Карачун славянский бог изображение. Славянские боги

С наступающим новым Коло!

Карачун - Грозный и неумолимый Бог морозов.
(Ныне Дед Мороз).

Декабрь - месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался "волчий месяц". У скандинавских племен существовал миф о том, что глубоко в недрах земли, Светлыми Богами закован в цепи чудовищный волк Фенрир. Пока он находится в плену, миру ничего не угрожает, но на свободе носятся по всему белому свету его дети. Они питаются людскими грехами. Эти щенки могут вырасти до огромных размеров, и когда человеческое зло перейдет все границы, они обретут столько мощи, что смогут допрыгнуть до Солнца и разорвать его. Тогда спадут оковы с их отца волка Фенрира, и он, вырвавшись на поверхность, окончательно разрушит мироздание. И по преданиям, наступит "Рагнарек" или Сумерки богов (последняя битва).

В славянских мифах отношение к волку было двояким:

Во-первых, - всем известный из детских сказок Серый Волк, друг главного положительного героя, мудрый помощник и советчик. Некий старший брат, который помогает выполнить обряды, связанные с инициацией.

Во-вторых, - устойчивый образ "Одинокого волка", который в современном мире, мало знакомом с реальной жизнью этих сверх социальных животных, трансформировался в представление о неком самодостаточном супергерое, способном в одиночку противостоять всем своим врагам.

Люди, жившие в симбиозе с природой, волков почитали и боялись. Когда же человеческая деятельность нарушала экологическое равновесие, волки становились заклятыми врагами.
Известно, что волчья пора - глухая ночь. Существует даже такое латинское обозначение времени: - "Час между волком и собакой", то есть перед рассветом. Естественно, что декабрю, месяцу длинных ночей сопутствуют волки не только живые, но и мифические - волки бураны и стаи волков метелей. Именно они входили в свиту хозяина темноты, холода и смерти - .

Волчьей шкурой меня поскорее укрой,
Разожги ты огонь посредине поляны.
Слышишь, рвется из сердца мучительный вой,
Бесприютной свободой с тобою мы пьяны.

Хороводы деревьев сквозь тени текут.
И костер из снегов вырастает до неба.
Там Луна, словно желтый парчовый лоскут,
Как краюха душистого белого хлеба.

Этой ночью, сейчас, я смогу стать собой.
Ты, Декабрь, увидишь нутро мое волчье.
Вкруг костра раздается пронзительный вой
Этой ночью, сегодня, сейчас, этой ночью.

Древние славяне почитали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были так же медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, стаи волков-метелей, а также души замерзших людей.

Кстати, по медвежьему хотению и зима студеная длится: когда повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось («На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой»).

Ночь Карачуна совпадает с зимним солнцеворотом и одним из самых холодных дней зимы, когда перестают укорачиваться дни, а ночи не удлиняются. Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун.

Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках. У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь. По-русски это смерть, погибель, а также злой дух.

Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер.

С другой стороны, слово «карачить» в словаре Даля объясняется как пятиться задом, ползком, «скорячило» - скорчило, свело.

По-сербски же «крачати» - шагать. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Корочун — самая длинная ночь в уходящем Коло, пора всевластия тьмы. Это — время Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что всему есть свой срок. Ночь на Карачун, чародейная пора, когда врата меж Явью и Навью широко распахнуты и навье безпрепятственно заглядывает В Явь, покров которого истончён, и за ним можно увидеть проблески истинной природы мироздания, того, что за пределами плоти, за пределами всех имён и форм. Это замершее время - безвременье, конец и начало времени — это прообраз ночи мира, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно преддверие нового возрождения. Мудрые изпользуют это время для общения с навними... ночь прозрения и безмолвного видения того, что скрыто. Это время очищения души и тела, когда желательно, внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел. В ночь Корочуна, Навьи Боги, Духи и души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям и Серп Мары рассекает спутанные за прошедшее время, Покутные нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи... Для иных — это ночь безумия и чёрного ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз - просто повелитель зимних холодов.

Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою. Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами.
Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! Его дыхание производит сильную стужу.
Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные облака — его волосы.
Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец.
С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!
На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.
Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны!
Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками.
Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».
В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.

Сказка А. Ремизова - Корочун
Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок.
Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.
И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!
Царствует дед Корочун.
В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень - и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.
Царствует дед Корочун.
Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.
Звездные ночи, яркие, все видно в поле.
Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет - не попадайся!
А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного - палкой, так что секнет надвое кожа.
На изменника - семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет - семь рубцов, другой хлестнет - четырнадцать.
И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы - глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.
Люты морозы - глубоки снеги.
Не скоро свету - солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку - Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться - нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный - Корочун неугомонный...
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время - рассказывает сказки.

Надо заметить, что Карачун один из самых загадочных и малоизвестных праздников. Обычно исследователи определяют зимнее солнцестояние, как начало нового года, и далее святочная неделя с колядованием и ряжением. И это действительно так, но все это происходит уже после 25 декабря, когда "солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз" Этому бурному веселью предшествовали несколько дней, когда "солнце стояло" на нашей широте, (а еще севернее вообще исчезало и не показывалось). Естественно, что люди, живущие в тесном контакте с окружающим миром, придавали этому явлению очень важное значение.

Итак, солнце застыло или исчезло, солярный круговорот прервался, мир вокруг закоченел. Конечно, наши предки понимали, что через несколько дней все изменится и встанет "на круги своя", но сей час во время безвременья необходимо уйти в себя. Нырнуть в бездонный колодец своей души, опуститься в темное подсознательное, привести в порядок все то, что накопилось за прошедшее время. Очиститься жертвенным огнем и вступить в следующий солярный цикл обновленным и полным сил.

Мы видим, что крутится - вертится Коло Сварожье от веку - водят Хоровод свой Родные Боги, Круговерть Всемимрья правя, Коловращение Вечное неустанно верша. А на Земле-Матушке люди добрые на Деяния Божеские глядят, Богов Родных славят, да сами через те славления Силами Божескими наполняются, Единство Рода в сердцах вещих радениями восстановляют. Было так в пору древности седой, и есть тако ныне, и будет так же - пока Солнце светит, пока Земля родит! Во славу Родных Богов.

Новости Партнеров

Бог Зимних Морозов Карачун имеет довольно суровый нрав, поэтому и появляется он в самые холодные дни года, однако, тем, кто ведет праведную жизнь, не стоит его бояться, к тому же период его правления очень недолог. Его власть столь же сильна, как и декабрьские холода - в его силах забрать жизнь у любого, кто не следует его законам.

Место в пантеоне славянских Богов

В славянской мифологии Карачун является Богом Зимы, хотя по некоторым версиям его считают одной из ипостасей Чернобога или очередным обличием Кощея. В любом случае он повелевал темнотой и морозами, поэтому, если наступала лютая стужа, все вокруг коченело, значит, пришел Карачун.

Бог был крайне злым, но имел на то право, он мог существенно укоротить жизнь любого человека или животного, так что нередко падеж скота связывали именно с ним. Кроме того, считалось, что на человека, страдающего частыми судорогами, прогневался именно этот темный Бог, поэтому необходимо было как можно скорее его умилостивить, в противном случае хворь могла привести к смерти.

Почитание

За две недели до Карачуна (21-25 декабря) начинается так называемое Время Молчания, когда нужно отдавать долги, прощать обиды, завершать начатые дела и избавляться от всего ненужного. Следует очистить свою душу и тело, ограничивая себя в пище, но и стараться следить за чистотой помыслов, произнесенных слов и совершенных поступков. Мудрые люди могут открыть для себя новые истины, прозреть и увидеть то, что другим не дано, но вот остальных может охватить дикий ужас и безумие.

