Красноперов сергей леонидович. Алексей Петрович Маресьев

Сергей Леонидович Краснопёров (23 июля 1923 года - 24 июня 1944 года) - участник Великой Отечественной войны, командир звена 502-го штурмового авиационного полка 214-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, старший лейтенант. Герой Советского Союза (1944).

Сергей Леонидович Красноперов родился 23 июля 1923 г. в деревне Михайловка Чернушинского района Пермской области в крестьянской семье. Русский.

Окончив семилетнюю школу, работал счетоводом, осенью 1938 г. поступил в Сарапульский кооперативный техникум, параллельно учился в аэроклубе. В 1940 году после окончания техникума поступил в Балашовскую военную авиационную школу, которую закончил в ноябре 1942 г. по специальности летчик-штурмовик.

На фронте – с ноября 1942 г. в составе 765-го штурмового авиационного полка. Боевое крещение получил во время Сталинградской битвы, за участие в которой награжден орденом Красной Звезды.

С января 1943 г. он – на Закавказском фронте. 14 марта 1943 г. С. Л. Красноперов совершает один за другим два вылета на штурмовку порта Темрюк. Ведя шестерку «илов», он поджег у причала порта катер. Во время второго вылета вражеский снаряд угодил в мотор самолета Красноперова. Спасти самолет не удалось, он пошел на посадку прямо в болото, но сам летчик успел выскочить из него. По проселочным дорогам несколько дней добирался до своих.

К августу 1943 г. совершил 74 боевых вылета на штурмовку живой силы и боевой техники противника. Как одному из лучших, ему 20 раз доверялось водить на штурмовку группы «Илов», и всегда он выполнял боевое задание. Им лично уничтожено 6 танков, 70 автомашин, 35 повозок с грузом, 10 орудий, 3 миномета, 5 точек зенитной артиллерии, 7 пулеметов, 3 тягача, 5 дзотов, склад с боеприпасами, потоплены катер, самоходная баржа, уничтожены две переправы через Кубань.

В октябре 1943 г. лейтенант С. Л. Красноперов командируется на учебу в Высшую офицерскую школу ВВС, оканчивает ее в мае 1944-го.

После окончания Высшей офицерской школы ВВС получает назначение в 874-й штурмовой авиационный полк на 1-й Белорусский фронт.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Сергею Леонидовичу Красноперову присвоено звание Героя Советского Союза.

Награды
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (04.02.1944, № 3250).
  • Орден Ленина (04.02.1944).
  • Орден Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 2 степени.
  • Орден Красной Звезды.

24 июня 1944 г. в ходе операции «Багратион» после успешно выполненного задания самолет, пилотируемый экипажем в составе командира старшего лейтенанта С. Л. Красноперова и стрелка инженер-капитана Бевзюкова, был подбит, загорелся и упал в болото. Оба члена экипажа погибли.

Похоронен Сергей Леонидович в деревне Чернин Светлогорского района Гомельской области.

Мужество и героизм летчика-штурмовика, командира звена С. Л. Красноперова отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды.

Памятник С. Л. Красноперову установлен в городе Чернушка на ул. Ленина перед клубом «Энтузиаст». Бюст С. Л. Красноперова установлен на Аллее Славы в городе Чернушка. В городе Сарапуле именем С. Л. Красноперова названа улица. На здании, где размещался Сарапульский кооперативный техникум, установлена мемориальная доска. В городе Светлогорск Гомельской области Республики Беларусь именем С. Л. Красноперова названа улица. Имя С. Красноперова увековечено на Мемориальной стеле Героям Советского Союза у Вечного огня в городе Ижевске.

