Купол церкви — виды, формы, значение цвета и количества. А знаете ли Вы, что означает цвет и форма куполов у православных храмов

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме - купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии - храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты… » Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма - символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы - символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом

Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм

тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Символика русских храмов

Русский храм – сложное и гармоничное явление и помимо непосредственных функций культовой архитектуры заключает в себе разные символы, образы и понятия, ценные для православного россиянина.

Храм – «Дом Божий», «проход» на небеса», образ неба на земле

Храм – Человек или группа единомышленников



Храм – Человек/ группа единомышленников


Храм – корабль, ковчег, спасательный плот.


Сформировать представления о своеобразии русской средневековой архитектуры; познакомить с памятниками русской архитектуры и символическим значением отдельных архитектурных форм; развитие образного мышления.

Рассмотреть и зарисовать схематично шесть особенностей средневековой русской архитектуры:

Шесть особенностей средневековой русской архитектуры

Особенность.

Храмовое многоглавие. Символическое значение верхов


Купола храмов для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него, в храмах встречаются синие , зелёные и даже чёрные купола.

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трёх даров, принесённых волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящён Богородице. Голубой или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Купола зелёного цвета венчают храмы, посвящённые Святой Троице, потому что зелёный в православной традиции - цвет Святого Духа. Также зелёные купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвящённые святому, могут быть ещё серого либо серебряного цвета.

Чёрные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Значение количества куполов на храме.

1 купол символизирует Единого Бога, 3 - Святую Троицу.

5 куполов обозначают Спасителя и четырёх евангелистов.

7 куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

9 куполов символизируют девять ангельских чинов.

13 – Спаситель и 12 апостолов.

33 купола (бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чём говорит цвет храма? Цвет храма часто даёт ответ на вопрос, какому празднику или какому святому посвящена та или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящён в честь Преображения или Вознесения Господня. Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящён мученику (мученикам).

Если цвет церкви зелёный, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если жёлтый, то строилась в честь святителя.

Значение церкви в жизни людей

Каждый народ имеет свою особенную веру, но в целом все люди делятся на две категории: на тех, кто верит в Бога, и тех, кто не признает его существования. Первая группа всегда имела возможность посетить религиозное сооружение - церковь. Там, в священном храме, человек обретал покой и каялся в тяжких грехах, он искал прощения и снисхождения, уюта и тепла в стенах здания и находил его. Каждое сооружение, как правило, имело купол, церкви он придает особенно торжественный вид. Он изготовлялся из самых лучших материалов, которые ярко блестели на солнце и привлекали внимание всех путников. Это замечательное творение архитекторов придало священному храму магический смысл и нотку волшебства. Так, каждый странствующий, уставший в дороге или заблудившийся мог посетить церковь и найти там помощь, тепло и Бога.

Как возник купол?

Купол церкви - это ее главная гордость. Название столь необычной конструкции происходит с итальянского cupola и представляет собой несущий элемент покрытия. Как правило, форма купола похожа на полусферу или параболу, эллипс. С помощью данного типа конструкции можно перекрыть огромные помещения. Купол помещают над круглыми и многоугольными зданиями.

История происхождения куполов

Сегодня каждый человек знает, что священный храм просто не может существовать без потрясающих куполов. Но мало кому известно, что придуманы и использованы они были в доисторический период, а именно в нурагах или памятниках Галлии. Кроме того, их можно было увидеть в этрусских погребальных склепах, пирамидах. Конечно же, ранее купол церкви, название которого на тот период не существовало, представлял собой совершенно иную конструкцию. Он был изготовлен из камней или кирпичной кладки. Конструкции могли нависать друг над другом и не передавали стенам горизонтальных усилий.

Только когда был изобретен бетон, строители научились делать правильные и качественные купола. Это произошло в период Римской архитектурной революции. Римляне строили прекрасные конструкции, которые перекрывали огромные пространства. При этом люди не использовали опоры. Было установлено, что самая древняя полусфера была сооружена в 128 году нашей эры.

Развитие куполостроения

В эпоху Возрождения настает период самого острого развития куполостроения. В пятнадцатом-шестнадцатом веках были сооружены такие полусферы в соборах Санта-Мария-дель-Фьоре и Святого Петра. Это были по-настоящему божественные конструкции, сделанные истинными профессионалами. Во времена барокко купол церкви считался самым большим элементом постройки.

Начиная с девятнадцатого столетия купола стали строить не только в священных храмах, но и в государственных учреждениях. В обычных домах также присутствовали конструкции данного типа, но это случалось крайне редко. В этот период стали необычайно популярны золотые купола церквей. Помимо благородного металла, использовались и другие материалы, например стекло и железобетон. В двадцатом веке применения полусфер стало популярнее в несколько раз. С этого периода купола возводились в спортивных учреждениях, зрелищных сооружениях и так далее.