Изображение и символика

Изображение Карачуна зачастую связывают с фигурой Деда Мороза - это седой бородатый старец с суровым выражением лица, облаченный в синий кафтан или белую шубу. Его непременным атрибутом является посох, которым он насылает крепкие холода. Его сопровождает свита: метель в виде белых волков, птицы-вьюжницы, медведи-шатуны, созданные из снежных буранов и иногда даже умершие люди, замерзшие на холоде.

У славян Бог Карачун еще мог называться и по-другому – Корочун (укр.), Крачун (закарп.), Коронуй (белор., ударение на «у», обозначает внезапную смерть), а также Крачунец (молд.). Славяне Закарпатья часто называют праздничный пирог, испечённый под Рождество, именем этого Бога – «крачунец». Словарь Даля показывает взаимосвязь имени Бога с болезненным состоянием человека – «скорячило», что значит, свело ногу, спину, либо скорчило человека. У него же мы находим «карачить», когда пятятся назад.

Славянская мифология по-разному представляет этого Бога. Кто-то из исследователей полагает, что это одна из ипостасей Чернобога , кому видится зимний Бог очередным обличьем Кощея (Кощного Бога), а кто-то при более позднем рассмотрении полагает, что это сам Мороз – Бог Зимы. Есть и представление того, что Карачун – это темный бог подземного царства, который слывёт Повелителем морозов и темноты, Бог Зимы.

В сказках мы находим образы этого зимнего Бога. Например, есть сказка Ремизова А., которая так и называется «Корочун»:

Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок.
Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.
И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!
Царствует дед Корочун.
В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень — и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.
Царствует дед Корочун.
Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.
Звездные ночи, яркие, все видно в поле.
Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет — не попадайся!
А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного — палкой, так что секнет надвое кожа.
На изменника — семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет — семь рубцов, другой хлестнет — четырнадцать.
И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы — глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.
Люты морозы — глубоки снеги.
Не скоро свету — солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку — Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться — нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный — Корочун неугомонный…
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время — рассказывает сказки.

Здесь мы видим и обрядовость славян по отношению к задабриванию Бога Карачуна, и характер самого зимнего Бога, и поведение животных в такой час, когда злой дух шагает по Земле. Приходом Карачуна ознаменовано Солнцестояние, когда все коченеет, останавливается, движения не заметно, света белого не видно. Конечно же, древние понимали, что через пару дней вся эта остановка пройдет, всё начнет двигаться, встанет «на круги своя» Коло Сварога, и солнце вновь начнет свое шествие.

Что знают о Карачуне славяне?

Карачун по поверьям древних славян не только повелевал морозами, тьмой в зимнюю пору. Еще он прославился тем, что был злым по нраву, а также мог намного сократить жизни человека. Позже уже стали называть его Богом скотьего падежа. Люди стали замечать, что именно в период правления Карачуна зимой домашний скот особенно погибал от лютых морозов.

Некоторые наши предки славяне полагали, что именно этот темный Бог насылает на людей такие болезни, в которых отмечаются судороги. Если не умилостивить данного Бога, то состояние больного от судорог часто переходит в смерть. Так и говорят даже и сегодня: «Хватил его карачун», когда человек скоропостижно скончался. А если вы услышите «задать карачуна», то это обозначает – пришибить кого-то, убить или даже – замучить.

Вот что пишут о Карачуне сейчас:

Корочун - последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года.

Корочун - это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года.

Корочун - это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

Ночь Корочуна, последняя ночь уходящего Года - это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

Для мудрых Корочун - Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных - это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь.

За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания - пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них - как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?

Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства - Откровение Вещей Ночи… Студень (Декабрь) — месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался «волчий месяц».

Даты и символика Карачуна

Карачуну посвящен свой период календарного года. С 21 по 25 декабря Бог Карачун является предвестником и знаком прихода Бога Зимнего Солнца – Коляды . Более поздний календарь отмечает 25 декабря днем Спиридона-солнцеворота. В связи с тем, что в этот период оканчивается зимнее солнцестояние и ночь идет на спад, существует понимание, что Карачун укорачивает ночь.