Сергей Леонидович Краснопёров

Дата рождения 23 июля
Место рождения д. Покровка Чернушинского района Пермского края
Дата смерти 24 июня (20 лет)
Место смерти Светлогорский район Гомельской области ,
Белорусская ССР
Принадлежность СССР
Род войск Военно-воздушные силы
Годы службы -
Звание
Часть 502-й штурмовой авиационный полк
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Биография

Командир полка подполковник Смирнов о младшем лейтенанте С. Л. Краснопёрове писал :

«Такие героические подвиги тов. Краснопёрова повторяются в каждом боевом вылете. Лётчики его звена стали мастерами штурмового дела. Звено сплочено и занимает ведущее место. Самые трудные и ответственные задания командование всегда поручает ему. Своими героическими подвигами он создал себе боевую славу, пользуется заслуженным боевым авторитетом среди личного состава полка».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Краснопёрову Сергею Леонидовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3250).

После окончания Высшей офицерской школы ВВС получает назначение в 874-й штурмовой авиационный полк на 1-й Белорусский фронт .

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (04.02.1944, № 3250).
  • Орден Ленина (04.02.1944).

Память

  • Памятник С. Л. Краснопёрову открыт 10 июня 1984 года в городе Чернушка на ул. Ленина перед клубом «Энтузиаст». (Автор памятника - пермский скульптор А. А. Уральский).
  • Бюст С. Л. Краснопёрова в числе 12 Героев Советского Союза и 2 полных кавалеров ордена Славы , жителей Чернушинского района , установлен на Аллее Славы, открытой 9 мая 2010 года в городе Чернушка .
  • В городе Сарапул
  • На здании, где размещался Сарапульский кооперативный техникум, установлена мемориальная доска.
  • В городе Светлогорск Гомельской области Республики Беларусь именем С. Л. Краснопёрова названа улица.

Примечания

Источники

  • 502-й штурмовой авиационный полк

    502-й штурмовой авиационный Таманский полк - воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.

    Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков

    51°32′18″ с. ш. 43°11′30″ в. д.

    Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков (Балашовское ВВАУЛ) - лётное училище в городе Балашов Саратовской области. На протяжении второй половины XX века являлось единственным профильным учебным заведением СССР (а затем России) в сфере подготовки лётчиков для транспортной авиации.

    Училище существовало с 1930, в 2002 реорганизовано в Балашовский учебный авиационный центр (785-й УАЦ) - 4 авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института).

    В советский и постсоветский периоды лётная подготовка курсантов училища велась в пяти учебных авиационных полках: в Балашове на транспортных самолётах Ан-26 (606-й учебный авиационный полк, существует поныне), в Ртищеве (666-й учебный авиационный полк, существует поныне) на самолётах Л-29 и Петровске (478-й учебный авиационный полк, расформирован в 1998 г.) на пассажирских самолётах Ан-24. Во времена распада СССР Ртищево и Петровск перевооружили на Л-410УВП-Э. Позднее лётное обучение проводилось в Ряжске и Мичуринске (644-й УАП, существует поныне) на учебных самолётах Л-39.

    Краснопёров

    Краснопёров - фамилия.

    Известные носители:

    Краснопёров, Алексей Фёдорович (1921-2006) - марийский русскоязычный писатель и журналист.

    Краснопёров, Егор Иванович (ум. в 1897) - русский земский статистик; в 1880-х заведовал пермским статистическим бюро;

    Краснопёров, Иван Маркович (1839-1920) - русский земский статистик.

    Краснопёров, Иван Мефодьевич (р. 1911) - гобоист, заслуженный артист Латвийской ССР (1956).

    Краснопёров, Михаил Платонович (1868-1921) - епископ Петропавловский, викарий Омской епархии Мефодий

    Краснопёров, Олег Владимирович (р. 1980) - украинский футболист

    Краснопёров, Сергей Леонидович (1923-1944) - Герой Советского Союза

    Список Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации (Удмуртия)

    Список Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, родившихся, проживавших или умерших в Удмуртии.

    Умершие в июне 1944 года

    Это список известных людей, соответствующих установленным критериям значимости (см. Википедия:Критерии значимости персоналий), умерших в июне 1944 года.

    Причина смерти указывается лишь в исключительных случаях (убийства, самоубийства, ДТП или несчастные случаи). В остальных случаях - не указывается.