Разновидность куполов

Многих интересует, каким должен быть купол церкви. Существует много видов конструкций, выбрать можно любой понравившийся (если это не противоречит религиозным убеждениям). Итак, выделяют следующие типы данного перекрытия: поясной, "луковица", овальный, парусный, "блюдце", полигональный, "зонтик". Первый из них считают самым древним и практически не используют в наше время. Овальный купол произошел от стиля барокко, он сооружается в виде яйца. Парусная конструкция позволяет мастерам изобразить арки, которые поддерживают "парус". Квадратный купол крепится в четырех углах и как будто продувается снизу. Разновидность конструкций в виде блюдца считается самой низкой. Она неглубокая, но в наши дни можно встретить множество зданий с данным видом купола. Полигональное сооружение основывается на многоугольнике. Что касается купола-"зонтика", то он разделяется на сегменты так называемыми "ребрами", которые расходятся от центра к основанию.

Купол-"луковица"

Самым распространенным видом считается "луковица". Он имеет выпуклую форму, которая плавно заостряется кверху. Такой вид купола является довольно распространенным во многих странах. Среди них можно выделить Индию, Россию, Турцию и Более того, купол-"луковица" чаще всего используется в православных священных храмах. Он имеет большой диаметр и устанавливается на "барабане". Часто высота конструкции превышает ее ширину.

Считается, что церкви, имеющие несколько куполов, имеют русское происхождение. Поэтому, осматривая такие сооружения, люди сразу ассоциируют их с Россией. Также отличительной особенностью славянских строителей является размер куполов. Они значительно меньше византийских, и, как правило, окрашиваются в яркий цвет. Чаще всего конструкции покрывают позолотой. На самом деле совершенно неважно, каков цвет купола церкви. Это решают служащие, но обычно их делают яркими, чтобы они выделялись среди других зданий, и их всегда можно было найти по сиянию.

Что означает купол в религии разных народов?

В религии каждого народа есть свои отличительные черты, но практически в каждой из них присутствует купол церкви. Значение его также различное. Например, необычайно важной считается конструкция для христианской и мусульманской архитектуры. Многие католические, православные и другие церкви, мечети и соборы оснащены потрясающими куполами. Некоторые вероучения придают конструкции символическое значение. Для православных - это знак небес, который ассоциируется с Богом, Небесным Царством и Ангелами.

Отметим также, что грандиозным строением считается поясной купол, который впервые был построен в 1250 году до нашей эры в Сокровищнице Атрея. Уже тогда греки наделяли конструкцию священным значением. Затем были сооружены монументальные купола в Италии. Как известно, именно благодаря итальянцам полусферы стали так быстро развиваться и обретать популярность. Кроме того, с их помощью они распространились по всему миру, поразив народы разных стран своей роскошью, торжественностью и уникальностью.

История

История куполов началась ещё в доисторические времена [уточнить ] , но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне , возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Виды куполов

Поясной купол

Поясной купол

Поясной купол отличается от «настоящего купола» тем, что он состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим и поддерживатеся консолью , в самом верху сходясь к центру. Примером такого купола является сокровищница Атрея .

Купол-луковица

Купол-луковица

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России , Турции , Индии и на Среднем Востоке . Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви . Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковками. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, барабан , на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившийся посторойки с таким типом купола относятся к 16-го веку, иллюстрации из старых хроник свидетельствуют, что они были использованы уже не позднее конца 13 века. Как и шатры , купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже. Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан . Известным инженером -архитектором , специализировавшимся на куполах православных церквей, был Сергей Николаевич Падюков (1922-1993), сконструировавший купола и участвоваший в постройке и реконструкции 44 церквей в США.

Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры , которая отличает Россию от других православных народов и христианских конфессий . Во многих западных странах силуэт церкви с такими куполами часто ассоциируется с Россией в целом. Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с 13-ю куполами (989 г.) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполоми в Киеве (989-996 гг.). Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, 13 куполов символизируют Христа с 12 апостолами , а 25 куполов - еще и с 12 пророками Ветхого Завета . В сравнении с византийскими (парусными) куполами, купола русских церквей обычно меньшего размера и часто покрываются позолотой или ярко окрашиваются.

Овальный купол

Овальный купол

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Само название происходит от латинского слова ovum , означающего яйцо . Чаще всего овальные купола связывают с именами архитекторов Бернини и Борромини , однако первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант"Андреа-ин-Виа-Фламина (называемой также Сант’Андреа-дель-Виньола). Строительство было заказано папой Юлием III в 1552 году и окончено в следующем году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Полигональный купол

Полигональный купол

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции , возведённый Филиппо Брунеллески .