Часто говорят о том, что Карачун часто превращается в Мороза, или в Деда Мороза, который пребывал какое-то время в плохом настроении. По поверьям народа всегда считалось, что именно 23 декабря (месяц назывался раньше – студень) является самым холодным, морозным и темным временем в году.

Некоторые считают, что Карачун является седым старцем, у которого довольно суровое лицо, тяжелый взгляд. На нем надет синий кафтан, отороченный белым мехом, а иногда его изображают в белой шубе с непокрытой головой. У Карачуна всегда в руках посох, которым он наводит на Землю крепкий мороз.

У этого Бога есть своя свита, которая входит также в его символику – белые волки, формирующиеся из метели, птицы-вьюжницы, снежные бураны, обращающиеся в медведей-шатунов и даже души умерших людей, что когда-то погибли от замерзания.

Символика зимнего темного Бога отразилась в названиях – декабрь месяц у некоторых славян до сих называют «волчьим месяцем», когда чаще всего волки воют от голода и холода. А что касается медведей, то считалось, что во время Карачуна (или Зимнего Солнцеворота) медведь должен повернуться на другой бок в своей берлоге. Так и говорят: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Между тем не стоит сильно бояться Карачуна, ведь его правление недолгое - следом за 25 декабря всегда приходит благостное время для празднования прихода и правления Коляды. Да и день после Карачуна всегда уже будет постепенно удлиняться. Да и есть такое поверье, что снежные волки Карачуна питаются людскими неправедными поступками, а потому вреда не чинят тем, кто живет правильной жизнью (идет по пути Прави).

Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на 12 частей, изображался на ритуальных чашах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Сварог - языческий бог-кузнец у древних славян, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей, Сварог - верховный бог восточных славян, небесный огонь.

Н.Бабурин «Праздник в старом холуе» (megabook.ru)

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому из порядка полутора сотен различных праздников особо выделяются четыре, напрямую связанные с годичным оборотом Коло Сварога, Колеса Сварога (Сварга - это Звездное Небо).

Это Корочун, Комоедица, Купало и день Сварога. Впрочем, в различных областях России эти праздники могут иметь и свои собственные оригинальные названия. Масленице, чьей древней прародительницей как раз является Комоедица, и празднику Ивана Купалы посвящены отдельные материалы нашего фронт-проекта (гиперссылки на тексты «Масленица - наш русский карнавал» и «Праздник Ивана Купалы: очищение огнем и водой»). В данном же случае поговорим о двух других важнейших для древних славян праздниках, которые приходятся на закат года - осень и зиму.

Праздник Небесного Кузнеца — Сварога был связан с наступлением осеннего равноденствия (20-23 сентября по григорианскому календарю). К этому времени уже прошли обряды «закрытия Сварги » (прерывание живой связи между Небом и Землей).

Сварог

Обычно в эти же дни отмечают и праздник осеннего урожая, а в некоторых областях - и День Рода (и рожениц). Но, тем не менее, считается, что эти дни знаменуют постепенное приближение зимы, землю постепенно сковывает мороз, влияние светлых Богов уменьшается. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и искусство ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур (первых кур древние славяне приносили Сварогу в жертву).

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при этом девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — «канун», «свеча») называли совместную трапезу полноправных членов деревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины с языческих времен повсюду сохранялись в общественном быту крестьян. Впрочем, с утверждением христианства на Руси братчины также трансформировались и стали восприниматься как благочестивый обычай коллективного поминовения местночтимого святого.

Корочун - самый короткий день в году, когда Кощный Бог окорачивает уходящий год. Празднуется накануне зимнего солнцеворота (22 декабря) или Коляды (праздник, который, как принято считать, позднее был приурочен к Рождеству и Святкам). Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Корочун (Карачун, второе имя Чернобога) — божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Корочун

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок - значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Коло Сварожье — годовое колесо славянских племен

В народе понятие «карачун» в значении «погибель», «смерть» используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — «пятиться задом, ползком», «скорячило» — «скорчило», «свело». Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти, уступая ночи.

