству за похищение олимпийского огня Прометеем.


Теперь необходимо было свести Пандору с мужчиной, но не со всяким мужчиной, а с тем, кто сначала делает, а потом думает — с Эпиметеем. К нему пришел Гермес и принес прекрасный подарок — Пандору. Эпиметея охватили сомнения, потому что брат предупредил, не брать от Зевса никаких даров, ведь Прометей всё знает, он может предвидеть события, но красота Пандоры ослепляет Эпиметея и он принимает её.

Зевс подарил Пандоре шкатулку. Боги наполнили её всеми бедами мироздания: болью, смертью, недугами, катастрофами, войнами… Зевс предупредил Пандору, никогда не заглядывать в шкатулку — идеальное решение для разжигания женского любопытства.


В первую же ночь Пандора не удержалась перед искушением узнать, что находится внутри шкатулки. Она приподняла крышку, в тот же миг на Землю вырвались все беды, которые будут терзать людской род до конца времен. Добро и зло отныне станут неотъемлемыми составляющими нового мира.

Наказание Прометея

Прометей несколько раз обманул Зевса. Пандора — вот ответ царя богов на обман. За её безупречной красотой, скрыты ужасные беды. Отныне человечество будет продолжать своё существование через оплодотворение женщины.


Зевс покарал человечество, настал момент наказать их защитника. Он повелел приковать Прометея на вершине Кавказских гор. Каждый день орел будет прилетать и клевать печень Прометея, каждое утро она будет отрастать вновь, потому что титан бессмертен. Но Прометей не просил пощады, он хранил тайну, от которой зависело будущее Зевса. Если царь богов хочет узнать её, придется дать титану свободу. Так прошла тысяча лет.


Наконец Зевс уступил терпению Прометея и отправил Геракла на помощь. Освобожденный титан сдержал обещание и рассказал, если Зевс возьмет в жёны морскую нимфу Фетиду, она родит ему сына, который свергнет отца. Громовержец сразу положил конец этому любовную приключению и приказал Фетиде соединиться со смертным, от которого она в будущем родит великого героя Ахиллеса.

Вот такой древние греки видели источник происхождения женской природы и воспитывали на этих историях своих сыновей. Молодые (и не очень) люди нового времени воспитаны в большинстве своём мамами и сопливыми голливудскими мелодрамами, которые очень далеки от реальности.

Древние считали женщину источником всех проблем человечества, в современном мире женский образ наоборот превозносится до уровня невинного непогрешимого беззащитного ангела. Правда наверняка где-то посередине, но, если ты до сих пор витаешь в облаках, советую прислушаться к опыту далёких предков, иначе наследница Пандоры приоткроет свою шкатулку специально для тебя. Удачи.

Страница 1 из 2

Сотни лет эту историю рассказывали греческим юношам и девушкам старики - пастухи и земледельцы. А на пышных пирах и празднествах пели это сказание странствующие певцы и сказители. Было время, рассказывали они, когда люди жили, подобно диким зверям: не знали огня, не умели строить дома, пахать землю, мучились и умирали от болезней, не умея лечить их. Всю жизнь они проводили в страхе. Но больше всего боялись своих богов.

А бессмертные боги во главе со своим царем Зевсом пировали на горе Олимп.

Так бы и жили вечно люди в темноте, нищете и горе, если бы не могучий титан по имени Прометей. Он был не только силен, но умен и хитер, когда-то он помог самому Зевсу стать царем богов. Прометею стало жалко людей, и он задумался, как бы им помочь.

В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей.

Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать.

Прометей смирил для смертных дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку.

Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю.

Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, беззащитны были против них люди, но Прометей открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни, Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее.

Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец. Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа.

И Зевс решил жестоко наказать Прометея. Он позвал к себе двух могучих богов - Власть и Силу. "Схватите Прометея, - приказал он им, - отведите его на Кавказ, и пригвоздите там к скале на вечные времена.Пусть узнает как восставать против меня!"