Парусный купол

Парусный купол

Также называемые византийскими куполами , парусные купола представляют из себя парус , основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырёх углах и поддуваемый снизу.

Купол-блюдце

Большой купол-блюдце

Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное - сектор окружности (то есть её часть). Купола-блюдца ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют такую форму.

Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке , и остаются популярными по сей день. Зачастую они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается не виден снаружи, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто, такие купола украшают орнаментами или фресками .

Такие купола иногда использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей . Большинство мечетей Индии , Пакистана , Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.

Купол-зонтик

Купол-зонтик

Купола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Центральный купол Софийского собора построен по такой схеме, что позволило архитектору расположить витражи между рёбрами на основании купола. Главный купол собора Святого Петра также имеет такую форму.

Известные купольные конструкции

Самое крупное в мире купольное перекрытие - над стадионом в Оите (Япония). Его пролет 274 метра, оно покрывает 43 000 зрительских мест.

Купол в религии

Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами.

Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.

В искусстве

  • песня «Купола Российские» В. Высоцкого 1979 года (известна также в исполнении Г. Лепса )
  • песня «Купола» М. Круга
  • Купола церквей - популярный мотив наколок в тюремной символике .

См. также

Ссылки

Примечания

купол церкви

Альтернативные описания

Купола в виде конуса, шлема

Наружная часть купола церкви

Наружное декоративное завершение храма

Несуществующая часть угла, в которую «ставят» некоторые проблемы

Раздел книги или статьи, которым журналисты «обзывают» президента

Руководитель, начальник, старший по положению

Сугубо русский директор

Купол в виде конуса, шлема, луковицы

Раздел книги, которым в семье прикидывается муж

Пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева «... семьи»

Раздел книги, статьи

Предводитель, вождь

Часть повести

Часть романа

Начальник семьи

Раздел книги

Прозвище президента

Шеф, патрон, босс

Раздел книги или муж в доме

Поэтическое название головы

. «шефский» раздел книги

Церковный купол в виде луковицы

. «вождь» администрации

Руководитель

Часть романа или повести

Царь, президент

Раздел статьи

Раздел романа

Раздел повести

Маковка под крестом

Начальник

Мех вместо воротника

Руководитель

Раздел книги

Часть повести

Наружная часть купола церкви

Раздел книги, статьи

Купол церкви, наружное декоративное завершение

. "Вождь" администрации

. "Шефский" раздел книги

Ж. голова, как часть тела; башка, мозговница; в этом знач. глава и голова одно и то же, хотя первое выражение церковное; в других знач. есть различие. Глава церкви, колокольни, здания: обвершка полушаром, репкой, сахарной головой, бутылью или иначе, отдельно от остальной кровли. -главый, после счету: трех-, пяти-, означает число глав здания, голов сказочного животного и пр. Пятиглавая церковь. Стоглавый змей. Семиглавая книга. Глава общества, начальник, предводитель; глава дома, большак; градской глава, городской голова. Глава делу, начало, основание, корень. Глава в книге, в сочинении: отдел, отделение, раздел. Муж в дому, что глава на церкви: жена в дому, что труба на бане. Главарь м. влад. глава, голова, в знач. начальника. Главизна ж. глава, в знач. начала, причины; также в знач. отдела, раздела книги; головизна, башка большой, особенно красной рыбы. Главка, главица умалит. головка, маковка, макушка, верх, вершинка, набалдашник. Главня ж. церк. головня. Главный, главной, головной, до головы (члена) относящийся. Главный, важнейший, существенный, начальный, основной; первенствующий, начальствующий, властвующий, высший, верховный; преимущественный по силе, по богатству, значению, влиянию, пространству, обширности и пр. Главный надзор поручен главному начальнику. Главное в этом деле то и то. От главного хребта идут отроги. Главный город, важнейший области, государстве. Главный штаб, соединение лиц, заведывающих частями, ведомствами военного управления, под главным начальством высшего начальника. Главная квартира, воен. местопребывание лиц этих и главнокомандуюшего. Главные сечения корабля, продольный разрез (или диаметральная плоскость), поперечный разрез (площадь миделя), и разрез по воде (площадь грузовой ватерлинии). Главенство, старшинство, по чину, сану, власти, право начальствования. Иерархическое главенство папы по римской церкви. Главник м. главнушка ж. большак и большуха, старшой, набольший. Главнокомандующий, начальник армии, главный начальник войск. Главнокачальствующий, главноуправляющий,главный начальник какой либо части или ведомства. Главотяжь ж. церк. головная повязка ветхозаветников, евреев

Несуществующая часть угла, в которую "ставят" некоторые проблемы

Пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева "... семьи"

Раздел книги или статьи, которым журналисты "обзывают" президента