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в сон. Это - более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

) — в ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЙ мифологии в этот день берет в свою власть — Чернобог — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами. День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога, аналога Деда Мороза) — приходился на день Зимнего солнцеворота, самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы - и самая длинная ночь. По славянским поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.
В 2016 Карачун приходится на 21 декабря и ночь на 22 декабря - когда наступает самая длинная ночь (21 декабря - в 21 час 11 минут по московскому времени солнце максимально опустится в южное полушарие, и наступит астрономическая зима. Долгота светового дня на широте Москвы составит 6 часов 56 минут). После природного Нового Лета (года) - день начнет прибавляться (на Коляду с 22 декабря), пока не сравняется по продолжительности с ночью в день Весеннего равноденствия, а потом не станет самым длинным в день Летнего солнцестояния

В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.
Празднуется Карачун накануне Коляды (Зимнего Солнцеворота - в 2016 пападает на 22 декабря). Зачин проводят жрецы Чернобога. По поверьям, ночь перед Колядой благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и прочих магических обрядов и ритуалов.

Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой ».

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Дед Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою.

Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами.

Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет!

Его дыхание производит сильную стужу.

Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова.

Снежные облака — его волосы.

Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец.

С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!

На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.

Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны!
Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками.

Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием.

Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.н. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

Царствует дед Карачун
Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок. Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!

В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Карачун ударяет дубиною в пень — и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.

Царствует дед Карачун.

Коротит дни Карачун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.

Звездные ночи, яркие, все видно в поле.

Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Карачун и ревет — не попадайся!

А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного — палкой, так что секнет надвое кожа.

На изменника — семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет — семь рубцов, другой хлестнет — четырнадцать.

И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы — глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы
Люты морозы — глубоки снеги.
Не скоро свету — солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку — Карачун кутью любит. А будешь на Святках рядиться — нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный — Карачун неугомонный…
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время — рассказывает сказки.

КАРАЧУН — преддверие КОЛЯДЫ
— последний день-ночь накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старое солнечное Лето (год) в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового солнечного Лета (года).

— это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Лета (года).

— это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

4. Ночь Корочуна , последняя ночь уходящего солнечного Лета (года) — это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

5. Для мудрых Корочун — Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных — это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь.

6. За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

7. Это время очищения души и тела , когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

8. В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?..

9. Слышишь, как трещит мороз на улице ? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи…

Также Корочун — одно из Имён Чернобога или один из Тёмных Ликов Бога Велеса. По славянским поверьям, накануне Зимнего Солнцеворота Кощный Бог (Кощей, Чернобог, Тёмный Велес) «окорачивает» — завершает Старый Лето (год) перед рождением Нового Лета (года) и Нового Солнца на Коляду.
Ср. также сербо-хорв. крачати — «шагать» (отсюда Корочун — «шагающий день», то есть переходный день, связанный с Солнцеворотом.

В каждой седмице есть свой «малый Корочун» — шесток (суббота), день Жнеца (планеты Сатурн, считающейся в Звездознатстве «неблагой» планетой), предшествующий неделе (воскресенью), дню Даждьбога (Солнца). Кощного Бога, Покровителя Жнеца (планеты Сатурн) иногда изображают в образе Старика с обсидиановым серпом (обсидиан — один из камней, покровительствуемых Жнецом-Сатурном), которым Он рассекает — «окорачивает» Нити Судеб Мира накануне воскресенья (от древнерус. крес — «огонь») — «дня рождения» (воскресения в смысле «возжигания») Солнца новой седмицы.

КАРАЧУН (КОРОЧУН) - самый короткий день в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка Коловорота.
Это - день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что

МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ,
И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ,

что нам ничто не принадлежит здесь - в этом мире, в этом лете (году), в этой жизни -
и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕЗСМЕРТНЫ…

Источник - http://ruspravda.info/Karachun-Korochun-2894.html