"А ты, Гефест, - сказал он богу-кузнецу, - тоже будешь наказан за то, что не уберег огонь. Ты пойдешь с ними и поможешь приковать своего друга Прометея. Не вздумай ослушаться, не то и тебя постигнет та же участь."

Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом - никакой растительности, не видно ни единой травки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет, ударяясь своими валами о подножие скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины кавказских гор, подернутые легкой дымкой. Постепенно заволакивают даль грозные тучи, скрывая горные вершины. Все выше и выше поднимаются по небу тучи и закрывают солнце. Еще мрачнее становится все кругом. Безотрадная, суровая местность. Никогда еще не ступала здесь нога человека.

Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Неодолимые слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Прометея. Громадные тела их словно высечены из гранита. Не знают сердца их жалости, в их глазах никогда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые стоят вокруг. Печальный, низко склонив голову, идет за ними бог Гефест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предстоит ему. Он должен своими руками приковать друга своего Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет он ослушаться своего отца, громовержца Зевса. Он знает, как неумолимо карает Зевс неповиновение. Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют Гефеста еще сильнее страдать за друга. Неохотно берется он за свой громадный молот, только необходимость заставляет его повиноваться. Но торопит его Сила:
- Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими ударами молота Прометея к скале. Напрасна твоя скорбь о нем, ведь ты скорбишь о враге Зевса.
Сила грозит гневом Зевса Гефесту, если он не прикует Прометея так, чтобы ничто не могло освободить его.

Гефест приковывает к скале несокрушимыми цепями руки и ноги Прометея. Как ненавидит он теперь свое искусство - благодаря ему он должен приковать друга на долгие муки. Неумолимые служители Зевса все время следят за его работой.
- Сильней бей молотом! Крепче стягивай оковы! Не смей их ослаблять! Хитер Прометей, искусно умеет он находить выход и из неодолимых препятствий, - говорит Сила. - Крепче прикуй его, пусть здесь узнает он, каково обманывать Зевса.
- О, как подходят жестокие слова ко всему твоему суровому облику! - восклицает Гефест, принимаясь за работу.
Скала содрогается от тяжких ударов молота и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Прикован, наконец, Прометей. Но это еще не все, нужно еще прибить его к скале, пронзив ему грудь стальным, несокрушимым острием. Медлит Гефест.

О, Прометей! - восклицает он. - Как скорблю я, видя твои муки!
- Опять ты медлишь! - гневно говорит Гефесту Сила. - Ты все скорбишь о враге Зевса! Смотри, как бы не пришлось тебе скорбеть о самом себе!
Наконец все окончено. Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило стальное острие. Издеваясь над Прометеем, говорит ему Сила:
- Ну вот, здесь ты можешь быть сколько хочешь надменным; будь горд по-прежнему! Давай теперь смертным дары богов, похищенные тобой! Посмотрим, в силах ли будут помочь тебе твои смертные. Придется тебе самому подумать о том, как освободиться из этих оков.

Но Прометей хранит гордое молчание. За все время, пока приковывал его Гефест к скале, он не проронил ни единого слова, даже тихий стон не вырвался у него, - ничем не выдал он своих страданий.
Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и печальный Гефест. Один остался Прометей; слушать его могли теперь лишь море да мрачные тучи. Только теперь тяжкий стон вырвался из пронзенной груди могучего титана, только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою. Громко воскликнул Прометей. Невыразимым страданием и скорбью звучали его сетования:
- О, божественный эфир и вы, быстронесущиеся ветры, о, источники рек и несмолкающий рокот морских волн, о, земля, всеобщая праматерь, о, всевидящее солнце, обегающее весь круг земли, - всех вас зову я в свидетели! Смотрите, что терплю я! Вы видите, какой позор должен нести я неисчислимые годы! О, горе, горе! Стонать я буду от мук и теперь, и много, много веков! Как найти мне конец моим страданиям? Но что же говорю я! Ведь я же знал все, что будет. Муки эти не постигли меня нежданно. Я знал, что неизбежны веления грозного рока. Я должен нести эти муки! За что же? За то, что я дал великие дары смертным, за это я должен страдать так невыносимо, и не избежать мне этих мук. О, горе, горе!