    Чернушинский район

    Черну́шинский райо́н - административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в составе Пермского края России.

    Административный центр - город Чернушка, до 1930 года - село Рябки.

    Образован в феврале 1924 года как Рябковский район, но уже в следующем 1925 году был переименован в Чернушинский район.

    К 1 января 2020 года муниципальный район упраздняется, а все входившие в его состав городские и сельские поселения объединяются в единое муниципальное образование - Чернушинский городской округ.

    Район как административно-территориальная единица края сохраняет свой статус.

    Основу экономики района составляет нефтегазодобывающая отрасль, на долю которой приходится более 70 % в общем объёме производства. Также район обладает развитыми сельским хозяйством и транспортной инфраструктурой.

Сергей Леонидович Краснопёров (23 июля 1923 года - 24 июня 1944 года) - участник Великой Отечественной войны, командир звена 502-го штурмового авиационного полка 214-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, старший лейтенант. Герой Советского Союза (1944).

Биография

Родился 23 июля 1923 года в деревне Покровка ныне Чернушинского района Пермского края. В 1928 году его семья переезжает в деревню Михайловка Чернушинского района. Окончил неполную среднюю школу. В 1937 году поступил в Сарапульский кооперативный техникум, а с 1939 года параллельно занимается в Сарапульском аэроклубе.

В 1940 году после окончания техникума поступил в Балашовскую военную авиационную школу, которую заканчивает в ноябре 1942 года со специальностью лётчик-штурмовик.

На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1942 года в составе 765-го штурмового авиационного полка. Боевое крещение получил во время Сталинградской битвы, за участие в которой получил орден Красной Звезды.

С января 1943 года в составе 502-го штурмового авиационного полка.

Командир полка подполковник Смирнов о младшем лейтенанте С. Л. Краснопёрове писал:

«Такие героические подвиги тов. Краснопёрова повторяются в каждом боевом вылете. Лётчики его звена стали мастерами штурмового дела. Звено сплочено и занимает ведущее место. Самые трудные и ответственные задания командование всегда поручает ему. Своими героическими подвигами он создал себе боевую славу, пользуется заслуженным боевым авторитетом среди личного состава полка».

14 марта 1943 года С. Л. Краснопёров совершает один за другим два вылета на штурмовку порта Темрюк. Ведя шестерку «илов», он поджёг у причала порта катер. Во время второго вылета вражеский снаряд угодил в мотор самолёта Краснопёрова. Лётчик выключил зажигание, перекрыл бензин и попытался довести самолёт до линии фронта. Однако, когда через несколько минут стало ясно, что спасти самолёт не удастся, остался только один выход: идти на посадку. А под крылом - сплошное болото. Едва горящий самолёт коснулся фюзеляжем болотных кочек, и Краснопёров успел выскочить из самолета и чуть отбежать в сторону, прогрохотал взрыв… Через плавни, по просёлочным дорогам несколько дней добирался до своих.

23 марта 1943 года двумя вылетами С. Л. Краснопёров уничтожил автоколонну в районе станции Крымской. Была уничтожена одна автомашина и создано два очага пожара.

4 апреля 1943 года С. Л. Краснопёров штурмовал живую силу и огневые средства в районе высоты 204,3. В следующем вылете штурмовал артиллерию и огневые точки в районе станции Крымская. При этом уничтожил два танка, одно орудие и миномёт.

К августу 1943 года совершил 74 боевых вылета на штурмовку живой силы и боевой техники противника. Как одному из лучших, ему 20 раз доверялось водить на штурмовку группы «илов», и всегда он выполнял боевое задание. Им лично уничтожено 6 танков, 70 автомашин, 35 повозок с грузом, 10 орудий, 3 миномёта, 5 точек зенитной артиллерии, 7 пулемётов, 3 тягача, 5 дзотов, склад с боеприпасами, потоплены катер, самоходная баржа, уничтожены две переправы через Кубань.

В октябре 1943 года лейтенант С. Л. Краснопёров командируется на учёбу в Высшую офицерскую школу ВВС, оканчивает её в мае 1944 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Краснопёрову Сергею Леонидовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3250).

После окончания Высшей офицерской школы ВВС получает назначение в 874-й штурмовой авиационный полк на 1-й Белорусский фронт.

Здесь 24 июня 1944 года в ходе операции «Багратион» после успешно выполненного задания самолёт, пилотируемый экипажем в составе командира старшего лейтенанта С. Л. Краснопёрова и стрелка инженер-капитана Бевзюкова, был подбит, загорелся и упал в болото. Оба члена экипажа погибли.

Похоронен в братской могиле в центре деревни Чернин.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (04.02.1944, № 3250).
  • Орден Ленина (04.02.1944).
  • Орден Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 2 степени.
  • Орден Красной Звезды.

Память

  • Памятник С. Л. Краснопёрову открыт 10 июня 1984 года в городе Чернушка на ул. Ленина перед клубом «Энтузиаст». (Автор памятника - пермский скульптор А. А. Уральский).
  • Бюст С. Л. Краснопёрова в числе 12 Героев Советского Союза и 2 полных кавалеров ордена Славы, жителей Чернушинского района, установлен на Аллее Славы, открытой 9 мая 2010 года в городе Чернушка.
  • В городе Сарапул именем С. Л. Краснопёрова названа улица.
  • На здании, где размещался Сарапульский кооперативный техникум, установлена мемориальная доска.
  • В городе Светлогорск Гомельской области Республики Беларусь именем С. Л. Краснопёрова названа улица.

Виктор Васильевич Талалихин

Родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой . За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

В Великую Отечественную должность Талалихина – заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиаполка, который входил в состав 6-го истребительного авиакорпуса, прикрывавшего небо Москвы. Поздним вечером 6 августа 1941 г. Талалихин на истребителе И-16 вылетел для отражения очередного налета вражеской авиации на столицу. На высоте около пяти километров над деревнями Добрыниха и Щеглятьево летчик заметил германский бомбардировщик «Хейнкель-111». Виктор немедленно пошел на сближение с врагом и, поймав «немца» в прицел, открыл огонь. «Хейнкель» Дважды умело увернулся от пулеметных очередей советского «ястребка». Наконец Талалихину удалось поразить правый двигатель бомбардировщика, но тот, постепенно снижаясь и ведя ответный огонь, продолжал упрямо двигаться к Москве...

Пулей Талалихина ранило в руку. И патроны, как на грех, кончились. «Надо таранить», – понял летчик и, резко увеличив скорость – будь что будет! – бросил своего «ишачка» на хвост «Хейнкеля»... Ночной таран (на часах было 23.28) оказался успешным. Вражеский бомбардировщик беспомощно закувыркался вниз.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за ночной таран вражеского бомбардировщика. Надо заметить, что Талалихин не был первым летчиком, применившим ночной таран. Еще 25 октября 1937 г. в небе Испании советский старший лейтенант Евгений Степанов на своем И-15 успешно таранил бомбардировщик «Савойя-Маркетти-79». Но в русском небе первый ночной таран совершил именно Талалихин.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. 27 октября Виктор Талалихин отправился во главе звена из шести истребителей на прикрытие наземных войск в район Подольска. Над деревней Каменка звено было атаковано шестеркой «Мессершмитов-109». Талалихин принял бой и сбил один вражеский самолет. На него тут же «насели» сразу три «мессера». В неравном бою Виктору удалось зажечь еще одного противника. Но тут рядом с его самолетом разорвался снаряд...

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.

Именем Талалихина были названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В Подольске установлен памятник, в Москве – бюст Героя.

Иван Никитович Кожедуб

(1920– 1991), маршал авиации (1985), Герой Советского Союза (1944 – дважды; 1945). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, заместитель командира полка, провёл 120 воздушных боёв; сбил 62 самолёта.

Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель Ме-262 ) из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки Ла. Один из самых памятных боев Кожедуб провел 19 февраля 1945 г. (иногда указывается дата 24 февраля).

В этот день он вылетел на свободную охоту в паре с Дмитрием Титаренко. На траверсе Одера летчики заметили самолет, быстро приближавшийся со стороны Франкфупта-на-Одере. Самолет шел вдоль русла реки на высоте 3500 м со скоростью, гораздо большей, чем могли развить Ла-7. Это был Ме-262. Кожедуб мгновенно принял решение. Летчик Ме-262 понадеялся на скоростные качества своей машины и не контролировал воздушное пространство в задней полусфере и внизу. Кожедуб атаковал снизу на встречно-перескающемся курсе, надеясь поразить реактивный самолет в брюхо. Однако раньше Кожедуба огонь открыл Титаренко. К немалому удивлению Кожедуба преждевременная стрельба ведомого пошла на пользу.

Немец развернулся влево, навстречу Кожедубу, последнему оставалось лишь поймать мессершмитт в прицел и нажать на гашетку. Ме-262 превратился в огненный шар. В кабине Ме 262 находился унтер-офицер Курт-Ланге из 1./КG(J)-54.

Вечером 17 апреля 1945 г. Кожедуб и Титаренко выполняли четвертый за день боевой вылет в район Берлина. Сразу же после пересечения севернее Берлина линии фронта охотники обнаружили большую группу FW-190 с подвешенными бомбами. Кожедуб начал набирать высоту для атаки и доложил на командный пункт об установлении контакта с группой из сорока фокке-вульвоф с подвешенными бомбами. Немецкие летчики ясно видели, как пара советских истребителей ушла в облака и не предполагали, что они появятся вновь. Тем не менее, охотники появились.

Сзади с верху Кожедуб в первой атаке сбил ведущего замыкающей группу четверки фоккеров. Охотники стремились создать у противника впечатление от наличия в воздухе значительного количества советских истребителей. Кожедуб бросил свой Ла-7 прямо в гущу самолетов противника, доворачивая Лавочкин влево и вправо, ас вел короткими очередями огонь из пушек. Немцы поддались на уловку – фокке-вульфы стали освобождать от бомб, мешающих вести воздушный бой. Однако, пилоты люфтваффе скоро установили наличие в воздухе всего лишь двух Ла-7 и, пользуясь численным преимуществом, взяли гвардейцев в оборот. Одному FW-190 удалось зайти в хвост истребителю Кожедуба, однако Титаренко открыл огонь раньше немецкого летчика - фокке-вульф взорвался в воздухе.

К этому время подоспела помощь – группа Ла-7 из 176-го полка, Титаренко и Кожедуб смогли выйти из боя на последних остатках топлива. На обратном пути Кожедуб увидел одиночный FW-190, пытавшийся все-таки сбросить бомбы на советские войска. Ас спикировал и сбил вражеский самолет. Это был последний, 62-й, сбитый лучшим летчиком-истребителем союзников немецкий самолет.

Иван Никитович Кожедуб отличился также в битве на Курской дуге.

В общий счет Кожедуба не включены, по меньшей мере, два самолета - американские истребители Р-51 «Мустанг». В одном из боев в апреле Кожедуб огнем пушек пытался отогнать немецкие истребители от американской «Летающий Крепости». Истребители эскорта ВВС США ошибочно поняли намерения пилота Ла-7 и открыли заградительный огонь с большой дистанции. Кожедуб, видимо, также принял «Мустанги» за мессеров, ушел из-под огня переворотом и, в свою очередь, атаковал «противника».

Один «Мустанг» он повредил (самолет, дымя, вышел из боя и, немного пролетев, упал, летчик выпрыгнул с парашютом), второй Р-51 взорвался в воздухе. Только после результативной атаки Кожедуб заметил белые звезды ВВС США на крыльях и фюзеляжах сбитых им самолетов. После приземления командир полка полковник Чупиков посоветовал Кожедубу помалкивать об инциденте и отдал ему проявленную пленку фотокинопулемета. О существовании пленки с кадрами горящих «Мустангов» стало известно только после смерти легендарного летчика.

Алексей Петрович Маресьев

Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде. Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

В июле 1946 года Маресьев с почётом уволен из состава ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил звание кандидата исторических наук. В том же году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

Полковник в отставке А.П. Маресьев награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почёта, "За заслуги перед Отечеством" 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги "На Курской дуге" (М., 1960).

Ещё во время войны вышла книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", прототипом главного героя которой стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии). В 1948 году по книге на Мосфильме режиссёром Александром Столпером снят одноимённый кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался и эту роль исполнил профессиональный актёр Павел Кадочников.

Скоропостижно скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.

Красноперов Сергей Леонидович

Красноперов Сергей Леонидович родился 23 июля 1923 года в деревне Покровка Чернушинского района. В мае 1941 года добровольцем ушел в ряды Советской Армии. Год учился в Балашовской авиашколе пилотов. В ноябре 1942 года пилот-штурмовик Сергей Красноперов прибыл в 765-й штурмовой авиаполк, а в январе 1943 года его назначили заместителем командира эскадрильи 502-го штурмового авиаполка 214-й штурмовой авиадивизии Северо-Кавказского фронта. В этом полку в июне 1943 года он вступил в ряды партии. За боевые отличия награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени.

Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. Погиб в бою 24 июня 1944 года. "14 марта 1943 года. Летчик-штурмовик Сергей Красноперов совершает один за другим два вылета на штурмовку порта Темркж. Ведя шестерку "илов", он поджег у причала порта катер. Во второй вылет вражеский снаряд угодил в мотор. Яркое пламя на мгновение, как показалось Красноперову, затмило солнце и сразу же исчезло в густом черном дыму. Красноперов выключил зажигание, перекрыл бензин и попытался вести самолет к линии фронта. Однако через несколько минут стало ясно, что спасти самолет не удастся. А под крылом - сплошное болото. Выход один: идти на посадку. Едва горящая машина коснулась фюзеляжем болотных кочек, едва успел летчик выскочить из нее и чуть отбежать в сторону, прогрохотал взрыв.

Через несколько дней Красноперов снова в воздухе, и в журнале боевых действий командира звена 502-го штурмового авиационного полка младшего лейтенанта Красноперова Сергея Леонидовича появилась краткая запись: "23.03.43". Двумя вылетами уничтожил автоколонну в районе ст. Крымской. Уничтожил автомашин – 1, создано очагов пожара – 2". 4 апреля Красноперов штурмовал живую силу и огневые средства в районе высоты 204,3 метра. В следующем вылете штурмовал артиллерию и огневые точки в районе станции Крымская. При этом уничтожил два танка, одно орудие и миномет.

Однажды младший лейтенант получил задание на свободный полет в паре. Он был ведущим. Скрытно, на бреющем полете пара "илов" проникла глубоко в тыл противника. Заметили на дороге автомашины – атаковали их. Обнаружили скопление войск - и внезапно обрушили на головы гитлеровцев губительный огонь. С самоходной баржи немцы выгружали боеприпасы и вооружение. Боевой заход – баржа взлетела на воздух. Командир полка подполковник Смирнов писал о Сергее Красноперове: "Такие героические подвиги товарища Красноперова повторяются в каждом боевом вылете. Летчики его звена стали мастерами штурмового дела. Звено сплочено и занимает ведущее место. Самые трудные и ответственные задания командование всегда поручает ему. Своими героическими подвигами он создал себе боевую славу, пользуется заслуженным боевым авторитетом среди личного состава полка". И в самом деле. Сергею минуло всего 19 лет, а за подвиги он уже был награжден орденом Красной Звезды. Ему минуло лишь 20, а его грудь украсила Золотая Звезда Героя.

Семьдесят четыре боевых вылета совершил Сергей Красноперов в дни боев на Таманском полуострове. Как одному из лучших, ему 20 раз доверялось водить на штурмовку группы "илов", и всегда он выполнял боевое задание. Им лично уничтожено 6 танков, 70 автомашин, 35 повозок с грузом, 10 орудий, 3 миномета, 5 точек зенитной артиллерии, 7 пулеметов, 3 тягача, 5 дзотов, склад с боеприпасами, потоплены катер, самоходная баржа, уничтожены две переправы через Кубань.

Красноперов Сергей Леонидович родился 23 июля 1923 года в деревне Покровка Чернушинского района. В мае 1941 года добровольцем ушел в ряды Советской Армии. Год учился в Балашовской авиашколе пилотов. В ноябре 1942 года пилот-штурмовик Сергей Красноперов прибыл в 765-й штурмовой авиаполк, а в январе 1943 года его назначили заместителем командира эскадрильи 502-го штурмового авиаполка 214-й штурмовой авиадивизии Северо-Кавказского фронта. В этом полку в июне 1943 года он вступил в ряды партии. За боевые отличия награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени.

Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. Погиб в бою 24 июня 1944 года. "14 марта 1943 года. Летчик-штурмовик Сергей Красноперов совершает один за другим два вылета на штурмовку порта Темркж. Ведя шестерку "илов", он поджег у причала порта катер. Во второй вылет вражеский снаряд угодил в мотор. Яркое пламя на мгновение, как показалось Красноперову, затмило солнце и сразу же исчезло в густом черном дыму. Красноперов выключил зажигание, перекрыл бензин и попытался вести самолет к линии фронта. Однако через несколько минут стало ясно, что спасти самолет не удастся. А под крылом - сплошное болото. Выход один: идти на посадку. Едва горящая машина коснулась фюзеляжем болотных кочек, едва успел летчик выскочить из нее и чуть отбежать в сторону, прогрохотал взрыв.

Через несколько дней Красноперов снова в воздухе, и в журнале боевых действий командира звена 502-го штурмового авиационного полка младшего лейтенанта Красноперова Сергея Леонидовича появилась краткая запись: "23.03.43". Двумя вылетами уничтожил автоколонну в районе ст. Крымской. Уничтожил автомашин – 1, создано очагов пожара – 2". 4 апреля Красноперов штурмовал живую силу и огневые средства в районе высоты 204,3 метра. В следующем вылете штурмовал артиллерию и огневые точки в районе станции Крымская. При этом уничтожил два танка, одно орудие и миномет.

Однажды младший лейтенант получил задание на свободный полет в паре. Он был ведущим. Скрытно, на бреющем полете пара "илов" проникла глубоко в тыл противника. Заметили на дороге автомашины – атаковали их. Обнаружили скопление войск - и внезапно обрушили на головы гитлеровцев губительный огонь. С самоходной баржи немцы выгружали боеприпасы и вооружение. Боевой заход – баржа взлетела на воздух. Командир полка подполковник Смирнов писал о Сергее Красноперове: "Такие героические подвиги товарища Красноперова повторяются в каждом боевом вылете. Летчики его звена стали мастерами штурмового дела. Звено сплочено и занимает ведущее место. Самые трудные и ответственные задания командование всегда поручает ему. Своими героическими подвигами он создал себе боевую славу, пользуется заслуженным боевым авторитетом среди личного состава полка". И в самом деле. Сергею минуло всего 19 лет, а за подвиги он уже был награжден орденом Красной Звезды. Ему минуло лишь 20, а его грудь украсила Золотая Звезда Героя.

Семьдесят четыре боевых вылета совершил Сергей Красноперов в дни боев на Таманском полуострове. Как одному из лучших, ему 20 раз доверялось водить на штурмовку группы "илов", и всегда он выполнял боевое задание. Им лично уничтожено 6 танков, 70 автомашин, 35 повозок с грузом, 10 орудий, 3 миномета, 5 точек зенитной артиллерии, 7 пулеметов, 3 тягача, 5 дзотов, склад с боеприпасами, потоплены катер, самоходная баржа, уничтожены две переправы через Кубань.